Храмы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 23 23 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 17.09.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Особенности стиля барокко в искусстве: общетеоретический аспект 5
1.1.Стиль барокко 5
1.2.Русское и московское барокко 6

Глава 2. Особенности храмов московского барокко 11
2.1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке 11
2.2.Храм Воскресения Христова в Кадашах 12
2.3.Знаменская церковь 13
2.4.Спасская церковь в Уборах 15
2.5.Церковь Покрова в Филях 15
2.6.Знаменская церковь в Перово 17

Заключение 19

Список литературы 21

Приложение 23


Фрагмент для ознакомления

Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий – с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство.Нарышкинское барокко - это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, – это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем. Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой взагородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый. Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства.Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона – это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.2.6.Знаменская церковь в ПеровоДанный храм является примером голицынского барокко, эти тип «восьмерик на четверике», архитектор неизвестен. В плане объема Знаменская церковь схожа с собором Высоко-Петровского монастыря: восьмилепестковое основание, которое перекрыто полукупольными сводами, восьмерик, который завершает граненый купол. Углы лепестков в первом ярусе и грани восьмерика во втором ярусе украшены колоннами коринфского ордера, поставленными на выступающие из стены консоли. Каждый из объёмов венчает антаблемент, имеющий тонко профилированный карниз, гладкий фриз и профилированный архитрав. Над колоннами антаблемент является раскрепованным, то есть вынесенным вперёд. Вход в церковь обрамляют колонны. Оформление церкви обладает и каменными деталями, в частности, белый камень использован для карнизов, капителей, консолей колонн, фронтонов над лепестками. Главный декоративный элемент храма представлен венчающими лепестки сложными фронтонами, установленными на сужающиеся к основанию пилястры. Обрамляющие узоры изображают ягоды и цветы, в плане сложности они схожи с фронтонами Знаменской церкви в Дубровицах, есть мнение, что их выполнял один мастер. Внутреннее убранство церкви является более скромным, главный его элемент представлен резным иконостасом. ЗаключениеВ заключение можно сделать следующе выводы.1). Эпоха барокко одна из наиболее запоминающихся эпох в истории мировой культуры. В ней целостно сочетание динамики, драматизма, контрастности и в то же время единства, цельности и гармонии. Выражающая чувство безграничности мира, трагичной незащищенности человека, несовместимые друг с другом противоположности, повышенную эмоциональность, что выражается, и в архитектуре, и скульптуре, и общем декоративном оформлении, и в живописи.2). Стиль барокко отличается контрастностью, напряжённостью, динамичностью образов, аффектацией, стремлением к величию и пышности, к тому, чтобы совмещать реальность и иллюзию. 3). В России стиль барокко ярко проявился в архитектуре. По сравнению с французским барокко русское барокко тяготело к национальным традициям, кроме того, русское барокко является более оптимистичным и менее помпезным, перегруженным. Оно сохраняет ясность и четкость форм, что позволило ему плавно перейти к стилистике классицизма.4). Московское барокко – это одно из выдающихся явлений русского барокко и русского искусства 18 века. Расцвет московского барокко связан с храмовым строительством. Именно русскими архитекторами был создан неповторимый стиль и колорит храмов, церквей.5). Московское барокко отличалось от европейского своей рациональностью, простотой и ясностью форм, праздничностью, духом оптимизма.6).Московское барокко – это своего рода связующее звено между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. Отличительная черта храмов, выполненных в данном стиле – наличие устремленности храма вверх, многоярусности, узорчатые фасады. Также, можно выделить следующие черты храмов московского барокко – белокаменная кладка, которая органично сочетается с колоннами, обрамлением пролетов и ребер здания. Список литературыСправочные изданияВласов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. — С.53-84.ИсследованияАлфёрова Г. В. Памятник русского зодчества в Кадашах. — М.: Просвещение, 1974. — 208 с. Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии.//В кн.: Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 1168 с.Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами./Ф. Дасса. – М.: Астрель, 2004. – 79 с.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с. С. 134-140.Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга XVIII век [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник. – СПб.: СПбГУП., 2008. – 320 с.Малиновский К. В. Доменико Трезини. — СПб.: Крига, 2007. — 231 с.Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 2004. – 640 с.Седов В. Церковь Знамения Богородицы в районе Перово // Московское наследие: журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2013. — № 26. — С. 17—19.Семенов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83Храмы Одинцовского благочиния // Московские епархиальные ведомости. — 2004. — № 3.Церковь Покрова в Филях: Путеводитель / На рус. и англ. яз.; Авторы-составители: Н. Гордеева, Л. Тарасенко; Перевод Е. Поляченко; Оформление художника В. Мостинской. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 32 с. Янсон, Х.Ф., Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств./Х.Ф. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука, 1996. – 512 с. A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. Fashion. Mode. Мода: 1500-1954. - Paris :L'Aventurine, 2003. - 237. : ил. - Текстпарал. рус., фр., англ., немMaravall J.A. La culturadelBarroco. Análisis de unaestructurahistórica (1975, переизд. 2002, 2011; англ. пер. 1986) Интернет-источникиБарокко в России.//http://tezaurus.oc3.ru/docs/5/articles/1/1/1/Гомбрих, Э. История искусства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=167304&p=59Петровское барокко.// http://urok-kultury.ru/petrovskoe-barokko/https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htmХрам Воскресения Христова в Кадашах.//www.kadashi.ru/Церковь Успения Божией Матери на Покровке.// http://pravoslavie.ru/573.htmlШаталова, И.В. Стили ювелирных украшений. Исторические художественные стили от Древней Руси до эпохи модерна.// http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/6.htm ПриложениеЦерковь Успения Пресвятой Богородицы на ПокровкеХрам Воскресения Христова в КадашахЗнаменская церковьСпасская церковь в УборахЦерковь Покрова в ФиляхЗнаменская церковь в Перово

Список литературы

Справочные издания
1. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. — С.53-84.
Исследования
2. Алфёрова Г. В. Памятник русского зодчества в Кадашах. — М.: Просвещение, 1974. — 208 с.
3. Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии.//В кн.: Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 1168 с.
4. Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами./Ф. Дасса. – М.: Астрель, 2004. – 79 с.
5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с. С. 134-140.
6. Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга XVIII век [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник. – СПб.: СПбГУП., 2008. – 320 с.
7. Малиновский К. В. Доменико Трезини. — СПб.: Крига, 2007. — 231 с.
8. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 2004. – 640 с.
9. Седов В. Церковь Знамения Богородицы в районе Перово // Московское наследие: журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2013. — № 26. — С. 17—19.
10. Семенов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83
11. Храмы Одинцовского благочиния // Московские епархиальные ведомости. — 2004. — № 3.
12. Церковь Покрова в Филях: Путеводитель / На рус. и англ. яз.; Авторы-составители: Н. Гордеева, Л. Тарасенко; Перевод Е. Поляченко; Оформление художника В. Мостинской. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 32 с.
13. Янсон, Х.Ф., Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств./Х.Ф. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука, 1996. – 512 с.
14. A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. Fashion. Mode. Мода: 1500-1954. - Paris : L'Aventurine, 2003. - 237. : ил. - Текст парал. рус., фр., англ., нем
15. Maravall J.A. La cultura del Barroco. Análisis de una estructura histórica (1975, переизд. 2002, 2011; англ. пер. 1986)
Интернет-источники
16. Барокко в России.//http://tezaurus.oc3.ru/docs/5/articles/1/1/1/
17. Гомбрих, Э. История искусства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=167304&p=59
18. Петровское барокко.// http://urok-kultury.ru/petrovskoe-barokko/
19. https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htm
20. Храм Воскресения Христова в Кадашах.//www.kadashi.ru/
21. Церковь Успения Божией Матери на Покровке.// http://pravoslavie.ru/573.html
22. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений. Исторические художественные стили от Древней Руси до эпохи модерна.// http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/6.htm




Вопрос-ответ:

Какие особенности стиля барокко присутствуют в московском искусстве?

В московском искусстве барокко можно выделить несколько особенностей, таких как изящная и сложная орнаментация, яркое использование цвета, разнообразие форм и конструкций, а также ощутимая театральность и драматичность.

Какие храмы являются примерами московского барокко?

Примерами московского барокко являются храмы Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, Воскресения Христова в Кадашах, Знаменская церковь, Спасская церковь в Уборах, Церковь Покрова в Филях, Знаменская церковь в Перово.

Какими особенностями выделяется Церковь Покрова в Филях?

Церковь Покрова в Филях выделяется своей орнаментацией, которая заполняет всю поверхность фасадов и куполов. Она также имеет яркую цветовую гамму и разнообразные формы, создавая впечатление грандиозности и театральности.

Какой храм считается "началом нового" в московском барокко?

Церковь Покрова в Филях считается "началом нового" в московском барокко. Она стала примером нового подхода к архитектуре и стилю, ставя украшение и орнаментацию в первый план и создавая эффект драматичности и театральности.

Какие храмы русского и московского барокко наиболее известны?

Среди наиболее известных храмов русского и московского барокко можно выделить Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, Воскресения Христова в Кадашах, Знаменская церковь, Спасская церковь в Уборах, Церковь Покрова в Филях и Знаменская церковь в Перово.

Какие особенности стиля барокко можно выделить в искусстве?

Стиль барокко характеризуется богатством декоративных элементов, орнаментикой, пышными формами и величественными пропорциями. Он стремится к эмоциональной выразительности и эффектности, использует яркие краски и игру светотени.

Какие особенности московского барокко можно найти в храмах?

Московское барокко отличается от западноевропейского своей собственной спецификой. В храмах этого стиля можно обнаружить использование локальных материалов, таких как белый клинкерный кирпич, а также наличие особенной обработки фасадов, узоров и украшений в форме кокошников, резных окошек и куполов.

Какие живописные храмы московского барокко можно увидеть в Москве?

В Москве можно найти несколько прекрасных храмов в стиле московского барокко. Например, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, храм Воскресения Христова в Кадашах, Знаменская церковь, Спасская церковь в Уборах, церковь Покрова в Филях и Знаменская церковь в Перово.

Какую роль сыграла церковь Покрова в Филях в истории московского барокко?

Церковь Покрова в Филях считается одним из символов московского барокко и положила начало новому развитию этого стиля. Она отличается своей оригинальной архитектурой, интересными деталями и обилием украшений, включая барельефы на фасаде и резные окошки в виде кокошников.

Где можно найти дополнительную информацию о храмах московского барокко?

Если вы заинтересовались храмами московского барокко, рекомендую обратиться к специальной литературе по истории искусства или каталогам, посвященным этому периоду. Также можно посетить самые знаменитые храмы и увидеть их своими глазами.