Государственное регулирование малого предпринимательства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 26 26 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.09.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Комплекс действующих правовых норм, регулирующих деятельность субъектов малого бизнеса 5
1.2. Сущность и цели механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства 10
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ ФОРМ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 16
2.1. Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях 16
2.2. Состояние и динамика развития малого бизнеса 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Рисунок 3 – Динамика среднесписочной численности занятых в Российской Федерации за 2008-2018 года [16] Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам за 2017 год (рисунок 4). Территориальное распределение малых и средних предприятий отражает общую структуру жителей России. По данным Росстат, наибольшее число малых и средних предприятий сосредоточено в Центральном (30,3%), Приволжском (18%), Южном (12,1%) федеральных округах.Рисунок 4 – Оборот малых и средних предприятий в Российской Федерации по федеральным округам, 2018 г., % [16]По общему числу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 году, среди регионов России лидируют: г. Москва (749 788), г. Санкт-Петербург (340 781), Московская область (302 606), Краснодарский край (276 149), Свердловская область (196 453), Ростовская область (171 733). Преимущественно это регионы, где расположены крупнейшие агломерации страны с развитой сферой услуг. По данным Банка России за 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса составил 5,16 трлн. руб., что выше уровня 2015 года на 1,6%. С начала 2017 года общий объем предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов рублях составил 3,35 трлн. руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд. руб. (т.е. 7,0% от общего объема кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу). Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора малого и среднего предпринимательства. В 2016 году реализовались две ключевые программы финансовой поддержки данного сектора – предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства, а также программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (рисунок 5).Рисунок 5 – Доля предоставленных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса в рублях с применением различных программ поддержки за 2018 год [16] Общий объем предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2017 году составил 159,6 млрд. руб., а с начала 2018 года по данным программам - 128,9 млрд. руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства в рублях в 2017 году составила 3,1%. В 2018 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилось – до 3,4%. В июле 2017 года средневзвешенные ставки по предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам в рублях сроком до 1 года составляли 13,3%, на срок свыше 1 года составляла 12,44%. Повышенное внимание к трудностям малого и среднего бизнеса в последние несколько лет обосновано также и введением санкционных мер в отношении Российской Федерации со стороны зарубежных компаний. Можно сказать, что в некой степени возникшие сложности не только не приостановили развитие отечественного предпринимательства, а напротив, подтолкнули его к скорейшему восстановлению и усовершенствованию, предопределив глубинные, трансформационные процессы в экономике России [17]. Для эффективной работы в направлении содействия развития малого и среднего бизнеса органы государственной власти должны не только своевременно осуществлять мониторинг и работать над улучшением качества деловой среды, но и контролировать достижение основных целей и задач, стоящих перед малым и средним бизнесом на уровне государства. В связи с вышесказанным направлениями совершенствования механизма государственного регулирования и политики развития малого и среднего бизнеса могут стать следующие:- использование федеральными министерствами усовершенствованных методов обеспечения эффективного распределения государственных финансовых ресурсов; - формирование механизма, способствующего повышению заинтересованности органов власти различного уровня в развитии данного сегмента экономики и обеспечивающего адекватность законодательной базы и механизма налогообложения современным условиям; - стимулирование деятельности организаций, специализирующихся на создании и внедрении современных инвестиционных технологий, обеспечивающих льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса [18]. Для повышения эффективности существующей системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе, считаем необходимым внедрение следующих мер: – строгое распределение функций поддержки между различными уровнями и органами управления при сохранении за центральными органами власти общих координационных функций; – снижение налоговой нагрузки и административных барьеров на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия; – реализация программ кадрового содействия малому бизнесу, в том числе путем развития системы муниципального заказа на профессиональное образование специалистов нужных профессий с последующим их трудоустройством на предприятиях муниципальных образований; – формирование системы косвенной поддержки малого бизнеса при рациональном сочетании прямых и косвенных мер поддержки; – привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; – поощрение формирования общественных организаций, обеспечивающих координацию программ и выполнение всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства; – развитие системы поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и фирм, находящихся на грани банкротства; – предоставление малым предприятиям муниципальных заказов путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле заказов; – постоянное изучение и адаптация на территории региона успешного опыта поддержки малого бизнеса в других регионах России и зарубежных странах.Таким образом, государственная поддержка малого и среднего бизнеса – это предоставление режима наибольшего благоприятствования, а также создание органами государственной власти, как правовых, так и экономических условий для целей его успешного развития, включая предоставление материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Государственное регулирование деятельности малого и среднего бизнеса преимущественно основывается на применении специального законодательства, а также системы целевых программ.ЗАКЛЮЧЕНИЕРоссии пришлось столкнуться с достаточно серьезным экономическим вызовом в связи с небольшим экономическим ростом, а также с увеличением качества жизни и доходов населения. Всемирный экономический кризис привел к негативным процессам в обществе, таким как: снижение объемов производства, снижение доходов населения и рост уровня безработицы. На данный момент времени развития экономики России МСП находится в двойственном положении. С одной стороны, если государство не будет поддерживать малое и среднее предпринимательство, то его развитие будет весьма затруднено. А с другой стороны, излишнее государственное вмешательство и регулирование не способствует обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого и среднего предпринимательства. Из - за этого появляется необходимость исследования способов и механизмов государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства, а также выявления наиболее оптимальных вариантов такого регулирования. В стратегии развития малого и среднего предпринимательства прописано, что государственное регулирование малого и среднего предпринимательства должно быть продумано до деталей. Чтобы результат, который достигнут субъекты МСП не способствовал тому, чтобы они уклонялись от налогов, а наоборот приносил экономике страны только пользу. Во многих развитых странах мира государственное регулирование МСП является эффективным, именно поэтому доля малого бизнеса в этих странах составляет около 50 - 60 % , а в некоторых странах этот показатель достигает 90 % ВВП. Российской Федерации для хорошего развития в этом секторе необходимо разработать целенаправленную политику государства для создания благоприятных условий деятельности малого и среднего предпринимательства. Российской Федерации необходимо обеспечить частичную, но при этом максимально продуктивную государственную поддержку малому и среднему предпринимательству, разработать программу последующих действий, поставить конкретные цели и создать механизмы для их осуществления.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБагратуни К.Ю., Данилина М.В. Теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса: монография. М.: Русайнс, 2015. – 162 с. Дашевская И.Ф. Взаимодействие банковского сектора с субъектами малого и среднего бизнеса. // Труд и соц. отношения. - 2015. - №11. - С. 142-146. Игонина Л.Л. Банки и инвестиционный процесс // Финансы и кредит. 2008. № 27 (315). С. 2-9. Вихарев В.В. Прогнозные оценки развития институциональной среды трансформирующейся социально-экономической системы России на основе индексов The PRS Group в рамках модели ICRG. Материалы международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социо-хозяйственного развития». Под редакцией: Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. Краснодар: Издательство «Южный институт менеджмента», 2014 г. С. 76-81 Малюгина А.А. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. //Лизинг. Технологии бизнеса. - 2012. - № 5. С. 37-42. Денисенко Т.А., Мамонова И.В. Проблемы развития малого бизнеса в российской федерации в современных условиях и пути их решения. Сборник статей международной научно-практической конференции «Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций». 2017. С. 64-68. Игонина Л.Л., Мамонова И.В. Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 4 (412). С. 38-50 Ершов Е.Г. Инновационный бизнес-инкубатор в инфраструктуре поддержки малых предприятий. // Экономика, статистика и информатика. -2011. - № 2. - С. 55-59. Игонина Л.Л., Рощектаева У.Ю., Тимошенко Н.В., Вихарев В.В. Бюджетный процесс в муниципальном образовании. Учебное пособие / Под ред. Л.Л. Игониной. – М.: Издательство РУСАЙНС, 2019. - 238 с.Игонина Л.Л. Проблемы и перспективы укрепления финансовых основ местного самоуправления. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 124-128. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности. // Финансы и кредит. 2015. № 35 (659) С. 12-24. Игонина Л.Л. Финансовый потенциал инвестиционного процесса в российской экономике // Дайджест-финансы. 2016. № 2 (238) С. 2-14 Вихарев В.В. Экономика качества или системный подход к управлению бизнесом - основа роста экономики России. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста» / под редакцией: О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, З.М. Хашевой, В.В. Сорокожердьева. 2010. С. 121-128. Вихарев В.В., Семидоцкий В.А. Системный подход к управлению бизнесом. В сборнике материалов конференции «Экономическое развитие России на современном этапе» Краснодар: Издательство КубГТУ, 2010. С. 38-41. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/ Дата обращения: 18.11.2018 г. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г. Вихарев В.В. Тенденции трансформации социально-экономической системы России. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России». / Под редакцией А.С. Кобилева, А.В. Плотникова (Израиль), Ж.Л. Трюэля (Франция) и др.. 2012. С. 52-57.Фазлыева Р.А. Государственная поддержка малому и среднему бизнесу // Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы – 2018. С. 14-16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Багратуни К.Ю., Данилина М.В. Теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса: монография. М.: Русайнс, 2015. – 162 с.
2. Дашевская И.Ф. Взаимодействие банковского сектора с субъектами малого и среднего бизнеса. // Труд и соц. отношения. - 2015. - №11. - С. 142-146.
3. Игонина Л.Л. Банки и инвестиционный процесс // Финансы и кредит. 2008. № 27 (315). С. 2-9.
4. Вихарев В.В. Прогнозные оценки развития институциональной среды трансформирующейся социально-экономической системы России на основе индексов The PRS Group в рамках модели ICRG. Материалы международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социо-хозяйственного развития». Под редакцией: Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. Краснодар: Издательство «Южный институт менеджмента», 2014 г. С. 76-81
5. Малюгина А.А. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. //Лизинг. Технологии бизнеса. - 2012. - № 5. С. 37-42.
6. Денисенко Т.А., Мамонова И.В. Проблемы развития малого бизнеса в российской федерации в современных условиях и пути их решения. Сборник статей международной научно-практической конференции «Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций». 2017. С. 64-68.
7. Игонина Л.Л., Мамонова И.В. Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 4 (412). С. 38-50
8. Ершов Е.Г. Инновационный бизнес-инкубатор в инфраструктуре поддержки малых предприятий. // Экономика, статистика и информатика. -2011. - № 2. - С. 55-59.
9. Игонина Л.Л., Рощектаева У.Ю., Тимошенко Н.В., Вихарев В.В. Бюджетный процесс в муниципальном образовании. Учебное пособие / Под ред. Л.Л. Игониной. – М.: Издательство РУСАЙНС, 2019. - 238 с.
10. Игонина Л.Л. Проблемы и перспективы укрепления финансовых основ местного самоуправления. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 124-128.
11. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности. // Финансы и кредит. 2015. № 35 (659) С. 12-24.
12. Игонина Л.Л. Финансовый потенциал инвестиционного процесса в российской экономике // Дайджест-финансы. 2016. № 2 (238) С. 2-14
13. Вихарев В.В. Экономика качества или системный подход к управлению бизнесом - основа роста экономики России. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста» / под редакцией: О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, З.М. Хашевой, В.В. Сорокожердьева. 2010. С. 121-128.
14. Вихарев В.В., Семидоцкий В.А. Системный подход к управлению бизнесом. В сборнике материалов конференции «Экономическое развитие России на современном этапе» Краснодар: Издательство КубГТУ, 2010. С. 38-41.
15. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/ Дата обращения: 18.11.2018 г.
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 18.11.2018 г.
17. Вихарев В.В. Тенденции трансформации социально-экономической системы России. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России». / Под редакцией А.С. Кобилева, А.В. Плотникова (Израиль), Ж.Л. Трюэля (Франция) и др.. 2012. С. 52-57.
18. Фазлыева Р.А. Государственная поддержка малому и среднему бизнесу // Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы – 2018. С. 14-16

Вопрос-ответ:

Какие правовые нормы регулируют деятельность субъектов малого бизнеса?

Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется комплексом действующих правовых норм. К ним относятся законы, указы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они определяют права и обязанности предпринимателей, порядок регистрации и учета, требования к организации и проведению предпринимательской деятельности, условия предоставления государственной поддержки и многое другое.

Какова сущность и цели механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства?

Механизм государственного регулирования развития малого предпринимательства состоит из комплекса мер, включающих правовые, экономические, организационные и социальные инструменты. Он направлен на обеспечение стабильного и устойчивого развития сектора малого предпринимательства, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, поддержку новых и инновационных проектов, развитие конкуренции и улучшение бизнес-климата.

Какую роль играет государственное регулирование малого бизнеса?

Государственное регулирование малого бизнеса играет важную роль в развитии экономики. Оно способствует стимулированию предпринимательской активности, повышению уровня занятости, формированию новых рабочих мест, улучшению социально-экономической ситуации в регионах. Государство создает условия для развития малого предпринимательства, предоставляет финансовую и инфраструктурную поддержку, обеспечивает защиту прав и интересов предпринимателей.

Каковы формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России?

В России существует несколько форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. К ним относятся предоставление грантов и субсидий, льготные кредиты, налоговые преференции, обучение и консультации, а также создание специальных институтов и организаций, которые оказывают помощь предпринимателям в развитии и реализации своих проектов.

Какие правовые нормы регулируют деятельность субъектов малого бизнеса?

Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется комплексом действующих правовых норм. Один из основных документов, регулирующих эту сферу, это Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Он определяет основные понятия и принципы организации малого и среднего бизнеса, а также устанавливает механизмы его развития и поддержки. Кроме того, существует ряд других законов и нормативных актов, в том числе налоговое и трудовое законодательство, которые также регулируют деятельность субъектов малого бизнеса.

Какова сущность и цели механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства?

Механизм государственного регулирования развития малого предпринимательства включает в себя комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства. Он включает в себя такие компоненты, как финансовая поддержка, налоговые льготы, предоставление информационных и консультационных услуг, обучение и образование предпринимателей и другие меры. Цель механизма государственного регулирования - стимулирование развития малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение эффективности и конкурентоспособности субъектов малого бизнеса.

Какую роль играет государственное регулирование в развитии малого предпринимательства?

Государственное регулирование играет важную роль в развитии малого предпринимательства. Оно является фактором поддержки, обеспечивающим создание благоприятных условий для развития субъектов малого бизнеса. Государственное регулирование оказывает влияние на множество аспектов деятельности малого предпринимательства, включая финансовую поддержку, налоговые льготы, предоставление информационных услуг, обучение и образование предпринимателей и другие аспекты. Благодаря государственному регулированию малые предприятия получают поддержку и стимул для развития, что содействует росту экономики и созданию новых рабочих мест.