Эстетика советской фотографии на примере Владимира Лагранжа
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 24.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ.................................................................................................5
1.1. История возникновения фотографии............................................................5
1.2. Биография Владимира Лагранжа, история его становления как фотографа...................................................................................................................13
2. ВЛАДИМИР ЛАГРАНЖ – ПРИЗНАННЫЙ КЛАССИК ФОТОГРАФИИ.....17
2.1. Эстетика работ Владимира Лагранжа в период 1950-1991 года................17
2.2. Фотографии Владимира Лагранжа во времена современной России.........................................................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................28
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................30
Значение этого газетного разворота сегодня может быть непонятно. Но в середине шестидесятых подобные материалы были крайне редки. И каждый из них становился событием в культурной жизни обычного читателя.Культурный перелом «оттепели» связан прежде всего с открытием другого и шоком современности, который пришел вместе с этим открытием. Фестиваль молодежи и студентов в 1957 и Американская выставка в Сокольниках в 1959 году стали поворотными точками; они обозначили новое отношения советских к несоветским. [14]Эпоху ксенофобии сменил период восхищенного подражания Западу. «Оттепель» быстро кончилась, но даже «заморозки» холодной войны уже не могли помешать новым культурным контактам. И советский человек шестидесятых–восьмидесятых годов, при всех колебаниях партийного курса, получал пусть дозированную и отфильтрованную, искаженную и многократно просеянную, но все-таки позитивную информацию о культуре иного мира.Честный, искренний взгляд Лагранжа отрицал пропаганду советского образа жизни, но воспевал будни «маленького человека», раскрывал лирику повседневности, пользуясь новым фотографическим языком.Следуя за взглядом фотографа сквозь десятилетия, зритель становится свидетелем перемен советской, а затем и российской жизни. Но, вне зависимости от настроений эпох, Лагранж всегда смотрел на объект съемки с симпатией и сочувствием, даже в трудные годы улавливая поэзию жизни.Данный параграф можно подытожить словами Владимира Лагранжа о его работах в период «оттепели» в других странах: «Если исторические памятники, архитектуру, музеи еще можно было где-то увидеть или прочесть об этом, то бытовая сторона убивала. До чего была доведена страна, что ты сразу становился антисоветчиком, показывая это изобилие, которое само лезло в кадр. Я побывал на другой планете.Современная молодежь не испытает такого потрясения, эта пропасть пропала, у нас все утрированно ярче, мы уже привыкли и не удивляемся. [10]В других аспектах нашей жизни еще поводов к удивлению много, но это другая песня, чаще с грустными мотивами. С 1995 года я перестал работать в журналах. Мне хотелось понять и доказать самому себе, а смогу ли я вернуться к репортажу, к той манере съемки, от которой ушел уже так давно. Видимо, соскучился по этому жанру. Опять мое внимание было обращено к людям, к лирике их взаимоотношений, сценкам на улицах, в кафе. Красоту вечных символов Италии - архитектуру, памятники, фонтаны, площади снимают и будут всегда снимать по принципу: я тут был. Но весь этот набор красоты можно купить в видеальбомов,открыток, фильмов. А вот реальные, живые фотографии людей, которые не тиражированы, создают колорит страны и неповторимы - не купишь. Я сделал правильный акцент. Хотя и был большой перерыв в репортажной съемке, стилистика прежних лет осталась, я не изменил своей манере снимать, подмечать в своих героях черты, которые трогают душу. А для себя произнес: я сумел, я вернулся». [18]Наступили 90-е, закончился период «тишины» в работе отечественных фотожурналистов. С переменами в истории, как и ранее, происходят измененияв трактовке материала фотожурналистов. Резко слабеет выработанная шестидесятниками спокойная наблюдательная позиция и ассоциативная трактовка действительности.Последний секретарь партии, первый Президент, новое государство, открытые границы, свобода слова – столько глобальных изменений прошло в кротчайший отрезок времени. Для всех журналистов, и в частностифоторепортеров это стали буквально провокационными временами – когда качество журналистского материала, регулировала только внутренняя цензура каждого отдельного журналиста.Новые события в стране заставляют стать фотожурналиста размышляющим,а появившаяся свобода слова ещё и честным – передавать правдивое состояние общества, но не стать продажным в угоду западному потребителю.Владимир Лагранж остался таким журналистом.2.2. Фотографии Владимира Лагранжа во времена современной РоссииЮбилейная ретроспектива фотографа Владимира Лагранжа открыла новый выставочный сезон Центра фотографии имени братьев Люмьер в сентябре 2019 года. В экспозиции представлено более сотни работ, созданных с начала 1960-х годов, на протяжении сорока лет его творчества.[17]Главный куратор Центра фотографии Наталья Григорьева-Литвинская отмечает: «Мы работаем с архивом Лагранжа почти 15 лет, и я могу сказать, что его невозможно с кем-то сравнивать или вписывать в какие-то рамки, жанры и направления. Его фотографии свойственен особый эстетизм, пронизывающий все его работы. Мы долго не могли определиться с названием выставки, но чем дальше шли, чем глубже исследовали его творчество, тем больше понимали, что смысл его работы – быть наблюдательным участником событий на каждой «улице», куда его забрасывает жизнь». Выставка «Улицы Лагранжа» пользуется особой популярностью сегодня, потому в данном параграфе рассмотрим современное творчество Владимира Лагранжа, которому в этом году исполнилось уже 80 лет.[17]Работа на западное агентство на фоне не простых 90-х практически "добило" фотографа Владимира Лагранжа. Слишком много абстракционизмаи сюрреализма стало присутствовать в реальной жизни. Наконец, он усталот двойных стандартов и уехал в деревню, где все радовало и удивляло.Фотограф окунулся в другой мир абстракции – природный, а следовательно – гармоничный и продолжил создавать уже чистое искусство.15 лет Владимир не снимал людей, это практически «отшельничество», и лишь с 2008 года снова в поездках начал фотографировать городской жанр. Новое время, новая, уже цифровая техника дает новые возможности, которые Владимир, как профессионал и художник, также, как всегда умело обращаетв замечательные кадры.[17]Фотографом Владимиром Лагранжем создана серия «Мотивы» (Приложение Д), которую он характеризует следующим образом: «Человек обычно смотрит на окружающий мир с высоты своего роста. В деревне, городе, на берегу реки, в лесу, поле, часто ли мы останавливаемся, чтобы оглядеться вокруг? Все бежим, бежим - суета. [10]Порой слышишь: - Смотри под ноги, - это чтобы не споткнуться, не упасть, не угодить в лужу. И мало кто присядет на корточки и рассмотрит это маленькое озерцо с интересными берегами, заливами, обрывами, стекающими ручейками. И редко кто придет сюда в определенный час утра, вечера, когда появится тот свет, который еще больше подчеркнет рельеф, возникнут отражения, блики и при романтическом взгляде на все увиденное - это уже будет море, океан, стихия. И такая красота у нас под ногами. [10]Красота везде: в склоненных травинках, паутинках, росе, мхе, опавших листьях, в хаосе всевозможных предметов, переплетений форм, линий. Открывается совсем иной мир со своими радостями, трагедиями, переживаниями, грустью, улыбками, со своей красотой, казалось бы, из ничего.А всего-то - остановись!Созвучные мысли и настроение я нахожу в японской лирике, в высказываниях великих художников, философов, ученых, поэтов».Другой свой альбом под название «Прогулки сFUJI'ком» Владимир Лагранж характеризует так: «Подборка этих фотографий еще не завершена. В руках новая для меня камера. Мужчина в любом возрасте ощущает себя ребёнком, когда случается такое. Опускаю процесс освоения техники, он для меня второстепенен, главное – увидеть, на что аппарат способен в твоих руках. Куда бы ни шел, камера всегда при мне. Все то, что мне было интересно, привлекало внимание – фиксировалось и складывалось в отдельную папку.Время от времени эти фотографии я перемещаю в другие разделы, где они находят своё место, звучат иначе, дополняют или противопоставляют. Выстраивается концепция, складывается ранее не задумываемая тема. Удивительное состояние во время таких прогулок. Полная свобода в создании композиции, выборе ракурса, идёт постоянное наблюдение, это и «охота»,и ожидание, надежда, что через 30-50 шагов произойдёт какая-то встречас новым «героем», блеснёт пронзительный луч или загадочная тень.Глаза увидят, а камера запечатлеет. [10]Я поделился одним из многих подходов к съёмке.А «Прогулки с Fuji-ком» продолжаются». (Приложение Е)Можно сделать вывод, что на сегодняшний день у Владимира Лагранжа присутствует больше предметной съемки на урбанистическую тематику, тематику космоса, нежели репортажная, художественная съемка событий и людей того или иного времени.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель написания данной курсовой работы (анализ эстетической составляющей создания советской фотографии классиком Владимиром Лагранжем) достигнута, так как решены следующие задачи:1. Рассмотрена история возникновения и развития фотографии.2. Изучены биография Владимира Лагранжа, история его становления как фотографа.3. Проанализирована эстетика работ Владимира Лагранжа в период 1950-1991 года.4. Рассмотрены фотографии Владимира Лагранжа уже во времена современной России.История фотографии возникла раньше, чем могут себе многие люди представить. Если в качества точки отчета взять случаи применения света для того, чтобы получить изображение, то получается, что данному искусству уже чуть больше 1000 лет – ведь в Х веке арабский ученый и математик Альгазена из Басры, изучавший поведение света, написал об основных оптических правилах и заметил природный феномен, интересующий нас.Первый раз изображение, которое было закреплено, смогли получить ученые в 1822 году, когда прошло почти 100 лет после того, как открыли светочувствительные вещества! Смог это сделать французкий ученый Ньепс. Первая фотография сделана им в 1826 году.После этого произошло такое событие, ставшее важным этапом в истории фотографии: этим мы обязаны ученику Ньепса – Дагеру. Он смог разработать пригодный для многоразового применения и простой способ закрепить фотоизображение.Дальнейшее событие, имеющее большое влияние на историю фотографии, состоялось в 1840 году в Англии, когда Уильям Тальбот разработал способ положительной копии на бумаге с негатива, при помощи которого создавалось любое количество копий.Важным этапом в истории фотографии стало изобретение фотопленки, где также не обошлось без выдающегося человека – Джорджа Истмена, основателя Кодака.Владимир Лагранж - признанный классик фотографии, участник всевозможных конкурсов и выставок, обладатель профессиональных премий, медалей, призов и дипломов. Удостоен высшей награды профессиональной гильдии фотографов и Союза журналистов «Золотой глаз России».Владимир Лагранж известен как «фотограф оттепели», времени, когда меняется изобразительный канон: в журналах и газетах на смену мужественным героям приходят романтичные молодые люди, а вместо ударного труда чаще можно было увидеть прогулки по городу. Владимир Лагранж одним из первых понимает, какие формы выражения ищет новое поколение. Будучи молодым профессионалом, погруженным в жизнь времен оттепели, Лагранж рассказал об эпохе новым выразительным языком.Честный, искренний взгляд Лагранжа отрицал пропаганду советского образа жизни, но воспевал будни «маленького человека», раскрывал лирику повседневности, пользуясь новым фотографическим подходом.На сегодняшний день у Владимира Лагранжа присутствует больше предметной съемки на урбанистическую тематику, тематику космоса, нежели репортажная, художественная съемка событий и людей того или иного времени.
Вопрос-ответ:
Какие важные этапы и события отмечаются в истории возникновения и развития фотографии?
История развития фотографии имеет несколько ключевых этапов. Первым важным моментом было открытие способности к фиксации изображения химическим путем в 1839 году. Затем последовали улучшения в технологиях процесса фотосъемки, развитие печати фотографий, создание цифровых камер и т.д. Важными событиями в истории фотографии были также открытие различных жанров и стилей фотографии, появление первых фотостудий, развитие современной цифровой фотографии и социальные изменения, связанные с использованием фотографии в разных сферах жизни.
Какое значение имела советская фотография в эстетическом смысле?
Советская фотография имела важное значение в эстетическом смысле. Она служила средством пропаганды и идеологии, отражала идеалы социалистического строя и стремление к коммунизму. В то же время, советская фотография была также искусством, которое создавало красивые и глубокие образы. Некоторые советские фотографы, включая Владимира Лагранжа, использовали фотографию для того, чтобы зафиксировать и передать эмоции и настроение, чтобы создать прекрасные композиции и играть с светом и тенями.
Какая роль играла фотография в советском обществе?
Фотография играла важную роль в советском обществе. Она использовалась как средство пропаганды и идеологии, чтобы передать сообщения о достижениях советского строя и о героях этой эпохи. Фотографии также использовались в разных сферах жизни, включая журналистику, документирование исторических событий, рекламу, и, конечно, в качестве искусства. Фотографии позволяли людям видеть новые миры, создавать свои собственные воспоминания и привносить красоту и эстетику в советскую жизнь.
Какие представления о красоте передавала советская фотография?
Советская фотография стремилась передать идеалы коммунизма, отображая красоту коллективной работы, радость и солидарность социалистического общества. Фотографии часто имели яркую эмоциональную нагрузку, отражая дух времени и идеологию эпохи.
Какие виды фотографии были популярны в советском Союзе?
В советском Союзе были популярны различные виды фотографии, такие как фотожурналистика, портретная фотография, пейзажная фотография, сюжетная фотография и документальная фотография. Каждый вид имел свои особенности и использовался для передачи определенных идей и эмоций.
Какое место в истории фотографии занимает Владимир Лагранж?
Владимир Лагранж занимает важное место в истории советской фотографии. Он был одним из наиболее известных и талантливых фотографов своего времени. Его работы отличались уникальной эмоциональной глубиной и острым социальным подтекстом. Лагранж повлиял на развитие советской фотографии и стал важным представителем эстетического направления в искусстве.
Какая роль играла фотография в советском обществе?
Фотография играла важную роль в советском обществе. Она была средством пропаганды и идеологической борьбы, а также средством записи и передачи исторических событий. Фотографии использовались для создания и поддержания определенного образа героя идеологической борьбы. Они также служили средством формирования и поддержания национальной идентичности и наследия.
Какая была эстетика советской фотографии и что она отражала?
Эстетика советской фотографии была тесно связана с идеологией коммунизма. Она подчеркивала коллективные ценности, радость труда и солидарность. Фотографии отражали идеалы социалистического общества и стремление к построению более справедливого и благополучного общества. Они часто имели яркую эмоциональную нагрузку и вызывали чувства патриотизма и оптимизма.
Какова история возникновения фотографии?
История возникновения фотографии начинается в начале XIX века с изобретения фотографического процесса. В 1826 году французский художник и изобретатель Ньепс совершил первое успешное экспериментальное фотографическое изображение, но оно не было устойчивым. В 1837 году Луи Дагерре представил процесс дагерротипии, который позволял создавать устойчивые изображения. С того момента фотография начала широко использоваться в различных областях деятельности.