Психологическое консультирование по проблеме профессионального самоопределения при повторном выборе профессии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психологическое консультирование
  • 80 80 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 04.04.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к анализу проблемы психологических факторов профессионального самоопределения взрослых 8
1.1. Психологический аспект профессионального самоопределения личности 8
1.2. Проблемы выбора профессии и связанного с этим консультирования 15
1.3. Психологические причины, побуждающие взрослых к повторному выбору профессии 22
1.4. Психологическое консультирование взрослых при планировании профессиональной карьеры 27
Выводы по Главе 1 30
Глава II. Экспериментальное исследование социально психологических факторов профессионального самоопределения взрослых 32
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования социально психологических факторов профессионального самоопределения взрослых 32
2.2. Обоснование методов исследования 35
2.3. Результаты констатирующего этапа исследования психологических факторов профессионального самоопределения взрослых с учетом социально-психологического типа личности 35
2.4. Анализ результатов работы по программе социально психологического тренинга по профессиональному самоопределению взрослых 46
2.5. Обсуждение и интерпретация результатов проведённого исследования 48
Выводы по Главе 2 52
Выводы 53
Заключение 55
Библиографический список 59
Приложение 65

Фрагмент для ознакомления

Большинство испытуемых готовы совершить сознательный профессиональный выбор, но не имеют достаточных представлений о том, что необходимо предпринять, какие знаний, умений и навыков не хватает, в какой профессиональной сфере они могут быть достаточно эффективными. При этом была выявлена повышенная эмоциональная включенность в процесс осуществления профессионального выбора, выраженное автономность от мнения окружающих и готовность принимать полную ответственность за сделанный выбор.Также было отмечено, что для большинства испытуемых при повторном выборе профессии доминирующим является возможность сохранения устоявшегося образа жизни, высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков.На основе проведения диагностических методик нами была разработана тренинговая программа, направленная на профессиональное самоопределение при повторном выборе профессии. Программа тренинга содержит в себе 3 основных блока:Занятия, направленные на формирование желаемых качеств: уверенности в себе, стрессоустойчивости (коррекционный этап).Занятия, направленные на развитие лидерских качеств (развивающий этап).Занятия, направленные на формирование конкретных представлений о желаемой новой профессии (этап достижения цели тренинга).После реализации данной программы была проведена оценка её эффективности и результативности. Отмечается, что представители экспериментальной группы отмечают наличие желаемых личностных изменений, при этом для представителей контрольной группы данные изменения не были характерны.Также было установлено, что 69% (11 человек) экспериментальной группы выбрали новый вид деятельности, который их удовлетворяет. При этом среди представителей контрольной группы таких участников оказалось 44%.Таким образом, разработанная нами программа группового тренинга оказалась эффективной для тех, кто решил изменить свою жизнь, выбрав новый вид профессиональной деятельности, что подтверждает выдвинутую гипотезу.Данное исследование имеет значительные перспективы. Так, целесообразно выявить различия в повторном выборе профессии среди мужчин и женщин, а также среди представителей различных возрастных категорий.Спасибо за внимание!

Библиографический список

1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи. Москва, Мысль, 2003. – С.94.
3. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 233-237.
4. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа субъектности профессионального выбора // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 282-289.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2000. – С.125.
6. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1 (Т.24). С.117.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
8. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., Трэк, 2005. – С.536.
9. Бубнова С.С. Принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 2004. №1. – С.98.
10. Бугайчук, Т. В. К вопросу о профессиональной идентификации и профессиональном самоопределении студентов вуза // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. 2015. С. 22-25.
11. Бурдина, И. В. Путь к профессии: профессиональное самоопределение школьников, профессиональное развитие личности. Методическое пособие / И. В. Бурдина. Самара, 2008.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., Трим, 2004. – С.382.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
14. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002, №1. – С.96.
15. Гайдар, К. М. Особенности профессионального самоопределения работающих специалистов и выпускников бакалавриата, повторно выбирающих профессию // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 28-32.
16. Гараева, Л. Ф. Профессиональное самоопределение личности как предмет психологического исследования // Современная наука в системе ценностей мировой культуры. Современные концепции науки будущего. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 25-26.
17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2001. - С.142.
18. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
19. Горнякова, М. В. Психологическое консультирование как форма содействия в профессиональной идентичности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 160-164.
20. Григорян, Ф. Ф. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся // International scientific research 2017. Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 551-553.
21. Дидковская, Я. В. Роль профессиональной культуры в профессиональном самоопределении молодёжи // Социально-психологические проблемы формирования личности государственного служащего в современной России. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский федеральный университет; Ответственный редактор: Б. Ю. Берзин. 2012. С. 74-77.
22. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 2002. – С.326.
23. Дунайцева, Н. А. Особенности профессиональной направленности взрослых людей при повторном выборе профессии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ростов-на-Дону, 2005
24. Егоров, В. В. Личностные особенности и их связь с профессиональным самоопределением // ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Сборник научных трудов. Магнитогорск, 2019. С. 182-187.
25. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
26. Ивушкина, Я. А. Причины повторного профессионального выбора молодёжи в современном обществе // ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РЕАЛИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ. X ЮБИЛЕЙНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник материалов Международной научной конференции. 2018. С. 614-617.
27. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
28. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
29. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Смысл, 2004. – С.521.
30. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 2001. – С.174.
31. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
32. Кучегашева, П. П. Самопознание образа «Я» - путь к профессиональному самоопределению // Новые педагогические исследования. 2007. № 3. С. 101-106.
33. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С.Р. Мадди; пер. с англ. – СПБ.: Речь, 2002. – С.539.
34. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
35. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 2002. – С.418.
36. Никифоров, Г. С. Постановка проблемы психологического обеспечения завершения профессионального пути/ Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, О. О. Гофман // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 3. С. 86-103.
37. Ников Г.П. Жизненное самоопределение как педагогическая проблема // Вопросы самоопределения личности и ее активности. - Уфа, 2005. – С.98.
38. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
39. Окунькова, Е. В. Современные механизмы профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению молодёжи // ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 211-215.
40. Пасовец, Ю. М. Профессиональный выбор молодёжи в современных российских условиях // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. № 1 (26). С. 166-176.
41. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
42. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. – С-П.: Наука, 2004г. – С.374.
43. Сафин В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности // Вопросы самоопределения личности и ее активности. - Уфа, 2005. – С.123.
44. Серый А.В. науч. ред. М.С. Яницкий. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С.272.
45. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
46. Хакимова, Н. Р. Профессиональное самоопределение личности и психологические условия его реализации в ситуации смены профессиональной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Барнаульский государственный педагогический университет. Барнаул, 2005
47. Хорева, С. А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С. А. Хорева, В. В. Онуфриев // Глобальный научный потенциал. 2018. № 7 (88). С. 37-40.
48. Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г.Здравомыслова. М., Дело, 2003. – С.174
49. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
50. Чистякова, С. Н. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 27-33.
51. Щеколдина, Н. В. Профессиональное самоопределение взрослых, включённых в повторный выбор профессии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самара, 2006
52. Щеколдина, Н. В. Профессиональное самоопределение взрослых с различным характером // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 29. С. 309-314.
53. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 2004. – С.231.
54. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., Дело, 2005. – С.371.
с

Вопрос-ответ:

Какие психологические аспекты влияют на профессиональное самоопределение взрослых?

Психологические аспекты, которые влияют на профессиональное самоопределение взрослых, включают личностные особенности, субъективное переживание собственной компетентности, мотивацию и ценности, семейное и социокультурное окружение.

Какие проблемы могут возникать при выборе профессии и требовать консультирования?

При выборе профессии могут возникать проблемы такие как недостаточная информированность о возможностях и требованиях профессий, страх перед неудачей или разочарованием, неуверенность в своих способностях, конфликт между личными ценностями и требованиями профессии.

Какие психологические причины могут побуждать взрослых к повторному выбору профессии?

Психологические причины, побуждающие взрослых к повторному выбору профессии, могут включать неудовлетворенность текущей работой, стремление к лучшим условиям труда, изменение интересов и постановка новых профессиональных целей.

Какое значение имеет психологическое консультирование в процессе выбора профессии?

Психологическое консультирование имеет большое значение в процессе выбора профессии, так как помогает людям обозначить свои потребности и возможности, осознать свои ценности и цели, разработать стратегии самоопределения и принять взвешенное решение.

Какие теоретические подходы существуют для анализа психологических факторов профессионального самоопределения?

Теоретические подходы для анализа психологических факторов профессионального самоопределения включают теорию самоопределения, социально-психологический подход, когнитивно-информационный подход, психодинамический подход, генетический подход и другие.

Какие факторы влияют на профессиональное самоопределение взрослых?

Профессиональное самоопределение взрослых зависит от различных психологических факторов, таких как личностные особенности, ценности, интересы, опыт работы, образование, внутренняя мотивация и внешние обстоятельства.

Какие проблемы могут возникнуть при выборе профессии и требовать психологического консультирования?

При выборе профессии могут возникать различные проблемы, такие как неуверенность в своих способностях, несоответствие между ожиданиями и реальностью профессии, страх провала, конфликт с окружающими, недостаток информации о возможностях и требованиях профессий. В таких случаях рекомендуется обратиться за психологическим консультированием.

Какие психологические причины могут побуждать взрослых к повторному выбору профессии?

Психологические причины повторного выбора профессии могут быть связаны с недовольством текущей профессией, стремлением к саморазвитию и самореализации, изменением жизненных обстоятельств или интересами, которые со временем изменились.

Какие теоретические подходы используются для анализа проблемы психологических факторов профессионального самоопределения взрослых?

Для анализа проблемы психологических факторов профессионального самоопределения взрослых используются различные теоретические подходы, такие как теория социального капитала, теория личностных особенностей, теория интересов и ценностей, теория самореализации и другие.

Что включает в себя психологическое консультирование по проблеме профессионального самоопределения при повторном выборе профессии?

Психологическое консультирование по проблеме профессионального самоопределения при повторном выборе профессии включает в себя оказание психологической поддержки, помощь в процессе самоанализа, выявление личностных особенностей, интересов и ценностей, анализ возможностей и требований профессий, разработку стратегии выбора профессии и поддержку в процессе реализации выбранного пути.

Какие аспекты профессионального самоопределения рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматривается психологический аспект профессионального самоопределения личности, а также проблемы выбора профессии и связанного с этим консультирования.

Какие психологические причины могут побудить взрослого к повторному выбору профессии?

Психологические причины, побуждающие взрослых к повторному выбору профессии, могут быть разными и включать такие факторы, как недовольство текущей профессией, неудовлетворенность результатами работы, желание изменить специализацию или пройти переквалификацию, стремление найти больше удовлетворения и смысла в работе, а также развитие новых навыков и интересов.