Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 63 + 63 источника
- Добавлена 23.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров 7
1.1 Понятие развитие речи в современной психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 14
1.3 Фольклор как средство развития речи младших дошкольников 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров 28
2.1 Сравнительный анализ учебно-воспитательных программ ДОУ в аспекте условий по развитию речи детей посредством малых фольклорных жанров 28
2.2. Выявление исходного уровня развития речи и разработка и внедрение проекта по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров 32
2.3 Анализ результатов исследования 41
2.4. Рекомендации воспитателям для проведения занятий по развитию речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров 47
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список используемой литературы 58
В окончании проекта мы заметили, что дети полюбили проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривать иллюстрации, проговаривают выученные потешки.Заключительный этапВ конце нами было проведено открытое развлечение «Гостюшка». Где дети закрепили знание потешек, загадок, прибауток, изученных в ходе проекта. Данное развлечение очень понравилось детям. На протяжении всей деятельности они проявляли интерес. Эмоции еще долго были заметны на лицах детей.В итоге ребята активно осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, прибауток в повседневную деятельность, в игру, отражали полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Дети, рассматривая иллюстрации, уже по памяти проговаривали потешку к ней. На последнем занятии проекта дети более активно вступали в диалог. У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.Анализ полученных результатов повторного обследованияЦель: Проведение качественного и количественного анализа полученных данныхЗадачи:1. Повторно исследовать уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этаповНа контрольном этапе эксперимента, с целью получения информации о результатах исследования была проведена повторная диагностика. Методики были аналогичны методикам констатирующего этапа эксперимента.В процессе повторного обследования детей были получены определенные результаты. Эти результаты показаны в таблице 2.Таблица 2 Результаты обследования особенностей речевого развития №Грамматический строй речиСловарь и навыки словообразованияСвязная речь12,02,00,521,51,52,031,51,51,041,52,01,051,02,01,061,51,50,572,01,51,081,51,51,091,52,01,0101,02,02,0Ср.1,51,51,1Из таблицы 2 видно, что развитие связной речи детей улучшилось. 1,1 средний балл по данной методике, означает, что развитие речи детей ближе к среднему уровню. Исследования словаря и навыков словообразования показал средний балл – 1.5, что также говорит об увеличении уровня развития речи детей. Состояние грамматической стороны речи при первоначальном обследовании при повторном обследовании также увеличилось - 1.5 баллов.Вывод по опытно – экспериментальной работе:В итоге у детей, несомненно, увеличился развития речи. Ребята активно осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, прибауток в повседневную деятельность, в игру, отражали полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Дети, рассматривая иллюстрации, уже по памяти проговаривали потешку к ней. На последнем занятии проекта дети более активно вступали в диалог. У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.По результатам работы с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с малыми формами фольклора, наблюдалось, хотя и незначительное, но все, же увеличение развития речи, которое было выражено в более широком употреблении различных частей речи и распространенных предложений. Объяснить незначительное увеличение в развитии речи младших дошкольников, участвовавших в эксперименте, можно тем, что наш проект по ознакомлению с малыми формами фольклора имел, был короткосрочный, и значительной положительной динамике нельзя ожидать при таких сроках работы. Сравнение результатов первичного и повторного обследования представлены в Диаграмме 1. Для более значительного увеличения развития речи следует продолжать работу по использованию малых фольклорных форм.Диаграмма 1. Сравнение результатов первичного и повторного обследования2.4. Рекомендации воспитателям для проведения занятий по развитию речи дошкольников посредством малых фольклорных жанровМалые фольклорные формы представляют собой огромный материал для развития речи дошкольника. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям младшего дошкольного возраста осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Не секрет, что данный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.Задачи использования малых фольклорных форм на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста:1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.Перед занятиями можно провести диагностику по развитию речи. Она покажет какие стороны речи у детей развиты в более или менее степени.Так в частности, для детей младшего дошкольного возраста нами была подобранаспециальная методика, направленная на исследование всех сторон речи, аименно: «Тесты на развитие речи» Е. М. Косиновой [2], с использованием следующих диагностических заданий.Задание 1. Понимание речи.Инструкция: Внимательно посмотри на картинку и покажи, где лиса догоняет зайца? Где заяц догоняет лису? Где на волке лошадь? Где на лошади волк? Чего не бывает?Задание 2. Словарный запас (глаголы, существительные, обобщающиеслова).Инструкция:- внимательно посмотри на картинку и расскажи, что делают медвежата;- назови те предметы на картинке, которые ты знаешь; - назови одним словом нарисованные на картинках (игрушки, школьныепринадлежности, инструменты, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, овощи, фрукты, ягоды, грибы).Задание 3. Грамматика (единственное и множественное число имен существительных и глаголов).Инструкция:- посмотри на рисунок, про кого (про что) можно сказать: гавкает (собака),гавкают (собаки); стоит (кубик), стоят (кубики); сидит (кукла), сидят (куклы); гудит (машина), гудят (машины); мяукает (котенок), мяукают (котята); лежит(мяч), лежат (мячи);- Марина и Иван изобразили различные рисунки, СКАЖИ, где тигры, а где тигрица;где туча, а где тучи; где соловей, а где соловьи; где котята, а где котенок;где дерево, а где деревья; где платье, а где платья; где дом, а где домаЗадание 4. Проговаривание слов со сложной слоговой структуройИнструкция:-посмотри на картинку и назови, что нарисовали Маша и Даша (конфета;сковорода, автобус, кувшин, велосипед, гусеница, табуретка, земляника, диван, телевизор, пенал, одеяло), затемскажи, чем рисунки отличаются друг от друга.Задание 5. Связная речьИнструкция:-посмотри внимательно и скажи, что делают дети на этих рисунках (мальчик везет машинку, мальчик играет с кубиками, девочка рисует цветок, мальчиккушает за столом, мальчик катается на лыжах, мальчик поет, девочка танцует.Результаты исследования по методике Е. М. Косиновой показали следующий уровень развития речи детей.Большое подспорье малых фольклорных форм в организации режимных моментов, таких как: кормление, укладывание на сон, умывание, одевание, наведение порядка в группе и т.д. Например, устное народное творчество можно использовать при формировании навыков умывания. Мытье рук можно сопроводить словами: «Водичка, водичка, умой мое личико, Катеньке - ладошки, а пальчики Сережке». Данный материал помогает запомнить последовательность процедуры и веселую потешку, а также вызвать радостное настроение.Для использования малых фольклорных форм не нужно выделения отдельного времени и поиска особых форм работы. Их можно использовать во время проведения любой организованной образовательной деятельности и любых в режимных моментах. Также следует родителей к использованию устного народного творчества в семье. Современные родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек "Коза - рогатая...", «Ладушки», «Серенький волчок». В связи с этим родители не используют развивающий потенциал детского фольклора в развитии малышей, в том числе и для развития речи.Пословицы и поговорки, прибаутки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший источник для занятия над формированием речи ребенка и знакомит ребенка с окружающим миром. Внедрение этих малых фольклорных форм расширяет лексический запас детей, ускоряет их познавательное и интеллектуальное развитие, формирует правильное звукопроизношение, дает возможность познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. Детская речь сопровождается процессом движения рук. Сочетание движений тела, мелкой моторики и речевых органов помогает снять напряжение, учит придерживаться пауз в речи, помогает устранить ее однообразность, восстанавливает темп речи и позволяет правильно произносить слова. Загадки очень полезны для детей, они заставляют ребенка думать образно, обращают его внимание на предметы и явления окружающего мира, их характерные признаки, увеличивают мыслительные способности и фантазию. В момент организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями мы часто применяем театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные забавы на темы знакомых детям с разного вида прибаутками, потешками. Мы обыгрываем потешки или сочиняем новый сюжет к уже знакомой, вводим ранее не известных героев, новое завершение. Дети активно подключаются к работе, всем хочется сочинить новую ситуацию, присоединиться к игре. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит, развивается активный словарь, фантазиях детей, коллектив ребят становится более дружным, что очень положительно для полноценного воспитания ребенка в дошкольном возрасте.Занятия по развитию речи целенаправленно начинать с пальчиковой гимнастики, для того чтобы организовать ребят к учебной деятельности. В середине занятия необходимо применять веселые физкультминутки по мотивам знакомых детям потешек или прибауток. Мы здороваемся с пальчиками, топочем ножками, хлопаем в ладошки, подражаем стуку дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не утомились, затем читаем на выбор потешку, небылицу, скороговорку, закличку, обговариваем и заучиваем. В конце играем в хороводную игру или в игру-забаву, а если знакомились с потешкой, то ребята выбирают себе роли героев и обыгрываем её.В занятиях по лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».На занятиях по конструированию строим забор, гараж обыгрываем ее знакомой потешкой.Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей воспитатель должен:- знать индивидуальные и возрастные характеристики детей с которыми ведется работа;- научиться владеть художественными средствами языка;- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;- быть артистичным;- уметь применять забавный сюжет;- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы.Для использования малых фольклорных форм в детском саду, воспитатель должен правильно организовать предметно-пространственную среду, а именно:- книги с произведениями устного народного творчества – потешки, сказки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки и другие-раскраски потешек, загадок и т. д. ;- наборы открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам и др.-электронный материал с народными песенками, потешками, сказками;-элементы народных костюмов, атрибуты для драматизации;-образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды и т. д.Чтобы повысить интерес и мотивацию дошкольников к малым фольклорным жанрам, воспитатели должны использовать технику присутствия персонажей из игры (народная игрушка - петушок, кошка, еж, петрушка и т. д.). Персонажи игры создают общее настроение (нежность, игривость или грусть) в процессе прослушивания детских стишков, повышают активность детей и эмоциональную выразительность. В данном параграфе мы также даем рекомендации по основным методам работы воспитателя по направлению речевого развития с детьми младшей возрастной группы ДОУ. См. Таблицу 2.Образовательная область «Речевое развитие»Таблица 2.Непосредственно образовательная деятельностьРежимные моментыСамостоятельная деятельность детейЧтение, обсуждение, рассказ, беседа, игровые ситуации, рассматривание картин; дидактические игры, беседы о прочитанном, показ настольного театра, разучивание стихотворений, решение проблемных ситуаций, разговор с детьми.Дидактическая игра, чтение, словесная игра, наблюдение, игра на прогулке, проблемная ситуация, драматизация, экскурсия, разговор с детьми, разновозрастное общение, сюжетные моменты.Подвижная игра с текстом, игровое общение, общение со сверстниками, дидактическая игра, самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театральном уголке (рассматривание)Следует отметить, что работа, направленная по развитию и обогащению речи детей, не сводится лишь к обязательной деятельности на занятиях по развитию речи. Педагог может работать над речевым развитием детей в любое время:- режимные моменты,- на прогулках,- на экскурсиях,- в игровой и продуктивной деятельности и т.д.Следует также отметить, что дети порой сами выступают инициаторами к общению, а как следствие – это прекрасный способ провести анализ речевого развития ребят.На основании вышесказанного нами были разработаны следующие методические рекомендации для педагогов в организации работы по развитию речи с использованием фольклорных форм[63;254]:Систематически развивать речь детей посредством использования различных речевых форм. Использовать разные потешки и дургие виды детского фольклора, которые позволит детям узнавать новые слова и способы словообразования, что может послужить основой собственного словотворчества.Важно при решении проблемы обогащать словарь детей и добиваться консолидированных действий детского сада и семьи.Формирование речевой функции детей будет более продуктивно, если они апробируются в игровой деятельности и режимных процессах. Предложите инсценировать не только сказки, но и потешки.Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.Наше исследование свидетельствует о положительном влиянии малых форм фольклора на развитие речи дошкольника, поэтому, на наш взгляд, необходима более разработанная и методически обоснованная программа ознакомления детей с малыми формами фольклора на весь период пребывания ребенка, в дошкольном учреждении начиная с младшей дошкольной группы и заканчивая подготовительной.Выводы по 2 главеВ практической части работы нами был разработан и апробирован проект на тему «В мире шуток – прибауток». Проект способствовал развитию у детей стремления и интереса к активной речевой деятельности посредством обращения к малым жанрам устного народного творчества во всех сферах деятельности. По результатам работы с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с малыми формами фольклора наблюдалось, хотя и незначительное, но все, же повышение уровня развития речи, которое было выражено в более широком употреблении различных частей речи и распространенных предложений при пересказе сказки. Объяснить незначительное повышение уровня развития речи младших дошкольников, участвовавших в исследовании, можно тем, что наш проект по ознакомлению с малыми формами фольклора был краткосрочный, и значительной положительной динамике при таких сроках работы ожидать нельзя. Для более значительного повышения уровня развития речи следует продолжать работу по использованию малых фольклорных форм.Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм устного народного творчества есть положительная динамика развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Далее нами были разработаны рекомендации воспитателям для проведения занятий по развитию речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров. Где мы описали:Требования к предметно-развивающей средеЗадачи использования малых фольклорных форм на занятияхПрофессиональные качества педагога для проведения занятия с использованием малых фольклорных форм.Задачи, поставленные по 2 главе настоящей работы, выполнены.ЗаключениеВ настоящей дипломной работе мы рассмотрели такую тему как, развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров. Работа состояла из двух глав, теоретического и практического характера.В теоретической главе данной работы мы рассмотрели основные вопросы, касающиеся специфики развития речи детей раннего возраста, в частности младшего дошкольного возраста. А именно, понятие развитие речи в современной психолого-педагогической литературе, психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста и средства фольклора для развития речи младших дошкольников.Мы пришли к выводам, что развитие речи – это процесс речевой деятельности, в результате которой ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Одним из важных аспектов развития речи дошкольника является его параллельное приобщение к народной культуре. В связи с этим изучение малых жанров устного народного творчества способствует не только всестороннему развитию личности, но и формированию качественной и грамотной речи, поэтому на сегодняшний день данный вопрос является актуальным и перспективным в плане изучения.В практической части исследования нами был проведен сравнительный анализ программ, по которым работают ДОУ – это «Детство», «Радуга», «От рождения до школы». Мы пришли к выводу, что авторы всех трех программ рекомендуют использовать малые жанры фольклора с целью активного развития устной речи дошкольников.А также во второй главе нами был разработан и апробирован проект на тему «В мире шуток – прибауток». Проект способствовал развитию у детей стремления и интереса к активной речевой деятельности посредством обращения к малым жанрам устного народного творчества во всех сферах деятельности.Уникальностью разработанного проекта является то, что развитие речи происходит не только на занятиях по развитию речи, но и в другой деятельности детей – физической, игровой, свободной и др. Также мы привели разработку итогового мероприятия – открытого развлечения. Далее нами были разработаны рекомендации воспитателям для проведения занятий по развитию речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров.Список используемой литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр "Академия", 1997г.Алексеева Т.А. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 4-8.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 2-4 летних детей//Логопед. – 2004. – №2. – С.43-52.Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.Варава Г.Н. Сборник математических игр для дошкольников. – М., 2009. – 190 с.Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.9-16.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с.Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. М.: КомКнига, 2005. 320 с.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. 264 с.Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001. 216 с.Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001. 72 c.Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: Акцидент, 1997Кобринец Е.П. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР. 2015. С. 88-91.Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школьная Пресса, 2001. -144 с.Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки – Свердловск, 1992. – С. 24.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88.Мамедова Е.Х. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Е.Х. Мамедова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2014. – №43. – С.121-124.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990. - 219 с.МАШИРЕНКО О.С. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА. 2011. С. 256-259.Мудрик A.B. Общение в процессе развития. Учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.Муль, И. Л.. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: (на материале скороговорки и частушки) / И. Л. Муль. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. 52 с.Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Юрaйд, 2009. 464 с.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. 1999. - № 8. - С. 104 - 108.Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюс-минус. 2002. N 4. C. 48-53.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 1986. – 365 с.Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др., 2014. – 232 с.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. 2000. №7. С.15-18.Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – С. 74.Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. М.: Просвещение,1998. 275 с.Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 2009. 368 с.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004. 288 с.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М., 2017. – С. 95-160.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей младшего дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Педагогика. 2008. №3. С.5-9.Фольклор музыка-театр / под ред. С.И. Мерзляковой. – Москва:, 2003. – 216 с.Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. - № 3. - С. 52 - 59.Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 1980. - С. 267 - 269.Шашкова Р.И. Р.И. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 2016. № 1. С. 253-257.Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин.- 4-е изд.- М.: Академия, 2008.- 114 с.Christie J., Enz B., Vukelich C. Teaching Language and Literacy: Preschool through the Elementary Grades. – Reading, MA : Addison-Wesley-Longman, 1997. – 512 p. Fellowes J., Oakley G. Language, Literacy and Early Childhood Education. – South Melboune, Victoria : Oxford University Press, 2011. – 480 p.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр "Академия", 1997г.
3. Алексеева Т.А. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 4-8.
4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
5. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
6. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 2-4 летних детей//Логопед. – 2004. – №2. – С.43-52.
7. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.
8. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.
9. Варава Г.Н. Сборник математических игр для дошкольников. – М., 2009. – 190 с.
10. Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.9-16.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
12. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.
13. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. М.: КомКнига, 2005. 320 с.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. 264 с.
15. Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
17. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
18. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
19. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
20. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.
21. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001. 216 с.
22. Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001. 72 c.
23. Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71.
24. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: Акцидент, 1997
25. Кобринец Е.П. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР. 2015. С. 88-91.
26. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.
27. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школьная Пресса, 2001. -144 с.
28. Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.
29. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки – Свердловск, 1992. – С. 24.
30. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
31. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88.
32. Мамедова Е.Х. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Е.Х. Мамедова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2014. – №43. – С.121-124.
33. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990. - 219 с.
34. МАШИРЕНКО О.С. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА. 2011. С. 256-259.
35. Мудрик A.B. Общение в процессе развития. Учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
36. Муль, И. Л.. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: (на материале скороговорки и частушки) / И. Л. Муль. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. 52 с.
37. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Юрaйд, 2009. 464 с.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
40. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. 1999. - № 8. - С. 104 - 108.
41. Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюс-минус. 2002. N 4. C. 48-53.
42. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.
43. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 1986. – 365 с.
44. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др., 2014. – 232 с.
45. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. 2000. №7. С.15-18.
46. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – С. 74.
47. Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.
48. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. М.: Просвещение,1998. 275 с.
49. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
50. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 2009. 368 с.
51. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.
52. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004. 288 с.
53. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М., 2017. – С. 95-160.
54. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей младшего дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
55. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Педагогика. 2008. №3. С.5-9.
56. Фольклор музыка-театр / под ред. С.И. Мерзляковой. – Москва:, 2003. – 216 с.
57. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. - № 3. - С. 52 - 59.
58. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.
59. Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 1980. - С. 267 - 269.
60. Шашкова Р.И. Р.И. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 2016. № 1. С. 253-257.
61. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин.- 4-е изд.- М.: Академия, 2008.- 114 с.
62. Christie J., Enz B., Vukelich C. Teaching Language and Literacy: Preschool through the Elementary Grades. – Reading, MA : Addison-Wesley-Longman, 1997. – 512 p.
63. Fellowes J., Oakley G. Language, Literacy and Early Childhood Education. – South Melboune, Victoria : Oxford University Press, 2011. – 480 p.
Вопрос-ответ:
Какое понятие развития речи встречается в современной психолого-педагогической литературе?
В современной психолого-педагогической литературе встречается понятие развития речи, которое относится к процессу формирования и совершенствования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Какие психолого-педагогические особенности влияют на развитие речи детей младшего дошкольного возраста?
На развитие речи детей младшего дошкольного возраста влияют такие психолого-педагогические особенности, как недостаточная развитость речевых структур, ограничения познавательных способностей, склонность к повторению и имитации, а также неполноценное общение с взрослыми и сверстниками.
Как фольклор может быть использован как средство развития речи у младших дошкольников?
Фольклор может быть использован как средство развития речи у младших дошкольников, особенно через малые фольклорные жанры, такие как считалки, стишки, загадки и песни. При использовании этих жанров дети активно участвуют в процессе общения, развивают словарный запас, формируют правильное произношение и развивают свою речь в целом.
Какие выводы можно сделать после прочтения первой главы?
После прочтения первой главы можно сделать вывод, что развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров имеет значительную педагогическую ценность. Это подтверждается исследованиями и опытом практиков, которые демонстрируют положительные результаты в развитии речи детей при использовании фольклорных жанров.
Что влияет на эмпирическую сторону развития речи у младших дошкольников?
На эмпирическую сторону развития речи у младших дошкольников влияют такие факторы, как роль взрослых и педагогов, особенности методической работы с детьми, условия обучения и активность самого ребенка. Все эти аспекты важны для достижения оптимальных результатов в развитии речевых навыков у детей данного возраста.
Что такое развитие речи в современной психолого-педагогической литературе?
Развитие речи в современной психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс, в котором дети приобретают и совершенствуют навыки использования речи для коммуникации и выражения своих мыслей и чувств.
Какие психолого-педагогические особенности речи у детей младшего дошкольного возраста?
У детей младшего дошкольного возраста речь развивается очень быстро и претерпевает значительные изменения. Они активно учатся новым словам, осваивают грамматические правила и учатся выражать свои мысли более сложными предложениями.
Почему фольклор является эффективным средством развития речи у младших дошкольников?
Фольклорные жанры, такие как считалки, загадки и стишки, являются интересными и запоминающимися для детей. Они помогают развивать речевые навыки, включая словарный запас, фонематическое восприятие и грамматическую структуру языка.
Как малые фольклорные жанры влияют на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста?
Малые фольклорные жанры, такие как считалки, песенки и забавные стишки, помогают развивать и совершенствовать речь у детей младшего дошкольного возраста. Они учат детей правильной интонации, ритму и произношению слов, а также помогают расширять словарный запас.
Какие выводы можно сделать по первой главе?
Из первой главы можно сделать вывод, что развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные жанры является эффективным и интересным методом. Фольклорные жанры помогают развивать речевые навыки, такие как словарный запас и грамматическая структура языка, а также способствуют развитию фонематического восприятия и интонации.