Проблема восприятия цвета в изобразительной деятельности младших школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 14.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы восприятия цвета младшими школьниками 6
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 6
1.2 Психологические особенности восприятия цвета у младших школьников 9
ГЛАВА 2. Методические условия развития восприятия цвета младшими школьниками при занятиях изобразительной деятельностью 13
2.1. Методы развития восприятия цвета младшими школьниками 13
2.2. Методики развития восприятия цвета младшими школьниками в изобразительной деятельности при помощи системы упражнений 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
соотнесение объектов по цветукарточки с изображением цветных звездочек в соответствии с количеством учащихся, цветные фишки разных цветовКаждому учащемуся выдается карточка и цветные фишкиРассмотри карточку, там изображены цветные звездочки – это «домики» для фишек. Поставь каждую фишку в свой домик, назови цвет«Кораблик».фиксация по насыщенности цветакарточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красныйУчащийся получает карточку и три кружочкаРассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому«Гусеница».фиксация по насыщенности цветакружки зелёного цвета различные по насыщенностиУчащийся получает по три кружочка разного оттенкаразложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному«Знаковая таблица»фиксация по насыщенности цветаТаблица с изображенными в ней цифрами разного цветаДетям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное времяРасположи цифры в порядке возрастания цветового оттенкаП,Н,Ш,ТСочетание цветовЦветовые полоски разной толщины и длиныВоспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены.буквы, и т.д.Составь из полосок буквы «Одинаковые буквы»Различение сочетаний полосок по цветуЦветные полоски разного размера и цветаРазличение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний: различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру; различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеруРаспределите полоски из одинаковых букв по цвету. Упражнения, дидактические игры, задания для формирования цветового восприятия учащихся младшего школьного возраста:Нахождение палитры каждого цвета отдельно, путем смешивания определенного цвета последовательно с каждым цветом в коробочке красок.Определение группы цветов по временам года, времени суток, состоянию природы (солнечный день, пасмурный день).Изучение живописных техник - лессировка, "а-ля-прима", по-сырому, пуантилистика.Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).Для решения проблем восприятия цвета подобран ряд упражнений, которые помогут развитию цветового восприятия младшими школьниками. 1. Упражнение на визуализацию цветаПредставить перед глазами сначала любимый цвет во всем поле зрения. Детям сложно представить сразу только цвет, поэтому можно сначала связать его с каким-нибудь конкретным содержанием, затем попробовать перейти только к представлению цвета.Представить, как на бесконечной ленте непрерывно появляются все цвета спектра – от красного до фиолетового.Представить на фоне одного цвета геометрические фигуры другого цвета (на зеленом поле – красные треугольники, на синем – желтые шары и т.д.). Смена цветов происходит по команде, обычно на каждую картинку следует давать от 15 до 30 секунд.2. Упражнение на ассоциативность цветаС помощью жанра «абстракция» цветом передать состояния:Холод – тепло, легкое – тяжелоеКислое – сладкое, страх – покойРадость – грусть,звонкое – глухое3. Упражнение на передачу эмоционального состояния с помощью цветаС помощью цветовой гаммы, пятном-силуэтом передать образ какого-нибудь характерного литературного героя:Баба-Яга, Водяной, Винни-Пух, Василиса Прекрасная, Принц на белом коне, Царь, Кикимора, Змей-Горыныч, Красная шапочка.4. Цветовая рефлексияПередать эмоциональное состояние с помощью цвета на бумаге.5. Определение цветового тонаНа холсте изображены одинаковые по размеру квадраты с цветами разных оттенков от черного к белому. Необходимо добавить промежуточные оттеночные квадраты. Больше упражнений на восприятие цвета для младших школьников представлено в Приложении 1.Таким образом, знания, умения и навыки, полученные при выполнении различных упражнений, обучающиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании.В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практическая демонстрация ведения работы красками и материалами учителем. Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков обучающихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результат. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Также необходимы репродукции картин художников, слайды, музыкальные записи.На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. Вывод.Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.Для работы по развитию цветового восприятия младшими школьниками разработаны различные методы. Эти методы подразделяются на словесные и визуальные. Эффективность методов обучения достигается при их реализации совместно с упражнениями и заданиями, направленными на развитие восприятия цвета. ЗаключениеМладший школьный возраст характеризуется началом обучения детей в школе. Для данного этапа развития характерны определенные особенности психолого-педагогического поведения детей. Α именно: 1. Для детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью является переход от игровой к учебной; 2. Изобразительная деятельность учащихся носит высокую эмоциональную окраску; 3. В процессе обучения младших школьников существует ряд сложностей, связанных с определенным уровнем их памяти, внимания, восприятия; 4. В начальную школу дети приходят с имеющимся жизненным опытом, которые не всегда соответствует реальности. Восприятие цвета учащимися младшего школьного возраста отличается от взрослого цветовосприятия. Дети более чувствительны к цветам, если, например, ребенок видит на картинке лису, которая изображена скорее в красном цвете, то он и нарисует ее красную, не зависимо от того, что лиса на самом деле не красная, а оранжевая (как сказал бы взрослый). Восприятие цвета – динамический показатель мыслительной деятельности. Он поддается изменению, его моно развивать. Как правило, если у детей в начале обучения в школе были отклонения в цветовом восприятии, то к концу обучения в начальных кассах, эти отклонения ликвидируются. Для определения начального уровня развития восприятия цвета учащимися существует ряд методик, рассмотрение которых выходит за рамки темы работы. Для развития восприятия цвета младшими школьниками разработаны методики проведения занятий изобразительной деятельностью. Эти методики основываются на визуальной демонстрации произведений искусств, цветовых палитр. Вторая группа методик заключается в вербальном взаимодействии ученика и учителя. Максимальная эффективность данных методик достигается при комплексном их использовании, как дополнения к специальным упражнениям и заданиям по развитию восприятия цвета младшими школьниками на уроках изобразительного искусства. Таким образом, проблемы цветовосприятия детей младшего школьного возраста решаются при помощи использования приемов и методов работы по коррекции и развитию, использования конкретных упражнений и комплексных игр. Главным становится непосредственное участие ребенка в практической деятельности, в которой он не просто может увидеть, как «делать» изображения, но и самостоятельно выполнять техники рисования. Список использованной литературы1. Абрамова М.А. Методика преподавания изоискусства в начальной школе с практикой: Учебно-методическое пособие / ИРО, ЯГУ им. М.К.Аммосова, ПИ. – Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2001. – 136 с.2. Абрамова М.А. Путешествие в мир искусства. – Якутск, 1995. – 79 с. 3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. – М.: Просвещение, 1985. – 79 с.5. Александр Бернфельс, НорьертЛанда. Весёлая школа живописи / Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80 .: ил.]4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания – М.: АПН РСФСР, 1960. – 486 с.5. Басманова З.П. О развитии творческих способностей учащихся// Школа и производство. – 1987, №9. С. 67.6. Виффен Валерии. Как научиться рисовать натюрморт: Пособие по рисованию / Пер.с англ. И.Гиляровой. – М.: Изд.-во «Эксмо", 2002. – 64 с.7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1991. – 90 с.8. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке \ Книга для учителя. М.: Просвещение. 1987 – 192 сГамезо, Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М.: 1984. – 285 с.Денисов В.С. Восприятия цвета – Часть 1. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. – (Образовательный стандарт XXI).Захарова Л. Из опыта художественно-эстетического воспитания // Воспитание школьников. – 2003. - №2 – С.18.Закин Р.И. На пути к творчеству. – М., 1985. – 95 с.Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя / Под ред. Б.М. Неменского, Н.Н. Фомина и др. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.Каменева Е. Какого цвета радуга: Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1984. – 79 с.Карамзина У.А. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. МО РФ, ИРО, ЯГУ им. М.К.Аммосова, ПИ.- Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2005. – 88 с.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепкина Н.В. Красота, радость, творчество. – М.: Педагогическое т общество России, 2000. – 128 с.Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2-го Кл. нач.школы / Под. Ред. Б.М.Неменского. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.Косминская В.Б., Халезова Н.Б.. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Учебное для студентов пед. Ин-в. – М.: Просвещение, 1987. – 186 с.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М., 1987. – 38 с.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство. – 2000. -№6. – С.122.Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей \\ Вопросы психологии. 1975, №4Мухин В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.Народное искусство о воспитании детей: для педагогов дошколных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Российское пед.агенство, 1997. – 208 с.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.Неменский Б.М. Культура, искусство, образование. –М., 1993. – 263 с.Неменский Б.М., Фомина М.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991. – 192 с.Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс./ Пособие для учителей. Под ред. И.Л. Любинского и В.К.Скатерщикова. –М.: Просвещение, 1973. – 269 с.Осорина М.В. Секретный мир детей. – СПБ., 1999. – 97 с.Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей // Начальная школа. – 2005. -№12. –С. 40-43.Развитие творческой активности школьника / Под ред. Матюшкина А.М. – М.: Педагогика, 1991, - 160 с.Резников Н.П. Анализ художественных произведений на уроках ИЗО, проводимых по программе Б.М.Неменского. Методическая разработка. – СПб., 1992. – 36 с.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Пед. Ин-тов. – М.: «АГАР», 1998.Савенков А.Н. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 220 с. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002. – 368 с.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –Киев, 1969. 220 с.[Сухомлинский В.А. Собр. соч. М., 1976, т. 3 стр.48]Теория и методика воспитания. Учебно-методический комплекс / ИРО ЯГУ им. М.К.Аммосова, ПИ. –Якутск, 2005. – 76 с.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2 т. / К. Д. Ушинский ; [сост. и коммент. Э. Д. Днепрова] ; под ред. А. И. Пискунова. – М. : Педагогика. – 1993.Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д.Ситнюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.
1. Абрамова М.А. Методика преподавания изоискусства в начальной школе с практикой: Учебно-методическое пособие / ИРО, ЯГУ им. М.К.Аммосова, ПИ. – Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2001. – 136 с.
2. Абрамова М.А. Путешествие в мир искусства. – Якутск, 1995. – 79 с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. – М.: Просвещение, 1985. – 79 с.
5. Александр Бернфельс, Норьерт Ланда. Весёлая школа живописи / Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80 .: ил.]
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания – М.: АПН РСФСР, 1960. – 486 с.
5. Басманова З.П. О развитии творческих способностей учащихся// Школа и производство. – 1987, №9. С. 67.
6. Виффен Валерии. Как научиться рисовать натюрморт: Пособие по рисованию / Пер.с англ. И.Гиляровой. – М.: Изд.-во «Эксмо", 2002. – 64 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1991. – 90 с.
8. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке \ Книга для учителя. М.: Просвещение. 1987 – 192 сГамезо, Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М.: 1984. – 285 с.
9. Денисов В.С. Восприятия цвета – Часть 1. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. – (Образовательный стандарт XXI).
10. Захарова Л. Из опыта художественно-эстетического воспитания // Воспитание школьников. – 2003. - №2 – С.18.
11. Закин Р.И. На пути к творчеству. – М., 1985. – 95 с.
12. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя / Под ред. Б.М. Неменского, Н.Н. Фомина и др. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
13. Каменева Е. Какого цвета радуга: Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1984. – 79 с.
14. Карамзина У.А. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. МО РФ, ИРО, ЯГУ им. М.К.Аммосова, ПИ.- Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2005. – 88 с.
15. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепкина Н.В. Красота, радость, творчество. – М.: Педагогическое т общество России, 2000. – 128 с.
16. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2-го Кл. нач.школы / Под. Ред. Б.М.Неменского. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
17. Косминская В.Б., Халезова Н.Б.. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Учебное для студентов пед. Ин-в. – М.: Просвещение, 1987. – 186 с.
18. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М., 1987. – 38 с.
19. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
20. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство. – 2000. -№6. – С.122.
21. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей \\ Вопросы психологии. 1975, №4
22. Мухин В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
23. Народное искусство о воспитании детей: для педагогов дошколных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Российское пед.агенство, 1997. – 208 с.
24. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
25. Неменский Б.М. Культура, искусство, образование. –М., 1993. – 263 с.
26. Неменский Б.М., Фомина М.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
27. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс./ Пособие для учителей. Под ред. И.Л. Любинского и В.К.Скатерщикова. –М.: Просвещение, 1973. – 269 с.
28. Осорина М.В. Секретный мир детей. – СПБ., 1999. – 97 с.
29. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей // Начальная школа. – 2005. -№12. –С. 40-43.
30. Развитие творческой активности школьника / Под ред. Матюшкина А.М. – М.: Педагогика, 1991, - 160 с.
31. Резников Н.П. Анализ художественных произведений на уроках ИЗО, проводимых по программе Б.М.Неменского. Методическая разработка. – СПб., 1992. – 36 с.
32. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Пед. Ин-тов. – М.: «АГАР», 1998.
33. Савенков А.Н. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 220 с.
34. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002. – 368 с.
35. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –Киев, 1969. 220 с.
[Сухомлинский В.А. Собр. соч. М., 1976, т. 3 стр.48]
36. Теория и методика воспитания. Учебно-методический комплекс / ИРО ЯГУ им. М.К.Аммосова, ПИ. –Якутск, 2005. – 76 с.
37. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2 т. / К. Д. Ушинский ; [сост. и коммент. Э. Д. Днепрова] ; под ред. А. И. Пискунова. – М. : Педагогика. – 1993.
38. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д.Ситнюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические особенности характерны для младшего школьного возраста?
Младший школьный возраст отличается быстрым развитием познавательных функций ребенка, формированием интереса к окружающему миру и желанием самостоятельно исследовать его. Возникает потребность в самовыражении и создании собственных произведений, что позволяет развивать творческое мышление и воображение. Этот возраст также характеризуется сменой внимания, появлением интереса к визуальным аспектам, включая цвет.
Какие психологические особенности восприятия цвета у младших школьников?
В младшем школьном возрасте происходит формирование восприятия цвета и его понимания. Ребенок начинает осознавать и называть цвета, различать их оттенки и цветовые сочетания. Появляется интерес к сочетанию цветов и созданию гармоничных композиций. Дети на этом этапе могут испытывать затруднения в точном определении цветов, так как у них еще мало навыков и опыта в этой области.
Какие методические условия способствуют развитию восприятия цвета у младших школьников?
Для развития восприятия цвета у младших школьников важно использовать методы, которые активно вовлекают детей в процесс изобразительной деятельности. Одним из эффективных методов является практическое занятие со специальными заданиями, направленными на развитие чувственного восприятия цвета и формирование навыков его использования. Также полезно проводить коллективные занятия, где дети могут сравнивать свои результаты и обмениваться впечатлениями. Важно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и предлагать ему задания, соответствующие его уровню развития.
Какие методы развития восприятия цвета можно использовать на занятиях с младшими школьниками?
При проведении занятий изобразительной деятельностью с младшими школьниками можно использовать различные методы, такие как экспериментирование с цветом, создание коллективных проектов, игры с цветовыми головоломками и задания на различение цветовых оттенков. Также полезно использовать работу с примерами и образцами, чтобы помочь детям лучше понять, какие цвета сочетаются между собой и создают гармоничные композиции.
Какие особенности восприятия цвета у младших школьников?
Младшие школьники еще не имеют полностью сформированной цветовой перцепции. У них могут возникать затруднения в различении некоторых оттенков, особенно в тонких переходах между цветами.
Почему младшие школьники испытывают трудности с восприятием цвета?
Трудности в восприятии цвета у младших школьников могут быть связаны с их еще недостаточно развитой цветовой памятью и неполной формировкой цветового восприятия. Они также могут испытывать затруднения в анализе и сравнении цветовых оттенков.
Какие методы и условия помогают развивать восприятие цвета у младших школьников?
Для развития восприятия цвета у младших школьников рекомендуется использовать методы, позволяющие активно вовлекать детей в изобразительную деятельность, такие как игровые формы работы, опыты с цветом, коллективные задания и индивидуальные занятия. Важно также создать благоприятные методические условия, включающие хорошее освещение, доступ к различным материалам и инструментам, а также постепенное усложнение заданий по восприятию цвета.
Каковы психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, влияющие на восприятие цвета?
В младшем школьном возрасте дети активно развиваются как когнитивно, так и эмоционально. Они становятся более самостоятельными, любознательными и игривыми. Это позволяет использовать разнообразные игровые и творческие формы работы для развития и совершенствования их восприятия цвета. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и предпочтения.
Почему развитие восприятия цвета важно для младших школьников?
Развитие восприятия цвета имеет большое значение для младших школьников, так как оно способствует развитию творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса у детей. Кроме того, умение различать и работать с цветами положительно влияет на общее развитие ребенка и способствует его успешной адаптации в образовательном процессе.
Какие психолого-педагогические особенности есть у младшего школьного возраста?
Младший школьный возраст характеризуется быстрым развитием интеллекта, активизацией мыслительных операций, формированием умения работать в коллективе, повышением интереса к изобразительной деятельности.
Какие психологические особенности восприятия цвета у младших школьников?
У младших школьников наблюдается повышенная чувствительность к цвету, возникает способность к восприятию и различению цветов, формируется умение использовать цвета для создания изображений и выражения эмоций.
Какие методы развития восприятия цвета используются при занятиях изобразительной деятельностью для младшего школьного возраста?
Методы развития восприятия цвета включают использование цветового материала, проведение различных заданий на распознавание и сравнение цветов, развитие навыков смешивания цветов, использование методов ассоциаций и эмоционального восприятия цвета.