речеголосовой тренинг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 05.09.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧИМОСТЬ РЕЧЕ-ГОЛОСОВОГО ТРЕНИНГА. РАЗРАБОТКА ДЫХАНИЯ АКТЁРА 5
1.1. Значение рече-голосовой техники в деятельности актёра 5
1.2. Работа с дыханием как первая и важнейшая стадия рече-голосового тренинга 9
ГЛАВА 2. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РЕЧЕ-ГОЛОСОВОГО ТРЕНИНГА И СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА 15
2.1. Значение и содержание тренингов по развитию резонаторов и артикуляции 15
2.2. Способы исправления недостатков речевого голоса 18
2.3. Сравнительный анализ рече-голосовых тренингов……………………23

Заключение 30
Список использованной литературы 33


Фрагмент для ознакомления

Также представлен комплекс упражнений для релаксации мышц спины, головы.
Работа над разработкой резонаторов в учебнике под редакцией И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой (ГИТИС) неразрывно связана с упражнениями на дыхания. Постепенно происходит включение элементов на разработку резонаторов.
3. Артикуляция
В работах Казаковой нет упражнений на артикуляцию, акцент сделан на первых этапах рече-голосового тренинга.
В пособии Линклэйтер работа над артикуляцией разделена на следующие части:
освобождение челюсти;
освобождение языка;
мягкое нёбо;
разработка горла;
В учебнике под редакцией И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой (ГИТИС) артикуляция определена как «деятельность внутриглогочной и внешней ротоглоточной системы, связанной с произнесением звуков речи и различных их сочетаний, которые составляют слоги и слова». Выделена внутриглоточная артикуляция. В развитии внутриглоточной артикуляции важна активная работа мягкого неба, при поднятии которого происходит усиление тонуса диафрагмы, снятие носового звучания и организация звука в передней части рта.
Упражнения на артикуляцию разделяются на два типа:
упражнения, направленные на снятие зажимов;
упражнения, направленные на тренировку мышц.
У Линклэйтер также наблюдается такое разделение, в ходе которого первый этап по всем уровням (дыхание, резонирование, артикуляция) направлен процесс освобождения от зажимов, а на втором этапе содержатся усложняющие элементы, требующие разработки тех или иных мышц.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать выводы, что в упражнениях сделан акцент на ту или иную сторону тренинга. Так, Казакова важным выступает первый этап рече-голосового тренинга и уделено внимание несложным упражнениям для новичков, направленным на усвоение азов дыхания и резонирования. У Линклэйтер рече-голосовой тренинг содержит два этапа. На первом - на всех уровнях (дыхании, резонировании, артикуляции) наблюдается направление на освобождение от зажимов, а на втором этапе содержатся усложняющие элементы, требующие разработки отдельных мышц. В учебнике под редакцией И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой (ГИТИС) важной является систематизация и глубокое погружение в научный аспект разработки рече-голосового аппарата.

Выводы по II главе

После тренингов на дыхание проводятся упражнения на развитие звучания отдельных резонаторов и артикуляции. Изначально происходит определение местонахождения вибрационных участков, и выявление наиболее важных зон резонирования. Необходимо прочувствовать на физическом уровне каждый резонатор, важна концентрация внимания на собственных ощущениях. Разрабатывание артикуляции будет способствовать чёткому произношению текста и отдельных звуков с соблюдением фонетических и орфоэпических правил русского литературного языка.
Тренинги на начальных этапах обучения сценическому искусству можно разделить на три стадии: настройка резонаторно-артикуляционной системы с использованием вибрационных слуховых ощущений; укрепление резонаторно-артикуляционной системы; совершенствование системы резонаторного звучания.
Основными недостатками голосового звучания актёраявляются: неразвитое смешанно-диафрагмальное дыхание; неразвитие грудного звучания, мышечное зажатие в области гортани; недостатки, наблюдаемые в головном звучании. Причинами появления отдельных недостатков со временем могут стать – долгое отсутствие рече-голосового тренинга, усталость, чрезмерно долгое выполнение упражнений, стрессовые состояния. Для исправления отдельных ошибок используются комплексы упражнений, направленных на устранение напряжения рече-голосовых действиях.
После проведения сравнения упражнений из трёх различных разработок, можно сделать выводы, что в каждой из них сделан акцент на той или иной стороне тренинга. Так, у Казаковой важным является первый этап рече-голосового тренинга и уделено внимание несложным упражнениям, направленным на усвоение азов дыхания и резонирования. У Линклэйтер рече-голосовой тренинг содержит два этапа. На первом упражнения направлены на освобождение от зажимов, а на втором второй этапе содержатся усложняющие элементы, требующие разработки отдельных мышц. И.П. Козлянинова и И.Ю. Промитова (ГИТИС) проводят систематизацию и глубокое погружение в научный аспект разработки рече-голосового аппарата.


Заключение

Голос и рече-голосовая техника актёров выступают важнейшим средством выразительности. Голос, который непроработан, может затруднить донесение переживаемых чувств и создаваемых образов к зрителю. Необходимо тщательно подходить к организации и проведению рече-голосового тренинга, сделать их систематическими и, вместе с тем, они должны быть разнообразными.
Также важен баланс между рече-голосовой техникой и её применением в актёрской игре. Полная концентрация только на технике, делает сложным ее применение общих актёрских тренингах, репетициях и постановках. И если полагаться только на органичное существование голоса без проведения специальной подготовки можно наблюдать ограниченную актёрскую выразительность, её влияние на публику.
Разработка диафрагмального дыхания - важное основание поставленного голоса актера. От того, какое у него дыхание, как он пользуется своим дыханием, зависят насколько красивым, сильным и лёгким будет голос, насколько музыкальной и мелодичной будет его речь. Кроме того, качество звука зависит от резонирующего пространства. Основными резонаторами являются: головные, грудные и резонаторы брюшной полости. Необходимо опираться не только на прошлый педагогический и театральный опыт, но и на научные разработки современных учёных-лорингологов, занимающихся исследованием речевого аппарата с точки зрения правильного голоса, рассматривающих причины проблем с голосом, его изнашиваемость и пр.
Начальные тренинги на дыхание необходимо начинать с упражнений, выполняемых в положении лёжа, когда тело максимально расслабленно, что позволяет естественно перейти к верному типу дыхания. Упражнения постемпенно усложняются: надо добавлять счёт (например, выдох на счёт «10», «15» и далее); выдохи со звуком, с проговариванием текстов (часто поэтических) и т.д. Далее принимается положение стоя, добавляются движения, усложняются положения, при которых сознательно создаются неудобные положения для дыхания.



После тренингов на дыхание проводятся упражнения на развитие звучания отдельных резонаторов и артикуляции. Изначально происходит определение местонахождения вибрационных участков, и выявление наиболее важных зон резонирования. Необходимо прочувствовать на физическом уровне каждый резонатор, важна концентрация внимания на собственных ощущениях. Разрабатывание артикуляции будет способствовать чёткому произношению текста и отдельных звуков с соблюдением фонетических и орфоэпических правил русского литературного языка.
Тренинги на начальных этапах обучения сценическому искусству можно разделить на три стадии: настройка резонаторно-артикуляционной системы с использованием вибрационных слуховых ощущений; укрепление резонаторно-артикуляционной системы; совершенствование системы резонаторного звучания.
Основными недостатками голосового звучания актёраявляются: неразвитое смешанно-диафрагмальное дыхание; неразвитие грудного звучания, мышечное зажатие в области гортани; недостатки, наблюдаемые в головном звучании. Причинами появления отдельных недостатков со временем могут стать – долгое отсутствие рече-голосового тренинга, усталость, чрезмерно долгое выполнение упражнений, стрессовые состояния. Для исправления отдельных ошибок используются комплексы упражнений, направленных на устранение напряжения рече-голосовых действиях.
После проведения сравнения упражнений из трёх различных разработок, можно сделать выводы, что в каждой из них сделан акцент на той или иной стороне тренинга. Так, у Казаковой важным является первый этап рече-голосового тренинга и уделено внимание несложным упражнениям, направленным на усвоение азов дыхания и резонирования. У Линклэйтер рече-голосовой тренинг содержит два этапа. На первом упражнения направлены на освобождение от зажимов, а на втором второй этапе содержатся усложняющие элементы, требующие разработки отдельных мышц. И.П. Козлянинова и И.Ю. Промитова (ГИТИС) проводят систематизацию и глубокое погружение в научный аспект разработки рече-голосового аппарата.




Список использованной литературы

Автушенко И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух: дисс. … канд. искусств. – М.: 2010. – 200 с.
Аннушкин В.И. Техника речи: учебное пособие. – М.: Флинта, 2017. – 64 с.
Багрова Е.О. Теоретические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств. // Вестник МГУКИ. – 2009. - №4 (30). – С. 153-156.
Бруссер А.М. Основы дикции. – М.: ИПЦ Маска, 2007. — 100 с.
Бруссер А.М., Оссовская М.П. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 112 с.
Васильев Ю.А. Речевой тренинг – процесс творческий. // Специальное образование. – 2015. - №4. – С. 99-106.
Васильев Ю.А. Сценическая речь: вариации для тренинга. — СПб.: Омега, 2005. — 342 с.
Галендеев В.Н. Не только о сценической речи. – СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
Гротовский Е. Голос / Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. - М.: Артист Режиссер Театр, 2003. – С. 78-94.
Груздева З.Г., Куцкая С.Н. Руководство по технике речи. – М.: Гос. ком. по радиовещанию и телевидению, 1974. – 55 с.
Захаров А. И. Работа над голосом с вокалистами на занятиях по сценической речи. — Н. Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. — 32 с.
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - 50 с.
Ласкавая Е.В. Речеголосовой тренинг. — М. : Маска, 2006. — 102 с.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. — 176 с.
Петрова Л. Метод сценической речи. — М.: ВЦХТ, 2011. — 144 с.
Петровская С.В. Сценическая речь в контексте культурологического знания: дисс. … канд. культурологии. – Краснодар, 2009. – 216 с.
Попов А.В. Сценическая речь: проблемы стиля (анализ аудиозаписей речи Ю.М. Юрьева. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №3. – С. 170-177.
Проблемы сценической речи: метод. пособие для преподавателей театральных учебных заведений. / Под ред. И. П. Козляниновой. - М.: Академия, 1968. - 142 с.
Рябчук-Ситко Т. Ф. Звучащее слово. — М., 2007. — 128 с.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: АСТ: ЗебраЕ, 2009. – 608 с.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой. 3-е изд. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. – 511 с.
Чарели Э.М. Начальные приемы воспитания речевого голоса актера // Культура сценической речи / Сборник статей. - М.: Наука, 1979. – С. 212-240.
Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления: методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 2005. – 48 с.
Черная Е. Основы сценической речи. – М.: Планета музыки, 2016. – 176 с.
Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Основы сценической речи. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.


Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: АСТ: ЗебраЕ, 2009. – С. 243.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой. 3-е изд. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. – С. 15.
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. – С. 9.
Левидов И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. – М., 1960. – С. 18.
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. – С. 12.
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. – С. 12.
Гротовский Е. Голос / Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. - М.: Артист Режиссер Театр, 2003. – С. 78-79.
Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления: методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 2005. – С. 7.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. — С. 16.
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. – С. 16.
Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления: методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 2005. – С. 18.
Там же.
Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления: методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 2005. – С. 18.
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. – С. 18.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. — С. 22.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. — С. 25.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой. 3-е изд. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. – С. 371.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. — С. 34.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой. 3-е изд. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. – С. 397.












33

Список использованной литературы

1. Автушенко И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух: дисс. … канд. искусств. – М.: 2010. – 200 с.
2. Аннушкин В.И. Техника речи: учебное пособие. – М.: Флинта, 2017. – 64 с.
3. Багрова Е.О. Теоретические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств. // Вестник МГУКИ. – 2009. - №4 (30). – С. 153-156.
4. Бруссер А.М. Основы дикции. – М.: ИПЦ Маска, 2007. — 100 с.
5. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 112 с.
6. Васильев Ю.А. Речевой тренинг – процесс творческий. // Специальное образование. – 2015. - №4. – С. 99-106.
7. Васильев Ю.А. Сценическая речь: вариации для тренинга. — СПб.: Омега, 2005. — 342 с.
8. Галендеев В.Н. Не только о сценической речи. – СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
9. Гротовский Е. Голос / Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. - М.: Артист Режиссер Театр, 2003. – С. 78-94.
10. Груздева З.Г., Куцкая С.Н. Руководство по технике речи. – М.: Гос. ком. по радиовещанию и телевидению, 1974. – 55 с.
11. Захаров А. И. Работа над голосом с вокалистами на занятиях по сценической речи. — Н. Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. — 32 с.
12. Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - 50 с.
13. Ласкавая Е.В. Речеголосовой тренинг. — М. : Маска, 2006. — 102 с.
14. Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. — 176 с.
15. Петрова Л. Метод сценической речи. — М.: ВЦХТ, 2011. — 144 с.
16. Петровская С.В. Сценическая речь в контексте культурологического знания: дисс. … канд. культурологии. – Краснодар, 2009. – 216 с.
17. Попов А.В. Сценическая речь: проблемы стиля (анализ аудиозаписей речи Ю.М. Юрьева. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №3. – С. 170-177.
18. Проблемы сценической речи: метод. пособие для преподавателей театральных учебных заведений. / Под ред. И. П. Козляниновой. - М.: Академия, 1968. - 142 с.
19. Рябчук-Ситко Т. Ф. Звучащее слово. — М., 2007. — 128 с.
20. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: АСТ: ЗебраЕ, 2009. – 608 с.
21. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промитовой. 3-е изд. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002. – 511 с.
22. Чарели Э.М. Начальные приемы воспитания речевого голоса актера // Культура сценической речи / Сборник статей. - М.: Наука, 1979. – С. 212-240.
23. Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления: методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 2005. – 48 с.
24. Черная Е. Основы сценической речи. – М.: Планета музыки, 2016. – 176 с.
25. Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Основы сценической речи. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.