Учет и анализ дебиторской задолженности в организации (на примере)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Бухгалтерский учет
  • 122 122 страницы
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 30.11.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 6
1.1. Цели и задачи аудита эффективности управления дебиторской задолженностью 6
1.2. Методы, инструменты и критерии аудита эффективности управления дебиторской задолженностью 15
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 26
2.1. Характеристика компании ООО «Т2 Мобайл», 26
информация аудируемого лица 26
2.2. Оценка внутренней и внешней среды деятельности компании 33
2.3. Оценка организации процесса управления 41
дебиторской задолженностью в ООО «Т2 Мобайл» 41
ГЛАВА 3. ПРОЦЕДУРЫ, ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬю 54
3.1. Оценка рисков процесса управления дебиторской задолженностью и элементов системы внутреннего контроля, 54
направленных на выявление и предупреждение рисков 54
3.2. Стратегия и план аудита эффективности 62
управления дебиторской задолженностью 62
3.3. Апробация аудиторских процедур и рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Приложение 1 78
Приложение 2 80
Приложение 3 82
Приложение 4 83
Приложение 5 85
Приложение 6 87
Приложение 7 88
Приложения 8 90
Приложение 9 92
Приложение 10 93
Приложение 11 95
Приложение 12 96
Приложение 13 97
Приложение 14 99
Приложение 15 100
Приложение 16 101
Приложение 18 103
Приложение 19 105
Приложение 20 109
Приложение 21 110
Приложение 22 112
Приложение 23 113
Приложение 24 114
Приложение 25 115
Приложение 26 116
Приложение 27 122

Фрагмент для ознакомления

Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа. На практике наиболее часто употребляются 4Метод финансовых коэффициентовпоказатели ликвидности, платежеспособности, прибыльности и рентабельности, эффективности использования фондов, рыночной активности.Полученные значения анализируются в динамике, сравниваются с отраслевыми, значениями показателей других контрагентов.5Рискоориентированный подход В.А. ВолнинаКатегория контрагента с т.з. его надежности определяется по следующим параметрам:• длительность работы с клиентом;• объем поступлений денежных средств от клиента;• процент поступлений денежных средств по клиенту в общем объеме продаж.Путем присвоения баллов по каждому из трех параметров и их перемножения рассчитывают итоговую сумму баллов по конкретному контрагенту. В соответствии с итоговой суммой клиенту присваивается категория и коэффициент надежности.Приложение 3Способы определения размера скидки№ п/пНаименование способа определения размера скидкиОпределение/расчет размера скидки1231«d/к чисто n» (d/k net n)1. Скидку в размере d % при оплате в течение k дней с начала периода кредитования;2.Оплачивается полная стоимость товара (услуги), если оплата совершается в период с (k + 1)-го по n-й день кредитного периода;3. Неуплата в течение n дней влечет за собой штраф, величина которого может зависеть от момента оплаты.2Экспертный способРазмер скидки может определяться экспертным путем на основе среднеотраслевых показателей или показателей основных конкурентов.3Математический способ1. На основании аналитических данных за предыдущиепериоды и планируемых показателей на предстоящий год определяется точка безубыточности (цена и себестоимость продукции должны быть скорректированы на индекс инфляции).2. Определяется минимальный размер партии (Qmin), предполагающий скидку:где Qпр – объем продаж, Nз – количество заказов, поступивших за аналогичный период предыдущего года.3. Определяется максимальный размер скидки:где Рбаз – базовая цена без учета скидки, С - себестоимость единицы продукции, Qз – заказанный объем партии.4. Определяется максимальный размер скидки с учетом некоторого запаса прочности в виде дополнительной нормы прибыли:гдеN – дополнительная норма прибыли по сделке (в долях).Приложение 4Показатели платежеспособности компании№ п/пКоэффициентФормула расчетаОптимальное значениеПримечание12345Оценка текущей платежеспособности1Коэффициент абсолютной ликвидностиЛ2= (ДС+Кр.фин.влож.) / Кр.об-ва0,20-0,25Показывает, какую часть краткосроч. задолженности компания может погасить в ближайшее время за счет денежных средств2Коэффициент быстрой ликвидностиЛ3= (ДС+Кр.фин.влож.++Кр.ДЗ) / Кр.об-ва0,7-1Показывает, какая часть краткосроч. обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосроч. ценных бумагах, поступлений по счетам3Коэффициент текущей ликвидностиЛ4= Об. активы / Кр.об-ва>2Показывает степень, в которой текущие активы покрывают краткосроч.обязательстваДополнительные показатели платежеспособности4Коэффициент общей ликвидностиЛ1= (ДС+Кр.фин.влож.+1/2*Кр.ДЗ+1/3*(Запасы+Долг.ДЗ) / (КЗ+1/2*Кр.кредиты+1/3*Долг.об-ва)2-2,5Показывает, какая часть общей величины обязательств может быть погашена за счет текущих активов (с учетом весов)5Коэффициент маневренности функционирующего капиталаЛ5= (Соб.капитал-Вн.активы) / Соб.капитал-Показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности6Доля оборотных средств в активахЛ6= Об.активы / Активы всего-Определяется с целью анализа работы компаний одной отраслевой принадлежности7Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамиЛ7= (Соб.капитал-Вн.активы) / Об.активы=>0,1Характеризует наличие собственных оборотных средств у компании, необходимых для ее финансовой устойчивости8Коэффициент восстановления платежеспособностиЛ8= (Л4факт+6/Т*(Л4факт-Л4нач)) / 2=>1Показывает возможность восстановления нормальной текущей ликвидности компании в течение 6 мес. после отчетной даты (Т – отч.период в мес., Л4нач - коэффициент Л4в начале отч. периода)9Коэффициент утраты платежеспособностиЛ9= (Л4факт + 3/Т* (Л4факт–Л4нач)) / Л4норм=>1Показывает вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности компании в течение следующих 3 мес. после отчетной даты (Л4норм – нормативное значение)Таблица составлена по данным интернет-сайтов «Финансовый анализ (URL:http://1fin.ru/) и «Аудит» (URL:https://www.audit-it.ru/)Приложение 5Расчет коэффициентов ликвидности текущей и долгосрочной задолженности для МТС, Вымпелкома, МегафонаНаименование организации/показателяПериодСреднее значение за все периоды2017 год1й квартал 20182й квартал 20183й квартал 2018ПАО "МТС"Краткосрочная ДЗ, млн. руб.29 80528 35831 41133 416Краткосрочные обязательства, млн.руб.91 72989 130119 692125 270Коэфф ликвидности текущей ДЗ, доли0.32490.31820.26240.26680.2931Долгосрочная ДЗ, млн.руб.----Долгосрочные обязательства, млн.руб.237 113230 529255 756239 535Коэфф ликвидности долгосроч ДЗ, доли-----ПАО "Вымпел-Коммуникации"Краткосрочная ДЗ, млн. руб.23 23321 81623 65623 785Краткосрочные обязательства, млн.руб.141 043119 294156 473148 505Коэфф ликвидности текущей ДЗ, доли0.17470.18290.16120.17020.1747Долгосрочная ДЗ, млн.руб.1 0261 0971 002905Долгосрочные обязательства, млн.руб.140 689130 400133 456142 565Коэфф ликвидности долгосроч ДЗ, доли0.00730.00840.00750.00630.0074ПАО "Мегафон"Краткосрочная ДЗ, млн. руб.17 21818 35121 42224 278Краткосрочные обязательства, млн.руб.88 12886 62599 80699 909Коэфф ликвидности текущей ДЗ, доли0.19540.21180.21460.24300.2162Долгосрочная ДЗ, млн.руб.--Долгосрочные обязательства, млн.руб.197 028212 776203 938204 948Коэфф ликвидности долгосроч ДЗ, доли-----Продолжение Приложения 5Среднее значение коэффициента ликвидности текущей задолженности по компания телекоммуникационной отрасли равно 0,2247, среднее значение коэффициента ликвидности долгосрочной задолженности – 0,0025.При расчете текущей и долгосрочной задолженности учитывается дебиторская задолженность покупателей (заказчиков), поставщиков (подрядчиков) и выданные им авансы. В краткосрочные и долгосрочные обязательства включаются заемные средства и кредиторская задолженность.Приложение 6Приложение 7Типы заключений Дирекции по безопасности по дальнейшей работе с контрагентомКатегория надежностиЗаключение ДБКритерии оценки1231Сотрудничество с компанией не несет значительных рисковКомпания стабильная, активы компании покрывают ее текущие обязательства, деятельность компании широко освещена в СМИ, регулярно предоставляет финансовую отчетность, отсутствует негативная информация в отношении аффилированных лиц, отсутствуют судебные обязательства перед третьими лицами. Проверка по месту нахождения положительная.2Сотрудничество с компанией несет повышенные риски (наличие двух и более признаков по критериям оценки)-Компания зарегистрирована менее года (арендодатели, дилеры);- Участие в судебных процессах (не особо значимых), в зависимости от оборотов компании;- Имеется незначительная негативная информация в отношении аффилированных лиц, самой компании;- Регистрация в жилых помещениях, по адресу руководителя;- Частая смена руководителей, участников;- Наличие в группе компаний оффшорной структуры (Кипр, штат Делавэр (США), Британские Виргинские острова и др.);- Отрицательные отзывы в авторитетных СМИ, на сайтах Интернет, международных экспертных агентствах;- Уставной капитал незначителен, внесен имуществом (шкаф, компьютер и др.);- Неоправданно большое разнообразие заявленных видов деятельности;- Аффилированность со структурами основных конкурентов Компании;- Отрицательный баланс (по числу и объемам) выигранных и проигранных арбитражных дел;- Проигранные арбитражные дела на незначительные суммы;- Негативный опыт сотрудничества с Компанией, в т.ч. по отзывам сотрудников Компании;- Необременительные санкции государственных контрольно-надзорных структур;- Негативные отзывы партнеров по бизнесу.3Сотрудничество с компанией не рекомендовано (достаточно одного признака - Компания зарегистрирована менее года (кроме арендодателей, дилеров);- Адрес массовой регистрации;- Отрицательные отзывы;- Имеется существенная негативная информация в Продолжение Приложения 7123по критериям оценки)отношении руководства, учредителей компании;- Непредоставление финансовой отчетности;- Участие в судебных процессах с последующим взысканием сумм;- Предстоящая ликвидация;- Предоставление заведомо ложных данных;- Отсутствие реальной экономической деятельности;- Предбанкротное состояние;- Арбитражные суды по объявлению банкротом, санация, конкурсное производство;- Взыскание по решению суда крупных сумм (десятки млн. руб.);- Факты мошенничества, «двойная» бухгалтерия, «управленческий учет»;- Конфликт в руководстве, среди участников;- Причастность учредителей/руководителей к преступлениям экономического характера;- Факты участия в легализации преступных доходов, в финансировании терроризма;- Серьезные санкции государственных контрольно-надзорных структур, претензии правоохранительных органов;- Факты участия в коррупционных схемах (взятка должностному лицу, коммерческий подкуп);- Нежелание присоединиться к Соглашению о неразглашении информации, к Кодексу делового партнера;- Отсутствие разрешений на деятельность, подлежащую лицензированию;- Банкротство в группе компаний;- Выведение активов на несуществующие, предбанкротные фирмы;- Наличие признаков «фирм-однодневок», «массовый» учредитель, «массовый» руководитель.Уровни и сроки изучения информации о контрагентеПредполагаемая сумма сотрудничестваУровни и сроки изученияБазовыйСтандартныйУглубленный1234До 500 тыс. руб.5 рабочих днейОт 500 тыс. до 5 млн. руб.5 рабочих днейСвыше 5 млн. руб.До 10 рабочих днейПриложения 8Кредитная категория корпоративного клиента рассчитывается автоматически в биллинговой системеTele2. Кредитные категории клиентов и размер максимального кредитного лимита в % от ARPUКредитная категорияТип клиентаМакс. кол-во фин.блокировок за последние 6 мес.Средний срок одной фин.блокировки за 6 мес.Мин.стаж обслуживания в сетиМин.кол-во активных абонентовМакс.% от среднемесячного ARPU1234567Новыйлюбойлюбоелюбое<6любое0Надеж ныйМБ, СБ, СБ+M2M<=2<=5>=61250<=1>5>=12Надеж ныйM2M<=2<=5>=65250<=1>5>=12Риско выйлюбойЛюбоелюбое>=6любое0ДосрочныйлюбойКлиент переведен на КФО досрочно250SpecialлюбойКлиенту предоставляются индивидуальные условия оплаты счетов500Повышение или понижение кредитной категории возможно в одностороннем порядке, если оплата счетов клиентом производится своевременно или сроки оплаты счетов не соблюдаются соответственно. Критерии для расчета кредитной категории могут пересматриваться не чаще 1 раза в год.Кредитная категория «Special» устанавливается «вручную».Продолжение Приложения 8Критерии для присвоения клиенту кредитной категории «Special» №КритерийПредоставление отсрочки оплаты счетовБессрочноОт 2 до 3 месяцевОт 2 месяцев123451Заключение Договора на территории двух и более субъектов РФ+++2Оплата счетов клиентом из единого центра по всей России или оплата Единого счета+++3Клиент имеет особое значение для Tele2 и оказывает влияние на бизнес Tele2+++4Клиент производит оплату дебиторской задолженности в рассрочку+--Приложение 9Расчет максимально допустимого размера кредитного лимитаКредитный лимит рассчитывается для каждого клиента индивидуально.Формула для расчета имеет следующий вид:Предположим, что согласно биллинговой системе доход от оказания услуг связи клиенту ИП Головину О.В. за апрель 2018 г. составил 558 руб., за май 2018 г. – 570 руб., за июнь 2018 г. – 731 руб. Указанному клиенту была присвоена кредитная категория «Надежный» (см. прил. 8).Тогда расчет кредитного лимита выглядит следующим образом:Согласно «Процедуре предоставления корпоративным клиентам кредитной формы оплаты» результат расчета округляется до 100 в большую сторону, итого такому клиенту максимально может быть предоставлен лимит 1600 руб.В случае, если КФО предоставляется досрочно, то в качестве первого множителя в формуле принимается значение – сумма ARPU тарифных планов абонентов, которым клиент согласно договору, компенсирует затраты на услуги связи. ARPU тарифного плана с ежемесячной абонентской платой в расчете на 1 абонента равно размеру абонентской платы (с НДС), без абонентской платы – 150 руб. фиксированно.Приложение 10Процесс предоставления кредитной формы оплаты корпоративным клиентам ООО «Т2 Мобайл»ЭтапДействиеОтветственный сотрудникСрок12340Поступает заявление от клиента о переводе на КФО1Создание заявки в Backoffice для расчета максимально возможного размера кредитного лимитаСотрудник отдела корпоративных продаж/обслуживания1 рабочий день2Расчет максимально возможного для клиента кредитного лимита.В заявке указывается результат (сумма в руб., стаж обслуживания клиента в сети, дисциплина оплаты счетов, среднемесячный доход (averagerevenueperuser, ARPU) на данного B2Bклиента и др.), заявка отправляется автору и не закрывается.Для клиентов категории «Special» рассчитывается не только максимальный (500%), но и 250-450% размер кредитного лимита.Специалист Backoffice, который принял заявку в работу3Запрос необходимых копий документов у клиента.При сумме кредита более 5 тыс.руб.: Заявление клиента, информация из заявки (п.2), все необходимые документы (прил.10) и рекомендации от сотрудника Дирекции по безопасности региона направляются по эл.почте сотруднику, который принимает окончательное решение согласно прил.11. Сотрудник отдела корпоративных продаж/обслуживания4Сотрудник, которому поступило заявление от клиента (этап 1) на основании информации, полученной в ходе выполнения этапов 2,3 предпринимает следующие действия:4.1При отсутствии отрицательных рекомендаций по сотрудничеству с клиентом от сотрудника Дирекции по безопасности региона:- согласовывает сумму кредитного лимита (этап 2) с сотрудником согласно прил.8;- дает обратную связь клиенту о необходимости посещения Салона связи Tele2 с документами для подписания Дополнительного соглашения (ДС) к Договору.Сотрудник отдела корпоративных продаж/обслуживания1 рабочий день4.1.1После подписания ДС клиентом, возвращает заявку со сканом документа в Backoffice для назначения клиенту кредитного лимита и отправки SMSСотрудник отдела корпоративных продаж/обслуживанияПродолжение приложения 1012344.1.2Сверяет кредитный лимит, рассчитанный на этапе 2 и в ДС.Если лимит меньше или равен рассчитанному на этапе 2, клиенту устанавливается указанный в заявке кредитный лимит, отправляется SMS.Специалист Backoffice, который принял заявку в работу4.1.3 доп. этапДополнительная обратная связь клиенту (помимо SMS из этапа 4.1.2 при необходимости – звонок) о положительном решении и установлении кредитного лимита в срок 1 рабочий день с момента данного звонкаСотрудник отдела корпоративных продаж/обслуживания1 рабочий день4.2Независимо от суммы кредитного лимита, при наличии отрицательных рекомендаций по сотрудничеству с клиентом от сотрудника Дирекции по безопасности региона:- дает обратную связь клиенту о невозможности перевода на КФОСотрудник отдела корпоративных продаж/обслуживанияМаксимальный срок ожидания ответа клиентом3 рабочих дняПриложение 11Список документов для предоставления клиенту кредитной формы оплаты№Юридическое лицо(генеральный директор)Юридическое лицо (доверенное лицо)Индивидуальный предприниматель1234При любой сумме кредита1Заявление о предоставлении КФО2Документ, удостоверяющий личность3Документ, подтверждающий полномочия руководителя организацииДоверенность4ОГРН (копия, заверенная печатью организации)ОГРНИП5ИНН (копия, заверенная печатью организации)Дополнительно при сумме кредитного лимита более 30 тыс.руб.6Акты сверок по клиенту за последний период 3 (мин) – 6 (макс) месяцевУтверждение кредитного лимита для клиентаУровень принятия решения и согласования заявления клиента на предоставление КФОМаксимальный кредитный лимит корпоративного клиента, руб.12Координаторы Back office0(Старший) специалист, Менеджер по корпоративному обслуживанию/продажам регионаДо 5 000Руководитель абонентского обслуживания региона,Руководитель группы (корпоративных) продаж,Руководитель отдела корпоративных продаж,Руководитель отдела корпоративных продаж региона,Руководитель B2C&B2Bпродаж регионаДо 50 000Коммерческий директор региона,Региональный управляющий директор,Старший менеджер корпоративных продаж макрорегиона,Руководитель B2C&B2Bпродаж региона макрорегионаДо 100 000Коммерческий директор макрорегиона,Генеральный управляющий директор макрорегионаБолее 100 000 (для региональных и макрорегиональных клиентов)Руководитель департамента корпоративных продаж,Руководитель направления по управлению взаимодействием с корпоративными клиентами,Директор по продажам и дистрибуции,Директор по обслуживаниюБолее 200 000 (для федеральных клиентов)Приложение 12Условия отмены кредитной формы оплатыПричина измененияИнициатива клиентаИнициатива Tele2123КогдаПо запросу1 раз в полгодаКакВ заявлении клиент отказывается от обслуживания на кредитной системе оплаты и изъявляет желание перевода обслуживания на авансовую систему оплатыОдносторонний перевод клиента может быть осуществлен в случаях, перечисленных ниже, с обязательным уведомлением за 10 календарных дней до даты вступления изменений в силу.Клиент выражает свое согласие при подписании ДС по предоставлению КФО.Условия1. Отсутствие задолженности на лицевом счете клиента1. Нерегулярная оплата счетов клиентов (минимум 3 нарушения за 6 месяцев)2. Недоставки отчетных документов Почтой РФ по причине «выбытия» клиента3. По результатам регулярного пересмотра в случае, если кредитный лимит выше, чем предполагает текущая кредитная категория Приложение 13Размеры обещанного платежа и его сроки1-й случай. Задержка платежаТаблица 1Размер ОП и срок его действия для случая 1Кредитная категория клиентаМаксимальный размер обещанного платежаМаксимальный срок действия обещанного платежа (рабочих дней)123НовыйДосрочныйРисковыйНадежныйSpecial100%102-й случай. Исчерпание средствТаблица 2Размер ОП и срок его действия для случая 2Кредитная категория клиентаМаксимальный размер обещанного платежаМаксимальный срок действия обещанного платежа (рабочих дней)123Рисковый0%-Новый5%3Досрочный15%5Надежный20%7Special25%103-й случай. Отсрочка оплаты счетаПродолжение приложения 13Таблица 3Размер ОП и срок его действия для случая 3Кредитная категория клиентаМаксимальный размер обещанного платежаМаксимальный срок действия обещанного платежа (рабочих дней)123Рисковый0%-НовыйДосрочный100%5Надежный100%10SpecialНе предоставляется-Приложение 14Виды скидок, предоставляемых ООО «Т2 Мобайл» абонентам, корпоративным клиентамВид скидкиСущность скидки12Фиксированная скидкаНе изменяется во времени, представляет собой фиксированную сумму или фиксированный процент от суммы начислений за периодСкидка за объем приобретаемого товара, услугиПеременная скидка: процент, размер которого зависит от суммы начислений за период (для корпоративных клиентов – количества активных абонентов)Скидка за объем предоплаты, за ускорение оплатыМинуты, трафик, количество SMS;Зависит от величины суммы пополнения счета за услуги связи ранее установленного контрактом срока«Рибэйт» в форме снижения цены в последующих периодахПредоставляется за выполнение определенных условий (количество активных абонентов, сумма начислений за услуги связи);Только для корпоративных клиентовПостоянная скидкаЯвляются частью тарифного плана (звонки в определенное время суток, пакет сообщений и пр.);Предоставляются в течение длительного промежутка времениСкидки на комплекты товаров и/или услугСтоимость товаров/услуг в комплекте может быть ниже уровня цен на подобные товары/услуги, реализуемые отдельно Скидка при продаже сопутствующих товаровСкидка на дополняющий товар, обязательные принадлежности и запасные части при приобретении основного товараНакопительная скидкаПредоставляется по накопительной системе: зависит от обшей суммы сделанных покупок в течение определенного срока, других выполненных условий акцииДилерская скидкаПредоставляется постоянным посредникам по работе с абонентамиСкидка при понижении качества услугЗависит от степени ухудшения качества оказанных услуг в каждом конкретном случаеПрогрессивная скидкаПредоставляется при потреблении/предоплате услуг в текущем периоде на сумму свыше определенного порогового значенияСкидка за потребление услуг в течение определенного срокаПредоставляется при заключении договора на определенный срокСкидка при подключении абонента, клиентаПредоставляется при подключении абонента, клиента путем снижения цены на услуги связи, оказываемые данному абоненту, клиентуПриложение 15Шаблон расчетного бизнес-кейса для предоставления фиксированной скидки корпоративному клиентуBUЯнварь 2018Февраль 2018Март 2018<…>Декабрь 2018Subs00000Gross00000Revenue, KRUR00000Churn00000Churn_rate0.00%0.00%0.00%0.00%0.00%ARPUAC без скидкиЯнварь 2018Февраль 2018Март 2018<…>Декабрь 2018Subs00000Gross00000Revenue, KRUR0000Churn00000Churn_rate0.00%0.00%0.00%0.00%ARPUAC со скидкойЯнварь 2018Февраль 2018Март 2018<…>Декабрь 2018Subs00000Gross00000Revenue, KRUR0000Churn00000Churn_rateARPUЭффективность программыЯнварь 2018Февраль 2018Март 2018<…>Декабрь 2018Subs00000Gross00000Revenue, KRUR0000Приложение 16Этапы работы с отчетом по дебиторской и кредиторской задолженности№Название этапаОписание этапаИсполнительИнф. система, транзакцияИсходящие документы1234561Формирование отчета по задолженности контрагентов (КА)Формирование отчета по отдельным позициям дебиторов;Анализ отдельных позиций контрагента с целью классификации по параметрам:• Просрочена ли задолженность согласно договору;• Тип задолженности: дебиторская или кредиторская;Предварительнаяпроверка отражения и корректности выравнивания и взаимозачетов по релевантным позициям Сотрудник профильного департаментаSAPТранзакция:FBL5N2Проверка срока оказания услуги, реализации запасов по договоруПроверка сроков оказания услуги, реализации запасов по договоруСотрудник проф. департамента3Печать документов из системыэлектронного документооборота и архива (ЭДА)Печать документовна оплату из системы ЭДА в случае необходимости выставления их КАБухгалтер по документообороту (ДО)ЭДА4Работа с КА для получения оплатыРаботу с КА для получения оплаты по счетуСотрудник проф. департамента5Подготовка документов для списания незакрытой задолженностиФормирование служебной записки (СЗ) о том, что задолженность не может быть погашена, и комплекта первичных документов (ПД) по задолженности и/или документ-обоснование для списания задолженностиСотрудник проф. департаментаСЗ, ПД,Документ-обоснование6Размещение документов в ЭДАРазмещение в ЭДА документов, поступивших от поставщика/СЗ о невозможности взыскания задолженности в случае отсутствия необходимых документов в ЭДАБухгалтер ДОЭДА7Формирование отчета по задолженности КАФормирование отчета по отдельным позициям кредиторов;Анализ отдельных позиций контрагента с целью классификации по параметрам:• Просрочена ли задолженность согласно договору;• Тип задолженности: дебиторская или кредиторская.Сотрудник проф. департаментаИз SAPТранзакции:FBL1N8Проверка оплаты и сроков платежа по договоруПроверка сроков оплаты и сроков платежа по договоруСотрудник проф. департамента9Получение документов от КАРаботу с КА для получения ПДСотрудник проф. департаментаПД от контрагента10Работа с КА по устранению задолженностиРабота с КА по устранению задолженности контрагента. Сотрудник проф. департаментаПриложение 18Этапы отражения взаимозачета обязательств с контрагентами№Название этапаОписаниеэтапаИсполнительИнф. система, транзакцияВходящие докуМентыИсходящие документыБух.проводки123456781Согласование взаимозачета с КАСогласование осуществления взаимозачета с КАСпециалист проф. департамента2Подготовка заявки на составление акта взаимозачета (АВЗ)Формирование заявки на подготовку АВЗ с КАСпециалист проф. департаментаЗаявка на взаимозачет3Размещение согласованной заявки на взаимозачет в ЭДАРазмещение заявки на взаимозачет в ЭДАБухгалтер ДОЭДАЗаявка на взаимозачет от проф. департамента4Согласование заявки на взаимозачет в ЭДАСогласование АВЗ в ЭДАСотрудник проф. департаментаЭДАЗаявка на взаимоЗачет5Отражение взаимозачета обязательств КАОтражение операций по взаимозачету на основании заявки в ЭДА;Отражение взаимозачета обязательств на основании реестра.Специалист группы учета ОЦОSAPERPТранзакцияF-51F-30Заявка на взаимозачет в ЭДА.Реестр доходов/расхоДовДт/Кт 60Дт/Кт 626Печать АВЗПечать АВЗСпециалист группы учета ОЦОSAPТранзакцияJ3RFASKJ3RFASDАкт взаимозачета7Размещение АВЗ в ЭДАРазмещение документа в системе ЭДАБухгалтер ДОЭДААкт взаимозачета8Подписание акта с КАПодписаниеАВЗ с КАБухгалтер ДОАкт взаимозачета9Размещение в ЭДА полностью подписанной бумажной версии актаРазмещение подписанногоАВЗ в системе ЭДАБухгалтер ДОЭДА10Проверка и утверждение акта КАПроверка и утверждение для последующей обработки АВЗ, полученный от КАСпециалист проф. департаментаАкт взаимозачета11Размещение АВЗ КАРазмещение в системе ЭДА АВЗ от КАБухгалтер ДОЭДААкт взаимозачета12Согласование акта в ЭДАСогласование в системе ЭДА АВЗ от КАСотрудник проф. департаментаЭДА13Отражение суммы взаимозачета в реестре доходов/расходовОтражение операций взаимозачета с КА реестре доходов/расходовСпециалист проф. департаментаРеестр доходов/расходов интерконнектаПриложение 19Этапы проведения сверки расчетов с контрагентом№Название этапаОписание этапаИсполнительИнф. система, транзакцияВходящие документыИсходящие документыБух.проВодки123456781Информирование бухгалтера по ДО о проведении сверки с КАИнформирование бухгалтера по ДО о необходимости провести сверку с КАСотрудник проф. департамента2Формирование акта сверкиФормирование акта сверки из системы SAPERP после поступления запроса на проведение сверки Бухгалтер ДОSAPERPТранзакции J3RFASD для дебиторовJ3RFASK для кредиторовАкт сверки3Формирование акта сверкиФормирование акта сверки из системы SAPERPпри проведении ежегодной инвентаризации Специалист группы учета ОЦОSAPERPТранзакции J3RFASD для дебиторовJ3RFASK для кредиторовАкт сверки4Размещение акта сверки в ЭДАРазмещение акта сверки, полученного из системы SAPERP, в системе ЭДАСпециалист группы учета ОЦОЭДААкт сверки5Формирование реестра КАФормированиеОСВ в разрезе КА для формирования реестра КА для осуществления сверкиСпециалист группы учета ОЦОSAPERPТранзакции: J_3RFKSLDдля дебиторовJ_3RFKSLK для кредиторов6Информирование региона и направление приказа о проведении годовой инвентаризацииИнформирование региона о проведении годовой инвентаризации ДЗ и КЗ;Подготовка соответствующего приказа и направление его в регионСпециалист группы учета ОЦОПриказ о проведении годовой инвентаризации ДЗ/КЗ7Формирование и подписание приказа по инвентаризацииФормирование и подпись приказа о проведении годовой инвентаризации, переданного сотрудником ОЦОБухгалтер ДОПриказ о проведении годовой инвентаризации ДЗ/КЗ8Печать акта сверки, подписание по доверенности за Гл. БухгалтераРаспечатывание из системы SAPERP акта сверки и подпись его по доверенности за гл. бухгалтера;Передача 2х экземпляров акта сверки сотруднику профильного департамента региона, отвечающего за данного КАБухгалтер ДОSAPERPТранзакции J3RFASD для дебиторовJ3RFASK для кредиторов9Организация отправки акта КА для сверкиПередача на отправку КА 2х экземпляров акта сверкиСпециалист проф.департамента10Контроль получения акта сверки от КАКонтроль получения акта сверки от КА;В случае неполучения ответа в течение 30 дней проведение переговоров с бухгалтерией КА по телефону в целях получения акта сверки;Передача на отправку КА повторный акт сверки с уведомлением о полученииВ случае если ответ не был получен в течение 30 дней после повторного направления акта, в ЭДА размещается первичный акт сверки с уведомлением о получении и отмечает на акте, что документ не получен (см. шаг 18).Специалист проф. Департамента11Получение акта сверки от контрагентаСотрудник профильного департамента получает акт сверки от контрагента и передает его бухгалтеру по документообороту. На акте сверки от контрагента необходимо проверить наличие контактного лица и телефон контрагента (в случае необходимости указать самостоятельно на акте сверки).Специалист профильного департамента12Размещение полученного акта сверки в ЭДАРазмещение акта сверки, полученного от КА, в системе ЭДАБухгалтер ДОЭДА13Осуществление сверки, анализ расхождений, взаимодействие с КАСверка и анализ расхождений в системе SAPERPСпециалист группы учета ОЦОSAPERPТранзакции FBL1NFBL5N14Запрос на получение документов для устранения расхожденийОформление запроса на получение документов для устранения расхожденийСпециалист звонкового центра ОЦОSSC Trouble Ticket15Ответ на запрос ОЦО по предоставлению документовПолучение ответа на запрос по предоставлению документов и передача его специалисту группы учета ОЦО для осуществления сверки и анализа расхожденийБухгалтер ДОSSC Trouble Ticket16Корректировка разницы в учетеКорректировка разниц по результатам проведения сверки взаиморасчетов с КА в учетной системеСпециалист группы учета ОЦОSAPERPТранзакцияF-22, F-27F-43, F-41Дт/Кт 62 Кт/Дт 90Дт/Кт 15,20,26 Кт/Дт 6017Размещение акта сверки в ЭДА/акта с расхождениямиПодпись акта сверки специалистом группы учета ОЦО;В случае неустановления причин расхождений подпись акта с разногласиями;Размещение данного акта в ЭДА как версию к существующему документу бухгалтером ОЦОСпециалист группы учета ОЦОЭДА18Заполнение и подписание оригинала акта сверки (в т.ч. с расхождениями)Перенесение данных Теле2 в акт сверки и подпись акта сверки по доверенности за Гл. бухгалтераБухгалтер ДО19Размещение окончательной версии акта сверки в ЭДАРазмещение окончат. варианта акта сверки в ЭДА;В случае неполучения акта сверки от КА бухгалтер по ДО размещает в ЭДА акт сверки с уведомлением о получении и отмечает на акте, что документ не полученБухгалтер ДОЭДА20Организация обратной отправки сверенного акта КАПередача на отправку КА окончат. варианта акта сверки, подписанного с обеих сторонСпециалист проф.ДепартаментаПриложение 20Тест для оценки контрольной среды ООО «Т2 Мобайл»УтвержденияВариант ответаДаНет1231.Разработаны и утверждены стратегические цели развития ООО «Т2 Мобайл»+2.Для компании характерна связь стратегической цели и процесса управления дебиторской задолженностью на постоянной основе-Для компании характерна связь цели процесса управления дебиторской задолженностью и утвержденной системы скидок+3.Руководство уделяет внимание вопросам, которые связаны с внутренним контролем величины, структуры и сроков возникновения дебиторской задолженности+4.Руководство уделяет внимание вопросам, которые связаны с предоставлением скидок определенным (значимым) контрагентам, эффективностью системы скидок и ее утверждением+5.Руководство мотивирует сотрудников на соблюдение регламентов, касающихся проверки контрагента, процедуры закупки, кредитования корпоративных клиентов, предоставления скидок-6.Сотрудники, принимающие непосредственное участие в процессе управления дебиторской задолженностью, системой скидок в частности, являются компетентными, обладают достаточными знаниями (о специфике деятельности, о конкретных контрагентах, принципах предоставления скидок и пр.)+7.Организационная структура компании соответствует размеру и характеру ее деятельности+8.В ООО «Т2 Мобайл» создано специализированное подразделение, ответственное за внутренний контроль+9.В ООО «Т2 Мобайл» создано специализированное подразделение, ответственное за разработку системы скидок, постоянный мониторинг ее эффективности, корректировку системы-10.Бухгалтерский учет дебиторской задолженности ведется специализированным подразделением (бухгалтерией)+11.Кадровая политика реализуется в соответствии со стратегией развития компании+12.Разработана система подготовки и повышения квалификации персонала+13.Руководство регулярно проводит опрос, направленный на выявление уровня профессиональной подготовки сотрудников-14.Компания реализует комплекс мероприятий по повышению уровнявовлеченности персонала+15. Руководство регулярно проводит опрос, направленный на выявление уровня вовлеченности персонала и факторов, оказывающих на него влияние+16.Низкий уровень текучести кадров+Приложение 21Тест для оценки процесса выявления рисков управления дебиторской задолженностью ООО «Т2 Мобайл»Вопросы и утвержденияВариант ответаДаНет1231. Создана корпоративная система управления рисками (КСУР) деятельности компании+2. КСУР стремится соответствовать стандарту ISO 31000:2009 – Международный стандарт «Риск менеджмент – принципы и руководства»+3. Политика по управлению рисками основана на стандарте ISO 31000:2009, Методических рекомендациях Росимущества, положениях COSOERM+4. Участниками КСУР являются как высшее руководство компании (Совет директоров, Комитет по аудиту Совета директоров, Комитет по управлению рисками), так и сотрудники департаментов (риск менеджер, владельцы рисков (несут ответственность за управление рисками), исполнители контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками) +5. Распределены полномочия и ответственности участников КСУР в процессе управления рисками+6. Управление рисками осуществляется непрерывно и на систематической основе+7.Разработан и утвержден «Регламент по управлению рисками», содержащий сведения об этапах данного процесса, шкалах оценок вероятности возникновения рисков и предполагаемого ущерба+8.Утвержден и регулярно актуализируется перечень рисков, связанных с неоправданной величиной, структурой и качеством дебиторской задолженности-9.Из 5 утвержденных возможных способов количественной оценки рисков в компании применяются все 5: расчет предполагаемого ущерба, среднего ущерба, стоимость под риском, расчет влияния различных комбинаций рисков, сравнение уровня реализации определенного риска с риск-аппетитом компании-10.По каждому риску определяются факторы его возникновения, оценивается их значимость, вероятность реализации риска и возможные последствия-11.Информация о рисках, мероприятиях по их управлению, статусе выполнения указанных мероприятий, значениях ключевых индикаторов риска актуализируется на регулярной основе +12.Осуществляется методологическое сопровождение процессов управления рисками+13.Производится анализ эффективности используемых компанией методов управления рисками в конце каждого года-Приложение 22Тест для оценки информационной системы ООО «Т2 Мобайл»Вопросы и утвержденияВариант ответаДаНет1231.Разработан и утвержден раздел учетной политики, определяющий порядок учета и инвентаризации дебиторской задолженности+2.Разработан, утвержден и периодически обновляется «Регламент изучения информации о контрагенте» +3.Разработаны, утверждены и регулярно обновляются «Политика закупок» и соответствующие ей регламенты+4.Разработаны, утверждены и регулярно обновляются «Политика кредитования корпоративных клиентов» и соответствующие ей регламенты+5.Разработаны, утверждены и регулярно обновляются «Политика предоставления скидок» и соответствующие ей регламенты+6.Разработана и утверждена «Инструкция по работе сотрудника профильного подразделения с отчетом по дебиторской и кредиторской задолженности»+7.Разработаны и утверждены «Инструкция по отражению взаимозачетов задолженности с контрагентами» и «Порядок проведения сверок расчетов с контрагентами»+8.Разработаны и утверждены «Порядок создания резерва по сомнительной задолженности» и «Инструкция по списанию безнадежных долгов»+9. Отражение в учете дебиторской задолженности осуществляется на основании первичных документов+10.Отсутствует дебиторская задолженность, не зарегистрированная в учете+11.Отражение в учете дебиторской задолженности осуществляется в том периоде, в котором она возникла-12.Отражение дебиторской задолженности в учете осуществляется в разрезе контрагентов, договоров, сроков+13.Отдельный параллельный учет дебиторской задолженности ведется в отношении контрагентов, которым были предоставлены различные скидки-14.В рамках всей компании используется автоматизированная система учета дебиторской задолженности+Приложение 23Тест для оценки контрольных действий ООО «Т2 Мобайл»Вопросы и утвержденияВариант ответаДаНет1231. Дирекция по внутреннему контролю и комплаенс проводит проверку соблюдения нормативных актов, норм, нормативов при управлении дебиторской задолженностью на регулярной основе-2.Дирекция по внутреннему контролю и комплаенс проводит проверку соблюдения норм внутренних политик и регламентов в отношении кредитования контрагентов и предоставления им скидок на регулярной основе-3.Руководство коммерческой дирекции проводит проверку соблюдения норм внутренних политик и регламентов в отношении кредитования контрагентов и предоставления им скидок на регулярной основе+4.Систематически проводится проверка соблюдения учетной политики и ее элементов в части, связанной с отражением дебиторской задолженности и ее инвентаризацией-5.Систематически проводится анализ действующей системы скидок на предмет выявления неэффективных скидок, а именно не способствующих увеличению числа контрагентов, повышению оборачиваемости дебиторской задолженности+6.Заключения Дирекции по безопасности в отношении действующих контрагентов обновляются на регулярной основе+7.Условия кредитования корпоративных клиентов и предоставления скидок пересматриваются на регулярной основе+8.Условия кредитования корпоративных клиентов и предоставления скидок согласовываются на региональном и макрорегиональном уровнях и Центральной функцией соответствующего департамента +9. Анализ динамики показателей для контроля и мониторинга дебиторской задолженности в целом производится на регулярной основе+10.Анализ динамики показателей для контроля и мониторинга дебиторской задолженности в разрезе контрагентов и видов скидок производится на регулярной основе-11.Контроль качества дебиторской задолженности в целях формирования резерва по сомнительной задолженности и списания безнадежных долгов осуществляется систематически+12. Контроль сроков возникновения дебиторской задолженности в целях списания задолженности по истечении срока исковой давности осуществляется систематически+13.Сверка расчетов с контрагентами осуществляется на регулярной основе+14. Определяются задачи на краткосрочную и среднесрочную перспективу в части управления дебиторской задолженностью-15. Инструменты контроля и управления дебиторской задолженностью периодически обновляются в целях повышения эффективности указанного процесса+Приложение 24Тест для оценки процесса мониторинга средств контроля ООО «Т2 Мобайл»Вопросы и утвержденияВариант ответаДаНет1231. В ООО «Т2 Мобайл» создано специальное подразделение, ответственное за организацию внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни компании+2. В ООО «Т2 Мобайл» создано специальное подразделение, ответственное за организацию системы комплаенс (соблюдения норм, правил, стандартов и принципов, установленных действующим законодательством, отраслевыми стандартами, локальными нормативными актами и пр.)+3.Разработаны и утверждены функции Дирекции по внутреннему контролю и комплаенс+4.Разработаны и утверждены функции Коммерческой дирекции+4. Утверждены права, обязанности и ответственность работников Дирекции по внутреннему контролю и комплаенс+5.Утверждены права, обязанности и ответственность работников Коммерческой дирекции+6. Осуществляется координация деятельности структурных подразделений ООО «Т2 Мобайл» по организации и осуществлению внутреннего контроля и комплаенс+7. Осуществляется планирование мероприятий в области мониторинга эффективности системы внутреннего контроля компании в части управления дебиторской задолженности-8.Осуществляется планирование мероприятий в области мониторинга эффективности системы скидок+9. Проводится ежемесячный мониторинг платежеспособности и финансовой устойчивости наиболее сомнительных контрагентов-10. Реализуется эффективный внутренний аудит системы внутреннего контроля компетентными и независимыми в функциональном отношении сотрудниками+11. Информация о недостатках системы внутреннего контроля в части управления дебиторской задолженностью доводится до руководства соответствующего уровня СВК+12.Информация о недостатках системы внутреннего контроля в части поддержания эффективности системы скидок доводится до руководства соответствующего уровня СВК+13. Информация о существенных недостатках внутреннего контроля в части управления дебиторской задолженностью и результатах оценки его эффективности доводится до высшего менеджмента и совета директоров-Приложение 25Стратегия аудита эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Т2 Мобайл»Проверяемый субъектООО «Т2 Мобайл»Аудиторская организацияООО «Аудит и Консалтинг»Отчетный период01.01.2018 – 31.12.2018Планируемые работыПериод выполненияИсполнительДокументы аудитора12341. Аудит эффективности планирования взаимоотношений с контрагентами06.08.19 – 07.08.19Муравьева Н.В.Аналитическая справка аудитора№ 12. Аудит эффективности учета дебиторской задолженности06.08.19 – 08.08.19Казаков К.С.Аналитическая справка аудитора№ 23. Аудит эффективности контроля состояния дебиторской задолженности06.08.19 – 08.08.19Казаков К.С.Аналитическая справка аудитора№ 34. Аудит эффективности анализа и оценки состояния дебиторской задолженности 08.08.19 – 09.08.19Маркина А.В.Аналитическая справка аудитора№ 45. Аудит эффективности анализа и оценки экономических потерь от дебиторской задолженности08.08.19 – 09.08.19Маркина А.В.Аналитическая справка аудитора№ 56. Аудит эффективности разработки мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью08.08.19 – 10.08.19Муравьева Н.В.Аналитическая справка аудитора№ 6Руководитель аудиторскойорганизацииМаркина А.В23.07.19(дата) (подпись)Руководитель аудиторской проверкиКазаков К.С.23.07.19(дата) (подпись)АудиторМуравьева Н.В.23.07.19(дата) (подпись)Приложение 26План аудита эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Т2 Мобайл»Проверяемый субъектООО «Т2 Мобайл»Аудиторская организацияООО «Аудит и Консалтинг»Отчетный период01.01.2017 – 31.12.2017Аудиторские работыПотенциальныерискиПриемы и процедуры аудитаДокументы хозяйств. субъектаЭкспертизаОценкаДиагностикаРекомендации1. Аудит эффективности планирования взаимоотношений с контрагентамиРиск заключения договора с недобросовестным поставщиком, риск неэффект-ти и неактуальности предоставляемых скидок,риск снижения уровня финансовой устойчивости и платежеспособности контрагента1.Определение процедуры анализа контрагентов; 2. Изучение методов ранжирования контрагентов; 3.Анализ действующей системы скидок1.Расчет соотношения ДЗ и КЗ; 2.Определение срока оборачиваемости ДЗ3.Определение эффект-ти предостав ляемых скидокВыявление факторов, влияющих 1. на присвоение контрагенту определенной категории, разделение контрагентов на группы; 2.на соотношение ДЗ и КЗ; 3. на срок оборачиваемости ДЗ; 4. на выбор определенной скидки для клиента; 5. на эффективность скидки1.Разработка и рекомендации по внедрению системы оценки контрагентов; 2.Разработка и рекомендации по внедрению нового дифференцированного подхода к ценообразованию;3.Разработка и рекомендации по мониторингу эффективности и изменению системы скидокКоммерческая политика, Политика закупок, Политика кредитования, Политика предоставления скидок, Процедура присвоения кредитной категории, Система скидок для корпоративных клиентов, внутренняя отчетность по ДЗ и КЗ2. Аудит эффективности учета дебиторской задолженностиРиск некорректного перевыставления счетов от арендодателя субарендатору в случае, если один из контрагентов 1.Анализ подхода к разделению дебиторской задолженности по контрагентам, по сроку 1.Оценка корректности разнесения ДЗ по группам1.Выявление причин, приводящих к неправильной классификации ДЗ1.Разработка и рекомендации по внедрению инструкции по отнесению ДЗ к определенной группеВыгрузки из информационной системы SAPERP, внутренняя отчетностьПродолжение Приложения 261234567работает без НДС, риск неполучения от контрагента закрывающего документа в срок или неполучения вовсе,риск получения от контрагента некорректно оформленного закрывающего документапогашения, по предоставленным скидкам и льготным условиям оплаты, по сроку просроченности платежа3. Аудит эффективности контроля состояния дебиторской задолженностиРиски неполного отражения задолженности контрагентов, некорректного отражения взаимозачетов, риск проведения сверок расчетов, риск неполучения от контрагента закрывающего документа, риск неэффективности и неактуальностипредоставляемых скидок,риск снижения уровня финансовой устойчивости и платежеспособност1.Анализ процедуры контроля состояния ДЗ; 2.Определение сотрудников и их обязанностей в части контроля состояния ДЗ1.Оценка недостатков процедуры контроля состояния ДЗ1.Выявление факторов, влияющих на эффективность контроля состояния ДЗ1.Разработка и рекомендации по внедрению усовершествованной процедуры контроля состояния ДЗ (перечень этапов, выполняемых сотрудниками, перечень коэффициентов, характеризующих эффективность контроля, регламент контроля задолженности в разрезе предоставленных скидок)Регламент по работе с ДЗ, Инструкция по работе с отчетом по ДЗ, Регламент по проведению сверок с контрагентами, Регламент по проведению взаимозачетов, Регламент изучения информации о контрагентеПродолжение Приложения 261234567и контрагента, риск превращения текущей задолженности в просроченную и безнадежную, риск непогашения дебиторской задолженности4. Аудит эффективности оценки состояния дебиторской задолженностиРиск неполного отражения задолженности контрагентов, риск некорректного перевыставления счетов от арендодателя субарендатору в случае, если один из контрагентов работает без НДС,некорректного отражения взаимозачетов, риск проведения сверок расчетов, риск неполучения от контрагента закрывающего документа, риск превращения текущей задолженности в просроченную и 1.Изучение процедуры оценки состояния ДЗ; 2.Определение форм отчетности по итогам оценки состояния ДЗ1.Расчет показателей, характеризующих состояние дебиторской задолженности (оборачиваемость, срок оборачиваемости, продолжительность финансового цикла)1.Выявление факторов, влияющих на отклонения показателей состояния ДЗ за период1.Разработка мероприятий по повышению эффективности процедуры оценки состояния ДЗ, 2.Разработка новых коэффициентов, характеризующих состояние ДЗ3.Разработка критериев, характеризующих эффективность предоставляемых скидокРегламент по работе с ДЗ, Политика по кредитованию корпоративных клиентов, Регламент по предоставлению скидок, Инструкция по работе с отчетом по ДЗ, Регламент по проведению сверок с контрагентами, Регламент по проведению взаимозачетов, Выгрузки из информационной системы SAPERP, внутренняя отчетностьПродолжение Приложения 261234567безнадежную, риск непогашения дебиторской задолженности5. Аудит эффективностиоценки экономических потерь от дебиторской задолженностиРиски неполного отражения задолженности контрагентов, риск некорректного перевыставления счетов от арендодателя субарендатору,некорректного отражения взаимозачетов, риск проведения сверок расчетов, риск неполучения от контрагента закрывающего документа, риск снижения уровня финансовой устойчивости и платежеспособности контрагента, риск неэффективности предоставляемых скидок,риск превращения текущей задолженности в просроченную и 1.Изучение процедуры оценки экономических потерь от ДЗ; 2.Изучение процедуры оценки эффективности предоставляемых скидок,3.Определение форм отчетности по итогам оценки экономических потерь от ДЗ1.Расчет показателей, характеризующих величину экономических потерь от ДЗВыявление факторов, влияющих: 1. на возникновение и величину экономических потерь от ДЗ, 2.на эффективность предоставляемых скидок1.Разработка и рекомендации по внедрению процедур, предупреждающих и/или минимизирующих экономические потери от ДЗРегламент по работе с ДЗ, Инструкция по работе с отчетом по ДЗ, Регламент по проведению сверок с контрагентами, Регламент по предоставлению скидок, Политика кредитования корпоративных клиентов, Выгрузки из информационной системы SAPERP, внутренняя отчетность, Регламент по работе с сомнительной задолженностью, Инструкция по списанию безнадежных долговПродолжение Приложения 261234567безнадежную, риск расторжения договора при наличии неисполненных обязательств со стороны контрагента, риск смены контрагента по договору без признания задолженности прежней стороны,риск ликвидации контрагента до полного исполнения обязательств по договору,риск непогашения дебиторской задолженности6. Аудит эффективности разработки мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностьюРиск превращения текущей задолженности в просроченную и безнадежную, риск непогашения дебиторской задолженности, риск неэффективности и неактуальности предоставляемых 1.Анализ мероприятий по повышению эффективности управления ДЗ в целом и системы скидок в частности1.Оценка итогов реализации мероприятий поповышению эффективности управления ДЗ в целом и системы скидок в частности1.Выявление недостатков мероприятий по повышению эффективности управления ДЗ в целом и системы скидок в частности; 2.Выявление факторов, влияющих на неэффективность указанных 1.Разработка и внедрение новых мероприятий, способствующих повышению эффективности управления дебиторской задолженностьюРегламент по работе с ДЗ, Регламент по проведению сверок с контрагентами, Регламент по предоставлению скидок, внутренняя отчетность, Регламент по работе с сомнительной задолженностью, Инструкция по Продолжение Приложения 261234567скидокмероприятийсписанию безнадежных долговРуководитель аудиторской организацииМаркина А.В23.01.18(дата) (подпись)Руководитель аудиторской проверкиКазаков К.С.23.01.18(дата) (подпись)АудиторМуравьева Н.В.23.01.18(дата) (подпись)Приложение 27Критерии аудита эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Т2 Мобайл»ПоказательДата30.06.1630.09.1631.12.1631.03.1730.06.1730.09.1731.12.1731.03.201830.06.201830.09.201831.12.2018123456789101112ЭкономичностьКоэф. ликвидности текущей задолженности1.100.550.450.460.370.320.470.420.350.430.37Коэф.ликвидности долгосрочной задолженности4.710.130.110.120.080.090.110.070.060.090.07Выполнение неравенства доп.прибыли от продаж в кредит и доп.затрат по обслуживанию текущей ДЗдададададададададададаПродуктивностьОборачиваемость дебиторской задолженности0.180.821.040.971.381.381.161.742.061.661.91Оборачиваемость кредиторской задолженности0.260.220.240.230.240.240.270.270.290.320.30РезультативностьСрок оборачиваемости дебиторской задолженности, дни500.49109.3586.1793.1165.2965.2577.9951.5943.7754.3147.13Продолжительность финансового цикла, дни211,44-300,30-291,50-300,05-298,26-302,92-253,81-275,71-255,62-218,54-249,09Рентабельность активов, руб.-0,010,01-0,02-0,02-0,01-0,01-0,02-0,010,01-0,010,00Рентабельность собственного капитала, руб.-0,120,12-0,32-0,31-0,16-0,18-0,24-0,150,13-0,10-0,05Динамика выручки от продаж1,003,031,241,001,101,031,040,971,071,100,99Динамика прибыли от продаж1,005,68-1,220,640,06-7,901,080,522,651,540,77Динамика чистой прибыли1,001,00-2,620,940,53-1,09-1,350,640,86-0,730,51Динамика рентабельности собственного капитала1,001,00-2,620,940,53-1,09-1,350,640,86-0,730,51Выполнение неравенства экономического ростанетчастичнонетнетнетнетчастичнонетчастичночастичнонет

Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2018)
2. Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2017 N 192н)
3. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2017 N 192н)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (ред. от 08.11.2010)
7. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2017) «О бухгалтерском учете»
8. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2017) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2017)

Учебные и научные издания
9. ABC-анализ. Сайт «Финансовый анализ». URL: https://www.finances-analysis.ru/abc/abc-analiz.htm
10. Англо-русский и русско-английский словарь электронный словарь Мультитран. URL: http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=1
11. Ассоциация факторинговых компаний. URL: http://asfact.ru
12. Бахрамов Ю. М., Глухов В. В. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения // Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. — СПб.: Питер, 2011. — 496 с.
13. Волостнова В.А. Формирование кредитного рейтинга покупателей в целях дифференциации условий коммерческого кредита // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2014. - №3. – С. 99-106.
14. Гаранина С.А. Процедура разработки реализации кредитной политики корпорации / С.А.Гаранина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 3. - С. 233–238.
15. Герасимова Е.Б. Анализ платежеспособности компании-дебитора как фактора финансовой устойчивости торговой организации // Учет. Анализ. Аудит. – 2017. - №2. – С. 34-41.
16. Герасимова Л.Н., Ильичева У.С., Атажанова Д.А. Факторинг как один из видов управления дебиторской задолженностью // Символ науки. – 2016. - №3. – С. 89-91.
17. Иванова Е. И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. пособие / Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников; под ред. С. И. Гайдаржи. М.: КноРус, 2007.
18. Кислинская Г. Скоринговая модель оценки кредитоспособности заемщика [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/257301/skoringovaya-model-otsenki-kreditosposobnosti-zaemschika
19. Кобелева С.В., Конова О.Ю. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ и управление // Территория науки. - 2016. - № 2. – С. 109-115.
20. Комитет INTOSAI по профессиональным стандартам «Лимская декларация руководящих принципов контроля»
21. Коровина Л.Н., Кобякова С.Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности [Электронный ресурс] / Л.Н. Коровина и др. // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 7 (53). – С. 78-82. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-debitorskoy-i-kreditorskoy-zadolzhennosti (дата обращения: 25.02.2018)
22. Кредитный скоринг. Сайт «Анализ финансового состояния предприятия». URL: http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/method_fin_analiza/kreditnyj_skoring/9-1-0-280
23. Кузнецова А.А. Матричный метод управления дебиторской задолженностью предприятия // Вестник Финансового университета. – 2013. - №5. – С. 62-68.
24. Кузнецова С.А. Ликвидность задолженности компаний: новый инструментарий финансового анализа // Основы экономики, управления и права. – 2014. - №4(16). – С. 63-67.
25. Макарова Л.Г. Понятие и виды аудита эффективности / Л. Г. Макарова // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - №5 (260).
26. Мамаева М.И., Истомина Е.В. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью // Царскосельские чтения. – 2013. - №17(3). – С. 81-84.
27. Мормуль Н.Ф., Енисеева С.А. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью / Н.Ф. Мормуль, С.А. Енисеева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. - № 2 (6)
28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг и др. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. (ИНФРА-М, 2011). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/
29. Рогачева М.А. V-образная модель качества дебиторской задолженности // Проблемы современной экономики. – 2012. - №4. – С. 216-218.
30. Ронова Г.Н., Попов А.С. Особенности управления дебиторской задолженностью как элементом актива / Г.Н. Ронова, А.С. Попов // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. - №5 (11). – С. 47-53.
31. Сайт «Аудит». URL: https://www.audit-it.ru/
32. Сайт «Финансовый анализ». URL: http://1fin.ru/
33. Самойлова С.С., Зобова Е.В. Современные факторы регулирования дебиторской задолженности // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. - №11(045). – С. 205-208.
34. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс] // Журнал о бизнесе в России и за рубежом «Бизнестаймс». URL: http://btimes.ru/dictionary (дата обращения: 03.03.2018)
35. Торопова И.Е., Белякова А.И. Снижение риска неплатежей с помощью факторинга // Вопросы управления. – 2017. - №3(21).
36. Франциско О.Ю., Дзюба С.П. Использование информационных технологий для управления дебиторской задолженностью предприятия // Экономические науки. – 2016. – №112(08).
37. Ялина М.М. Актуальность применения факторинга в целях повышения финансовой устойчивости предприятия // Наука и современность. – 2016. - №35. – С. 207-213.

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи ставит перед собой аудит эффективности управления дебиторской задолженностью?

Цели и задачи аудита эффективности управления дебиторской задолженностью включают оценку эффективности системы управления дебиторской задолженностью, выявление недостатков и предложение рекомендаций по их устранению, а также оценку рисков, связанных с дебиторской задолженностью.

Какие методы, инструменты и критерии используются при аудите эффективности управления дебиторской задолженностью?

Для проведения аудита эффективности управления дебиторской задолженностью могут использоваться такие методы и инструменты, как анализ финансовых показателей, анализ дебиторской задолженности по возрастным группам, сравнение с аналогичными организациями, а также критерии, установленные законодательством и внутренними нормативными актами.

Какие характеристики компании ООО "Т2 Мобайл" можно найти в информационной базе аудита эффективности управления дебиторской задолженностью?

В информационной базе аудита эффективности управления дебиторской задолженностью можно найти такие характеристики компании ООО "Т2 Мобайл", как размер дебиторской задолженности, сроки погашения задолженности, структура дебиторской задолженности по клиентам и другие финансовые и организационные данные.

Какие методы и критерии используются при оценке эффективности системы управления дебиторской задолженностью?

При оценке эффективности системы управления дебиторской задолженностью могут использоваться методы, основанные на анализе финансовых показателей, таких как оборачиваемость дебиторской задолженности, доля просроченной задолженности, средний срок погашения задолженности и другие. Критерии оценки могут быть установлены внутренними нормативными актами организации или законодательством.

Какие цели и задачи ставит перед собой аудит эффективности управления дебиторской задолженностью?

Целями аудита эффективности управления дебиторской задолженностью являются оценка и определение степени эффективности управления дебиторской задолженностью в организации. Задачи аудита включают анализ финансовых показателей, оценку эффективности кредитной политики, выявление рисков и причин возникновения просроченной задолженности, разработку рекомендаций по совершенствованию процессов управления дебиторской задолженностью.

Какие методы, инструменты и критерии используются при аудите эффективности управления дебиторской задолженностью?

Для проведения аудита эффективности управления дебиторской задолженностью применяются методы анализа финансовых показателей, сравнительного анализа с аналогичными организациями, анализа кредитной политики и процедур взыскания задолженности, а также анализа причин возникновения просроченной задолженности. В качестве критериев эффективности могут выступать показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, средневзвешенный срок погашения задолженности, доля просроченной задолженности и другие показатели, определенные внутренними правилами организации.

Какие особенности имеет информационная база аудита эффективности управления дебиторской задолженностью?

Информационная база аудита эффективности управления дебиторской задолженностью должна содержать данные о дебиторской задолженности организации, о кредитной политике и процедурах взыскания задолженности, а также о причинах возникновения просроченной задолженности. Для анализа используются финансовая отчетность, отчеты о движении дебиторской задолженности, данные о сроках погашения и динамике изменения задолженности, а также другие источники информации, доступные аудиторам.

Какая информация предоставляется о компании ООО Т2 Мобайл?

Информация об аудируемом лице компании ООО Т2 Мобайл включает характеристику компании, ее деятельности и структуры, а также финансовую отчетность и отчеты о движении дебиторской задолженности. Эта информация необходима для проведения аудита эффективности управления дебиторской задолженностью в организации.

Какие цели и задачи ставит аудит эффективности управления дебиторской задолженностью?

Аудит эффективности управления дебиторской задолженностью ставит перед собой цели и задачи, связанные с оценкой эффективности процессов, методов и инструментов управления дебиторской задолженностью в организации. Он направлен на выявление проблемных моментов и разработку рекомендаций по их решению, а также на определение достижения поставленных целей и задач в области управления дебиторской задолженностью.

Какие методы, инструменты и критерии используются при аудите эффективности управления дебиторской задолженностью?

Аудит эффективности управления дебиторской задолженностью использует различные методы и инструменты, такие как анализ финансовой отчетности, проверка корректности расчетов с клиентами, анализ кредитных политик и процедур, изучение системы учета и контроля дебиторской задолженности и другие. Критерии оценки эффективности включают такие показатели, как сроки погашения долгов, уровень дебиторской задолженности, эффективность системы взыскания долгов и другие.

Какая информационная база используется при аудите эффективности управления дебиторской задолженностью?

При аудите эффективности управления дебиторской задолженностью используется информационная база, которая включает в себя данные о компании, ее финансовой отчетности, политиках и процедурах управления дебиторской задолженностью, системах учета и контроля, а также другую необходимую информацию. В случае конкретной компании ООО Т2 Мобайл, эта информационная база состоит из характеристики компании и информации об аудируемом лице.

Какова информация об аудируемом лице в случае компании ООО Т2 Мобайл?

Информация об аудируемом лице в случае компании ООО Т2 Мобайл включает в себя данные о ее деятельности, финансовом состоянии, политиках и процедурах управления дебиторской задолженностью, системах учета и контроля, а также другую необходимую информацию. Эта информация является основой для проведения аудита эффективности управления дебиторской задолженностью и позволяет оценить эффективность управления дебиторской задолженностью в компании.