Библиотека и информация
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 26.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Формы существования и использования информации в библиотеках 6
1.1 Информация: философия, терминология, виды 6
1. 2. Библиографическая информация: понятие, функции, свойства и формы 10
Глава 2. Особенности информационного обслуживания в современных библиотеках 17
2.1 Характеристика информационного обслуживания в современных библиотеках 17
2.2 Подходы к информационному обслуживанию в современных библиотеках 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Обычно моральные требования передаются устным образом, но стоит заметить, что в конкретной группе имеются свои вариации.Особый интерес вызывает мнение автора, касающееся барьеров информационной доступности. М.Я. Дворкина выявила целую группу подобных барьеров. Выделим основные:целостные; пространственные; физические; социальные; психологические; коммуникативные; сервисные; правовые; экономические; технологические и др. [20].Под информационным обслуживанием исследовательница склонна понимать информационную доступность. Однако она не забывает указать на многозначительность понятия «доступ» и противоречивость понятия «свобода». Тем самым, М.Я. Дворкина считает, что стоит снять физические технические, правовые и остальные вышеуказанные барьеры, которые могут возникать при получении запрашиваемой пользователем информации. Автор затрагивает многочисленные аспекты понятия «свободный доступ», что затем подробно их раскрыть. Кроме того, М.Я. Дворкина рассматривает информационное обслуживание в качестве навигационно-поисковой деятельности. Она расширяет понятие навигации до всего информационного обслуживания. Стоит сказать, что до нее данное понятие применялось только к информационному поиску. Она анализирует технологию поиска информации по запросу, но забывает все, что говорила об информационных потребностях, и запрос понимает в качестве объективного выражения потребности. Интересны ее рассуждения об информационных ресурсах. По М.Я. Дворкиной информационные ресурсы состоят из документов, а не их информации как это многие предполагают. Из совокупности документов формируются следующие аспекты: библиотечный фонд; база данных; каталог, картотека, досье или регистр и т. п. [19]Кроме того, автор заменяет понятие информационных ресурсов на информационные массивы. Ресурсами в данном случае являются конкретные документы и определенные массивы документов, которые в себя включают информационные система, а массивами – подборка конкретных документов или произведений, данных или иной информации. Однако стоит отметить, что для подобной подборки уже имеется свое понятие - ресурс. А под данными, понимается информация, которая закреплена на носителе, т. е. это документ. Также, иная информация не может являться синонимом документа, потому что оторвана от носителя. Некой информации не существует в чистом виде, как не существует и в виде массива, т. е. в статике. По ее мнению, информационной деятельностью занимаются, чаще всего, все общественные институты, из чего следует, что любой подобный институт – это информационная система. Автор классифицирует информационные системы в зависимости степени выраженности информационной деятельности. 2.2 Подходы к информационному обслуживанию в современных библиотекахСистемный подход, который применяется библиотековедами в целях исследований природы библиотек, по мнению М. Я. Дворкиной является элементным, которому она противопоставляет деятельностный. Она считает, что первый подход рассматривает систему в статике, а второй, наоборот, в динамике. Но в действительности эти два подхода являются разнокачественными и пути размежевания между ними проходят в несовпадающей плоскости.Предложенный автором деятельностный подход помогает изучать систему в динамике, но только на уровне системы в качестве явления. А структурно-функциональный подход, в свою очередь, применяется для исследования природы исследуемого объекта. В своих пределах данный подход предоставляет возможность рассматривать систему целостным образом, т. е. как в статике, так и в динамике. Компоненты и связи между ними формируют структуру системы, которая является ее конституцией, анатомией и статикой. Они на самом деле представляют систему в качестве объекта.Однако по этому поводу стоит отметить, что статичное изображение объекта не способно дать целостно его отобразить и поэтому должен дополняться функциональным, который выражает систему в действии, движении и динамике. Но структура, а также функции рассматриваются исключительно только сущностным образом. Под сущностной организацией системы стоит понимать нечто другое, а не ее организацию в управленческом смысле (дирекция, отделы, секторы и т. д.). Также и функции рассматриваются в качестве онтологических или сущностных, а не феноменологических.Таким образом, М.Я. Дворкиной в книге «Информационное обслуживание: социокультурный аспект» по-новому подходит к рассмотрению информационной системы, и ее точка зрения расходится с точкой зрения, которая общепринята в отечественной науке, относящее к информационным системам только один их класс, который обозначен у автора книги в качестве основного или специального. Однако ее можно упрекнуть в том, что она не только не делает указаний на то, чтобы пересмотреть соответствующие законы и стандарты, но и сама не пересматривает их [4].В ее работе некоторые важные постулаты излагается довольно кратко или тезисно, что объясняется новаторским духом работы. В некоторых случаях, автор стремится к классификационной стройности, тем самым, делая натяжки. Главная заслуга книги М.Я. Дворкиной в книге «Информационное обслуживание: социокультурный аспект», что она продолжила традицию, когда библиотековеды выходят за границы своего непосредственного научного интереса, тем самым, постепенно формируя интегрированную научную отрасль, изучающую информационную систему. Как известно, первым в этом деле был А. В. Соколов, который сорок назад попытался преодолеть узость или даже, можно сказать, элитарность библиотековедов. В годы жизни А. В. Соколова библиотековеды не стремились делать общетеоретические обобщения на базе своего научного направления, а большинство ученых не считали необходимым интересоваться тем, что делается у библиографоведов или книговедов. Далее за А. В. Соколовым за библиотековедческие пределы вышел В. И. Терешин, который смог определить, что у библиотек много общего с органами НТИ, архивами и музеями [13].Понемногу число библиотековедов, которые органично перерастали рамки своего научного направления, стало увеличиваться. На сегодняшний день таким многоотраслевым специалистом является М. Я. Дворкина. М. Я. Дворкина сумела доказать, что библиотековедам, имеется что сказать представителям других наук, помочь им осознать имеющиеся у них общие проблемы и направить их на путь приемлемого решения этих проблем.ЗаключениеЦелью контрольной работы явилось исследование форм существования библиографической информации. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировав понятие информации, можно сказать, что философия информации является отраслью философии, изучающей понятие «информация». Философия информации занимается не только исторические аспекты данной темы, но и ее систематизацией. Информация понимается в качестве сведений в независимости от формы, в которых они представлены.2. Изучив понятие и формы библиографической информации, можно констатировать, что библиографическая информация – это поисковые образы документов, которые обладают общими признаками и свойствами множества. По сравнению с документомдействительная библиографическая информация сохраняется как на материальных носителях, так и в памяти, передаваясь в устной форме, отражающаякак конкретный документ, так и в том числе его фрагмент, имеющий самостоятельный смысл, каждую связнуюкомбинации. документов и фрагментов.3. Рассмотрев особенности информационного обслуживания в современных библиотеках, можно сделать вывод, что библиотечное обслуживание рассматривается на фоне информационного в качестве его составного элемента. В информационной деятельности любого учреждения выделяются следующие аспекты: 1) основной; 2) включенный; 3) вспомогательный. Библиотека должна соответствовать потребностям читателя, как своим фондом, так и всеми остальными компонентами: 1) квалификацией библиотечного персонала; 2) комфортностью обслуживания; 3) качеством информационно-поисковых систем; 4) сервисом, сопутствующими услугами. Существует целая группабарьеров, препятствующих свободному доступу к информации: целостные, пространственные, физические, социальные, психологические, коммуникативные, сервисные, правовые, экономические, технологические и др. Информационные ресурсы, состоят из документов, а не из информации как это многие предполагают. Из совокупности документов формируются следующие аспекты: библиотечный фонд, база данных, каталог, картотека, досье или регистр и т. п. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.Список использованных источников Алешин, Л. И. Обеспечение автоматизированных библиотечных информационных систем. / Л. И. Алешин. — Форум, 2012. — 432 с.Аракелов, С. Р. Деятельность кафедры “Информационно-библиотечные системы” ТУИТ в подготовке квалифицированных специалистов. / С. Р. Аракелов //Молодой учёный.— 2016. — № 3. — С.773–775.Аракелов, С. Р. Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной и Электронной библиотек Республики Корея в подготовке кадров нового поколения. / С. Р. Аракелов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 814-816. Аракелов, С. Р. Использование инновационных методов в преподавании информационно-библиотечных дисциплин. / С. Р. Аракелов /Proceedings of the 10th International Conference «Сentral Asia — 2016 ". — Samarkand, 21–23 April, 2016. — С.101–106. Брежнева, В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. В. Информационное обслуживание как сервисная деятельность / В. В. Брежнева, В. А. Минкина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 1, 2003. – С. 59-62.Вохрышева, М.Г. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. / М.Г.Вохрышева - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 104 с.Гендина, Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации. / Гендина Н.И. //Библиосфера, 2005, №1, с.55-62.Гречихин, А.А. Общая библиография. / А.А. Гречихин - М.: МПИ, 1990. – 108 с.Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. / М.Я. Дворкина – М.: Фаир, 2009. – 256 с.Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный аспект. / М.Я. Дворкина - М.: Профиздат, 2001. – 111 с.Дергилева, Т.В. Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук (организационно-методический аспект): Учеб. пособие. / Т.В. Дергилева – Новосибирск, 2003. – 128 с.Дригайло, В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза: научно-практическое пособие. / Дригайло В. Г. — М.: Либерия-Бибинформ, 2007. — 624 с. Карташов, Н. С., Скворцов, В. В. Общее библиотековедение. / Н.С. Карташов, В. В. Скворцов - М.: Общая теория библиотечного дела, 1997. - 256 с.Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология. / Д.Я. Коготков – Спб.: Профессия, 2003. – 304 с. Колин, К.К. Философия информации и фундаментальные проблемы информатики. / К.К. Колин // Информационные Ресурсы России. - №1,2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2010/number_1/ number_1_5/number_1_51394Коршунов, О.П., Лиховид, Т.Ф., Новоженова, Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии. / Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. – М.: ФАИР, 2009. – 336 с. Кудж, С.А. О философии информации. / С.А. Кудж // Журнал. Перспективы науки и образования. - №,6, 2013. – С. 9-13.Кузин, А. В., Левонисова, С. В. Базы данных: учеб. Пособие для студ. высш. заведений — 5-е изд., испр. /А. В.Кузин А. В.,С. В. Левонисова — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – 575 с.Полякова, Т.И. Особенности формирования информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях.: http://day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/razd_8/Polykova.htmПронькина, С. Н., Силаев, А. А. Информационная система электронной библиотеки филиала МЭИ в городе Волжском. /С. Н.Пронькина, А. А. Силаев // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 114-117. Соколов, А.В. Философия информации. / А.В. Соколов– Спб.: СПбГУКИ, 2010. - 368 с.Столяров, Ю. Н. М. Я. Дворкина – навигатор теорииинформационного обслуживания. / Ю. Н. Столяров. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/286/39523.phpУразова, А. В. Роль образования в формировании информационной культуры личности. / А. В. Уразова // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 261-263. Юдина, И.Г., Лаврик, О.Л. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела. / И.Г. Юдина, О.Л. Лаврик - Новосибирск, 2007. - с. 278 - 285..
1. Алешин, Л. И. Обеспечение автоматизированных библиотечных информационных систем. / Л. И. Алешин. — Форум, 2012. — 432 с.
2. Аракелов, С. Р. Деятельность кафедры “Информационно-библиотечные системы” ТУИТ в подготовке квалифицированных специалистов. / С. Р. Аракелов //Молодой учёный. — 2016. — № 3. — С.773–775.
3. Аракелов, С. Р. Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной и Электронной библиотек Республики Корея в подготовке кадров нового поколения. / С. Р. Аракелов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 814-816.
4. Аракелов, С. Р. Использование инновационных методов в преподавании информационно-библиотечных дисциплин. / С. Р. Аракелов /Proceedings of the 10th International Conference «Сentral Asia — 2016 ". — Samarkand, 21–23 April, 2016. — С.101–106.
5. Брежнева, В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. В. Информационное обслуживание как сервисная деятельность / В. В. Брежнева, В. А. Минкина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 1, 2003. – С. 59-62.
6. Вохрышева, М.Г. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. / М.Г. Вохрышева - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 104 с.
7. Гендина, Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации. / Гендина Н.И. // Библиосфера, 2005, №1, с.55-62.
8. Гречихин, А.А. Общая библиография. / А.А. Гречихин - М.: МПИ, 1990. – 108 с.
9. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. / М.Я. Дворкина – М.: Фаир, 2009. – 256 с.
10. Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный аспект. / М.Я. Дворкина - М.: Профиздат, 2001. – 111 с.
11. Дергилева, Т.В. Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук (организационно-методический аспект): Учеб. пособие. / Т.В. Дергилева – Новосибирск, 2003. – 128 с.
12. Дригайло, В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза: научно-практическое пособие. / Дригайло В. Г. — М.: Либерия-Бибинформ, 2007. — 624 с.
13. Карташов, Н. С., Скворцов, В. В. Общее библиотековедение. / Н.С. Карташов, В. В. Скворцов - М.: Общая теория библиотечного дела, 1997. - 256 с.
14. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология. / Д.Я. Коготков – Спб.: Профессия, 2003. – 304 с.
15. Колин, К.К. Философия информации и фундаментальные проблемы информатики. / К.К. Колин // Информационные Ресурсы России. - №1,2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2010/number_1/ number_1_5/number_1_51394
16. Коршунов, О.П., Лиховид, Т.Ф., Новоженова, Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии. / Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. – М.: ФАИР, 2009. – 336 с.
17. Кудж, С.А. О философии информации. / С.А. Кудж // Журнал. Перспективы науки и образования. - №,6, 2013. – С. 9-13.
18. Кузин, А. В., Левонисова, С. В. Базы данных: учеб. Пособие для студ. высш. заведений — 5-е изд., испр. / А. В. Кузин А. В., С. В. Левонисова — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
19. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – 575 с.
20. Полякова, Т.И. Особенности формирования информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях.: http://day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/razd_8/Polykova.htm
21. Пронькина, С. Н., Силаев, А. А. Информационная система электронной библиотеки филиала МЭИ в городе Волжском. / С. Н.Пронькина, А. А. Силаев // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 114-117.
22. Соколов, А.В. Философия информации. / А.В. Соколов– Спб.: СПбГУКИ, 2010. - 368 с.
23. Столяров, Ю. Н. М. Я. Дворкина – навигатор теории
информационного обслуживания. / Ю. Н. Столяров. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/286/39523.php
24. Уразова, А. В. Роль образования в формировании информационной культуры личности. / А. В. Уразова // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 261-263.
25. Юдина, И.Г., Лаврик, О.Л. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела. / И.Г. Юдина, О.Л. Лаврик - Новосибирск, 2007. - с. 278 - 285.
Вопрос-ответ:
Какие формы существования и использования информации существуют в библиотеках?
В библиотеках информация может существовать и использоваться в разных формах, таких как печатные книги, электронные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, графические изображения и многое другое.
Что такое библиографическая информация и какие функции, свойства и формы она имеет?
Библиографическая информация включает сведения о публикациях, такие как название, автор, издательство, дата публикации и другие. Она выполняет функцию помощи в поиске и оценке информации, имеет свойства точности, полноты и актуальности, а также может иметь формы библиографических каталогов, списков литературы и т.д.
Как описать информационное обслуживание в современных библиотеках?
Информационное обслуживание в современных библиотеках представляет собой совокупность мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей пользователей. Оно включает поиск, оценку, обработку и предоставление информации, а также консультационную поддержку и обучение пользователей новым информационным технологиям.
Какие подходы существуют к информационному обслуживанию в современных библиотеках?
Существуют различные подходы к информационному обслуживанию в современных библиотеках, такие как индивидуальное и групповое обслуживание, удаленное обслуживание через Интернет, использование различных информационных ресурсов и технологий.
Какие источники взяты в качестве основы для написания статьи?
Для написания статьи были использованы различные источники, которые содержат информацию о библиотечной и информационной деятельности. Подробный список использованных источников приведен в конце статьи.
Какие формы существуют для информации в библиотеках?
В библиотеках информация может существовать в различных формах, таких как книги, журналы, электронные ресурсы, аудио- и видеозаписи и т.д.
Что такое библиографическая информация?
Библиографическая информация - это информация о публикациях, содержащая сведения о названии, авторе, издательстве, годе издания, месте хранения и других характеристиках книг или статей.
Какие функции выполняет библиографическая информация?
Библиографическая информация выполняет такие функции, как идентификация и доступ к информации, организация и поиск по фондам библиотеки, контроль над использованием литературы и т.д.
Что включает в себя информационное обслуживание в библиотеках?
Информационное обслуживание в библиотеках включает в себя предоставление информации, помощь в поиске и выборе литературы, консультации по использованию различных источников информации и т.д.
Какие подходы к информационному обслуживанию используются в современных библиотеках?
В современных библиотеках используются различные подходы к информационному обслуживанию, включая персонализированное обслуживание, автоматизированное обслуживание через электронные системы, удаленное обслуживание через интернет и т.д.