Правовая система РФ и значение в ней принципов и норм международного права и международных договоров.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Правоведение
  • 5 5 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.10.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
По мнению мастодонта науки теории государства и права Н.И. Матузова, правовая система является совокупностью скоординированных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), выступающих механизмом регулирования, организации и стабилизации общественных отношений, поведения людей и их объединений со стороны публичной власти [3].
Иная позиция у В.Н. Синюкова, который углубляется в восприятие правовой системы, видя в данном понятии конкретно-историческую совокупность права (законодательства), господствующей правовой идеологии отдельного государства и юридической практики [4].
На основании рассмотренных понятий можно заключить, что существует узкий и широкий подходы к пониманию правовой системы. Так, в широком смысле под правовой системой принято понимать совокупность правовых явлений, частью которых является система права, а в узком – единство норм государственного права, сепарированного на основе внутреннего единства и согласованности на правовые институты и отрасли.
Роль правовой системы состоит в представлении базисных правовых явлений, наличествующих в детерминированном административно-территориальном или национально-государственном образовании, их взаимосвязей и отношений с центральным элементом
данной системы – нормативно-закрепленным правом.
Содержание правовой системы Российской Федерации в состоянии статики представлено совокупностью юридических норм, правовых учреждений, принципов и институтов, правовых идей, взглядов и представлений, присущих в данном обществе. Таким образом, в содержании правовой системы можно усмотреть нормативный, организационный и идеологический элементы.
В силу того, что во многих государствах мира, и Российская Федерация не является исключением, международные правовые нормы провозглашены составной частью национальной правовой системы или права, в состав нормативного элемента понятия правовой системы следует включать не только нормы внутригосударственного права, но и принципы и нормы международного права и международных договоров. Кроме того, добавлению в состав подлежат также и правовые нормы иностранных государств, в случае применения их на территории данной страны [5].
Имплементация принципов и норм международного права и международных договоров в систему российского права закреплена, прежде всего, в Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ). Более того, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ также устанавливает фундаментальное положение о том, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Нормы официально опубликованных международных договоров РФ не требуют дополнительного издания внутригосударственных актов для применения, они действуют прямо и непосредственно. Принципы международного права и их нормативное содержание изложены преимущественно в Декларации о принципах международного права (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г.) и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться в своих взаимоотношениях (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.).
К нормам международного права относятся акты международных организаций, таких как ООН и ее подразделения, Совет Европы, ОБСЕ и другие, а также международные договоры и международные обычаи.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 101-ФЗ в ст. 2 дает следующе определение международному договору Российской Федерации – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, наделенным правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы обеспечивается путем применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Нормами отраслевого законодательства РФ также закрепляется положение о применении правил международного договора в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены отраслевым законодательством (УПК, УК, ГПК, ГК, АПК, БК РФ и др.).
Немаловажную роль в вопросе значения принципов и норм международного права и международных договоров играет практика высших судебных инстанций. Одним из актуальных актов по данному вопросу является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ). В частности, в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ отмечается, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее этого договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (т.е. путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору), при условии, что указанный договор вступил в силу для России.
В п. 9 Постановления Пленума ВС РФ также закрепляется, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. К таким случаям относятся: неприменение судом нормы права, подлежащей применению, применение судом нормы, которая не подлежала применению, либо, когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.
Критерием толкования международных договоров служит Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969. При возникновении затруднений и сложностей в процессе толкования, судам рекомендуется обращаться к актам международных организаций и к помощи Правового департамента МИД России и Минюста России.
Целесообразно, кроме всего прочего, обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», в п. 2 которого перечисляются источники официального опубликования международных договоров, а именно: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень международных договоров», «Российская газета», газета «Российские вести». Международные договоры РФ, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются, в свою очередь, в официальных изданиях этих органов. В рассматриваемом Постановлении также указывается, что суд может принять в качестве доказательств официальные документы из другого государства только при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами, а также, в виде исключения для ряда стран – при наличии на документах апостиля.
Фрагмент для ознакомления

Международные договоры РФ, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются, в свою очередь, в официальных изданиях этих органов. В рассматриваемом Постановлении также указывается, что суд может принять в качестве доказательств официальные документы из другого государства только при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами, а также, в виде исключения для ряда стран – при наличии на документах апостиля.Анализируя практику, можно заметить, что суды нередко для более весомой мотивировки и аргументации своих выводов ссылаются на нормы международного права и международных договоров, прежде чем сослаться на имплементированные в национальном законодательстве положения вышеуказанных источников. Так, например, Верховный Суд Республики Татарстан в Решении от 27.03.2019 г. по делу № 7-370/2019об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении ссылается на п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., в соответствии с которыми рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом является неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство. Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что принцип недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела как общепризнанный принцип международного права в силу ч. 2 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению и при пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях. Реализация данного принципа гарантирует исключение любых сомнений в объективности и беспристрастности судьи, уже рассматривавшего жалобу на не вступившее в законную силу постановление по одному и тому же делу об административном правонарушении[6].Таким образом, подводя итог вышерассмотренному, очевидно, чтопринципы и нормы международного права и международных договоров имеюттитаническое значение для национальной правовой системы Российской Федерации. Однако, нельзя забывать о приоритете, которым Конституция РФ обладает по отношению к международному договору, поскольку международный договор, противоречащий положениям Конституции РФ, на практике не подлежит вступлению в силу и применению на территории РФ.Список литературы:Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 155-156.Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. С. 93Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 163Курс лекций по теории государства и права / В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко, А. А. Петров, Е. М. Шайхутдинов. Красноярск. С. 251.Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27.03.2019по делу № 7-370/2019[Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. – Режим доступа: http://www.sudact.ru.

Список литературы:
Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 155-156.
Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.
Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. С. 93
Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 163
Курс лекций по теории государства и права / В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко, А. А. Петров, Е. М. Шайхутдинов. Красноярск. С. 251.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27.03.2019 по делу № 7-370/2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. – Режим доступа: http://www.sudact.ru.

Вопрос-ответ:

Что такое правовая система РФ?

Правовая система РФ - это совокупность юридических средств и принципов, которые регулируют организацию общественных отношений в Российской Федерации со стороны государства.

Какие принципы и нормы международного права применяются в правовой системе РФ?

В правовой системе РФ применяются принципы и нормы международного права, которые являются обязательными для российских властей в соответствии с международными договорами и соглашениями, подписанными Российской Федерацией.

Какое значение имеют международные договоры в правовой системе РФ?

Международные договоры играют важную роль в правовой системе РФ, так как они устанавливают обязательства для государства перед другими странами и международными организациями. Такие договоры имеют прямое действие внутри страны и могут быть применены в судебной практике.

Какие принципы международного права являются основными в правовой системе РФ?

В правовой системе РФ основными принципами международного права являются принципы равноправия и суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела других стран, мирного урегулирования споров и сотрудничества между государствами.

Какие международные договоры являются основными в правовой системе РФ?

Основными международными договорами, которые имеют значение в правовой системе РФ, являются, например, Венская конвенция о праве международных договоров, Конвенция о права моря, Европейская конвенция о правах человека и др.

Какие принципы и нормы международного права и международных договоров играют важную роль в правовой системе РФ?

В правовой системе РФ имеют важное значение принципы и нормы международного права и международных договоров. Они служат механизмом регулирования общественных отношений и поведения людей. Некоторые из этих принципов и норм включают принципы верховенства права, суверенное равноправие государств, невмешательство во внутренние дела государств, уважение прав человека, договорная ответственность и многое другое.

Какое значение имеют принципы и нормы международного права в правовой системе России?

Принципы и нормы международного права играют важную роль в правовой системе России. Они помогают регулировать общественные отношения и поведение граждан и организаций. Эти принципы и нормы обеспечивают защиту прав человека, обеспечивают сотрудничество между государствами, регулируют торговые и экономические отношения и устанавливают правила договорной ответственности. Они также служат основой для разрешения споров между государствами и являются основой для законодательства и судебной практики в России.

Какие принципы и нормы международного права и международных договоров согласно Н.И. Матузову являются основополагающими для правовой системы РФ?

Согласно Н.И. Матузову, основополагающими принципами и нормами международного права и международных договоров, которые имеют значение для правовой системы РФ, являются принципы верховенства права, суверенное равноправие государств и невмешательство во внутренние дела государств. Они способствуют стабилизации общественных отношений и регулированию поведения людей и организаций со стороны государственной власти.