Роль мотивации в обучении.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 11.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Сущность и важнейшие характеристики мотивации 4
2.Понятие о мотивах учения и их классификация 7
3.Классификация теорий мотивации 9
Заключение 13
Список использованных источников 14
Данная теория представлена А. Бандурой. В её основе уверенность учащихся в своих способностях к обучению и возможностях его успешного осуществления. Ряд авторов отмечает, что на первом этапе образовательной деятельности многие учащиеся не имеют чёткого представления о своих способностях и возможностях, поэтому важная задача педагога – развитие уверенности школьников в своих силах посредством посильных и интересных образовательных задач. С постепенным развитием уверенности учащихся в себе задачи могут последовательно усложняться так, чтобы их решение потребовало от школьников новых самостоятельных усилий [5; 28]. Теория атрибуции. Данная теория впервые упоминается в работах Ф. Гельдера, впоследствии она была представлена Г. Келли. Согласно данной теории, наши прошлые действия и то, какому анализу мы их подвергаем и как мы их интерпретируем, определяют наше поведение в настоящем и будущем. В рамках данной теории выделены три основные составляющие, оказывающие влияние на действия учащихся: локус, стабильность и управляемость. При этом локус определяет внешние и внутренние причины, стабильность свидетельствует об устойчивости данной причины с течением времени, а управляемость связана с применением волевых усилий [13;21]. Теория целеполагания. Данная теория связана с именами Лэтхем и Локке, которые считают, что необходимо иметь конкретные цели для определённых действий. Целеполагание основывается на когнитивных процессах, которые связаны с желанием достичь конкретных целей. Цели должны быть реальными и достижимыми, поставленными с учётов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Школьники при этом должны быть уверены, что смогут достичь данных целей. Также необходимо желание и интерес со стороны учащихся [6;35]. Теория самоопределения. Данная теория является одной из наиболее значимых теорий мотивации в педагогическом процессе. В рамках данной теории различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация определяется интересом к изучению того или иного предмета и воплощается в получении новых знаний и овладении новых значимых компетенций. Внешняя мотивация основана на возможности получения извне определённых наград, поощрений (таких как получение хороших оценок, избегание наказания и т.п.) [5;20]. Теория планируемого поведения. Данная теория известна с 80-х годов прошлого столетия. В её основе лежит связь между отношением и поведением, которая даёт возможность прогнозировать и объяснить поведение личности в определённых социальных условиях. При этом личностное положительное или негативное отношение к чему-либо определяет, что человек будет делать, а что нет. В педагогическом процессе это сказывается на отношении учащихся к определённому учебному предмету. Некоторые предметы из-за негативного к ним отношения учащихся не могут быть освоены на должном уровне. Поэтому одна из важных задач педагога – вовремя корректировать возникшее негативное отношение к учебным предметам [7;39]. В целом все перечисленные теории мотивации несут в себе рациональные основы, так что их следует принимать во внимание при организации психологического исследования. Данные теории мотивации могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе, поскольку зачастую они дополняют друг друга и не несут в себе противоречий. Применение определённой теории мотивации зависит от непосредственных условий, важнейшими из которых являются возрастные и индивидуальные особенности испытуемых, а также условия проведения эксперимента.Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вышеупомянутые теории мотивации являются достойными того, чтобы принимать их во внимание в процессе организации и осуществления образовательной деятельности. Они могут применяться преподавателями с тем, чтобы генерировать и поддерживать устойчивую мотивацию у своих студентов.ЗаключениеМотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять особое внимание организации целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность.Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль в учебной деятельности и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.Список использованных источниковАсеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод.пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки) Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481c.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
8. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
9. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
10. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
11. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7
12. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481c.
Вопрос-ответ:
Какова роль мотивации в обучении?
Мотивация играет важную роль в обучении, поскольку она является энергией, которая побуждает учащегося к достижению образовательных целей. От уровня мотивации зависит интерес учащегося к предмету, его настойчивость, сосредоточенность и усердие в учебной деятельности.
Что представляют собой мотивы учения и как их можно классифицировать?
Мотивы учения — это побуждения, которые заставляют учащегося заниматься обучением. Они могут быть внутренними (связаны с личными целями, интересами, стремлениями) и внешними (связаны с внешними вознаграждениями или санкциями). Мотивы учения можно классифицировать на мотивы престижа, самореализации, социально-экономические мотивы и др.
Какие существуют теории мотивации?
Существует несколько теорий мотивации, включая теорию самоэффективности Альберта Бандуры, теорию внутреннего и внешнего мотивации Райана и Деши, теорию ожидания Виктора Врома и др. Каждая из этих теорий предлагает свое объяснение механизмов мотивации и способы ее повышения.
Какую роль играет уверенность учащихся в своих способностях в образовательной деятельности?
Уверенность учащихся в своих способностях к обучению и возможностях его успешного осуществления является основой для их мотивации и успеха в образовательной деятельности. Когда учащийся верит в свои силы, он более настойчив, старается преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Почему многие учащиеся на первом этапе образовательной деятельности не имеют четкого представления о своих способностях?
Многие учащиеся на первом этапе образовательной деятельности не имеют четкого представления о своих способностях по разным причинам. Некоторые из них еще не имели опыта обучения и не знают, чего они способны достичь. Другие могут пострадать от низкого самооценки и не верить в свои способности. Также влияние оказывает окружение, которое может создавать ограничивающие убеждения и стереотипы.
Какую роль играет мотивация в обучении?
Мотивация играет ключевую роль в обучении, поскольку она определяет степень заинтересованности и старания учащегося. Если у ученика есть мотивация и интерес к предмету, это может способствовать его успешному обучению.
Что представляет собой мотивация в обучении?
Мотивация в обучении представляет собой внутреннюю силу, которая побуждает человека действовать и стремиться к достижению определенных целей в обучении. Она может быть связана с внутренними потребностями, установками и ожиданиями учащегося.
Какие основные характеристики мотивации в обучении существуют?
Основными характеристиками мотивации в обучении являются: направленность (цели и задачи, на которые направлено действие), активность (степень старания и усилий, приложенных учащимся), настойчивость (готовность преодолевать трудности и неудачи), стабильность (устойчивость мотивации в течение времени) и качество (степень соответствия мотивации поставленным задачам и требованиям учебного процесса).