Проектирование процесса речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования….5
1.1. Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста и характеристика методов работы по речевому развитию ……………………………………………………………………5
1.2. Речевой уголок как средство развития речи младших дошкольников……………………………………………………………..10
Выводы по Главе 1…………………………………………………17
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования…18
2.1. Разработка тематической недели по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «В мире шуток-прибауток»………..18
2.2. Сравнительный анализ учебно-воспитательных программ
ДОУ в аспекте условий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………27
Выводы по Главе 2…………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………..33
Приложение…………………………………………………………36
Посредством данной программы реализуется принцип приобщения детей с дошкольного возраста к истории своего народа и страны в целом через знакомство и анализ фольклорных произведений. В связи с этим авторы программы утверждают, что систематические занятия с детьми в аспекте изучения малых жанров фольклора, способствуют более качественному развитию речевой активности детей. Фольклор способствует развитию творческого воображения, речевой фантазии, устной речи ребенка. Выводы по Главе 2В практической главе настоящей курсовой работы мы рассмотрели специфику развития речи младших дошкольников на занятиях в ДОУ.Мы выявили, что фольклор, в частности, его малые жанры – потешки, пословицы, поговорки, пестушки, прибаутки и т.д. эффективно влияют на речевое развитие личности младшего дошкольника. Ребятам интересно повторять занимательные стишки-пестушки, отгадывать загадки и произносить скороговорки, а это позволяет говорить об эффективности изучения устного народного творчества.В этой главе мы привели непосредственно разработки тематического планирования мероприятий на неделю, согласно которому воспитатель организуют рабочий процесс обучения и развития по теме недели – развитие речи детей через знакомство с фольклором.Уникальностью разработанного планирования является то, что развитие речи происходит не только на ООД, но и в другой деятельности детей – физической, игровой, свободной и др. Также мы привели сравнительный анализ программ, по которым работают ДОУ – это «Детство», «Радуга», «От рождения до школы». ЗаключениеВ настоящей курсовой работе мы рассмотрели такой вопрос, как специфика и особенности проектирования речевого развития детей младшего дошкольного возраста.Цель и задачи исследования достигнуты и реализованы в полном объеме, что позволяет говорить о масштабности и серьезности данной работы. Наша курсовая работа была разделена на две главы – теоретическую и практическую. Такое деление исследования считается целесообразным, так как в каждой из глав рассматриваются определенные аспекты работы. В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся непосредственно особенностей и специфики развития речи у детей дошкольного возраста. Также нами была приведена примерная модель организации речевого уголка для старшей группы, посредством которого дети быстрее и эффективнее приобщаются к условиям качественного развития речи.В практической части исследования мы привели непосредственно разработки тематического планирования мероприятий на неделю, согласно которому воспитатель организуют рабочий процесс обучения и развития по теме недели.Уникальностью разработанного планирования является то, что развитие речи происходит не только на ООД, но и в другой деятельности детей – физической, игровой, свободной и др. Также мы привели разработку итогового мероприятия. Во втором параграфе этой главы мы привели сравнительный анализ программ, по которым работают ДОУ – это «Детство», «Радуга», «От рождения до школы». Мы пришли к выводу, что авторы всех трех программ призывают использовать малые жанры фольклора с целью активного развития устной речи младших дошкольников.Список используемой литературы:Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 560 с.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 2-4 летних детей//Логопед. – 2016. – №2. – С.43-52.Варава Г.Н. Сборник математических игр для дошкольников. – М., 2-е изд., дополнен., 2018. – 190 с.Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школьная Пресса, 3-е изд., 2015. – 144 с.Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов), 2- е изд., переработан. – Свердловск, 2016. – С. 24.Литературная энциклопедия. – М., 4-е изд., 2017. – 536 с.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 5-е изд., дополн., 2015. – С. 88.Мамедова Е.Х. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Е.Х. Мамедова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2014. – №43. – С.121-124.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование социальной активности личности в детском возрасте. – М.: Прометей, 2-е изд.,2016. – 219 с.Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 3-е изд., дополн., 2017. – 320 с.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. 1999, № 8. – С.104-108.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 4-е изд., дополн., 2015. – 365 с.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2-е изд., 2015. – 336 с.Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др., 2014. – 232 с.Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 8-е изд., 2017. – С. 74.Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М., 2017. – С. 95-160.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 2-4 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 224 с.Фольклор музыка-театр / под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 216 с.Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2015. - № 3. - С. 52 - 59.Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 3-е изд., 2016. - С. 267 - 269.Приложение 1.Приложение 2.Тема: «Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице)»Группа: вторая младшая «Росинки»Цель:обогащение устной речи детей младшей возрастной группы посредством работы над малыми жанрами устного народного творчества и составления рассказа (мультфильма) по пословице.Задачи:Образовательные:1. Продолжить формировать у детей знания в области жанров фольклора и их разновидностей.2. Знакомить ребят с отличительными признаками малых жанров устного народного творчества.3. Расширять словарный запас посредством заучивания и работы с пословицами, поговорками, потешками.4. Научить ребят грамотно и красиво высказывать свои мысли и суждения.5. Помочь детям понимать смысл пословиц и поговорок, уметь объяснять содержание высказывания.6. Научить словесному рисованию картин по предложенной картинке (серии картинок), представленных ребятам по содержанию пословицы.Развивающие:1. Продолжить развитие у детей координации речевой активности и физической активности.2. Продолжить развивать словарь и обогащать его новым лексическим материалом.3. Развивать навыки работы в коллективе и самостоятельно.4. Продолжить развивать логическое и теоретическое мышление и воображение.5. Продолжить развивать навыки оценивать и анализировать проделанную на занятии работу.Воспитательные:1. Воспитывать уважение и интерес к устному народному творчеству.2. Прививать детям любовь к родной культуре.3. Воспитывать у ребят отзывчивость и готовность прийти на помощь ближнему.Оборудование и материалы к занятию:1. Книжки в форме потешек.2. Сюжетные картинки на тему «Осень».3. Тематический набор – пословица + серия картинок к ней.Интеграция ОО:1. Развитие речи.2. Познавательное развитие ребенка.3. Социально-коммуникативное развитие ребенка.4. Физическое развитие ребенка.Предварительная работа с детьми: предварительная работа заключалась в проведенной воспитателем беседе с детьми на тему «Сказка и потешка. В чем различия?». Воспитатель предложил ребятам посмотреть сказку «Заяц и лиса», а потом прослушать потешки. После непосредственного визуального и слухового контакта воспитатель начал задавать детям вопросы, которые касались специфических особенностей каждого из жанров устного народного творчества. Ребята вместе с воспитателем пришли к выводу, что помимо сказок есть малые фольклорные жанры – это пословицы, потешки, скороговорки и т.д.Ход занятия:Этап занятияДеятельность воспитателяДеятельность детейВремя этапа1. Организационный этапВоспитатель приветствует ребят. Интересуется их настроением и готовностью приступить к занятию. Дети положительно настроены на занятие, выражают готовность приступить к занятию, все заняли свои места. Полная концентрация внимания на педагога.2 мин.2. Работа с потешками по теме «Осень»Воспитатель предлагает детям прослушать потешки и просмотреть книжки, которые он подготовил для них. Каждой потешке соответствует своя картинка. Воспитатель после прочтения потешки задает ребятам вопросы – содержательная беседа по прочитанному.Ребята занимаются вместе с воспитателем, отвечают на вопросы, внимательно слушают.6 мин.3. Отгадывание загадок и последующее их объяснение по теме «Осень»Воспитатель предлагает ребятам разгадать загадки. После того, как ребята отгадают загадку, они должны нарисовать ответ на листе бумаги. Ребята занимаются вместе с воспитателем, отвечают на вопросы, внимательно слушают, активно занимаются художественной деятельностью на занятии.8 мин.4. Физкультурная минутка – проговаривание чистоговоркиВоспитатель показывает движения руками и телом вслед за произносимой чистоговоркой.Проговаривание чистоговорки и выполнение двигательных упражнений.4 мин.5. Составление рассказа по пословицеВоспитатель проговаривает пословицу. Обсуждается ее смысл. Как вы понимаете пословицу: «Весной дождь парит, а осенью молчит»?Беседа по смыслу и содержанию пословицы.9 мин.6. Подведение итоговВоспитатель задает вопросы детям:1. Вам понравилось занятие?2. Что нового Вы узнали сегодня?3. Вам понравилось составлять рассказ?Ответы детей. 1 мин.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 560 с.
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 2-4 летних детей//Логопед. – 2016. – №2. – С.43-52.
3. Варава Г.Н. Сборник математических игр для дошкольников. – М., 2-е изд., дополнен., 2018. – 190 с.
4. Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
6. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.
7. Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71.
8. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.
9. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школьная Пресса, 3-е изд., 2015. – 144 с.
10. Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.
11. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов), 2- е изд., переработан. – Свердловск, 2016. – С. 24.
12. Литературная энциклопедия. – М., 4-е изд., 2017. – 536 с.
13. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
14. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 5-е изд., дополн., 2015. – С. 88.
15. Мамедова Е.Х. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Е.Х. Мамедова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2014. – №43. – С.121-124.
16. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование социальной активности личности в детском возрасте. – М.: Прометей, 2-е изд., 2016. – 219 с.
17. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 3-е изд., дополн., 2017. – 320 с.
18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
19. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. 1999, № 8. – С.104-108.
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 4-е изд., дополн., 2015. – 365 с.
21. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2-е изд., 2015. – 336 с.
22. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др., 2014. – 232 с.
23. Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.
24. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 8-е изд., 2017. – С. 74.
25. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
26. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М., 2017. – С. 95-160.
27. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 2-4 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 224 с.
28. Фольклор музыка-театр / под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 216 с.
29. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2015. - № 3. - С. 52 - 59.
30. Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 3-е изд., 2016. - С. 267 - 269.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста?
В младшем дошкольном возрасте дети активно расширяют свой словарный запас. Они начинают усваивать новые слова и учиться использовать их в своей речи. Ребенок в это время осваивает названия предметов, действий, признаков, а также основные глаголы и существительные. Словарь ребенка становится более разнообразным и обогащенным.
Какие методы работы по речевому развитию используются у детей младшего дошкольного возраста?
Для развития речи младших дошкольников используются различные методы. Один из них - игровой метод. Игры способствуют активному использованию речи ребенком, развитию его словаря и улучшению произношения. Также используются методы моделирования, когда воспитатели воспроизводят правильную речь, чтобы ребенок мог ее повторить. Важным методом является метод общения с детьми, когда взрослый поддерживает разговор с ребенком, задает ему вопросы и обсуждает интересные темы.
Что такое речевой уголок и как он помогает развивать речь младших дошкольников?
Речевой уголок - это специальное место в детском саду или дома, где дети могут играть и развивать свою речь. В речевом уголке находятся различные пособия и игрушки, которые способствуют развитию речи. Здесь дети могут играть в магазин, пекарню, врачей, используя разные слова и фразы. Речевой уголок помогает детям расширять свой словарь, улучшать произношение и учиться использовать слова в речи.
Какие выводы можно сделать по Главе 1?
По Главе 1 можно сделать следующие выводы: развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста включает усвоение новых слов и умение использовать их в речи; для развития речи младших дошкольников применяются различные методы, такие как игровой метод, метод моделирования и метод общения; речевой уголок является эффективным средством развития речи младших дошкольников.
Какие особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста?
У детей младшего дошкольного возраста развитие словаря происходит весьма интенсивно. В этом возрасте дети активно учатся новым словам, увеличивая свой словарный запас в разы. Однако, словарь у детей данного возраста еще формируется и не является полным. Дети продолжают учить новые слова и усваивать их значения.
Какие методы работы используются для развития речи у детей младшего дошкольного возраста?
Для развития речи у детей младшего дошкольного возраста применяются различные методы работы. В основном, это игровые методы, которые позволяют детям не только учить новые слова, но и применять их на практике. Работа с картинками, рассказывание сказок, игры с использованием слов - все это способы, которые помогают детям развивать свою речь.
Как речевой уголок способствует развитию речи младших дошкольников?
Речевой уголок является одним из средств развития речи младших дошкольников. Он представляет собой специальное место в детском саду, где находятся различные материалы для работы с речью. В речевом уголке дети могут играть с картинками, слушать и повторять слова, составлять предложения и делать другие упражнения, направленные на развитие речи.
Каковы выводы по Главе 1 статьи?
Выводы по Главе 1 статьи заключаются в том, что развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является важной задачей. Для успешного развития речи необходимо использование разнообразных методов работы, таких как игровые методы и работа с речевым уголком. Статья также отмечает, что развитие словаря у детей данного возраста происходит интенсивно, но словарь еще не является полноценным и требует дальнейшего формирования.
Что представлено во 2 главе статьи?
Во 2 главе статьи представлен практический экскурс в проблему исследования развития речи у детей младшего дошкольного возраста. В этой главе рассматриваются конкретные методы и приемы работы с детьми, которые помогают им развивать свою речь. Дается детальное описание практических заданий и упражнений, которые можно использовать для развития речи младших дошкольников.
Какие особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста и какие методы работы по речевому развитию применяются?
Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что они начинают активно усваивать новые слова и учиться правильно их произносить. Методы работы по речевому развитию могут включать игры со словами, чтение детских книг, повторение и упражнения на произношение слов.
Что такое речевой уголок и как он может помочь в развитии речи у младших дошкольников?
Речевой уголок – это специально организованное пространство, где дети могут играть и общаться, используя различные средства для развития речи, такие как книги, картинки, игрушки и т.д. Речевой уголок помогает детям расширить свой словарный запас, улучшить произношение и развить навыки общения.