Компенсаторно- развивающая работа со слепыми детьми раннего возраста: развитие умений и навыков моторного поведения 

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 29.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации компенсаторно- развивающей работа со слепыми детьми раннего возраста: развитие умений и навыков моторного поведения 6
1.1. Компенсация как основная форма развития детей с глубоким нарушением зрения 6
1.2. Особенности моторного развития слепых детей раннего возраста 14
Глава 2. Содержание компенсаторно- развивающей работы со слепыми детьми раннего возраста: развитие умений и навыков моторного поведения 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Наблюдение показало, что у детей с этой патологией существует тенденция к торможениюразвития динамических моторных функций, формирование стереотипности двигательных действий, ограниченияфункциональной способности рук и кисти, недостаточной реализации зрительно-моторной рефлекса.Перспективы дальнейших исследований усматриваем в изучении развития моторной сферы в тотальнослепых и слабовидящих детей; разработке индивидуальной программы по физической реабилитации для поэтапного обучения двигательным действиям детей этой категории, которая позволяла учесть сложную структурудефекта, особенности формирования точности движений, пространственной ориентации; обосновании методикикоррекционного воздействия средств физической реабилитации на моторное развитие слепых и слабовидящих детейпервого года жизни для улучшения качества их жизни и дальнейшей социализации.Глава 2. Содержание компенсаторно- развивающей работы со слепыми детьми раннего возраста: развитие умений и навыков моторного поведенияНеобходимость разработки комплексной программы физической реабилитации обусловлено необходимостью качественного формирования двигательных функций, физического развития согласно возрастных норм и этапов становления, процессов компенсации слепоты за счет улучшения развития пространственных представлений, понимание «схемы тела», усиления функций сохранившихся сенсорных анализаторов.Работа с ребенком предусматривала оценки локомоторного развития, определение разницы хронологического и моторного возраста, уровень эмоционального контакта с окружающими.При построении и реализации программы физической реабилитации выделялись анатомофизиологическое , психолого педагогический и организационный аспекты коррекционного воздействия на детей данной нозологии: анатомо физиологический аспект коррекции предусматривал учета особенностей развития опорно-двигательного аппарата, сформированности двигательных функций; психолого-педагогический аспект потребовав учета уровня особенностей становления когнитивной, эмоционально -мотивационной, волевой сфер личности; организационный аспект предусматривал соответствие основных компонентов компенсаторно-коррекционного процесса, а именно: согласование задач и содержания программы физической реабилитации, методов, форм, ожидаемых результатов коррекции детей данной категории; наличие коррекционных специалистов, в частности тифлопсихолога, организацию совместных форм деятельности и сотрудничество с родителями.Методологические аспекты комплексной программы абилитацииСпецифика проведения занятий по физической реабилитации детей с отсутствием зрения предполагала постоянный поиск индивидуального подхода к ребенку и дифференцированный подбор задач; занятия носили комбинированный и игровой характер; систематическое формирование самостоятельной деятельности после словесной команды; развитие произвольного внимания; расположение реабилитационного оборудованных в микропространстве, знакомому ребенку, отсутствие лишних предметов; наблюдение специалиста по внутреннему состоянию ребенка; моделирования ситуаций достижения, положительный эмоциональный настрой детей на занятиях; формирование постоянной потребности в приобретенных умениях и навыках; игровые, нетрадиционные формы являются приоритетными в работе.Однако, говоря о компенсаторном сопровождении слепых детей раннего возраста, нами применялось такое понятие как абилитация , что предусматривало применение системы мер, направленных на овладение ребенком несостоявшихся функций, знаний и навыков, необходимых для его полноценного развития, осознания своих возможностей, умение осуществлять самообслуживание , достигать функциональных целей альтернативными путями, адаптация окружающей среды для компенсации недостатка зрения ребенка. Поэтому развитие моторной сферы, предупреждение вторичных отклонений у детей данной категории эффективно осуществлялось в сотрудничестве с тифлопсихологом и с учетом его рекомендаций. Процесс абилитации носил опережающий характер и предусматривал обучение, развитие тех навыков и умений, которые подготовят детей к овладению более сложными видами деятельности, формировался алгоритм действий в быту, способы понимания осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира, умение пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, бытовой).Комплексность коррекционного воздействия предусматривала реализацию особисгисного подхода в работе с слепыми детьми. Задачами корекционно-абилитационные программы были: компенсация дефекта укрепление и закаливание детского организма; формирование гигиенических навыков; формирование личностных качеств ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; непрерывность и дополнение во взаимодействии с семьей; обеспечение эмоционального комфорта ребенка.Направления работы в междисциплинарной команде с тифлопсихологом предусматривали: формирование у детей представлений о своих двигательных возможностях; формирование потребности в самостоятельном ориентировании; преодоление страха пространства; формирование понимания «схемы тела»; обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (в комнате, квартире, во дворе, за столом и т.д.); развитие сохранных анализаторов для компенсации отсутствующего зрения; словесное сопровождение действий ребенка.Развитие мелкой моторики предусматривало формирование пинцетного и щипкоподобного захвата пальцами предметов, отвода большого пальца при захвате игрушки и тому подобное. Занятия включали выполнение комплекса специальных и общеразвивающих упражнений, направленных на ознакомление с различными видами поверхности. Реабилитолог сопровождал такое обследование подробным словесным описанием качеств и характеристик поверхности. Также дети босыми ногами проходили по песку, по ковру, по воде, по шероховатой поверхности и тому подобное.Одним из важнейших направлений работы была согласованность коррекционных специалистов и семьи по отношению к ребенку. Работа с родителями включала в себя несколько векторов: консультирование родителей; Проведенные для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых было обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказание ему помощи в выполнении определенных видов деятельности.Критериями эффективности программы определялись: совершенствование имеющихся и развитие новых умений и двигательных навыков в соответствии с возрастными нормами; улучшение физических качеств, в частности координационно-пространственных действий; формирования уверенного перемещения в знакомом микропространстве и ориентации по словесному сопровождением; сохранения и укрепления общего здоровья ребенка; мотивация ребенка к самостоятельной игровой деятельности. Учитывая многоплановость абилитационно - коррекционной программы, критерием оценки ее эффективности были также своевременность и полнота применения ребенком знаний и умений в повседневной деятельности; сформированность у родителей адекватного отношения к заболеванию своего ребенка, его развития и воспитанию.Программа компенсации дефекта пересматривалась специалистами с участием родителей ребенка не реже одного раза в 3 месяца и корректировалась в соответствии с потребностями и состояния ребенка. ЗаключениеГлубокое нарушение зрения ( слепота ) является категорией психофизического нарушения , что оказывается в тяжелом ограничении или полном отсутствии зрительного восприятия и влияет на весь процесс формирования и развития личности ребенка . В детей с тяжелым нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности , общения и психофизического развития . Они проявляются в отставании , нарушении и своеобразии развития двигательной сферы , пространственной ориентации , формировании представлений и понятий, в способах предметно практической деятельности , в особенностях эмоционально-волевой сферы , социально-психологической адаптации и интеграции в общество .В работепредложена концепция программы физической реабилитации слепых и слабовидящих детей раннего возраста компенсаторного характера процессе формирования общей и мелкой моторики. На основе предварительной реабилитационной диагностики, использование инновационных средств абилитации , предложены направления ком- компенсационные -коррекционных мероприятий, пути взаимодействия с родителями, что позволит предупредить нарушения и специфику двигательной сферы, улучшить физические качества детей с недостатками или отсутствием зрения.В результате нашего исследования было подтверждено эффективность предложенной комплексной программы физической реабилитации слепых и слабовидящих детей при длительном абилитационные -корекционого сопровождения. На основании результатов, полученных в ходе реализации программы, установлено, что функции общей моторики, развитие координации, пространственного воображения и ориентации, функциональная способность рук и кисти у слепых и слабовидящих детей отвечала возрастным нормам, отсутствовала тенденция к формированию патологий - ческой стереотипности двигательных действий .Перечисленное свидетельствует о необходимости применения комплексной программы физической реабилитации, начиная от момента постановки диагноза, и длительного абилитационные сопровождения слепых и слабовидящих детей в том числе и семьи в целом. Сотрудничество физического реабилитологов , тифлопсихолога , членов семьи предоставит возможность предотвратить в дальнейшем недостаточное формирование навыков самообслуживания, необходимых навыков пространственной ориентировки, нарушений эмоционально-волевой сферы.Анализ изложенного выше предусматривает: дальнейшее изучение развития моторной сферы у тотально слепых и слабовидящих детей; поиск новых методов и средств индивидуальной программы физической реабилитации для совершенствования психофизического развития детей данной категории и ее дальнейшей социализации, в частности возможности посещать дошкольные учебные заведения вместе с детьми с типичным развитием; совершенствование методологии программы физической реабилитации и согласования направлений процесса абилитации , целей, задач и форм сотрудничества с тифлопсихологом.Список использованной литературыГригорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1978. – С. 19–32.Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2007. – 17 с. Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 4. – С. 58–69. Дычко В. В. Оценка развития психомоторики у слепых и слабовидящих детей с учетом индивидуальных особенностей и психофизического статуса / В. Дычко // Клиническая и экспериментальная патология, 2009. Т. 8, №2. -С. 20-25.       Дычко Е.А. Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения / Е.А. Дычко, В.В. Дычко, В.В. Флегонтова, Д.С. Пикинер // Вестник Читинского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 123–129.Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога–дефектолога / Под ред. Т.О. Епифанцева; 2–е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 486 с. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе–интернате для слепых детей : Кн. для воспитателя (Из опыта работы). – М. : Просвещение, 2004. – 119 с. Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей // Специальная школа. – 1967. – № 1. – С. 24–31.Криницкая О. Психомоторное и речевое развитие детей раннего возраста с нарушением зрения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.Либман Е.С. Современные позиции клинико-социальной офтальмологии // Вестник офтальмологии. – 2004. – № 1. – С. 10–12. Либман Е.С., Шахова Е.В. Слепота и инвалидность по зрению в населении России // Тезисы докладов 8–го съезда офтальмологов России. – М., 2005. – С. 78–79. Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России // VII съезд офтальмологов России. – М., 2000. – С. 209. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений. – СПб. : Каро, 2006. – 336 с.Методические рекомендации для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями зрения / авт.-сост.: Л.Ю. Вакорина, Е.А. Козлова, Н.С. Комова, Н.В. Самохина, Т.А. Соловьева; Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. – Москва, 2018. – 47 с.Плаксина,  Л.И.  Теоретические  основы  коррекционной  работы  в  детском  саду  для  детей  с  нарушением  зрения  /  Л.И.  Плаксина.  —  М.:  Издательство  «ГОРОД»,  1998.  –  262с. Сековец, Л.С. Коррекционная работа в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с монокулярным зрением / Л.С. Сековец. – Н. Новгород : НГЦ, 2000. – 143 с.Силантьев Д. О. Коррекция физического развития слабовидящих детей средствами плавания: Автореф . дис ... канд . пед. наук: 13.00.03 / Д А. Силантьев ; Ин-т дефектологии АПН Украины. - М., 2001. - 19 с.   Солнцева Л. И. Особенности психологической помощи детям с недостатками зрения: методич . рекомендации / Под ред. Л. И. Солнцевой - М., 2001. - 96 с.   Солнцева,  Л.И.  Теоретические  и  практические  проблемы  современной  тифлопсихологии  и  тифлопедагогики  /  Л.И.  Солнцева  //  Специальная  психология.  –  2006.  –  №  2.  –  С.  4-25. Феоктистова,  В.А.  Развитие  навыков  общения  у  слабовидящих  детей  /  В.А.  Феоктистова.  –  СПб.:  Речь,  2005.  –  128с. Фильчикова,  Л.И.  Нарушения  зрения  у  детей  раннего  возраст.  Диагностика  и  коррекция:  методическое  пособие  /  Л.И.  Фильчикова,  М.Э.  Вернадская,  О.В.  Парамей.  –  2-е  изд.  –  М.:  Издательство «Экзамен»,  2004.  –  192  с.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

1. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1978. – С. 19–32.
2. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2007. – 17 с.
3. Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 4. – С. 58–69.
4. Дычко В. В. Оценка развития психомоторики у слепых и слабовидящих детей с учетом индивидуальных особенностей и психофизического статуса / В. Дычко // Клиническая и экспериментальная патология, 2009. Т. 8, №2. -С. 20-25.
5. Дычко Е.А. Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения / Е.А. Дычко, В.В. Дычко, В.В. Флегонтова, Д.С. Пикинер // Вестник Читинского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 123–129.
6. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога–дефектолога / Под ред. Т.О. Епифанцева; 2–е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 486 с.
7. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе–интернате для слепых детей : Кн. для воспитателя (Из опыта работы). – М. : Просвещение, 2004. – 119 с.
8. Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей // Специальная школа. – 1967. – № 1. – С. 24–31.
9. Криницкая О. Психомоторное и речевое развитие детей раннего возраста с нарушением зрения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
10. Либман Е.С. Современные позиции клинико-социальной офтальмологии // Вестник офтальмологии. – 2004. – № 1. – С. 10–12.
11. Либман Е.С., Шахова Е.В. Слепота и инвалидность по зрению в населении России // Тезисы докладов 8–го съезда офтальмологов России. – М., 2005. – С. 78–79.
12. Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России // VII съезд офтальмологов России. – М., 2000. – С. 209.
13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений. – СПб. : Каро, 2006. – 336 с.
14. Методические рекомендации для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями зрения / авт.-сост.: Л.Ю. Вакорина, Е.А. Козлова, Н.С. Комова, Н.В. Самохина, Т.А. Соловьева; Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. – Москва, 2018. – 47 с.
15. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М.: Издательство «ГОРОД», 1998. – 262с.
16. Сековец, Л.С. Коррекционная работа в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с монокулярным зрением / Л.С. Сековец. – Н. Новгород : НГЦ, 2000. – 143 с.
17. Силантьев Д. О. Коррекция физического развития слабовидящих детей средствами плавания: Автореф . дис ... канд . пед. наук: 13.00.03 / Д А. Силантьев ; Ин-т дефектологии АПН Украины. - М., 2001. - 19 с.
18. Солнцева Л. И. Особенности психологической помощи детям с недостатками зрения: методич . рекомендации / Под ред. Л. И. Солнцевой - М., 2001. - 96 с.
19. Солнцева, Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики / Л.И. Солнцева // Специальная психология. – 2006. – № 2. – С. 4-25.
20. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005. – 128с.
21. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраст. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Вернадская, О.В. Парамей. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 192 с.
22. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Вопрос-ответ:

Что такое компенсаторно развивающая работа со слепыми детьми раннего возраста?

Компенсаторно развивающая работа со слепыми детьми раннего возраста - это особая методика обучения и развития, которая направлена на компенсацию потери зрения и развитие умений и навыков моторного поведения.

Какова основная форма развития детей с глубоким нарушением зрения?

Основная форма развития детей с глубоким нарушением зрения - это компенсация, то есть обучение и развитие других чувств и способностей, таких как слух, осязание, обоняние, вкус.

Какие особенности моторного развития у слепых детей раннего возраста?

У слепых детей раннего возраста есть определенные особенности в моторном развитии. Они развивают умения и навыки, связанные с ориентацией в пространстве, передвижением, координацией движений и манипуляцией предметами.

Какими методиками осуществляется компенсаторно развивающая работа со слепыми детьми раннего возраста?

Компенсаторно развивающая работа со слепыми детьми раннего возраста осуществляется с использованием различных методик, таких как обучение по осязанию, развитие тактильных ощущений, использование специальных игровых и обучающих материалов.

Какова цель компенсаторно развивающей работы со слепыми детьми раннего возраста?

Цель компенсаторно развивающей работы со слепыми детьми раннего возраста - обеспечить им полноценное развитие, компенсируя потерю зрения, и помочь им освоить навыки и умения, необходимые для самостоятельной жизни и социализации.

Какие особенности моторного развития имеют слепые дети раннего возраста?

Согласно статье, у слепых детей раннего возраста есть свои особенности в моторном развитии. Они могут иметь задержку в развитии моторных навыков, таких как ползание, переворачивание, ходьба и умение использовать руки. Однако, с помощью компенсаторно развивающей работы, слепые дети могут успешно развивать свои моторные навыки и достигать полноценного двигательного развития.

Что такое компенсаторно развивающая работа со слепыми детьми раннего возраста?

Компенсаторно развивающая работа - это специальная методика, которая предназначена для помощи слепым детям в развитии и улучшении их моторных навыков. Она основывается на использовании различных компенсаторных методов и техник, которые помогают заменить отсутствующее чувство зрения и поддерживают развитие моторного поведения у детей с нарушением зрения.

Как компенсация помогает развитию слепых детей?

Статья утверждает, что компенсация является основной формой развития детей с глубоким нарушением зрения. Это означает, что с помощью компенсаторных методов и техник слепые дети могут научиться компенсировать отсутствующее зрение и развивать свои навыки и умения в области моторного поведения. Компенсация способствует активному и полноценному участию слепого ребенка в различных двигательных активностях и помогает ему успешно осваивать мир.

Какие проблемы могут возникнуть при развитии моторного поведения у слепых детей?

По словам автора статьи, у слепых детей раннего возраста могут возникать определенные проблемы в развитии моторного поведения. Некоторые из них включают задержку в обучении ползанию, проблемы с ориентацией в пространстве и сложности в использовании рук. Однако, компенсаторно развивающая работа позволяет эффективно справляться с этими проблемами и содействует развитию полноценных моторных навыков.

Какая цель компенсаторно развивающей работы с слепыми детьми раннего возраста?

Основная цель компенсаторно развивающей работы с слепыми детьми раннего возраста - это помочь им компенсировать отсутствие зрения и развить у них умения и навыки моторного поведения, чтобы они могли успешно функционировать в окружающей их среде.

Какие особенности моторного развития у слепых детей раннего возраста?

У слепых детей раннего возраста есть ряд особенностей в моторном развитии. Они часто испытывают задержку в развитии двигательных навыков, таких как ползание, ходьба и умение держать предметы. Также у них может быть ограничена координация движений и проблемы с равновесием. Однако, с помощью компенсаторно развивающей работы можно работать над исправлением этих особенностей и развитием моторных навыков.