развитие личности подростка в условиях деформированной семейной социализации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 24.10.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1. Обзор проблемы развития личности подростка в условиях деформированной семейной социализации 4
1.1 Семья и ее психологическая характеристика 4
1.2 Понятие «социализации» в гуманитарных отраслях знания 8
1.3 Влияние деформированной семейной социализации на развитие личности подростка 11
Глава 2. Определение наиболее частых девиаций у подростков (12-15лет) 17
2.1. Теоретические представления зарубежных и отечественных ученых о девиантном поведении 17
2.2 Основные формы девиантного поведения 20
2.3 Проявления девиантного поведения в подростковом возрасте 25
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Но и широкое и узкое значения одинаково употребляют в науке.Одну из признанных в современной науке типологию отклоняющегося поведения, предложил социолог Р. Мертон в рамках представлений о девиации как следствия аномии, точнее сказать процесса деструкции базовых компонентов культуры, в главную очередь в аспекте этических норм.Свою типологию отклоняющегося поведения ученый основывал на представлениях о девиации в качестве разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Поэтому он выделил следующие возможные типы девиации: инновацию, предполагающую согласие с целями социума и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относят проституток, шантажистов, создателей «финансовых пирамид», великих ученых);ритуализм, который связан с отрицанием целей этого социума и абсурдным преувеличением значения способов их достижения;ретретизм (либо бегство от реальности), который выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.д.); бунт, который отрицает и цели, и способы, однако стремится к их замене на новые (революционеры, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений.Единственный тип социального поведения, по мнению Р. Мертона, является конформным, выражающимся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии социолога внимание фиксируется на том, что девиация не продукт абсолютно отрицательного отношения к общепринятым нормам и стандартам. К примеру, вор не отвергает социально одобряемую цель, заключающуюся в материальном благополучии, он может пытаться ее достичь с подобным же рвением, что и юноша, который озабочен служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, однако исполняет их довольно буквально, доходя до абсурда. Одновременно с этим и вор, и бюрократ — девианты.Между различными формами отклоняющегося поведения имеется корреляция, причет одно отрицательное явление усиливает иное. К примеру, алкоголизм способствует проявлению хулиганства.Маргинализация - это одна из причин девиаций. Основным критерием маргинализации является разрыв социальных связей, при это в «классическом» варианте первоначально рвутся экономические и социальные связи, а далее и духовные. Как характерная черта социального поведения маргиналов выступает понижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Результатом маргинализации будет являться примитивизация определенных сегментов социума, которая проявляется в производстве, быту и духовной жизни.На сегодняшний день широко распространены бродяжничество и попрошайничество, которые являются особым образом жизни, заключающимся в отказе от участия в общественно полезной деятельности, ориентации лишь на нетрудовые доходы. «Социальная опасность подобных девиаций заключается в том, что бродяги и попрошайки часто являются роли посредниками в распространении наркотиков, крадут и совершают иные преступления» [11].Таким образом, если определенный вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для большинства, то социум обязан пересмотреть принципы, которое стимулирует аномальное поведение, либо провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, считающееся ранее асоциальным, может стать нормальным.2.3 Проявлениядевиантного поведения в подростковом возрастеА.А. Крылов пишет, что человеческое поведение в широком смысле – является образом жизни и действий, то, каким образом индивид поступает в отношении социума, идей, окружающих людей, к внешнему и внутреннему миру, к самому себе, которые рассматриваются со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права [8]. Очевидно, что поведение людей является социально обусловленным и в связи с этим, конечно же, полностью социальным, однако может является и асоциальным. А под асоциальным поведением, следовательно, понимается поведение, которое нарушает социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречат правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям конкретных лиц и сего социума. Асоциальные подростки характеризуются следующими нарушениями эмоционально-волевой сферы: повышенной тревожностью, дефектностью ценностной системы, в первую очередь, это затрагивает сферу целей и смысла жизни. Такие подростки отличаются импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, конфликтностью. Данные недостатки затрудняют им контактировать с окружающими людьми и создают значительные препятствия для их обучения и воспитания.Как известно, для того, чтобы подросток полноценно развивался ему необходимо постоянное сопротивление средовых факторов или внутренних условий его стремлениям к удовлетворению своих потребностей. Это объясняется тем, что подобное сопротивление обеспечивает явление актуального самочувствия и дает возможность дальше развиваться. Но может быть так, что «преодоление сопротивления вызовет напряжение и при отсутствии необходимого эмоционально-волевого ресурса приведет к деструктивным реакциям, например, к конфликтам, стрессу, агрессивному поведению и прочим девиациям» [7].Подростковые девиации характеризуются повышенной индивидуальной включенностью, отсутствующей критикой к совершенным негативным действиям и возможностью их повторения. При этом часто такими подростками антисоциальные проступки оценивается как проявления самостоятельности.Чаще всего несовершеннолетние совершают правонарушения по отношению ровесников либо иных лиц, которые характеризующихся в качестве нарушения прав и личной безопасности, т.е. подростки по отношению к этим лицам применяют агрессию.В психологии выделяется две группы агрессивного поведения подростков:«К первой группе относятся несоциализированные формы агрессивного поведения, которые не характеризуются враждебностью и не нацелены, на причинение ущерба окружающим людям.Ко второй группе относятся социализированные формы агрессивного поведения, для которой характерно проявление враждебности с целью причинить ущерб или боль окружающим людям» [13]. Е.Б. Усова выделяет шесть групп агрессивно-девиантных подростков по детерминации поведения:1. Ситуативный нарушитель. Противоправные действия носят ситуативный характер.2. Субкультурный нарушитель. Подросток идентифицирует себя с групповыми антисоциальными правилами и ценностями.3. Невротический нарушитель. Асоциальные действия возникают в следствии внутриличностного конфликта и повышенной тревоги.4. «Органический» нарушитель. Совершенные противоправные действия спровоцированы мозговыми повреждениями с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности.5. Психотический нарушитель. Совершение девиантных действий обусловлено тяжелым психическим расстройством, психозом или помраченным сознанием.6. Антисоциальная личность. Антиосоциальные поступки вызваны специфическим сочетанием негативных личностных черт (враждебность, отсутствие эмпатии, неспособность к близким доверительным отношениям) [15]. К особой группе относятся подростки склонные к суициду. За последнее десятилетие возросло количество самоубийств, среди людей в возрасте от 15 до 24 лет. А мысли о самоубийстве посещают 19% юношей и 43% девушек. Однако самоубийство является крайним вариантом аутоагрессивного поведения. К факторам, повышающим вероятность самоубийства, относят: тяжелые стрессовые ситуации (потеря близкого человека, распад семьи, пережитое физическое или сексуальное насилие и т.д.); социальные особенности (отсутствие семьи, постоянной работы и т.д.); доступность средств для совершения самоубийства [11].Большой процент самоубийств в подростковом возрасте происходит по причине семейных неурядиц. Семья может провоцировать аутоагрессивное поведение подростков по следующим причинам: неправильное воспитание ребенка; длительность воздействия неблагоприятной обстановки; наличие известной психологической «понятности» [2].Т.М. Мишина главной причиной формирования у подростков склонности к различным девиациям считает дисгармоничный тип семейных отношений и, исходя из этого, предлагает следующую классификацию: неполная семья; распавшаяся семья; распадающаяся семья; ригидная семья; деструктивная семья; семья с преобладающим отношением гиперпротекции; семья с преобладающим отношением гипопротекции [10].Подросток, совершая попытку самоубийства, как бы, сигнализирует о своей проблеме, взывая к жалости и состраданию у партнёра, родственников и вообще у окружающих людей. К суициду склонны незрелые в социальном плане подростки и восприимчивые к усвоению новых поведенческих моделей. «Как правило, подростки склонные к суициду оценивают посягательства на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффективности суицидальных действий, как способа разрешения жизненных коллизий и способа выхода из психологического тупика» [9].Подростки руководствуются двумя видами мотивов:1. Мотивы неблагополучия. Сюда относятся одиночество, тяжесть жизни, потеря близких. В этом случае происходят, так называемые, монологические суициды. Монологические суициды – это самойбийства произошедшие вследствие внутреннего монолога и размышления наедине с самим собой. Суть таких самоубийств – отказ от жизни, капитуляция, самонаказание.2. Мотивы конфликта. В этом случае происходят диалогические самоубийства. Суть такого суицида – протеста, призыв о помощи, который направлен в сторону конкретного человека или против общественной морали. Короче говоря, диалогический суицид используется в качестве запугивания, когда подросток с помощью данного акта хочет чего-то добиться. Монологический суицид в больших количествах заканчивается летальным исходом т.к. подросток склонный к самоубийству потерял надежду и не верит, ни в какие улучшения. А «диалогический суицид скорее носит демонстративный характер» [7]. В отличие от завершённых самоубийств, суицидные попытки, обставленные с явной драматичностью, демонстрации и имитации их, а также высказывания мыслей о самоубийстве используются в качестве запугивания и шантажа. Попыток суицидов намного больше, чем суицидов с летальным исходом. В некоторых случаях попыткам самоубийства окружающие и родственники не предают значения. Это способствует снижению статистических данных и приводит к формированию халатного отношения к попытке покончить с собой, что чревато рецидивами. Повторение суицида тем вероятнее, чем моложе субъект; тем чаще попытка эта совершается в течение первого года, а, чем больше попыток, тем больше физический риск. «Повторный акт лучше подготовлен и менее импульсивен» [16].По мере взросления подростков склонных к самоубийству вероятность летальных исходов увеличивается. Исследования суицидальных попыток показали, что посягательства на свою жизнь совершаются чаще всего молодыми девушками и юношами. Подростковый возраст характеризуется большей степенью развития суицидальных наклонностей. Причиной тому является, что именно в этом возрастном периоде переживается психологический кризис. Психологический кризис может возникнуть при любовном разрыве, разладе, отрыв от привычных связей и окружения, насилие, пережитое горе, траур по близкому человеку. «Решение о самоубийстве подростком принимаются при сильном волнении, когда суицид является для него единственным выходом из затруднительной ситуации» [8].Таким образом, отклоняющиеся поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и их нарушает. Прежде всего, к девиациям относятся: 1) нарушение способности к невербальным действиям; 2) невозможность установления контакта с ровесниками; задержка развития или полное отсутствие речи; 3) лживость; воровство; 6) сосание пальцев; 7) онанизм. Для лиц с отклоняющимся поведением характерны такие нарушения эмоционально-волевой сферы как повышенная тревожность, расстройство ценностной системы. Такие дети достаточно импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны.ЗаключениеСоциализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.В современной нашей страны именно дети составляют самую массовую группу наименее защищённого населения. Свыше половины всех семей с детьми обладают доходами ниже уровня прожиточного минимума. В условиях, когда рождаемость не обеспечивает даже простого замещения поколений, а численность детей в нашей стране каждый год понижается, в наиболее тяжёлом положении находятся многодетные семьи. Современная отечественная семья сталкивается с весьма сложными проблемами, что связано с повышением количества малообеспеченных семей, с факторами, которые ухудшают здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, в особенности роли женщины, с повышением числа неполных семей. Сильно осложнён процессличностного воспитания в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенчество, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается здоровье детей, их питание, условия быта; повышается количество детей-беспризорников, увеличивается детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилие над ними. Все более ощутимым становится разрушение института семьи: семья не способна достаточно заботиться о собственных детях, не выполняет родительских обязанностей, часто сама создает условия, которые опасны для жизни и развития детей. В переломный момент отечественной истории, в условиях экономической и бытовой неустроенности, в век психологических стрессов и растерянности всё чаще появляется тревога: в состоянии ли семья полноценно реализовывать одну их собственных основных функций – воспитательную?Воспитывая ребенка, мы не должны забывать, что защита детей является защита будущего нашей страны, формирование нашего завтра. Ребёнок при всяких обстоятельствах должен быть среди тех, кто первыми получают социальную защиту и помощь, потому что непрерывная забота о детях. Это является непременным условием сохранения и развития народа, государства.Дети являются будущим всякой страны, закладываемым в настоящем, главным определяющим элементом и будущим нашей страны. Детство является постоянной и естественным образом сменяемой частью всякого социума, стадией жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его самые важные функции; начальным этапом активной социализации личности, включающим усвоение конкретной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, которые позволяют ребенку формироваться и функционировать как полноценный член социума. На нынешней стадии развития отечественного социума создаются новые ориентиры личностной социализации: законодательно утверждаются нормы и стандарты детских прав и личностной свободы, приоритет частного интереса - в выборе формы обучения, получения профессии и т.п.Все люди выросли в большой системе по имени «семья». И в каждом живут «частички семейного окружения, звучат голоса, воспитывающих взрослых». В связи с этим и нельзя разобраться в жизненных проблемах и затруднениях ребёнка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, который определяет возможность появлений нарушений в развитии детской личности, является семья в качестве системы внутрисемейных отношений и семейного воспитания. И главной и важной задачей родителей является оказание помощи в разрешении возникших проблем, создание положительной психологической атмосферы в семье, выстраивание семейных отношений на уровне доверия, уважения, участия и любви.Список литературыАндреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2009, - 256 с.Антокольская М.В. Семейное право. – М.: Норма, 2010. – 432 с.Артыкбаева С. Ж., Марасулова Н. А., Жанибек к. Ж. Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы) [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 63-67.Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992. – № 7 – 8. – С. 24 – 27.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб.: Питер, 2010, - 183 с.Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». / Я. И. Гилинский. – Спб.: Питер, 2004. – 520 с.Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2007, - 275 с.Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - № 2-1. – С. 137-143.Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(6), 2011. – С. 99-101.Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - № 1-1 (61). – С. 127-133.Дюргейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. / Э. Дюргейм Э. – М.: Мысль, 1994. - 400 с.Ефремов В.С. Основы суицидологии. / В.С. Ефремов - СПб.: Диалект, 2004. -480 с.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003. - 288 с.Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). - М., 1996. - С. 3-184.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг— М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2001. -160с.Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.Кошерная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения. // Журнал. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. № 1(13). – С. 70-80.Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. / О.Ю. Краев– М.: Прометей, 2016. – 140 с.Крылов А.А. Психология. / А.А. Крылов– М.: Проспект, 2005. – 475 с.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112Мельникова М.И. Зарубежный опыт изучения проблемы девиантного поведения. // Педагогические науки. – 2015. - № 6(37) часть 4. – С.26-27.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. / В.Д Менделевич. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – С. 195-197.Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. – 2010. - №1. – С. 92-97.Семейная психология. Антология. // ред. Шнейдер Л.Б. – М.: Академический Проект, 2010. – 720 с. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001. - 600 с.Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. / Е.Б. Усова - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с. Цинченко Г.М. Семейная социализация и воспитание. // Управленческое консультирование. - № 5, 2014. – С. 86-99.Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. / Л.Б. Шнейдер – М.: МПСИ, 2016. – 100 сШнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь назад. – Спб.: Питер, 2013. – 368 с. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.

1. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2009, - 256 с.
2. Антокольская М.В. Семейное право. – М.: Норма, 2010. – 432 с.
3. Артыкбаева С. Ж., Марасулова Н. А., Жанибек к. Ж. Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы) [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 63-67.
4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992. – № 7 – 8. – С. 24 – 27.
5. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб.: Питер, 2010, - 183 с.
6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». / Я. И. Гилинский. – Спб.: Питер, 2004. – 520 с.
7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2007, - 275 с.
8. Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - № 2-1. – С. 137-143.
9. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(6), 2011. – С. 99-101.
10. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - № 1-1 (61). – С. 127-133.
11. Дюргейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. / Э. Дюргейм Э. – М.: Мысль, 1994. - 400 с.
12. Ефремов В.С. Основы суицидологии. / В.С. Ефремов - СПб.: Диалект, 2004. -480 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003. - 288 с.
14. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
15. Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). - М., 1996. - С. 3-184.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг— М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2001. -160с.
17. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.
18. Кошерная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения. // Журнал. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. № 1(13). – С. 70-80.
19. Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. / О.Ю. Краев– М.: Прометей, 2016. – 140 с.
20. Крылов А.А. Психология. / А.А. Крылов– М.: Проспект, 2005. – 475 с.
21. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
22. Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112
23. Мельникова М.И. Зарубежный опыт изучения проблемы девиантного поведения. // Педагогические науки. – 2015. - № 6(37) часть 4. – С.26-27.
24. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. / В.Д Менделевич. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.
25. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – С. 195-197.
26. Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. – 2010. - №1. – С. 92-97.
27. Семейная психология. Антология. // ред. Шнейдер Л.Б. – М.: Академический Проект, 2010. – 720 с.
28. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001. - 600 с.
29. Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.
30. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. / Е.Б. Усова - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.
31. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
32. Цинченко Г.М. Семейная социализация и воспитание. // Управленческое консультирование. - № 5, 2014. – С. 86-99.
33. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. / Л.Б. Шнейдер – М.: МПСИ, 2016. – 100 с
34. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь назад. – Спб.: Питер, 2013. – 368 с.
35. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.