Адаптация субъекта труда к специфике технологического процесса
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА 4
II ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 7
III. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19
Для педагогов с низкими показателями духовного кризиса, экзистенциального вакуума и высоким уровнем духовной силы характерен низкий уровень выгорания. При отсутствии переживаний экзистенциального вакуума и духовного кризиса у педагогов отсутствуют признаки выгорания. Выделенные ценностно-смысловые конструкты отражают изменение во внутреннем мире педагога, особенности и своеобразие его образа мира и внутреннего мира, выступают концептуальной основой активности человека.Можно сказать, что в процессе субъектной саморегуляции раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему относительную свободу от обстоятельств и обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность актуализации и самостоятельной независимой интерпретации действительности. Эти данные еще раз подтверждают, что личность как субъект деятельности является, прежде всего, субъектом социальной среды, общества. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентации. Поэтому исходным моментом формирования индивидуальных характеристик профессионала как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. Исследование субъектной саморегуляциисубъекта труда показало, что при включении в саморегуляцию социально-психологических качеств индивиуума и социально-психологических ресурсов профессиональной организации, общества происходит взаимодействие внутренних систем саморегуляции деятельности и состояния с внешними системами, то есть происходит формирование субъектной саморегуляции на новом уровне. Только оценив, как и когда социально-психологическая реальность встраивается в уровневую структуру саморегуляции как метасистемный уровень, изменяющий ее цель и направленность, можно прогнозировать поведение субъекта и стратегии его адаптации. Психосоциальные факторы глобализации и технологического прогресса, которые вызывают у человека состояние профессионального стресса и, соответственно, снижение надежности его деятельности выступают мощным социальным и психологическим стрессогенным фактором дезорганизующего профессиональное пространство, а значит и личность субъекта труда. Все эти аспектыобусловиливают рост интереса к проблемам профессиональной адаптации и личности профессионала, взаимодействию человека как активного субъекта с внешним миром, поиску критериев его приспособления к реальности и раскрытию возможностей совладания с нею. Одним из ресурсов трудовой адаптации и реализации является феномен доверия субъекта труда к себе. Известно, что феномен доверие к себе имеет эмоционально-чувственную основу и, как показали наши исследования, проявляется в самоотношении. Анализ работ, изучающие доверии трудового субъекта к себе позволил высказать некоторые соображения о данном феномене: изучение феномена доверия сопряжено с выделением особой ситуации, в частности профессиональной, в которой человек вынужден принимать те или иные решения; профессионал в экстремальных условиях вынужден принимать решения в ситуации неопределенности; способы принятия решений могут выступать индикаторами отношения работника к себе, к другому, и к миру в целом; доверие определяется, с одной стороны, уровнем профессиональной зрелости, а с другой - доверием к истинности своего знания или правоте своего дела. Теоретическое обобщение позволяет рассматривать доверие профессионала к себе как способность человека принимать ответственность в ситуации риска и неопределенности и сознательно осуществлять принятое решение. Обобщая представления о доверии, как психологическом феномене, впервые было показано, что доверие профессионала к себе является интегративным показателем, основывающейся на личностном доверии, как самоотношении. В процессе профессионализации и профессиональной адаптации уровень личностного доверия влияет на формирование ролевого доверия, в котором проявляется отношение работника к своим профессиональным полномочиям.Рассматривая адаптацию субъекта труда в организационном контексте, несомненный интерес представляет концепция «соответствия личности и организации», активно развивающаяся в последнее десятилетие в зарубежной психологии. Согласно этому подходу, совместныйуспех организаций и сотрудников, наиболее верояенпри условии, когдаценности, цели и содержание работы в организации соответствует индивидуальным и личностным особенностям трудового субъекта, и наоборот. Есть большое множество средств при достиженииподобного соответствия. При этом можно рассматривать трудовые коллективы и сотрудников в качестве инвариантных или плохо изменяющихся систем. В рамках такого подхода, возможна диагностика свойства системы, достигающегося за счет отбора. Так, например, организации сами выбирают сотрудников, человек выбирает организацию. В то же время оптимального соответствия можно достигнуть при изменении одной из систем или обеих систем. При этом основными рычагами для изменения трудового субъекта выступают обучение и развитие. К многообразным средствам изменения организации могут быть отнесены:jрганизационное развитие, формирование корпоративной культуры, организационное проектирование, корректировка стратегий, целей, структуры и правил.ЗаключениеСледует отметить, что актуальность проблемы адаптации субъекта труда к технологическому процессу определяется интенсивностью и многообразиемсоциальных и профессиональных связей человека с миром, которые становятся более насыщенными и опосредуются новыми информационно-коммуникативными технологиями.Информационная, экономическая,технологическая и социальная глобализация создает новые для человечества профессиональные условия, которые необходимо исследовать, прогнозировать их социально-психологические последствия. Изменчивостьорганизационных форм иуправленческих подходов, нестабильность экономических условий, а также внедрение новых технологических и информационных систем ставит вопросы необходимости разрешения вопросов противоречия между субъектом труда и окружающей организационной и технологической средой. Интерес к проблемам адаптации субъекта труда всегда актуален в эпоху технологических и экономических преобразований, которые имеют для него и его трудовой деятельности важные последствия.Профессиональную деятельность с самых различных сторон активно изучают многие науки, но ни одна отрасль науки не может самостоятельно полностью изучиь такое глобальное явление, как труд. В связи с этим возникает острая потребность интеграции знаний. Немаловажные изменения во всех сферах жизни человека не только не отменяют основные задачи планирования и прогнозирования этих изменений, но и делают эту данную задачу чрезвычайно актуальной. Вот почему важной и перспективной задачей гигиены труда с психологической точки зрения в будущем будет изучение адаптации к изменениям, а также планирование и прогнозирование этих изменений.. Наше время поставило перед психологами труда новые задачи, такие как помощьсубъекту труда построить новые жизненные перспективы, оценку достигнутого и открытие новых личностных смыслов своей деятельности, как основу всей своей жизнедеятельности. Активные исследования в области психологии адаптации субъекта труда, его становление и реализация, требует уточнения содержания и нового определения определенного круга понятий, сложившихся на ранних этапах развития психологии труда и смежных с ней научных дисциплин. Возрождается интерес к проблемам труда и наукам, изучающим труд, что с особой остротой открывает вопросы междисциплинарной интеграции. Все это неизбежно требует опоры на системный и комплексный подходы к изучению субъекта труда и его профессиональной деятельности.В данной работе был проведен тщательный анализ исследований, посвященных социально-профессиональной адаптации и субъектной саморегуляции, определению организационно-психологических и личностных ресурсов адаптации субъекта трудав меняющихся технологических условиях. Показано, что социальная и профессиональная реализация человека сегодня выступает ведущим компонентом профессиональной адаптации. Доказывается, что современная психология труда постоянно расширяет свое исследовательское поле, это обусловлено необходимостью приведения содержания и структуры в соответствии с общественными изменениями, необходимо переориентировать прикладной аспект с активного изучения объект-объектных сфер на субъект-субъектныепрофессиональные сферы.Список литературы:1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. Том Выпуск 7.2. Алдашева А.А., Рунец, О.В. Феномен доверия профессионала к себе как предиктор успешности деятельности// Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. C. 224-2343. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. С. 5-23.4. Голиков Ю.Я. Концепции адаптивной автоматизации и подходы к человеку и технике для современных человеко-машинных комплексов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2007. С. 392-407.5. 16. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 6. Дикая Л.Г. Субъектная регуляция в деятельности персонала как основа формирования адаптационных стратегий // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 222-246.7. Ермолаева Е.П. Исследовательская модель "человек-профессияобщество" с позиции субъектного подхода // Субъектный подход в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 586-599. 8 Ермолаева Е.П. Психологические особенности реализации профессионала в условиях реформ и глобализации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1. / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 152-171.9. Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Методологические проблемы создания методов психологического анализа деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 211-232. 10. Крылова Г.Ю., Дикая Л.Г. Социально-психологические аспекты профессиональной адаптации в стрессогенных условиях деятельности // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2007. С. 483-506.11. Постылякова Ю.В. Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности // Социальная психология труда: теория и практика Т. 1 / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 226-243.12. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.13. Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 1. / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. Том Выпуск 7.
2. Алдашева А.А., Рунец, О.В. Феномен доверия профессионала к себе как предиктор успешности деятельности// Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. C. 224-234
3. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. С. 5-23.
4. Голиков Ю.Я. Концепции адаптивной автоматизации и подходы к человеку и технике для современных человеко-машинных комплексов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2007. С. 392-407.
5. 16. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
6. Дикая Л.Г. Субъектная регуляция в деятельности персонала как основа формирования адаптационных стратегий // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 222-246.
7. Ермолаева Е.П. Исследовательская модель "человек-профессияобщество" с позиции субъектного подхода // Субъектный подход в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 586-599.
8 Ермолаева Е.П. Психологические особенности реализации профессионала в условиях реформ и глобализации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1. / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 152-171.
9. Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Методологические проблемы создания методов психологического анализа деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 211-232.
10. Крылова Г.Ю., Дикая Л.Г. Социально-психологические аспекты профессиональной адаптации в стрессогенных условиях деятельности // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2007. С. 483-506.
11. Постылякова Ю.В. Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности // Социальная психология труда: теория и практика Т. 1 / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 226-243.
12. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
13. Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 1. / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии
Вопрос-ответ:
Какова специфика технологического процесса и как она влияет на адаптацию субъекта труда?
Специфика технологического процесса определяется последовательностью операций, используемыми инструментами и оборудованием, а также особенностями материалов и продуктов. Эта специфика может влиять на адаптацию субъекта труда, поскольку требует освоения новых навыков и знаний, привыкания к определенному ритму работы и работе с новыми технологиями.
Какие механизмы социально-профессиональной адаптации субъекта труда существуют?
Существует несколько механизмов социально-профессиональной адаптации субъекта труда. Один из них - это механизм социальной поддержки, который включает в себя поддержку коллег, наставничество и обратную связь от вышестоящих руководителей. Другой механизм - это обучение и развитие, которые позволяют субъекту труда осваивать новые навыки и знания. Кроме того, важным механизмом является психологическая подготовка, которая помогает субъекту труда справляться с возникающими трудностями и стрессовыми ситуациями.
Какие признаки выгорания могут проявляться у педагогов?
Признаки выгорания у педагогов могут проявляться различными способами. Некоторые из них включают чувство эмоционального и физического истощения, потерю интереса и мотивации к работе, апатию и усталость, а также частые заболевания и проблемы со здоровьем. Также возможны изменения в эмоциональной сфере, такие как раздражительность, агрессивность, апатия, депрессия и тревожность.
Какие показатели характерны для педагогов с низкими уровнями духовного кризиса экзистенциального вакуума?
Педагоги с низкими уровнями духовного кризиса экзистенциального вакуума могут проявлять высокий уровень духовной силы, что помогает им справляться с трудностями и стремиться к саморазвитию. Они также могут иметь низкий уровень выгорания, поскольку отсутствуют переживания экзистенциального вакуума и духовного кризиса, а это влияет на их психологическое состояние и работу.
Какова тема статьи?
Тема статьи - "Адаптация субъекта труда к специфике технологического процесса".
Что изучается в рамках работы?
В рамках работы исследуется адаптация субъекта труда к специфике технологического процесса.
Какие механизмы социально-профессиональной адаптации субъекта труда рассматриваются?
В работе рассматриваются механизмы социально-профессиональной адаптации субъекта труда.
Какие признаки выгорания у педагогов, имеющих низкие показатели духовного кризиса?
У педагогов с низкими показателями духовного кризиса и высоким уровнем духовной силы характерен низкий уровень выгорания.