Эмоциональная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 01.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы 6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте 12
2. Готовность к школе как системное образование 20
2.1 Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития 20
2.2 Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
А. Иванников, к примеру, считает, что если побуждение принимать за мотив, то част этого побуждения – потребность), потребность – это и есть мотив (А.Г. Ковалев, Л.И. Божович, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Понятие мотивации в отличие от мотива более широкий термин, чем мотив. Слово «мотивация» применяется современными психологами в двояком смысле: в качестве обозначающей системы факторов, которые детерминируют поведение, включающей потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.; в качестве характеристики процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на конкретном уровне [9].В связи с этим мотивация определяется в качестве совокупности психологических причин, которые объясняют человеческое поведение, его начало, ориентированность и активность.Мотивация требуются для объяснения таки сторон поведения как возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение результативности, рациональность или смысловая целостность определенного поведенческого акта. Также, на уровне когнитивных процессов посредством мотивации объясняется их избирательность, эмоционально-специфическая окрашенность.Психологи прибегают к мотивации, когда пытаются объяснить, а не описать поведение. Обнаружение и описание факторов устойчивых поведенческих изменений является ответом на вопрос о мотивации содержащих его действий.Каждую форму поведения можно объяснить не только внутренними причинами, но и внешними. В первом случае как исходный и конечный пункт объяснения выступают психологические качества субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае имеют в виду мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.д., а во втором - стимулы, исходящие из ситуации, которая сложилась. В некоторых случаях каждый психологический фактор, который словно изнутри, от субъекта обуславливают его поведение, называется личностной диспозицией. Следовательно, в этом случае, имеют в виду диспозиционную и ситуационную мотивацию как аналог внутреннего и внешнего обусловливания поведения [3].Диспозиционная и ситуационная мотивации являются зависимыми. Диспозиции иногда актуализируются под воздействием конкретной ситуации, и, наоборот, активизация конкретных диспозиций, т.е. мотивов и потребностей, может приводить к изменению ситуации, или лучше выражаясь, ее восприятия человеком.Личностное поведение в ситуациях, кажущихся одинаковыми, представляется разнообразным, которое сложно объяснить, при апелляции лишь к ситуации. Психологи установили, что даже на одни и те же вопросы человек дает разные ответы в зависимости от того, где и как данные вопросы ему задаются. Поэтому ситуация определяется не физически, а психологически, потому что она представляется человеку в его восприятии и переживаниях, как они были им поняты и оценены [5].Таким образом, в общей психологии мотив выступает в качестве побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребности субъекта. А под мотивацией имеется в виду комплекс факторов, детерминирующих поведение.В теоретических трудах Л.И. Божович упор в главную очередь делался на значение мотивационной сферы в формировании детской личности. С таких же позиций анализировалась психологическая готовность к школе, т.е. наиболее значимым признавался мотивационный план. Были выделены следующие группы мотивов учения:мотивы, которые связаны непосредственно с содержанием учебной деятельности и ходом ее выполнения: когнитивные интересы ребят, потребность в умственной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; широкие социальные мотивы учения, либо мотивы, которые связаны с потребностями ребенка в общении с окружающими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием школьника занять конкретное место в системе доступных ему общественных отношений [26].Ребенок, который готов к школе, желает в ней учиться и в связи с тем, что он пытается занять конкретную позицию в обществе людей, а именно позицию, которая открывает доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и в связи с тем, что у него имеетсякогнитивная потребность, которую он не может удовлетворить в домашних условиях. Сплав данных двух потребностей помогает возникнуть новому отношению ребенка к окружающей среде - «внутренней позиции школьника». Внутренняя позиция ученика может выступать в качестве критерия готовности к школьному обучению. Однако стоит отметить, что и внутренняя позиция ученика, и широкие социальные мотивы учения являются феноменами сугубо историческими. Это объясняется тем, что имеющаяся в РФ система общественного воспитания и обучения подразумеваетследующие ступени взросления: 1) ясли, детский сад — дошкольное детство; к детям относятся как к малышам; 2) школа — с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, тут начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно подобное значение придается школе в социуме; 3) высшая школа либо работа — взрослые люди. В связи с этим, школа - это связующее звено между детством и взрослостью, при этом если посещение дошкольного заведения необязательно, то посещение школы до на настоящего времени было строгообязательным, и ребята, при достижении школьного возраста, осознают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. В связи с этим и возникает желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Поэтому, чаще всего, ребята не желают учиться дома, а желают учиться в школе: им недостаточно удовлетворить лишь когнитивную потребность, им еще нужно удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в образовательный процесс в качестве серьезной деятельности, приводящей к результату, важному не только для ребенка, но и для окружающих его взрослых [28].Обычно, в мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены различные мотивы учения, однако какой-либо один может преобладать. Разберем последовательно самые разные случаи преобладания конкретного мотива.Преобладание социальных мотивов учения. Как мы выше отметили, к социальным мотивам учения относятся мотивы, которые связаны с потребностью ребенка занять новую социальную позицию и в том числе с потребностью в общении со взрослым на новом уровне, который предполагает оценку и одобрение с его стороны.Когда доминируют социальные мотивы учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в социуме новую позицию - позицию школьника. Когнитивная потребность выражается у него слабо, а в связи с этим в школе его в главную очередь интересуют не знания, которые даются учителем, а строгое исполнение роли учащегося, заданной новой социальной позицией. В общих чертах первоклассник знает, что ему необходимо делать в качестве ученика, т.е., каким образомему необходимо играть роль ученика. Информацию о том, каким образом ребенок справляется с данной ролью, хорошо либо плохо, удалось ли ему занять желаемую социальную позицию, предоставляет ученику педагог, оценивая его поведение и прилежание. Фактически первоклассник с преобладанием социальных мотивов учения в полной мереимеет направленность на одобрение и похвалу преподавателя, по существу, позволяющие ребенку удовлетворить его потребность в общении на новом уровне. В связи с этим, в этом случае одобрение педагога может пониматься в качестве опредмечивания потребности учащегося в новой социальной позиции, и, в конце концов, именно похвала преподавателя мотивирует учебную деятельность обучающегося [5].Подобная структура мотивационной сферы дает возможностьшкольнику эффективно справляться с собственными обязанностями до тогомомента, пока для ребенка будет притягательна социальная позиция ученика. Однако, как только данная позиция станет для ребенка привычной и ребенку уже не надо будет подтверждения, что он хорошо справляется с собственной ролью, похвала педагога перестанет его мотивировать. Также в подростковом возрасте значимость мнения взрослых для обучающихся резко падает, и они начинают ориентироваться в собственном поведении на мнение ровесников. Если к данному времени у школьника не сформируются собственно учебные мотивы, которые связаны непосредственно с учебой, либо если у ребенка не появятся новые социальные мотивы учения типа получения в будущем конкретной специальности, для которой нужен хороший школьный аттестат, то школьник может стать отстающим.Отметим, что первоначальное преобладание социального мотива учения может привести к формированию когнитивной мотивации посредством сдвига мотива на цель. К примеру, первоначально школьник хорошо выполняет задания потому, что желает получить похвалу педагога. ребенок знает, что знания ему нужны, однако данный мотив не реально действующий, а лишь знаемый, поскольку у учащегося отсутствует достаточная познавательная потребность. В свою очередь, в реальности действующим мотивом будет потребность в похвале педагога. Однако длительное добросовестное выполнение учебных заданий ради хорошей оценки может привести к тому, что школьник заинтересуется самим содержанием учебной деятельности и у него возникнеткогнитивная потребность. Поэтому, лишь знаемый мотив станет действительно действующим, и появится возникнет новая потребность.Преобладаниекогнитивной мотивации. Данных ребят навернякавозможно охарактеризовать в качестве любознательных. Дети желают много знать, часто приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Однако если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом [20].В свою очередь, по причине того, что у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не отмечается стремление хорошо выполнять обязанности школьника, как этого требует его новая социальная позиция. Если к тому же у подобногошкольника слабо развита мотивация достижения, то ребенокочень скоро, несмотря на хорошо развитую когнитивную потребность, может начать отставать в учении. Это объясняется тем, что в первом классе весьма много заданий, в особенности по письму, не вызывающих у ребят непосредственного интереса, однако требующихбольших усилий. В связи с этим, ребята спреобладаниемкогнитивной мотивации, однако слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует у в настоящее время), чем дети с преобладанием социальных мотивов учения. С учащимися данной группы педагогу бывает гораздо сложнее, несмотря на то, что они способны изначально больше знать, чем иные первоклассники. Однако по причине того, что дети относятся к учебе лишь в качестве источника интеллектуального удовольствия, а не в качестве социально значимой деятельности, которую нужно хорошо выполнять в независимости от своих эмоциональных переживаний, данные школьники не всегда принимают и выполняют поставленную педагогом задачу.Говоря о преобладании отдельно взятого мотива, не нужно забывать, что абсолютное преобладание некого одного мотива практически не встречается. Полноценная учебная мотивация должна включать и когнитивные, и социальные мотивы учения, и мотивы достижения, однако индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из обозначенных мотивов внутри учебной деятельности [22].Таким образом, что в исследованиях Л. И. Божович, которые посвящены психологической готовности к школе, как уровня актуального психического развития ребенка, нужного и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, которое названо ею «внутренняя позиция школьника». Данное психологическое новообразование появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, которое возникает вследствие сплава когнитивной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Именно сочетание данных двух потребностей дает возможность ребенку включиться в учебный процесс как субъекту деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, либо, выражаясь по-иному, произвольном поведении школьника.ЗаключениеЦелью курсовой работы стало исследование особенностей эмоциональной готовности детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Дав характеристику личностной и мотивационной сферы, можно сказать, чтодошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.В дошкольном возрасте у детей постепенно происходит смена мотивационных предпочтений; так, социальные мотивы, возникающие в младшем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту начинают занимать в мотивационной сфере доминирующее положение.2. Изучивособенности общения в старшем дошкольном возрасте, можно сделать вывод, чтообщение в науке рассматривается в качестве сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя следующие самые разные процессы: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Без общения невозможно представить человеческую деятельность.3. Рассмотревособенности психологической готовности к школе и зоны ближайшего развития, можно сделать вывод, что готовность к школьному обучению - это целостная система взаимосвязанных свойств личности ребенка, в том числе специфика ее мотивации, степени развития ее когнитивной, аналитико-синтетической деятельности, уровня сформированности механизмов волевой регуляции действий и др.Формирование дошкольников к обучению в школе воспитателями реализуется по следующим направлениям: 1) формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению; 2) формирование эмоциональной готовности к школьному обучению; 3) формирование социальной готовности к школьному обучению..4. Определив определяющую роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению, можно констатировать, что мотивация является совокупностью стимулов, которые побуждают человека к активности. Это динамический процесс физиологической природы, который управляется психикой личности и проявляется на эмоциональном и поведенческом уровнях.Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга. Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, классифицировать объекты, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.Список использованных источников
Вопрос-ответ:
Какова роль личностной и мотивационной сферы в эмоциональной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе?
Личностная и мотивационная сферы играют важную роль в эмоциональной готовности детей к школе. Личностная сфера включает в себя такие аспекты, как самооценка, уверенность в себе, способность к адаптации и сопереживанию. Мотивационная сфера включает в себя мотивы и интересы ребенка, его стремление к получению знаний и умений. Если у ребенка развиты эти сферы, это положительно влияет на его эмоциональную готовность к школе.
Как влияет общение в старшем дошкольном возрасте на эмоциональную готовность детей к школе?
Общение в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в эмоциональной готовности детей к школе. Взаимодействие с другими детьми и взрослыми помогает развитию коммуникативных навыков, социальных умений и эмоционального интеллекта. Дети, которые активно общаются, легче справляются с эмоциональными вызовами и адаптируются к новой среде школы.
Как психологическая готовность к школе связана с зоной ближайшего развития?
Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития тесно связаны. Зона ближайшего развития - это разрыв между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальным уровнем развития, который может быть достигнут с помощью помощи взрослого или более компетентного ребенка. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок находится в оптимальной зоне ближайшего развития, где он способен учиться и развиваться самостоятельно, но при этом получает поддержку и руководство от учителя.
Какую роль играет мотивация в эмоциональной готовности детей к школьному обучению?
Мотивация играет определяющую роль в эмоциональной готовности детей к школьному обучению. Если у ребенка есть сильные мотивы и интересы к получению знаний и умений, это способствует его эмоциональной готовности к школе. Мотивация побуждает ребенка к активной деятельности, участию в учебном процессе и преодолению трудностей. Отсутствие мотивации может привести к негативным эмоциям и сопротивлению к школе.
Какое значение имеет общение для эмоциональной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе?
Общение играет важную роль в эмоциональной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Через общение с взрослыми и сверстниками дети учатся выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, развивать эмпатию и социальную компетентность. Общение помогает детям развивать навыки коммуникации, учиться сотрудничать, решать конфликты и находить общий язык с другими людьми. В процессе общения дети осваивают социальные нормы и правила, которые важны в школьной среде. Поэтому качество и разнообразие общения влияют на эмоциональную готовность детей к школе.
Что такое эмоциональная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе?
Эмоциональная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе - это готовность ребенка к взаимодействию с окружающими людьми, успешной адаптации в школьной среде, умению контролировать и выражать свои эмоции.
Какова роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению?
Мотивация играет определяющую роль в психологической готовности к школьному обучению. Уровень мотивации влияет на интерес к учебе, настроение и эмоциональное состояние ребенка, его готовность к новым знаниям и умениям. Чем сильнее мотивация, тем легче ребенку будет адаптироваться к школе и успешно учиться.
Какие характеристики входят в личностную и мотивационную сферу детей старшего дошкольного возраста?
Личностная и мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста включает в себя различные характеристики. К ним относятся: самооценка, уверенность в себе, способность контролировать свои эмоции, умение общаться и взаимодействовать с окружающими, интерес к новому, мотивация к обучению и т.д. Эти характеристики помогают ребенку успешно адаптироваться в школьной среде и достигать академических и социальных успехов.