федеративное государство и его признаки
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 04.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 5
1.1. Понятие и виды федеративных государств 5
1.2. Основные признаки современных федеративных государств 13
2. РОССИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 21
2.1. Формирование и развитие федерализма в России 21
2.2. Сущность принципов федеративного устройства в России 26
2.3. Актуальные проблемы российского федерализма 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Потому проблемы федерализма в России видятся не в наличии данных противоречий, в полной мере поддающихся цивилизованному разрешению, а в их усугублении.
Причины данного обострения можно усмотреть в вызванном после распада СССР в переходный период ослаблении центральной власти и межрегиональных контактов, в первую очередь, экономических, активизации центробежных процессов, приводящих к административной самоизоляции федеральных, росту национализма, стремления к самоопределению не только внутреннему, а и внешнему. Потому проблемы федерализма можно уверенно характеризовать как проблему сохранения целостного единого федеративного российского государства.
В относительно недавнем прошлом мы наблюдали и военное решение проблемы обеспечения целостности России (Чеченская Республика), и цивилизованное, или правовое решение проблем взаимоотношений Российской Федерации и федеральных субъектов.
Следует отметить, что юридические основы решения проблем федерализма заложены в Конституции Российской Федерации и в Федеративном договоре (Москва, 31 марта 1992 года) - в части, не противоречащей Конституции РФ.
В соответствии со ст. 65 Основного закона нашего государства субъектами Российской Федерации являются 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В соответствии с положениями ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на следующих принципах:
- государственная целостность Российской Федерации;
- единство системы государственной власти;
- разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
- равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Каждый из этих принципов является своего рода гарантией недопущения ущемления прав субъектов Российской Федерации и федерального центра.
Кроме того, наиболее болезненным, как показывает практика, вопросам разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посвящены специальные нормы ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ.
Первая норма содержит перечень вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, вторая - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, третья закрепляет всю полноту власти субъектов Российской Федерации по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, помимо самого Основного закона Российской Федерации и упомянутого Федеративного договора, предусматривает возможность заключения договоров о разграниченииполномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Такое конституционно закрепленное средство разрешения проблем федерализма также может сыграть важную роль в сохранении и укреплении российской государственности.
Таким правом уже много лет назад воспользовались 46 субъектов Российской Федерации и заключили договоры о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральным центром. Такая четкая правовая определенность в отношениях по поводу компетенции и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, и равно соблюдение, фактическая реализация норм Конституции РФ и указанных договоров являются достаточно эффективными средствами предупреждения конфликтов на этой почве.
В этой связи представляется несостоятельным высказываемое в литературе мнение о том, что подписание договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами стало шагом в сторону конфедерализации отношений между ними, что указанные соглашения следует расценивать не столько как показатель гибкости федеральной политики, сколько как уступку федеральной власти, которая не в состоянии противиться тенденции к все большей самостоятельности республик.
Однако нельзя отрицать возможность, а может быть, и необходимость других вариантов юридического определения отношений субъектов РФ и федерального центра.
Кроме того, сегодня мы уже наблюдаем тенденцию, обратную стремлению субъектов федерации к самостоятельности во всем, когда некоторые из них, не в силах справиться собственными силами с полученными по Конституции РФ и договорам с Российской Федерацией полномочиями готовы сами ограничить свою компетенцию в пользу федерального центра (например, развитие и финансирование системы образования, здравоохранения, охраны окружающей природной среды и т.д.).
Таким образом, проблема федерализма в части разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, несмотря на кажущуюся юридическую и фактическую определенность в этих отношениях, сохраняет свою актуальность.
С удовлетворением хочется отметить, что существующие проблемы российского государства, связанные с его федеративным устройством, не имеют национальной или националистической окраски.
Можно считать, что гарантированные международным и российским законодательством права на национальную самобытность, пользование национальным языком и другие связанные с этим права народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе малых народов, в значительной мере реализованы фактически. Что, конечно, не исключает возможность дальнейшего совершенствования соответствующих норм права.
Однако помимо своего глобального характера, связанного ссохранением Российской Федерации как федеративного государства, проблемы федерализма имеют и другие стороны своего проявления. В частности, это проблемы обеспечения единства законодательства и законности на всей территории Российской Федерации, проблемы фактического обеспечения предусмотренного Конституцией РФ единства государственной власти.
Видимо, наличие этих проблем послужило одним из факторов, побудивших Президента РФ на принятие решения о введении института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, призванного усилить вертикаль государственной власти.
В этих же целях предпринимаются попытки на законодательном уровне создать правовые основания и процедуры, позволяющие, например, Президенту РФ отстранять от должности губернаторов, нарушивших закон.
Большая роль в обеспечении единства законодательства и законности на территории Российской Федерации должна быть отведена органам прокуратуры. Прокуроры на местах должны, не оглядываясь на местные органы власти, в соответствии с положениями федерального законодательства принимать все предусмотренные законом меры к опротестованию и отмене нормативно-правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству.
Кроме того, значительную роль в укреплении российского государства и разрешении проблем федерализма должен сыграть реформированный Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоящий из представителей каждого субъекта Российской Федерации, которые как никто знают и понимают сущность и истоки этих проблем, а значит, лучше кого бы то ни было должны знать пути и средства их преодоления.
Подводя итоги данной главы, необходимо отметить, что для начала и осуществления реформ остается один путь. Это подготовка, публикация и настойчивое продвижение федералистской аргументации и программы для политического руководства страны, федеральных политических элит, руководства политических партий. Только если и когда они осознают ключевую важность федерализма для сохранения целостности страны и ее успешного развития, станет возможным движение по этому пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе изучения научной и учебной литературы по рассматриваемой теме можно сделать определенные выводы.
В общем смысле конфигурацию государственного устройства можно описать как систему государственной власти по территориям (территориальной или национально-территориальной организации), которая характеризует баланс государства как целого и его составных элементов. Федеративное государство – очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.
Федерацией является государство, территория которого включает в себя территории ее членов – субъектов.
Все федеральные субъекты выступают государственными образованиями, то есть они наделяются учредительной властью. В типичной федерации внешняя и оборонная политика принадлежит федеральному правительству, образование - региональному, а право налогообложения разделяется между обоими. Потому и федерация, и субъекты ее могут обладать правом издавать законы касаемо соответствующих вопросов.
Есть три принципа построения федерации: федерация строится по территориальному принципу; по национальному принципу; по смешанному принципу.
Необходимо выделить такие важнейшие критерии разделения федеративных государств на виды: по способу создания (договорные (возникают на основе соглашения, договора, учредительного договора - создаются, как правило, «снизу»)); (конституционные (учреждаются путем принятия конституции - создаются главным образом «сверху», пример - Индия)); (договорно-конституционные (их большинство - США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.)). По способу взаимоотношений субъектов и федерации существуют такие федеративные государства: на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР - в прошлом); на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан).
По способу распределения и осуществления властных полномочий: централизованные (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия); относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ).
По принципу преимущества или сочетание национального и территориального подходов: территориальный подход (США, Индия, Мексика); национальный подход (в бывшем СССР, ныне его в чистом виде нет); сочетание национально-территориального и территориального подходов (Россия).
Федерации также можно различать по степени децентрализации или централизации власти.
Сегодняшнее Российское государство согласно форме государственного устройства является федерацией. Российское государство сегодня – это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов. К сожалению, федеративное устройство России не исключает некоторых вопросов при осуществлении данного типа государственного устройства.
В общем, невзирая на многообразие федеративных устройств, можно заключить, что данная форма государственного устройства считается эффективной в решении некоторых проблем общего характера: разграничения предметов полномочий и ведения между федерацией и федеральными субъектами, формирование механизма поддержания равновесия интересов внутри федерации; суверенитета; экономической стабильности регионов и условий жизнедеятельности людей, создание единой системы права федеративного государства и механизма осуществления права, сохранение целостности союзного государства и прочее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Парламентская газета. -№ 11. - 28.03- 04.04.2014.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Принята III Всероссийским съездом Советов) // СУ РСФСР. – 1918. -№ 15. - ст.215
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 2. - ст. 22.
Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. – М.: Республика, 1992.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. – М., 2011. – 442 с.
Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – 433 с.
Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 35-38
Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. № 6. С. 3-11
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – 125 с.
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.
Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2015. № 1. С. 12-21
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – 528 с.
Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2014. № 4. С. 11-17
Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: 2014. 160 с.
Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
Порядок выборов в Конгресс США [Электронный ресурс] // http://rftime.ru/c/eba953391a/0dc82e9150/cf7773d7ca?rpath=aHR0cHM6Ly9yaWEucnUvMjAxMjExMDIvOTA4ODg3OTk1Lmh0bWw=
Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России [Электронный ресурс] // http://rftime.ru/c/e4f1a91187/9e87a540ee/bae3a3736c?rpath=aHR0cHM6Ly9yaxM
Принципы федеративного устройства РФ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://be5.biz/pravo/kken/37.htm
Проблемы и перспективы развития федерализма в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/node/241730
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – 620 с.
Пути и перспективы совершенствования федерализма в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/150.htm
Сущность и основные признаки государственного управления. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oprave.ru/?p=14741
Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.
Теория и практика федерализма: сравнительноправовое исследование: монография / Е.А. Кремянская. Моск. гос. инт междунар. отношений (Унт) МИД России, кафедра конститу ционного права. — М.: МГИМОУниверситет, 2015. — С. 77
Топорнин Б.Н. Конституционная реформа - путь к правовому государству // Советское государство и право. 2010. № 4. С. 3-14
Федерализм: Энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М, 1997. – 228 с.
Формы государственного устройства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-3/5.html
Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. 2014. – № 89. – С. 149-157.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2012.
Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – 272 с.
Эбзеев Б Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. – М.: Проспект, 2014. С. 59
Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 671 с.
Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2015. № 4. С. 117-122
История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – С. 117
Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 203
Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 114
Теория и практика федерализма: сравнительноправовое исследование: монография / Е.А. Кремянская. Моск. гос. инт междунар. отношений (Унт) МИД России, кафедра конститу ционного права. — М.: МГИМОУниверситет, 2015. — С. 77
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Топорнин Б.Н. Конституционная реформа - путь к правовому государству // Советское государство и право. 2010. № 4. С. 5
Порядок выборов в Конгресс США [Электронный ресурс] // http://rftime.ru/c/eba953391a/0dc82e9150/cf7773d7ca?rpath=aHR0cHM6Ly9yaWEucnUvMjAxMjExMDIvOTA4ODg3OTk1Lmh0bWw=
Федерализм: Энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М, 1997. – С. 163.
Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. 2014. – № 89. – С. 150.
Формы государственного устройства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-3/5.html
Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: 2014. – С. 83
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – С. 307
Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – С. 417
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Принята III Всероссийским съездом Советов) // СУ РСФСР. – 1918. -№ 15. - ст.215
Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. – М.: Республика, 1992. С. 51.
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 2. - ст. 22.
Эбзеев Б Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. – М.: Проспект, 2014. С. 59
Там же. – С. 61
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Парламентская газета. -№ 11. - 28.03- 04.04.2014.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2014. № 4. С. 13
Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2015. № 1. С. 19
Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2015. № 4. С. 119
Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. № 6. С. 9
Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 37
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России [Электронный ресурс] // http://rftime.ru/c/e4f1a91187/9e87a540ee/bae3a3736c?rpath=aHR0cHM6Ly9yaxM
39
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Парламентская газета. -№ 11. - 28.03- 04.04.2014.
3. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Принята III Всероссийским съездом Советов) // СУ РСФСР. – 1918. -№ 15. - ст.215
4. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 2. - ст. 22.
5. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. – М.: Республика, 1992.
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. – М., 2011. – 442 с.
7. Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
8. Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
9. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – 433 с.
10. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 35-38
11. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. № 6. С. 3-11
12. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – 125 с.
13. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.
14. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2015. № 1. С. 12-21
15. Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – 528 с.
17. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2014. № 4. С. 11-17
18. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: 2014. 160 с.
19. Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
20. Порядок выборов в Конгресс США [Электронный ресурс] // http://rftime.ru/c/eba953391a/0dc82e9150/cf7773d7ca?rpath=aHR0cHM6Ly9yaWEucnUvMjAxMjExMDIvOTA4ODg3OTk1Lmh0bWw=
21. Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России [Электронный ресурс] // http://rftime.ru/c/e4f1a91187/9e87a540ee/bae3a3736c?rpath=aHR0cHM6Ly9yaxM
22. Принципы федеративного устройства РФ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://be5.biz/pravo/kken/37.htm
23. Проблемы и перспективы развития федерализма в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/node/241730
24. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – 620 с.
25. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/150.htm
26. Сущность и основные признаки государственного управления. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oprave.ru/?p=14741
27. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.
28. Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование: монография / Е.А. Кремянская. Моск. гос. ин т междунар. отношений (Ун т) МИД России, кафедра конститу ционного права. — М.: МГИМО Университет, 2015. — С. 77
29. Топорнин Б.Н. Конституционная реформа - путь к правовому государству // Советское государство и право. 2010. № 4. С. 3-14
30. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М, 1997. – 228 с.
31. Формы государственного устройства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-3/5.html
32. Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. 2014. – № 89. – С. 149-157.
33. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2012.
34. Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – 272 с.
35. Эбзеев Б Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. – М.: Проспект, 2014. С. 59
36. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 671 с.
37. Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2015. № 4. С. 117-122