экономическая теория
Заказать уникальные ответы на билеты- 57 57 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 12.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Стратегические альянсы.Стратегические альянсы - это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей. В стратегических альянсах существует ряд особенностей:- это соглашения о сотрудничестве между фирмами, которые идут дальше обычных торговых операций, но не приводят к слиянию компаний;- этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений, в которое могут входить не только поставщики и клиенты, но и конкуренты;- в рамках стратегических альянсов участники осуществляют совместное стратегическое планирование, что делает возможным согласовать долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;- альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;- компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;- стратегические альянсы свободны для партнеров, они ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров;- альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;- альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем противдруг друга;- это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:− альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;− стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);− консорциумы для реализации инвестиционных проектов;− альянсы со слабой кооперацией.Монополия, антимонопольная политика и политика развития конкуренции.Монополия - исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.Признаки монополии:1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за экономических барьеров (патентов).Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.Антимонопольное регулирование — это система законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий монопольной власти предприятия на рынке товаров, услуг и факторов их производства.Основными задачами антимонопольной политики являются: содействие формирования рыночных отношений, а также создание необходимых для эффективной рыночной конкуренции условий; ограничение, предупреждение и пресечение монопольной деятельности, а также недобросовестной конкурентной борьбы; контроль со стороны государства за соблюдением установленного антимонопольного законодательства; разработка и осуществление мероприятий направленных на демонополизацию производств; контроль соблюдения антимонопольных требований при создании и реорганизации хозяйствующих субъектов.Основные административные меры поддержания конкуренции отражены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ранее действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).Этот закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:-монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;-недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют: прямое регулирование цен; налогообложение; регулирование естественных монополий.Билет 8.Теория спросаКривая и детерминанты спроса. Эластичность спроса и ее практическое применение. Потребительский выбор и предпочтения.Кривая и детерминанты спроса.Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.Различают:-индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;-рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.Цена, РВеличина спроса, QОбъем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.Факторы, оказывающие влияние на спрос: доходы потребителей; вкусы и предпочтения потребителей; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей); информация о товаре; время, затраченное на потребление.Детерминанты спроса – это причины изменения величины спроса.Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.Их называют неценовыми детерминантами,или факторами изменения спроса:1) Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение – сокращение спроса.3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (товары-субституты), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. 5) Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос.Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.Эластичность спроса и ее практическое применение.Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.Изучение эластичности спроса дает возможность продавцам быть в курсе предпочтений потребителей, их всевозможных реакций на изменений в ценовой и сбытовой политике. Рыночная конъюнктура достаточно изменчива, потому продавец должен быть в курсе текущих и перспективных изменений и формировать свою производственную и сбытовую стратегию, исходя и прогноза этих изменений .Применение теории эластичности спроса позволяет:- определять объем производства товаров и услуг по номенклатурной позиции и ассортиментному ряду; -прогнозировать поведение потребителей, его предпосылки и факторы; осуществлять грамотную политику ценообразованию; -планировать сбытовую и маркетинговую политику предприятия; - разрабатывать стратегию развития предприятия с целью получения максимально возможной прибыли.Потребительский выбор и предпочтения.В современной теории потребительского выбора предполагается что:а) денежный доход потребителя не ограничен;б) цены не зависят от количества благ, получаемых отдельными домохозяйствами;в) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;г) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность;Теория потребительского выбора базируется на таких 5 постулатах:1) Множественность благ потребления. Она основывается на предпосылке, что каждый потребитель желает иметь множество разнообразных индивидуальных благ.2) Ненасыщенность. Потребители стремятся иметь большое количество существующих товаров, но не насыщенны ни одним из них.3) Транзитивность. Она предполагает, что имеется определенная согласованность вкусов и предпочтений.4) Субституция. Она предполагает, что потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если взамен ему предлагают большое количество блага-субститута В.5) Убывающая полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.Существует понятие «потребительского равновесия». Это ситуация в которой потребитель – не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из своего денежного дохода, расходуя м6еньшее количество денег, на покупку другого блага.Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).Билет 9.Денежный рынокРавновесие на денежном рынке. Регулирование денежной массы. Политика валютного регулирования.Равновесие на денежном рынке – это ситуация, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое население и предприниматели хотят иметь в ликвидной форме, равны (рис.20).Состояние равновесия рассматривается при следующих условиях:1) предложение денег контролируется ЦБ и оно фиксировано на уровне М0;2) спрос на деньги (кривая MD) определен для заданного уровня НД;3) уровень цен в экономике - стабильный.Гибкая процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.При ставке процента r1 ниже равновесной rE, спрос на деньги больше, чем их предложение (М1>М0). Низкая процентная ставка соответствует высокому курсу облигаций. В такой ситуации экономические субъекты будут продавать облигации, что вызовет снижение спроса на деньги, рыночной цены облигаций и, следовательно, приведет к повышению процентной ставки и восстановлению равновесия на денежном рынке. При высокой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.При изменении уровня дохода (например, увеличении) спрос на деньги повышается, и тогда происходит сдвиг кривой спроса на деньги вправо. В таком случае ставка процента повышается (рис.21).Сдвиг кривой спроса на деньгиСокращение предложения денег Центральным Банком выразится в сдвиге кривой предложения денег влево и росте процентной ставки (рис.22).Сдвиг предложения денегУстановление и поддержание равновесия на денежном рынке возможно лишь в условиях развитого рынка ценных бумаг и стабильных поведенческих связях (устоявшаяся реакция экономических агентов на изменение тех или иных переменных, например процентной ставки).Регулирование денежной массыОсновными задачами регулирования денежной массы являются оптимизация количества денег в обращении, вытеснение денежных суррогатов. В нормальной экономике и естественных рыночных условиях количество платежных средств регулируется объемом выпуска продукции и изменением цен.Из формулы рыночного равновесия (уравнение Фишера) можно вывести основные взаимосвязи факторов изменения количества денег в обращении:MV = PG, где М — масса денег, V — скорость оборота денежной единицы, Р — цены товаров, G — объем товарной массы.Из формулы следует, что M = PG/V т.е. потребность товарооборота в деньгах прямо пропорциональна стоимости товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег. Замедление скорости обращения вызывает рост спроса на деньги. К замедлению скорости обращения ведет сжатие денежной массы, что следует из преобразования формулы V = PG/M.Для анализа денежного оборота используются показатели состава и структуры денежной массы, т.е. денежные агрегаты.Агрегат М0 составляют наличные деньги вне банковской системы.Агрегат М1 — денежная база — отправной денежный агрегат, который включает наличные деньги, эмитированные Банком России (без учета наличности в хранилищах), в обращении и кассах банков; средства коммерческих банков, депонированные в Банке России (обязательные резервы, деньги на корреспондентских счетах); облигации Банка у кредитных организаций.М2 — денежная масса, агрегат денежной массы, включающий наличные и безналичные деньги, в том числе средства юридических и физических лиц в банках.Объем денежной массы определяется на основе выявления корреляции между динамикой ВВП и денежным предложением, учитывается скорость обращения денег.Политика валютного регулирования.Валютная политика - это совокупность организационно-правовых и экономических мер в сфере международных валютных отношений, направленных на достижение определенных государством целей.Цели валютной политики:· либерализация валютных отношений;· обеспечение сбалансированности платежного баланса;· обеспечение конвертируемости национальной валюты;· защита иностранных и отечественных инвестиций;· обеспечение стабильного курса национальной валюты.Валютная политика включает:· валютное регулирование;· валютный контроль;· сотрудничество с международными валютно-финансовыми структурами.Валютное регулирование - это деятельность государства по регламентации валютных отношений экономических субъектов на валютном рынке.Валютный контроль- это совокупность мер по соблюдению валютного законодательства при осуществлении валютных операций с участием резидентов и нерезидентов.Инструменты валютного регулирования:Дисконтная политика - это система мероприятий центрального банка, заключающаяся в целенаправленном повышении или снижении учетной ставки, а также соответствующего изменения ставки депозитного и ссудного процента.Девизная политика- это совокупность мер по корректировке курса национальной валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений.Билет 10.Экономическая политика государстваБюджетно-налоговая политика. Денежно-кредитная политика. Эффекты фискальной и монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стабилизационная политика. Воздействие фискальной и монетарной политики государства на совокупный спрос. Мультипликационные эффекты.Бюджетно-налоговая политика - система мер правительства, направленная на изменение государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в целях обеспечения полной занятости, стабильного состояния экономики или экономического роста при отсутствии инфляции.Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.Денежно-кредитная политика государства (монетарная)– это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП.Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты.1) стабильного экономического роста,2) полной занятости ресурсов,3) стабильности уровня цен,4) равновесия платежного баланса.Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией .Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.При этом используется три основных инструмента:1. Изменение нормы обязательного резервирования2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования3. Операции на открытом рынке.Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности.Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег.Операции на открытом рынке являются наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг.Эффекты фискальной и монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах.Цель фискальной политики в краткосрочном периоде – сглаживание циклических колебаний и стабилизация экономики (поддержание стабильного уровня ВВП, полной занятости ресурсов и стабильности цен).Цель фискальной политики в долгосрочном периоде – стимулирование экономического роста.Раскроем механизм фискальной политики.В краткосрочном периоде рост государственных закупок и трансфертов увеличивает совокупный спрос и ведёт к расширению ВВП и доходов, снижается безработица. Сокращение государственных закупок вызывает обратную реакцию: сокращение объёмов производства и рост безработицы.В долгосрочном периоде увеличение государственных закупок повышает инвестиционный спрос, что провоцирует рост процентных ставок и ведёт к уменьшению фактических инвестиций, это в конечном итоге замедляет темпы экономического роста.Рост налогов сокращает располагаемый доход и снижает уровень потребления, что ведёт к падению совокупного спроса, объёма производства, доходов, увеличению безработицы. Снижение налогов способствует увеличению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, объёма ВВП, доходов и занятости. Однако в долгосрочном периоде, когда экономика близится к полной занятости ресурсов, рост совокупного спроса в результате снижения налогов может привести к повышению цен, стимулируя тем самым инфляцию.Основой монетарной политики являются следующие положения:• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки;2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.Следует отметить, что государственные закупки оказывают непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, в то время как трансферты и налоги означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.Монетарная политика используется три основных инструмента:1. Изменение нормы обязательного резервирования2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования3. Операции на открытом рынке.Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности.Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег.Операции на открытом рынке являются наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг.Стабилизационная (антициклическая) политика государства – это комплекс мероприятий экономической политики, направленных на стабилизацию деловой активности, обеспечение потенциального выпуска на уровне полной занятости.Цели стабилизационной политики: достижение желаемого уровня занятости; стабильность экономического роста; сдерживание инфляции.Стабилизационная политика включает фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику. Фискальная политика регулирует налогообложение и государственные расходы, а кредитно-денежная – предложение денег. Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности.Воздействие фискальной и монетарной политики государства на совокупный спрос.Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.Мультипликативный эффект – это концепция, которая чаще всего связана с тем, как инвестирование в экономику (например, увеличение государственных закупок) приводит к намного большему, чем можно было бы предположить, росту занятости и производства товаров и услуг. На планируемые расходы могут влиять не только изменения дохода. Изменение дохода приводит к движению вдоль линии планируемых расходов. В то же время изменение структуры расходов, увеличение или уменьшение инвестиций, правительственных закупок, потребления, налогов, чистого экспорта будут приводить к движению самой линии планируемых расходов и даже изменению ее наклона.Проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда (в какие отрасли) направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Например, если повышаются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слитком значителен импорт, то часть новых доходов будет "утекать" за границу, увеличивая вероятность дефицита платежного баланса. В целом мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.