По психологии. Тема: Основные методы успешного запоминания.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 10.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Память и запоминание: общая характеристика …………………..4
1.1 ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ……………4
1.2 ЗАПОМИНАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ ………………………………………5
ГЛАВА 2. ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ……………………………………………..7
2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МНЕМОНИКИ ………………………………..7
2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ …………………………9
2.3 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ …………………12
Заключение ………………………………………………………………..15
Список использованной литературы ……………………………………..17
Запоминаниематериалаподанной для наспорядкуподразумеваетсобираниеподготовительногоплана,выделениесмысловыхосновныхпунктов,смысловуюипространственнуюсортировкуматериала,представлениематериалавфигуренаглядногозрительногообраза,корреляцияматериаласужеимеющимисяпознаниями.Мониторингситуациикасаетсякспособамзапоминания.Содержитсяонвпоследующем:доначалазапоминаниянадлежитпоразмыслитьотом,чтослучится,ежелиникак неполучитсязапомнитьнеобходимое.Можнопредсказыватьиприятныепоследствия,ежелионидовольноважныдлячеловека.Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучшезапомнить материал.Хранениювопамятиданныхсодействуетееповтор.Первоевоспроизведениеиспользованного материаланеобходимореализоватьпосредством30-40минут.,второе-напротяжениедня,третье-впоследующийпериод,стретьегопоседьмойпериод-согласноодномуповторению.Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Сменачтениятакжевоссозданияобязанореализоватьсякак минимум2один раз. "Требованиестремительноготакжеабсолютногозапоминанияиспользованного материала-чередованиеповторенийивоссозданийвходезаучивания" [2] "Повторникак нетолько лишьосновноетребованиекрепкогозапоминанияучебногоматериала,однакотакжетребованиедальнейшегосбереженияеговонашей памяти" [2].Критериямиэффективногозапоминанияучебнойинформациисчитаютсязадержкавоспроизведенияиспользованного материалананесколькосуток,распределениевремениегоизучения,предоставлениеизучающегоинтересаисследуемомуматериалу, егопредставление,такжеосознаниеиспользованного материала,нокроме тогоегоструктуризация.Присутствиемэтогонеобходимопредоставитьдля себяустановкувусвоение:непосредственносохранить в памятииспользованный материал,ноникак непопростуоценитьего.Необходимокроме тогопредоставитьдля себяконструкциювпрочноеипродолжительноесохранениевпамятиучебногоматериала.Независимостьидинамичностьвтрудесзапоминаемымматериаломкроме тогостанутсодействоватьего запоминанию:активная,массивнаядеятельностьнадиспользованным материаломв том числе иприотсутствиисознательнойконструкциивусвоениеможетпослужить причинойкпрочномуегоосвоению.С цельюосознанногозапоминанияисследуемогоматериаланеобходимоегосмысловаяклассификация-разделение,членениевдолисвыделениемосновногоизначимоговлюбойдоли.Помимоэтого,следуетнахождениетакжевыделениевкаждойсчастейсмысловыхосновныхмест,т.е.идей,формулировоктакжефигур,характеризующихсущностьэтойдолиипроизносимаялибописьменнаяформулированиеданнойсущностиввидекороткихзаголовковлюбойсчастей. В конечном итоге,следуетформированиевзаимосвязеймеждувыделеннымичастямиивосприятиезакономернойочередностиихместоположения,формированиеединогопроектаположенияучебногоматериала.ЗаключениеУсмиряющеебольшая частьнашихсистематическихпознанийпоявляетсявитогеособойдеятельности,целькоторой-запомнитьсоответственныйматериал,чтобсберечьего в памяти.Застолетиялетописинаселение землисотвориломногоспособовдлязапоминания и удержанияданныхв памяти.Восноверазбораупомянутыхвышемнемическихспособовможнократкосконструироватьпоследующиесоветыдляудачногоизученияучебногоматериала:1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.7. Повторять материал, пока он еще не забыт.8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять "залпом", например, только перед самым экзаменом).9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, "на свежую память".12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию.Естественно,разрешеноприменятьдлясохраненияиподборкиданныхразныебумажные, аудио-,видеоматериал- икомпьютерныеносители,новусловияхвсеболееусугубляющейсяокружающейчеловекасредынужноогромноеколичестводанныххранитьвсвоейпамяти. Иникак непростоберечь, аиметьвероятностьееэффективноприменять.Потомутакпринципиальнатренировкапамяти,ееформирование,формированиевозможностейпоанализубольшогопотокаприбывающейинформации.Внедрениемнемическихспособовможетпосодействоватьсущественноупроститьзадачкузапоминанияинформации,сделатьданныйходнетолькоскорымидейственным,однакоиприятным,понятнымиувлекательным.В особенностипринципиально, наверное,длятех,ктопринимает участиевучебномлибонаучномпроцессе.Список использованной литературыГоноболинФ.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biografia.ru- Дата доступа: 09.10.2019.Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980.Додонова Е.С. 100 % память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок. – М.: Эксмо, 2017.Матвеев Станислав. Феноменальная память. Методы запоминания информации. – М.: Альпина Паблишер, 2015.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980.
3. Додонова Е.С. 100 % память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок. – М.: Эксмо, 2017.
4. Матвеев Станислав. Феноменальная память. Методы запоминания информации. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные методы успешного запоминания существуют?
Основные методы успешного запоминания включают повторение, ассоциации, мнемонику, организацию информации и использование различных сенсорных каналов.
Что означает память как основа психической деятельности человека?
Память является основой психической деятельности человека, так как сохраняет информацию и позволяет восстанавливать ее в будущем.
Какие особенности имеет запоминание?
Запоминание имеет такие особенности, как ограниченная емкость памяти, эффекты забывания, влияние эмоционального состояния на запоминание и взаимосвязь с другими психическими процессами.
Какое место занимает мнемоника в процессе запоминания?
Мнемоника, или искусство запоминания, занимает важное место в процессе запоминания, позволяя использовать различные приемы и методы для улучшения запоминания и воспроизведения информации.
Какие методы и приемы запоминания применяются в учебном процессе?
В учебном процессе применяются различные методы и приемы запоминания, такие как составление схем, карты памяти, использование ассоциаций, повторение с интервалами и другие.
Какова роль памяти в психической деятельности человека?
Память является основой психической деятельности человека. Она позволяет нам хранить и восстанавливать информацию, а также использовать ее в различных сферах нашей жизни.
Какие особенности есть у процесса запоминания?
Процесс запоминания имеет несколько особенностей: он зависит от внимания, активности мышления и эмоционального состояния человека. Также, запоминается лучше та информация, которая связана с уже имеющимися знаниями и опытом.
Как возникла и развивалась мнемоника?
Мнемоника возникла в древние времена, когда существовала необходимость запоминать и передавать информацию без использования письменности. Этот метод запоминания развивался и совершенствовался с течением времени и по сей день является одним из эффективных способов улучшения памяти.
Какие современные методы запоминания существуют?
Современные методы запоминания включают в себя использование ассоциаций, создание карт памяти, применение техники "визуализация", разделение информации на маленькие порции и повторение ее с интервалами, использование рифм и песен, а также использование различных приемов и трюков для улучшения запоминания.
Какие методы и приемы запоминания могут быть полезны в учебном процессе?
В учебном процессе полезно применять методы и приемы, такие как создание ассоциаций с уже известной информацией, использование визуализации для запоминания понятий и фактов, разбиение информации на логические блоки, использование мнемонических приемов и повторение материала с интервалами времени.
Что такое память и как она связана с психической деятельностью человека?
Память - это способность человека сохранять, хранить и восстанавливать информацию. Она является основой психической деятельности и обеспечивает функционирование всех других когнитивных процессов.