Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без родителей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 60 60 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 09.11.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты социально педагогической поддержки детей оставшихся без попечения родителей 6
1.1 Ребенок, оставшийся без попечения родителей как социальный феномен 6
1.2 Социально педагогическая поддержка детей оставшихся без попечения в условиях современного общества 11
2 глава: Анализ социально педагогической поддержки детей в России 24
2.1. Нормативно-правовая база 27
2.2 Инфраструктура учреждений 37
2.3 Содержание, поддержки, технологии, оформление 42
2.4 Практический аспект работы с детьми в фонде «Измени одну жизнь»…49
Заключение 54
Список использованной литературы 57



Фрагмент для ознакомления

В России ежегодно 3 000 детей до 17 лет заболевают раком, общее число составляет 20 00 детей до 17 лет, а 60% приходится на малышей от 0 до 4 лет.
Существуют ли пути решения проблемы сиротства в России. В стране насчитывается около 700 тысяч официально признанных по статистике детей-сирот и около трех миллионов беспризорных детей, которые являются приоритетной национальной проблемой.
Общество переживает состояние растерянности, как разрешить комплекс проблем, обусловленный ситуацией сиротства. Правительство ставит острые социальные запросы перед психологией, педагогикой и медициной как социально ориентированными системными науками.
Среди основных причин социального сиротства называют безответственность родителей и бедность в стране, распространение алкоголизма, недостаточность поддержки неблагополучных семей со стороны государства и безработицу.
Существует и еще одна важная проблема в России, а именно отсутствие практики поддержки детей сирот с отклонением в развитии. Дефектолог, сотрудник фонда «Даунсайд Ап». Елизавета Сладкова, выступая в Школе Общественного действия в Донском монастыре, рассказала про исследования, результат которых был одинаковым. Так человек с умственной отсталостью в нашем обществе является абсолютным маргиналом и его боятся, но любой человек нацелен на интеллект и на речь. Данные вопросы требуют особого внимания со стороны социальных служб.
Для детей сирот существуют льготы от государства в рамках предоставление жилья в 2019 году. Ребенок должен предоставить паспорт гражданина РФ, справку о составе семьи, документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности. Необходимо также представить свидетельства о браке и о рождении детей. Нужна справка с места трудоустройства или прохождения обучения.
Получить жилье можно если сирота живет с родителями, лишенными прав, но потребуется решение суда. Документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
Второй вариант получения жилья, когда площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой. Справку об этом можно взять в муниципалитете. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
Третий вариант, если доля имущества слишком мала для проживания, о чем подтверждает документ о собственности, где указаны все владельцы и общая жилая площадь.
Если у гражданина существуют несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.
1.4 Практический аспект работы с детьми в фонде «Измени одну жизнь»

Рассмотрим пошаговую инструкцию эффективной психологической консультации на примере практики фонда «Измени одну жизнь» психолога многодетная приемной мамы Елены Мачинской.
«Возвращать сына в детдом не собираюсь, но иногда я готова его убить! Мне страшно, помогите, не знаю, что делать!» - так начался монолог приемной мамы на бесплатной онлайн-консультации психолога фонда «Измени одну жизнь».
Мама двоих детей, Евгения, взяла в семью ребенка из детского дома. Ей казалось, что старшие дочь и сын помогут заботиться ей о пятилетнем мальчике. Адаптации она не боялась. Думала, что помогут знания, полученные в ШПР и в книгах о приемстве.
Младший сын первые несколько дней в семье застилал кровать, складывал игрушки, умывался утром и вечером. А потом началось… Сломанная мебель, двери, разбитая посуда, цветочные горшки, люстра… Нецензурная брань, крики, слезы, истерики, катания по полу, драки…
Утром муж Евгении уходил на работу, старшие дети - в школу. Все они задерживались допоздна, чтобы вернуться домой уже ближе ко сну. Евгения оставалась наедине с маленьким симпатичным «монстром».
Ей казалось, что когда-то она не выдержит, уже не сможет обнимать и говорить ребенку «я тебя люблю». Когда-то ее силы закончатся, и может случиться что-то страшное.
Муж и дети не готовы были слушать исповеди замученной матери, им самим было страшно, они словно пытались отстраниться от проблемы, делали вид, что ничего не происходит. Но сами при этом очень переживали. Каждый по-своему.
Подругам и родственникам Евгения боялась признаваться в том, что она не может справиться с милым мальчиком. Ведь именно милым, улыбчивым и заботливым он был в присутствии других людей. Менялся только наедине с приемной мамой.
Первая же онлайн-консультация дала Евгении возможность выговориться. Она рассказывала, плакала, снова рассказывала…
Психолог терпеливо и внимательно слушала, что-то записывала. И только когда приемная мама замолчала, стала задавать ей вопросы.
Потом, уже после нескольких консультаций, Евгения говорила, что самым сложным для нее оказалось сделать первый шаг, записаться на консультацию. Она стеснялась рассказать о том, что не справляется. Боялась произнести вслух собственные мысли… После работы с психологом она поняла, что позвонила вовремя. У нее еще были силы, желание, был ресурс для того, чтобы пережить сложную адаптацию.
История Евгении - одна из многих. Психологи, которые проводят бесплатные онлайн-консультации в фонде «Измени одну жизнь», - приемные мамы. Они на своем опыте знают, кто такие приемные дети, с какими сложностями сталкиваются замещающие семьи.
Приемные родители, обратившиеся в фонд, называют эти консультации «скорой психологической помощью». Действительно, по скайпу можно очень быстро связаться с психологом. Не надо никуда долго ехать, делать прическу и думать над нарядом.
Достаточно лишь оставить заявку на сайте фонда «Измени одну жизнь». После сотрудники фонда свяжутся с вами и согласуют время для консультации.
«Спасибо Ирине Гарбузенко за консультацию. И спасибо за возможность поговорить, посоветоваться и получить помощь по Skype», - это очень удобно, пишет Мария.
«Большая благодарность психологу фонда «Измени одну жизнь» Елене Мачинской! Это уже четвертая консультация для меня, но уже после первой я сразу почувствовала, что моя ситуация с адаптацией приемного ребенка резко начала сдвигаться в лучшую сторону.
У нас улучшились взаимный контакт и взаимопонимание с ребенком. До этого я буксовала несколько месяцев. Адаптация без помощи психолога буквально истощала меня, отнимала все силы. Родные советовали вернуть ребенка в детский дом, у нас было много слез и непонимания. И буквально через две недели после первой консультации появился «свет в конце тоннеля» рассказала Ирина.
Психологи говорят, что не всегда причины сложных взаимоотношений в приемных семьях лежат очень глубоко. Не всегда нужны десятки консультаций, чтобы выявить эти самые причины. Иногда они так очевидны, лежат на самом видном месте, на поверхности. Надо лишь сделать первый шаг к поиску решения.
Шаг 1. Записаться на консультацию
Видимо не зря говорят: «Если хочешь что-то спрятать, спрячь это на самом видном месте». Промаявшись какое-то время в поиске этих самых «очков», некоторые люди обращаются за помощью к психологу.
И это первый важный шаг на пути к решению проблемы. Именно такие консультации становятся самыми неожиданными в плане открытий. Человек годами живет с проблемой, не знает, как «починить», например, отношения с ребенком, не задумываясь о том, что можно просто включить «девайс», и все само заработает.
Занятно видеть удивление человека, когда ты помогаешь найти ему ту самую кнопку.  «Эврика!» - кричит он, подобно Архимеду, открывшему закон гидростатики. Такие неожиданные находки бывают сюрпризом и для самого психолога.
Шаг 2. Рассказать о детях и о себе. Пример, Ирина консультировала по скайпу приемную маму. Назовем ее Анна. Ребенок дома почти год, мальчику 7 лет, у него постоянные истерики, слезы, обиды. Анна жаловалась на непослушание, холодность со стороны приемного ребенка. Говорила, что у него отсутствие привязанности, а еще поведение, несвойственное возрасту.
«Он ведет себя, как годовалый, хотя еще год назад был нормальным мальчиком», - говорила Анна. Я выясняла прошлое ребенка, спрашивала о диагнозах, искала причины такого поведения. Мы много говорили с Анной о травме, о расстройствах привязанности, о депривации.
Пытаюсь успокоить и поддержать приемную маму, как вдруг совершенно случайно в разговоре проскакивает информация о том, что Анна держит серьезную дистанцию с ребенком в плане прикосновений. Она считает это недопустимым, неэтичным, даже нарушением личностных границ.
Максимум, что она себе может позволить, это взять ребенка за руку, когда они вместе переходят дорогу. Нетрудно догадаться, что эта модель поведения усвоена Анной с детства, выстроена на собственном опыте.
Так и есть: ее растил дед, мать погибла, когда Анне было всего три месяца. Дед не позволял себе нежностей, воспитывал строго, тактильного контакта не было никогда. Вот и выросла Анна, стала взрослой, с мужчинами отношения у нее не складывались, своих детей родить не получилось.
В 40 лет она взяла приемного ребенка, сильно нуждающегося в физическом контакте, изголодавшегося по материнской ласке, нежности. Анна в течение года искала причины «странного» поведения сына. Довела себя до выгорания и уже одной ногой стояла на грани возврата, как вдруг узнала, что ребенка не только можно, но и нужно обнимать.
Шаг 3. Увидеть проблему сверху. Попав в стабильную среду с одним заботящимся взрослым, ребенок регрессировал, став «годовалым». Он вел себя как малыш: плакал и не слушался. И для его годовалого возраста это совершенно естественно. Много ли вы видели послушных годовалых детей, которые аккуратно убирают свои игрушки, слушают распоряжения и даже ходят в школу?
Ребенок пытался восполнить голод, в том числе тактильный, привлечь внимание новой мамы, ожидая объятий, прикосновений, ласки.
Так часто происходит, когда ребенок внезапно в семье «проваливается» в младший возраст. Перестает разговаривать, просит соску, лезет на ручки и даже перестает ходить.
Это совершенно нормально, так приемные дети пытаются восполнить упущенные сенситивные периоды своего прошлого. Они хотят доиграть, доплакать, донежиться  сейчас, когда вокруг безопасно. Но Анна этого понять не могла, принимая за норму свое поведение. Она была неплохой мамой, ведь она давала ребенку все, что могла. Женщина вставала по ночам, заботилась о сыне, кормила и лечила его, даже ушла с работы, посвятив полностью себя мальчику.
Шаг 4. Получить варианты решения и применить их. «А как это — обнимать?» — озадаченно спрашивала меня она. - «Ну… он же мальчик. Вдруг это навредит ему, разве это правильно? Ведь ему уже 7 лет». Я объяснила Анне, что 7 ему только по документам, а психологически намного меньше. И обнять своего ребенка нормально не только в 7 лет, но и в 27, и это вовсе не портит детей.
Мы договорились, что Анна попробует обнимать его три раза в день в игре. Придумали даже игру, чтобы для Анны этот процесс стал легче, ведь тактильный контакт с ребенком для нее до сих пор был своего рода табу.
Игра была совсем незамысловатой - я предложила играть с ним в «дочки-матери». Надо представлять, что он только родился, пеленать и качать его на руках, давать ему пить из трубочки сладкое молоко, «тетешкать», как малыша.
Ребенок эту игру воспринял на «ура» и стал придумывать сам сюжеты, восполняя свои «малышковые» потребности, постепенно «подрастая». Он научился ползать, потом ходить, попросил купить ему детские игрушки. Сын Анны наигрался и уже через несколько месяцев чудным образом стал обычным семилетним мальчиком без истерик.
Шаг 5. Рассказать психологу, что получилось
Оказалось, что умение обниматься пригодилось и Анне: она плакала, рассказывая мне, каким целебным оказалась эта игра не только для ребенка, но и для нее. Сначала все происходило искусственно, признавалась мама: «Я буквально заставляла себя обнимать его». Но вскоре все изменилось — процесс стал доставлять удовольствие обоим.
Анна впервые поняла, что она не нянька, приставленная для кормления и обучения ребенка, но и счастливая мама. Пришло то самое чувство принятия, любви, ребенок перестал ее раздражать.
«Ах, почему я не позвонила вам год назад? - спрашивала она уже через месяц. -  Мне жалко, что я потеряла столько времени, ведь все было так просто. Какое счастье, что я не вернула ребенка в детдом! Кто же знал, что моя проблема – на поверхности, во мне. А я все время искала, что не так с сыном».
К сожалению, не все проблемы решаются так легко и быстро, не всегда бывает все однозначно. Поэтому задача психологов фонда «Измени одну жизнь» состоит не в том, чтобы найти быстрое решение проблемы (хотя, бывает и так, как в нашем примере про Анну).
Главная цель - помочь человеку, поддержать его, найти ресурсы или новые педагогические инструменты. Иногда это долгий процесс, но каждый раз, понимая, что удалось преодолеть кризис, помочь семье, каждый психолог (надеюсь, коллеги со мной согласятся) чувствует моральное удовлетворение от проделанной работы.

Вывод ко второй главе: в РФ необходимо создавать социально - педагогические программы, которые помогут детям сиротам адаптироваться в этом жестоком мире. Рассмотрим некоторые рекомендации.
Необходимо создавать досуговые площадки, где дети смогут общаться, а не собираться бегут в подвалах и подворотнях, так как их отталкивает общество детей, имеющих устойчивое мировоззрение.
Досуговая площадка является одним из вариантов формы работы с детьми с асоциальным поведением и их родителям. На территории досуговой площадки находится оборудование для организации досуга, настольные игры, видеоаппаратура для просмотра фильмов.
Досуговая площадка - это открытая социально - психологическую среда - «поток», где контингент посетителей складывается из групп – ассоциаций и одиночек. Досуговая площадка это доступный вид педагогический деятельности, которая способна охватить и отвлечь от делинквентной и асоциальной деятельности контингент детей, как интеллектуально, так и неспособных к участию в активных формах свободного времени.
Как правило, мероприятия на таких площадках проходят в свободном, неформализованном общении, что помогает молодежи развивать самосознание и личностное самоопределение, как необходимый компонент зрелой личности. Работа на таких площадках является профилактикой зависимого поведения молодежи от друзей, которое может проявиться в наркомании, алкоголизме, членстве в тоталитарных сектах.
На досуговой площадке не допускается попустительство с некоторыми проявлениями маргинальными и не носящими антиобщественного характера, проявлениями в поведении контингента детей с любыми интересами и возможно тогда решиться проблема социально - психологической помощи сиротам в РФ.
Заключение

В данной работе мы продемонстрировали масштабы проблемы социального сиротства России и определили эффективность предпринимаемых действий по решению проблемы сиротства. В своей работе мы использовали официальные открытые данные Федеральной службы государственной статистики, для которых характерны соответствующие ограничения. На сегодняшний день с точки зрения методики вопросов к расчету сводного индекса масштабов сиротства вопросов нет.
Важно для решения данной проблемы привлекать представителей профессиональных и общественных организаций, а также самих семей, чтобы выработать понятные и разделяемые критерии благополучия и неблагополучия семьи и ребенка, исключающих разное толкование и свидетельствующих о результативности работы, участников сферы защиты детства.
Важно не только анализировать статданные, но при необходимости проводить дополнительные исследования, собирать регулярную обратную связь, кейсы, анализировать результаты. Помимо аналитики цифр, нужна экспертная оценка. Не всегда в чистом виде цифры дают картинку: лучше или хуже. Общество должно понимать, какие дети стоят за цифрами в банке данных. Может сложиться такая ситуация, что в регионе большее количество детей в банке данных - это дети старше 14 лет.
Тогда понятно, что там будет снижаться количество семейных устройств, даже если они работают намного эффективней, чем соседние области. Чтобы понимать, что это за цифры, надо понимать ситуацию в субъекте.
На сегодняшний день число воспитанников организаций для детей-сирот в России на 2019 год составило более 73 тысяч. По предварительным данным мониторинга на 2019 год, функционируют 1333 государственных и восемь негосударственных организаций для детей-сирот, из которых 464 - образовательные, 154 - медицинские и 723 оказывающих социальные услуги. Общее число воспитанников - чуть больше 73 тыс. человек. Для детей сирот организации разделяются в зависимости от подведомственности на медицинские, где проживают дети от 0 до 4 лет, образовательные и социальные, где проживают дети от 4 лет до 18 лет.
Проблема общества в том, что количество разводов, алкоголиков, наркоманов, тяжелобольных, детей с отклонениями и проблем огромное множество, но суть одна. Ориентир потерян, все мечутся в темноте, не видят света, вот и царит хаос в стране. Если бы люди жили по заповедям, то не было бы этих проблем. Всё очень просто, женятся девственниками - значит, не может быть добрачных «случайных» детей, изменять нельзя - значит, не будет детей на стороне и разводов после измены, разводиться нельзя - значит и дети вырастут в семье, пьянствовать нельзя - значит и алкоголиков не будет, соответственно и сирот при живых родителях.
В таком нормальном здоровом обществе даже осиротевшие дети (если вдруг оба родителя умерли) быстро найдут приют в другой семье. Для того, чтобы исправить ситуацию необходимо изменить мышление, правильно воспитывать детей, например в школе вводить урок не полового воспитания, как это делают сегодня, чем развращают детей и усугубляют ситуацию, а, например, рассказывать им о том, что написано в Священном писании, научить их почитать семенные ценности.


Список использованной литературы

Абдрахманова Г.С. Критерии и показатели эффективности управления школой // Наука и школа – 1998. - № 6.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход – М.: Просвещение; 1992 - С. 245.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1999. - №4.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования// Методист. - 2003. - №2.
Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2003 - С. 98 .
Бочарова Е. Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. - С. 27-33.
Визер Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации // Научно-практическая конференция "Специальное (коррекционное) образование". – Ставрополь: Изд. Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, 2004. - С. 460.
Возрастные стандарты социализации детей-сирот. - М.: Исполнительная дирекция по президентской программе "Дети России", 1999. - С. 54.
Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Ивановой Н.П. – М.: Педагогика, 1996 - С. 104.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - M.: Владос, 2001. - С. 216.
Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. - С. 86-91.
Василькова Т. А. Социальная педагогика : М., 2010 - С. 240.
Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. 2010. № 3. - С. 8-12.
Государственный экзамен по социальной педагогике: требования, программа, тезаурус (ч. I) /Т. Н. Черняевой. Саратов, 2014 - С. 66.
Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год) // ИА «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55087982/#ixa38133cvr4R (дата обращения: 11.04.2019).
Григорьева М. В. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов школьной адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 2.- С. 3-8.
Довгалевской А.И. Семейное воспитание приемных детей. - М.: Мысль, 1948. - С. 220.
Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей - М.: Педагогика, 1982. - С. 440.
Духовность - основа социализации личности воспитанников детских домов: Научно-методическое пособие для учреждений интернатного типа / под ред. Н.Н. Волосковой - 2-е издание, Ставрополь, СГУ, 2015 - С. 328.
Звягина О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике» - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2015. - С.426 .
Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. - Томск, 1876. - С.38.
Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - С.144.
Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. - СПб. - 1900. - №1. - С. 44.
Нечаева А.М. Россия и ее дети. - М.: Проспект, 2015. - С. 226 .
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке - М., 2014 - С. 84.
Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства.// Народное образование. - 2000. - №8.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: Монография. - М.: Народное образование, 2002. - С.112.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов. М., 2016 - С. 944
Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала XX века // Развитие личности. - №1. -2014. - С. 216 - 223.
Преодоление трудностей воспитания детей-сирот/Под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 1997. - С. 314.
Приемная семья. Аспекты Федерального законодательства: Законы и постановления правительства РФ по вопросам опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Кардаш Е. - Новосибирск: ООО "ДАТА", 2014. - С. 28.
Прихожан А.М. Толстых И.И. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. - 1982. - N 2. - С. 85.
Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Педагогика, 2014. - С. 306.
Пакет нормативно-правовых актов Российской Федерации по социальной защите семьи и детей : в помощь социальному педагогу / сост. Т. Н. Черняева, З. В. Шуралева. Саратов, 2006. - С. 264.
Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы. М., 2008. С.267.
Смагина Л. И., Василькова Ю. В. Сиротство как социальная проблема. Минск, 1999. - С.100.
Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: БФРГТЗ "СЛОВО", 2015. - С. 142.
Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. - СПб.: ВЕЧЕ, 2014. - С. 584.
Создание реабилитационной службы в детском доме. Опыт, проблемы, перспективы - М.: Первое сентября, 2014. - С. 428 .
Тарасова Л. Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 2, вып. 1. - С. 27-30.
Тарасова Л. Е. Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015 Т. 1, вып. 3. - С. 18-21.
Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
Шимановский М.В. Патронат в России. – Одесса, 1888. - С.9.
Щелина Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2015. - 426 с.
Черняева Т. Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. - С. 81-86.


Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – С.144
Статистический бюллетень «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
Статьи 73, 74 Семейного кодекса РФ
Статьи 29, 30 Гражданского кодекса РФ
Семейный кодекс РФ глава 20 «Опека и попечительство», Стати 31-38 Гражданского кодекса РФ
Семейный кодекс РФ глава 20 «Опека и попечительство»
Семейный кодекс РФ глава 20 «Опека и попечительство»
Статистический бюллетень «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: Монография. – М.: Народное образование, 2002. – С.112.
Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
Часть 1 статья 61 Семейного Кодекса РФ
Часть 1 статья 61 Семейного Кодекса РФ
Статья 64 Семейного Кодекса РФ
Часть 1 статья 61 Семейного Кодекса РФ
Статистический бюллетень «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
Всеобщая декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года – [Электронный ресурс] – (дата обращения: 15.03.2019).
Статья 2 Закона Финляндии «О защите детей»
Всеобщая декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года – [Электронный ресурс] – (дата обращения: 15.03.2019)
Шершень Т.В., Лукина А.О. Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 121-128.
Шершень Т.В., Лукина А.О. Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 121-128.
Шершень Т.В., Лукина А.О. Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 121-128.
Шершень Т.В., Лукина А.О. Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 121-128.
Шершень Т.В., Лукина А.О. Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 121-128.
Права ребенка в Финляндии//Режим доступа: https://terve.su/prava-rebenka-v-finlyandii/
Права ребенка в Финляндии//Режим доступа: https://terve.su/prava-rebenka-v-finlyandii/
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48, принятый 24 апреля 2008 года
Данные статистического наблюдения по форме 103-РИК
Статистический бюллетень «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24.04.2008( редакция 2019)
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24.04.2008( редакция 2019)
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48, принятый 24 апреля 2008 года
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48, принятый 24 апреля 2008 года
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48, принятый 24 апреля 2008 года
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48, принятый 24 апреля 2008 года
«Измени одну жизнь» Режим доступа//https://changeonelife.ru/ Дата входа: 10.09.2019
«Измени одну жизнь» Режим доступа//https://changeonelife.ru/ Дата входа: 10.09.2019
«Измени одну жизнь» Режим доступа//https://changeonelife.ru/ Дата входа: 10.09.2019
«Измени одну жизнь» Режим доступа//https://changeonelife.ru/ Дата входа: 10.09.2019
«Измени одну жизнь» Режим доступа//https://changeonelife.ru/ Дата входа: 10.09.2019









2

1. Абдрахманова Г.С. Критерии и показатели эффективности управления школой // Наука и школа – 1998. - № 6.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход – М.: Просвещение; 1992 - С. 245.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1999. - №4.
4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования// Методист. - 2003. - №2.
5. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2003 - С. 98 .
6. Бочарова Е. Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. - С. 27-33.
7. Визер Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации // Научно-практическая конференция "Специальное (коррекционное) образование". – Ставрополь: Изд. Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, 2004. - С. 460.
8. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. - М.: Исполнительная дирекция по президентской программе "Дети России", 1999. - С. 54.
9. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Ивановой Н.П. – М.: Педагогика, 1996 - С. 104.
10. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - M.: Владос, 2001. - С. 216.
11. Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. - С. 86-91.
12. Василькова Т. А. Социальная педагогика : М., 2010 - С. 240.
13. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. 2010. № 3. - С. 8-12.
14. Государственный экзамен по социальной педагогике: требования, программа, тезаурус (ч. I) /Т. Н. Черняевой. Саратов, 2014 - С. 66.
15. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год) // ИА «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55087982/#ixa38133cvr4R (дата обращения: 11.04.2019).
16. Григорьева М. В. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов школьной адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 2.- С. 3-8.
17. Довгалевской А.И. Семейное воспитание приемных детей. - М.: Мысль, 1948. - С. 220.
18. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей - М.: Педагогика, 1982. - С. 440.
19. Духовность - основа социализации личности воспитанников детских домов: Научно-методическое пособие для учреждений интернатного типа / под ред. Н.Н. Волосковой - 2-е издание, Ставрополь, СГУ, 2015 - С. 328.
20. Звягина О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике» - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2015. - С.426 .
21. Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. - Томск, 1876. - С.38.
22. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - С.144.
23. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. - СПб. - 1900. - №1. - С. 44.
24. Нечаева А.М. Россия и ее дети. - М.: Проспект, 2015. - С. 226 .
25. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке - М., 2014 - С. 84.
26. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства.// Народное образование. - 2000. - №8.
27. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: Монография. - М.: Народное образование, 2002. - С.112.
28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов. М., 2016 - С. 944
29. Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала XX века // Развитие личности. - №1. -2014. - С. 216 - 223.
30. Преодоление трудностей воспитания детей-сирот/Под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 1997. - С. 314.
31. Приемная семья. Аспекты Федерального законодательства: Законы и постановления правительства РФ по вопросам опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Кардаш Е. - Новосибирск: ООО "ДАТА", 2014. - С. 28.
32. Прихожан А.М. Толстых И.И. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. - 1982. - N 2. - С. 85.
33. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Педагогика, 2014. - С. 306.
34. Пакет нормативно-правовых актов Российской Федерации по социальной защите семьи и детей : в помощь социальному педагогу / сост. Т. Н. Черняева, З. В. Шуралева. Саратов, 2006. - С. 264.
35. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы. М., 2008. С.267.
36. Смагина Л. И., Василькова Ю. В. Сиротство как социальная проблема. Минск, 1999. - С.100.
37. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: БФРГТЗ "СЛОВО", 2015. - С. 142.
38. Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. - СПб.: ВЕЧЕ, 2014. - С. 584.
39. Создание реабилитационной службы в детском доме. Опыт, проблемы, перспективы - М.: Первое сентября, 2014. - С. 428 .
40. Тарасова Л. Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 2, вып. 1. - С. 27-30.
41. Тарасова Л. Е. Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015 Т. 1, вып. 3. - С. 18-21.
42. Устройство детей под опеку // Вестник образования. – 2017. - №8. - С.4.
43. Шимановский М.В. Патронат в России. – Одесса, 1888. - С.9.
44. Щелина Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2015. - 426 с.
45. Черняева Т. Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. - С. 81-86.


Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены в данной главе статьи?

В данной главе статьи рассмотрены теоретические аспекты социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, включая рассмотрение ребенка, оставшегося без попечения родителей, как социального феномена, а также анализ социально-педагогической поддержки детей в условиях современного общества.

Каковы основные требования нормативно-правовой базы социально-педагогической поддержки детей в России?

Основными требованиями нормативно-правовой базы социально-педагогической поддержки детей в России являются установление гарантий и прав детей, оставшихся без попечения родителей, определение порядка предоставления социальных услуг и оказания помощи, а также обязательство государства обеспечить доступ к социально-педагогической поддержке для всех детей, находящихся в таком положении.

Какова роль инфраструктуры учреждений в социально-педагогической поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, в России?

Инфраструктура учреждений играет важную роль в социально-педагогической поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Она предоставляет места для проживания, обучения и развития детей, создает условия для адаптации, социализации и реабилитации, а также оказывает психологическую, социальную и медицинскую поддержку.

Какие проблемы существуют в социально-педагогической поддержке детей сирот и детей, оставшихся без родителей, в России?

В России существуют различные проблемы в социально-педагогической поддержке детей сирот и детей, оставшихся без родителей. К ним относятся недостаточный объем государственных программ и финансирования, недостаток квалифицированных специалистов, неразвитая инфраструктура учреждений, проблемы приемной семьи, трудности в адаптации к новой среде и отсутствие эффективной системы координации деятельности различных органов и учреждений, занимающихся поддержкой детей.

Какие теоретические аспекты социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются два теоретических аспекта социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. В первом пункте анализируется ребенок, оставшийся без попечения родителей, как социальный феномен, а во втором пункте рассматривается социально-педагогическая поддержка этих детей в условиях современного общества.

Что такое ребенок, оставшийся без попечения родителей, как социальный феномен?

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, рассматривается как социальный феномен, то есть как явление, которое имеет общественную значимость и вызывает определенную реакцию у людей и институтов. В статье анализируется, какими особенностями обладает этот феномен, как он влияет на жизнь самих детей и общества в целом.

Какая социально-педагогическая поддержка предлагается детям, оставшимся без попечения родителей, в условиях современного общества?

В условиях современного общества предлагается различная социально-педагогическая поддержка детям, оставшимся без попечения родителей. Это включает в себя предоставление психологической помощи, правовое сопровождение, обеспечение образованием и трудоустройством, а также создание условий для реализации потенциала этих детей. Статья анализирует эти меры подробнее и обсуждает их эффективность.

Какова нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в России?

В России существует определенная нормативно-правовая база, регулирующая социально-педагогическую поддержку детей, оставшихся без попечения родителей. Эта база включает законы, постановления, приказы и другие документы, определяющие права и обязанности различных участников процесса. Статья проводит анализ этой базы и обсуждает возможности ее дальнейшего развития.

Какая роль социально-педагогической поддержки играет в жизни детей, потерявших родителей?

Социально-педагогическая поддержка играет очень важную роль в жизни детей, потерявших родителей. Она помогает им справиться с эмоциональными трудностями, адаптироваться к новой жизни и обрести стабильность и безопасность. Также поддержка помогает детям развивать социальные, коммуникативные и жизненные навыки, а также получать образование и профессиональное обучение.

Какова нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей в России?

Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей в России включает Федеральный закон "О защите прав детей", который определяет основные принципы и правила обеспечения благополучия детей без родительской заботы. Также важным документом является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает основные принципы и стандарты защиты прав детей. Другие документы, включая законодательство о социальной защите, образовании и медицинской помощи, также регулируют сферу социально-педагогической поддержки детей.