современные меры безопасности операционной медсестры при контакте с биологическими жидкостями
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСТРЕННОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ ГЕМОКОНТАКТНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА 8
1.1. Гемоконтактные инфекции, их роль в профессиональной заболеваемости среднего медицинского персонала 8
1.2. Нормативно-правовое регулирования вопросов экстренной профилактики гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациентов 17
1.3. Алгоритм действий медицинской сестры в аварийной ситуации с биологическими жидкостями организма 19
Выводы к главе 1 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. База исследования, его цели, задачи, методы 25
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 27
Выводы к главе 2 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Зависимость возраста, опыта, места работы медицинской сестры и ее знаний в области экстренной профилактики гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациента 32
3.2. Пути повышения уровня знаний медицинских сестер по экстренной профилактике гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациента 51
Выводы к главе 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ. Анкета 61
От вирусного гепатита В было привито 100,0% медицинских сестер из 43 опрошенных (рисунок 21)..Рисунок 20 – Использование антиретровирусных препаратов медицинскими сестрами после аварий с биологическими жидкостями пациентовРисунок 21 – Наличие у медицинских сестер прививки от вирусного гепатита ВВведение после аварии с биологическими жидкостями пациентов вакцины или иммуноглобулина против вирусного гепатита В имело место в 5 случаях из 22 (22,7%), не вводились препараты в 4 случаях из 22 (18,2%), в 13 случаях из 22 уровень антител был достаточно высок и введение препарата не требовалось (59,1%) (рисунок 22). Нет никаких сомнений в том, что немотивированный отказ от введения иммуноглобулина, вакцины – это недопустимое поведение медицинских сестер, которые подвергают риску свое здоровье и здоровье окружающих людей. Такие ситуации следует пресекать, в том числе и с использованием административного ресурса.Ситуации, при которых происходили аварии с биологическими жидкостями пациентов, оказались типовыми (рисунок 23). Так, большая часть аварий – это аварии, вызванные буйным поведением пациента. Рисунок 22 – Введение после аварии с биологическими жидкостями пациентов вакцины или иммуноглобулина против вирусного гепатита ВРисунок 23 – Ситуации, при которых происходили аварии с биологическими жидкостями пациентовЭто 12 аварий из 22, т.е. 54,5% всех аварийных ситуаций. По 3 аварийные ситуации возникло вследствие спешки медицинских сестер (13,6%) и в конце длинной, тяжелой смены, т.е. как следствие усталости медицинских сестер (13,6%). Аварии из-за отвлечения от работы и из-за ситуационной эмоциональной нестабильности медицинской сестры возникали в 2 случаях из 22 (по 9,1%).Иными словами, есть ряд причин, которые вызывают аварийные ситуации и это не только низкий уровень знаний, но и особенности труда медицинских сестер, который нельзя назвать простым. В этой ситуации очень важным является обучение. При этом необходимо отметить, что оно должно быть не только базовым (в учебном заведении при получении специальности), но продолжаться на протяжении всей жизни медицинского работника, в том числе на курсах повышения квалификации. Важно также обучение на рабочем месте.Большая часть медицинских сестер прошла обучение только на курсах повышения квалификации (16 человек, 37,2%). Оставшиеся последнее свое обучение прошли не позднее, чем 12 месяцев назад непосредственно на рабочем месте (11 человек, 25,6%). Также были медицинские сестры, обучение которых проходило неделю назад (8 человек, 18,6%), месяц назад (5 человек, 11,6%) (рисунок 24).Эффективным такое обучение назвали только 16 медицинских сестер из 43 (37,2%), отчасти эффективным – 21 медицинская сестра из 43 (48,8%), не эффективным – 6 медицинских сестер из 43 (рисунок 25). Можно сказать, что обучение, его частота, структура, качество подачи материала, использование современных средств обучения – это такой же важный компонент системы профилактики профессионального инфицирования гемоконтактными инфекциями, как и остальные группы мероприятий. Если обучение демонстрирует низкую эффективность, число аварий растет.Рисунок 24 – Частота обучения медицинских сестер алгоритмам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентовРисунок 25 – Оценка медицинскими сестрами эффективности обученияНе случайно медицинские сестры демонстрируют высокий уровень потребности дополнительной информации по алгоритмам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентов (рисунок 26). Рисунок 26 – Потребность медицинских сестер в дополнительной информации по алгоритмам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентовТак, положительно на данный вопрос ответили 29 медицинских сестер из 43 (67,4%), отчасти положительно – 8 медицинских сестер из 43 (18,6%), не проявили желания получать дополнительную информацию 6 медицинских сестер из 43 (14,0%) (рисунок 26).Самый предпочтительный источник информации по алгоритмам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентов – это электронные издания (18 человек, 41,9%). Также интересными для медицинских сестер стали бы печатная продукция (13 человек, 30,2%), практические занятия (5 человек, 11,6%). Менее всего медицинские сестры готовы воспринимать информацию, которая дается в виде лекций (1 человек, 2,3%) (рисунок 27).Рисунок 27 – Предпочтительный источник информации по алгоритмам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентовПолученный результат связан, прежде всего, с разновозрастностью респондентов. Более молодые медицинские сестры предпочитают электронные источники, медицинские сестры старшей возрастной группы – печатные издания. Эти данные позволяют говорить о важности учета возрастным особенностей группы при обучении, готовить материалы, которые подходили бы и той и другой группе. Таким образом, можно заключить, что в результате исследования были получены сведения, говорящие о ряде ошибок в обучении медицинских сестер алгоритмам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентов, поведении персонала после аварии, в ведении документации. Полученные сведения говорят о необходимости совершенствования системы профилактики профессионального инфицирования медицинских сестер гемоконтактными инфекциями.3.2. Пути повышения уровня знаний медицинских сестер по экстренной профилактике гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациентаИз сказанного выше можно сделать ряд выводов, позволяющих предложить пути повышения уровня знаний медицинских сестер по экстренной профилактике гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациента. Так, было выявлено, что число и тяжесть аварий повышается при недостатке опыта, в случае определенных должностей. Одной из причин низкого уровня знаний можно считать недостатки в обучении. Также важным аспектом проблемы является небезопасное поведение медицинских сестер после аварии.Исходя из этого, можно сформулировать следующие предложения:В каждом учреждении ввести эффективную систему наставничества. Наставнику вменяется в обязанность полноценный контроль уровня знаний и навыков медицинских сестер, которые находятся под его контролем. Важно, чтобы наставник был достаточно опытен, обладал необходимыми педагогическими знаниями, ответственно, а не формально подходил к своей работе.В каждом учреждении создать систему обучения медицинских сестер правилам профилактики гемоконтактных инфекций, действий при авариях с биологическими жидкостями пациентов. В систему обязательно должны входить:Беседы – 1 раз в месяц, при поступлении новых сотрудников или после аварий.Лекционный курс – 1 раз в 6 месяцев и при поступлении новых сотрудников.Курс практических занятий – 1 раз в 6 месяцев, при поступлении новых сотрудников, при поступлении нового оборудования или после аварий.Блок публикаций на сайте учреждения – обновляется 1 раз в год или при изменении нормативно-правовых актов.Блок информации в печатном виде, находящийся в доступном месте для ознакомления. Это могут быть листовки, брошюры, плакаты. В качестве системы контроля уровня знаний, ввести в каждом подразделении дополнительные испытания, только после прохождения которых, можно приступить к исполнению своих должностных обязанностей. Сюда должна входить:Письменная проверочная работа.Практический экзамен по безопасности манипуляций с биологическими жидкостями пациентов.Практический экзамен по тактике поведения после аварий.Указанные испытания сделать регулярными (1 раз в год для медицинских сестер поликлинического отделения, 2 раза в год для палатных, операционных, перевязочных, процедурных медицинских сестер).Четко определить лиц, ответственных за оформление документации по авариям с биологическими жидкостями пациентов. Категорически исключить случаи, при которых об аварии не подается информация руководству организации. Сюда могут относится как поощрительные меры, так и меры административного воздействия. Для медицинских сестер, которые в течение года демонстрируют безаварийную работу, предусмотреть систему материальных и нематериальных поощрений.Прописать регламент обращения к медицинской сестре во время выполнения ей манипуляций с биологическими жидкостями пациентов, который предусматривал бы запрет на отвлечение медицинской сестры от работы.Прописать регламент, согласно которому с пациентами, отличающимися буйным поведением, не допускается работа одной медицинской сестры, а также работа без применения дополнительных мер безопасности (фиксация, седация и т.д.).Пересмотреть режим труда и отдыха медицинских сестер, учесть риск возникновения аварийных ситуаций при усталости медицинского работника.Проведенные исследования в обязательном порядке оформлять, публиковать, обнародовать на конференциях. Кроме того важно перенимать опыт в вопросах профилактики аварий с биологическими жидкостями пациентов как у отечественных, так у зарубежных специалистов.Предложенный комплекс мер общий, но он может быть дополнен сообразно ситуации в конкретном подразделении. Работа в данном направлении должна вестись, начиная с масштабной диагностики уровня знаний, навыков, комплаентности медицинских сестер в отношении мер профилактики гемоконтактных инфекций. Для этого ведется как наблюдение, так и опрос, тестирование. Меры необходимо принимать незамедлительность. Необходимо понимать, что даже незначительный пробел в знаниях в области профилактики профессионального заражения гемоконтактными инфекциями может быть опасен, привести к болезни и гибели сотрудников организации. Важно также проводить все необходимые обучающие действия в отношении медицинских сестер, вновь выступающих на работу. При этом не имеет значение, настолько большим опытом обладает медицинская сестра, она должная пройти весь комплекс испытаний, который предусматривает как письменное, так и устное тестирование. Это позволяет тотально контролировать уровень знаний и навыков персонала, снизить вероятность распространяя инфекции. Подводя итоги, можно отметить, что на основе проведенного исследования предложен комплекс мер по повышению уровня знаний медицинских сестер по экстренной профилактике гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациента. Этот комплекс мер позволить снизить аварийность и тяжесть последствий аварий с биологическими жидкостями пациентов. Комплекс должен быть внедрен повсеместно, он достаточно прост и мобилен, может применяться как в небольших медицинских организациях, так и ворганизация с большим штатом сотрудников.Выводы к главе 3Таким образом, базовыми причинами аварийных ситуаций с биологическими жидкостями пациентов можно назвать:Недостаток опыта.Должность, которая предполагает наличие более высокой степени риска возникновения аварийной ситуации.Низкое качество обучения,Низкая приверженность медицинских сестер к соблюдению правил профилактики аварий с биологическими жидкостями пациентов.Также в процессе исследования было выявлено, что медицинские сестры не всегда хорошо ориентируются в порядке действий после аварии, иногда уклоняются от профилактических мероприятий, не ведут должным образом документацию.Предложенный комплекс мер позволить снизить аварийность, предупредить развитие гемоконтактных инфекций, развить систему преемственности при обучении медицинских сестер в учреждении, что в свою очередь повысит безопасность для медицинских сестер в целом по стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕБиологические жидкости пациента могут быть для медицинской сестры существенной угрозой в части заражения гемоконтактными инфекциями. Именно поэтому исключительно важно принимать меры по профилактике аварий с биологическими жидкостями. Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:Гемоконтактные инфекции – это инфекционные заболевания преимущественно вирусной природы, которые передаются парентеральным способом. Их роль в профессиональной заболеваемости среднего медицинского персонала значительно прежде всего по причине высокой контагиозности, тяжести последствий для здоровья.Существенный характер проблемы профессионального инфицирования медицинских сестер предопределил тот факт, что нормативно-правое регулирование действий медицинской сестры при аварии с биологическими жидкостями пациента достаточно хорошо развито, есть ряд федеральных законов, подзаконных актов.Алгоритм действий медицинской сестры при аварии с биологическими жидкостями пациента указан в ряде нормативно-правовых актов, четко расписан, должен быть хорошо известен каждой медицинской сестре.Анкетирование медицинских сестер по вопросам экстренной профилактики гемоконтактных инфекций при авариях с биологическими жидкостями пациента показало сниженный уровень знаний, который чаще встречается у медицинских сестер с малым опытом, работающих палатными медицинскими сестрами и медицинскими сестрами поликлинического отделения.В результате исследования был выявлена зависимость уровня знаний медицинских сестер, их возраста, стажа работы, специализации, места работы. Чем выше стаж работы, тем ниже аварийность, чем чаще медицинская сестра сталкивается с биологическими жидкостями, нестерильными медицинскими инструментами, тем выше вероятность аварии и тем выше знания медицинских сестер о действиях при авариях.На основании полученных сведений были разработаны рекомендации по повышению уровня знаний медицинских сестер по действиям в случае аварий с биологическими жидкостями пациента.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБелоусов А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник/ А.К. Белоусова, В.Н. Дунайцева; Под ред. Б.В. Кабарухина. – 2-е изд. – Ростов н/Дону, 2018. – 364 с.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология/ Л.Б. Борисов. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016. – 792 с.Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение/ Н.Д. Ющук и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 304 с.Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение/ Н.Д. Ющук и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 304 с.Инфекционные болезни: национальное руководство/ Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1104 с.Кодекс Республик Казахстан от 18.09.2009 года №193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/service/doc.aspx?doc_id=30479065#sub_id=7010000 (дата обращения: 12.10.2019).Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.kz/ (дата обращения: 12.10.2019). Косарев В.В. Профессиональные болезни: руководство для врачей/ В.В. Косарев, С.А. Бабанов. – М.: ВИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 422 с. Ларкин А.А. Профилактика ВИЧ-инфекции в работе врача анестезиолога-реаниматолога // Вестник СМУС74, 2016. – №3 (14). – С. 42-44.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2015. – 704 с. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник/ Под ред. В.В. Зверева, А.С. Быкова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 816 с.Пак С.Г. Инфекционные болезни с курсом по ВИЧ (клиника, лечение, паллиативная помощь): учебник/ С.Г. Пак, Е.В. Волчкова, Л.Н. Кокорева, М.Н. Адденов. – М.: Практическая медицина, 2017. – 336 с.Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 27.03.2018 года №126 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016793 (дата обращения: 12.10.2019).Профессиональные болезни: учебник/ Н.А. Мухин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 512 с.Рыбакова О.В. Оценка риска профессионального заражения ВИЧ-инфекцией среди студентов-медиков// Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2016. – Т.1. – №4(15). – С. 65-67.СбойчаковВ.Б. Микробиология, основы эпидемиологи и методы микробиологических исследований: учебник для средних медицинских учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 712 с.Трифонов Г.С. Алгоритм действий при аварийной ситуации с биологическим материалом [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420345051 (дата обращения: 12.10.2019).Хасанова Г.Р., АгиуллинаС.Т., ГалиутдиновФ.Ш., Клюшкин И.В., Чумакова А.О. Соблюдение алгоритма экстренной профилактики профессионального заражения гемоконтрактными инфекциями персонала хирургических отделений// Медицинский альманах, 2016. – С. 75-78.ПРИЛОЖЕНИЕ. АнкетаУважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается анкета на тему «Действия медицинской сестры при аварийных ситуациях с биологическими жидкостями пациента». Просим Вас предельно откровенно ответить на предложенные вопросы. Опрос анонимный. Спаси Вам за участие!Укажите Ваш пол?МужскойЖенскийУкажите Ваш возраст?25 лет и младше25-35 лет35-45 лет45-55 лет56 лет и старшеУкажите Ваш стаж работы?Менее 5 лет5-10 лет11-15 лет16-20 лет21 год и болееУкажите Вашу должность?Медицинская сестра поликлинического отделенияМедицинская сестра палатная (постовая)Медицинская сестра перевязочнойМедицинская сестра процедурнойОперационная медицинская сестраПроисходили ли в Вашей профессиональной деятельности аварии сбиологическими жидкостями пациентов?ДаНетКак часть с Вами происходят аварии сбиологическими жидкостями пациентов?ЕженедельноЕжемесячноЕжегодноРеже 1 раза в годНе было аварийУкажите, какой тип аварийной ситуации происходит чаще всего?Попадание биологической жидкости на халат, обувь, рабочие поверхности, стеныПопадание биологической жидкости на кожуПопадание биологической жидкости на слизистую оболочкуПроколыПорезыНе было аварийВы знакомы с составом и назначением аварийной аптечки?ДаОтчастиНетУкажите, каков алгоритм действия при уколах, порезах нестерильным хирургическим инструментом? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сообщали ли Вы об авариях руководителю подразделения?ДаНетНе было аварийЗаносилась ли информация об аварии в журнал регистрации аварийных ситуаций?ДаНетНе было аварийСоставлялся ли Акт о несчастном случае на производстве?ДаНетНе было аварийОбследовался ли на ВИЧ и вирусные гепатиты пациент, с чьими биологическими жидкостями произошла авария?ДаНетНе было аварийПроходили ли Вы соответствующее обследование?ДаНетНе было аварийСколько раз и с какой периодичностью? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Принимали ли Вы антиретровирусные препараты?ДаНетПривиты ли вы от вирусного гепатита В?ДаНет После аварии проходили ли Вы обследование на содержание в крови антител к HBs-антигену?ДаНетНе было аварийПроводилось ли введение вакцины или иммуноглобулина?ДаНетПо результатам анализа не требовалось введения вакцины, иммуноглобулинаНе было аварийОпишите ситуации, в которых происходили аварии с биологическими жидкостями пациента (три последних аварии)? _______________________1_______________________________________________________________________________________________________________________________2_______________________________________________________________________________________________________________________________3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Когда последний раз Вы проходили обучение по действиям при аварийной ситуации с биологическими жидкостями пациента?Неделю назадМесяц назадГод назадВо время последних курсов повышения квалификацииВо время учебы в техникуме, колледжеЭто обучение оказалось эффективным?ДаОтчастиНетНуждаетесь ли Вы в регулярном поступлении дополнительной информации по вопросам действий при авариях с биологическими жидкостями пациентов?ДаОтчастиНетВ какой форме Вы предпочитаете получать такую информацию?В электронном видеВ виде печатной продукцииВ виде лекцийВ виде практических занятийНе нуждаюсь в дополнительной информацииСпасибо за участие в опросе!
2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология/ Л.Б. Борисов. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016. – 792 с.
3. Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение/ Н.Д. Ющук и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 304 с.
4. Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение/ Н.Д. Ющук и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 304 с.
5. Инфекционные болезни: национальное руководство/ Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1104 с.
6. Кодекс Республик Казахстан от 18.09.2009 года №193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/service/doc.aspx?doc_id=30479065#sub_id=7010000 (дата обращения: 12.10.2019).
7. Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.kz/ (дата обращения: 12.10.2019).
8. Косарев В.В. Профессиональные болезни: руководство для врачей/ В.В. Косарев, С.А. Бабанов. – М.: ВИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 422 с.
9. Ларкин А.А. Профилактика ВИЧ-инфекции в работе врача анестезиолога-реаниматолога // Вестник СМУС74, 2016. – №3 (14). – С. 42-44.
10. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2015. – 704 с.
11. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник/ Под ред. В.В. Зверева, А.С. Быкова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 816 с.
12. Пак С.Г. Инфекционные болезни с курсом по ВИЧ (клиника, лечение, паллиативная помощь): учебник/ С.Г. Пак, Е.В. Волчкова, Л.Н. Кокорева, М.Н. Адденов. – М.: Практическая медицина, 2017. – 336 с.
13. Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 27.03.2018 года №126 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016793 (дата обращения: 12.10.2019).
14. Профессиональные болезни: учебник/ Н.А. Мухин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 512 с.
15. Рыбакова О.В. Оценка риска профессионального заражения ВИЧ-инфекцией среди студентов-медиков// Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2016. – Т.1. – №4(15). – С. 65-67.
16. Сбойчаков В.Б. Микробиология, основы эпидемиологи и методы микробиологических исследований: учебник для средних медицинских учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 712 с.
17. Трифонов Г.С. Алгоритм действий при аварийной ситуации с биологическим материалом [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420345051 (дата обращения: 12.10.2019).
18. Хасанова Г.Р., Агиуллина С.Т., Галиутдинов Ф.Ш., Клюшкин И.В., Чумакова А.О. Соблюдение алгоритма экстренной профилактики профессионального заражения гемоконтрактными инфекциями персонала хирургических отделений// Медицинский альманах, 2016. – С. 75-78.