Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты правового регулирования рекламной деятельности 5
1.1. Исторический аспект законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование рекламной деятельности 9
2. Современное состояние нормативного регулирования рекламной деятельности 13
2.1. Анализ деятельности УФАС по вопросам регулирования рекламной деятельности 13
2.2. Проблемы регулирования рекламной деятельности в России 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Словосочетание «лучший товар» предполагает, что он является самым востребованным и качественным, а другие предприятия рынка не имеют данных показателей. Такое утверждение является некорректным сравнением аналогичного товара других изготовителей, то есть недостоверной рекламой.Использованный в рекламе способ подачи с использованием слогана «лучший товар города» исключал наличие у товара-конкурента положительных качеств, и подразумевалось, что он имеет худшие характеристики чем «товар города». В данном случае негативная оценка товара-конкурента вытекала из формы подачи и смысла рекламной информации. Использование таких словосочетаний недопустимо, и нарушает требование Федерального закона.Возникает вопрос, все ли охватывают требования, предъявляемые к рекламе согласно законодательству.В настоящее время ФЗ «О рекламе» и иные нормативно-правовые акты можно считать «недоработанными» в связи с тем, что рекламное законодательство Российской Федерации не является совершенным для использования определенных этических приемов и методов. По сути, рекламное законодательство не вышло на тот уровень, когда общество перестанет думать, что «что не запрещено, то разрешено».Работая в сфере рекламы люди зачастую нарушают элементарные этические нормы, нормы марали и нравственности что способствует подрыву института рекламы в целом. Создается негативное впечатление о рекламе в целом. Данный механизм становится «мертвым» и «отталкивающим». В связи с этим общественное мнение меняется на противоположенное: «если рекламируют - значит плохое, хороший продукт рекламировать не надо».В настоящий момент можно заметить, что постепенно формируются предпосылки для того, чтобы в перспективе отечественной рекламной деятельности и создаваемой в стране рекламной продукции мы сумели вплотную приблизиться по своим организационным и качественным параметрам, к мировому уровню. Также одной из причин является экономическая ситуация в стране: которая объективно мешает развитию рекламной деятельности, которая в свою очередь характеризуется сравнительно низкими темпами прироста производства, невысокой покупательной способностью значительной части российского населения. В результате снижается эффективность рекламы, а для большинства рекламодателей она становится непомерно дорогой, что вынуждает последних идти по пути удешевления рекламной продукции через снижение художественных и эстетических требований к ней. Полноценно реклама работает лишь в крупных городах, где покупательская способность населения в среднем выше чем по всей стране.Также остается открытым вопрос о контроле рекламы в сети интернет. Реклама в интернете является одним из самых стремительно развивающихся способов ее распространения. Реклама, распространяемая по средствам сети интернет, также является наиболее эффективным способом для привлечения клиентов и рекламы товаров и услуг. Необходимость контроля такой данной отрасли сподвигла законодателей во всем мире к созданию специальных норм регулирующих рекламную деятельность и отношения, возникающие на ее фоне в сети интернет. Практическое отсутствие регулирование данного вида рекламы у нас в стране порождает множественные нарушения законодательства.Проанализировав данную проблему можно прийти к выводу, что правовое регулирование рекламной деятельности остается несовершенным. Федеральный закон «О рекламе», несмотря на многократные редакции, все еще не в полной мере отвечает ожиданиям отечественных рекламистов. Также складывается мнение, что ФЗ «О рекламе» был создан для защиты интересов только лишь рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, интересы потребителя стоят на последнем плане. Требуется совершенствование законодательства для достижения положительных результатов в этой отрасли и защиты интересов всех участников данных отношений.На сегодняшний день можно говорить о низкой эффективности борьбы с ненадлежащей рекламой ввиду отсутствия взаимодействия между антимонопольными и правоохранительными органами. На наш взгляд, для борьбы с незаконной рекламой необходимо наделить правом рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе органы полиции и налоговые органы.Кроме того, органы прокуратуры могут привлекать специалистов Федеральной антимонопольной службы для проведения совместных про-верок, также прокурор может направлять заявления о возбуждении дела об административном правонарушении.Именно прокурор призван координировать контролирующие и пра-воохранительные органы в случаях, когда на практике административная ответственность взаимодействует с уголовной ответственностью.Органы прокуратуры в рамках контроля за соблюдением законо-дательства о рекламе имеют право обращаться и исками в суд при наличии признаков нарушения рекламного законодательства, проводить прокурорские проверки и выносить предписания. На наш взгляд, при взаимодействии с антимонопольными органами и осуществлением сов-местных проверок планового и внепланового характера, эффективность надзора повысится.По нашему мнению, контроль за рекламной деятельностью должны осуществлять органы исполнительной власти и органы местного са-моуправления, поскольку ненадлежащая реклама имеет широкие границы распространения и может причинить вред интересам граждан на всей территории РФ.Основными направлениями государственного контроля в сфере производства, распространения и размещения рекламы являются пресечение ненадлежащей рекламы, вводящей в заблуждение потребителей и защита от недобросовестной конкуренции [4, с. 170].Имеет место низкий уровень эффективности применения админи-стративной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, поскольку предусмотрено наказание только в виде штрафа независимо от характера правонарушения.При этом санкции административного права по своей суровости приближаются к уголовно-правовым (штраф устанавливается для юри-дических лиц по общему правилу в размере до 6 млн рублей — ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ); очевидна и несправедливость привлечения за одно и то же деяние физического лица к уголовной, а юридического — только к административной ответственности (например, при осуществлении пред-принимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) — ст. 171 УК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ) [5, с. 8-9].Зачастую крупным юридическим фирмам легче платить штрафы за ненадлежащую рекламу, чем соблюдать законодательство о рекламе. Иногда производители рекламы и вовсе включают размер штрафа в стоимость рекламы.Такое положение, безусловно, мешает достижению основной цели административного наказания — предупреждению совершения новых правонарушений. Сложившуюся проблему, на наш взгляд, можно решить путем включения иных наказаний в санкцию ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. Наказание за нарушение рекламного законодательства должно носить не только имущественный, но и личный характер, связанный с наложением отпечатка на репутацию юридического лица, прибегающего к недобросовестной рекламе.Кроме того, если обратиться к перечню видов наказаний, то к на-рушителям законодательства о рекламе можно применить такое наказание, как административное приостановление деятельности. Также имеет смысл повысить размеры штрафов. При этом важно помнить, что такое наказание как приостановление деятельности может быть назначено только судом, при этом срок административного приостановления должен быть увеличен до года, для повышения эффективности наказания. Антимонопольные органы должны принимать меры для передачи дела в суд, если становится очевидно, что лицо, привлекаемое к ответственности неоднократно и злостно, нарушает законодательство [6, с. 32].Еще одной проблемой эффективности применения мер админи-стративной ответственности за нарушение законодательства о рекламе является отсутствие уголовной ответственности за систематическое из-готовление и размещение ненадлежащей рекламы.В 2006 году утратила силу статья 182 УК РФ [7], которая преду-сматривала ответственность за заведомо ложную рекламу. В связи с этим нарушение законодательства о рекламе перешло в разряд административных проступков. На наш взгляд, это является серьезным упущением законодателя, поскольку для правонарушителей стало количество рисков существенно снизилось. Несмотря на то что юридические лица не являются субъектами преступлений, к уголовной ответственности могли привлекаться учредители и руководители, чья вина доказана судом.Среди ученых до сих пор не утихают споры о регулировании поли-тической рекламы, в частности предвыборных обещаний в период агитации. Так, исследователь В. А. Егупов считает, что при неисполнении предвыборных обещаний по истечении полномочий должностного лица оно должно быть привлечено к уголовной ответственность и лишаться права занимать выборную должность и избираться [8]. такой состав преступления должен содержать раздел Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти».На наш взгляд, не только за заведомо ложную политическую рекламу необходимо вводить уголовную ответственность, но и за заведомо ложную коммерческую и социальную рекламу. Полагаем целесообразным вернуть ст. 182 УК РФ и назвать ее «Злостное нарушение законодательства о рекламе либо злостное уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа». Это позволит гораздо эффективнее противодействовать нарушениям рекламного законодательства.Низкий уровень эффективности применения административной ответственности связан с отсутствием четкого распределения ответственности между субъектами рекламной деятельности. Неясным остается вопрос о пределах административной ответственности изготовителя рекламы, отвечающего за действия других субъектов рекламной деятельности [8, с. 6].Рекламодатель и распространитель рекламы могут нести ответственность и при отсутствии вины, что противоречит принципу справедливости, поскольку оба субъекта не являются специалистами рекламного дела.На наш взгляд, законодателю необходимо закрепить за рекламодателем обязанность предоставить производителю рекламы достоверные сведения об объекте рекламы, а в случае отказа не заключать договор и требовать возмещения убытков. Кроме того, производитель рекламы обязан проинформировать рекламодателя о том, что произведенная реклама может нарушать положения законодательства. Такие изменения позволят четко распределить административную ответственность между субъектами рекламной деятельности.С развитием научно-технического прогресса в сфере рекламной деятельности появляются новые проблемы, требующие разрешения законодателя. На сегодняшний день реклама в интернете практически неподконтрольна. Современное законодательство неспособно охватить весь спектр рекламных услуг и средств ее доведения до потребителей, чтоделает контроль государства малоэффективным.В законе о рекламе нельзя встретить положений о распространении рекламы в интернете, а значит, субъекты данной рекламной деятельности не будут подлежать административной ответственности, от чего будут страдать потребители, чьи права могут безнаказанно нарушаться.Таким образом, на сегодняшний день очистить информационное пространство от назойливой коммерческой рекламы — задача не из легких, но решать ее нужно как можно скорее. И пока нет уголовной ответственности за ненадлежащую рекламу, применять необходимо все имеющиеся административно-правовые средства противодействия ей.ЗаключениеРекламная деятельность - это важный элемент рыночных отношений, который способствует развитию конкуренции в нашей стране. Задача государственного регулирования сделать так, чтобы конкуренция была достоверной и добросовестной, проходила в строго заданных рамках. Именно поэтому государственное регулирование рекламной деятельности ориентировано на то, чтобы позволить хозяйствующим субъектам распространять или размещать о себе рекламу, а также, обеспечить интересы их конкурентов и контрагентов, не допустить недобросовестности и некорректности в отношении них. Антимонопольное законодательство - комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию НПА, контролю за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынках, защиты конкуренции на рынках услуг, деятельности субъектов естественных монополий, а также рекламы. Таким образом, одна из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы - это осуществление функций контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы, и принятие подзаконных нормативных правовых актов в сфере рекламы. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы России определены Федеральным законом «О рекламе», который был принят в 2006 г. Основные направления государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы :– пресечение ненадлежащей рекламы, которая способна ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред гражданам; – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы; – привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.Список использованных источниковФедеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019).Авдеев В. В. Антимонопольное право: нарушение законодательства о рекламе // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3 (165). С. 32-37.Баранова М. В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2010.Баранова М. В. Систематизация законодательства о рекламе / М. В. Баранова, Ю. В. Черячукин // Юрист, 2001. № 7. С. 54-55.Девочкина Е. Ф. Анализ нормативно-правовой базы регулирования рекламного рынка в России // Статистика и экономика, 2014. № 2. С. 65-67.Егупов В. А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламопроизводителя и проблемы ее применения // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 4-11.Егупов В. А. Реклама в системе правовых отношений: проблемы и пути совершенствования российского рекламного законодательства // Вестник Екатерининского института. 2016. № 1. С. 44-49.Жуковская Л. М. История развития и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе // История государства и права, 2007. № 13. С. 7-9.Иванов В. И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1979.Карягина А. В. Политико-правовые основы рекламной деятельности в РФ на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: проблемы трансформации законодательства // Вестник ТИУиЭ, 2011. № 2. С. 65-68.Кондратов М. А., Медведев С. С. К постановке вопроса об уголовной ответственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023.Кондрашова Н. А. Становление и развитие законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 8-3. С. 631-634.Рожков И. Я. Реклама советского периода: как это было // Знание. Понимание. Умение. № 2, 2007. С. 171-178.Рожков И. Я. Реклама советского периода: как это было // ЗПУ, 2007. № 2. С. 171 -178.Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 4. С. 167-171.УченоваВ. В., СтарыхН. В. История рекламы. Детство и отрочество. М.: Смысл, 1994. 112 с.Челышев М. Ю. О рекламе, коммерческой рекламе и рекламной деятельности как о правовых категориях // ВЭПС, 2008. № 2. С. 71-81.Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М.: Фирма «СПАРК», 1994. 335 с.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019).
2. Авдеев В. В. Антимонопольное право: нарушение законодательства о рекла¬ме // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3 (165). С. 32-37.
3. Баранова М. В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2010.
4. Баранова М. В. Систематизация законодательства о рекламе / М. В. Баранова, Ю. В. Черячукин // Юрист, 2001. № 7. С. 54-55.
5. Девочкина Е. Ф. Анализ нормативно-правовой базы регулирования рекламного рынка в России // Статистика и экономика, 2014. № 2. С. 65-67.
6. Егупов В. А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламо¬производителя и проблемы ее применения // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 4-11.
7. Егупов В. А. Реклама в системе правовых отношений: проблемы и пути совершенствования российского рекламного законодательства // Вестник Екатери¬нинского института. 2016. № 1. С. 44-49.
8. Жуковская Л. М. История развития и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе // История государства и права, 2007. № 13. С. 7-9.
9. Иванов В. И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1979.
10. Карягина А. В. Политико-правовые основы рекламной деятельности в РФ на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: проблемы трансформации законодательства // Вестник ТИУиЭ, 2011. № 2. С. 65-68.
11. Кондратов М. А., Медведев С. С. К постановке вопроса об уголовной от¬ветственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государствен¬ного аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023.
14. Кондрашова Н. А. Становление и развитие законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 8-3. С. 631-634.
15. Рожков И. Я. Реклама советского периода: как это было // Знание. Понимание. Умение. № 2, 2007. С. 171-178.
16. Рожков И. Я. Реклама советского периода: как это было // ЗПУ, 2007. № 2. С. 171 -178.
17. Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 4. С. 167-171.
18. УченоваВ. В., СтарыхН. В. История рекламы. Детство и отрочество. М.: Смысл, 1994. 112 с.
19. Челышев М. Ю. О рекламе, коммерческой рекламе и рекламной деятельности как о правовых категориях // ВЭПС, 2008. № 2. С. 71-81.
20. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М.: Фирма «СПАРК», 1994. 335 с.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты рекламной деятельности регулируются в России?
В России регулируются различные аспекты рекламной деятельности, такие как содержание рекламы, ее распространение и размещение. Нормативное правовое регулирование включает требования к объявлению, запреты на ложную и недостоверную рекламу, ограничения на рекламу определенных товаров и услуг.
Как развивалось законодательное регулирование рекламной деятельности в России?
Исторически законодательное регулирование рекламы в России прошло несколько этапов развития. В начале 1990-х годов был принят Закон "О рекламе", который устанавливал основные правила рекламы. В последующие годы разработаны и приняты дополнительные нормативные акты, в частности, Федеральный закон "О рекламе" и Положение о порядке осуществления рекламной деятельности.
Какая организация занимается регулированием рекламной деятельности в России?
В России регулирование рекламной деятельности осуществляется Федеральной Антимонопольной Службой (УФАС). Она разрабатывает и применяет нормативные акты, контролирует выполнение законодательства о рекламе, а также рассматривает жалобы и конфликты, связанные с рекламой.
Какие проблемы возникают в процессе регулирования рекламной деятельности в России?
В процессе регулирования рекламной деятельности в России возникают различные проблемы. Некоторые из них связаны с недостатком четких и конкретных нормативных актов, что может приводить к неоднозначной трактовке законодательства и возникновению споров. Также проблемой является эффективность контроля за соблюдением требований закона, особенно в онлайн-среде.
Какие организации отвечают за регулирование рекламной деятельности в России?
В России регулирование рекламной деятельности осуществляют различные организации. Кроме УФАС, также свою роль выполняют Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерство здравоохранения и другие организации, в зависимости от конкретных областей рекламы.
Каковы теоретические аспекты правового регулирования рекламной деятельности?
Теоретические аспекты правового регулирования рекламной деятельности включают в себя изучение роли рекламы в экономике, ее влияния на общественные отношения, обеспечение законности и защиту прав потребителей.
Каков исторический аспект законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России?
Исторически законодательное регулирование рекламы в России началось с принятия Закона "О рекламе" в 1991 году. В последующие годы в законодательстве были внесены множество изменений и дополнений, а также приняты отдельные нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения в области рекламы и рекламной деятельности.
Каково современное состояние нормативного регулирования рекламной деятельности в России?
Современное состояние нормативного регулирования рекламной деятельности в России предполагает наличие Закона "О рекламе" и ряда подзаконных актов, устанавливающих порядок и правила проведения рекламных кампаний, требования к рекламным материалам, ответственность за нарушение законодательства в области рекламы.