Роль семьи в развитии личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 06.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания 5
1.1 Семья и ее социальные функции в современном обществе 5
1.2 Основные стили семейного воспитания 10
Глава 2. Семья как фактор формирования личности 16
2.1 Методы и формы семейного воспитания 16
2.2 Проблемы современного общества и семейного воспитания 21
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 33

Фрагмент для ознакомления

Женщина сейчас разрывается между работой и семьей, а это сказывается на рождаемости. Женщины все меньше предпочитают сидеть в декрете и ухаживать за ребенком, в современном мире практикуется декрет для отцов. Высоких доход в семье также не редко становится проблемой воспитания в современном обществе. Самая большая проблема состоит в том, что родители неправильно распоряжаются доходом по отношению к ребенку. Избыток материальных благ в таком случае сочетается с недостатком усилий по воспитанию духовных потребностей, в результате чего личности ребенка наносится серьезный вред. Если родители хорошо зарабатывают, несомненно, их дети имеют больше возможностей для обучения и досуга, однако тут велик соблазн дать им максимально возможный объем впечатлений, знаний и навыков во всех сферах жизни. Это ведет к нервным и физическим перегрузкам, высокой утомляемости, соматическим проблемамСпециалисты считают, что проблемой воспитание также становится навязывание детям моральной ответственности. Часто родители внушают ребенку, что н обязан оправдать все их надежды, груз забот для него становится непосильным. Такие дети растут в страхе и постоянном беспокойстве.Также актуальной проблемой воспитания является степень удовлетворения потребностей ребенка, здесь рассматриваются два варианта:Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его балуют. Любое желание для них — закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.Наиболее характерными отклонениями в воспитании являются: Шалость.Краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенности шалости: ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим;Озорство. Проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя;Проступок. Социально опасное явление. Отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности, что говорит уже о складывающихся негативных чертах характера.В современном обществе также есть проблемы связанные с институтом семьи. Первой проблемой общества считают неполные семьи. В таких семьях ребенок проживание только с одним родителем. Проблемами таких сейчас чаще всего являются:Социально-экономические проблемы. К данной проблеме относят ограниченный доход. Также проблемой становится отсутствие должного внимания за ребенком из-за того, что один родитель вынужден совмещать работу уход за ребенком. Большинство родителей, которые самостоятельно воспитывают ребенка работают на пол ставки, а, следовательно, получают не полную заработную плату;Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей в большинстве случает меняет стиль семейного воспитания. Ребенок будет переживать из-за развода или утраты одного из родителей, возможен стресс. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой;Психологические проблемы. К данный проблемам относят переживания, которые связаны с отсутствием поддержки одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.Еще одной проблемой такой семьи принято считать усвоение ребенком полоролевого поведения. Также существует расширенная неполная семья, где воспитанием ребенка занимается не мама или папа, а бабушка и дедушка. В такой семье помимо перечисленных проблем возникают и особенные, специфические. Из-за большой разницы в возрасте часто возникают трудности в построении модели отношений. Также часто возникают проблемы в многодетных семьях. В начале 20-го века наличие в семье больше 4 детей считалось нормой, но сейчас все кардинально изменилось. В многодетной семье ребенку легче пройти социализацию и развить навык общения с окружающими. В такой семье появляются следующие проблемы:Материально-бытовая проблема;Проблема трудоустройства родителей;Жилищная проблема;Психолого-педагогическая проблема;Проблема распределения обязанностей;Медицинская проблема. Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами. К примеру, религия, которая запрещает аборт. В такой семье могут возникнуть трудности, которые связаны с воспитанием и обеспечением детей;Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Чаще всего при повторном браке партнеры уже имеют детей от прошлых отношений;Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это категория считается самой сложной из всех, так как родители имеют низкий уровень культурного развития, чаще всего есть вредные привычки и ведение аморального образа жизни. Ребенок, который был рожден в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи: Недостаток родительского внимания формирует у детей неадекватно низкую самооценку; В многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже; Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы;Тенденции к негативному восприятию социальных институтов.Еще одной социальной группой, которая испытывает ряд проблем считается семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями. Ребенок считается особенным, за ним нужен постоянный уход, его уровень адаптации довольно снижен. Такая семья чаще всего сталкивается со следующими проблемами:Социально-экономические проблемы. Для ухода за таким ребенком одному из родителей необходимо оставить место работы, либо нанять человека, который возьмёт на себя этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично;Психологические проблемы. Внутрисемейный климат может быть вполне благоприятен и благополучен, но риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи;При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.Еще одной социальной группой с проблемами является семья с жестоким обращением. Такой вид отношений затрагивает не только детей, но и всех членов семьи. В отношении ребенка может происходить:Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ;Сексуальное насилие. Насильственное принуждение к сексуальному взаимодействию;Физическое насилие. Побои и телесные повреждения;Психологическое насилие. Ребенок лишается необходимой среды для полноценного развития;Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.Вывод по главе 2. В данной главе были изучены методы и формы семейного воспитания. Установлено влияние семьи на становление личности ребенка. Выявлены компоненты семейного воспитания, изучены основные методы воспитания ребенка, выявлены и изучены проблемы современного общества и семейного воспитания. Изучено 13 основных методов семейного воспитание, самыми действующими специалисты считают метод разъяснения и пример на личном опыте, самым негативным методом воспитание считается наказание, особенно физического характера. Изучены различные роли ребенка по время семейного воспитание.Проанализированы проблемы современного общества и выявлено три социальные семейные группы, у которых наблюдается больше всего не решенных проблем различного характера: неполные семьи, многодетные семьи, семьи с ребенком-инвалидом. Каждая группа имеет свои характерные черты и особенности, но у них есть общая социально-экономическая проблема. Недостаточное количество материальных средств является основной проблемой как общества в целом, так и семейного воспитания детей в указанной категории. ЗаключениеПодведя итог, можно сделать вывод, что каждый человек уникален, имеет свои характерные черты, собственную точку зрения, особенные социально-значимые черты. Безусловно основа личности любого человека закладывается в раннем детстве при непосредственном влиянии семьи, как выявлено в ходе изучения темы, данное влияние может быть как положительное, так и отрицательное. Влияние семьи на становление личности может быть различным, есть много факторов, которые влияют не данное становление. Все зависит от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств каждого чела семьи. Семья является тем самым местом, где человек получает первый социальный опыт. Непосредственное влияние на становление личности оказывает выбранный родителями стиль воспитание. Как было выявлено в ходе изучения темы, самым лояльным и грамотным стилем считается демократический. Данный стиль учить ребенка с самого детства общаться с окружающим миром, не боятся чего-то нового. В данном стиле родители помогают ребенку развиваться в правильном направлении, не принижая его и не лишая возможности развиваться. Также было выявлено, что на становление личности влияет то, к какой семье ребенок развивается и растет. В курсовой работе было выявлено три основные социальные группы семей, где развитие личности у ребенка может быть неполноценным: неполная семья, многодетная семья и семья с ребенком-инвалидом.В целом, можно сделать вывод, что семья играет центральное место в становлении личности любого человека.Список используемой литературыПсихология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи : учебник для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.Социология семьи  : учеб. пособие / Е. М. Черняк. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : "Дашков и К", 2007Семьеведение : Краткий курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 327 сАзаров Ю. П. Семейная педагогика: - Питер; 2011 г., 400 стр.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2009, 133 сРодители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Учебно-метод. комплекс. Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ/М.М.Прокопьева. - Якутск: 200Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 9(39).ПриложениеПриложение 1


Список используемой литературы
1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
2. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи : учебник для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с.
3. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
4. Социология семьи : учеб. пособие / Е. М. Черняк. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : "Дашков и К", 2007
5. Семьеведение : Краткий курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 327 с
6. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: - Питер; 2011 г., 400 стр.
7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007
9. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2009, 133 с
10. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
11. Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Учебно-метод. комплекс. Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ/М.М.Прокопьева. - Якутск: 200
12. Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 9(39).

Вопрос-ответ:

Какая роль семьи в развитии личности?

Семья играет огромную роль в развитии личности. Она является первичной социализационной средой, где ребенок учится базовым нормам и ценностям общества, развивает личностные качества и социальные умения.

Какие основные функции выполняет семья в современном обществе?

Семья выполняет ряд важных функций в современном обществе. Это функции социализации, воспитания и образования детей, поддержки и эмоциональной защиты членов семьи, а также обеспечение их материальных и бытовых потребностей.

Какие стили семейного воспитания существуют?

Существует несколько основных стилей семейного воспитания. Это авторитарный стиль, характеризующийся строгими правилами и требованиями; демократический стиль, основанный на доверии и уважении к мнению ребенка; пермиссивный стиль, где родители позволяют ребенку делать все, что он хочет, и игнорируют его негативное поведение; и невмешательский стиль, когда родители не вмешиваются в жизнь ребенка.

Какие методы и формы семейного воспитания существуют?

Семейное воспитание может осуществляться с помощью различных методов и форм. Это может быть непосредственное влияние родителей на ребенка через общение, обучение, установление правил и норм поведения. Кроме того, семейное воспитание может включать такие формы, как разговоры о важных темах, совместные занятия, походы и путешествия, участие в семейных традициях и ритуалах.

Какие проблемы современного общества оказывают влияние на семейное воспитание?

Современное общество сталкивается с рядом проблем, которые могут оказывать влияние на семейное воспитание. Это финансовые трудности, недостаток времени, нестабильность в отношениях, стресс и депрессия, современные технологии, которые могут отвлекать членов семьи от взаимного общения и воспитания детей. Все эти факторы могут затруднять родителям выполнение их роли и отрицательно сказываться на семейных отношениях и воспитании детей.

Какую роль играет семья в развитии личности?

Семья играет важную роль в развитии личности. Она является первичной социализирующей инстанцией, где ребенок получает первые навыки и ценности, формирующие его личность. Семья создает условия для развития самооценки, эмоциональной стабильности, коммуникативных навыков и многих других аспектов личности.

Какие основные функции выполняет семья в современном обществе?

В современном обществе семья выполняет несколько социальных функций. Она обеспечивает биологическую репродукцию, то есть рождение и воспитание детей. Она также служит источником эмоциональной поддержки и удовлетворения социальных потребностей членов семьи. Кроме того, семья передает культурные и нравственные ценности, нормы и традиции.

Какие стили семейного воспитания существуют?

Существует несколько стилей семейного воспитания. Авторитарный стиль характеризуется строгими правилами и контролем со стороны родителей. Демократический стиль включает в себя диалог и принятие решений вместе с детьми. Пермиссивный стиль отличается низким уровнем контроля со стороны родителей, а невнимательный стиль характеризуется отсутствием эмоциональной поддержки и вовлеченности со стороны родителей.

Какие методы и формы семейного воспитания существуют?

Методы и формы семейного воспитания включают в себя такие элементы, как установление правил и границ, поощрение и похвала, наказание и дисциплина, образовательные игры и развлечения, обучение эмоциональной регуляции и конфликтным навыкам, моделирование желаемого поведения и многое другое. Эти методы и формы помогают развивать навыки и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе.

Какую роль играет семья в развитии личности?

Семья играет важную роль в развитии личности. Она является первичной средой, в которой ребенок формирует свою личность, осваивает основные ценности и нормы поведения. Семья обеспечивает детям эмоциональную поддержку, обучает социальным навыкам, и формирует понимание справедливости и моральных принципов.