Человек как предмет естествознания и обществознания
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 17.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Человек как предмет естествознания и обществознания 5
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Генотип большей частью определяет способности человека, его склонности к тем или иным занятиям. Конечно же, наследуются не сами способности, а всего лишь их задатки. А вот для проявления этих задатков как раз и необходимы благоприятные условия социальной среды. Так, ребенок может обладать великолепными музыкальными задатками, но если у него не было возможности заниматься музыкой, то они так и останутся неразвитыми.Также не следует забывать, что не наследуется умение говорить, мыслить, трудиться. Это тоже задатки, которые проявятся лишь при постоянном общении ребенка с другими людьми. Если они не востребованы вовремя, то генетический потенциал гаснет, и ребенок никогда не сможет стать полноценным человеком.Наследственность может определять то, как будет развиваться организм. Развиваться человек будет под воздействием социальной среды. Каждый индивидуум одновременно является частью природы и общества. Так же это касается и умственных и творческих способностей человека. При рождении у человека еще не сформированы до конца анатомо-морфологические системы, они завершают свое формирование в условиях социума. В отличие от других видов животных человек не имеет такой сильной зависимости от природных факторов. Животное от рождения имеет большой набор инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если только рассматривать его как биологический организм, в момент своего рождения является существом недостаточно развитым. В естественной природной среде только что родившийся человек был бы обречен на немедленную смерть, тогда как детеныши многих зверей способны к самостоятельной жизни и поиску пропитания уже через несколько часов после рождения. Например, детеныши морской черепахи биссы вылупляются самостоятельно без присутствия матери, самостоятельно выкапываются из песка и направляются к воде. Там они уже находят себе пропитание так же самостоятельно. Трудно представить в таких же условиях ребенка человека. Однако в результате антропогенеза произошла выработка системы внеинстинктивных ориентиров. Они выражаются в биологической готовности усваивать культурно-исторические достижения общества.При объективном подходе к вопросу о правильном соотношении биологического и социального в человеке необходимо взглянуть на человека с трех точек зрения: биологической, психологической и социальной. Человек является физическим телом, который принадлежит биологическому миру и подчиняется его законам. Отсюда исходит понятие «индивид». Это понятие определяет конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств.Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид проходит через мышление, анализируя собственные поступки и опыт других людей приходит к поиску оптимального решения какого-либо вопроса. Вся входящая информация у него интерпретируется согласно собственным субъективным взглядам. Таким образом, формируется личность человека. В процессе дальнейшее социализации, при общении с другими членами общества, личность усваивать различные культурные ценности и приобщается к мировой культуре и достижениям. Тогда личность может преобразовываться в социальную индивидуальность.Таким образом, личность — это субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные социальные роли. Только через деятельность возможно осуществление социализации индивида, в результате которой он становится личностью. Понятие «личность» следует отличать от понятия «характер» — совокупности психологических особенностей человека, его психологической индивидуальности. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности человека заложена на биологическом уровне: каждый человек, обладая общими видовыми характеристиками, всегда остается неповторимым.Важнейшей характеристикой личности является свобода выбора, на которой строится ответственность человека за свои поступки. Свободный выбор человек делает на основе воспитанных у него и развитых им самим нравственных и волевых качеств, усвоенных им норм поведения, фиксирующих ценности той или иной культуры.Развитие в мире неизбежно, неотвратимо происходит, потому что пробуждается творческая свобода человека, потому что опыт человеческий усложняется и расширяется, потому что раскрываются противоречия жизни. Мир не есть замкнутая система, на него действует со всех сторон бесконечность. И бесконечность порождает в нём новый опыт, ставит всё новые противоречия.ЗаключениеЧеловек возникает в качестве биологического существа. В любой экосистеме основной функцией является адаптация к изменяющимся условиям существования. И на этом уровне человек рождается как представитель видаhomosapiens. Успешная социализация человека без его соответствия биологической норме этого вида невозможна ни в филогенезе, ни в онтогенезе.Во второй раз человек рождается как член общества, который способен к выполнению возложенной на него социальной роли. Основной функцией любой социальной системы, в свою очередь, является возможность преобразовать мир на основе собственного выбора. Здесь на социологическом уровне человек является личностью, как индивид. Своя неповторимость безусловно есть в индивидуальности. Она характеризует внутренний мир человека, который образуется в результате воздействия социальных условий на его биологические задатки. А третье рождение человека происходит тогда, когда человек, переведя свою индивидуальность в ценность, начинает творить, мечтать, переживать, медитировать, потому что чувствует потребность совершать именно все это, а не потому что так предписывает социум, в котором он существует. Именно здесь начинается духовность человека. На психологическом уровне такая функция и есть внутренняя духовная жизнь человека. Итак, целостный человек есть здоровый биологический индивид, ответственный и надёжный член социума и индивидуальность, устремлённая к самоценной духовности.Все это стало возможным благодаря отличительной ветви по которой шло развитие человека. Отличительной от ветви развития животных. Здесь и развитый понятийный аппарат, понятийное мышление, речь и труд. Именно они стали отличительной особенностью человека и помогли ему стать тем, кем он является на настоящий момент.Список использованной литературыБиология: Энциклопедия / Под ред. М. С. Гилярова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.]Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 2006. - 208с.]Дерягина М.А., Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты, М., Изд-во «УРАО», 2003 г.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 2003.Садохин А. Концепции современного естествознания2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 2006. - 208с.]
3. Дерягина М.А., Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты, М., Изд-во «УРАО», 2003 г.
4. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 2003.
5. Садохин А. Концепции современного естествознания 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Вопрос-ответ:
Как генотип человека определяет его способности?
Генотип большей частью определяет способности человека и его склонности к тем или иным занятиям. Однако наследуются не сами способности, а только их задатки.
Может ли человек проявить задатки, если у него не благоприятные условия социальной среды?
Да, для проявления задатков человеку необходимы благоприятные условия социальной среды. Например, ребенок может обладать великолепными музыкальными задатками, но если у него не было возможности заниматься музыкой, то эти задатки могут остаться незамеченными или не проявиться полностью.
Как наследуются способности человека?
Способности человека наследуются через генотип. Однако гены передают задатки способностей, а не сами способности. Для полноценного проявления задатков необходимы благоприятные условия, которые обеспечивает социальная среда.
Какие факторы влияют на проявление задатков человека?
Помимо генетического наследия, проявление задатков человека зависит от условий социальной среды. Благоприятные условия, такие как доступ к образованию и возможность заниматься выбранным видом деятельности, могут способствовать развитию и полноценному проявлению задатков.
Можно ли развить способности, которые человеку не были переданы генетически?
Да, возможно развить и улучшить способности, которые у человека не были переданы генетически. Это достигается систематическим обучением, тренировками и практикой в выбранной области. Таким образом, человек может преодолеть некоторые ограничения, связанные с генетическим наследием.
Как генотип определяет способности человека?
Генотип в большей части определяет задатки человека к тем или иным занятиям.
Можно ли наследовать способности?
Наследуются не сами способности, а только их задатки.
Какую роль играет социальная среда в проявлении задатков?
Для проявления задатков необходимы благоприятные условия социальной среды.
Какие задатки может иметь ребенок?
Ребенок может обладать различными задатками, например, музыкальными.
Что может помешать ребенку развивать свои задатки?
Если у ребенка нет возможности заниматься определенной деятельностью, это может помешать ему развивать свои задатки.
Какие задатки у человека наследуются?
У человека наследуются задатки, определяющие его способности, склонности к тем или иным занятиям. Однако наследуются не сами способности, а лишь их задатки.
Как влияет социальная среда на проявление способностей человека?
Для проявления задатков и способностей человека необходимы благоприятные условия социальной среды. Например, ребенок может обладать великолепными музыкальными задатками, но если у него не было возможности заниматься музыкой, эти задатки могут не проявиться.