- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты особенностей произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью 7
1.1 Понятие и становление произносительной стороны речи в онтогенезе 7
1.2 Общая характеристика умственно отсталого школьника 11
1.3 Особенности произносительной стороны речи у детей при нарушенном развитии 13
Вывод по первой главе 14
ГЛАВА 2 Эмпирическое изучение особенностей произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью 16
2.1 Организация констатирующего эксперимента 16
2.2 Анализ результатов исследования 18
2.3 Рекомендации по коррекции произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью 26
Вывод по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Фрагмент для ознакомления
У 20% детей при обследовании выявлена короткая подъязычная уздечка. У 20% выявлена прогнатия и прогения. Наиболее частой причиной отклонений в строении артикуляционного аппарата стала неправильная расстановка зубов и отсутствие зубов в частности, большие межзубные расстояния. Органы артикуляционного аппарата может стать причиной развития нарушения звукопроизношения.Значительно в меньшей степени, однако все жевстречалась неправильная расстановка зубов и у детей с нормальным развитием.Далее было проведено обследование подвижности артикуляционного аппарата детей. Полученные данные представлены в таблице 3 и 4.Таблица 3 – Результаты исследования подвижности артикуляционного аппаратау школьников с умственной отсталостьюДетиСостояние строения артикуляционных органов (баллы)губычелюстьнебоязык1Маша33332Нелли32323Алина23234София32335Денис32336Вася23227Лена33328Катя32339Дима222210Паша323211Инна233312Марк323213Олег332314Аня323215Леша222316Саша333217Захар333318Антон222219Мила333220Вера2223Среднее значение2,652,452,652,5Таблица 4 – Результаты исследования подвижности артикуляционного аппарата у школьников с нормальным развитиемДетиСостояние строения артикуляционных органов (баллы)губычелюстьнебоязык1Ксения33332Тигран33323Оля33334Лена33335Маша33336Гера33337Наташа33338Алина33339Саша323310Вика333311Демид333312Сережа333313Ваня333314Данил333315Эля333316Миша333317Ева323318Арина333219Рома333320Кирилл3333Среднее значение32,932,9Наглядно данные представлены на рисунке 2.Рисунок 2 – Результаты исследования подвижности артикуляционного аппаратаПо результатам проведенного обследования было выявлено, что у школьников с умственной отсталостью проявляется снижение подвижности одного или нескольких артикуляционных органов. У 60 % детей выражено снижение подвижности челюсти: дети затруднялись в выполнении таких движений, как сделать движение влево; сделать движение нижней челюстью вперед. У 30% детей было выявлено нарушение подъема мягкого неба.У 50 % детей отмечается снижение подвижности языка. Движения языком выполнялись не в полном объеме. Наиболее часто затруднения встречались при выполнении следующих движений: переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; высунуть расслабленный язык. У 30% детей выявлено снижение подвижности губ, дети не могли выполнить такие действия, как смыкание губ, складывание губ трубочкой.В сравнении со школьниками, имеющими нормальное развитие, подвижность артикуляционного аппарата была снижена только в 10% случаев. Главным образом, это отражалось в затруднении при расслаблении языка.Далее было проведено обследование звукопроизношения детей. В таблице 5 представлены сводные характеристики полученных результатов.Таблица 5 – Результаты обследования звукопроизношенияЗвукСреднее значение УОСреднее значение нормаГласные[а]33[и]33[о]33[у]33[э]33Смычные согласные[б]33[п]33[б`]33[п`]33[г]33[к]33[г`]33[к`]33[д]33[д`]33[т]33[т`]33Щелевые согласные[в]33[ф]33[в`]33[ф`]33[с]1,53[з]2,73[с`]1,53[з`]2,73[ш]1,72[ж]1,82[щ]23[й]3,03[х]33[х`]33Смычно-щелевые согласные[ч]2,53[ц]2,83Смычно-проходные согласные[м]33[м`]33[н]33[н`]33[л]2,82,8[л`]2,83[р]2,32,8[р`]2,32,85На рисунке 3 представлены сводные результаты обследования произношения отдельных групп звуков.Рисунок 3 – Показатели оценки произношения отдельных групп звуковКак видно по представленным данным, в произношении гласных звуков у обследуемых детей особенностей не встретилось, всеми детьми (и школьниками с умственной отсталостью, и с нормальным развитием) получено 3 балла. Наибольшие трудности у школьников с умственной отсталостью встречены в произношении щелевых согласных. Так, наибольше затруднения встретились в произношении [щ] (2,0 б.) [ж] (1,8 б.), [ш] (1,7 б.), [с] и [с`] (по 1,5 б.).Из смычно-проходных согласных чаще нарушен оказался [р], [р`]. Таким образом, при проведении исследования выделены следующие особенности произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью:Обследование подвижности артикуляционного аппарата показало, что у каждого из школьников с умственной отсталостью проявляется снижение подвижности одного или нескольких артикуляционных органов. В большей степени выражено снижение подвижности челюсти: дети затруднялись в выполнении таких движений, как сделать движение влево; сделать движение нижней челюстью вперед. Также отмечается снижение подвижности языка: движения языка были выполнены не в полном объеме, трудности возникали при выполнении заданий: переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; высунуть язык «лопатой», «жалом».При обследовании звукопроизношения получено, что особенности строения артикуляционного аппарата у школьников с умственной отсталостью сказались на нарушении в первую очередь группы свистящих и шипящих звуков. Также были встречены нарушения произношения [р], [р`]. 2.3 Рекомендации по коррекции произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостьюВ логопедической деятельности могут применяться различные методы и средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, и как следствие - речи, это в свою очередь,может помочь максимально достичь возможных успехов и результатов развития речи.Как известно, у детей с умственной отсталостью речевое творчество развито слабо, их представления о предметах оказываются не точными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. В связи с этим наблюдается бедный активный словарь. Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Возникает необходимость методики формирования речевых умений и навыков детей, опираясь на развитие воображения.Педагогам и родителям младших школьников, участвующих в диагностике речевого развития, предлагаем проведение коррекционных дидактических игр (см. Приложение).Вывод по второй главеТаким образом, в практической части работы определена база исследования и испытуемые, собрана информация о респондентах, проведена беседа с руководителем коррекционной школы и педагогами, определены этапы исследования, подобран методический материал, проведена диагностика и проанализированы ее результаты.В завершение сформулированы рекомендации для педагогов и родителей младших школьников с умственной отсталостью в виде коррекционных дидактических игр.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования было изучение особенности произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью.В рамках теоретического анализа научной литературы определены особенности школьников с умственной отсталостью. Помимо этого выявлены особенности речевых нарушений, в частности, произносительной стороны речи, встречающихся у школьников с умственной отсталостью.В силу того, что при интеллектуальных нарушениях искажены все психические функции ребёнка, в зависимости от степени и сложности дефекта,выделяют как общие, так и специфические нарушения.Для детей с умственной отсталостью, имеющих речевые нарушения, как вторичный дефект, характерны особенности речевой моторики, как нарушениеи статики, и динамики артикуляторных движений.При решении задач исследования в практической части работы определена база исследования и испытуемые, собрана информация о респондентах, проведена беседа с руководителем коррекционной школы и педагогами, определены этапы исследования, подобран методический материал, проведена диагностика и проанализированы ее результаты.По полученным результатам были определены следующие особенности произносительной стороны речи младших школьников с умственной отсталостью: обследуемые дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряде, и слова-пароними. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития. В связи с этим, гипотеза исследования экспериментально подтвердилась.В завершение сформулированы рекомендации для педагогов и родителей младших школьников с умственной отсталостью в виде коррекционных дидактических игр.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАминов Н.А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 2013, №5.Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. – Москва, 2016.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2014. - 654 с.Глухов В. П., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Изд-во: АСТ, 2013. – 318 с.Гуревич К.М. Психология познавательных процессов / К.М. Гуревич. – М.: Юнити, 2014. – 325 с.Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Педагогика, 2017. – 236 с.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - №2. – С. 334-338.Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2017.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2013. – 96 с.Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.Карварский Б.Д. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб. : Питер, 2013. - 290 с.Коломинский Я.Л. Психология детей в норме и патологии. – Москва: «Питер», 2014.Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – Москва: Педагогика, 2015.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей // Научно-публицистическое издание, Роза Евгеньевна Левина. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Издательство «Аркти», 2015. - 222 с.Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2017.Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва: Академия, 2013.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Издательство: «Питер», 2015. - 685 с.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., Просвещение. - 1986.Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2011.Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В. / Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2016.Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Аминов Н.А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 2013, №5.
2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. – Москва, 2016.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2014. - 654 с.
4. Глухов В. П., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Изд-во: АСТ, 2013. – 318 с.
5. Гуревич К.М. Психология познавательных процессов / К.М. Гуревич. – М.: Юнити, 2014. – 325 с.
6. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Педагогика, 2017. – 236 с.
7. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - №2. – С. 334-338.
8. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2017.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2013. – 96 с.
10. Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.
11. Карварский Б.Д. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб. : Питер, 2013. - 290 с.
12. Коломинский Я.Л. Психология детей в норме и патологии. – Москва: «Питер», 2014.
13. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – Москва: Педагогика, 2015.
14. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей // Научно-публицистическое издание, Роза Евгеньевна Левина. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Издательство «Аркти», 2015. - 222 с.
15. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2017.
16. Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва: Академия, 2013.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Издательство: «Питер», 2015. - 685 с.
18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., Просвещение. - 1986.
19. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2011.
20. Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В. / Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2016.
21. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.
Вопрос-ответ:
Какие особенности произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью?
Особенности произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью могут включать затруднения в артикуляции звуков, неправильное ударение и интонацию, недостаточную регуляцию дыхания и ритма речи, а также ограниченный словарный запас.
Какое понятие и становление имеет произносительная сторона речи в онтогенезе?
Произносительная сторона речи в онтогенезе является одним из ключевых компонентов развития речи. Она формируется на протяжении всего детского возраста и зависит от разных факторов, включая биологические, социальные и психологические аспекты.
Какова общая характеристика умственно отсталого школьника?
Умственно отсталый школьник обладает определенными особенностями, которые связаны с ограниченными интеллектуальными возможностями. Он может испытывать трудности в усвоении и использовании языка, включая произношение, лексику, грамматику и речевую интеллигибельность.
Какие особенности произносительной стороны речи у детей с нарушенным развитием?
У детей с нарушенным развитием могут проявляться различные особенности произносительной стороны речи. Это могут быть затруднения в артикуляции звуков, замена или искажение звуков, неправильное ударение и интонация, ограниченный словарный запас и др.
Какие выводы можно сделать по первой главе?
По первой главе можно сделать вывод, что произносительная сторона речи у школьников с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые могут быть связаны с разными факторами, включая онтогенез и нарушенное развитие. Это требует особого внимания и коррекционных мероприятий для улучшения произношения и развития речи у данных детей.
Какие особенности произносительной стороны речи наблюдаются у школьников с умственной отсталостью?
У школьников с умственной отсталостью наблюдаются различные особенности произносительной стороны речи, такие как замедленный темп речи, недостаточная артикуляция звуков, нарушение интонации и ритма речи, трудности в правильном произношении слов и предложений.
Как формируется произносительная сторона речи у школьников с умственной отсталостью?
Произносительная сторона речи у школьников с умственной отсталостью формируется в онтогенезе, то есть в процессе их развития. Она развивается более медленно и требует особого внимания и специальных занятий, чтобы улучшить произношение звуков, развить правильную артикуляцию и улучшить интонацию и ритм речи.
Как можно общеописать умственно отсталого школьника с точки зрения произносительной стороны речи?
Умственно отсталый школьник имеет определенные особенности в произносительной стороне речи. Он может испытывать трудности с правильным произношением звуков и слов, иметь замедленный темп речи, нарушение интонации и ритма. Он может испытывать трудности в артикуляции звуков и формировании правильных предложений.
Какие особенности произносительной стороны речи наблюдаются у детей с нарушенным развитием?
У детей с нарушенным развитием наблюдаются особенности произносительной стороны речи, такие как недостаточная артикуляция звуков, замедленный темп речи, нарушение интонации и ритма. Они могут испытывать трудности в правильном произношении слов и формировании правильных предложений.
Что показало эмпирическое исследование особенностей произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью?
Эмпирическое исследование показало, что у школьников с умственной отсталостью наблюдаются различные особенности произносительной стороны речи, такие как замедленный темп речи, недостаточная артикуляция звуков, нарушение интонации и ритма речи, трудности в правильном произношении слов и предложений.
Какие особенности произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью?
Особенности произносительной стороны речи у школьников с умственной отсталостью могут включать затруднения с произнесением звуков, нарушенную интонацию и ритм речи, а также слабую громкость и четкость артикуляции.
Какие теоретические аспекты связаны с произносительной стороной речи у школьников с умственной отсталостью?
Теоретические аспекты, связанные с произносительной стороной речи у школьников с умственной отсталостью, включают понятие и становление произносительной стороны речи в онтогенезе, общую характеристику умственно отсталого школьника и особенности произносительной стороны речи у детей при нарушенном развитии.