экспликация
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.09.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Творческая жизнь режиссера. Режиссерская экспликация 4
1.1 Режиссерское искусство 4
1.2 Режиссерская экспликация 7
2. Режиссерская экспликация детского спектакля «Муха-Цокотуха» по сказке К.И. Чуковского 22
2.1 Характеристика актуальности детского спектакля «Муха-Цокотуха» 22
2.2 Разработка режиссерской экспликации детского спектакля «Муха-Цокотуха» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
- Стиль написания должен быть простым. Свой замысел режиссер должен уметь донести до каждого участника постановки. Если он не может этого сделать, то, значит, этот замысел не имеет четкости, структурированности.2. Режиссерская экспликация детского спектакля «Муха-Цокотуха» по сказке К.И. Чуковского2.1 Характеристика актуальности детского спектакля «Муха-Цокотуха»Тип проекта: информационно-творческий, групповой.Образовательные области представлены: Социально-коммуникативным развитием, познавательным развитием, речевым развитием, художественно- эстетическим развитием.Актуальность. Самое популярное и увлекательное направление в дошкольном воспитании представлено театрализованной деятельностью. Театрализованная деятельность дает возможность решения многих педагогических задач, имеющих отношений к формированию выразительности речи ребенка, интеллектуальному и художественно-эстетическому воспитанию. Принимая участие в театрализованных играх, дети участвуют в разных событиях из жизни людей, животных, растений, а значит, они познают специфику окружающего мира. Также именно театрализованная игра способна привить ребенку наличие устойчивого интереса к родной культуре, литературе, театру. У детей осуществляется формирование уважительного отношения друг к другу. Ими познается радость, связанная с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.Музыкально-ритмические композиции дают возможность посредством движения осуществлять передачу образов, настроения героев. Благодаря пению происходит укрепление дыхательного аппарата, улучшения артикуляционных навыков, у артистов возникают положительные эмоции. Классическая музыка в музыкальном сопровождении спектакля способна расширять кругозор ребенка, давая возможность знакомства с творчеством как зарубежных, так и русских композиторов.Чтобы успешно воплощать знания, умения, навыки по музыкально-театральному мастерству и, завершая работу над выразительностью речи в средней группе, было осуществлено создание музыкального спектакля по одноименной сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».Постановка проблемы. На современном этапе резко снижается уровень развития речи дошкольников. Такие отклонения, так или иначе, влияют на процесс последующего развития и обучения ребенка. Причина снижения уровня речевого развития заключается в пассивности и неосведомленности родителей в вопросах, касающихсяречевого развития детей. Участию родителей в речевом развитии ребенка принадлежит поистине колоссальная роль. Соответственно, разработка проекта должна быть осуществлена при условии активного участия родителей. Стимул для творческой деятельности ребенка представлен театрализованной игрой, доступной с самого раннего возраста. Необходимость ее систематизации в аспекте единого педагогического процесса является очевидной. Степень увлечённости детей театрализованной игрой, их внутреннего комфорта, раскованности, лёгкого не авторитарного общение взрослого и ребёнка приводит к тому, что у детей исчезают все комплексы, конечно же, все это не может не удивлять, не привлекать. Цель: развивать музыкально-творческие способности детей и сценическое искусство.Задачи:- Нахождение средств, приемов и возможностей для того, чтобы создавать поэтические образы;- Обобщение представлений детей о таких качествах, как гостеприимство, сопереживание, любовь;- Развитие навыков пения, танца в парах, группой. Исполнение жанровых танцев (муха, бабочки, паук, комар);- Групповое пение – развитие соответствующих навыков,- Получение навыков игры на шумовых инструментах;- Развитие театральных способностей.2.2 Разработка режиссерской экспликации детского спектакля «Муха-Цокотуха»«Муха-Цокотуха» - сказка К.И. Чуковского, собственно, детских спектакль имеет такое же название. Спектакль ставится для детской аудитории, собственно, для школьного возраста, так как для малышей, которых ходят в детский сад, длительная постановка будет несколько утомительной. Для малышей необходимо ставить более короткие спектакли в игровой форме.Сказка Муха-Цокотуха является знакомым с детства стихотворением. Оно любимо взрослыми и детьми, поскольку оно отличается легкостью, ритмичностью, яркостью. Осуществляя цитирование забавных строчек,вряд ли кто-то задумывается о том, какой глубокий смысл в них заложен. Мухой на именины были приглашены дорогие гости, которые угощались, ели, пили, хвалили хозяйку за то, что она гостеприимна. При появлении злодея-паука гости оставили ее в беде. Она кричала о помощи, но на помощь пришел только комар, который смог вызволить Муху из беды. Героя все оставшиеся гости затем хвалили, веселье продолжалось до утра.Несмотря на то, что увлекательная сказка адресована детям, Чуковский параллельно осуществляет раскрытие злободневнойдля взрослых темы – темы достойного и недостойного поведения в разных ситуациях, которые создает нам жизнь. Дети должны понять, кто из героев достоин осуждения, несмотря на то, что самим автором поведение персонажей не подвергается оценке. Несомненно то, что эта сказка осуждает проявления черствости, фальши, безразличия.Если друзья являются настоящими, то они не могут так поступать. В образе Комарика автором восхваляется проявление отзывчивости, смелости, решительности, готовностипомочь друзьям. Поведение должно быть достойным, без малодушия, трусости, подлости. Иная истина такова: друг познает в беде. Это есть главная мысль, мораль сказки Муха-Цокотуха. Таким образом, сверхзадача заключается в том, чтобы не просто развлечь детей, но и донести до них некоторые моральные моменты, которые показаны в данном произведении.Собственно, конфликт в данном спектакле, как и в самом произведении, завязан на моменте, когда Муху пытается утащить Паук. Это и есть та самая точка, где проявляются качестве всех присутствующих персонажей.Чуковский создал данную сказку в 1923 году. Опубликована она была через год, но имела иное название - «Мухина свадьба». Как уже отмечалось ранее, автор «Мухи-Цокотухи» - Корней Чуковский. Он является создателем таких известных произведений, как «Крокодил», «Тараканище», «Айболит» и других. Как вспоминал сам Чуковский, эта сказка изначально писалась им на клочке бумаги, так как слова лились беспрерывно, из самого сердца. Все действие разворачивается в доме Мухи-Цокотухи, когда она сама с гостями празднует именины. Обстоятельства – испорченный праздник за счет того, что появился Паук, который желает смерти Мухи, спасение Мухи Комаром. Муха-Цокотуха является как именинницей и невестой, так как она затем выходит замуж за Комара-освободителя от злого Паука. Муха-Цокотуха отличается добротой, щедростью, так как она гостеприимна, потратила большие средства, чтобы купить самовар, приготовить щедрый богатый стол, не злопамятна, так как не проявила недовольства и обиды на гостей по причине того, что они не выручили ее в беде.Комар является героем сказки, так как он один смог достойно ответить Пауку, выстоять в бою с ним, отрубить ему голову. Будучи победителем, он затем женится на главной героине Мухе-Цокотухе. Этого персонажа отличают бесстрашие, отчаянность, смелость. Паук - также главный герой сказки. Он является отрицательным персонажем, антагонистом. Во время праздника им была похищена именинница, он захотел ее убить. Этого персонажа отличают неблагодарность, злость, жестокость. Но он сполна заплатил за свои злодеяния.Что касается остальных героев –жуков, тараканов и т.д. – то это второстепенные персонажи. Они оставляют неприятное впечатление, так как проявили трусость и неблагодарность. Темпо-ритм в данном спектакле достаточно быстрый. Но сначала все вертится вокруг праздника, а затем наступает драматический момент, несколько замедленный, затем снова все события убыстряются, и таким образом, можно обозначить темпо-ритм всего спектакля, как быстро-замедленно-быстро. Каким является начало сказки «Муха-Цокотуха»? Автор рассказывает, что муха шла по полю и «денежку нашла», потом на базаре «купила самовар». Это был день именин Мухи, она смогла заварить чай, пригласить гостей - кузнечиков, тараканов, блох, мошек, бабочек. Она испекла крендельки, получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились и радовались. Но тут происходит драматическое событие – появляется «старичок паучок» и похищает муху! Он начинает ее связывать в углу, чтобы затем лишить ее жизни. Муха просила о помощи, умоляла о спасении. Однако «жуки-червяки испугалися», разбежались кто куда, попрятались под диваны, лавки, в кустах. Вступить в бой с пауком никто не хотел. Муха-Цокотуха могла погибнуть.Но ей на помощь пришел новый герой – «маленький комарик», в своей руке державший «маленький фонарик». Он отважно вступил в бой с пауком-злодеем и смог освободить муху. Комарик ей сказал: «...душа-девица, на тебе хочу жениться!». Конечно же, героиня ответила согласием. Затем состоялась их свадьба, а на свадьбе их гуляли все мухины гости и кричали: «...слава Комару-Победителю!».Таким образом, постановка строится непосредственно на сказке, но так как это представление, то здесь присутствует также световое и звуковое оформление.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что режиссеру, постановщику нужно четко понимать, для чего ставится спектакль, какие идеи он хочет донести до аудитории, какие средства выразительности он будет использовать. Каждая, даже самая небольшая миниатюра, должна содержать в себе определенный смысл, идею, которая собственно и будет двигать процесс реализации всего творческого замысла. Уместно при постановке детского спектакля анализ проводить вместе с детьми, чтобы они учились импровизации, развивали творческое мышление, реализовали свой потенциал. Более того, могу сказать, что дети и сами часто помогают рождению правильных мыслей, так как их видение часто является более оригинальным, непосредственным. Конечно же, главным человеком на площадке является режиссер. Но это не значит, что мы не должны слушать и слышать детей.Режиссерский замысел является обязательным компонентом. Речь идет о творческом, конкретном видении драматического произведения, который имеет сценическую форму. Но режиссер часто не ограничивается тем, что осуществляет свой замысел в работе над пьесой. Он может определить место будущего спектакля в репертуаре театра, специфику его идейного и художественного значения для воспитания коллектива и творческого роста театра. Таким образом, режиссура является не только процессом создания спектакля на базе драматического произведения, но и идейно-творческим руководством театральным коллективом.Список использованной литературыБерхин Н. Б. Общие проблемы психологии искусства. - Москва: Знание, 2001. - 150 с.Брук П. Блуждающая точка. - Москва: Артист. Режиссёр. Театр, 2016. - 356 с.Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством. – М., 2017Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Москва, 2007. - 280 с.Грачёва Л. Жизнь в роли и роль в жизни. Тренинг в работе актёра над ролью. - Москва: АСТ, 2011. - 309 с. - (Актёрский тренинг).Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 2004Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. - Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.Киселёва Н.В. Фролов В.А. Основы системы Станиславского / Ростов-на-Дону, Феникс, 2013Кнебель М.О. О том, что кажется особенно важным. - Москва: Искусство, 2011. - 390 с.Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. - Москва: РАТИ-ГИТИС, 2005. - 528 с.Паламищев А. М. Событие — основа спектакля. - Москва: Современная Россия, 2007. - 400 с.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011Станиславский К. С. Работа актёра над собой. В творческом процессе переживания. - Москва: Эксмо, 2013. - 448 с. - (Мастер сцены).Станиславский К. С. Работа актёра над собой. О технике актёра. - Москва: Артист. Режиссёр. Театр, 2008. - 339 с.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000Чаббак И. Мастерство актёра: Техника Чаббак/ Ивана Чаббак; пер. с англ. И. Э. Лиска, Н.А. Ершова. - Москва: Эксмо, 2013. - 416 с.Чуковский К.И. Муха – Цохотуха / К. Чуковский; худ. Л. Каюков. – М.: ОНИКС, 2000. – 54 с.: ил.Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь учебно-методическое пособие / Ростов-на-Дону, Феникс, 2006Эфрос А. Профессия — режиссёр. - Москва: Парнас, 2003. - 280 с.Эфрос А. Репетиция — любовь моя. - Москва: Парнас, 2004. - 290 с.
1. Берхин Н. Б. Общие проблемы психологии искусства. - Москва: Знание, 2001. - 150 с.
2. Брук П. Блуждающая точка. - Москва: Артист. Режиссёр. Театр, 2016. - 356 с.
3. Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством. – М., 2017
4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Москва, 2007. - 280 с.
5. Грачёва Л. Жизнь в роли и роль в жизни. Тренинг в работе актёра над ролью. - Москва: АСТ, 2011. - 309 с. - (Актёрский тренинг).
6. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 2004
7. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. - Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.
8. Киселёва Н.В. Фролов В.А. Основы системы Станиславского / Ростов-на-Дону, Феникс, 2013
9. Кнебель М.О. О том, что кажется особенно важным. - Москва: Искусство, 2011. - 390 с.
10. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. - Москва: РАТИ-ГИТИС, 2005. - 528 с.
11. Паламищев А. М. Событие — основа спектакля. - Москва: Современная Россия, 2007. - 400 с.
12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011
13. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. В творческом процессе переживания. - Москва: Эксмо, 2013. - 448 с. - (Мастер сцены).
14. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. О технике актёра. - Москва: Артист. Режиссёр. Театр, 2008. - 339 с.
15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000
16. Чаббак И. Мастерство актёра: Техника Чаббак/ Ивана Чаббак; пер. с англ. И. Э. Лиска, Н.А. Ершова. - Москва: Эксмо, 2013. - 416 с.
17. Чуковский К.И. Муха – Цохотуха / К. Чуковский; худ. Л. Каюков. – М.: ОНИКС, 2000. – 54 с.: ил.
18. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь учебно-методическое пособие / Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
19. Эфрос А. Профессия — режиссёр. - Москва: Парнас, 2003. - 280 с.
20. Эфрос А. Репетиция — любовь моя. - Москва: Парнас, 2004. - 290 с.