развитие творческого воображения в изобразительной деятельности старших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 58 58 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 16.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения в изобразительной деятельности старших дошкольников 7
1. 1. Понятие воображения как психологической категории. Виды воображения. 7
1.2 Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников 12
Глава 2. Практические аспекты развития творческого воображения в изобразительной деятельности старших дошкольников 18
2.1. Цели и задачи опытной работы 18
2.2. Реализация психолого-педагогических условий творческого 30
воображения детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 41
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение 58
Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же «вытянет» рожки или ножки. - Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус… Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или что вы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?» 9 «Животные, которых я сам придумал» учить самостоятельно выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: “Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса, да и только – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: “Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное”. У кляксы появились лапки, хвост (рисует). “Мы живем в волшебной стране, а еще там живут ладошки” – сказала клякса. - Ладошки? – удивилась Катя. - Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (показывает). А теперь дорисуем ей ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать?- спросила Катя. - А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала”. Дети рассматривают педагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных, на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге Основные цели данной системы занятий: Развитие творческого воображения дошкольников; Знакомство детей со сложны миром человеческих эмоций, обучение их пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей; Повышение уверенности в себе; Формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Занятия были спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной атмосфере и были интересны детям. В начале каждого занятия мы настраивали детей на творческое занятие с помощью игры – использовались сюжеты сказок, стихи, игровые элементы. В ходе проведения занятий дети самостоятельно и с живым интересом выполняли работу. После занятий они с интересом рассматривали работы других детей и оживленно обсуждали свои и чужие работы. В результате проведенных занятий по изобразительной деятельности поставленные нами цели были достигнуты. 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возрастаОсновной целью контрольного этапа опытно – экспериментальной работы является проверка правильности теоретических выводов, их коррекция и уточнение на практическом этапе работы. Для выявления результативности семинара мы провели повторное диагностирование педагогов и детей, при этом использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Таблица 8Таблица изучения уровня развития творческого воображения детей в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента по методике Дж. Гилфорда и Е. Торренса «Эскизы»№ Имя ребенка Количество баллов Уровень развития творческого воображения 1 Вероника 5 Средний 2 Филипп 9 Средний 3 Артем 6 Средний 4 Дима 3 Низкий 5 Даша 5 Средний 6 Саша 2 Низкий 7 Кирилл 6 Средний 8 Лера 6 Средний 9 Андрей 6 Средний 10 Максим 6 Средний 11 Миша 5 Средний 12 Полина 5 Средний Представим данные в виде диаграммы (рисунок 5)Рисунок 5. – Анализ показателей по методике Дж. Гилфорда и Е. Торренса «Эскизы».Таким образом, у детей отмечается высокий уровень – 1 человек, 10 %; средний уровень – 9 человек, 70 % - уровень развития творческого воображения на 10 % меньше, чем на констатирующем этапе эксперимента; низкий уровень – 2 человека, 20 % - остался без изменений.Таблица 8Таблица изучения уровня развития творческого воображения детей в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента по методике «Пиктограмма («Нарисуй слово»).№ Имя ребенка Количество баллов Уровень развития творческого воображения 1 Вероника 5 Средний 2 Филипп 9 Средний 3 Артем 6 Средний 4 Дима 3 Низкий 5 Даша 5 Средний 6 Саша 2 Низкий 7 Кирилл 6 Средний 8 Лера 6 Средний 9 Андрей 6 Средний 10 Максим 6 Средний 11 Миша 5 Средний 12 Полина 5 Средний Представим данные в виде диаграммы (рисунок 6)Рисунок 5. – Анализ показателей по методике «Пиктограмма («Нарисуй слово»).Таким образом, у детей отмечается высокий уровень – 1 человек, 10 %; средний уровень – 9 человек, 70 % - уровень развития творческого воображения на 10 % меньше, чем на констатирующем этапе эксперимента; низкий уровень – 2 человека, 20 % - остался без изменений.Сравним данные с результатами в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента. Таблица 9Таблица изучения уровня развития творческого воображения детей в контрольной группе по методике Дж. Гилфорда и Е. Торренса «Эскизы».№ Имя ребенка Количество баллов Уровень развития творческого воображения 1 Саша 5 Средний 2 Таня 4 Средний 3 Оля 5 Средний 4 Вова 6 Средний 5 Вика 6 Средний 6 Катя 3 Низкий 7 Антон 6 Средний 8 Дима 5 Средний 9 Сережа 5 Средний 10 Костя 6 Средний 11 Ксюша 6 Средний 12 Алеша 5 Средний Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 7).Рисунок 7. – Анализ показателей по методике Дж. Гилфорда и Е. Торренса «Эскизы»Таким образом,в контрольной группе изменений не обнаружено.Таблица 10Изучение уровня развития творческого воображения в контрольной группе по методике «Пиктограмма («Нарисуй слово»)№ Имя ребенка Количество баллов Уровень развития творческого воображения 1 Саша 5 Средний 2 Таня 4 Средний 3 Оля 5 Средний 4 Вова 6 Средний 5 Вика 6 Средний 6 Катя 3 Низкий 7 Антон 6 Средний 8 Дима 5 Средний 9 Сережа 5 Средний 10 Костя 6 Средний 11 Ксюша 6 Средний 12 Алеша 5 Средний Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 8).Рисунок 8. – Анализ показателей по методике «Пиктограмма («Нарисуй слово»).Таким образом,в контрольной группе изменений не обнаружено.Таблица 11Сводная таблица изучения уровня развития творческого воображения в группах эксперимента Группа Уровни развития творческого воображения (%) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Э.Г. 10 70 20 К.Г. 0 90 10 Полученные данные отобразим в виде гистограммы, позволяющей проследить уровень развития творческого воображения у двух групп Рисунок 2 - Сравнительные данные по уровню развития творческого воображения детей экспериментальной и контрольной группТаким образом, данные, представленные в гистограмме, свидетельствуют о том, что отмечается положительная динамика в развитии творческого воображения детей через использование таких форм работы, как специально организованное обучение, совместная деятельность детей, самостоятельная деятельность. Обработка данных, полученных в результате проведения контрольного эксперимента, выявила позитивные изменения: появился высокий уровень, который составляет 10 %; средний уровень составляет 90 % против 70 % на констатирующем этапе исследования; низкий уровень остался без изменений на констатирующем этапе исследования. Кроме того, у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления. После формирующего эксперимента в контрольной группе изменений не обнаружено. Проведенная повторно диагностика уровня компетентности воспитателей позволила проследить динамику результативности методической работы дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности педагогов в вопросах развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Таблица 12Анализ уровня компетентности педагогов Члены коллектива Оценка заведующей Оценка психолога Оценка методиста Средняя оценка Венера Яхиевна 5 4 5 4 Елена Васильевна 4 4 4 4 Александра Павловна 5 4 5 4 Марина Александровна 4 5 5 4 Ольга Анатольевна 4 5 5 4 Надежда Михайловна 5 5 5 5 Вероника Алексеевна 4 4 4 4 Обработка данных, полученных в результате проведения контрольного эксперимента с педагогами, выявила позитивные изменения общего уровня профессиональной компетентности воспитателей. Полученные результаты демонстрируют повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что важным условием повышения профессиональной компетентности воспитателей является методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей. Таким образом, данные, полученные при обработке результатов исследования, подтвердили правомерность положений в основу нашего исследования гипотезы: что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если: целенаправленно осуществлять подготовку педагогов ДОУ через использование разнообразных форм методической работы; будут использоваться выявленные методы для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. ЗаключениеВ курсовой работе мы доказывали эффективность изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли. Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала. Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, мы пришли к следующему выводу: Дошкольное воспитание – чрезвычайно важная ступень в развитии ребенка. Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Важным условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является то, что выполняемая деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможности ребенка. Только такая деятельность ведет за собой развитие его способностей. От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в школе. Эффективность воспитания и развития детей напрямую зависит от готовности воспитателя к работе ДОУ, т.е. развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству, а для этого необходимо преодоление личностных ограничений в реализации творческого потенциала педагогов и иметь профессиональную компетентность. Проведение опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста позволило выяснить, что творческое воображение у детей экспериментальной группы развиты недостаточно. В контрольной группе показатели развития творческого воображения значительно выше. Это позволило проверить правильность выдвинутой нами гипотезы. На втором этапе работы был проведен эксперимент, целью которого было экспериментально доказать, что компетентность педагога и такие формы организации деятельности взрослых и детей, самостоятельная деятельность является способом развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента было выявлено, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если: ребенок в процессе экспериментирования будет являться субъектом творческой деятельности; если повысить компетентность педагогов по вопросу развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. По результатам контрольного эксперимента нами было выявлено, что большая часть дошкольников контрольной и экспериментальной групп имеет средний уровень развития творческого воображения, также появился высокий уровень развития творческого воображения. Кроме того, у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления. После проведенного анкетирования педагогов определилась причина проблемы: недостаточные знания педагогов по изучаемой теме. Исходя из этого, нами были поставлены и реализованы задачи, способствующие развитию творческого воображения детей дошкольного возраста и повышению уровня компетентности педагогов по данной проблеме. Комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня компетентности педагогов по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании показал значительные результаты. Педагоги стали принимать участие в разработке программы действий по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста, а также начали разработку своих программ по развитию творческого воображения дошкольников. Результаты исследования дают основания сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Таким образом, проведя теоретическое и практическое исследование проблемы, цель, определенную в работе мы выполнили. Список использованных источниковБоровик О. В. Развитие воображения / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. - 112 с. Венгер, Л.А. Программа «Развитие»: Основные положения / Л.А Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агеева. – М.: Новая школа, 1997. – 123 с. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.:Наука, 1982. - С.436-455. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. – 173 с. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. - 800 с. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Е.Е. Данилова. - М.: Прогресс, 1990. -312 с. 11.Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 464 с. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. – М.: Смоленск, 1974. - 153с. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996. – 197 с. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста //О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова //Вопросы психологии / О. Дьяченко. - М.: Москва, 1987. - С. 44 – 51. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. - М.: Просвещении,1956.-107с. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Знание, 2005, 592с. Немов Р. С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. Книга I. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд // Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 688 с. 21.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. // Р.С. Немов / Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Годжаспиров. Психологический словарь, 2000. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике. / Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств / Т. Рибо. – Издательство: Харвест, 2002 - 784с. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов. - М.: Союз, 2002. - 356 с. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов // Л.Ю. Субботина / Серия: «Вместе учимся, играем»/ Л.Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов / М.: Союз, 2002. - 356с. 33.Шинкарёва Н.А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева. – М.: Молодой ученый, 2015. - С. 1053-1055. Трубайчук Л.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований / Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – 114 с. Трифанова Е. О детском рисунке /Е. Трифанова // Дошкольное воспитание / Е. Трифанова. - 1996. - С.24-28. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант / Е.Е. Туник. – М.: Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006. Куликанова Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 106-108.Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С., М.Р. Харисова. Ильгам: Методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2012.Березина Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей; Речь – М., 2012.Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. / О. В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2012. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», – 2014. Коломинский, Я.Л. Детская психология. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988.Приложение
1. Боровик О. В. Развитие воображения / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. - 112 с.
2. Венгер, Л.А. Программа «Развитие»: Основные положения / Л.А Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агеева. – М.: Новая школа, 1997. – 123 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.:Наука, 1982. - С.436-455.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. – 173 с.
6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. - 800 с.
7. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Е.Е. Данилова. - М.: Прогресс, 1990. -312 с.
11.Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 464 с.
12. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. – М.: Смоленск, 1974. - 153с.
13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996. – 197 с.
14. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста //О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова //Вопросы психологии / О. Дьяченко. - М.: Москва, 1987. - С. 44 – 51.
15. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.
16. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. - М.: Просвещении,1956.-107с.
17. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Знание, 2005, 592с.
18. Немов Р. С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. Книга I.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд // Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 688 с.
21.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. // Р.С. Немов / Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
22. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Годжаспиров. Психологический словарь, 2000.
23. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике. / Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
24. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств / Т. Рибо. – Издательство: Харвест, 2002 - 784с.
25. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
26. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов. - М.: Союз, 2002. - 356 с.
27. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов // Л.Ю. Субботина / Серия: «Вместе учимся, играем»/ Л.Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.
28. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов / М.: Союз, 2002. - 356с.
33.Шинкарёва Н.А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева. – М.: Молодой ученый, 2015. - С. 1053-1055.
34. Трубайчук Л.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований / Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – 114 с.
35. Трифанова Е. О детском рисунке /Е. Трифанова // Дошкольное воспитание / Е. Трифанова. - 1996. - С.24-28.
36. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант / Е.Е. Туник. – М.: Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.
37. Куликанова Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 106-108.
38. Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С., М.Р. Харисова. Ильгам: Методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2012.
39. Березина Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей; Речь – М., 2012.
40. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. / О. В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2012.
41. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», – 2014.
42. Коломинский, Я.Л. Детская психология. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988.