психолого-педагогические условия гендерного воспитания дошкольников в доо

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 40 40 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 07.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие «гендера» и особенности гендерных различий 6
1.2 Особенности гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Особенности использования мультфильмов при гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 22
2.1 Актуальный уровень сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2 Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе с использованием мультфильмов 23
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Ребенок. Здравствуйте, я девочка Настя. Я люблю, когда меня называют Настенька.После каждого приветствия воспитатель говорит воспитаннику: «Спасибо», «Молодец», «Здорово», кивает ему головой, поддерживает дошкольниканевербально.Воспитатель. Вот мы и представились. А теперь я предлагаю вам взять по листочку бумаги.Упражнение «Листочек»Воспитатель сначала предлагает им оторвать от него часть (кто какую хочет), потом сложить его пополам и снова оторвать кусочек и так несколько раз.Воспитатель. Теперь разверните листочек. Посмотрите, что получилось, покажите друг другу. Одинаковые ли у нас листочки? Почему они такие разные?Ребята высказывают собственные предположения.Вот и мы с вами, как эти листочки: и похожи, и в то же время все разные.Беседа «Чем мы похожи? Чем мы отличаемся?»Воспитатель. В жизни редко встречаются два абсолютно схожих предмета, цветка; даже дома, которые построены по одному проекту, отличаются друг от друга. Вот и вы все, хоть и называетесь одним словом - дети, в чем-то вы одинаковы, а в чем-то друг на друга не похожи.Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? Чем похожи друг на друга? А как вы думаете, разнообразие - это хорошо либо не очень?Ребята высказывают собственные предположения. Воспитатель. Мы с вами узнали мы с вами и похожи и в тот же момент совершенно разные. А теперь давайте расскажем, какие мы? Какие у нас девочки?Мальчики. Добрые, милые, ласковые, умные, красивые, заботливые, аккуратные, внимательные.Воспитатель. Молодцы мальчики! А какие же у нас мальчики?Девочки. Добрые, трудолюбивые, работящие, смелые, сильные, ловкие, заботливые, умные, красивые, внимательные.Воспитатель. Девочки и мальчики от ваших слов становится так тепло и приятно в нашей группе. Вы, наверное, дружные ребята?Ребята высказывают собственные предположения.Воспитатель. Покажем какие мы дружные мальчики и девочки.ФизминуткаЕсли мы чуть-чуть устанем,Мы на две минутки встанем.Мы потянемся сначала,Повернемся влево - вправо,Мы наклонимся разокИ достанем свой носок.Раз и два – присели вниз,Три-четыре – поднялись.Кто присел раз шесть иль пять,Можно тихо постоять.Отдохнули, а затемНачинать подскоки всем.Чтобы руки не устали,Мы на пояс их поставим.Прыгаем, как мячики,Девочки и мальчики.А теперь шагаем вместеНа одном и том же месте.Раз, два, не зевай,Руки выше поднимай.Воспитатель. Молодцы девочки и мальчики. К нам в группу кто- то спешит. А кто именно нам с вами надо отгадать. Загадка. Платье носит,Есть не просит.Всегда послушна,Мне с ней не скучно.Воспитатель. Умницы, отгадали правильно – это кукла. (Из волшебного сундучка воспитатель достает дидактические куклы - мальчика и девочку)Воспитатель. Мальчики и девочки, посмотрите на фланелеграф – это Артемка и Иринка. Они пришли к нам за помощью. У них сегодня день рождения и им надо выбрать одежду для праздника. Кто мне поможет? Я что-то вдруг растерялась.(Ребята подсказывают воспитателю, какую одежду кому из кукол одевать)Воспитатель. Спасибо, девочки и мальчики. Без вас я бы не справилась. Артемка и Иринка приглашают ваших кукол на день рождения. Нужно и ваших кукол также одеть в нарядную одежду.(Ребята достают дидактические куклы и одевают их в нарядную одежду. Демонстрируют собственных кукол воспитателю и друг другу). Воспитатель. Какие все куклы стали нарядные. Они начали улыбаться. Однако у них нет имен, придумайте имена собственным куклам. (Воспитатель опрашивает всех детей, как они назвали собственных кукол). Воспитатель. Наряды мы с вами выбрали, имена у всех есть, чего же нам не хватает, чтобы идти на день рождения.Ребята высказывают собственные предположения.Воспитатель. Правильно. Нужно подумать о подарках. У меня в волшебном сундучке лежат подарки, выбирайте. (Ребята выбирают подарки).Воспитатель. Мальчики и девочки, расскажите какой подарок и кому вы выбрали?Ребята рассказывают, что и кому они подарят.Воспитатель. Мы готовы идти на день рождения.Ребята отвечают.Воспитатель. Девочки и мальчики, а какое время года у нас сейчас?Дети. Зима.Воспитатель. А посмотрите на собственных кукол и их наряд. Ребята разглядывают собственных кукол. И высказывают собственные предположения.Воспитатель. Правильно, данные наряды для праздника, для тожества, а чтобы наши куклы не замерзли в дороге им нужно выбрать одежду потеплее, зимнюю.(Ребята переодевают кукол)Воспитатель. Молодцы! А наряды наши куклы возьмут с собой и потом переоденутся для праздника. А вот и их автобус. Вспомните правило дети.Дети. Нужно вперед пропустить девочек, не толкаться.Воспитатель. Отлично. Давайте посадим кукол в автобус и отправим их на праздник.Воспитатель. Пока наши куклы в дороге давайте, вспомним наше занятие. Мы с вами в начале занятия представлялись и запомнили, как называть друг друга ласково. Упражнение «Снежный ком из ласковых имен»Ребята сидят по кругу. Первым представляется воспитатель, далее сидящий слева от него называет имя ведущего и собственноеуменьшительно--ласкательное имя. Каждый следующий воспитуемый называет по очереди имена всех, представлялся до него. Так, дошкольнику, который замыкает круг, предстоит назвать имена всех воспитанников группы.Воспитатель. Молодцы! И как приятно всем, когда вас зовут ласково, да?О чем мы еще с вами говорили?Ребята высказываются.- Мы все одинаковые, но все же разные.- Мальчики добрые, трудолюбивые, работящие, смелые, сильные, ловкие, заботливые, умные, красивые, внимательные.- Девочки добрые, милые, ласковые, умные, красивые, заботливые, аккуратные, внимательные.- У мальчиков и девочек разная одежда.- Девочкам и мальчикам дарим разные подарки.- Девочкам уступаем место.Воспитатель. Молодцы! Девочки и мальчики, наши куклы доехали до праздника. Я приглашаю вас на праздничную дискотеку.ФизминуткаМы руки поднимаем,Мы руки опускаем,Мы руки подаем,И крутим головой.Потом мы улыбаемсяС гостями мы прощаемся. Звучит музыка, дети уходят.2.3Повторная диагностика уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возрастаВ целях определения эффективности использования мультфильма как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, после проведенного занятия была проведена диагностика уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовали 10 старших дошкольников.Для диагностики уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет.Таблица 2 – Результаты по методикеопределения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет.№Ф.И.Оценка результатовУровеньсформированности гендерных представлений1.С. Василий9Высокий2.Д. Ира5Средний3.З. Борис8Высокий4.С. Бенедикт9Высокий5.С. Софья10Высокий6.И. Кирилл6Высокий7.Д. Костя7Высокий8.И. Коля3Высокий9.С. Галя5Средний10.С. Саша10ВысокийПредставим полученные результаты графически (рисунок 1).Рисунок 2– Анализ показателей по методике определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня сформированности гендерных представлений. Это свидетельствует об эффективности использования мультфильма как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Сравним результаты констатирующего и контрольного этапов исследования уровня сформированности гендерных представлений старших дошкольников. Результаты представлены на рисунке 3.Рисунок 3– Сравнительный анализ показателей по методике определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что использование мультфильмов способствует гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, подтверждена.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Для реализации поставленной цели, а также проверки выдвигаемой гипотезы были решены следующие задачи:1. Рассмотреть понятие «гендера» и особенности гендерных различий.2. Изучить особенности гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.3. Проанализировать особенности использования мультфильмов при гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста.4. Разработать конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе с использованием мультфильмов.5. Провести эмпирическое исследование уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Таким образом, в первой главе было рассмотрено понятие «гендера» и особенности гендерных различий, изученыособенности гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, проанализированы особенности использования мультфильмов при гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были сделаны следующие выводы:1. Гендер рассматривается в качестве спектра характеристик, которые относятся к маскулинности и фемининности.2. Гендерное воспитание является целенаправленным процессом педагогического сопровождения жизнедеятельности старших дошкольников, которое заключается в содействии накопленного социального опыта, реализации гендерных ролей, понимания себя в качестве представителя конкретного пола с точки зрения духовных нравственных ценностей.2. Насущность гендерного воспитания стоит в формировании положительной гендерной идентичности, в развитии у старшего дошкольника эмоционально–ценностного отношения к самому себе, в качестве мальчика либо девочки, позитивному принятию собтвенной половой роли, созданию положительно окрашенного «образа Я» мальчика либо девочки;3. Мультфильмы способствуют совершенствованию преподавания и воспитания ребят. Во второй главе был разработан конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе с использованием мультфильмов. После чего было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью методики определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет.Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу,основанную на предположении о том, что использование мультфильмов способствует гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованной литературыАбраменкова, В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28-31. Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.Бендас Т. В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.Волошина Л. Н., Галимская О. Г., Гущина Т. Ю. Актуальные проблемы дошкольного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 7, 2011. – С. 48-50Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - [Электронный ресурс] URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559. Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности. // Вестник Челябинского государственного университета . № 20, 2008. – С. 40-44. Гизатуллина Г.Р., Лашкова Л.Л. Формирование представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2240/27528Гришаева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников /Н.П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 8. – С. 75–76.Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. С. 133-141. Дохова З.Р., Чепракова Т.А. Мультфильм как механизм конструирования у детей дошкольного возраста эгалитарных гендерных представлений (на материале мультсериала «Винкс»). // Журнал. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №, 2013. – С. 81-85. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. – М.: ERGO, 2010. – 312 Загузова Т.А. Гендерные различия в стилях принятия решений руководителем. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 2, 2008. – С.403-405. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Лидер, 2005. - 321 с. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: АСГАРД, 2017. — С. 8-11. Каменская Е.Н. 2006. Гендерный подход в педагогике. - Ростов-на-Дону. - 385 с.Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. - 2007. - № 4. - С. 64-73. Козловская М.С. Индивидуально-стилевые различия процесса принятия управленческих решений руководителем-женщиной. // КАСУ - №5, 2010. – С. 30-36. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки. Знание-сила. - М.: Владос, 2001. - 289 с. Кувшинова С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте. // ЖурналКуниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Журнал. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - №, 2013. – С. 76-79.Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 1, 2013. – С. 22-25. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.Опарина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты гендерной лингвистики. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 7, 2011. – С. 1-7.Палуди М. Женская психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 384 с. Пономарева Л.И. 2014. К вопросу о гендерном подходе в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического института. № 3 (23) .С. 55-59. Пономарева Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста. // Журнал. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - №, 2016. - С. 845-847.Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Наука,1973. 237 с.Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: / Н.Е. Татринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 27 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Шаграева О.А. Детская психология. М.: Владос, 2001. 319 с. Щетинина А.М. 2010. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. - Москва.: ТЦ Сфера. - 128 с.Щуклин Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка. // Журнал. Вестник Пензенского государственного университета. - № 4, 2013. – С. 12-14.


1. Абраменкова, В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28-31.
2. Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
6. Волошина Л. Н., Галимская О. Г., Гущина Т. Ю. Актуальные проблемы дошкольного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 7, 2011. – С. 48-50
7. Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - [Электронный ресурс] URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
8. Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности. // Вестник Челябинского государственного университета . № 20, 2008. – С. 40-44.
9. Гизатуллина Г.Р., Лашкова Л.Л. Формирование представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2240/27528
10. Гришаева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников /Н.П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 8. – С. 75–76.
11. Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. С. 133-141.

12. Дохова З.Р., Чепракова Т.А. Мультфильм как механизм конструирования у детей дошкольного возраста эгалитарных гендерных представлений (на материале мультсериала «Винкс»). // Журнал. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №, 2013. – С. 81-85.
13. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. – М.: ERGO, 2010. – 312
14. Загузова Т.А. Гендерные различия в стилях принятия решений руководителем. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 2, 2008. – С.403-405.
15. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Лидер, 2005. - 321 с.
16. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: АСГАРД, 2017. — С. 8-11.
17. Каменская Е.Н. 2006. Гендерный подход в педагогике. - Ростов-на-Дону. - 385 с.
18. Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. - 2007. - № 4. - С. 64-73.

19. Козловская М.С. Индивидуально-стилевые различия процесса принятия управленческих решений руководителем-женщиной. // КАСУ - №5, 2010. – С. 30-36.
20. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки. Знание-сила. - М.: Владос, 2001. - 289 с.
21. Кувшинова С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте. // Журнал
22. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Журнал. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - №, 2013. – С. 76-79.
23. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 1, 2013. – С. 22-25.
24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
25. Опарина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты гендерной лингвистики. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 7, 2011. – С. 1-7.
26. Палуди М. Женская психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 384 с.

27. Пономарева Л.И. 2014. К вопросу о гендерном подходе в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического института. № 3 (23) .С. 55-59.
28. Пономарева Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста. // Журнал. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - №, 2016. - С. 845-847.
29. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Наука,1973. 237 с.
30. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: / Н.Е. Татринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 27 с.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
32. Шаграева О.А. Детская психология. М.: Владос, 2001. 319 с.
33. Щетинина А.М. 2010. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. - Москва.: ТЦ Сфера. - 128 с.
34. Щуклин Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка. // Журнал. Вестник Пензенского государственного университета. - № 4, 2013. – С. 12-14.