Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Гражданское право
  • 101 101 страница
  • 92 + 92 источника
  • Добавлена 03.10.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства 6
1.2. Ретроспективный аналииз правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 18
1.3. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства 28
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 40
2.1. Современное состояние правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 40
2.2. Проблемные аспекты правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 55
2.3. Перспективы совершенствования правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Фрагмент для ознакомления

Можно выделить несколько проблемных зон, нуждающихсяв изучении и принятии соответствующих мер:- к поставщикам в рамках госзакупок нередко предъявляются необоснованно высокиетребования, включающие, например, обязательное прохождение поставщиком сертификации водобренной государственным заказчиком организации, при этом стоимость такой сертификации может доходить до 1,5 млн. руб., а сроки еепрохождения могут умышленно затягиваться винтересах других организаций;- противоречивость действующего законодательства в сфере госзакупок приводитк тому, что в торгах можно выиграть путем использования банального ценового демпинга,что приводит к победе недобросовестных поставщиков и отражается на качестве поставляемых товаров, работ и услуг;- контрактыосуществляются иными организациями вместо«формальных победителей» по цене значительно ниже рыночной, что также сказывается на качестве и уровне ответственности исполнителей.Одним из ключевых инструментов стимулирования деятельности МСП является расширениефинансовой поддержки. С 2016 г. в данной области реализуются две основные программы развития: Национальная гарантийная система поддержки МСП (НГС), в рамках которойсубъектам МСП предоставляются поручительства и гарантии, и Программа стимулированиякредитования субъектов МСП.В 2017 г. был расширен лимит Программыстимулирования кредитования субъектов МСП до 175 млрд. руб., в целях сопутствующего расширения кредитования банками субъектов МСПбыла запущена отдельная программа льготногокредитования — Программа 674, в которой приняли участие 3 кредитные организации: ПАО«Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ» и АО «Россельхозбанк». В рамках Программы перечисленныебанки получают субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходовпо кредитам, выданным в 2017 г. субъектам МСП по льготной ставке.В 2018 г. программа льготного кредитованияполучила новый виток развития, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от30.12.2017 г. в ней участвуют 15 российскихкредитных организаций. Льготная стоимостькредитов обеспечивается за счет предоставления Банком России уполномоченным банкамкредитов под поручительство Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства под процентную ставку 6,5%. Размер процентной ставки для субъектов в рамках«Программы 6,5» в свою очередь составляет 10%годовых для средних предприятий и 11% годовых для малых. Срок льготного фондирования составляет до 3 лет, а размер кредита долженбыть в диапазоне от 50 млн. до 1 млрд. руб.Однако, можно отметить очень высокийминимальный размер кредита, «Программа 6,5» открывает доступ к недорогим кредитным ресурсам лишь предприятиямв узких приоритетных секторах рынка: производственные отрасли, высокотехнологичныепроекты, медицина. Стоимость фондирования не является главнойпроблемой МСП — основные сложности возникают в связи с неумением банков оцениватьпотенциальных заемщиков из сегмента МСП наоснове неполной финансовой отчетности и приповышенных рисках, а также сложностями микропредпринимателей при формировании необходимого пакета документов для подачи заявки в банк. В этой связи многие субъекты МСП предпочитают обращаться за заемными средствами к частным инвесторам илив институты взаимного кредитования, где средства предоставляются по более высокой ставке,но с учетом специфики бизнеса, и как следствиеуровень просрочки таких займов не превышает5% (в банках 15–17%).Субъекты МСП финансируют бизнес за счетобычных кредитных карт и потребительских займов. По данным Всемирного банка, доля банковского капитала в структуре инвестиций малого предпринимательства находится на уровне всего 6%, в целом Россияпо объему кредитования малого бизнеса занимает 148-е место в мире.Важную роль в стимулировании деятельности МСП играет снижение административной нагрузки. Негативную роль играют проверки со стороны различных контролирующихведомств, и в настоящее время ведется активнаяработа по сокращению подобной административной нагрузки.С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. действовал мораторий на плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных в соответствии со ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации»от 24.07.2007 г. к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, с 1 июля 2016 г. в ходепроверки представители органа госконтроляили муниципального контроля не вправе требовать от юридических лиц и ИП представления документов, либо информации, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления или подведомственных им органов,включенных в определенный ПравительствомРФ перечень.В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., количество субъектов МСП должно вырасти в 1,3 раза идостигнуть 7,7 млн., а доля банковских кредитов,выданных МСП, в общем объеме выданных банками кредитов, должна быть доведена до 23%. Чтобы обеспечить выполнение подобных планов, важно своевременно выявлятьпроблемы в законодательстве и вносить необходимые корректировки.Одним из существенныхнедостатков федерального закона «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации»от 24.07.2007 № 209-ФЗ является универсальная схемаструктурирования субъектов МСП, что не отвечает реалиям развития предпринимательскогосектора в современной экономике. Этотпробел приводит к некорректному и несбалансированному отнесению предприятий к микро-, малым и средним, искажает систему государственной поддержки, ссылающуюся на данную классификацию.В сфере промышленности,транспорта, торговли и информационных технологий критерии определения размера предприятия не должны быть одинаковыми: если впервом и втором случае персонал в числе 100человек указывает на действительно малоепредприятие, то в предпоследнем и особеннопоследнем — на среднюю или крупную компанию. Ту же отраслевую дифференциацию необходимо применять к остальнымкритериям классификации, поскольку разныесферы бизнеса предполагают совершенно разные «весовые категории» по оборотам и нормамприбыли. Некоторые исследователисчитают целесообразной и межрегиональнуюдифференциацию критериев, поскольку условия и возможности развития МСП в различныхрегионах и крупных городах по всей России могут отличаться существенно, а значит, это является важным фактором при реализации политики государственной поддержки.Пробелом в Законе является трактовка всех МСП как единого объектагосударственной поддержки без сегментации понеобходимым мерам поддержки. Например, Закон никак не учитывает те потребности, которые могут возникать у более зрелых МСП, делаяизбыточный акцент на поддержку начинающих предпринимателей, в то время как увеличениедоли долговременно функционирующих, зрелых МСП свидетельствует об их растущей выживаемости в российской экономике.Для таких МСП характеренвыход из теневого сектора, более высокая инвестиционная активность и привлекательность,расширение числа высокопроизводительныхрабочих мест, производство более сложной продукции и т. д. Однако «перекос» государственнойподдержки в сторону начинающего бизнеса делает невыгодным длительное развитие, и многие предприниматели предпочитают открыватьсоздавать предприятия на короткий срок, периодически ликвидируя их и создавая новые.В Законе такженет четкого определения такого важного понятия с точки зрения стимулирования МСП, как«социальное предпринимательство», которое, несомненно, должно занимать особое место в системе предпринимательского права. Проблемынаблюдаются и в том, как Закон трактует поддержку инновационных МСП, что особенно важнодля экономики, приоритетом развития которойявляется вектор на инновации. В условиях, когда инновационные МСП не получают никакой адресной поддержки, их доля в сфере технологических инноваций незначительна и не показывает признаков роста. Необходимо включить пункт и об обязательном квотировании инновационных предприятий в федеральных институтах развития.Законодательству России всфере регулирования предпринимательскойдеятельности не хватает детализации: оно даетслишком общую классификацию МСП и не учитывает меняющиеся потребности предприятийв зависимости от их возраста, статуса, инновационной активности, зачастую делая упор не на самых важных формах поддержки. Перечисленные проблемы требуют гибкой структуризации субъектов МСП по видам экономическойдеятельности. Существующие «базовые» критерии целесообразно дополнить специфическимикритериями, ограничивающими круг субъектов,которые могут пользоваться теми или инымиформами государственной поддержки. Такимобразом, субъекты МСП в зависимости от специфики, характера и длительности деятельности могут рассчитывать на разные наборы мерподдержки и льгот, которые в большей степениадаптированы под их нужды.Структурируем проблемы по различнымформам государственной поддержки МСП и потенциальным способам их решения (таблица 2).Общей проблемойгосударственной политики в сфере поддержкиМСП остается слабая информированность субъектов МСП о мерах государственной поддержки,что признают в самом Министерстве экономического развития РФ. Для решения данного вопроса в ведомстве планируют провести мониторингкачества Интернет-сайтов, информирующих омерах господдержки МСП, а также реализоватьфедеральный телевизионный проект по популяризации предпринимательской деятельности.Таблица 2. Недостатки законодательства РФ по различным формам поддержки МСПи возможные пути совершенствованияФорма поддержкиПроблемыПути решенияНалоговые льготы ипреференции1) Эффект от снижения ставок нивелируется ростом иных сборов, в т. ч.имущественных2) Ужесточение налогового администрирования3) Реализация льгот отдается на откупрегионам1) Разработка более гибкой системыналоговых льгот, учитывающей статус испециализацию предприятий, не делающей акцент на начинающих МСП2) Выравнивание правового дисбаланса между налоговыми органами иналогоплательщиками3) Систематизация и уточнение полномочий органов местного самоуправленияГосударственные и муниципальные закупки1) Возможность манипуляции ходом ирезультатами конкурса2) Несовершенства механизма осуществления госзакупок, из-за которыхможет страдать качество закупаемыхтоваров, работ и услуг1) Совершенствование критериевоценки заявок2) Повышение анонимности торговпутем перевода их на автоматизированную электронную площадкуПрограммы льготногокредитования1) Кредиты на льготных условияхдоступны не для всех категорий МСП, имеют завышенный минимальный порог и не учитывают специфику бизнеса2) Сложности со стороны банков пооценке заемщиков3) Сложности со стороны МСП воформлении заявок1) Кастомизация льготных кредитныхпродуктов под нужды различных категорий МСП2) Развитие рынка венчурного инвестирования3) Расширение информационной иконсультационной поддержки для МСПв вопросах льготного кредитованияСнижение административной нагрузки1) Полномочия органов надзора продолжают расширяться2) Излишний акцент на начинающембизнесеПродолжение работы в области сокращения числа обязательных требований,выливающихся для МСП в существенные дополнительные издержкиВ числе возможных способов решения проблем можно указать развитие инфраструктуры поддержки МСП, котораяпо состоянию на конец 2017 г. насчитывает порядка 700 центров компетенций, оказывающихМСП комплексные услуги на различных стадиях развития бизнеса, в том числе и начальных.Подобные центры включают гарантийные имикрофинансовые организации, центры поддержки предпринимательства и центры инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторы итехнопарки, центры поддержки экспорта, организации поддержки МСП в области инновацийи промышленного производства и т. п.Несмотря на дополнительные расходы длярегиональных и местных бюджетов в связи ссодержанием подобных организаций, они способны выполнятьмножество функций, которые обеспечиваютмаксимально эффективное функционированиесуществующих правовых норм, в том числепутем информирования субъектов МСП о существующих программах поддержки, предоставления информационно-консультационныхуслуг, помощи в формировании заявок на льготные кредиты и участие в тендерах, предоставление площадей под офисы и производство нальготных условиях и др. Многообразие видовинфраструктуры поддержки и их специализация позволяет этим структурам формироватькомплекс услуг с учетом потребностей целевыхсубъектов МСП. Дополнительным эффектом для экономики является и то,что расширение инфраструктуры поддержки вцелом способствует выходу из теневого секторабольшего числа малых предприятий.В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон№ 209-ФЗ, с июля 2016 г. к числу объектов инфраструктуры поддержки МСП были также отнесены многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальныхуслуг (МФЦ).Наблюдается застой на рынке венчурного инвестирования,который образует вместе с ней так называемую «инновационную систему», обладающую синергетическим эффектом. Венчурное инвестированиепредполагает инвестирование в высокорисковые проекты наранних стадиях их развития и осуществляетсяспециализированными венчурными фондамиили частными венчурными инвесторами и бизнес-ангелами. Такой источник финансовых средств для МСП, как венчурный рынок способен достаточно эффективно фильтроватьпотенциально успешные проекты и учитыватьособенности и потребности финансируемыхпроектов.Надолю России приходитсяменее 1% общего объема венчурного инвестирования в мире, а создаваемые региональнымивластями организации инфраструктуры инвестиционной поддержки часто занимаются инвестициями в более предсказуемые, но и потенциально менее прибыльные проекты, нарушая принципы венчурного рынка. Специализированные венчурные фонды, такие какФонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-техническойсферы г. Москвы, имеют тенденцию к сокращению объемов венчурных вложений. Учитывая, что развитый венчурный рынок — это важный для инновационных предприятий институт,данное обстоятельство требует внимания и участия со стороны законодательных органов.Таким образом, основным законом, регламентирующим деятельность МСП в России, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно ст.9 данного закона к полномочиям государственной власти по вопросам развития МСП относятся: разработка и реализация госпрограмм, определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП, создание координационных или совещательных органов в области развития МСП при федеральных органах исполнительной власти, формирование единой информационной системы, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и другие. Статья 7 ФЗ представляет общий перечень мер по нормативно-правовому регулированию развития МСП, при этом, некоторые положения распространяются только на субъекты малого предпринимательства, а некоторые - на субъекты малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим более подробно некоторые из мер с точки зрения нормативно-правового аспекта регулирования.1.Налоговые режимы.Эта мера представляет собой совокупность специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства и характеризующихся различного рода упрощениями в области ведения налогового учёта и предоставления налоговой отчётности. Данные меры регламентируются Налоговым Кодексом РФ. Согласно ст. 18 НК РФ выделяют следующие специальные налоговые режимы:1) единый сельскохозяйственный налог2) упрощенная система налогообложения;3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;5) патентная система налогообложения;6) налог на профессиональный доходОсновные изменения:С 2019 года введен новый налог для самозанятых - налог на профессиональный доход. Согласно 422-ФЗ от 27.11.2018 данный налоговый режим устанавливается в качестве эксперимента на некоторых территориях Российской Федерации до 31 декабря 2028 года.Отменены льготы по страховым взносам. Если в 2018 году применяющие некоторые специальные режимы и занимающиеся определенными видами деятельности организации могли использовать следующие тарифы по взносам: 20% по обязательному пенсионному страхованию, 0%- по обязательному медицинскому страхованию и страхованию временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то с 2019 года такие организации должны будут применять общие тарифы 30% в случае отсутствия других льгот.2. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для малых предприятий характеризуется упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчетностью и порядком ведения кассовых операций.Законодательной базой, на которую ссылаются при рассмотрении данной меры регулирования, является: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».Ст.6 пункт 4 данного закона регламентирует право субъектов малого предпринимательства на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учёта, но только для тех видов деятельности, которые не противоречат ст.5 настоящего федерально закона.Руководитель организации, которая может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также некоторые руководители субъектов вправе возложить ответственность за ведение бухгалтерского учета на себя.Упрощенная система формирования бухгалтерской отчётности и ведения учета включает в себя:- в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей;- в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;- упрощенная система регистров бухгалтерского учета;- не использование регистров бухгалтерского учета имущества;- использование кассового метода учета доходов и расходов;- и другие. Минфин предложил отменить обязанность предпринимателей и организаций использующих “упрощенку” сдавать налоговую декларацию по УСН. Это коснется только тех, кто использует в качестве объекта налогообложения “доходы” и онлайн-ККТ. Ведение кассовых операций регламентируется Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".Ранее юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД или ПСНО и, деятельность которых удовлетворяла условиям Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (ред. от 27.11.2017) имели право не применять онлайн-ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, но с 01.07.2019 года применение онлайн-ККТ станет обязательным и для них.3.Составление статистической отчетности МСПДля малых и средних организаций утверждены специальные формы статистической отчетности. При этом они обязаны отчитываться перед органами статистики один раз в пять лет при проведении сплошных статистических наблюдений. Помимо сплошных наблюдений могут проводиться выборочные, которые также обязывают малые и средние предприятия предоставлять отчетность с определенной периодичностью.4. Приватизация имуществаОсновным регламентирующим законом является Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с его положениями:- Субъекты МСП вправе приобретать государственное или муниципальное имущество по его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Конечно, и в этом случае есть свои ограничения на применение данного преимущественного права, они подробно описаны в законе.- Оплата за имущество при реализации преимущественного права может осуществляться МСП как единовременно, так и в рассрочку, равными платежами каждый месяц или квартал, срок рассрочки- не менее 5 лет.-Преимущественное право может быть применено к помещениям не более 1000 кв. метров.С июля 2018 действие закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 года стало бессрочным. Появилась возможность приватизации федерального имущества, ранее закон предполагал приобретение только муниципальной собственности и собственности субъектов РФ.Можнооформить процедуру аренды недвижимости субъекты МСП смогут через МФЦ и Портал бизнес-навигатора МСП.5. Участие в закупкахДанная мера регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".Статья 30 данного закона обязывает государственных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от совокупного годового объема закупок, за исключением некоторых видов товаров, работ, услуг. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей.Основные изменения:- С 2019 года участие в госзакупках должно проводиться только в электронной форме;- Организация-заказчик и организация-поставщик теперь должны быть зарегистрированы в Едином реестре участников закупок;- Также для участия в торгах организация-поставщик должна открыть спецсчет в банке для обеспечения заявок;- Если первоначальная конкурентная процедура была признана несостоявшейся из-за отсутствия или отклонения всех заявок, то заказчик вправе отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО.6. Обеспечение прав и законных интересов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора)На основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к субъектам МСП, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводится плановые проверки с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением некоторых видов проверок, представленных в данном законе.Таким образом, рассмотрев, последние изменения в сфере государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с точки зрения нормативно-правового подхода, можно сделать следующие выводы:- В настоящее сложилась целостная система нормативно-правового регулирования МСП, которая включает нормативно-правовые акты разных уровней власти;- Государство стремится максимально автоматизировать многие процессы с целью поддержки и регулирования деятельности малого бизнеса;- Новые государственные меры позволили сократить временные и материальные затраты, связанные с использованием особых условий и льгот для МСП;- Повысилась защищенность малых предпринимателей;- Появились новые, привлекательные факторы для увеличения числа МСП.Деятельность государства в области регулирования развития малого и среднего предпринимательства с правовой точки зрения можно назвать успешной, ввиду многих нововведений, совершенствующих методы такого регулирования. Однако существуют, заключающиеся в первую очередь в сложности понимания и применения таких условий законодательства для МСП. Так как руководители и сотрудники таких организаций в этом случае должны обладать некоторыми специальными знаниями и умениями. Некоторые изменения добавили дополнительную нагрузку на малый бизнес, например, отмена льгот по страховым взносам, обязанность применения ККТ-онлайн организациями, ранее освобожденными от этой обязанности.Таким образом, меры государственного регулирования и поддержки деятельности МСП вРоссии характеризуются рядомнедоработок, не позволяющих МСП,с одной стороны, получить ощутимый стимул кразвитию, а с другой стороны — стать основнойдвижущей силой инновационного развития экономики. В этой связи необходимо использовать существующий позитивный зарубежный опыт. Несмотря на существующие различия в экономическихреалиях и менталитете, развитие предпринимательства в целом базируются на единых принципах, которые необходимо положить в основугосударственной политики и законотворчествав этой сфере.ЗАКЛЮЧЕНИЕСубъект МСП - это российское коммерческое предприятие или же индивидуальный предприниматель, главной целью которых является получение прибыли. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса устанавливает государство. В России существует платформа для роста и развития учреждений малого и среднего предпринимательства. Государственная политика в области организационно-правового стимулирования анализируемого вида деятельности должна постоянно расширяться и быть доступной каждому предпринимателю.Деятельность в области поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса в России, позволит ускорить развитие этого сегмента, повысить качество и конкурентоспособность отечественной продукции, обеспечить граждан страны рабочими местами, и в целом улучшить качество жизни жителей России и обеспечить устойчивое развитие экономики страны.Значение малого и среднего бизнеса очень велико для развития экономики страны в целом, а именно:1.Создание необходимых условий для сохранения стабильности между гражданами Российской Федерации;2.Формирование эффективной структуры экономики;3.Снижение уровня безработицы в стране;4.Рост доходной части бюджетов всех уровней страныВ современных условиях малое и среднее предпринимательство — это один из инструментов совершенствования национальной экономики, улучшения социального климата, разрешения проблем политического характера. В нашей стране, особенно в последние годы, прилагаются существенные усилия, направленные на развитие данного сектора экономики. Тем не менее, малый и средний бизнес в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности.Для России остается актуальным продолжение реализации государственной политики, направленной на расширение и развитие малого и среднего предпринимательства, способствующего обеспечению экономической безопасности России и роста национальной экономики. Малый бизнес демонстрирует развитие и рост, в то же время увеличивается потребность в финансировании. Следовательно, субъекты малого и среднего бизнеса становятся все более привлекательными для банков, что способствует совершенствованию условий кредитования. На сегодняшний день кредитные организации при помощи государственной поддержки стремятся упростить требования к заемщикам, снизить ставки, конкуренция в банковской сфере стимулирует внедрение новейших технологий, создание новых банковских продуктов и улучшение сервиса. Вместе с тем, клиенты могут сами выбирать наиболее лучшие условия и программы кредитования. Поэтому перспективы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в стране довольно оптимистичны и для самих клиентов, и для кредитных организаций.Но, несмотря на принимаемые меры, развитие малого и среднего предпринимательства характеризуется рядом негативных тенденций, в результате чего часть зарегистрированных малых и средних предприятий либо не начинают ведение хозяйственной деятельности, либо останавливают деятельность и ликвидируются в течение одного-двух лет. В таких отраслях, как промышленность, строительство, инновационная сфера наблюдаются темпы развития малых и средних предприятий можно назвать недостаточными. Поэтому необходимо изменить сложившийся в обществе имидж предпринимателя и сформировать новое представление о предпринимательстве как о важном, необходимом и позитивном факторе социально-экономического развития как страны, так и отдельных регионов.Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. На законодательном уровне осуществляются поправки, улучшающие положение малого и среднего предпринимательства в стране. Разброс норм права по разным нормативно-правовым актам доставляет неудобства для предпринимателей, в связи с этим для этой сферы необходим свой свод законов, в котором будут собраны все нормы права, регулирующие сферу малого и среднего предпринимательства. Это упростит задачу увеличения образованности в правовой защите предпринимательства. Препятствия, которые устанавливаются в осуществлении предпринимательской деятельности, лицензировании и сертификации, значительно тормозят развитие малого и среднего предпринимательства. Поэтому следует сократить их количество, что даст хозяйствам больше свободы и сократит административный произвол, который сокращает эффективность функционирования предпринимательства в России. Также нормативно-правовая база нуждается в реформировании. Необходимо издание новых законов, способствующих более прогрессивному развитию предпринимательства и проведение аналитической работы, модернизации действующих нормативно-правовых актов. Требуется достичь такого уровня развития предпринимательства, как в большинстве развитых стран, при этом употребив собственные методы регулирования предпринимательства. Но для реализации этих задач нужно довольно грамотно подойти к решению проблем, существующих в предпринимательском праве.Меры государственного регулирования и поддержки деятельности МСП в России характеризуются рядом недоработок, не позволяющих МСП, с одной стороны, получить ощутимый стимул к развитию, а с другой стороны — стать основной движущей силой инновационного развития экономики. В этой связи необходимо использовать существующий позитивный зарубежный опыт. Несмотря на существующие различия в экономических реалиях и менталитете, развитие предпринимательства в целом базируются на единых принципах, которые необходимо положить в основу государственной политики и законотворчества в этой сфере.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N 49 (часть I) ст. 7494Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями от 27.06.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2716Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I) ст. 3615Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июня 1995 г. N 25, ст. 2343Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2019) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (с изменениями и дополнениями от 26.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 2 (часть I) ст. 357.Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") // Собрание законодательства РФ, 13.06.2016, N 24, ст. 3549.Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями от 28.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 47 ст. 5489Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г// СПС КонсультантПлюсПостановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406. // СПС КонсультантПлюсБалынин И.В. К вопросу о развитии малого предпринимательства в сельском хозяйстве в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. №3. С. 186-191.Балынская Н. Р., Пономарев А. В. Актуальные вопросы развития современных политических и экономических процессов в России и Европе // Экономика и политика. 2018. № 2 (12). С. 5-7.Барейко С.Н. Инновации как фактор обеспечения социально-экономического развития России// Экономика нового мира. 2017. №4(8). С. 23-26.Барейко С.Н. Финансовая неграмотность малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Наука Красноярья. 2017. Т.6. №2-3. С. 41-47.Барейко С.Н., Развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России // В сборнике: AppliedandFundamentalStudiesProceedingsofthe 13th InternationalAcademicConference. 2017. С. 160-163.Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2015. С.241.Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: моногр. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 28.Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: учебник. М.: Инфра-М, 2018. С. 156-157.Бухвальд Е.М., Валентик О. Н. Стратегическое планирование и законодательство о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства. // Известия УрГЭУ. 2017. № 1(69). С. 17.Высоцкий П. А. Государственное регулирование предпринимательства в современных условиях. М.: Наука, 2017. С. 32.Гагаринова Н.В. Предпринимательство и его роль в развитии экономики, правовое регулирование предпринимательства // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2015. № 2. С. 64–69.Галкина О. В., Грачева С. А., Майнашева Е. А., Радова А. Е. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Вестник науки. 2018. Т. 3. № 7 (7). С. 38-41.Галухина Я.С. Российский крупный бизнес. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2015. С. 26-27.Государственное регулирование предпринимательской деятельности: коллективная монография / под науч. ред. профессора В. С. Белых. М.: Проспект, 2017. С. 56.Гришина О. П. Что изменится в работе в следующем году? // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, № 12. С. 21-24.Живетьева К. Ю. Развитие малого предпринимательства в РФ: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 259-262.Жужома Ю.Н. Малое и среднее предпринимательство: государственное регулирование, анализ проблем // Успехи современной науки и образования. 2017. № 10. С. 131-134.Заболоцкая В.В. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. №10. С. 46-48.Зиновьева Е. Г., Мехоношина И. П. Социальные программы как инструмент повышения мотивации персонала в организации // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сб. материалов межд. научно-практической конф., СПб: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014. С. 54-57.Зиновьева Е. Г., Сысоева С. В. Теоретический анализ структуры предприятия // Научная жизнь. 2015. № 2. С. 53.Калашникова И. А., Рубанова Н. А. К вопросу об экономической составляющей производственного экологического менеджмента на предприятиях Российской Федерации // Экономика и политика. 2017. № 2 (10). С. 28-33.Кива-Хамзина Ю. Л. Современные реалии для развития монопрофильного города // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2 (14). С. 30-32Корчак А.Д. Корчак Е.А. Основные характеристики рынка труда северных регионов РФ // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. №6. С. 36-37.Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Дашков и К°, 2016. С. 96.Кузнецов И.А., Куликова Я.А., Лантаева (Бердикова) А.Н. Специфика конфликта в сфере социального предпринимательства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 6 (69). С. 85-89.Кузнецова И. А. Большой справочник для малого бизнеса. М.: Дашков и Ко, 2016. С. 68.Курило А.Е., Морошкина М.В. Развитие малого предпринимательства: сравнительный анализ северных и российских регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. №3. С. 146.Кыров А.А. Индивидуальный предприниматель: практическое пособие. М.: Проспект, 2018. С. 126.Лейман Т. И., Шимин В. А. Актуальные проблемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. С. 49-52.Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М., 2016. С. 61.Меньщикова В.И., Саяпин А.В., Черкасов В.А. Оценка вклада малого предпринимательства в экономику региона (на материалах тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 3. С. 83-89.Могилевская А. Малый бизнес не слышал о поддержке // Ежедневная деловая газета РБК. 05.07.2017 № 116–2017.Музалевская И. Н. Правовые аспекты понятия субъекта малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве. М., 2014. С.109.Мягков П. Малое и среднее предпринимательство: государственная поддержка обязательна: государственная поддержка обязательна. // Российский экономический журнал. 2015. №5. С. 93.Нурмухаметов А.В. Банки и субъекты малого и среднего предпринимательства в условиях ограничения доступа к рынку капитала // Молодой ученый. 2014. №18. С. 424-426.Оголихина С.Д. Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях современного экономического кризиса // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 3 (11). С. 68–73.Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. М.: Профиздат, 2015. С. 38.Орлова Е. Новшества законодательства в 2019 году // Налоговый вестник, 2019, № 1Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2019 году / под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право, 2019, № 1. С. 41-47Павлов К.В. Проблемы выделения малого и среднего бизнеса с учетом позитивного зарубежного опыта // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. №9 (18). С. 67.Паршина Е. Н. Проблемы и меры государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в современной̆ России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 10. С. 90-95.Паршина Л. Ю. Вниманию спецрежимников: новшества законодательства в части применения онлайн-ККТ // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, № 1. С. 61-64.Пеньков П.Е., Кабанов В.В. История возникновения и развития предпринимательства на Руси // Вестник Евразийской академии административных наук. 2014. № 2 (27). С. 99–106.Предпринимательская деятельность: гражданско-правовые, административные, экологические аспекты: монография / И. А. Калашникова, Е. В. Карпова, Ю. Л. Кива-Хамзина, Н. А. Рубанова, М. А. Славич; отв. ред. Е. В. Карпова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2017. С.58-99.Пурыжова Л.В., Клочко С.Н. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса // Вопросы экономики и управления. 2016. №2. С. 64-67.Пятаченко А.М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса // Продовольственная политика и безопасность, 2016. Том 3. № 2. С. 105-114.Родионова Н.К., Бурмистрова А.А. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности: мат-лы III Международной науч.-практ. конф 8-9 ноября 2018 г. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2018. С. 270-277.Рубанова Н. А. К вопросу о трудовом договоре // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2 (14). С. 71-73.Ручкина Г. Ф. Финансовая поддержка как ключевая составляющая в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. // Банковское право. 2017. № 5. С. 7-12.Супатаев М. А. К проблеме понятия субъектов малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. М.: Экзамен, 2016. С. 12.Тюкавкин Н.М. Перспективы развития крупного бизнеса // Вестник СамГУ. 2016. №10. С. 100-101.Урумова Ф.М. О правах собственности, частной автономии и контрактах. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 3. С. 7-14.Федотова, Г.В. Проблемы цифровизации промышленного сектора // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, вып. 2 (371). C. 273-283Хачак З.А. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С. 117-119Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2017. С. 96.Юшина О. М. Малое предпринимательство в мире и в России/ Под редакцией Юшиной О. М. М.: Ладомир, 2014. С. 51.Бизнес-демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps /wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#Выставка малый и средний бизнес Санкт-Петербруга, подведение итогов в рамках форума субъектов МСП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenexpo.ru/node/105639Глобальный мониторинг предпринимательства. https://www.gemconsortium.orgЕдиный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.htmlКоммерческий пролетариат или малое предпринимательство? Горизонты российского малого бизнеса // Фонд «Либеральная миссия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.liberal.ru/articles/1034Кредиты для малого и среднего бизнеса в 2018 году. Банк-Бизнес.ру – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bank-biznes.ru/kredit-dlya-malogo-i-srednego-biznesaМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/ministry/Немченко И. Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало? [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://incrussia.ru/understand/obyasnyaem-na-paltsakh-v-malom-i-srednem-biznese-zanyato-menshe-treti-rossiyan-pochemu-tak-maloОпрос «РосБизнессКонсалтинг»: «Что мешает малому и среднему бизнесу в России?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/own_business/15/01/2015/54b7ab729a794706d0027693Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/Официальный сайт Центра молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение-2025»: http://pokolenie2025.com/konkurs/Результаты ежегодного рейтинга «DoingBusiness» по ведению в различных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/doing-business-pozitsiya-rossii-vreytinge-legkosti-vedeniya-biznesa/Ресурсный центр малого предпринимательства – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcsme.ru/ru/statistics Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир [Электронный ресурс] // Институт экономики роста им. Столыпина П.А. – Режим доступа – URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/ issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdfСплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год. Электронный ресурс. Официальный сайт Росстат. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.htmlСтатистика МСП [Электронный ресурс] // Ресурсный центр малого предпринимательства – Режим доступа: https://rcsme.ru/ru/statisticsФедеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/search.htmlФедеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824
4. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. № 49 (часть I) ст. 7494
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями от 27.06.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1652
6. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. № 50 ст. 7344
7. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. № 19 ст. 2716
8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6249
9. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 30 (часть I) ст. 3615
10. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 31 ст. 4006
11. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434
12. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июня 1995 г. № 25, ст. 2343
13. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2019) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 766
14. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (с изменениями и дополнениями от 26.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 2 (часть I) ст. 357.
15. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") // Собрание законодательства РФ, 13.06.2016, № 24, ст. 3549.
16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями от 28.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489
17. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г// СПС КонсультантПлюс
18. Постановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406. // СПС КонсультантПлюс
19. Балынин И.В. К вопросу о развитии малого предпринимательства в сельском хозяйстве в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. №3. С. 186-191.
20. Балынская Н. Р., Пономарев А. В. Актуальные вопросы развития современных политических и экономических процессов в России и Европе // Экономика и политика. 2018. № 2 (12). С. 5-7.
21. Барейко С.Н. Инновации как фактор обеспечения социально-экономического развития России// Экономика нового мира. 2017. №4(8). С. 23-26.
22. Барейко С.Н. Финансовая неграмотность малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Наука Красноярья. 2017. Т.6. №2-3. С. 41-47.
23. Барейко С.Н., Развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России // В сборнике: Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 13th International Academic Conference. 2017. С. 160-163.
24. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2015. С.241.
25. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: моногр. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 28.
26. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: учебник. М.: Инфра-М, 2018. С. 156-157.
27. Бухвальд Е.М., Валентик О. Н. Стратегическое планирование и законодательство о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства. // Известия УрГЭУ. 2017. № 1(69). С. 17.
28. Высоцкий П. А. Государственное регулирование предпринимательства в современных условиях. М.: Наука, 2017. С. 32.
29. Гагаринова Н.В. Предпринимательство и его роль в развитии экономики, правовое регулирование предпринимательства // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2015. № 2. С. 64–69.
30. Галкина О. В., Грачева С. А., Майнашева Е. А., Радова А. Е. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Вестник науки. 2018. Т. 3. № 7 (7). С. 38-41.
31. Галухина Я.С. Российский крупный бизнес. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2015. С. 26-27.
32. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: коллективная монография / под науч. ред. профессора В. С. Белых. М.: Проспект, 2017. С. 56.
33. Гришина О. П. Что изменится в работе в следующем году? // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, № 12. С. 21-24.
34. Живетьева К. Ю. Развитие малого предпринимательства в РФ: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 259-262.
35. Жужома Ю.Н. Малое и среднее предпринимательство: государственное регулирование, анализ проблем // Успехи современной науки и образования. 2017. № 10. С. 131-134.
36. Заболоцкая В.В. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. №10. С. 46-48.
37. Зиновьева Е. Г., Мехоношина И. П. Социальные программы как инструмент повышения мотивации персонала в организации // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сб. материалов межд. научно-практической конф., СПб: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014. С. 54-57.
38. Зиновьева Е. Г., Сысоева С. В. Теоретический анализ структуры предприятия // Научная жизнь. 2015. № 2. С. 53.
39. Калашникова И. А., Рубанова Н. А. К вопросу об экономической составляющей производственного экологического менеджмента на предприятиях Российской Федерации // Экономика и политика. 2017. № 2 (10). С. 28-33.
40. Кива-Хамзина Ю. Л. Современные реалии для развития монопрофильного города // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2 (14). С. 30-32
41. Корчак А.Д. Корчак Е.А. Основные характеристики рынка труда северных регионов РФ // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. №6. С. 36-37.
42. Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Дашков и К°, 2016. С. 96.
43. Кузнецов И.А., Куликова Я.А., Лантаева (Бердикова) А.Н. Специфика конфликта в сфере социального предпринимательства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 6 (69). С. 85-89.
44. Кузнецова И. А. Большой справочник для малого бизнеса. М.: Дашков и Ко, 2016. С. 68.
45. Курило А.Е., Морошкина М.В. Развитие малого предпринимательства: сравнительный анализ северных и российских регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. №3. С. 146.
46. Кыров А.А. Индивидуальный предприниматель: практическое пособие. М.: Проспект, 2018. С. 126.
47. Лейман Т. И., Шимин В. А. Актуальные проблемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. С. 49-52.
48. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М., 2016. С. 61.
49. Меньщикова В.И., Саяпин А.В., Черкасов В.А. Оценка вклада малого предпринимательства в экономику региона (на материалах тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 3. С. 83-89.
50. Могилевская А. Малый бизнес не слышал о поддержке // Ежедневная деловая газета РБК. 05.07.2017 № 116–2017.
51. Музалевская И. Н. Правовые аспекты понятия субъекта малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве. М., 2014. С.109.
52. Мягков П. Малое и среднее предпринимательство: государственная поддержка обязательна: государственная поддержка обязательна. // Российский экономический журнал. 2015. №5. С. 93.
53. Нурмухаметов А.В. Банки и субъекты малого и среднего предпринимательства в условиях ограничения доступа к рынку капитала // Молодой ученый. 2014. №18. С. 424-426.
54. Оголихина С.Д. Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях современного экономического кризиса // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 3 (11). С. 68–73.
55. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. М.: Профиздат, 2015. С. 38.
56. Орлова Е. Новшества законодательства в 2019 году // Налоговый вестник, 2019, № 1
57. Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2019 году / под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право, 2019, № 1. С. 41-47
58. Павлов К.В. Проблемы выделения малого и среднего бизнеса с учетом позитивного зарубежного опыта // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. №9 (18). С. 67.
59. Паршина Е. Н. Проблемы и меры государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в современной̆ России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 10. С. 90-95.
60. Паршина Л. Ю. Вниманию спецрежимников: новшества законодательства в части применения онлайн-ККТ // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, № 1. С. 61-64.
61. Пеньков П.Е., Кабанов В.В. История возникновения и развития предпринимательства на Руси // Вестник Евразийской академии административных наук. 2014. № 2 (27). С. 99–106.
62. Предпринимательская деятельность: гражданско-правовые, административные, экологические аспекты: монография / И. А. Калашникова, Е. В. Карпова, Ю. Л. Кива-Хамзина, Н. А. Рубанова, М. А. Славич; отв. ред. Е. В. Карпова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2017. С.58-99.
63. Пурыжова Л.В., Клочко С.Н. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса // Вопросы экономики и управления. 2016. №2. С. 64-67.
64. Пятаченко А.М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса // Продовольственная политика и безопасность, 2016. Том 3. № 2. С. 105-114.
65. Родионова Н.К., Бурмистрова А.А. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности: мат-лы III Международной науч.-практ. конф 8-9 ноября 2018 г. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2018. С. 270-277.
66. Рубанова Н. А. К вопросу о трудовом договоре // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2 (14). С. 71-73.
67. Ручкина Г. Ф. Финансовая поддержка как ключевая составляющая в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. // Банковское право. 2017. № 5. С. 7-12.
68. Супатаев М. А. К проблеме понятия субъектов малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. М.: Экзамен, 2016. С. 12.
69. Тюкавкин Н.М. Перспективы развития крупного бизнеса // Вестник СамГУ. 2016. №10. С. 100-101.
70. Урумова Ф.М. О правах собственности, частной автономии и контрактах. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 3. С. 7-14.
71. Федотова, Г.В. Проблемы цифровизации промышленного сектора // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, вып. 2 (371). C. 273-283
72. Хачак З.А. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С. 117-119
73. Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2017. С. 96.
74. Юшина О. М. Малое предпринимательство в мире и в России/ Под редакцией Юшиной О. М. М.: Ладомир, 2014. С. 51.
75. Бизнес-демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps /wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
76. Выставка малый и средний бизнес Санкт-Петербруга, подведение итогов в рамках форума субъектов МСП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenexpo.ru/node/105639
77. Глобальный мониторинг предпринимательства. https://www.gemconsortium.org
78. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
79. Коммерческий пролетариат или малое предпринимательство? Горизонты российского малого бизнеса // Фонд «Либеральная миссия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.liberal.ru/articles/1034
80. Кредиты для малого и среднего бизнеса в 2018 году. Банк-Бизнес.ру – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bank-biznes.ru/kredit-dlya-malogo-i-srednego-biznesa
81. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/ministry/
82. Немченко И. Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало? [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://incrussia.ru/understand/obyasnyaem-na-paltsakh-v-malom-i-srednem-biznese-zanyato-menshe-treti-rossiyan-pochemu-tak-malo
83. Опрос «РосБизнессКонсалтинг»: «Что мешает малому и среднему бизнесу в России?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/own_business/15/01/2015/54b7ab729a794706d0027693
84. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/
85. Официальный сайт Центра молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение-2025»: http://pokolenie2025.com/konkurs/
86. Результаты ежегодного рейтинга «Doing Business» по ведению в различных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/doing-business-pozitsiya-rossii-vreytinge-legkosti-vedeniya-biznesa/
87. Ресурсный центр малого предпринимательства – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcsme.ru/ru/statistics
88. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир [Электронный ресурс] // Институт экономики роста им. Столыпина П.А. – Режим доступа – URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/ issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf
89. Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год. Электронный ресурс. Официальный сайт Росстат. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html
90. Статистика МСП [Электронный ресурс] // Ресурсный центр малого предпринимательства – Режим доступа: https://rcsme.ru/ru/statistics
91. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/search.html
92. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru

Вопрос-ответ:

Какие особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства?

Одной из основных особенностей правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является учет специфики их деятельности и потребностей. Такие субъекты предпринимательства обычно имеют ограниченные финансовые и административные ресурсы, поэтому им требуется особая поддержка и содействие со стороны государства. Правила и нормы, регулирующие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, должны быть гибкими и простыми, чтобы облегчить предпринимателям процедуры регистрации, получения лицензий и разрешений, а также снизить бюрократическую нагрузку. Важно также обеспечить защиту прав субъектов малого и среднего предпринимательства, поддерживать конкурентность и бороться с коррупцией в экономической сфере.

Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства - это юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и соответствующие определенным критериям размеров и объемов бизнеса. К таким критериям относятся количество сотрудников, обороты, активы и другие экономические параметры. Категория субъектов малого и среднего предпринимательства включает малые предприятия, семейные и индивидуальные предпринимателей, а также некоммерческие организации и кооперативы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Государство предоставляет определенные льготы и поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства для развития этого сектора экономики.

Какие объекты предпринимательской деятельности считаются субъектами малого и среднего предпринимательства?

Субъектами малого и среднего предпринимательства считаются юридические и физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и удовлетворяют определенным критериям размера: в случае малого предпринимательства - сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг за последний отчетный год не превышает определенный установленный порог, в случае среднего предпринимательства - сумма доходов за последний отчетный год превышает определенный установленный порог, но не превышает другой установленный порог.

Каковы особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства?

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства имеет несколько особенностей. Во-первых, оно направлено на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Во-вторых, оно основывается на принципе минимального государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность. В-третьих, оно предусматривает различные льготы и преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, таких как налоговые льготы, субсидии и гранты. В-четвертых, оно устанавливает особые правила для регулирования трудовых отношений и защиты прав работников.

Какой правовой статус имеют субъекты малого и среднего предпринимательства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют особый правовой статус, который закреплен законодательными актами. Этот статус предусматривает особые права, обязанности и гарантии для субъектов малого и среднего бизнеса. Они имеют право на свободное осуществление предпринимательской деятельности, на получение государственной поддержки и на защиту своих прав и интересов в судебном порядке. Они также несут ответственность за соблюдение законодательства и правил предпринимательской деятельности.

Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства - это организации или индивидуальные предприниматели, которые занимаются предпринимательской деятельностью в России и удовлетворяют определенным критериям, установленным законодательством.

Какими правовыми актами регулируется деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства?

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется различными правовыми актами, включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные акты Министерства экономического развития Российской Федерации.

Каков ретроспективный анализ правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства?

Ретроспективный анализ правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой изучение и анализ исторического развития правовых актов и норм, касающихся деятельности субъектов МСП. Это помогает оценить эффективность ранее принятых мер и определить необходимые изменения для дальнейшего развития предпринимательской сферы.

Какой правовой статус имеют субъекты малого и среднего предпринимательства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют определенный правовой статус, который обеспечивает им определенные привилегии и гарантии. Они имеют право на налоговые льготы, преференции при получении государственной поддержки, а также иные преимущества, предусмотренные законодательством.

Какие особенности существуют в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства?

Особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства включают упрощенные процедуры регистрации и ликвидации предприятий, налоговые льготы, улучшенные условия доступа к кредитным ресурсам и государственной поддержке. Это направлено на стимулирование развития малого и среднего бизнеса в стране.

Какие субъекты относятся к малым и средним предприятиям?

Малыми и средними предприятиями являются предприятия, которые занимаются предпринимательской деятельностью и отвечают определенным критериям, таким как количество работников, объем выручки, среднегодовая стоимость активов. В зависимости от страны и отрасли эти критерии могут различаться.

Как правовое регулирование влияет на малые и средние предприятия?

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивает создание равных условий для их функционирования. Оно определяет права и обязанности предпринимателей, регулирует порядок регистрации и ликвидации предприятий, устанавливает требования к охране окружающей среды, безопасности труда и другим аспектам предпринимательской деятельности. Правовые нормы также защищают интересы предпринимателей, предоставляя им возможности обжалования неправомерных действий со стороны государственных органов и других предпринимателей.