Тема космоса в работах советских художников
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 13.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основные тенденции освещения темы космоса в работах советских художников в разные периоды 5
Глава 2. Анализ произведений советских художников на тему космоса 14
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Список иллюстраций 30
Иллюстрации 30
Их особенность – научный, основательный подход, проработка деталей и светлый оптимизм. Наиболее известным произведением, созданным А. А. Леоновым в соавторстве с А. Соколовым, является картина «Поехали!», название которой заставляет вспомнить момент старта легендарного «Востока», изображен один из самых ответственных этапов космического полета: громада ракеты, освобожденная от ферм наземного обслуживания и уже ничем не связанная с Землей, вся охваченная огнем, устремляется в небо. В 80-х гг прошлого столетия работы, посвящённые космосу, также создавались советскими художниками. Так, Евгений Савельевич Барский является автором крупных полотен пейзажного плана. При этом он стремится к расширению рамок данного жанра. Его произведения посвящены мирозданию, стихиям, бытию планетарных космических сил, человеческой жизни. Е. Л. Барский проявлял значительный интерес к художественному исследованию и передаче неудержимых природных стихий. Результатом этого стало создание оригинальной серии работ, посвящённых космосу, под названием «Звездная материя».Произведения Е. Л. Барского можно рассматривать как синтез человеческой цивилизации с окружающей природой. Вселенная для художника – живое космическое существо, которое пребывает в постоянном развитии. В 1986 году в издательстве «Советский художник» вышел альбом, состоящий из 20 репродукций произведений советских художников. Картины были посвящены освоению космического пространства. Мы рассмотримсамые сильные работы из сборника «Мирный космос». В.А. Джанибеков. «Салют-7». Полночь». (1984). Над приборной доской склонился космонавт. Панель залита желтым светом. Мерцающее освещение организует пространство зыбких очертаний и форм, передает атмосферу погруженной в полумрак ночной станции. Палитра рисунка, построенная на контрасте теплых желтых и холодных синих цветов, рождает ощущение напряженности космической трудовой вахты. Владимир Джанибеков участвовал в спасении станции «Салют-7» и написал эту картину по собственным впечатлениям. Подробнее об этой сложнейшей операции вы можете прочитать в книге напарника Владимира, Виктора Савиных, «Записки с мёртвой станции». В. Одайник – «Земляне» (1984). Художник изобразил на своем полотне последние минуты перед стартом космического корабля, который скоро унесет трех посланцев Земли в бескрайние просторы Вселенной. М. Борисов – «Мы мирные люди». (1982). Фигуры людей изображены в немыслимых на Земле положениях, в переплетении шлангов и проводов, среди плавающих в невесомости предметов космического быта. Полотно как бы напоминает зрителю, что и в этом небольшом космическом доме, где все так необычно, мирные посланцы Земли трудятся во имя прогресса, во имя будущего нашей планеты. Ю. Походаев – «"Союз – Аполлон". Первая встреча», (1976). Летом 1975 года внимание людей всего мира привлек совместный советско-американский полет в космос. Полет советско-американского экипажа наглядно продемонстрировал возможность мирного сотрудничества наших стран в космосе. Художник изобразил в своей картине участников полета по программе «Союз – Аполлон» – А. Леонова, В. Кубасова, Т. Стаффорда, В. Брандта и Д. Слейтона. Каждая картина – взгляд на историю космонавтики, на людей, которые героически трудились на ниве освоения космоса и научно-технического прогресса. Сборник «Мирный космос» вышел тиражом 25 000 экземпляров. ЗаключениеТема космоса широко освещена в работах советских художников. Следует отметить, что в освещении темы космоса в художественных произведениях советских авторов прослеживается определённая периодизация. Одним из первых авторов, создавших произведения на тему космоса в Советском союзе, стал К. Э. Циолковский. В своих эскизах ему удалось дать описание внешнего вида космического корабля задолго до того, как был совершён первый космический полёт. Идея покорения космического пространства интересовала мастеров русского искусства ещё в начале XX века. В работах группы художников «Амаравелла» раскрывались мечты о будущих полетах, о далеких неизведанных мирах, их творчество было направлено на раскрытие неизведанных аспектов космоса, который они понимали как единый живой организм: именно это пытались отразить в своих работах Б.А. Смирнов-Русецкий «Звездное небо», В.Т. Черноволенко «Человек на просторах космоса», П.П. Фатеев «Галактики», «В глубинах космоса». Таким образом, можно проследить связь между искусством того времени и целью всего советского народа, которая вдохновляла его и заставляла стремиться к покорению различных жизненных высот. Продолжение тема космоса получила с началом первых космических полётов. Теперь советские люди знали, что цель достижима, что люди готовы к освоению космоса. Стремление к продолжению освоения космоса, гордость за советских космонавтов и учёных нашли отклик и в художественных произведениях. В 60-е годы прошлого столетия тема космоса в советском художественном искусстве приобретает приоритетное значение. При этом в ней отражаются не только совершённые и будущие полёты. Советский космизм в художественных произведениях – это определённый народный символ, доказательство огромной народной силы и решительности, воли к победе. Космос в советских произведениях искусства призван сплотить советских людей и доказать всему миру, как советский народ гордится достижениями страны. В рассматриваемый период тема космоса прослеживается в творчестве космонавта А.А. Леонова. Данные работы представляют особую ценность, поскольку автор не показывал в работах неких абстрактных представлений, а продемонстрировал в свои ощущения и переживания, которые испытывал в полётах, восприятие космоса человеком, которому посчастливилось реально познать его. Работы А.А. Леонова сопровождаются комментариями автора, из которых можно понять, что испытывал советский человек во время космических полётов. Данные комментарии являются определённой характеристикой личности А.А. Леонова, которая в значительной степени олицетворяет личностные особенности советских космонавтов. Анализируя комментарии, складывается впечатление, что советский космонавт – это очень талантливый, интеллектуально развитый, творческий человек, который при этом обладает огромной ответственностью, патриотизмом и стремлением к покорению новых космических высот. На следующем этапе развития темы космоса в работах советских художников отмечаются новые идейные компоненты. В 1970-е годы стремительный рост космической науки открывает путь технологиям «будущего», в связи с чем, в искусстве живописцев научно-фантастическая тема становится особенно популярной. 1974 год является годом официального признания жанра научно-фантастической живописи, что было отмечено на открытии выставки «Космос завтрашнего дня». В 1986 году в издательстве «Советский художник» вышел альбом, состоящий из 20 репродукций произведений советских художников. Картины были посвящены освоению космического пространства, среди них были картины космонавтов Владимира Джанибекова и Алексея Леонова, а также других художников. В этих работах отражена реальная жизнь людей, познавших космос, что представляет особый интерес не только для советского, но и для современного искусства. В целом в различные периоды существования СССР менялись и представления космоса в работах советских художников. Безусловно, это представление было связано с реальными успехами советской космонавтики, а также с теми целями, которые ставило перед ней советское государство. Таким образом, в данной работе нам удалось рассмотреть тему космоса в произведениях советских художников, поэтому цель работы полностью достигнута. Список использованной литературы Ангелов К.П. Особенности композиционного решения на примере картины космонавта-художника А.А. Леонова «Орбитальная станция Союз-Аполлон» // Вопросы гуманитарных наук. – М., № 2 (40). – 2009. – С. 296-298 Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда: Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город, М.: Советский художник, 1983. – 239 с. Брагина Л.А. Изобразительный ряд в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова // Известия Алтайского государственного университета. – Барнаул, 2012. – С. 175-180. Буткевич Д.О. Русское «космическое искусство». К вопросу о периодизации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – М., 2019. – С. 301-313 Воскресенская В.В. Космос и природа в творчестве П. Кузнецова и М. Сарьяна (этико-мировоззренческие аспекты). Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения / Гос. ин-т искусствознания. – М., 2010. – 36 с. Гирфанова О.В. Жанр космической живописи в творчестве художников XX века. – М., Advanced Science, 2017. – С. 440-448. Куприянов Н.И. Искусство и звёзды // Будущее как сюжет. Материалы Международной научной конференции. Ответственный редактор С.А. Васильева. – Тверь, Изд-во Марины Батасовой, 2014. – С. 179-185 ЛевандовскийС.Н. «Лирическое отступление». Персональная экспозиция Е.С. Барского в выставочном зале «Смольный». Буклет. СПб., 2009 Линник Н.В. Космонавтика и культурокосмизм «Амаравеллы» в научном и поэтическом творчестве Ю.В. Линника // XLIII Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства. Сборник тезисов. – М., Изд-во РАН, – 2019. – С. 243-244. Линник Ю.В. Космос «Амаравеллы» // Эко-потенциал. – М., 2018. – С. 195-200 Лыткин В.В. Понятие космизма и проблема его классификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – Белгород, 2012. – С. 265-272. Овечкина И.С. Космизм и русское искусство первой трети XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи. / Краснодарский государственный университет культуры и искусств. – Краснодар, 1999. – 208 с. Поспелов Д.А. Амаравелла. Мистическая живопись Петра Фатеева. – М., 2007. – 128 с. Салмина И.Ю. История формирования идей философии космизма в русской культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Мурманский государственный технический университет. – Мурманск, 2005. – 40 с. Сауть А.П. Тема космизма в творчестве художников группы «Амаравелла» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – Орёл, 2015. – С. 350-352. Теньков И.А. Живописные произведения А.Л. Чижевского и творчество художественной группы «Амаравелла» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – М, 2015. – С. 299-309 Трифонова Г.С. Русский космизм как мировоззрение художников «Амаравеллы» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск, 2015. – С. 26-29. Усольцев В.А. Очерки по теме русского космизма. – Екатеринбург, 2012. – 224 с. Хуторский А.В. Русские космисты // Эйдос. – М., 2017. – С. 12-14. Чемерисова Н.В. Космос как вчувствование: особенности художественных практик русского космизма // Булгаковские чтения. – М., 2014. – С. 61-67. Шибаева М.М. Космогонический гнозис переживаний в русской культуре // Космизм и органицизм: эволюция и актуальность. Материалы IV Международной научной конференции. – М., 2017. – С. 185-193. Список иллюстраций1. К. Э. Циолковский. Чертёж первого космического корабля (из рукописи «Свободное пространство»). 18832. А. Л. Чижевский. Гроза приближается. 19423. А. Л. Чижевский. Вечер после дождя. 1945.4. А. А. Леонов. Над чёрным морем. 1973. Москва. Государственная Третьяковская галерея5. А. А. Леонов. Утро в космосе. 1973. Москва. Частная коллекция6. А. Шилов. Портрет лётчика-космонавта В. А. Шаталова. 19727. А. Шилов. Портрет лётчика-космонавта Ю. А. Гагарина. 19808. В. А. Джанибеков. Салют-7. Полночь. (1984)9. В. И. Одайник. Земляне. (1984)10. М. И. Борисов. Мы мирные люди. (1982)11. А. А. Леонов, А. Н. Соколов. «Поехали!»198212. Ю. А.Походаев. «Союз – Аполлон. Первая встреча».1976ИллюстрацииК. Э. Циолковский. Чертёж первого космического корабля. 1883А. Л. Чижевский. Гроза приближается. 1942А. Л. Чижевский. Вечер после дождя. 1945А. А. Леонов. Над чёрным морем. 1973.А. А. Леонов. Утро в космосе. 1973.А. Шилов. Портрет лётчика-космонавта В. А. Шаталова. 1972 А. Шилов. Портрет лётчика-космонавта Ю. А. Гагарина. 1980Космонавт В. Джанибеков. «Салют-7». Полночь. 1984В. Одайник. «Земляне». 1984М. Борисов. «Мы мирные люди».1982А. Леонов, А. Соколов. «Поехали!»1982Ю. Походаев. «Союз - Аполлон. Первая встреча».1976
2. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда: Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город, М.: Советский художник, 1983. – 239 с.
3. Брагина Л.А. Изобразительный ряд в экспозициях Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова // Известия Алтайского государственного университета. – Барнаул, 2012. – С. 175-180.
4. Буткевич Д.О. Русское «космическое искусство». К вопросу о периодизации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – М., 2019. – С. 301-313
5. Воскресенская В.В. Космос и природа в творчестве П. Кузнецова и М. Сарьяна (этико-мировоззренческие аспекты). Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения / Гос. ин-т искусствознания. – М., 2010. – 36 с.
6. Гирфанова О.В. Жанр космической живописи в творчестве художников XX века. – М., Advanced Science, 2017. – С. 440-448.
7. Куприянов Н.И. Искусство и звёзды // Будущее как сюжет. Материалы Международной научной конференции. Ответственный редактор С.А. Васильева. – Тверь, Изд-во Марины Батасовой, 2014. – С. 179-185
8. Левандовский С.Н. «Лирическое отступление». Персональная экспозиция Е.С. Барского в выставочном зале «Смольный». Буклет. СПб., 2009
9. Линник Н.В. Космонавтика и культурокосмизм «Амаравеллы» в научном и поэтическом творчестве Ю.В. Линника // XLIII Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства. Сборник тезисов. – М., Изд-во РАН, – 2019. – С. 243-244.
10. Линник Ю.В. Космос «Амаравеллы» // Эко-потенциал. – М., 2018. – С. 195-200
11. Лыткин В.В. Понятие космизма и проблема его классификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – Белгород, 2012. – С. 265-272.
12. Овечкина И.С. Космизм и русское искусство первой трети XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи. / Краснодарский государственный университет культуры и искусств. – Краснодар, 1999. – 208 с.
13. Поспелов Д.А. Амаравелла. Мистическая живопись Петра Фатеева. – М., 2007. – 128 с.
14. Салмина И.Ю. История формирования идей философии космизма в русской культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Мурманский государственный технический университет. – Мурманск, 2005. – 40 с.
15. Сауть А.П. Тема космизма в творчестве художников группы «Амаравелла» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – Орёл, 2015. – С. 350-352.
16. Теньков И.А. Живописные произведения А.Л. Чижевского и творчество художественной группы «Амаравелла» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – М, 2015. – С. 299-309
17. Трифонова Г.С. Русский космизм как мировоззрение художников «Амаравеллы» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск, 2015. – С. 26-29.
18. Усольцев В.А. Очерки по теме русского космизма. – Екатеринбург, 2012. – 224 с.
19. Хуторский А.В. Русские космисты // Эйдос. – М., 2017. – С. 12-14.
20. Чемерисова Н.В. Космос как вчувствование: особенности художественных практик русского космизма // Булгаковские чтения. – М., 2014. – С. 61-67.
21. Шибаева М.М. Космогонический гнозис переживаний в русской культуре // Космизм и органицизм: эволюция и актуальность. Материалы IV Международной научной конференции. – М., 2017. – С. 185-193.
Вопрос-ответ:
В какие периоды были освещены основные тенденции темы космоса в работах советских художников?
Основные тенденции темы космоса в работах советских художников были освещены в разные периоды.
Какие особенности светлого оптимизма можно наблюдать в работах советских художников на тему космоса?
Одной из особенностей светлого оптимизма в работах советских художников на тему космоса является научный основательный подход и проработка деталей.
Какую картину можно считать наиболее известным произведением созданным А.А. Леоновым в соавторстве с А.Соколовым?
Наиболее известным произведением созданным А.А. Леоновым в соавторстве с А.Соколовым является картина "Поехали".
Что является отличительной особенностью иллюстраций произведений советских художников на тему космоса?
Отличительной особенностью иллюстраций произведений советских художников на тему космоса является их научный основательный подход, проработка деталей и светлый оптимизм.
Какое название имеет картина, созданная А.А. Леоновым в соавторстве с А.Соколовым?
Картина, созданная А.А. Леоновым в соавторстве с А.Соколовым, называется "Поехали".
Какие тенденции освещаются в работах советских художников на тему космоса в разные периоды?
Основные тенденции, которые можно наблюдать в работах советских художников на тему космоса, менялись в разные периоды и отражали актуальные события и научные достижения. В начале космической эры (1950-1960 годы) работы художников были в основном иллюстративными и фантастическими, отражали мечты о покорении космоса и неизведанных миров. В 1960-1970 годах художники стали изображать более реалистичные и научно обоснованные сцены, отражающие реальные космические полеты и достижения СССР. В 1980-1990 годах, в период перестройки, тема космоса в работах художников стала менее актуальной, но светлый оптимизм и вера в возможности человечества продолжали присутствовать.
Какие художники наиболее известны своими работами на тему космоса?
Одним из наиболее известных художников, создавших работы на тему космоса, является А.А. Леонов, первый советский космонавт, который в 1965 году совершил выход в открытый космос. Он создал несколько картин, наиболее известной из которых является "Поехали", созданная в соавторстве с А.Соколовым. Это произведение отражает оптимизм и энергию первых шагов человека в космосе и стало символом космической эры.
Какая особенность в работах советских художников, изображающих космос?
Одной из особенностей работ советских художников, изображающих космос, является научный и основательный подход к созданию произведений. Художники старались проработать детали и внешний вид космических объектов на основе научной информации, имеющейся на тот момент. Они обращались к астрономическим данным и фотографиям, сотрудничали с учеными и конструкторами, чтобы создать максимально реалистичные и детализированные изображения космоса.
Какие тенденции освещены в работах советских художников на тему космоса?
Основные тенденции освещения темы космоса в работах советских художников в разные периоды включали научный основательный подход, проработку деталей и светлый оптимизм.
Какой самый известный проект по теме космоса был создан А. А. Леоновым?
Наиболее известным произведением, созданным А. А. Леоновым в соавторстве с А. Соколовым, является картина "Поехали", название которой заставляет вспоминать пионерский девиз.
Каковы особенности иллюстраций в работах советских художников на тему космоса?
Особенности иллюстраций в работах советских художников на тему космоса включают научный основательный подход, проработку деталей и светлый оптимизм.
Какие произведения советских художников на тему космоса были проанализированы?
Анализировались различные произведения советских художников на тему космоса, которые представлены в 2 главе данной статьи. Глава содержит анализ 14 произведений.