Государственное устройство РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 38 38 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 16.10.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Соотношение суверенитета и федерализма в Российской Федерации
1.1 Современный взгляд на природу суверенитета
1.2 Российская Федерация как конституционная федерация
Глава II. Проблемы суверенитета в практике государственного строительства Российской Федерации
2.1 Республики в составе Российской Федерации
2.2 Регионы Российской Федерации, образованные по территориальному принципу (края, области, города федерального значения)
2.3 Автономные образования в составе Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, в республиках весьма распространены представления об их государственном суверенитете, невзирая на экономическую зависимость от РФ в целом и верховенство Конституции РФ на всей территории РФ.2.2 Регионы Российской Федерации, образованные по территориальному принципу (края, области, города федерального значения)Края и области всегда имели второстепенное значение в составе РФ по сравнению с республиками. Так, из Конституции РСФСР 1978 г. и Федерального договора не следовало, что они относятся к субъектам РФ. Говорить можно было бы об особенности их правового положения, который был ниже статуса республик. Результатом этого стало отсутствие в законодательстве краев и областей норм об их государственном статусе, независимости и суверенитете.Существенную роль в создании настоящей воли указанных регионов Федерации создает деятельность их представителей в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.Суверенитет краев и областей ищут не в их отличительных правах по отношению к своим территориям, а в их совместной деятельности по созданию правовых норм, исполнение которых обеспечивается всей Федерацией. Равное представительство регионов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ дало значительный плюс всему делу Федерации – голоса республик были поглощены голосами регионов, образованных по территориальному принципу (которых большинство), создав, таким образом, систему «сдержек и противовесов» в области разделения властей на федеральном уровне. Очевидно, что равная норма представительства в Совете Федерации Федерального Собрания РФ улучшила положение территориальных регионов по сравнению с предыдущим периодом, однако, не решила проблемы их адекватного представительства.Безусловно, что среди краев/областей существует проблема предоставления отдельным из них особого статуса и дополнительных полномочий, однако процессы в данной сфере не схожи с процессами, происходящими с республиками. Завышенные претензии руководства ряда краев/областей могут быть сглажены посредством согласительных процедур в рамках существующей Конституции РФ. Особый интерес представляет институт назначения и отстранения от должности главы края/области. Данный институт, достаточно распространенный в мировой практике, не свидетельствует об усилении унитарных тенденций в государстве.Не признать правовое положение краев и областей беспроблемным. Периодически возникают ссложности, связанные с требованием отдельными регионами особого (как правило, государственного) статуса. К таким проблемам примыкает «республиканизация», основной формой проявления которой служит объявление краем /областью о своем статусе как о статусе республики. Таковы Уральская республика (самопровозглашенная на месте Свердловской области 21 октября 1993 г.), Вологодская республика, Дальневосточная республика и др. После Указа Президента РФ о государственной поддержке казачества на юге России усилилось движение за создание Области Войска Донского как самостоятельного «государственно-территориального субъекта РФ» и, шире, — за образование Южно-Русской Республики. В Ростовской области в 1993 г. было создано казачье временное управление (правительство).В 1993 г. Архангельский областной Совет самостоятельно повысил статус области и расширил права местной власти практически до уровня самостоятельной республики. При этом существенным ограничениям подверглись полномочия парламента РФ, Президента и Правительства РФ на территории области. Областной Совет наделил областные власти правом приостанавливать деятельность тех федеральных органов государственной власти, которые «противоречат интересам местного населения». Для формирования областного и арбитражного судов, назначения и освобождения руководителей федеральных органов требуется согласие областного Совета и главы областной администрации.Края и области, как и республики, вторглись в сферу компетенции РФ и нарушили Конституцию РФ 1993 г. Законодательное Собрание Краснодарского края, пойдя по данному пути, закрепило запрет на регистрацию лиц некоторых национальностей по месту жительства, о чем регулярно сообщалось в СМИ. А потому Краснодарский край как регион РФ ужасно влез в область исключительного ведения РФ. Ограничение права на свободное передвижение и свободный выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). То же самое было и в Ставропольском крае, в Москве, Московской и Воронежской областях. Конституционный Суд РФ навел порядок и своими решениями признал такую практику противоречащей Конституции РФ.Процессы «суверенизации» затронули влезли и в республики в составе РФ, и в ряд регионов с этническим русским населением (Сибирь, Центр и Юг России), и даже отдельные муниципальные образования. Это недопустимо и ужасно, и сейчас такой процесс есть требование предоставления всем субъектам РФ статуса республики в составе РФ со всеми привилегиями. При этом обрубает такие негласные полномочия резко закон Конституция РФ, потому творить такой беспредел не только недопустимо, но и неэтично по отношению к РФ, вразрез с Конституцией РФ. Заявления регионов об изменении их статуса в одностороннем порядке также неконституционным, по причине отсутствия Федерального конституционного закона, призванного регулировать порядок изменения статуса регионов РФ согласно ч.5 ст. 66 Конституции РФ.2.3 Автономные образования в составе Российской ФедерацииПравовой статус автономных округов в составе РФ не закончен: с одной стороны – это полноценные равноправные регионы РФ (ч.1 ст.5 Конституции РФ), участвующие в реализации общего суверенитета; с другой – национальные образования с непонятным статусом в составе краев и областей (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) (ч.4 ст.66 Конституции РФ).Такое понимание не понятно и недопустимо, а потому требует жесткого ответа власти со стороны Российской Федерации, правды здесь добиться можно, если приложить максимум усилий.Заключение каких-либо договоров с автономными образованиями в составе РФ недопустимо, запрещено Конституцией РФ и будет оспорено Конституционным Судом РФ.С советских времен автономия предоставляли всем желающим регионам в рамках принципа права на самоопределение, а также с позиции плана автономизации Сталина.Пошли в уклон по второму пути, потому в современной России и имеется сейчас в составе Российской Федерации автономная область и автономные округа, с малочисленными народностями РФ, но успевшими заявить свои права на государственность, на собственную культуру.Причину этой неопределенности в статусе автономных образований нужно искать у истоков их создания в период существования СССР.Тогда система автономий строилась в соответствии с концепцией И.В. Сталина, согласно которой государственность предоставлялась этническим группам в зависимости от их нахождения на определенной стадии развития национального самосознания на пути к превращению в полноценную нацию.Соответственно, была установлена иерархия стадий национальной государственности:— союзные республики, имевшие по Конституции 1924 г. право выхода их состава СССР;— автономные советские социалистические республики (сегодня все автономные республики на территории РФ стали просто республиками);— автономные области в составе краев (существовали и не национальные области в составе краев); сегодня 4 из 5 автономных областей стали республиками в составе РФ, а Еврейская автономная область, хотя и состоит не в Хабаровском крае, как ранее, а в РФ, статус республики приобрести не смогла, видимо, по национальным основаниям;— национальные (с 1977 г. автономные) округа, созданные согласно постановлению ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. специально для малочисленных народов Севера;— национальные районы и национальные сельсоветы (упразднены в начале 40-х гг.).Автономия была объявлена низшей формой федеративной связи, что хотя и придало временный стимул для ее развития, впоследствии, внесло неразрешимые противоречия в ее статусе: если автономные округа – регионы Федерации, то они должны иметь права регионов Федерации; при невозможности предоставления им таких прав, наделение их статусом регионов Федерации становится фикцией.Следует обратить внимание на двойственный статус автономных округов в составе РФ. Согласно ст.71 и 84 Конституции РСФСР 1978 г. автономные округа находились в составе краев (областей).Это положение было развито в Законе РСФСР «Об автономных округах» 1980 г., в соответствии с которым план социального и экономического развития автономного округа являлся частью плана социального и экономического развития края (области), а бюджет автономного округа – составной частью бюджета края (области).Реформой Конституции РСФСР в 1990 г. было предусмотрено, что автономный округ находился в составе РФ и мог входить в край (область). Следовательно, мог и не входить. Федеративный договор 1992 г. не добавил ничего относительно зависимости автономного округа от края (области), в составе которой он находился.Последнее положение получило развитие только в отношении Чукотского автономного округа. Сначала Чукотский округ вознамерился стать республикой в составе РФ, однако решил остаться в прежнем статусе, но с выходом из Магаданской области и прямым вхождением в РФ.Президиум Верховного Совета РФ поручил Советам Магаданской области и Чукотского АО рассмотреть вопрос о поэтапном выходе округа из состава области.В том же году Верховный Совет РФ принял Закон «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ». Магаданская область, не согласившись с этим Законом, обратилась в Конституционный Суд РФ, который признал Закон конституционным.Автономные округа по Конституции РФ являются субъектами Российской Федерации, и чтобы изменить их статус, необходимо пересмотреть Конституцию РФ.ЗаключениеКонституция Российской Федерации продолжила процесс развития и закрепления равноправных федеративных отношений.Она фиксирует положение для преодоления отказа от государства, которые превращаются определенными политическими силами в сепаратизм республик, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов – с другой.Сильное демократическое государство Российская Федерация с федеративным государственным устройством способно внести политическую стабильность в межнациональные отношения.Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех регионов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти регионов Федерации.РФ возникла в силу определенных исторических причин.И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством.Вхождение в состав Российской Федерации 85 регионов явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении.Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа регионов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов.Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных регионов Федерации.Сегодняшняя Российская Федерация включает 28 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 регионов имеют территориальную основу.В результате можно сделать три важных правовых вывода:1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;2) республики – регионы Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;3) русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности.Русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства – Российской Федерации.Незавершенность процессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки, в которой принималась Конституция Российской Федерации, порождает асимметрию прав экономически неоднородных регионов Российской Федерации, которая часто приобретает национальную окраску.Выравнивание прав и обязанностей регионов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства Российской Федерации.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации. (Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием). // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №1. — Ст. 1.Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. — 05.04.1995. № 22.Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 12. — 1994.Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. — М.: Норм, 2017. — 784 с.Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Е.Ю. Бархатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2015. — 272 с.Данько, А.А. Территориальное устройство Российского государства как конституционно-правовая категория // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 7. — С. 25 - 29.Зиновьев, А.В. Конституционное право России / А.В. Зиновьев. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2014. — 173 с.Золотарева, М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы / М.В. Золотарева — М.: Пробел, 2018. — 176 с.Княгинин, К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы эволюции государственно-территориального устройства России (часть 2) // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 12. — С. 31 - 37.Рыков, А.Н. Эволюция института административно-территориального устройства в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 8. — С. 36 - 41.Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Статут, 2017. — 624 с.

1. Конституция Российской Федерации. (Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием). // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №1. — Ст. 1.
2. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. — 05.04.1995. № 22.
3. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 12. — 1994.
4. Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. — М.: Норм, 2017. — 784 с.
5. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Е.Ю. Бархатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2015. — 272 с.
6. Данько, А.А. Территориальное устройство Российского государства как конституционно-правовая категория // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 7. — С. 25 - 29.
7. Зиновьев, А.В. Конституционное право России / А.В. Зиновьев. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2014. — 173 с.
8. Золотарева, М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы / М.В. Золотарева — М.: Пробел, 2018. — 176 с.
9. Княгинин, К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы эволюции государственно-территориального устройства России (часть 2) // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 12. — С. 31 - 37.
10. Рыков, А.Н. Эволюция института административно-территориального устройства в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 8. — С. 36 - 41.
11. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Статут, 2017. — 624 с.

Вопрос-ответ:

Каково соотношение суверенитета и федерализма в Российской Федерации?

Суверенитет и федерализм тесно связаны в Российской Федерации. Согласно Конституции, Российская Федерация является союзным государством, состоящим из субъектов, которые пользуются широкой автономией. В то же время, федерация имеет высший суверенитет и является высшим носителем права. Таким образом, федерализм обеспечивает равные права и свободы субъектов, а суверенитет гарантирует единство и неприкосновенность России.

Что представляет собой современный взгляд на природу суверенитета?

Современный взгляд на природу суверенитета предполагает, что каждое государство обладает абсолютной властью и независимостью на своей территории, не подчиняясь внешним влияниям и контролю. Суверенитет включает в себя право устанавливать собственные законы, проводить внешнюю политику и принимать решения, не вмешиваясь во внутренние дела других государств.

В чем заключается проблема суверенитета в практике государственного строительства Российской Федерации?

Проблема суверенитета в практике государственного строительства Российской Федерации связана с балансированием между высшей властью федерации и автономией субъектов. В некоторых случаях, конфликт интересов между центром и регионами может привести к напряженным отношениям и даже к угрозе суверенитета России. Тем не менее, существующая конституционная система стремится обеспечить равновесие и учитывать интересы всех сторон.

Какие республики входят в состав Российской Федерации?

Российская Федерация включает в себя 22 республики, которые имеют характеристики национальных и суверенных государств. Каждая республика обладает автономией в определенных сферах и сохраняет свои традиции, культуру и язык. Некоторые из наиболее известных республик в составе РФ: Татарстан, Башкортостан, Чечня, Дагестан и Карачаево-Черкесия.

Каково соотношение суверенитета и федерализма в Российской Федерации?

Соотношение суверенитета и федерализма в Российской Федерации основано на принципе объединения неприкосновенности и нераздельности суверенитета государства со сформированностью и сохранением территориальных и государственных образований, входящих в состав федерации.

Каков современный взгляд на природу суверенитета?

Современный взгляд на природу суверенитета определяет его как высшую и независимую власть государства на своей территории, а также признает право государства устанавливать свои политические, правовые и экономические порядки без внешнего вмешательства.

Какие проблемы суверенитета возникают в практике государственного строительства Российской Федерации?

В практике государственного строительства Российской Федерации возникают проблемы суверенитета в связи с различиями между федеральным центром и регионами в вопросах распределения власти, финансовых ресурсов, ресурсов природы, а также в вопросах сохранения культурного, языкового и национального разнообразия.

Какие регионы Российской Федерации образованы по территориальному принципу?

В Российской Федерации имеются три основных вида регионов, образованных по территориальному принципу: края, области и города федерального значения. Края являются самостоятельными субъектами федерации с широкими полномочиями, области являются субъектами федерации с более ограниченными полномочиями, а города федерального значения имеют особый статус и подчиняются прямо федеральным органам власти.