Особенности личности при самовреждающем поведении у лиц от 16 до 25 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 48 48 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 23.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей личности при самоповреждающем поведении у лиц от 16 до 25 лет 7
1.1 Понятие «самоповреждающее поведение» в психологической 7
литературе. 7
1.2 Характеристика самоповреждающего поведения у молодых людей 18
1.3. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личности при самоповреждающем поведении у лиц от 16 до 25 лет 33
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 33
2.2. Методы и методики 33
2.3. Результаты исследования и их анализ 36
Заключение 46
Библиографический список 48




Фрагмент для ознакомления

Шкалы:1. А (шизотимия-аффектотимия), 2 Ложь, 3. С (степень эмоциональной устойчивости), 4. D (флегматичность-возбудимость), 5. Е (подчиненность-доминирование), 6. F (осторожность-легкомыслие), 7. G (степень принятия моральных норм), 8. H (застенчивость-авантюризм), 9. I (реализм-сензитивность), 10. J (неврастения, фактор Гамлета), 11. О (самоуверенность-склонность к чувству вины), 12. Q2 (степень групповой зависимости), 13. Q3 (степень самоконтроля), 14. Q4 (степень внутреннего напряжения).Сбор данных: при обработке бланков, каждый ответ сравнивается с ключом, и переводятся сырые баллы в стены.2.3. Результаты исследования и их анализНа основе результатов по методике Опросник шкала причин самоповреждающего поведения Польской Н.А. было выделено четыре группы испытуемых:уколы или проколы кожи острыми предметами;порезы режущими предметами;удары по собственному телу;самоожоги;обкусывание ногтей;расчесывание кожи.Далее рассмотрим результаты диагностики по методике Р. Кеттелла.Результаты диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с уколами или проколами кожи острыми предметами (рисунок 1) .Рисунок 1 – Гистограмма результатов диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с уколами или проколами кожи острыми(выраженность в %)Примечания: Ш/А – шизотимия – аффектотимия; Ложь – ложь; СЭУ – степень эмоциональной устойчивости; Ф/В – флегматичность - возбудимость; П/Д – подчинённость - доминирование; О/Л – осторожность - легкомыслие; СПМН – степень принятия моральных норм; З/А – застенчивость - авантюризм; Р/С – реализм - сензитивность; Н/ФГ – неврастения - фактор Гамлета; ССкЧВ – самоуверенность - склонность к чувству вины; СГЗ – степень групповой зависимости; СС – степень самоконтроля; СВН – степень внутреннего напряжения.Результаты диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых спорезами режущими предметами (рисунок 2)Рисунок 2– Гистограмма результатов диагностики Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с порезами режущими предметами (выраженность в %)Выявлено 100% правдивых ответов в каждой из подгрупп. В подгруппе с порезами режущими предметами у 100% испытуемых низкая степень эмоциональной устойчивости, это говорит о том, что эти люди чувствительны, эмоционально не устойчивы, легко расстраиваются, изменчивы в поведении, в эмоциях. В этой подгруппе испытуемых 93% выявлена степень групповой зависимости. В подгруппе испытуемых с уколами или проколами кожи острыми95, %, и 75% с уколами или проколами кожи острыми имеют низкий волевой контроль. Результаты диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых сударами по собственному телу (рисунок 3)Рисунок 3 – Гистограмма результатов диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с ударами по собственному телу (выраженность в %)Результаты диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с самоожогами(рисунок 4)Рисунок 4 – Гистограмма результатов диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с самоожогами(выраженность в %)Неустойчивость в достижении цели, избегание правил, выявлено у 100% испытуемых с ударами по собственному телуи у 90% испытуемых с самоожогами. У 100% испытуемых с ударами по собственному телу выявлена групповая зависимость. У 100% испытуемых с ударами по собственному телуи 85% испытуемых с самоожогамиимеют низкий волевой контроль.Результаты диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых собкусыванием ногтей; (рисунок 5)Рисунок 5 – Гистограмма результатов диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с обкусыванием ногтей (выраженность в %)Результаты диагностики по Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с расчесыванием кожи(рисунок 6)Рисунок 6 – Гистограмма результатов диагностики Многофакторному личностному опроснику (Р.Б. Кеттелла) в выборке испытуемых с расчесыванием кожи (выраженность в %)В подгруппе испытуемых с расчесыванием кожиу 100% выявлен низкий уровень эмоциональной устойчивости, неустойчивость в достижении цели, низкая степень групповой зависимости, низкий волевой самоконтроль.Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтверждена.2.3 Разработанная программа коррекции.Диалектическая поведенческая терапия Лайнен, это новый подход к вмешательству при пограничных расстройствах личности. Главная отличительная особенность данного метода состоит в то, что это одно из первых психосоциальных вмешательств, эффективность которых доказана в рандомизированном клиническом исследовании. На сегодняшний день были опубликованы результаты двух рандомизированных клинических исследованийДанная терапия произошла от стандартной когнетивно-поведенческой психотерапии.Можно сказать, что диалектическая поведенческая терапия является программой повышения качества жизни, в которой психотерапевт и клиент выступают одной командой, для того чтобы сделать жизнь клиента стоящей.Формы диалектической поведенческой терапии:Существуют три формы диалектической поведенческой терапии:индивидуальная психотерапия;групповая психотерапия;консультация по телефону (или психологическая поддержка по телефону).Рассмотрим подробнее каждую форму.Индивидуальная психотерапия.Данные сессии назначаются один раз в неделю, по времени 50-90 минут, но количество сессий может увеличиваться, до двух раз в неделю, причинами служит период кризиса или начало сессий. Фокус данной формы на сессиях, зависит от мишени вмешательства и имеет главный наивысший приоритет. Данный порядок не меняется на протяжении всей психотерапии, но актуальность мишеней может меняться. Актуальность мишеней можно определить недавним повседневным поведением клиента, или посмотреть какое поведение было у клиента на последней сессии, если проблемы не обнаруживаются, то эти мишени считаются не актуальными. Если одна из целей достигнута (данное поведение не представляет проблему или не проявляется), то психотерапевт переходит к следующей мишени вмешательства. Актуальность мишени мы можем отследить в «ежедневных картах», они заполняются минимум в двух этапах. Клиент должен на каждую сессию приносить ежедневные карты, если же клиент не приносит или забывает заполнять ежедневные карты, это и считается поведением, которое мешает психотерапии. Ежедневные карты содержат записи о пара суицидальном поведении, суицидальной идеализации, стремлении к парасуициду, «страданиях», употреблении психоактивных веществ (легальных или запрещенных), а также об использовании поведенческих навыков. В начале каждой сессии психотерапевт сам создает стереотип анализа карт.Групповая психотерапия.Направлена на приобретение поведенческих навыков. Данные сессии посещаются в течение первого года вмешательства, проводятся еженедельно, по времени 2-2,5 часа. Если клиент пройдет все тренинговые модули дважды, то дальнейшее посещение тренинга, зависит от самого клиента. Главная задача тренинга состоит в приобретении и закреплении навыков.Клиент проходящий тренинговую психотерапию должен одновременно проходить и индивидуальную психотерапию. Если на тренинге психотерапевт заметит (если это не основной психотерапевт), что у клиента выраженный риск самоубийства, он должен сообщить об этом основному психотерапевту. Первая половина каждой сессии направлена на проверку домашнего задания, как клиент освоил и применял полученные навыки, вторая половина каждой сессии направлена на описание новых умений.Консультация по телефону (или психологическая поддержка по телефону).В диалектической поведенческой терапии телефонные звонки между сессиями, являются неотъемлемой частью, и выполняют три важных функции:помогают заучить навыки и способствуют их генерализации;с их помощью проводится экстренное кризисное вмешательство с одновременным разрывом связи между суицидальным поведением и вниманием психотерапевта;создают контекст для восстановления психотерапевтической взаимосвязи без необходимости для клиента дожидаться очередной сессии.В первую очередь уделяется внимание звонкам с просьбой о помощи. В дальнейшем уделяется внимание помощи клиенту, в использовании поведенческих навыков для решения, той или иной проблемы. Слишком частые или редкие звонки психотерапевту, считаются поведением мешающими психотерапии.Одной из главных задач телефонных звонков психотерапевту, является восстановление взаимосвязи. Большинство клиентов испытывают отсроченные эмоциональные реакции на взаимодействие, по этой причине не разумно заставлять клиента ждать целую неделю до следующей сессии. Клиенту дается возможность позвонить психотерапевту, и поговорить, в этом случае, задачей психотерапевта становится успокоить и ободрить клиента, а на следующей сессии будет подробный анализ. Этапы диалектической поведенческой терапии.Вмешательства ДПТ происходит поэтапно. Целью является лечение пациентов с пограничными расстройствами личности любой выраженности. 1 Этап: достижение базовой компетентности.Первый этап основывается на налаживание стабильного и функционального образа жизни.Задачи:уменьшить частоту и выраженность суицидального поведения;уменьшить частоту и выраженность поведения препятствующего терапии;уменьшить частоту и выраженность поведения снижающего качества жизни;обрести поведенческие навыки.Все эти задачи решаются последовательно, при появлении видов поведения.Заметные успехи в решении данных задач удается достичь через год (но возможно потребуется больше времени), у клиентов с суицидальными наклонностями и выраженной дисфункцией.Задача поощрение диалектического поведение, остается главной задаче, она практически никогда не обсуждается с клиентом из-за абстрактной природы и сложности концепции.этап: снижение посттравматического стресса.Главная задача данного этапа заключается в снижении посттравматического стресса. При переходе на второй этап предыдущие виды поведения должны находиться под полным контролем. Клиентам очень важно научиться вести стабильный образ жизни, воздержаться от употребления психоактивнных веществ и от бесконтрольной траты денежных средств, приобрести навыки межличностного общения, самостоятельно справляться с эмоциями. К завершению данного этапа клиенту оказывается помощь в том чтоб он научился верить в себя и ценить себя.этап: разрешение жизненных проблем и повышение самоуважения.Данный этап направлен на страдания и жизненные проблемы клиента. Основной задачей является, чтобы клиент достиг уровня обычного счастья и несчастья, а так же независимого самоуважения. Психотерапевт должен помочь клиенту обрести независимое самоуважение, самопринятие не только на сессии, но и в повседневной жизни.этап: обретение способности радоваться.Главной задачей, последнего этапа, является преодоление чувства неполноценности, удовлетворение духовных потребностей. Для клиента на последнем этапе будут полезны духовные практики, а такжеинсайториентированная психотерапия.Таким образом, диалектическая поведенческая терапия является эффективным способом для лечения клиентов, страдающих пограничными расстройствами личности. Задачей данной терапии является повышение качества жизни клиента, за счет уменьшения реакции на стрессовые ситуации. При использовании данной терапии у клиентов снижается суицидальное поведение, а это значит, что клиент реже будет прибегать к суицидальным попыткам, а также меньше симптомов депрессии. После проведения диалектической поведенческой терапии клиенты реже госпитализируются.ЗаключениеВ результате анализа теоретического материла, по проблеме самоповреждающего поведения были рассмотрены причины, приводящие к данному повреждению (стресс, социальная тревога, депрессия и т.д.). Так же, можно сделать вывод что самоповреждение – не только привычный способ борьбы со стрессом. Это самый настоящий процесс, которому способствует множество факторов, имеющий своё начало и (при грамотной работе специалиста и, главное – желании клиента) конец. Достаточно для начала помнить, что самоповреждение – вещь по-своему действенная (иначе этот способ никто не использовал бы), однако лишь создающая иллюзию контроля над собой, своими чувствами и эмоциями, приводящая к «бегу по замкнутому кругу». Для того, чтобы научиться жить в гармоничных отношениях со своими и чужими эмоциями и реакциями, стоит отыскать тот самый смысл, цель, ради которых захочется развивать в себе эти навыки.Самоповреждающее поведение представляет собой распространенное расстройство, связанное с контекстом нарушений в межличностном и социальном плане. Отметим, что самоповреждающее поведение понимается как социально не одобряемое поведение, связанное с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений, однако не имеющее суицидальной направленности.Грамотная психотерапевтическая помощь позволяет скорректировать поведение и устранить склонность к самоповреждению. Профилактика самоповреждения заключается в своевременном решении психологических проблем и лечении расстройств поведения. Психофармакологическое лечение теоретически может помочь в снижении самоповреждающего поведения, однако эта возможность еще не была тщательно изучена. На данный момент не существует консенсуса в отношении того, могут или не могут психиатрические препараты повлиять на самоповреждающее поведение. Это сложный вопрос для изучения, поскольку самоповреждения встречаются в различных группах населения и часто сочетаются с другими психологическими проблемами. Если вы думаете о приеме лекарственных препаратов для лечения эмоциональных проблем, которые связаны с вашим самоповреждающим поведением, то этот вопрос стоит обсудить с психиатром или другим врачом.Результаты исследования позволили подтвердить гипотезу, основанную на предположении, что Далее была разработана программа коррекции. Диалектическая поведенческая терапия является эффективным способом для лечения клиентов, страдающих пограничными расстройствами личности. Задачей данной терапии является повышение качества жизни клиента, за счет уменьшения реакции на стрессовые ситуации. При использовании данной терапии у клиентов снижается суицидальное поведение, а это значит, что клиент реже будет прибегать к суицидальным попыткам, а так же меньше симптомов депрессии. После проведения диалектической поведенческой терапии клиенты реже госпитализируются.Библиографический списокАгаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, Циркин, С.А. Чеснокова. – М.: Медицинская книга. – Н. Новгород: В.И. Изд. НГМА, 2012. – 256 с.Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 164 с.Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 29-36.Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г., Уманский, Л.Я. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманский // Вопросы психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. – 2014. – №3. – С. 52—62.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома / Е. Вахрамов // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. – №3. – С. 52-60.Виханский, И.Р. Клиническая психология / И.Р. Виханский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 458 с.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 452 с.Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М.И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. 3-е изд., испр. и доп. / Е.В. Змановская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.Игумнов, С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков / С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 521 с.Кириллова, Ю.И. Возрастные особенности при склонности к самоповреждающему поведению / Ю.И. Кирилова // Медицина и образование в Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. – М.: АСТ, 2015. – 411 с.Коповая, О.В., Коповой, А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразова-тельной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. – 80 с.Короленко, Ц.П., Шпикс, Т.А. Самоповреждающее и суицидное поведение у женщин с погра-ничной повреждающей психической организацией и пограничным личностным расстройством / Ц.П. Короленко, Т.А. Шпикс // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – №. 3. – С. 63-69.Курек, Н.С. Нарушения психической активности / Н.С. Курек. – М.: Инфра-М, 2014. – 241 с.Ласовская, Т.Ю. Самоповреждающее поведение у лиц с пограничным личностным расстройством (обзор литературы) / Т.Ю. Ласовская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. – № 6. – С. 58–61.Лиман, Н.А. Структура личности, склонной к самоповреждающему поведению / Н.А. Лиман // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. –Том 10. – Вып. 5. – С. 112-115.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное Милюкова, И.А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении: результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И.А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. – Петрозаводск, 2014. – Вып. 4. – С. 149-162.Н.А. Польская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – №2. – С. 45-56.Пащенко, И.Е. К проблеме аутоагрессии в армии / И.Е. Пащенко // Психическое здоровье и безопасность в обществе: Первый нац. конгр. по социальной психиатрииПетровская, А.И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) / А.И. Петровская // Психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 27-33.поведением / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2010. –Том 10. – Вып. 3. – С. 82-86.Польская, Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающегоповедения / Н.А. Польская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – 2014. – №4. – С. 41-44.Польская, Н.А. Особенности самоповреждающегоповедения в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, выпуск 1. – 2014. –Том 10. – C. 92-97.Польская, Н.А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Клиническая и специальная психология. – 2012. - №2. – С. 45-48.Польская, Н.А. Акты самоповреждения в ритуальных практиках / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 3. – С. 88-91.Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – №2. – С. 61-65.Польская, Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – №5. С. 33-35.Польская, Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 2 (81). – С. 140-152.Польская, Н.А. Самоповреждающее поведение в клинической практике / Н.А. Польская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – №2. – С. 4-8.Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 2. – С. 45-56.Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / пособие. / В.Д. Менделевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 445 с.Прокофьев, Л.Е. Основы психической саморегуляции / Л.Е. Прокофьев. СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 416 с.Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х. Ремшмидта. М.: Академия, 2013. – 841 с.Райнфрид, Х-В. Клиническая психология / Х-В. Райнфрид. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru. (Дата обращения: Реан, А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 88-89.Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е.В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.с актами самоповреждения больных опийной наркоманией / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Вып. 3. – С. 87-91.Сагалакова, О.А., Стоянова, И.Я. Когнитивно-перцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания / О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова // Известия Алтайского государственного университета. – 2015 – 3-1(87). – С. 75–80.Соколова, Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е.К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / Под ред. Currie C. и др. – Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012. – 252 с.Стуклов, К.А. Структура личности и самоповреждающее поведение / Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб: Питер. 2013. – 272 с.Фетискин, Н.П. Психология аддиктивногоповедения: научно- методическое издание / Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ, 2015. – 272 с.Холмс, Д. Анормальная психология / Д. Холмс. – СПб.: Питер, 2014. – 522 с.Худик, В.А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника / В.А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: методический материал / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академ. Проект, 2015. – 334 с.Яковлева, Н.Г. Нейропсихология детского возраста: практический аспект / Н.Г. Яковлева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 411 с.Яркова, Ю.Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста / Ю.Р. Яркова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 51-55.Ярмольник, И.М. Нейропсихологические механизмы регуляции эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса: теоретический и практический аспекты эмпирического исследования / И.М. Ярмольник // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-75.Яцук, А.А. Возможности нейропсихологического анализа в определении особенностей эмоциональных проявлений у подростков-правонарушителей в состоянии трудной жизненной ситуации в сравнении с подростками в норме / А.А. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №1. – С. 74-75.Ящурова, Т.Ю. Клиническая диагностика в работе с подростками с асоциальным поведением / Т.Ю. Ящурова // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 87-89. Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. (2001). Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients. British Journal of Psychiatry, 178, 48–Hawton K., Arensman E., Townsend E., Bremner S., Feldman E., et.al. (1998). Deliberate self-harm: Systematic review of efficacy of psychosocial and pharmacological treatments in preventing repetition. BritishMedicalJournal, 317, 441–447.


1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, Циркин, С.А. Чеснокова. – М.: Медицинская книга. – Н. Новгород: В.И. Изд. НГМА, 2012. – 256 с.
2. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 164 с.
3. Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 29-36.
4. Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г., Уманский, Л.Я. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманский // Вопросы психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. – 2014. – №3. – С. 52—62.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69
6. Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома / Е. Вахрамов // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. – №3. – С. 52-60.
7. Виханский, И.Р. Клиническая психология / И.Р. Виханский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 458 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 452 с.
9. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
10. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М.И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
11. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. 3-е изд., испр. и доп. / Е.В. Змановская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.
12. Игумнов, С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков / С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 521 с.
13. Кириллова, Ю.И. Возрастные особенности при склонности к самоповреждающему поведению / Ю.И. Кирилова // Медицина и образование в
14. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
15. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. – М.: АСТ, 2015. – 411 с.
16. Коповая, О.В., Коповой, А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразова-тельной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. – 80 с.
17. Короленко, Ц.П., Шпикс, Т.А. Самоповреждающее и суицидное поведение у женщин с погра-ничной повреждающей психической организацией и пограничным личностным расстройством / Ц.П. Короленко, Т.А. Шпикс // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – №. 3. – С. 63-69.
18. Курек, Н.С. Нарушения психической активности / Н.С. Курек. – М.: Инфра-М, 2014. – 241 с.
19. Ласовская, Т.Ю. Самоповреждающее поведение у лиц с пограничным личностным расстройством (обзор литературы) / Т.Ю. Ласовская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. – № 6. – С. 58–61.
20. Лиман, Н.А. Структура личности, склонной к самоповреждающему поведению / Н.А. Лиман // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. –Том 10. – Вып. 5. – С. 112-115.
21. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
22. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
23. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное
24. Милюкова, И.А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении: результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И.А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. – Петрозаводск, 2014. – Вып. 4. – С. 149-162.
25. Н.А. Польская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – №2. – С. 45-56.
26. Пащенко, И.Е. К проблеме аутоагрессии в армии / И.Е. Пащенко // Психическое здоровье и безопасность в обществе: Первый нац. конгр. по социальной психиатрииПетровская, А.И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) / А.И. Петровская // Психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 27-33.
27. поведением / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2010. –Том 10. – Вып. 3. – С. 82-86.
28. Польская, Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – 2014. – №4. – С. 41-44.
29. Польская, Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, выпуск 1. – 2014. –Том 10. – C. 92-97.
30. Польская, Н.А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Клиническая и специальная психология. – 2012. - №2. – С. 45-48.
31. Польская, Н.А. Акты самоповреждения в ритуальных практиках / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 3. – С. 88-91.
32. Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – №2. – С. 61-65.
33. Польская, Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – №5. С. 33-35.
34. Польская, Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 2 (81). – С. 140-152.
35. Польская, Н.А. Самоповреждающее поведение в клинической практике / Н.А. Польская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – №2. – С. 4-8.
36. Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 2. – С. 45-56.
37. Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения /
38. пособие. / В.Д. Менделевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 445 с.
39. Прокофьев, Л.Е. Основы психической саморегуляции / Л.Е. Прокофьев. СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 416 с.
40. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х. Ремшмидта. М.: Академия, 2013. – 841 с.
41. Райнфрид, Х-В. Клиническая психология / Х-В. Райнфрид. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru. (Дата обращения:
42. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 88-89.
43. Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е.В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
44. с актами самоповреждения больных опийной наркоманией / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Вып. 3. – С. 87-91.
45. Сагалакова, О.А., Стоянова, И.Я. Когнитивно-перцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания / О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова // Известия Алтайского государственного университета. – 2015 – 3-1(87). – С. 75–80.
46. Соколова, Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е.К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.
47. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / Под ред. Currie C. и др. – Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012. – 252 с.
48. Стуклов, К.А. Структура личности и самоповреждающее поведение /
49. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб: Питер. 2013. – 272 с.
50. Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно- методическое издание / Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ, 2015. – 272 с.
51. Холмс, Д. Анормальная психология / Д. Холмс. – СПб.: Питер, 2014. – 522 с.
52. Худик, В.А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника / В.А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
53. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: методический материал / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академ. Проект, 2015. – 334 с.
54. Яковлева, Н.Г. Нейропсихология детского возраста: практический аспект / Н.Г. Яковлева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 411 с.
55. Яркова, Ю.Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста / Ю.Р. Яркова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 51-55.
56. Ярмольник, И.М. Нейропсихологические механизмы регуляции эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса: теоретический и практический аспекты эмпирического исследования / И.М. Ярмольник // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-75.
57. Яцук, А.А. Возможности нейропсихологического анализа в определении особенностей эмоциональных проявлений у подростков-правонарушителей в состоянии трудной жизненной ситуации в сравнении с подростками в норме / А.А. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №1. – С. 74-75.
58. Ящурова, Т.Ю. Клиническая диагностика в работе с подростками с асоциальным поведением / Т.Ю. Ящурова // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 87-89.
59. Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. (2001). Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients. British Journal of Psychiatry, 178, 48–
60. Hawton K., Arensman E., Townsend E., Bremner S., Feldman E., et.al. (1998). Deliberate self-harm: Systematic review of efficacy of psychosocial and pharmacological treatments in preventing repetition. BritishMedicalJournal, 317, 441–447.

Вопрос-ответ:

Какие особенности личности характерны для молодых людей, которые проявляют самовреждающее поведение?

Особенности личности молодых людей, которые проявляют самовреждающее поведение, могут включать низкую самооценку, недостаток уверенности в себе, наличие тревожности, депрессии и других психических проблем. Также молодые люди, склонные к самовреждающему поведению, могут испытывать чувство одиночества и недостаток социальной поддержки.

Какое понятие используется в психологической литературе для определения самовреждающего поведения?

В психологической литературе для определения самовреждающего поведения используется понятие "самоповреждающее поведение". Это поведение, связанное с нанесением умышленных физических повреждений собственному телу, таких как разрезы, ушибы, уколы и т.д. Это поведение может быть однократным или повторяющимся.

Какие модели коррекции и профилактики самовреждающего поведения существуют?

Существует несколько моделей коррекции и профилактики самовреждающего поведения. Одна из них - психотерапевтическая модель, которая предполагает использование различных техник и методов для помощи молодым людям с самовреждающим поведением. Вторая модель - социально-педагогическая модель, которая включает в себя создание безопасной и поддерживающей среды для молодых людей, а также предоставление им информации и обучение навыкам справления с эмоциональным дискомфортом.

Какие возрастные границы присутствуют в данном исследовании?

Данное исследование особенностей личности при самовреждающем поведении учитывает возрастные границы от 16 до 25 лет. Участники исследования входят в этот возрастной диапазон и подвергаются анализу в контексте своих личностных особенностей.

Какие эмоциональные состояния могут сопровождать самовреждающее поведение?

Самовреждающее поведение может быть связано с различными эмоциональными состояниями, включая депрессию, тревогу, одиночество, злость, страх и чувство бессмысленности. Эти эмоциональные состояния могут быть одними из факторов, которые побуждают молодых людей к самовредительным действиям.

Какие особенности личности характерны для лиц с самовреждающим поведением в возрасте от 16 до 25 лет?

У лиц с самовреждающим поведением в данном возрастном диапазоне можно выделить такие особенности личности, как эмоциональная нестабильность, низкая самооценка и проблемы в межличностных отношениях. Эти особенности могут быть связаны с негативным восприятием себя, низкой регуляцией эмоций и дефицитом навыков общения.

Какое понятие представляет собой самоповреждающее поведение?

Самоповреждающее поведение в психологической литературе описывается как намеренное нанесение вреда собственному телу без суицидальных намерений. Это могут быть различные формы повреждения, такие как резание, удары, ожоги и т.д. Причиной такого поведения могут быть физическая или эмоциональная боль, стремление к снятию эмоционального напряжения или привлечению внимания.

Как проявляется самоповреждающее поведение у молодых людей?

Самоповреждающее поведение у молодых людей может проявляться через различные формы, такие как резание кожи, удары по себе, ожоги, наркотический и алкогольный интоксикация. Оно может иметь хронический характер или быть сезонным. При этом молодые люди часто скрывают свои травмы и избегают обсуждения своего поведения.

Какие модели существуют для коррекции и профилактики самоповреждающего поведения?

Существуют различные модели для коррекции и профилактики самоповреждающего поведения у молодых людей. Некоторые модели предлагают комплексный подход, включающий психологические сессии, психотерапию, групповую терапию и медикаментозную поддержку. Другие модели сосредоточены на развитии навыков эмоциональной регуляции, осознанности и альтернативных стратегий преодоления дистресса.

Какие определения самоповреждающего поведения можно найти в психологической литературе?

В психологической литературе самоповреждающее поведение определяется как намеренное нанесение вреда себе, которое может проявляться в различных формах, таких как резание, укусывание, удары, сжигание и т.д. Оно обычно сопровождается физическим или эмоциональным дискомфортом и может быть использовано как способ справиться со стрессом или отвлечься от эмоциональной боли.

Какие особенности самоповреждающего поведения наблюдаются у молодых людей?

У молодых людей самоповреждающее поведение может иметь свои особенности. Часто они проявляют склонность к резанию, укусам или ударом себя. Также они могут скрывать свое поведение и не разговаривать об этом с другими людьми. Большинство молодых людей, занимающихся самоповреждающим поведением, испытывают эмоциональные проблемы, такие как депрессия, тревожность или проблемы с самооценкой.

Какая модель коррекции и профилактики самоповреждающего поведения существует?

Существует несколько моделей коррекции и профилактики самоповреждающего поведения. Одна из них основана на когнитивно-поведенческой терапии, которая помогает людям осознать свои мысли и эмоции, связанные с самоповреждением, и заменить их на более здоровые альтернативы. Другая модель включает работу с социальной поддержкой, чтобы помочь людям находить здоровые способы справляться со стрессом и эмоциональной болью.