Повышение эфективности реализации стратегиив социально-экономическом развитии региона на примере Удмуртской республики
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 15.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экономического развития региона 5
1.1 Сущность социально-экономического развития региона 5
1.2 Стратегические ориентиры социально-экономического развития регионов России 12
Глава 2. Оценка социально-экономического развития Удмуртской Республики 24
2.1 Анализ основных социально- экономических показателей региона 24
2.2 Оценка бюджетной политики Удмуртии 42
Глава 3. Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики 55
3.1 Выбор и адаптация методики оценки перспектив регионального развития 55
3.2 Рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики 62
3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 76
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения 87
изм.ПредшествующийпериодОтчетныйпериодПлановый период2015год2016год2017год2018год2019год2020год2021 год1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождениилет69,6370,0670,5671,1871,5072,0072,502. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы%103,691,399,7104,1106,0100,9101,63. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации%9,8010,6010,0010,009,619,288,954. Динамика валового регионального продукта на душу населения%106,4106,1104,6104,2103,1102,8103,35. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда)%4,14,14,13,93,93,93,8Одной из наиболее приоритетных задач для Удмуртской республики является развитие региона, как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и Российский рынки. За последние годы в Удмуртии прослеживается положительная тенденция выпуска продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Нужно приложить усилия для ее поддержания и развития.По уровню бедности среди регионов ПФО Удмуртия занимала 4 место. Лидирует по этому показателю снова Республика Татарстан (8,2%), на последнем месте - Республика Марий Эл (23,3%).Однако в Удмуртской Республике имеются нерешенные вопросы, связанные с созданием комфортной и безопасной для жизни детей и семей с детьми среды:1. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.2. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.3. Сохраняется актуальность проблемы семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми.Основной причиной неблагополучия является низкий доход населения. Таблица 5Динамика реальных располагаемых денежных доходовПериодВ процентах к соответствующему периоду предыдущего года2016 годI квартал90,9II квартал93,4III квартал93,6Год90,72017 годI квартал92,8II квартал95,3III квартал95,5Год92,52018I квартал97,9II квартал97,0III квартал93,8Год95,5С учетом практики большинства стран для смягчения дифференциации личных доходов предлагаем следующее:– отмена подоходного налога с минимального размера оплаты труда (МРОТ);– использование необлагаемого вычета из среднегодового заработка работающего (в соответствии с принятым уровнем минимальной заработной платы или с прожиточным минимумом трудоспособного населения);– введение пропорционального доходам налогообложения (в пределах от 10 до 30%) и/или прогрессивной шкалы налогообложения (с максимальной ставкой более 30% для сверхдоходов);– прямые (адресные, в соответствии с критериями бедности для семей разного размера и состава) денежные выплаты бедным слоям населения (в первом приближении, хотя бы с доходом ниже прожиточного минимума на члена семьи).От внедрения данных мероприятий ожидаются следующие результаты:Обеспечение одеждой и обувью к началу учебного года не менее 2250 детей из малоимущих семей ежегодно.Увеличение количества ежемесячных пособий на ребенка до 81,5 тысяч семей (131,0 тысяч детей)Единовременное денежное вознаграждение 35 семьям, награжденным знаком отличия «Родительская слава»Удовлетворение потребности в перевозке несовершеннолетних, самовольно покинувших свой дом, на 100%.Таким образом, предложенные мероприятия позволят улучшить качество жизни населения Удмуртской Республики.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2015 № 2-ФКЗ, от 21.07.2015 № 11-ФКЗ).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2018)
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 07.03.2019) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 28.12.2018 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
7. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.» от 14 сентября 1995 г. № 942.
8. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
9. Указ Президента РФ от 14.11.2018 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
10. Вертакова, Ю.В. Стратегическое планирование устойчивого развития региона / Ю.В. Вертакова // Вестник ВГУ. Сер. : Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 48-53
11. Ветров, Г.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований : монография / Г.Ю. Ветров, Д.В. Визгалов, А.А. Шанин, Н.И. Шевырова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - 134 с
12. Истомина, Е.А., Истомин, С.В. Влияние института государственных закупок на развитие Челябинской области / Е.А. Истомина, С.В. Истомин// Новый университет. - 2015. - № 11-12 (45-46). - С. 7-17
13. Калинникова, И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учебное пособие. / И.О. Калинникова. - СПб.: Питер, 2012. -240 с.
14. Кисина, Ю.В. Индикаторы эффективной оценки инвестиционной привлекательности региона / Ю.В. Кисина, О.М. Фокина // Поколение будущего: взгляд молодых ученых : сб. науч. ст. IV Международной молодежной научной конференции (10-11 ноября 2017 года) : в 3-х т. Т. 1. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2017. - 452 с
15. Коваленка, Е. Зинчук, Г. Кочеткова, С. Региональная экономика и управление: уч.посбие. / Е. Коваленка, Г. Зинчук, С. Кочеткова. - СПб: ПИТЕР, 2008. - 288 с.
16. Козлов, А.В. Теоретические и методологические основы формирования комплекса региональных индикаторов развития Арктической зоны РФ / А.В. Козлов, С.С. Гутман, И.М. Зайченко // Стратегические приоритеты развития российской Арктики : сб. науч. трудов СПбГПУ. - М., 2015. - С. 103-111.
17. Ксенофонтов В.И. Теоретико-методологические основы управления сбалансированным развитием региона : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук / В.И. Ксенофонтов. - СПб, 2011. - 41 с.
18. Куранов Ю.Ф. Тенденции и направления устойчивого развития России / Ю.Ф. Куранов // Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Научный редактор Г.В. Жигунова. – 2019. – С. 229-232.
19. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2010. - С.247.
20. Лаппо Г.М. География городов / Г.М. Лаппо. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с.
21. Леженина Л.А. Социально-экономическое развитие региона с точки зрения инвестиционной привлекательности / Л.А. Леженина // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. – 2018. – С. 258-263.
22. Молчанова, Н.П., Молчанов, И.Н. Федеральный округ как ведущее звено в системе государственного управления региональным развитием / Н.П. Молчанова, И.Н. Молчанов //Экономика. Налоги. Право. - 2011. - № 6. - С. 72-80. (96)
23. Морозова, Т.Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. - М.: Дрофа, 2007. - С. 89 - 91.
24. Мухаметова, А.Д. К вопросу о трактовке понятия «социально-экономическое развитие региона» / А.Д. Мухаметова // Проблемы и перспективы экономического развития регионов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию образования Института экономики и финансов. – 2018 – С. 100-104.
25. Невейкина Н.В. Базовые характеристики региона как системы - концептуальная основа формирования целей и функциональных блоков эффективного управления развитием региона / Н.В. Невейкина // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы III Международной научно-практической конференции (заочной). – 2015. – С. 255-264
26. Паспорт социально-экономического развития Удмуртской Республики 2018 год – Ижевск, 2019 г.
27. Полочанская, О.Г. , Шхагошев, Р.В. Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект / О.Г. Полочанская, Р.В. Шхагошев // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2012. - № 3. - С. 50-63
28. Рассоха, Е.В. Индикаторы оценки системы стратегического управления сбалансированным развитием региона / Е.В. Рассоха // ФЭС: Финансы. Экономика. – 2018. – № 1. – С. 51-58
29. Растворцева С.Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://regionsar.ru/node/216 (Дата обращения 26 августа 2019 г.).
30. Светуньков, С.Г., Заграновская, А.В., Светуньков, И.С. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов России. / С.Г. Светуньков, А.В. Заграновская, И.С. Светуньков. - СПб., 2012. - 129 с.
31. Сеничкина А.А. Устойчивое развитие как основная цель управления развитием региона / А.А. Сеничкина // Эффективное управление как фактор устойчивого развития территории. Материалы межрегионального межвузовского круглого стола. Под научной редакцией А.Т. Алиева. – 2019. – С. 45-49.
32. Сироткина Н.В. Проблемы сбалансированного развития региона: теоретические и практические аспекты / Н.В. Сироткина, Л.Н. Лисовцева, И.Н. Воронцова, А.Ю. Гончаров. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2015. – 223 с.
33. Смирнов, В.В. Повышение эффективности социально-экономического развития региона: методология, оценка, эффективность / В.В. Смирнов //Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №3. - С. 1-9
34. Социально-экономическое положение Удмуртской республики в январе-декабре 2018 года оперативный доклад ( по каталогу №002) №348 – Ижевск, 2018.
35. Угрюмова А. А., Ерохина Е.В., Савельева М. В. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 445 с.
36. Харченко Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – С. 71-87.
37. Хасанов И.Ф. Эффективная инвестиционная политика как основа устойчивого развития региона / И.Ф. Хасанов – М.: Монография,2011. – 184 с.
38. Чаплаев Х.Г. Социальный вектор развития экономики региона с учетом среднесрочных социально-экономических задач / Х.Г. Чаплаев, Л.М. Идигова, С.С. Саджидов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. –№ 2. – С. 21-24.
39. Чернов В.П. Модели эндогенного роста и анализ экономической динамики российских регионов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С. 16.
40. Шелепова, Н.В. Теоретические аспекты социально-экономического развития региона / Н.В. Шелепова // Вестник Амурского государственного университета. - 2015. - Вып. 65:Сер. Естеств. и экон. науки. - С. 175-178.
Вопрос-ответ:
Каковы основные ориентиры стратегии социально-экономического развития Удмуртской республики?
Основными ориентирами стратегии социально-экономического развития Удмуртской республики являются: развитие производственного потенциала, улучшение инфраструктуры, модернизация экономики, привлечение инвестиций, улучшение качества жизни населения, развитие малого и среднего предпринимательства, разработка и реализация инновационных проектов и программ.
Какие основные показатели социально-экономического развития Удмуртской республики можно выделить?
Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской республики включают в себя: ВВП на душу населения, уровень безработицы, индекс промышленного производства, объем прямых иностранных инвестиций, качество жизни, уровень образования, уровень здравоохранения, экологическая безопасность, индекс развития социальной инфраструктуры.
Каким образом бюджетная политика влияет на социально-экономическое развитие Удмуртской республики?
Бюджетная политика имеет прямое влияние на социально-экономическое развитие Удмуртской республики. С помощью бюджетных инвестиций осуществляется поддержка наиболее перспективных отраслей экономики, развитие социальной инфраструктуры, финансирование образования и здравоохранения, реализация инновационных проектов. Бюджетные средства также могут быть направлены на развитие предпринимательства и привлечение инвестиций.
Какие меры можно предпринять для повышения эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Удмуртской республики?
Одной из мер для повышения эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Удмуртской республики может быть создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, разработка и реализация инновационных проектов, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инфраструктуры, поддержка наиболее перспективных отраслей экономики, повышение качества образования и здравоохранения, охрана окружающей среды.
Какие стратегические ориентиры определяют социально-экономическое развитие региона?
Стратегические ориентиры социально-экономического развития региона включают в себя повышение уровня жизни населения, развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие образования и здравоохранения, укрепление социальной защищенности, создание благоприятных условий для предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса.
Какими показателями можно оценить социально-экономическое развитие Удмуртской Республики?
Для оценки социально-экономического развития Удмуртской Республики можно использовать такие показатели, как ВРП, уровень безработицы, индекс промышленного производства, индекс жизненного уровня населения, уровень образования, здравоохранение и другие показатели, которые отражают экономическое, социальное и культурное развитие региона.
Каковы основные проблемы социально-экономического развития Удмуртской Республики?
Основными проблемами социально-экономического развития Удмуртской Республики являются низкая инвестиционная активность, высокий уровень безработицы, неразвитая инфраструктура, низкий уровень жизни населения, неэффективная бюджетная политика и недостаток квалифицированных кадров. Решение этих проблем требует комплексного подхода и разработки эффективной стратегии развития региона.
Какие меры можно предпринять для повышения эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики?
Для повышения эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики можно предпринять следующие меры: привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие образования и здравоохранения, совершенствование бюджетной политики и меры по снижению безработицы.