физическое воспитание детей школьного возраста в современном мегаполисе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 55 55 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 06.12.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста в современном мегаполисе 7
1.1. Обзор научной литературы по проблеме физического воспитания детей школьного возраста в современном мегаполисе 7
1.2. Методические основы занятий физической культурой с детьми школьного возраста в современном мегаполисе 16
1.3. Подвижные игры как средство мотивации к занятиям физической культурой 22
1.4. Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа и роль семьи в физическом воспитании детей школьного возраста в современном мегаполисе 28
1.5. Личность учителя физической культуры как фактор формирования мотивов в физическом воспитании детей школьного возраста в современном мегаполисе 33
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Методы исследования 38
2.2. Организация исследования 41
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста в современном мегаполисе 43
3.1. Анализ результатов анкетирования и тестирования 43
3.2. Разработка и реализация программы формирования мотивации к занятиям физической культурой 46
3.3 Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физической культурой 50
Заключение 52
Список литературы 54
Фрагмент для ознакомления

Третий этап (январь - декабрь 2020 года) – проведение педагогического эксперимента, формулировка практических рекомендаций по формированию мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников в условиях мегаполиса. Четвертый этап (январь - февраль 2020 года) – оценка эффективности, формулировка выводов и оформление дипломной работы.Выводы по второй главе. Таким образом, в данной главе мы проанализировали методы исследования, такие как анализ литературных источников, анкетирование, педагогические наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. А также рассмотрели процесс организации исследования.Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста в современном мегаполисе3.1. Анализ результатов анкетирования и тестированияНа первом этапе нашего исследования было проведено анкетирование испытуемых с помощью анкеты «Будем здоровы!» для определения особенностей отношения младшего школьного возраста к собственному здоровью и здоровому образу жизни, результаты представлены в таблице 1.Таблица 1. Результаты анкетирования «Будем здоровы!»№Вопросы№Ответы обучающихсяКоличество ответов обучающихсяЧисло %1Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?1Нужно заниматься спортом623%2Нужно закаляться623%3Есть фрукты, овощи623%4Нужно не болеть415%5Быть здоровым415%2Что ты знаешь о своём здоровье?1Моё здоровье: отличное1455%2Не очень хорошее: часто болит голова630%3Удовлетворительное415%3Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят1Ничего не беспокоит1558%2Постоянно болею14%3Простуда1038%4Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?1Пропусков нет1765%2Пропуски каждый месяц727%3Пропуски каждую неделю28%5Делаешь ли ты утром физическую зарядку?1Нет727%2Да1246%3Иногда727%6Как ты занимаешься на уроках физкультуры?1С полной отдачей1765%2Лишь бы не ругали519%3Без желания415%7Занимаешься ли ты спортом?1В спортивной школе727%2В других учреждениях623%3В школьной секции727%4Нигде623%8Чувствуешь ли усталость после уроков?1Очень устаю311%2Всегда14%3Иногда1765%4Не очень устаю520%Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:Понятие о здоровом образе жизни обучающие отождествляют с понятием «здоровье», при этом 23 процета считают, здоровый образ жизни – это «когда у тебя ничего не болит», то есть не предусматривают никаких действий со своей стороны, которые бы были направлены на укрепление и сохранность здоровья. Это указывает на то, что ими неправильно понимает, что включают в содержание понятия здорового образа жизни. Это же, возможно, говорить о 15 % обучающихся, которые указали на то, что здоровый образ жизни – это «нужно быть здоровым». Но при этом 69 % детей обладают элементарными представлениями о здоровом образе жизни, ими были указаны некоторыекомпоненты – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но на данном этапе их знания еще не систематизированы и являются фрагментарными.Отношение к состоянию своего здоровья у детей является не объективным, так: 62 процента считают, что у них здоровье «отличное», 23 процента указали на то, что у них здоровье «не очень хорошее» и только 15 процентов указали на то, что у них здоровье «удовлетворительное». 38 процентов опрошенных указали на то, что их зачастую беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).К урокам физической культуры дети относятся положительно, 46 процентов опрошенных занимаются спортом «с полной отдачей», помимо этого, 77 процентов детей посещают разные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).Таким образом, многие обучающиеся склонны поддерживать ведущие принципы здорового образа жизни, но реализуют их не все время последовательно и не постоянно, и только 46 процентов обучающихся делают утреннюю зарядку ежедневно, а 27 процентов – иногда, и 27 процентов зарядку вообще не делают, это указывает на то, что установки на самосовершенствование есть у меньшинства детей младшего школьного возраста.Следовательно, на основании результатов исследования представлений детей младшего школьного возрастао здоровом образе жизни нами было определены следующие уровни их решения:Высокий уровень: наличие знаний о здоровье в качестве физического, психического и нравственного благополучия, в качестве способности к саморазвитию потенциала своего организма и личности, о здоровом образе жизни в качестве совокупности форм и способов жизнедеятельности, которые дают возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.Средний уровень: не строго научные знания, которые не очень систематизированы, но есть элементарное представлениепро компоненты здорового образа жизни, дети лучше ориентируются в вопросах, которые связаны с практическим разрешением определенных проблем.Поверхностный уровень: знания являются фрагментарными, дети в основных понятиях ориентируются с трудом, знания чаще всего бытового характера, которые были приобретены стихийно, не все время они будут соответствовать реальности, интерес к собственному здоровому образу жизни дети практически не проявляют.Низкий уровень: не способны ответить на поставленные вопросы анкеты.На основании выделенных уровней обучающихся исследуемых групп, возможно, распределить следующим образом: высокий уровень - 30 процентов детей, средний уровень 35 процентов обучающихся, поверхностный уровень 25 процетов детей, низкий уровень 10 процентов обучающихся.Стоит также сказать о том, что в результате вышеприведенного анкетирования нами не только выявлен уровень представления детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни, но и их готовность к ведению собственного здорового образа жизни, состояние здоровья детей младшего школьного возраста.На втором этапе мы провели тестирования уровня развития ловкости у детей младшего школьного возраста, результаты представлены в таблице 2.Таблица 2 Показатели уровня развития координационных способностей школьников контрольной и экспериментальной группы до экспериментаКонтрольные испытанияКГЭГPМmMmПереступание гимнастическойпалки (тестПавлика), с15,550,3216,170,30> 0,05Челночный бег, с8,230,229,100,32> 0,05Бег к пронумерованным набивным мячам21,20,1520,430,18> 0,053.2. Разработка и реализация программы формирования мотивации к занятиям физической культуройТеория и практика физического воспитания убедительно указывает на то, что особое значение имеют упражнения, которые направлены на развитие физических качеств, это бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты которые способствуют расширению функциональной возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию работы центральной нервной системы и таким образом укреплеяя здоровье и повышая работоспособность организма.Нами поставлены задачи по развитию у детей младшего школьного возраста физических качеств. Наилучший путь их развития - это использование игр и игровых заданий, в которых движения выполняют в сложных, часто изменяющихся условиях. Данному требованию отвечают подвижные и спортивные игры принадлежащие к несюжетным подвижным играм с правилами и которые будут являться для детей самой увлекательной формой двигательной активности, так как ориентируют их на достижение определенных целей. Подвижные игры действенно будут влиять на развитие таких свойств, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.Подбор игр мы определяли по общим дидактическим принципам: соответствие возрасту, подготовленности детей, постепенное усложнение заданий, их повторность.Детей увлекает разнообразие движений в играх - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть и так далее, а также соревновательный характер. Во время игр происходит совершенствование основные движения, дети овладевают новейшими двигательными навыками и рядом знаний. У него возникают возможности для самостоятельного применения в игровых и жизненных ситуациях. Используя в экспериментальной группе широкий спектр подвижных народных игр, значительное внимание уделялось изучению целенаправленного воздействия их на всестороннее развитие.Основной формой организации эксперимента было занятие по физической культуре. Большинство их (35 занятий - 80,4 %) проводились на свежем воздухе.Для содержательного внедрения подвижных игр в учебно-воспитательный процесс школьников в экспериментальной группе были созданы соответствующие педагогические условия, в которых проверялась эффективность этих средств и методов физического воспитания.На начальных этапах разучивания игры ведущее место отводится показу движений, который обязательно должен подкрепляться объяснениями. На следующих этапах обучения соотношение приемов показа и объяснений изменяется.По ходу игры ребенку нужно несколько раз самостоятельно переключиться с одного вида движения на другой, одновременно преодолевая различные препятствия. Педагог при этом должен ободрить детей, у которых что-то не получается, возможно, даже подсказать, как следует выполнять задание. Изменяя расстояние между препятствиями, их количество и способы преодоления, воспитатель может регулировать величину физической нагрузки. Во время игры педагог должен находиться около препятствий, чтобы оказать помощь или подстраховать некоторых детей. Нами были организованы для детей младшего школьного возраста подвижные народные игры, направленные на их физическое развитие. Далее приводится описание и методика осуществления игр.В первый день мы провели беседу на тему: «В какие игры мы будем играть», рассказали, что такое подвижная игра, где мы будем играть, какими смелыми, быстрыми и ловкими смогут стать дети. При этом мы показали детям иллюстрации, которые отражают разные моменты игр. После подготовительной работы мы приступили к организации и проведению подвижных игр. В своей деятельности по применению подвижных игр мы придерживались определенного плана: сначала играли в знакомые игры, затем разучивали новые игры. Помимо этого подвижные игры мы стали применять на физкультурных занятиях, но с постепенным усложнением двигательных заданий. На основании погодных условий игры мы проводили или в зале, или на спортивной площадке. Во время проведения подвижных игр мы использовали такие методические приемы как показ и объяснение того, как надо исполнять движения. В играх обращали внимание на соблюдение правил. Совместное участие в играх детей, установление наиболее тесного контакта сблизило, активизировало играющих, создавая у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Мы отметили то, что, принимая участие в совместной деятельности, дети испытывают желание быть достойными похвалы, внимания, положительных оценок, и как результат у них развивалась оценка собственных умений, достоинств.Обучение играм сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогические задачи состояли в том, чтобы научить детей самостоятельно организовывать игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.Во время формирования положительного взаимоотношения при помощи совместных игр, мы сосредоточивали внимание,прежде всего на воспитании нравственных чувств таких, как: внимательность, сопереживание, забота, взаимопомощь и так далее. Одновременно присходило формирование умения вежливо обращаться к товарищам с просьбами, благодарить за оказанные услуги, соблюдать очередность и так далее.Данные моральные задачи можно реализовать постепенно, усложняя от занятия к занятию. На степень усвоения моральных требований оказывает влияние опыт семейного воспитания. Ребенок, который растет в семье со сложившимися традициями уважительного отношения к старшим, заботятся друг о друге, более восприимчив к усвоению нравственных норм. Во время первого этапа работы можно было наблюдать значительный разрыв в характере реальных и игровых взаимоотношений младших школьников. После двух-трех недель целенаправленной работы с детьми, возможно, было отметить положительное изменение в отношении детей друг к другу. Но, порой можно было наблюдать и отрицательное проявление. Дети порой намеренно мешали соперникам исполнять задания, пытались вступать в игру вне очереди и так далее. Это является одним из показателей социального сознания детей. Такие взаимоотношения педагоги не должны оставлять без внимания, говорить детям, как нужно вести себя в такой ситуации.Существенный показатель взаимоотношения детей младшего школьного возраста, это увеличение продолжительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночная игра, чаще всего, будет наиболее длительной, чем совместная игра.Под воздействием обучения игра будет становиться наиболее длительной и содержательной, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в ней будут наиболее устойчивыми.3.3 Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физической культуройАнализируя результаты повторного исследования показателей уровня развития ловкости детей контрольной и экспериментальной групп, наблюдается статистически значимое улучшение (P <0,05) у школьников экспериментальной группы во всех результатах приведенных тестов (см. таб. 3).Таблица 3Показатели уровня развития ловкости школьников контрольной и экспериментальной группы после экспериментаКонтрольные испытанияКГЭГPМmMmПереступание гимнастическойпалки (тестПавлика), с14,020,5712,220,20<0,05Челночный бег, с7,560,087,140,09<0,05Бег к пронумерованным набивным мячам20,30,21840,16Рисунок 1 Показатели уровня развития ловкости школьников контрольной и экспериментальной группыТаким образом, мы можем наблюдать повышение уровня ловкости школьников экспериментальной группы.Выводы по третьей главе. Таким образом, интерес к спорту и занятиям физическойкультурой, активность и инициативность в условиях мегаполиса в значительнойстепени определяются семьей и школой. В связис этим эмоционально близкое общение родителейи детей в различных ситуациях и, естественно, возникающаяих совместная деятельность: обсуждениеспортивной жизни страны, просмотр телепередач,совместные спортивные праздники, досуги, развлечения,соревнования и аттракционы в дошкольномучреждении и на дворовых площадках – способствуютформированию мотивационной готовностистарших школьников к занятиям физической культурой в условиях мегаполиса.Формирование у детей младшего школьного возраста мотивационнойготовности к занятиям физическойкультурой в условиях мегаполиса влияет на повышение уровня их физическойподготовленности и улучшение показателей развития физических качеств.Данные педагогического эксперимента свидетельствуюто необходимости проведения специальнойработы, направленной на формированиемотивационной готовности детей к занятиям физическойкультурой в условиях мегаполиса.ЗаключениеВ результате проведенного исследования, возможно, сделать следующие выводы:В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивы и потребности к систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Мотив является пусковым механизмом двигательной деятельности ребенка. Школьник, занимаясь физической культурой и имея к ней мотивированное отношение, проявляет максимум усилий и способен добиться более высокого результата.Если в дошкольном возрасте основным мотивом занятий физической культурой является реализация потребности ребенка в движении, как необходимого условия для его полноценного роста и развития, то для младшего школьника наибольший интерес представляет возможность проявить себя, сравнить свои достижения с результатами других учеников. Поведение школьника на уроке определяется не одним мотивом, а целой группой. В младшем школьном возрасте происходит изменение иерархии мотивов. На первое место выходят познавательные и социальные мотивы, мотив самореализации, что и определяют поведение ученика.В педагогических исследованиях отмечается влияние внешних и внутренних факторов на создание положительного эмоционального настроя на уроках физической культуры. Среди внешних факторов выделяют привлекательность физических упражнений, широкое использование соревновательно-игрового подхода, высокую двигательную активность учащихся на уроках, современную материально-техническую базу и многое другое. Повышению мотивации к урокам физической культуры способствуют также занятия физической культурой и спортом во внеурочное время.В настоящее время у младших школьников есть возможность выбора спортивной секций среди большого количества направлений. В школах в рамках дополнительного образования действуют различные спортивные секции. Наибольшей популярностью среди младших школьников пользуются занятия спортивными играми, различными видами единоборств, легкой атлетикой и гимнастикой.В процессе исследования нами были выделены следующие организационно-методические условия, способствующие повышению мотивации младших школьников к занятиям физической культурой:использование активных методов обучения в процессе учебных занятий;применение разнообразных технических приемов из других видов спорта;широкое использование игр и игровых приемов в учебном процессе;поддержание активного интереса к учебным занятиям за счет акцентирования внимания занимающихся на возможностях практического применения изучаемых игр;успешность занятий физической культурой на начальном этапе во многом обусловлена вниманием родителей к учебному процессу ребенка, поддержанием его интереса к занятиям.Следует отметить, что вне зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности, занятия физической культурой способствуют изменению мотивационной структуры младших школьников. Ведущими мотивами учащихся 8-9 лет становятся мотивы развития характера и психических качеств, физического самосовершенствования и укрепления здоровья. Данные мотивы способствуют формированию интереса школьников к занятиям физической культурой. Список литературыБаева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: «СОЮЗ», 2002. - 271 с.Быков В.С., Никифорова С.А. Потребностно-мотивационный подход кфизическому воспитанию учащейся молодёжи // Совершенствование системыфизического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и другихкатегорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ,2004. - 199 с. - С.30-33.Бех И.Д. Воспитание личности / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2003. - Т.2. - С. 215-225.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,представления, установки: Учеб.пособие - М.: Академия, 2001. - 352 с.Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания: автореф. ...докт. дис. - СПб., 1994. - 58 с.Гуськов С.И., Зотов А.П. Физическое воспитание и спорт в школах зарубежныхстран. - М.: «Полиграф сервис», 2002. - 217 с.Голюшов И.Е. Роль учителя физической культуры в формировании здоровья учащихся // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. 2017. С. 150-152.Грицинская В.Л. Сравнительная характеристика физического развития городских и сельских школьников Красноярского края / В.Л. Грицинская, Е.В. Бекетова, Т.В. Корниенко // Гигиена и санитария. – 2012. – № 4. – С. 58-60.Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Изд-во ин-та РАН, 2002. - 240 с.Жило А.Социализация школьников посредством спорта и игр // Вестник Таджикского национального университета. 2012. Т. 1. № 3-8 (101). С. 79-88.Зейналов Г.Г. Духовно–нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования / Г.Г. Зейналов, Е.В. Рябова, Р.Г. Костина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 159-162.Изаак С.И., Айзаков А.Д., Ульянова О.Н. Организация и проведение общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: Мат-лы II Росс. н.-практ. конф. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - С.45-48.Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №3. - С.5-8.Кудряшов М.В., Жуйков В.П. Факторы формирования социальных мотивовфизкультурно-спортивной деятельности студентов // Формирование здоровьесберегающегообразовательного пространства (опыт, проблемы, перспективы):Мат-лы регион. н.-практ. конф. - Белгород: БелГУ. - 2003. - 296 с. -С.251-253.Каргаполов В.П., Золотарев С.К., Поликарпов В.Д. Спортивно-игровая деятельность в системе личностно-ориентированного физического воспитания младшего школьника // В сборнике: Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 77-79.Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Хежев А.А. Культурологические проблемы совершенствования физических и психических способностей учащихся начальной школы на основе спортивной игры "Питер-баскет" // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20. № 3. С. 90-94.Кусякова Р.Ф., Лопатина А.Б. Научно-педагогические основы внедрения традиционных практик в методику преподавания физической культуры // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 121-125.Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1–4 классы. Учебно– наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2018. – 222 c.Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c.Лагунова Л.В., Лапиньш И.Ю. Физическая культура как средство укрепления здоровья у населения мегаполиса // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 147-150.Лосев В.Ю. Пути решения проблемы формирования направленности личности школьника на приоритеты здорового образа жизни // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и других категорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ. - 2004. - 199 с. - С.105-108.Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб.пособие.- М.: «Академия», 2001. - 240 с.Левин П.В. Пути повышения эффективности проведения современного урока физической культуры // Вестник науки и образования. 2018. № 11 (47). С. 66-69.Малушко О.А. Физическая культура в жизни горожан // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 503-506.Малозёмов О.Ю. Мотивационные основания использования физическойкультуры в здоровьесбережении учащихся: Монография. - Омск: СибГУФК;Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2007. - 205 с.Малозёмов О.Ю. Физкультурная деятельность в сохранении здоровья учащихся: социально-педагогический аспект: Монография. - Екатеринбург: УрО РАО; УГМА, 2008. - 215 с.Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.Салеев Э.Р., Кадымов А.С., Тагиров У.М. Общая физическая культура // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 163-165.Сравнительная характеристика физического развития и адаптационных резервов организма у студентов, проживающих в городской и сельской местности / А.Е. Конкабаева, Г.М. Тыкежанова, Т.И. Баранова, Р.Т. Бодеева, М. Расол // Вестник Кар ГУ. – Караганда, 2014. – С. 84-89.Суворова А.В. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении : монография / А.В. Суворова, Н.Ш. Якубова, Н.П. Иванова. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 160 с.Степкина С.Л. Личностная физическая культура как психолого-педагогическая проблема / С.Л. Степкина // Перспективы науки. – 2013. – №12(27). – С. 73-77.Степкина С.Л. Влияние двигательной активности на организм и умственное развитие детей и подростков / С.Л. Степкина // Инновации и традиции в современном образовании: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2012. – С. 120-122.Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование. - СПб.: МАНЭБ,2002. - 380 с.Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: Проблемы и перспективы развития // Материалы III Международной электронной научно-практической конференции / 2013. – С. 49-55.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук. Рос.академ. образования, Стандарты второго поколения под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.Фурта С. Д., Исаков Э. В., Баринов С. В. О необходимости организации в Российской Федерации групп физической культуры для лиц пожилого возраста // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2018. – № 1. – С. 28–34.Ходотчук А.С. Формирование потребностей, мотивов и целей в физкультурной деятельности // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией Э.Г. Скибицкого. 2014. С. 273-275.Щуров А.Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (30). – С. 296-301.Щербань П.М Формирование духовной культуры личности / П.М. Щербань / / Родная шк. - 2009. - № 7-8. - С. 28.ПриложенияПриложение 1Анкета  «Будем здоровы!»Ф.И.участника__________________________________Класс_______________Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено варианты ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.1)   Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?1Нужно заниматься спортом2Нужно закаляться3Есть фрукты, овощи4Нужно не болеть5Быть здоровым2)   Что ты знаешь о своём здоровье?1Моё здоровье: отличное2Не очень хорошее: часто болит голова3Удовлетворительное3)   Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят1Ничего не беспокоит2Постоянно болею3Простуда4)   Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?1Пропусков нет2Пропуски каждый месяц3Пропуски каждую неделю5)   Делаешь ли ты утром физическую зарядку?1Нет2Да3Иногда6)   Как ты занимаешься на уроках физкультуры?1С полной отдачей2Лишь бы не ругали3Без желания7) Занимаешься ли ты спортом?1В спортивной школе2В других учреждениях3В школьной секции4Нигде8)   Чувствуешь ли усталость после уроков?1Очень устаю2Всегда3Иногда4Не очень устаюАнонимность диагностики гарантирована.Благодарим за участие!

Список литературы

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
2. Быков В.С., Никифорова С.А. Потребностно-мотивационный подход к физическому воспитанию учащейся молодёжи // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и других категорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ, 2004. - 199 с. - С.30-33.
3. Бех И.Д. Воспитание личности / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2003. - Т.2. - С. 215-225.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие - М.: Академия, 2001. - 352 с.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания: автореф. ... докт. дис. - СПб., 1994. - 58 с.
6. Гуськов С.И., Зотов А.П. Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. - М.: «Полиграф сервис», 2002. - 217 с.
7. Голюшов И.Е. Роль учителя физической культуры в формировании здоровья учащихся // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. 2017. С. 150-152.
8. Грицинская В.Л. Сравнительная характеристика физического развития городских и сельских школьников Красноярского края / В.Л. Грицинская, Е.В. Бекетова, Т.В. Корниенко // Гигиена и санитария. – 2012. – № 4. – С. 58-60.
9. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Изд-во ин-та РАН, 2002. - 240 с.
10. Жило А.Социализация школьников посредством спорта и игр // Вестник Таджикского национального университета. 2012. Т. 1. № 3-8 (101). С. 79-88.
11. Зейналов Г.Г. Духовно–нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования / Г.Г. Зейналов, Е.В. Рябова, Р.Г. Костина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 159-162.
12. Изаак С.И., Айзаков А.Д., Ульянова О.Н. Организация и проведение общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: Мат-лы II Росс. н.-практ. конф. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - С.45-48.
13. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №3. - С.5-8.
14. Кудряшов М.В., Жуйков В.П. Факторы формирования социальных мотивов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства (опыт, проблемы, перспективы): Мат-лы регион. н.-практ. конф. - Белгород: БелГУ. - 2003. - 296 с. - С.251-253.
15. Каргаполов В.П., Золотарев С.К., Поликарпов В.Д. Спортивно-игровая деятельность в системе личностно-ориентированного физического воспитания младшего школьника // В сборнике: Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 77-79.
16. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
17. Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Хежев А.А. Культурологические проблемы совершенствования физических и психических способностей учащихся начальной школы на основе спортивной игры "Питер-баскет" // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20. № 3. С. 90-94.
18. Кусякова Р.Ф., Лопатина А.Б. Научно-педагогические основы внедрения традиционных практик в методику преподавания физической культуры // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 121-125.
19. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1–4 классы. Учебно– наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2018. – 222 c.
20. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
21. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c.
22. Лагунова Л.В., Лапиньш И.Ю. Физическая культура как средство укрепления здоровья у населения мегаполиса // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 147-150.
23. Лосев В.Ю. Пути решения проблемы формирования направленности личности школьника на приоритеты здорового образа жизни // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и других категорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ. - 2004. - 199 с. - С.105-108.
24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2001. - 240 с.
25. Левин П.В. Пути повышения эффективности проведения современного урока физической культуры // Вестник науки и образования. 2018. № 11 (47). С. 66-69.
26. Малушко О.А. Физическая культура в жизни горожан // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 503-506.
27. Малозёмов О.Ю. Мотивационные основания использования физической культуры в здоровьесбережении учащихся: Монография. - Омск: СибГУФК; Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2007. - 205 с.
28. Малозёмов О.Ю. Физкультурная деятельность в сохранении здоровья учащихся: социально-педагогический аспект: Монография. - Екатеринбург: УрО РАО; УГМА, 2008. - 215 с.
29. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
30. Салеев Э.Р., Кадымов А.С., Тагиров У.М. Общая физическая культура // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 163-165.
31. Сравнительная характеристика физического развития и адаптационных резервов организма у студентов, проживающих в городской и сельской местности / А.Е. Конкабаева, Г.М. Тыкежанова, Т.И. Баранова, Р.Т. Бодеева, М. Расол // Вестник Кар ГУ. – Караганда, 2014. – С. 84-89.
32. Суворова А.В. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении : монография / А.В. Суворова, Н.Ш. Якубова, Н.П. Иванова. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 160 с.
33. Степкина С.Л. Личностная физическая культура как психолого-педагогическая проблема / С.Л. Степкина // Перспективы науки. – 2013. – №12(27). – С. 73-77.
34. Степкина С.Л. Влияние двигательной активности на организм и умственное развитие детей и подростков / С.Л. Степкина // Инновации и традиции в современном образовании: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2012. – С. 120-122.
35. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование. - СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.
36. Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: Проблемы и перспективы развития // Материалы III Международной электронной научно-практической конференции / 2013. – С. 49-55.
37. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук. Рос. академ. образования, Стандарты второго поколения под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
38. Фурта С. Д., Исаков Э. В., Баринов С. В. О необходимости организации в Российской Федерации групп физической культуры для лиц пожилого возраста // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2018. – № 1. – С. 28–34.
39. Ходотчук А.С. Формирование потребностей, мотивов и целей в физкультурной деятельности // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией Э.Г. Скибицкого. 2014. С. 273-275.
40. Щуров А.Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (30). – С. 296-301.
41. Щербань П.М Формирование духовной культуры личности / П.М. Щербань / / Родная шк. - 2009. - № 7-8. - С. 28.