Социальный портрет земского учителя Верхотурского уезда второй половины 19 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: Возникновение и развитие земской школы 5
1.1.Начальная школа в системе образовательно-просветительской деятельности земства 5
1.2. Организация деятельности земской народной школы 8
ГЛАВА 2. Учебно-воспитательный процесс в земской школе Верхотурского уезда второй половины 19 века 12
2.1. Краткая характеристика Верхотурского уезда 12
2.2. Социальный портрет земского учителя Верхотурского уезда второй половины XIX века 19
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Для создания социального портрета учителя земской школы важно не только охарактеризовать уровень образования учителей, но и их социальное происхождение, а также их материальное положение и условия труда.Учителями были: 27,5% выходцев из крестьян, 24% - из мещан, 18,1% - из духовенства, 15,7% - из дворян и чиновников, 11,7% - из купцов. Таким образом, более половины учителей Пермской губернии были из крестьян и мещан, то есть из низших классов, что привело к скромности учителей и привычке работать в трудных условиях.Рисунок 5. Процент соотношение учителей по сословиям, %Учителями служили:  27,5% выходцев из крестьян, 24% - из мещан, 18,1% - лиц духовного сословия, 15,7% - из дворян и чиновников, 11,7% - купеческого сословия.  Таким образом, более половины  учителей  Пермской губернии   губернии вышло  из крестьян и мещан, т.е. из низших сословий, что обусловило непритязательность педагогов и привычку работать в трудных условиях.Средняя нагрузка составляла 30 часов для обязательных предметов и 5 часов для второстепенных предметов (при стандартном 18 часов и 3 часа пения). Учебный год составлял 148 дней (при стандартном 180 дней), что вынудило ужесточить расписание занятий. Кроме того, учителя распространяли книги из школьной библиотеки, проводили чтения с «туманными образами» и проводили воскресные занятия для взрослых. Земское училище длилось три года. Часто три отдела были задействованы одновременно. В результате учителя составили в среднем 55 учеников. А в некоторых уездах - до 80. В Пермской области 76,9% учителей земства работали с тремя классами и только 8,9% работали в более или менее приемлемых условиях, с одним классом.Большинство учителей начальных школ были молодые женщины, и с таким количеством учеников это было особенно трудно.Условия жизни оставляли желать лучшего. Площадь школьной учебной комнаты в среднем составляла 4 кв. м. Если учитель арендует дом, он платит в среднем 31 рубль от своей зарплаты. Только 72% учителей использовали бесплатную квартиру.Так, опочецкое земская управа, заключив в 1910 году с крестьянином М.А. Хохловым договор об аренде помещения для Мутовозовского земского училища, заставило Матрену Антоновну расширить школу до учительской квартиры площадью 3,78 м². , а в комнате, где находилась квартира (19,9 кв. М), делают кухню и раздевалку для учеников. Таким образом, квартира учителя школы Мутовозово состояла из маленькой комнаты и кухни, которая была одновременно гардеробной. [6]Годовое жалованье учителя выросло с 255 руб. в 1897 году до 360 руб. в 1913 г. Однако говорить о реальном повышении уровня жизни трудно из-за роста цен.Таблица 1Цены на продукты питания в 1897 и 1912 г.  25Продукты1897 г.(коп.)1912 г.(коп.)Мясо (фунт)Масло коровье (фунт)Яйцо (десяток)Мука ржаная (пуд)3.51576515-184529160 Как показано в Таблице 1, с 1897 по 1913 год зарплата учителей увеличилась примерно на 40% с 1897 по 1913 год, а цены на продукты питания были намного выше: мясо - в 5 раз, масло - в 3 раза, яйцо - почти в 3 раза, мука - почти в 2 раза. 5 раз. Тем не менее, учителя начальных классов имели хороший доход по сравнению с другими группами населения.Таблица 2Затраты учителей на предметы первой необходимости (1897 год)  Средние затраты (в руб.) на:       Всего   пищу     одежду   обувьразъездыОдинокого учителяОдинокой учительницыСемейного учителяСемейной учительницы      131108165171446566651214231825201324212207267278Расходы (судя по таблице) равны или даже превышают зарплату. На свою месячную зарплату учитель начальной школы в Пермской губернии мог купить: 800 фунтов масла или 30 фунтов ржаной муки. Этот уровень жизни нельзя назвать высоким. Но учителям все еще нужно было много читать, что означает написание книг, газет, журналов,на что уходило около 10 руб.  в год, но и этот мизер могли позволить себе не все. Среди характеристик, которые мешают работе земских учителей: переполненность школ, недостаточная заработная плата, дополнительные задания для учителей (народное чтение, дополнительные занятия, управление школьной библиотекой и т. Д.). [11] Все это очень усложняло работу учителей. И это заслуживает доброй памяти.Заявления о материальных потребностях и необеспеченной старости были ключевыми в исследованиях учителей. [12] Однако учителя не менее остро подняли вопросы о повышении профессионального уровня. Учителя, работающие в задней комнате, отделенные от своих коллег, жаловались, что «читать нечего» [4], что необходимо организовывать учительские библиотеки в школах или, в крайнем случае, в правительстве мести. Кроме того, учителя настаивали на организации курсов и конвенций для учителей с целью обновления педагогических знаний и обмена мнениями по школьным вопросам.Общество позаботилось о профессиональном росте учителей, потребовав от окружных земств выделить средства на выпуск периодических изданий для членов Общества. Однако большинство земств отказалось выделять ресурсы на эти цели, объясняя отказ учителей в этих уездах иметь возможность использовать земские библиотечные журналы.Общество взаимопомощи организовало литературные и музыкальные благотворительные вечера, из которых деньги выделялись на нужды общества. В частности, в 1902 году были организованы вечера для сбора средств на содержание приюта для детей-учителей, которые учились в Пскове. Конечно, Общество не могло решить все материальные трудности учителей, но оно могло обратить внимание на проблемы образования.Таким образом, постепенно развивается система оплаты труда учителей земских школ: скромные вознаграждения за полную передачу материальной поддержки учителей земским властям. Это положение было не очень высоким, потому что местное правительство было ограничено в средствах. Но, тем не менее, он смог разработать систему, которая поощряет учителей работать на успех, работать больше, приобретать опыт. Многим уездным земствам удалось организовать пенсионные отделения для учителей.Однако, несмотря на усилия земства, уровень материальной поддержки учителей начальных классов был не очень высоким. Это может измениться только с принятием правительственных мер в этом направлении, чего, к сожалению, не произошло. Правительству также необходимо было предпринять шаги для повышения качества подготовки учителей начальных классов и значительного увеличения числа учителей для решения проблемы всеобщего начального образования.Общественные образовательные организации, которые активизировали свою деятельность в конце 1890-х годов, имели большое значение для духовного развития учителей и их связей с профессиональными коллегами. Одним из важнейших направлений социальной активности этого времени является Просвещение. В то время в России еще было несколько обществ, занимающихся образованием. До конца 90-х годов. Согласно официальным данным Министерства образования, существует 193 общества, которые способствуют распространению общественного образования, в том числе 111 обществ поддержки студентов, 47 обществ взаимопомощи учителей и 35 обществ образования, которые содействуют начальному образованию. Большую часть работы в этих общественных организациях выполняли школьные учителя.К сожалению, эта проблема не была решена в начале двадцатого века.Так кто же он, средний земский учитель? Это 29-летняя крестьянка или буржуазная девушка со средней школой, без семьи, работающая 35 часов в неделю с детьми и неограниченное время со взрослыми, обслуживающая школьную библиотеку, живущая в маленькой школьной комнате, получающая 360 рублей в неделю.в год. (на 7-8 месяцев), в остальное время учителя ничего не получали. Часто деньги доставляли, тратили, а затем требовалижить в кредит.  Земский учитель - это подвижник своего дела. Такие педагоги создали основу для будущего перехода к всеобщему образованию.Сегодня, конечно ситуация иная: педагоги более образованны, обеспечены учебниками и методической литературой, современными техническими средствами, работают в оборудованных кабинетах, сельских детей подвозят в школу,  для учащихся организовано горячее питание. Но ряд факторов мынаследуем постоянно: это женское лицо учительства и проблемы его материального обеспечения. В последние годы сделан существенный шаг вперёд в повышении уровня жизни педагогов, радует то, что молодые учителя получают неплохие выплаты, но проблемы ещё есть.  Нас, сегодняшних педагогов, и учителей  роднит любовь к своему делу и беззаветное служение ему. Это самая хорошая традиция в истории образования, доставшаяся нам в наследство.Таким образом, описав характеристики земских учителей Верхотурского уезда, мы рассмотрели их социальный статус в трех контекстах. С одной стороны - материальное положение учителей, с другой - условия труда, с третьей - их правовой статус. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что учителя на иерархически организованной лестнице российского общества второй половины XIX -. занимали невысокое положение. Доказательством тому могут служить следующие факторы: низкая заработная плата, неблагоприятные условия труда, не вполне обеспеченная возможность пользоваться своими гражданскими правами.PаключениеУчительство Верхотурского уезда формировалось под воздействием множества социально-экономических факторов. Главным обстоятельством, повлиявшим на формирование социального состава учителей, была отмена крепостного права в 1861 году и связанное с этим преобразование социальной структуры. Преподавательская деятельность перестала быть прерогативой духовенства и перешла в руки освобожденного крестьянства.Среди других социально-экономических реформ второй половины Х1Х века наибольшее влияние на формирование учительства оказала земская реформа. Вскоре после их создания (в 1864 году) Россия покрылась сетью земских школ. Земства взяли на себя материальное обеспечение учителей. Одновременно с земской реформой была проведена судебная реформа, сделавшая судебные заседания открытыми для публики. В состав суда были введены присяжные заседатели, которые назначались по жребию из представителей всех сословий. Это, безусловно, потребовало от населения определенного уровня образованности.Немаловажную роль сыграла проведенная в 1870 году реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали и вопросы заведования школьным делом.В 1874 году был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет. Молодые люди стали стремиться в получению высшего образования, поскольку для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали мощным стимулом для распространения образования в России.В начале ХХ века под влиянием прессы, земства, общественных организаций и правительственных органов изменялось профессиональное и правовое положение учителя. В современном обществе роль учителя высока, однако требуются немалые изменения в образовательном процессе. Неслучайно в августе 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Правительственная комиссия по образованию, основной задачей которой является обеспечение проведения единой государственной политики в сфере образования. Думается, что и в современных условиях развития нашего общества вопросы социального положения учителя различных исторических периодов будут представлять большой интерес.Список использованной литературы1. Бурдаков, Д.В. Методика подготовки учителей начального образования в Российской Империи во второй половине XIX в. / Д.В. Бурдаков // История: факты и символы. - 2015. - №4. - С. 8-17.2. Верхотурский уезд // Энциклопедический словарь / , СПб., 1892. Т. 11. С. 89; История Урала в период капитализма. М., 1990. С. 471, 473.3.Журналы XXVI очередного Верхотурского уездного земского собрания сессии 1895 года с докладами управы, представленными на рассмотрение этого собрания. Екатеринбург, 1896. С. 611–616.4. Галагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. - М.: Владос, 2013. - 403 c.5. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 c.6. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.7.Герлах И.В., Шкуропий К.В. Проблема подготовки земского учителя в отечественной педагогической мысли последней трети 19в.. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/А.Н. Джуринский. - М., 2013.9.Краснова Н.П., Агронина Н.И. Развитие национальной школы в педагогическом наследии С.А. Рачинского // Новый взгляд. Международный научный вестник, 2015, №7, с.61-63.10.Кузнецова, О.В. О государственной политике в отношении учительских семинарий в России во второй половине XIX / О.В. Кузнецова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - №4. - С. 37-50.11.Колягин, Ю.М. Организация народного образования в России. Вторая половина XIX в. / Ю.М. Колягин // Ежемесячный научно-методический журнал. - 2006. - №1. - С. 95-101.12.Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие. - М., 2015.13.Народное образование в Верхотурском уезде с 1870 по 1883 г. // Сборник Пермского земства. 1885. № 18. С. 475.14.Перцев В.В. Гимназическое образование в дореволюционной России: вторая половина XIX - начало XX века // Концепт. 2013, №1 (17), с.1-7.15.Поздняков, А.Н. Образовательная реформа Александра II по некоторым материалам «Журнала Министерства народного просвещения» / А.Н. Поздняков // Известия Саратовского университета. Новая серия: история международные отношения. - 2013. - №4. - С. 12-16.

Список использованной литературы

1. Бурдаков, Д.В. Методика подготовки учителей начального образования в Российской Империи во второй половине XIX в. / Д.В. Бурдаков // История: факты и символы. - 2015. - №4. - С. 8-17.
2. Верхотурский уезд // Энциклопедический словарь / , СПб., 1892. Т. 11. С. 89; История Урала в период капитализма. М., 1990. С. 471, 473.
3.Журналы XXVI очередного Верхотурского уездного земского собрания сессии 1895 года с докладами управы, представленными на рассмотрение этого собрания. Екатеринбург, 1896. С. 611–616.
4. Галагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. - М.: Владос, 2013. - 403 c.
5. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 c.
6. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.
7.Герлах И.В., Шкуропий К.В. Проблема подготовки земского учителя в отечественной педагогической мысли последней трети 19в.. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/А.Н. Джуринский. - М., 2013.
9.Краснова Н.П., Агронина Н.И. Развитие национальной школы в педагогическом наследии С.А. Рачинского // Новый взгляд. Международный научный вестник, 2015, №7, с.61-63.
10.Кузнецова, О.В. О государственной политике в отношении учительских семинарий в России во второй половине XIX / О.В. Кузнецова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - №4. - С. 37-50.
11.Колягин, Ю.М. Организация народного образования в России. Вторая половина XIX в. / Ю.М. Колягин // Ежемесячный научно-методический журнал. - 2006. - №1. - С. 95-101.
12.Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие. - М., 2015.
13.Народное образование в Верхотурском уезде с 1870 по 1883 г. // Сборник Пермского земства. 1885. № 18. С. 475.
14.Перцев В.В. Гимназическое образование в дореволюционной России: вторая половина XIX - начало XX века // Концепт. 2013, №1 (17), с.1-7.
15.Поздняков, А.Н. Образовательная реформа Александра II по некоторым материалам «Журнала Министерства народного просвещения» / А.Н. Поздняков // Известия Саратовского университета. Новая серия: история международные отношения. - 2013. - №4. - С. 12

Вопрос-ответ:

Как была организована начальная школа в системе образовательно-просветительской деятельности земства Верхотурского уезда?

Начальная школа в системе образовательно-просветительской деятельности земства Верхотурского уезда была организована с учетом нужд и требований местного населения. Земское управление принимало меры к привлечению учителей, предоставляло им жилые помещения и материальную помощь. Образовательный процесс в начальной школе включал чтение, письмо, арифметику, окружающий мир, родной язык. Занятия проводились в помещениях церкви, школе или в домах учителей.

Как организовывалась деятельность земской народной школы Верхотурского уезда?

Деятельность земской народной школы Верхотурского уезда организовывалась на основе приказов и инструкций земского управления. В учебном процессе использовалась специальная программа, разработанная с учетом нужд и возможностей учащихся. Учебники, учебные пособия и другие материалы для занятий предоставлялись земством. Большое внимание уделялось разностороннему развитию учащихся и подготовке их к самостоятельной жизни.

Какие особенности были присущи учебно-воспитательному процессу в земской школе Верхотурского уезда во второй половине 19 века?

Учебно-воспитательный процесс в земской школе Верхотурского уезда во второй половине 19 века был организован с учетом особенностей местного населения. Учителя старались заинтересовать учащихся уроками, использовали разнообразные методы и формы работы. Воспитание морали и нравственности занимало важное место в обучении. В школе проводились праздники, спортивные мероприятия и другие внеклассные занятия.

Каково значение начальной школы в системе образовательно-просветительской деятельности земства Верхотурского уезда во второй половине 19 века?

Начальная школа имела большое значение в системе образовательно-просветительской деятельности земства Верхотурского уезда во второй половине 19 века. Она являлась основным звеном в образовательной системе, предоставляя базовые знания и навыки детям сельской местности. Начальная школа позволяла подготовить учеников к дальнейшей учебе, а также расширять их кругозор. Земское учреждение активно участвовало в организации и финансировании начальных школ, придавая большое значение развитию образования на селе.

Как организовывалась деятельность земской народной школы Верхотурского уезда во второй половине 19 века?

Деятельность земской народной школы Верхотурского уезда во второй половине 19 века организовывалась в соответствии с нормативами, утвержденными земством. Учителями были назначены специально обученные люди, которые проводили занятия в основном в земском помещении или в большинстве случаев в частной квартире. Организацию массового обучения внедряли благодаря активности земского управления и волеизъявления сельских общественников и жителей уезда.

Какие особенности характеризовали учебно-воспитательный процесс в земской школе Верхотурского уезда во второй половине 19 века?

Учебно-воспитательный процесс в земской школе Верхотурского уезда во второй половине 19 века характеризовали несколько особенностей. Во-первых, учитель имел свободу выбора методов и форм работы. Во-вторых, занятия проводились в классах с многолетней смешанной структурой. В-третьих, ученики имели возможность получать эдакий дополнительный образовательный бонус, бесплатно посещая земскую синодальную школу или частные преподавательские курсы.

Какая была роль начальной школы в системе образовательно-просветительской деятельности земства во Верхотурском уезде во второй половине 19 века?

Начальная школа играла важную роль в системе образовательно-просветительской деятельности земства во Верхотурском уезде во второй половине 19 века. Она была основным звеном образовательной системы, обеспечивающим первичное образование детей. Школы земства предоставляли возможность обучения детей сельского населения, которые ранее не имели доступа к образованию.

Как организовывалась деятельность земской народной школы во Верхотурском уезде во второй половине 19 века?

Организация деятельности земской народной школы во Верхотурском уезде во второй половине 19 века включала в себя несколько аспектов. Прежде всего, были разработаны программы обучения, которые основывались на простейших знаниях чтения, письма и счета. Затем был проведен отбор и обучение учителей, которым передавались необходимые знания и навыки для обучения детей. Деятельность школы поддерживалась и финансировалась земством, которое обеспечивало необходимые материальные и организационные условия.

Какой социальный портрет земского учителя Верхотурского уезда во второй половине 19 века?

Социальный портрет земского учителя Верхотурского уезда во второй половине 19 века представлял собой преимущественно молодых людей из крестьянской семьи. Образование таких учителей было достаточно низким, часто они обучались самостоятельно или проходили краткосрочные курсы. Отсутствие должного образования часто влияло на качество образования, которое они предоставляли. Земские учителя работали в условиях недостаточного материального обеспечения, низких зарплат и отсутствия социального статуса.