Политические права и свободы человека и гражданина В России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 13.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политических прав и свобод в системе конституционно-правового статуса человека и гражданина 5
1.1. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина 5
1.2. Система политических прав и свобод 9
Глава 2. Институты реализации политических прав граждан Российской Федерации 15
2.1. Политические партии как форма реализации политических прав граждан 15
2.2. Выборы и референдум как форма реализации избирательных прав граждан 20
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Всеобщие выборы бывают общенациональными и местными: на первых формируется состав общенационального представительного органа власти (парламент, учредительное собрание) или замещается должность президента, на вторых избираются члены всех местных представительных органов власти и все выборные должностные лица, уполномоченные действовать на местном уровне. Различают промежуточные и дополнительные выборов. Промежуточные выборы проводятся в установленное время в связи с предусмотренным конституцией или законом избранием части (частичным обновлением) состава представительного органа власти. Дополнительные выборы служат заполнению отдельных вакансий в составе такого органа, возникших по разным причинам.
Существуют также очередные и внеочередные, или досрочные, выборы. Очередные выборы проводятся в связи с окончанием срока полномочий представительного органа власти, части его членов или выборного должностного лица. Внеочередные выборы обусловлены досрочным прекращением полномочий соответствующего органа или должностного лица (например, роспуск парламента). Внеочередными всегда являются дополнительные выборы.
Нередко употребляется термин «повторные выборы», которым обозначается голосование избирателей, имеющее место в случае, когда очередные или внеочередные выборы отдельных членов представительного органа власти или выборного должностного лица признанные, в частности, недействительными. Однако более точным является термин «повторное голосование», отображающий сущность соответствующих избирательных процедур.
Смысловым стержнем теории и практики выборов, которые обеспечивают политическое представительство народа, является понятие избирательного права. Это понятие имеет два основных значения. Во-первых, избирательным правом является совокупность правовых норм, которые регулируют порядок организации и проведения прежде всего прямых выборов. Во-вторых, избирательное право - это субъективное право индивида (гражданина), имеющего статус избирателя или кандидата в члены представительного органа власти либо на выборную должность, на участие в соответствующих выборах.
Отличия в статусах избирателя и кандидата предопределяют отличия между правом голоса на выборах, определяемым как активное избирательное право, и правом баллотироваться на выборах, или пассивным избирательным правом. При этом оба вида избирательного права как субъективного права обычно связаны с прямыми выборами, хотя о пассивном избирательном праве речь идет и в связи с непрямыми выборами.
Сегодня тайное голосование является одним из родовых признаков прямых выборов. В большинстве стран его способом определена подача избирательных бюллетеней, хотя в ряде случаев предусматривается использование специальных машин для голосования. При этом тайное голосование бюллетенями может быть реальным только при наличии более чем одного кандидата или одного списка кандидатов.
Кроме выборов, к основным формам непосредственной демократии отнесен референдум. Обе эти формы основываются на реализации гражданами права голоса, которое, как правило, приобретается на одинаковых условиях относительно участия во всех выборах и в референдуме.
В советский период существовало неоднозначное отношение к референдуму, хотя возможность его проведения предусматривалась так называемыми конституциями развитого социализма. При этом ключевое значение имело обычно не оглашаемое предположение, что референдум может восприниматься как своеобразная альтернатива советам, функционирование которых, согласно теории советской власти, отождествлялось с народовластием. В то же самое время одним из свидетельств развития «социалистической демократии» считали проведение всенародных обсуждений.
Однако между референдумом и всенародным обсуждением имеются сущностные различия. Как отмечалось, прямым следствием референдума является принятие властных решений. Всенародное обсуждение такого следствия иметь не может, оно лишь формально предшествует принятию властных решений государственными органами, прежде всего «высшим органом государственной власти». В общественно-политических условиях, которые существуют в так называемых социалистических странах, всенародное обсуждение обычно служит своеобразной имитацией или подменой референдума.
Содержание института референдума в разных странах делает возможной классификацию соответствующей формы непосредственной демократии. Одним из ее критериев является круг участников голосования на референдуме, по которому выделяют общенациональный (общегосударственный) и местный референдумы. На общенациональном референдуме может голосовать весь избирательный корпус, а на местном - его часть, которую составляют избиратели - жители конкретной административно-территориальной единицы.
В условиях федеративного государства третьей разновидностью, классифицированной по критерию круга участников голосования, выступает референдум субъекта федерации (в субъекте федерации). Иногда референдум субъектов федерации также определяют как местный. Однако, если организация и порядок проведения референдума в пределах административно-территориальных единиц (включая территориальные автономии) устанавливаются национальным законом, то регламентация вопросов референдума субъекта отнесена, как правило, к сфере законотворчества, осуществляемого на уровне именно субъектов федерации.
Еще одним критерием классификации референдумов является содержание вопросов, выносимых на голосование, или предмет референдума. По предмету, прежде всего, выделяют конституционный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме принимают или утверждают новый основной закон либо изменения в действующий, а законодательный референдум обычно служит принятию или отмене «обычных» законов.
Заключение
Подводя итоги настоящей работы, необходимо сделать следующие выводы.
Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.
К политическим правам относятся:
1. Свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),
2. Свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),
3. Право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),
4. Право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),
5. Право участвовать в отправлении правосудия – в качестве судей или присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ),
6. Право на обращение в органы государственной, муниципальной власти (ст. 33 Конституции РФ).
Граждане РФ имеют возможность образования совместно с другими гражданами РФ любого объединения (например, политических партий, профессиональных союзов и т.д.) либо вступления в уже существующие объединения. Однако это право имеет ограничения, выражающиеся в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Так, например, не допускается создание и деятельность политических партий, идеологией которых является фашизм.
Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования закреплено в статье 31 Конституции РФ. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Ограничения права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования выражаются в запрете на разжигание во время проведения этих мероприятий расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны,

Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – N 31. – Ст. 4398.
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. – 16.07.2001. – N 29. – Ст. 2950.
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. – 21.06.2004. – N 25. – Ст. 2485.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. – N 1. – 2018.
Альтман, Э.Д. Политические права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации / Э.Д. Альтман // Проблемы права. – 2018. – № 1 (65). – С. 35-39.
Ахмадов, И.М. Политические права и свободы / И.М Ахмадов. // Правовестник. – 2018. – № 2 (4). – С. 79-81.
Гаврилов, Р.А. К вопросу о механизме конституционно-правовых ограничений политических прав и свобод граждан России / Р.А. Гаврилов // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 4-1. – С. 136-148.
Джаримок, Т.Р. Роль политической партии в осуществлении пассивного избирательного права / Т.Р. Джаримок // Юридический факт. – 2018. – № 24. – С. 3-5.
Мамошин, В.И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 2 (16). – С. 7-12.
Мохорова, А.Ю. Политические права и свободы человека и гражданина / А.Ю. Мохорова // Актуальные проблемы науки и практики. – 2017. – № 3 (008). – С. 14-18.
Савелькина, А.С. Суд в системе защиты политических прав граждан / А.С. Савелькина // Студенческий вестник. – 2019. – № 24-2 (74). – С. 29-31.
Саидов, И.И. Понятие и особенности политических прав граждан / И.И. Саидов // Государствоведение и права человека. – 2017. – № 2 (06). – С. 113-115.
Салминова, Д.А. Эволюция политических прав и свобод / Д.А. Салминова // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 332-333.
Свириденко, А.И. Политические права и свободы граждан РФ / А.И. Свириденко // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 159-161.
Синкин, К.А. О некоторых правах человека через призму нравственных оснований политической идеологии / К.А. Синкин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – № 16-2. – С. 233-234.
Темирбеков, Ж.Р. Политические права, верховенство права и экономический рост / Ж.Р. Темирбеков // Право и государство. – 2018. – № 1-2 (78-79). – С. 43-52.
Хозиева, М.М. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина / М.М. Хозиева // Научный альманах. – 2018. – № 5-1 (43). – С. 238-244.
Шибаев, Ю.В. Особенности политических прав и свобод человека и гражданина / Ю.В. Шибаев // Закон. Право. Государство. – 2018. – № 2 (18). – С. 24-29.

Савелькина, А.С. Суд в системе защиты политических прав граждан / А.С. Савелькина // Студенческий вестник. – 2019. – № 24-2 (74). – С. 29.
Мохорова, А.Ю. Политические права и свободы человека и гражданина / А.Ю. Мохорова // Актуальные проблемы науки и практики. – 2017. – № 3 (008). – С. 14.
Синкин, К.А. О некоторых правах человека через призму нравственных оснований политической идеологии / К.А. Синкин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – № 16-2. – С. 233.
Темирбеков, Ж.Р. Политические права, верховенство права и экономический рост / Ж.Р. Темирбеков // Право и государство. – 2018. – № 1-2 (78-79). – С. 43.
Саидов, И.И. Понятие и особенности политических прав граждан / И.И. Саидов // Государствоведение и права человека. – 2017. – № 2 (06). – С. 113.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. N 25. Ст. 2485.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 1. 2018.
Темирбеков, Ж.Р. Политические права, верховенство права и экономический рост / Ж.Р. Темирбеков // Право и государство. – 2018. – № 1-2 (78-79). – С. 45.
Саидов, И.И. Понятие и особенности политических прав граждан / И.И. Саидов // Государствоведение и права человека. – 2017. – № 2 (06). – С. 114.
Джаримок, Т.Р. Роль политической партии в осуществлении пассивного избирательного права / Т.Р. Джаримок // Юридический факт. – 2018. – № 24. – С. 5.
Гаврилов, Р.А. К вопросу о механизме конституционно-правовых ограничений политических прав и свобод граждан России / Р.А. Гаврилов // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 4-1. – С. 136.
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. N 29. Ст. 2950.
Салминова, Д.А. Эволюция политических прав и свобод / Д.А. Салминова // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 332.
Ахмадов, И.М. Политические права и свободы / И.М Ахмадов. // Правовестник. – 2018. – № 2 (4). – С. 79.
Салминова, Д.А. Эволюция политических прав и свобод / Д.А. Салминова // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 33.
Мамошин, В.И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 2 (16). – С. 12.
Мамошин, В.И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 2 (16). – С. 12.
Мамошин, В.И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 2 (16). – С. 13.
Хозиева, М.М. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина / М.М. Хозиева // Научный альманах. – 2018. – № 5-1 (43). – С. 238.
Альтман, Э.Д. Политические права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации / Э.Д. Альтман // Проблемы права. – 2018. – № 1 (65). – С. 35.
Хозиева, М.М. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина / М.М. Хозиева // Научный альманах. – 2018. – № 5-1 (43). – С. 239.
Свириденко, А.И. Политические права и свободы граждан РФ / А.И. Свириденко // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 159.
Шибаев, Ю.В. Особенности политических прав и свобод человека и гражданина / Ю.В. Шибаев // Закон. Право. Государство. – 2018. – № 2 (18). – С. 24.












4

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. – 16.07.2001. – N 29. – Ст. 2950.
3. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. – 21.06.2004. – N 25. – Ст. 2485.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. – N 1. – 2018.
5. Альтман, Э.Д. Политические права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации / Э.Д. Альтман // Проблемы права. – 2018. – № 1 (65). – С. 35-39.
6. Ахмадов, И.М. Политические права и свободы / И.М Ахмадов. // Правовестник. – 2018. – № 2 (4). – С. 79-81.
7. Гаврилов, Р.А. К вопросу о механизме конституционно-правовых ограничений политических прав и свобод граждан России / Р.А. Гаврилов // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 4-1. – С. 136-148.
8. Джаримок, Т.Р. Роль политической партии в осуществлении пассивного избирательного права / Т.Р. Джаримок // Юридический факт. – 2018. – № 24. – С. 3-5.
9. Мамошин, В.И. Проблема защиты политических прав и свобод в России / В.И. Мамошин // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 2 (16). – С. 7-12.
10. Мохорова, А.Ю. Политические права и свободы человека и гражданина / А.Ю. Мохорова // Актуальные проблемы науки и практики. – 2017. – № 3 (008). – С. 14-18.
11. Савелькина, А.С. Суд в системе защиты политических прав граждан / А.С. Савелькина // Студенческий вестник. – 2019. – № 24-2 (74). – С. 29-31.
12. Саидов, И.И. Понятие и особенности политических прав граждан / И.И. Саидов // Государствоведение и права человека. – 2017. – № 2 (06). – С. 113-115.
13. Салминова, Д.А. Эволюция политических прав и свобод / Д.А. Салминова // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 332-333.
14. Свириденко, А.И. Политические права и свободы граждан РФ / А.И. Свириденко // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 159-161.
15. Синкин, К.А. О некоторых правах человека через призму нравственных оснований политической идеологии / К.А. Синкин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – № 16-2. – С. 233-234.
16. Темирбеков, Ж.Р. Политические права, верховенство права и экономический рост / Ж.Р. Темирбеков // Право и государство. – 2018. – № 1-2 (78-79). – С. 43-52.
17. Хозиева, М.М. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина / М.М. Хозиева // Научный альманах. – 2018. – № 5-1 (43). – С. 238-244.
18. Шибаев, Ю.В. Особенности политических прав и свобод человека и гражданина / Ю.В. Шибаев // Закон. Право. Государство. – 2018. – № 2 (18). – С. 24-29.

Вопрос-ответ:

Какие политические права и свободы гарантируются в России?

В России гарантируется целый ряд политических прав и свобод, включая право на свободу выражения мнения, право на участие в выборах, право на собрания и митинги, право на участие в политических партиях и другие.

Какие политические права и свободы защищены в России Конституцией?

В России Конституцией гарантируются политические права и свободы, такие как право на участие в управлении делами государства, право на свободу соображений и убеждений, право на свободу выражения и распространения информации, право на свободу собраний и митингов, право на участие в общественно-политических объединениях и другие.

Какие политические права гарантируются в России в рамках системы конституционно-правового статуса человека и гражданина?

В рамках системы конституционно-правового статуса человека и гражданина в России гарантируются политические права, такие как право на участие в управлении делами государства, право на свободу мировоззрения, право на свободу выражения мнения, право на свободу собраний и митингов, право на участие в политических партиях и другие.

Какие институты в России реализуют политические права граждан?

Политические права граждан России реализуются через такие институты, как политические партии, выборы и референдумы. Политические партии представляют собой форму организации и выражения политической активности граждан, а выборы и референдумы - форму осуществления прямой демократии и выражения воли народа.

В чем заключается роль политических партий в реализации политических прав граждан в России?

Политические партии играют важную роль в реализации политических прав граждан в России. Они представляют гражданский выбор и предлагают различные программы и идеи, отражающие интересы и потребности населения. Путем участия в политической деятельности через партии граждане могут влиять на формирование государственной политики и принимаемые решения.

Какие политические права и свободы закреплены в Конституции России?

Политические права и свободы, закрепленные в Конституции России, включают право на свободу слова, мнений и собраний, право на участие в выборах и референдумах, право на объединение в политические партии и общественные объединения, а также право на получение и распространение информации.

Каким образом реализуются политические права граждан России?

Политические права граждан России реализуются через институты, такие как политические партии и выборы. Граждане имеют право на участие в политической жизни страны, в том числе на участие в выборах депутатов и президента, посредством которых формируется государственная власть. Они также могут объединяться в политические партии и общественные объединения для защиты своих интересов и выражения своих политических взглядов.

Какие политические права и свободы наиболее значимы для граждан России?

Среди наиболее значимых политических прав и свобод для граждан России можно выделить право на свободу слова, мнений и собраний. Эти права позволяют гражданам выражать свои мысли и идеи, участвовать в общественных и политических дискуссиях, а также оказывать влияние на принятие важных политических решений. Кроме того, право на участие в выборах и референдумах также является важным, поскольку позволяет гражданам выбирать своих представителей и оказывать влияние на формирование государственной власти.

Что такое политические партии и как они влияют на реализацию политических прав граждан?

Политические партии - это организации, объединяющие граждан с общими политическими взглядами и целями. Они играют важную роль в реализации политических прав граждан, так как предоставляют возможность выражать свои политические взгляды, участвовать в выборах и оказывать влияние на формирование государственной власти. Политические партии выступают платформой для выражения интересов и идей различных групп населения, способствуют развитию демократических институтов и конкуренции в политической сфере.