Отражение протестных настроений в Рок-музыке 70-80-х годов 20-го века в СССР.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 24.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Деятельность Московской Рок-лаборатории 7
Глава 2. Ленинградский рок-клуб, как отдельная субкультура 12
Глава 3. Гражданская оборона 20
Заключение 22
Список литературы и источников 25
Весной 1988 года, когда группа почти разошлась, был выпущен альбом «Группа крови». Именно он спровоцировал рост популярности группы «Кино». Начиная с песни «Группа крови» и далее, все десять других песен альбома воспринимались многими как протест против войны в Афганистане:Группа крови - на рукаве,Мой порядковый номер - на рукаве.Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:Не остаться в этой траве.Поскольку все песни в этом альбоме наполнены символами, они также содержат в той или иной форме протест против социального неравенства: «любой, кто сбежал из дома в возрасте пятнадцати лет, вероятно, не поймет никого, кто учился в специальной школе» («Бошетунмай») . Есть также протест против идеологического давления властей: «мы хотим видеть дальше, чем окна противоположного дома» («Дальше действовать будем мы»»), протест против бездушности души и недопонимания между людьми звучит не менее остро: «мама, мы все серьезно болеем» («Мама, мы все сошли с ума»). Оказывается, герой альбома Виктора Цоя объявляет войну всем, кто не из своего «полка», и где бы он ни находился «между Землей и Небом – Война!»(«Война.»). И это война добра и зла.Глава 3. Гражданская оборонаГражданская Оборона была одной из первых советских и российских психоделических/панк-рок групп. Они повлияли на многие советские, а затем и российские группы. С начала 1990-х музыка группы начала развиваться в направлении психоделического рока, и лирика лидера группы Егора Летова стала скорее метафизической, чем политической.В 1982 году Летов создал группу «Посев», которая впоследствии стала Гражданской Обороной. С самого начала у группы была откровенно политическая лирика и стойкая антиавторитарная позиция, что делало их мишенью для КГБ. В результате Летов был помещен в психиатрическую клинику, а еще один участник группы был насильно призван в армию в 1985 году. Когда Летов смог вернуться, Гражданская Оборона немедленно возобновила сочинение музыки и сотрудничество с другими музыкантами. С 1986 по 1987 год Летов выпустил несколько кассет под названием Гражданская Оборона, которые распространялись через магнитофон.В 1987 году Летова пригласили выступить на новосибирском рок-фестивале, на котором он выступал под нарочито провокационным названием Адольф Гитлер. По возвращении домой Летову снова угрожали психиатрической больницей. Он бежал из своего родного города Омска со своим партнером, автором песен Янкой Дягилевой (Янка Дягилева), и весь следующий год провел в бегах.К 1989 году Летов вернулся домой и выпустил еще четыре альбома: «Война», «Армагеддон-Попс», «Здоровое и вечное» и «Русские полевые эксперименты». В том же году «Гражданская оборона» также сотрудничала с Янкой Дягилевой в создании двух дополнительных альбомов под названием «Ангедония» и «Домой!». ЗаключениеСвязь между музыкой и политикой, особенно политическим выражением в песне, наблюдается во многих культурах. Хотя музыка влияет на политические движения и ритуалы, неясно, как или в какой степени широкая аудитория относится к музыке на политическом уровне. Музыка может выражать темы против истеблишмента или протеста, включая антивоенные песни, но идеи про-истеблишмента также представлены, например, в национальных гимнах, патриотических песнях и политических кампаниях. Многие из этих типов песен могут быть описаны как актуальные песни.Песни могут быть использованы для изображения определенного политического сообщения. Однако могут существовать препятствия для передачи таких сообщений; даже откровенно политические песни часто формируются и ссылаются на их современный политический контекст, позволяя понять историю и события, которые вдохновили музыку, необходимую для полного понимания послания. Характер этого послания также может быть неоднозначным, потому что ярлык «политическая музыка» может применяться либо к песням, которые просто показывают политические темы, песням, которые предлагают партизанское мнение, либо песням, которые идут дальше и выступают за конкретные политические действия. Таким образом, было проведено различие, например, между использованием музыки в качестве инструмента для повышения осведомленности и музыкой в качестве пропаганды. Кроме того, культурные ассоциации могут считать некоторые музыкальные формы политическими, независимо от их политического содержания, о чем свидетельствует тот факт, что западные поп/рок-группы, такие как TheBeatles, подвергались цензуре со стороны государства в Восточном блоке в 1960-х и 1970-х годах, будучи воспринимается молодыми людьми как символ социальных изменений. Это указывает на возможность расхождения между политическими намерениями музыкантов (если таковые имеются) и восприятием их музыки широким обществом. И наоборот, существует вероятность того, что намеренный политический контент будет пропущен предполагаемой аудиторией, причины которого могут включать в себя неясность или доставку сообщения, или безразличие аудитории или антипатию.Отечественная рок-музыка сегодня стала известным явлением и не вызывает такоговолнения, как 20-25 лет назад. С ослаблением цензуры радикализм, часто являющийся неотъемлемой частью песен в рок-музыке, перестал вызывать резкие запрещенные меры со стороны властей, отчасти подпитывавшие нездоровый ажиотаж публики вокруг маргинальных музыкальных движений. Но, тем не менее, рок-движение в России имеет богатую историю, которая заслуживает отдельного обсуждения.В данной работе была предпринята попытка объяснить XXI век с точки зрения политического контекста в стране того времени и ответить на ряд вопросов. Таким образом, мы изучили специальную литературу музыкальных критиков и музыковедов, посвященную рок-музыке СССР, по определению рока. Как оказалось, у них нет консенсуса относительно того, что такое рок. Вероятно, это связано с тем, что рок-музыка родилась и развилась в сложный внутриполитический период в истории СССР и имеет для своего развития не только культурные, но и общественно-политические предпосылки. Была отражена история развития российского рок-движения в СССР в период с 1960-х до 1980-х годов 20-го века.Было рассмотрено влияние политической ситуации на развитие рок-музыки в рассматриваемый период. Социально-протестная природа русского рока определялась тем, что его руководящая система, сформированная на основе отрицания, во многом подпитывалась строгой советской цензурой, которая давала мощный импульс развитию советского рока как полноценного культурного феномена, где именно протест и гнев были наиболее продуктивными творческими импульсами. Таким образом, русский рок является следствием глубинных внутриполитических событий в СССР, отражением застойной эпохи. Рок-музыка завоевала популярность у людей, пытавшихся отойти от норм советского конформизма. Молодые люди перестали верить в государство и напевали слова песни группы «Аквариум»: «этот поезд горит, и нам некуда бежать».Антивоенная и социальная направленность текстов лишь выдавила из себя гной, уже накопившийся в ране и открывший глаза на закоренелые проблемы общества. Проблемы добра и зла, нравственные проблемы отцов и детей, любовь, свобода, индивидуализм - отражение перемен во времени. Неудивительно, что общество интерпретировало некоторые песни по-своему, воспринимая отдельные слова как руководство к действию, потому что гнойный абсцесс социальной раны достиг своего предела. Советская рок-культура воплощала универсальную позицию общества, выражала стремление к конкретным, а не абстрактным переменам. Специфической особенностью рока была тема протеста, как внешнеполитического, социального, так и внутреннего - в рамках внутреннего мира человека, его отношения к действительности.Список литературы и источниковИсточники:Афанасьева Е.А. Тексты песен советских рок музыкантов 70 - 80 гг. как отражение протестных настроений в Советском Союзе // Студенческий форум: электрон.научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21685 (дата обращения: 03.10.2019).История советской рок-музыки. Новые «идолы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sovr.narod.ru/articles/64003.html (дата обращения: 01.10.2019).Машина времени. Марионетки. Сорокина А. родина русского рок-н-ролла?// Культура – 2019, URL: https://www.rbth.com/arts/329909-urals-yekaterinburg-russian-rockФеномен русского рока – [Электронный ресурс] – URL: http//www.rankpedagogy.ru/inspuds-365-1.html. (Дата обращения: – 29.11.2018.) Цой В. Интервью // Аргументы и факты. 1987. № 39. Цой В. Интервью. // Молодой ленинец. Волгоград. 1989. 6 мая.Цой В. //Пачка сигарет.Цой В. Стихи. Документы. Воспоминания. - СПб: Новый Геликон, 1997.Чулкова С. Б. История культуры XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// abc.vvsu.ru/Books/pr_istor_cult_xx/page0005.asp (дата обращения: 02.10.2019).NautilusPompilius. Взгляд с экрана. NautilusPompilius. Шар цвета хаки. Литература:Барановский В. М. «30 лет Ленинградскому Рок-клубу»: фотоальбом. — СПб., 2011Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005.Бурлака А. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965—2005. — М.: Амфора, 2007. — Т. 1. — 416 с.Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 1998. – № 1. Ленин, о культуре и искусстве , М., 1957, с. 519-520Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008.Наутилус Помпилиус // Энциклопедия современной русской культуры, 2013Невская Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77.Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман / Александр Житинский. — СПб.: Геликон Плюс; Амфора. ТИД Амфора, 2006. — 486 с.Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990.Соломенцев М. Зачистка в политбюро: Как Горбачев убирал врагов перестройки. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2011. Стеванович С.В., Чуева Е.Н. Особенности репрезентации концепта «Свобода» (на материале текстов русских рок-групп) // Вестник КемГУ. – 2008. – № 2Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. Т. 1. – СПб.: Амфора, 2008.Троицкий. А. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии, 1990.Чернин А. Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007Чиндин В.И. Советский мифочеловек (образ советского человека в зеркале мифического восприятия) // Известия Юго-Западного государственного университета. (Курск). – 2011. – №2 (35).
Источники:
1. Афанасьева Е.А. Тексты песен советских рок музыкантов 70 - 80 гг. как отражение протестных настроений в Советском Союзе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21685 (дата обращения: 03.10.2019).
2. История советской рок-музыки. Новые «идолы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sovr.narod.ru/articles/64003.html (дата обращения: 01.10.2019).
3. Машина времени. Марионетки.
4. Сорокина А. родина русского рок-н-ролла?// Культура – 2019, URL: https://www.rbth.com/arts/329909-urals-yekaterinburg-russian-rock
5. Феномен русского рока – [Электронный ресурс] – URL: http//www.rankpedagogy.ru/inspuds-365-1.html. (Дата обращения: – 29.11.2018.)
6. Цой В. Интервью // Аргументы и факты. 1987. № 39.
7. Цой В. Интервью. // Молодой ленинец. Волгоград. 1989. 6 мая.
8. Цой В. //Пачка сигарет.
9. Цой В. Стихи. Документы. Воспоминания. - СПб: Новый Геликон, 1997.
10. Чулкова С. Б. История культуры XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// abc.vvsu.ru/Books/pr_istor_cult_xx/page0005.asp (дата обращения: 02.10.2019).
11. Nautilus Pompilius. Взгляд с экрана.
12. Nautilus Pompilius. Шар цвета хаки.
Литература:
13. Барановский В. М. «30 лет Ленинградскому Рок-клубу»: фотоальбом. — СПб., 2011
14. Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005.
15. Бурлака А. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965—2005. — М.: Амфора, 2007. — Т. 1. — 416 с.
16. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 1998. – № 1.
17. Ленин, о культуре и искусстве , М., 1957, с. 519-520
18. Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008.
19. Наутилус Помпилиус // Энциклопедия современной русской культуры, 2013
20. Невская Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77.
21. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман / Александр Житинский. — СПб.: Геликон Плюс; Амфора. ТИД Амфора, 2006. — 486 с.
22. Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990.
23. Соломенцев М. Зачистка в политбюро: Как Горбачев убирал врагов перестройки. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2011.
24. Стеванович С.В., Чуева Е.Н. Особенности репрезентации концепта «Свобода» (на материале текстов русских рок-групп) // Вестник КемГУ. – 2008. – № 2
25. Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. Т. 1. – СПб.: Амфора, 2008.
26. Троицкий. А. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии, 1990.
27. Чернин А. Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007
28. Чиндин В.И. Советский мифочеловек (образ советского человека в зеркале мифического восприятия) // Известия Юго-Западного государственного университета. (Курск). – 2011. – №2 (35).
Вопрос-ответ:
Какая роль играла Московская Рок лаборатория в отражении протестных настроений в рок-музыке?
Московская Рок лаборатория была важным центром, где молодые музыканты могли встретиться, обменяться опытом и создавать музыку, отражающую свои протестные настроения. Они проводили концерты и фестивали, давая возможность исполнителям выступить перед широкой аудиторией. Это помогло рок-музыке стать популярной и влиятельной силой в молодежной культуре.
В чем заключались особенности Ленинградского рок-клуба?
Ленинградский рок-клуб был своеобразной субкультурой, где молодые музыканты могли выступать и общаться с другими единомышленниками. В отличие от официальных концертных площадок, рок-клубы предоставляли свободу самовыражения и возможность выступить с протестными песнями. Это помогло формированию рок-музыки как инструмента выражения неудовлетворенности и недовольства общественной ситуацией.
Какова роль альбома "Группа крови" в популярности группы Кино?
Альбом "Группа крови", выпущенный Московской Рок лабораторией весной 1988 года, стал точкой перелома для группы Кино. Песни с этого альбома, особенно "Группа крови" и остальные десять песен, отражали протестные настроения и вызвали огромный интерес у слушателей. Благодаря этому альбому группа стала популярной и приобрела широкую публику.
Какие протестные настроения в музыкальной группе Гражданская оборона можно отметить?
Музыкальная группа Гражданская оборона была известна своими протестными текстами и острым социальным посланием. В своих песнях группа критиковала существующий политический и социальный порядок, выражала протест против системы. Они стали одними из главных представителей протестного рока в те времена и с успехом продолжают влиять на молодежную культуру и сегодня.
Какие были основные протестные настроения в Рок музыке 70-80-х годов в СССР?
В Рок музыке 70-80-х годов в СССР основными протестными настроениями были протест против коммунистического режима, политическая активность, неприятие цензуры и желание выразить свою независимость и свободу через музыку.
Какую роль играла Московская Рок лаборатория в отражении протестных настроений?
Московская Рок лаборатория играла важную роль в отражении протестных настроений в Рок музыке 70-80-х годов в СССР. Она была местом, где молодые рок-музыканты могли выступить перед публикой и донести свои идеи до слушателей. Лаборатория также организовывала концерты и фестивали, на которых рок-музыканты могли свободно выражать свои протестные настроения.
Что представлял собой Ленинградский рок клуб в Рок музыке 70-80-х годов?
Ленинградский рок клуб был отдельной субкультурой в Рок музыке 70-80-х годов в СССР. Это было место, где молодые рок-музыканты из Ленинграда могли выступить перед публикой и распространить свои протестные идеи. Рок клуб был своего рода оазисом свободы и творчества в советской действительности.
Какую роль сыграла Группа крови в росте популярности группы Кино?
Альбом Группа крови, выпущенный весной 1988 года, сыграл ключевую роль в росте популярности группы Кино. Этот альбом проникновенно отражал проблемы и протестные настроения в советском обществе. Песни, такие как "Группа крови", стали гимном свободы и самовыражения для многих людей, и это способствовало увеличению популярности группы.
Какие песни из альбома Группа крови были особенно популярны?
Все десять песен альбома Группа крови были популярны, но особенно выделялись песни "Группа крови", "Закрой за мной дверь, я ухожу", "Звезда по имени Солнце" и "Место для шага вперед". Эти песни стали истинными хитами и точно отражали протестные настроения и дух времени.
Какие были основные протестные настроения в Рок музыке 70-80-х годов в СССР?
В Рок музыке 70-80-х годов в СССР протестные настроения выражались через тексты песен, которые критиковали власть, систему и общественные проблемы. Рок-музыканты использовали музыкальную платформу как средство выражения своего несогласия и протеста.