Экономическая мысль Древнего Рима
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 12.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Катон Старший 7
2 Маркус Тереций Варрон 10
3 Марк Туллий Цицерон 17
4 Люций Синека 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Трактат Цицерона о равенстве на основе различий выглядел по меньшей мере весьма утопично, но градация свободных по достоинству считалось Цицероном справедливой и необходимой для вечного мира. Цицерон был идеологом республиканского строя исследуемого нами периода, где началась агония демократических институтов города.Так будучи убежденным сторонником Республики Цицерон предполагал мир этих сословий - лейтмотив условия поддержания господствующих правящих классов.Вершиной творчества Цицерона сталпоследнтй трактат об обязанностях который представлял собой оригинальное сочетание политико-правовых философских и обязательно экономических мыслей. В нём автор пытался нарисовать образ идеального жителя города безотносительно к его сословной принадлежности.По мнению Цицерона работе соответствовали свои обязанности цели и задачи исполнения которых являлось нравственным смыслом любой жизнедеятельности. Высшее благо не имело отношения к удобствам и только нравственным началам и прекрасное должно было стать предметом и самоцелью в стремлении любого человека в городе.Он посчитал нравственным прекрасным четыре основные добродетели- это собственно познание истины, справедливость, благотворительность,величие духа и умеренности в жизнедеятельности. С экономической точки зрения интерес представляло его двуединая добродетель - это справедливость и благотворительность.Понятие справедливости конечно было одним из стержневых в концепции города от исследуемого мыслителя именно на её базе достигалось определяемое «Согласие» этих самых сословий.Цицерон подчеркивал задачи «Справедливости» в том, чтобы никому не наносить большого или мелкого вреда,если только тебя на это не вызвали противозаконным способом, затем в том чтобы пользоваться благами общественной собственности/имуществом как общиной; частные - как собственно своей. Цицерон обратил внимание на то что частного имущества от природы не бывает что это имущество результат оккупации свободных земельных ресурсов вследствие победы в войнах или посредством законов, соглашение, в конечном счете и возможно покупок.А поскольку частное имущество каждого из жителей городов образовалось из того что от природы было общим пусть каждый владеет тем что ему досталась как говорил Цицерон если кто-нибудь другой на что-нибудь из этогопосягнет, он нарушит тем самым правоотношения в обществе.Идеи Цицерона о справедливости имущества основывалась на неравенстве и несправедливомраспределении последнего... Он оправдывал войны, оккупацию земельных ресурсов, законы, поглощения крупного землевладения мелких землевладений частных крестьян в тоже время интересы людей как частных земельных имущественных собственников определённым образом структурировали разные сословия в государстве в единая гражданское общество.Цицерон ближе всех из римских мыслителей сформулировал свои концепции понимание как существенный черты античного города.В этом мире по мнению нашего мыслителя была и несправедливость - она собственно проявлялась через страхи, корыстолюбие,жаждуславы, власти.Забота о своей собственности вовсе не порок но таким образом высшая справедливость которым должен следовать каждый человек - это неприкосновенность имущества из собственности.Поэтому его первичная обязанность и задача была охрана этой неприкосновенности.Вот поэтому Цицерон всегда оставался ярым противником всяких аграрных законов, долгов и любых вторжений в священные права собственности.Цицерон предполагал, что справедливость не менее важное обстоятельство единого вечного мира по отношению к рабам поэтому правы те кто советует обращаться с ними как с наемными работниками, требовать от них трудовой деятельности предоставлять им всё своё положенное. Тем самым косвенно разоблачал рабовладельческий строй, искал цельв справедливости рабского положения работников, предоставляющими статус свободных наемников с соответствующими им правами.Другой важной особенностью добродетельного гражданина в городах по мнению Цицерона должна была стать благотворительность всего в человеческой природе и связывающие организационной строй города. Люди живут в обществе и обязаны помогать друг другу при этом он указывал на важность благочестивого отношения к собственному городу, в семье, к близким и друзьям.Люций СинекаСенека был самым выдающимся римским философом-стоиком. Он также был наставником молодого Нерона и его советником в первые годы его правления императором. Именно через это он оказывал сдерживающее влияние на Нерона. Затем он был исключен из суда. Позже Нерон заставил его покончить с собой, потому что он признался, что обсуждал заговор против него с заговорщиками.Луций Аннаус Сенека был одним из великих писателей эпохи Хулио-Клаудиана в Риме. Он родился в римской провинции Испании около 3 г. до н. Но его тетя взяла его в Рим во время правления императора Клавдия, чтобы Сенека мог получить хорошее образование. Отец Сенеки был известным учителем в Риме, поэтому люди называли его Сенека Старший (SenecaMaior), а Люциуса звали Сенека Младший (SenecaMinor).Когда он вырос, Сенека Младший стал учителем Нерона, когда Нерон был маленьким мальчиком (маленькие сыновья императора не ходили в школу; они учились на дому с собственными учителями). Когда Нерон вырос, ему не нравилось, когда его старый учитель все еще слонялся и говорил ему, что делать. В конце концов он заставил Сенеку убить себя. Сенека лег в теплую ванну, разрезал себе запястья и истек кровью, в окружении друзей, обсуждая философию.Сенека был не только учителем Нерона, но и известным философом и писателем. Он написал латинские версии многих греческих пьес, в том числе, например, рассказы о Медее и Федре. Но он наиболее известен своими латинскими версиями стоической философии. Стоицизм Сенеки принял форму высказывания о том, что причиной распада Римской республики стало то, что люди слишком увлекались и слишком много политики, и им не удавалось сохранять спокойствие и безмятежность. Из этого видно, что он, вероятно, не очень любил вечеринки Нерона.Экономические взгляды Сенеки отразились в его знаменитых «Нравственных письмах к Луциллию». В них он советовал людям избирать такую линию поведения, которая обеспечит ему «блаженную жизнь». В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей. По его представлениям, можно поработить только телесную оболочку человека, но не его душу, разум. Так, Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Свободный дух раба неподвластен купле-продаже, как его тело. Сенека настаивал, что для рабовладельца рабы должны быть прежде всего людьми. Они — «соседи по дому», «смирные друзья», «товарищи по рабству», так как над всеми одинакова власть фортуны.С рабами, по мнению Сенеки, нельзя обращаться как со скотом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты бы хотел, чтобы с тобой обращались стоящие выше». Для наказаний он призывал использовать только слова, метод убеждения.Но Сенека, резко критикуя рабство, не видел нужды в освобождении рабов. Критикуя рабовладение, он не находит ему никакой альтернативы. Его взгляды на участь раба были полны пессимизма.Концепция рабства Сенеки имела еще одну важную сторону: и невольники, и свободные — рабы фортуны. Но кроме «поголовного рабства» от судьбы есть и «добровольное рабство» от пороков. «Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой — у скупости, третий — у честолюбия все — у страха»,—писал он.Всем этим Сенека стремился доказать, что раб — не «говорящее орудие» или быдло, а человек. Эти взгляды выглядели крайне радикально и предшествовали идеям раннего христианства.Кроме того, Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат.ЗаключениеИтак, исследовав изложенный материал, можно сделать определенные выводы, в частности, что в отличие от государств Древнего Востока экономика цивилизации Древнего Рима базировалась преимущественно на рабовладельческом труде. Рабский труд преобладающую роль в производственном процессе и циклах в сельскохозяйственных территориях .Основное количество рабов приходилось на 3 - 1 века до нашей эры, которые Рим получал в итоге завоевательных войн и карательных экспедиций. пленники и жители этих провинций обращались в рабство и становились рабскими ресурсами, при этом положении той или иной группы рабовладельческих ресурсов определялиих место в классовой борьбе. зачастую рабы бежали за границутерритории римской державы, убивали своих вассалов, во время войны переходили на сторону противника ненавистного им Рима не раз поднимали восстания. Тенденция последних лет римской республики указывала на то, что отдельные господа уже были бессильны противостоять своим рабовладельческим ресурсам. Цели и задачи их подавления государство взяло на себя, но вместе с тем боясь выступления доведенных до отчаяния рабов вынуждено было всё больше и больше ограничивать упрямство господ.Из этого различными экономическими мыслителями создавались различные модели государств. Сельское хозяйство и ремесло в Италии достигли очень высокого уровня уже к первому веку нашей эры. Но несмотря на это производительность рабского труда всё время падало и падало, имело негативные тенденции. Рабы по-прежнему продолжали ненавидеть своих управленцев и господ, при случае убивали их, уходили в отряды разбойников, бежали из городов, переходили к врагам всегда были близки к неповиновению и злоупотреблению, не показывали добродушие и покорность. Уже такое положение дел заставляло самих рабовладельцев изменять условия своей жизнедеятельности и обогащения путем замены труда рабов не только в сельском хозяйстве на наемный труд. К концу Римской империи рыбы конечно не исчезли, но были оттеснены на задний план уже колониальными наемными работниками.Рабство первоначально способствующие развитию сельского хозяйства и ремесла и политической мощи Рима, в конце концов из-за непримиримых противоречий между рабами и владельцами привела к значительному упадку и гибели римской державы.Список использованной литературыАбрамзон, М. Г. История Древнего мира. Древний Рим [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. Г. Абрамзон. - Магнитогорск : [б. и.], 2018. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.Гребенюк, А.В. Рим: путь к империи : пути цивилизаций : от латенов до Христа : [16+] / А. В. Гребенюк. - Москва : Вече, [2019]. - 349, [2] с.Казаров, С. С. Античная цивилизация : учебное пособие для магистрантов / С. С. Казаров. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 94, [1] с.Камаровский, Л. А. Очерки Рима в финансовом и экономическом отношениях : управление финансами, сельское хозяйство, значение рабства в Риме / Л. А. Камаровский. - Изд. 2-е. - Москва :URSS : ЛЕНАНД, [cop. 2017]. - 138 с.Маяк, И.Л. Римляне ранней Республики / И. Л. Маяк. - Санкт-Петербург : Наука : Санкт-Петербургский филиал, 2019. - 205, [2] с.Моммзен, Т. История Рима : [12+: перевод] / Т. Моммзен. - Москва : Вече, 2019. - 383 с.Мыслители Рима. Наедине с собой : [Сочинения: Пер. с лат. и древнегреч.] / [Сост., вступ. ст. и коммент. Шкоды В.]. - Москва ; Харьков : Эксмо-Пресс, 1998. - 831 с.Чернявский, С. Н. Сто великих людей Древнего Рима : [12+] / С. Н. Чернявский. - Москва : Вече, [2019]. - 415 с.Экономическая история мира : в 6 т. / под общ. ред. М. В. Конотопова ; Рос. акад. наук, Ин-т стран СНГ. - 3-е изд., доп. и дораб. - Санкт-Петербург :Алетейя. Т. 1 : Экономика Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси / [А. В. Аникин, А. Ю. Егоров, О. В. Карамова и др.]. - 2017. - 417 с.
1 Абрамзон, М. Г. История Древнего мира. Древний Рим [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. Г. Абрамзон. - Магнитогорск : [б. и.], 2018. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.
2 Гребенюк, А.В. Рим: путь к империи : пути цивилизаций : от латенов до Христа : [16+] / А. В. Гребенюк. - Москва : Вече, [2019]. - 349, [2] с.
3 Казаров, С. С. Античная цивилизация : учебное пособие для магистрантов / С. С. Казаров. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 94, [1] с.
4 Камаровский, Л. А. Очерки Рима в финансовом и экономическом отношениях : управление финансами, сельское хозяйство, значение рабства в Риме / Л. А. Камаровский. - Изд. 2-е. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, [cop. 2017]. - 138 с.
5 Маяк, И.Л. Римляне ранней Республики / И. Л. Маяк. - Санкт-Петербург : Наука : Санкт-Петербургский филиал, 2019. - 205, [2] с.
6 Моммзен, Т. История Рима : [12+: перевод] / Т. Моммзен. - Москва : Вече, 2019. - 383 с.
7 Мыслители Рима. Наедине с собой : [Сочинения: Пер. с лат. и древнегреч.] / [Сост., вступ. ст. и коммент. Шкоды В.]. - Москва ; Харьков : Эксмо-Пресс, 1998. - 831 с.
8 Чернявский, С. Н. Сто великих людей Древнего Рима : [12+] / С. Н. Чернявский. - Москва : Вече, [2019]. - 415 с.
9 Экономическая история мира : в 6 т. / под общ. ред. М. В. Конотопова ; Рос. акад. наук, Ин-т стран СНГ. - 3-е изд., доп. и дораб. - Санкт-Петербург : Алетейя. Т. 1 : Экономика Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси / [А. В. Аникин, А. Ю. Егоров, О. В. Карамова и др.]. - 2017. - 417 с.
Вопрос-ответ:
Какую экономическую мысль представлял Катон Старший?
Катон Старший был представителем консервативной экономической мысли в Древнем Риме. Он выступал за простую и сдержанную жизнь, отрицал роскошь и частную собственность, а также настаивал на использовании гражданами своей земли для обеспечения себя продовольствием. Он также выступал против привлечения иностранного капитала и защищал интересы римских фермеров.
Какие принципы в экономике высказывал Маркус Тереций Варрон?
Маркус Тереций Варрон выдвигал идеи о разделении экономики на три основных сектора: земледелие, скотоводство и ремесла. Он рассматривал каждый сектор как важную составляющую экономики, и подчеркивал, что все они должны быть развиты равномерно для обеспечения процветания государства. Он также призывал к обучению и воспитанию граждан в области торговли и управления, чтобы обеспечить успешное функционирование экономики.
Какую роль играла экономическая мысль Цицерона в Древнем Риме?
Экономическая мысль Цицерона имела большое значение в Древнем Риме. Он был сторонником республиканского строя и высказывался против угнетения населения аристократией. Цицерон признавал необходимость градации свободных по достоинству, чтобы обеспечить мир и справедливость. Он также пропагандировал идею равенства, но с основанием на различиях в заслугах. Его трактат о равенстве, хоть и был утопичным, имел значение в контексте агонии демократических институтов Рима.
Какую экономическую политику выстраивал Люций Синека?
Люций Синека выстраивал экономическую политику, направленную на борьбу с коррупцией и ростом долгов. Он выступал против излишеств и роскоши, а также призывал к установлению справедливой системы налогообложения, чтобы облегчить бремя налогов для народа. Синека также подчеркивал важность экономической независимости и самообеспечения государства для его стабильности и процветания.
Кто из древних римлян являлся идеологом республиканского строя?
Идеологом республиканского строя в Древнем Риме являлся Цицерон.
Что предлагал Цицерон в своем трактате о равенстве?
В своем трактате о равенстве Цицерон предлагал градацию свободных по достоинству, считая это справедливым и необходимым для вечного мира.
Какие институты стали агонизировать в Древнем Риме?
В Древнем Риме началась агония демократических институтов города.
Какой трактат Цицерона был утопичным?
Трактат Цицерона о равенстве на основе различий выглядел по меньшей мере весьма утопично.
Какое значение имели свободные люди в те времена?
Свободные люди в Риме придавали большое значение градации по достоинству, которую считали справедливой и необходимой для вечного мира.
Какие мысли и идеи по экономике были у древних римлян?
Древние римляне, как и другие цивилизации, размышляли о вопросах экономики и создавали свои теории и трактаты. Римское общество было организовано на основе сложной системы рабовладения, что сильно влияло на их мысли по экономике. Лидерами в области экономической мысли в Древнем Риме были Катон Старший, Маркус Тереций Варрон, Марк Туллий Цицерон и Люций Синека.
Какие идеи по экономической политике придерживался Марк Туллий Цицерон?
Марк Туллий Цицерон был идеологом республиканского строя и пропагандистом аристократического общества. Он придерживался мнения, что градация свободных по достоинству является справедливой и необходимой для поддержания вечного мира. В своем трактате о равенстве on the basis of differences Цицерон высказывал утопическую идею о равенстве, основанном на различиях. Это была попытка объединить социально-экономические различия в обществе и создать более справедливую систему управления.