Отношение церкви к деятельности царя Ивана Грозного

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.10.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Иван Грозный как религиозный тип 4
Глава 2.Церковь и опричнина. Отношения Ивана Грозного с митрополитом Филиппом и другими митрополитами эпохи опричнины 10
Заключение 17
Список литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Благодаря этому некоторое влияние Афанасия на царя сохранялось и далее. И все же, Ивана Грозного данная ситуация не устраивала, соответственно, 19 мая 1566 года он добивается отставки своего бывшего духовника «за немощию велик». В целом, многие деятели Церкви того времени отказывались от поддержки опричной политики царя. Двадцатого июля 1566 года всероссийским митрополитом становится соловецкий игумен Филипп Колычёв. Митрополит Филипп предпринял попытку заставить русского царя изменить условия правления, в частности, речь шла о ликвидации опричнины, восстановлении права митрополита «печаловаться» за опальных. В случае же сохранения нового порядка митрополит Филипп грозился отказаться от митрополии. Но все же, требования архипастыря не были учтены Иваном Грозным. Он повелел передать новому «нареченному» митрополиту, чтобы тот «в опричнину и в царский домовый обиход не вступался, и на митрополию ставился, и после поставления не оставлял ее» ни при каких обстоятельствах. Филиппом публично были приняты царские «кондиции», а через пять дней состоялась его интронизация в Успенском соборе Московского Кремля. Святитель Филипп, конечно же, является одной из самых трагических фигур в истории православия Средневековья. Дело в том, что его насильно «свели» с митрополичьей кафедры, подвергнули физическим страданиям в монастырском узилище, а потом им была принята мученическая смерть от рук Малюты Скуратова. Митрополит публично отказался от права «печаловаться» за опальных на избирательном Освящённом соборе, этот митрополит испытывал огромные душевные терзания, он молча наблюдал за теми репрессиями, которые проводил Иван Грозный. Таким образом, митрополит Филипп оказался перед трудным морально-нравственным выбором. Менее чем через год, 22 марта 1568 года, московскимпервоиерархом были предъявлены публичные обвинения Грозному в ходе богослужения в кремлёвском Успенском соборе, при этом, митрополит заявил о том, что русский царь нуждается в христианском спасении. Через некоторое время государю и главе церкви довелось встретиться на литургии в кафедральном соборе, в этот раз противостояние было еще более ожесточенным: Филипп публично отказался от благословения Ивана Грозного, а в ответ русский царь пригрозил неминуемой расправой. Также Иван Грозный неоднократно обвинял митрополита Филиппа в том, что он напрасно критикует его верных опричников. Иван Грозный отдал приказ о начале «розыска про вины» Филиппа. В Соловецкий монастырь состоялось направление следственной комиссии в составе суздальского епископа Пафнутия, боярина князя В. И. Тёмкина-Ростовского, архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия и опричного дьяка Д. М. Пивова. Они должны были выяснить все, что касалось прошлого митрополита Филиппа. Несмотря на то, что житие Филиппа было непорочным, для представления царю были собраны лжесвидетели. В ноябре 1568 года судьба первоиерарха была решена специально созванным Освящённым собором, который возглавил всё тот же завистливый недруг святителя, архиепископ Пимен. К сожалению, следственное дело митрополита доныне не сохранилось, соответственно, мы не можем узнать о том, какие обвинения были предъявлены. Осуждённый митрополит был готов сам снять с себя знаки сана на последнем заседании «синода». Однако Иван Васильевич приказал ему носить епископское облачение до момента объявления приговора. Развязка наступила 8 ноября 1568 года, когда царские «кромешники» под водительством боярина А. Д. Басманова явились в Успенский собор, где перед всеми молящимися огласили вердикт церковного суда о низложении священнодействовавшего в тот момент предстоятеля Русской церкви. Затем они насильно сорвали с митрополита святительские одежды, после чего одели его в разодранное платье рядового монаха. После митрополит Филипп содержался в узилище столичной Старо-Никольской обители, а потом «приставами» он был отвезен в Тверской Отроч монастырь. После митрополит Филипп, согласно общепринятой версии, принял мученическую смерть от рук Малюты Скуратова.Последующие московские архипастыри эпохи опричнины, Кирилл IV (1568–1572) и Антоний (1572–1581) не предпринимали попыток ограждения паствы от репрессий, более того, они шли навстречу всем пожеланиям Грозного, забывая даже о нормах церковного права. ЗаключениеИван Грозный – это достаточно противоречивая личность в отечественной истории, весьма сложный религиозный тип.Наиболее полно религиозный образ Ивана Грозного раскрывается в переписке с князем Курбским. Здесь Иван Грозный предстает в качества могучего и всевластного правителя, который считает свою власть совершенно неограниченной и имеющей божественное происхождение. Иван Грозный считает, что является советником Бога, почти равным ему. А значит, все подданные без исключения должны ему повиноваться. Твердость, решительность и даже жестокость Иван Грозный считает непеременными атрибутами мудрого правления. Иван Грозный не признает, что ему нужны советники. Наоборот, советников он считает своими злейшими врагами, которые не заботятся о благе страны, а думают лишь о личном обогащении. Иными словами, модель управления Ивана Грозного – это средневековая неограниченная монархия с ярко выраженным элементом деспотизма и тирании. Иван Грозный отвергает возможность сочетания в государстве власти церковной и царской, царской и боярской, военной. Царь имеет полное право карать людей по своему усмотрению на правах Божьего избранника. Божий суд царь отождествляет с царским судом. Иван Грозный отличался весьма противоречивыми религиозными взглядами. Он не мыслил себя вне Православной Церкви, однако верил вразного рода суеверия, могущество колдунов. Отношение к духовенству Ивана Грозного являлось таким же жестоким и деспотическим. Он полагал, что царская власть является превыше всего, что многие представители духовенства подвержены измене, как и бояре. Иван Грозный постоянно вмешивался во все дела церковной жизни, считая это истинным благом для Церкви. Самодержавную модель управления он перенес и в сферу церковной политики, полностью нарушив модель симфонии властей.Отношение митрополитов Церкви к Ивану Грозному было весьма противоречивым. Достаточно ожесточенным было противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Митрополит Филипп отказывался от признания жестокой опричной политики Ивана Грозного, что и привело к его мученической кончине. Последующие митрополиты выбрали иную стратегию, основанную на попустительстве. Они старались не вступать в пререкания с Иваном Грозным, поощрять его наклонности. Список литературыДворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/dv.htmКолобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного / Под общ.ред. С. О. Шмидта; науч. ред. Г. П. Енин. — СПб.: Алетейя, 2017. — 640 с. — (Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях»). Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2286821/Курукин И.В. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. http://www.nnre.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_oprichnikov_ivana_groznogo/index.phpПанченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.htmlПереписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.htmlСоловьёв С.М. История России.// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtmlФилюшкин, А.И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/Флоря Б.Н. Иван Грозный// http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.

1. Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/dv.htm
2. Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного / Под общ. ред. С. О. Шмидта; науч. ред. Г. П. Енин. — СПб.: Алетейя, 2017. — 640 с. — (Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях»). Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2286821/
3. Курукин И.В. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. http://www.nnre.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_oprichnikov_ivana_groznogo/index.php
4. Панченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.html
5. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.html
6. Соловьёв С.М. История России.// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
7. Филюшкин, А.И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/
8. Флоря Б.Н. Иван Грозный// http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.

Вопрос-ответ:

Какое отношение церковь имела к деятельности царя Ивана Грозного?

Церковь имела важное отношение к деятельности царя Ивана Грозного, так как царь считал себя Божьим избранником и стремился подчинить церковь своей власти.

Какова роль церкви в эпоху опричнины?

Церковь играла важную роль в эпоху опричнины, так как царь Иван Грозный использовал ее в своих политических мероприятиях и преследованиях оппозиции. Церковные деятели были вовлечены в многие аспекты опричнины и служили инструментом царской власти.

Каково отношение Ивана Грозного к митрополиту Филиппу и другим митрополитам эпохи опричнины?

Иван Грозный имел сложное отношение к митрополиту Филиппу и другим митрополитам эпохи опричнины. Он периодически сотрудничал с митрополитом Филиппом, но также проявлял безжалостность и жестокость в отношении церковных деятелей, особенно если они противостояли его власти.

Почему Ивану Грозному не устраивала ситуация с Афанасием, и как он решил эту проблему?

Ивану Грозному не устраивала ситуация с Афанасием из-за его немощи и недостаточной поддержки царской власти. В результате 19 мая 1566 года он добивается отставки Афанасия, чтобы найти нового духовного советника, более соответствующего его требованиям.

Каково мнение церкви о деятелях опричнины?

Мнение церкви о деятелях опричнины было двойственным. С одной стороны, церковь часто становилась объектом преследований и насилия со стороны опричников. С другой стороны, некоторые духовные деятели церкви сотрудничали с опричниками и поддерживали их деятельность.

Какое было отношение церкви к деятельности царя Ивана Грозного?

Отношение церкви к деятельности царя Ивана Грозного можно охарактеризовать как двусмысленное. В целом, церковь поддерживала и подчинялась власти Ивана Грозного, однако часто возникали конфликты и противоречия в отношениях между царем и церковью.

Какие отношения Ивана Грозного были с митрополитом Филиппом и другими митрополитами эпохи опричнины?

Иван Грозный имел сложные отношения с митрополитом Филиппом и другими митрополитами эпохи опричнины. С одной стороны, царь уважал и ценил митрополитов, однако он также стремился контролировать их деятельность и придерживаться своих религиозных взглядов.

Какой тип религиозности был у Ивана Грозного?

Иван Грозный можно охарактеризовать как религиозного типа. Он был глубоко верующим человеком, активно участвовал в церковной жизни и придерживался консервативных религиозных взглядов. Религия играла значительную роль в его жизни и руководила его деятельностью.

Почему Иван Грозный добивается отставки своего бывшего духовника Афанасия?

Иван Грозный добивается отставки своего бывшего духовника Афанасия 19 мая 1566 года из-за его немощи и неспособности выполнить свои обязанности как великого в ожидании правосудия. Это создавало неудобство для царя, и он решил, что нужен новый духовник, способный эффективно выполнять свои обязанности.

Как влияние Афанасия на царя сохранялось после его отставки?

Некоторое влияние Афанасия на царя сохранялось и после его отставки. Однако, ситуация с церковью и духовными деятелями была сложной, и Иван Грозный стремился установить более прочный контроль над церковью и религиозными делами. Постепенно, он начал искать новых духовных советников и администраторов, которые были бы более преданы его идеям и целям.

Какое отношение церковь имела к деятельности царя Ивана Грозного?

Церковь имела сложные отношения с Иваном Грозным. Некоторые духовные деятели поддерживали его реформы и политику, в то время как другие противились ему.