ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 66 66 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 17.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие и виды коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности игры как средства коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Анализ деятельности ДОУ 25 Екатеринбург по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Определение уровня коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Комплекс игр по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66


Фрагмент для ознакомления

Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методики, представленные в таблице 2.5.Таблица 2.5 Методики исследования№ п/пНазвание методикиЦель методикиОписание методики1.Наблюдениеинициативность чувствительность преобладающий эмоц. фонСмотретьв приложении 12.Умение вести диалог- умение задавать вопросы;- умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;- умение сообщать собеседникам свое мнение;- умение выражать просьбы, советы, предложения;- умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;- умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.Смотретьв приложении 13.«Рукавички»- умение детей договариваться в совместной деятельности, - умение сотрудничать, контролировать себя и другого в соответствии с поставленной задачейСмотретьв приложении 1Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сал № 25 г. Екатеринбург». В эксперименте приняли участие 25 детей. Многие дети испытывают трудности вступления в контакт, с взрослыми и сверстниками. В связи с этим, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Они стремятся к сотрудничеству, к оказанию помощи другим. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. По результатам диагностики в общей выборке были выделены дети с низким уровнем развития коммуникативных умений. Наблюдение проводилось за детьми в свободной деятельности, на занятиях, в режимных моментах. Полученные данные по результату наблюдения представлены в таблице 2.1 в приложении 2.Результаты исследования по методике наблюдения представлены на рисунке 2.1Рисунок 2.1 – Результат исследования уровень развития коммуникативных умений по методике наблюденияАнализируя результаты, по методике «Наблюдение», которая помогает изучить активность самого ребенка, отзывчивость на действия сверстника и преобладающий эмоциональный фон, видим, что, 16% – 4 человека из группы имеют низкий уровень развитости коммуникативных умений (1-3), 60% – 15 человек, имеют средний уровень развитости коммуникативных умений (4-6), 24% – 6 человек группы, имеют высокий уровень (7-9).Для исследования уровня умений задавать вопросы, отвечать на них, сообщать свое мнение, делиться новостями, соблюдать речевой этикет была использована методика умения вести диалог (И. А. Бизикова). Полученные данные представлены в таблице 2.2 в приложении 2.Результаты по методике исследования умения вести диалог представлены на рисунке 2.2.Рисунок 2.2 – Результаты исследования уровня умений вести диалогАнализируя результаты по методике «Умение вести диалог», которая помогает изучить ряд таких умений как: умение спрашивать, отвечать на вопросы, учитывая тему и момент общения; высказывать собеседникам свое мнение; выражать просьбы, советы, предложения; сообщать о своих эмоциональных состояниях, делиться новостями; вести диалог в соответствии с культурой речевого этикета. Было выявлено, что 24% – 6 человек группы показали низкий уровень умения вести диалог (12-17), 44% – 11 человек группы оказали средний уровень умения вести диалог (18-23), и 32% – 8 человек группы показали высокий уровень исследуемого умения (24 и более).Для исследования уровня общения в совместной деятельности была использована методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман). Целью было выявить развитость умения согласовывать действия для достижения общей цели. Полученные данные представлены в таблице 2.3 в приложении 2.Результаты по методике исследования уровня умения общаться со сверстниками, в совместной деятельности представлены на рисунке 2.3.Рисунок 2.3 – Результаты уровня развития умения общаться в совместной деятельности по методике «Рукавички»По итогу обработки результатов, можно сказать, что у 20% – 5 человек группы низкий уровень умения общаться со сверстниками в деятельности, 64% – 16 человек группы имеют средний уровень, а 16% – 4 человека в группе показывают высокий уровень умения общаться со сверстниками в деятельности.Таким образом, проанализировав полученные данные всех проведенных методик, мы смогли проверить коммуникативные навыки старших дошкольников. Результаты представлены в таблице 2.4 в приложении 2, на рисунке 2.4.Рисунок 2.4 – Обобщенные результаты исследованиякоммуникативных умений по методикамПолученные результаты показывают, что на начало исследования у детей старшего дошкольного возраста 16% – 4 человека имеют высокий уровень развития. Эти дети могут пояснить свой выбор собеседника, умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, умеют выслушать собеседника, могут контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние в общении; 68% – 17 человек показывают средний уровень. Эти дети умеют: распознавать эмоции другого человека, умеют вести диалог, используют общепринятые высказывания и способы поведения в общении со старшими и сверстниками, не боятся вступать в контакты, раскованны; 16% – 4 человека, низкий уровень.По результатам исследования мы определили детей в количестве4 человек, которые имею затруднения в разных сферах общения, плохо идущими на контакт с группой. Эти дети нуждаются в участии в комплексе занятий направленных на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников, в условиях дошкольной образовательной организации.Констатирующий эксперимент и его анализ позволили выделить детей, нуждающихся в участии в комплексе занятий для развития коммуникативных умений у старших дошкольников. В комплексе занятий по развитию коммуникативных умений в условиях дошкольной образовательной среды приняли участие все дети группы.2.3. Комплекс игр по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возрастаДля всестороннего развития ребенка как субъекта социокультурной жизни, важным условием выступают взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми.Недостаточность развития коммуникативных умений, необщительность приводит к тому, что ребенок не может быть полноценным участником, в совместной со сверстниками и взрослыми, деятельности. Не развитая коммуникативная сфера может проявляться в поведении как беспокойство, тревожность, эмоциональная неустойчивость, плохое настроение, потеря аппетита или его ухудшение, нарушения сна, при малейших изменениях в жизни. Для них свойственно испытывать страх перед незнакомыми людьми, скованность при попадании в новую ситуацию. Поиск причин трудностей общения и их устранение, решают важную проблему и помогают избежать серьезных искажений в поведения ребят, избавиться от неуверенности, тревожности и беспокойства. Необщительность – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Процесс развития полноценной коммуникативной деятельности должен быть построен с учетом ведущего вида деятельности – игровой, ведущей формы общения – ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, в соответствии с уровнем развития речи. Успешность данной работы заключается в коммуникативной направленности всей развивающей работы с дошкольниками. Занятия педагога-психолога, обязательно включают в содержание задачи на развитие коммуникативных навыков, с учётом особенностей каждого воспитанника.Работа по развитию коммуникативных умений осуществлялась в форме игры, что дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, с взрослыми и сверстниками. Общение детей во время игры так же способствует развитию речи (рост словаря, развитие грамматического строя).Специально созданные в игре ситуации обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Ко всему этому, в игре создаются благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей, что позволяет приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.На развитие выбранных нами коммуникативных умений был направлен комплекс занятий, который проводился 3 раза в неделю в течение месяца(12 занятий). Каждое занятие длилось 25-35 минут.Методы:1. Организация специальной деятельности, направленной на коррекцию необщительности (занятия, релаксация, творчество, игра).2. Рациональное объединение детей в группе.3. Изменение отношения дошкольника к необщительному ребёнку, акцент на положительные стороны, создание ситуации успеха.Тематическое планирование комплекса занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» представлено в таблице 2.2.Таблица 2.2 Тематическое планирование комплекса занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возрастаТаблица 2.2Занятие № п/п, темаУпражнения и игрыЭто я.Ритуал «Связующая нить»Снежный комИгра «Цветок растет»Рисование себя в виде цветкаХоровод цветовИгра «Закончи предложение»Релаксация «Подснежник»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеЭто я.Ритуал «Связующая нить»Ласковое имяВопрос-ответ «Кто я?»Слушаем себяИгра «Зоопарк»Страна кляксРелаксация «Дивный сон»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеМои эмоцииРитуал «Связующая нить»Игра «Встаньте те, кто..»Пиктограммы найдиМимическая гимнастикаПиктограммы узнайИгра с мячом вопрос-ответРелаксация «Котенок»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеМое настроениеРитуал «Связующая нить»Игра «Добрые волшебники»Беседа «Как можно понять настроение человека»Продолжение таблицы 2.2Упражнение «Расскажи о своем настроении»«Волшебный мешочек»Рисуем настроениеРелаксация «Внушение»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеМое настроениеРитуал «Связующая нить»Игра «Пошли письмо»Игра «Путешествие по волшебным странам»Рисуем настроение музыкиРелаксация «Конкурс лентяев»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеРечевые средства общенияРитуал «Связующая нить»Игра «Море волнуется»Передай улыбкуИгра «Цветок - имя»Игра «Спина к спине»Игра «Комплимент»Релаксация «Волшебный сон»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеНеречевые средства общенияРитуал «Связующая нить»Игра «Ветер дует на…»Беседа «Как можно общаться без слов»Игра «Иностранец»Игра «Через стекло»Игра «Испорченный телефон»Релаксация «Спящий котенок»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеПродолжение таблицы 2.2Уроки вежливостиРитуал «Связующая нить»Игра «Паровозик»С/р игра «Ритуалы общения», беседаСлова благодарностиИгра «Пожалуйста»Игра с мячом «Вежливые слова»Релаксация «Внушение»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеЯ и другиеРитуал «Связующая нить»Игра «Съедобное - несъедобное»Игра «Волшебные очки»Игра «Царевна Несмеяна»Игра «Дракон»Игра «Зеркало»Релаксация «Конкурс лентяев»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеУчимся справляться с гневомРитуал «Связующая нить»Игра «Кто позвал»Тренируем эмоцииБеседа «Когда я злюсь…»Игра «Сочиним сказку»Игра «Выбиваем пыль»«Ругаемся овощами»Релаксация «Волшебный сон»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеДружбаРитуал «Связующая нить»Игра «Летает, не летает»Беседа «Что ты знаешь о друге?»Игра «Найди друга»Игра «Скажи хорошее о друге»Продолжение таблицы 2.2Игра «Передача чувств»Релаксация «Спящий котенокРефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеСила волиРитуал «Связующая нить»Игра «Да, нет, не говори»Игра «Запрещенные движения»Игра «Кричалки, шепталки, молчалки»Визуализация «Чаша доброты»Рефлексия «Добрый круг»Эстафета дружбы на прощаниеС подробным описанием проведения игр и упражнений можно ознакомиться в приложении 2.С целью проверить, насколько предложенный нами комплекс занятий помог детям развить коммуникативные умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста, необходимо провести повторное диагностическое исследование. Во избежание искажения результатов, мы используем те же диагностические методики, что и до проведения эксперимента: наблюдение за детьми во всех видах деятельности, исследование умений вести диалог, и методика «Рукавички».Проводилось наблюдение за детьми в течение дня в разных видах деятельности. Велись протоколы и результаты наблюдения представлены в таблице 2.5 в приложении 3.Проведя контрольную диагностику, методом наблюдения, мы увидели, что произошли приятные изменения в общении между детьми, и получили хорошие результаты по уровню развития коммуникативных умений. Результаты представлены на рисунке 2.5.Рисунок 2.5 – Результаты исследования по методике наблюденияпосле экспериментаАнализируя результаты по методике наблюдения, мы видим, что после проведения комплекса занятий, низкий уровень развития коммуникативных умений никто не показал. 76% – 19 человек, показали средний уровень развития коммуникативных умений. Этот показатель стал выше на 24%. 24% – 6 человек, показали высокий уровень развития коммуникативных умений, на 12% выше.При определении различий уровня развития коммуникативных умений, по методике наблюдения до и после эксперимента эмпирическое значение U – критерия Манна Уитни, Uэмп. = 209, что находится в зоне значимости на 5% уровне. А это значит, что различия между средними арифметическими значениями можно считать достоверными, что в свою очередь подтверждает эффективность проведенного комплекса занятий.Так же повторно провели исследование умений вести диалог по И. А. Бизиковой. Проводя диагностику, так же увидели, что дети стали более активны, раскованы. Могут поддержать беседу, стараются отвечать, делятся впечатлениями. Обращаются друг к другу по имени, используют вежливые слова согласно ситуации. Придумывают новые способы приветствия и активно ими пользуются. Результаты исследования представлены в таблице 2.6 в приложении 3, на рисунке 2.6.Рисунок 2.6 – Результаты исследования по методике исследования умений вести диалог после экспериментаЗакончив контрольную диагностику по методике исследования умений вести диалог, мы получили очень хорошие результаты. Так, низкий уровень развития умений вести диалог никто не показал. 68% – 17 человек, показали средний уровень развития, что на 24% выше, чем до проведения эксперимента. И высокий уровень развития умений вести диалог остался на том же уровне, 32% – 8 человек.При определении различий уровня развития коммуникативных умений, по методике исследования умений вести диалог до и после эксперимента эмпирическое значение U – критерия Манна Уитни, Uэмп. = 225, что находится в зоне значимости на 5% уровне. Различия между средними арифметическими значениями можно считать достоверными, что в свою очередь подтверждает эффективность проведенного комплекса занятий.Было повторно проведено исследование уровня общения со сверстниками в совместной деятельности по методике «Рукавички». Результаты диагностики представлены в таблице 2.7 в приложении 3, на рисунке 2.7.Рисунок 2.7 – Результаты исследования общения со сверстникамив совместной деятельности по методике «Рукавички», после экспериментаЗакончив контрольную диагностику по методике «Рукавички», мы получили хорошие результаты. Дети выполняли работу с интересом, придумывали украшение и договаривались, делились карандашами. Подсказывали друг другу, если видели, что кто-то ошибся, помогали друг другу и подбадривали. Низкий уровень развития умений общаться в совместной деятельности, никто не показал. 84% – 21 человек показали средний уровень, что на 20% выше, чем до эксперимента. И высокий уровень показали 16% – 4 человека, на том же уровне, что и до эксперимента.Проанализировав развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, по проведенным методикам мы подвели итог. Обобщенные результаты исследования развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, по всем проведенным методикам представлены, в таблице 2.8 в приложении 3, на рисунке 2.8.Рисунок 2.8 – Обобщенные результаты исследований по методикамдо и после комплекса занятийАнализируя полученные результаты после проведения комплекса занятий по развитию коммуникативных умений, мы видим, что: низкий уровень понизился на 16% – 4 человека и стал равен нулю, средний уровень повысился на 12% – 3 человека, и высокий уровень повысился на 4% – 1 человека. После проведения комплекса занятий нацеленных на развитие коммуникативных умений, после повторной диагностики мы получили очень хороший результат: уровень развитости коммуникативных умений детей повысился.Сегодня развитию коммуникативных навыков, общество приписывает особое значение. Умение начать, продумать, осуществлять, контролировать, анализировать взаимодействие оказывает прямую зависимость на то, как человек будет жить и ощущать себя в обществе. И чем выше уровень умений, навыков тем легче человек адаптируется в современных условиях. Основы коммуникативных навыков закладываются в дошкольном детстве. С целью нашего исследования развитости коммуникативных умений была проведена работа по ознакомлению с психолого-педагогической литературой. Было проведено диагностическое исследование, которое помогло нам выявить, у детей, уровень развития коммуникативных навыков. Было выявлено какие именно трудности испытывают дети: сложности при вступлении и поддержании коммуникации, неумение понимать сверстника, неумение взаимодействовать.С учетом возрастных особенностей, ведущей формы общения, ведущей деятельности и с учетом особенностей организации деятельности детей был разработан комплекс занятий, направленный на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников.В самом начале проведения комплекса занятий были дети-наблюдатели, те, которые не хотели активно включаться в деятельность, но с каждым разом они все более охотно начинали участвовать в играх и упражнениях.После проведения комплекса занятий мы провели повторное исследование. Что бы наши результаты были достоверны – использовались те же методики. Мы выявили, что разработанный нами комплекс успешно развивает коммуникативные умения, низкого уровня развития не показал не один ребенок.Конечно, наша работа не решила проблему развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, следовательно, ее необходимо продолжать. ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, в условиях дошкольных учреждений, стоит остро. Оно не только регламентируется нормативным документом федерального государственного образовательного стандарта, но и имеет важнейшее значение в развитии психики ребенка в становлении осмысленного поведения, соответствующего нормам и требованиям общества.Определив актуальностью вопроса тему исследования, мы поставили цель: разработать и провести комплекс занятий, направленный на развитие коммуникативных навыков у детей. Исходя из цели, были определены задачи исследования, на выполнении которых и построена логика нашей работы.Ознакомиться с проблемой развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста нам помогло изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Так же были рассмотрены возрастные особенности детей данной группы и особенности психолого-педагогической работы в этом направлении.На этапе изучения литературы, так же были рассмотрены основные понятия.При подборе методик диагностики, мы учитывали оцениваемые критерии и то, какие представления они дают в сумме, об уровне развития коммуникативных умений детей. Ко всему этому, выбранные методики являются стандартизированными, известными, апробированными и точными.Следуя логике нашего исследования, была проведена диагностика. Результаты, позволили нам выделить детей, с различными трудностями в общении. Исходя из теоретической части нашей работы, коммуникативные умения существуют и развиваются непосредственно в общении, было принято решение об участии в комплексе занятий, всех детей группы.Был разработан комплекс занятий, рассчитанный на месяц, по три занятия в неделю. Время было определено в 25-35 минут, в соответствии с требованиями. Ведущий тип деятельности детей, их возрастные и индивидуальные особенности, специальная организация деятельности, были учтены при построении занятий. После проведения комплекса, для определения его эффективности, была повторно проведена диагностика. Методики использовались те же. Результаты нас очень порадовали. Дети, которые плохо шли на контакт с группой, и имели многие трудности в общении стали более активными, более отзывчивыми, научились понимать эмоциональное состояние сверстника, приобрели умения вести диалог, повысилась общая культура общения, Группа стала более дружная, что, несомненно, влияет на: эмоциональный фон, (тревожность снизилась у необщительных детей), уверенность, адекватное принятие сверстника, поведение и пр. Эффективность нашей работы по развитию коммуникативных навыков мы подтвердили непараметрическим математико-статистическим анализом эмпирических данных по U-критерию Манна Уитни.При определении различий уровня развития коммуникативных умений, по методике наблюдения до и после эксперимента эмпирическое значение U – критерия Манна Уитни, Uэмп. = 209 (P ≤ 0.01 = 192; P ≤ 0.05 = 227), что находится в зоне значимости на 5% уровне. А это значит, что различия между средними арифметическими значениями можно считать достоверными, что в свою очередь подтверждает эффективность проведенного комплекса занятий.При определении различий уровня развития коммуникативных умений, по методике исследования умений вести диалог до и после эксперимента эмпирическое значение U – критерия Манна Уитни, Uэмп. = 225 (Р ≤ 0.01 = 192; Р ≤ 0.05 = 227), что находится в зоне значимости на 5% уровне. Различия между средними арифметическими значениями можно считать достоверными, что в свою очередь подтверждает эффективность проведенного комплекса занятий.Исходя из вышесказанного, мы достигли цели исследования и решили выделенные задачи. Наша работа не решает вопрос развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, но раскрывает основные аспекты их развития.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПриказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 10.01.2019).Акулова Ю.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов [Текст] / Ю.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2012. – 205 с.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева. М.: Академия, 2013. – 448 с.Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие.[Текст] / А.Г. Арушанова. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с. Белкина В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО. [Текст] / В.Н. Белкина. М.: Юрайт, 2019. – 170 с.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.[Текст] / С.С. Бычкова. М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.Веракса Е.Н., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».[Текст] / Е.Н. Веракса., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 325 с.Выготский Л.С. Детская психология. [Текст]:Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. /Л.С. Выготский. М.: Говорящая книга, 2012. – 106 с.Выготский Л.С. Психология развития ребенка.[Текст] / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. – 512 с. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник для академического бакалавриата. [Текст]/ Д.П. Гавра. М.: Юрайт, 2019. – 231с.Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. [Текст]/ Л.Н. Галигузова. М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. [Текст]/ Г.Н. Гришина. М.: Просвещение, 2010. – 96 с. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.[Текст] /А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 2011. – 352 с. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. [Текст]/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с. Как работать по программе «Детство». [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 160 с. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет.[Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 160 с.Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников: монография. [Текст]/ М.Г. Копытина. Ростов на Дону: БАРО-пресс, 2004. – 208 с. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / А. А. Леонтьев. М.: Академия, 2008. – 368 с. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.[Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2010. – 216 с. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.[Текст] / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.Луковцева А.К. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов. [Текст] / А.К. Луковцева. М.: КДУ, 2008. – 192 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений ВПО. [Текст] / А.В.Мудрик. М.: Академия, 2013. – 240 с. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии.[Текст] / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с. Общение, личность и психика ребенка.[Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 384 с. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. – 576 с. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. – 494 с. Психология дошкольного возраста. Часть 1. [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Юрайт, 2019. – 222 с. Развитие диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями.[Текст]: монография. / Под ред. Л.Г. Соловьева. – Архангельск: Поморский университет, 2006. – 164 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.[Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015. – 718 с.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. [Текст]/ Л.М. Семенюк. М: МПСИ, 2010. – 304 с. Смирнова Е.О.,Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.[Текст] / Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. М.: Владос, 2005. – 158 с. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Е.О. Смирнова. М.: Академия, 2000. – 160 с.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие.[Текст] / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.[Текст] / Л.В. Чернецкая. Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 256 с. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет).[Текст]/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.Эльконин Б.Д. Детская психология. [Текст]/ Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2011. – 384 с.Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. [Текст] / А.А. Когут // Человек и образование. – 2012. - № 4. – С. 161 – 164 Макарова В.Н. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников. [Текст] / В.Н. Макарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 10. С. 131 -135 Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений дошкольников в сюжетно -ролевых играх. [Текст] / А.А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. - № 2.– С. 11-14. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. [Текст]// Сборник статей по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. М.: Интернаука. – 2016. - № 9. – С.54. Новоселова С.Л. О новой классификации игр. [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 13.Чувашова Н.Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы.[Текст]/ Н.Я Чувашова. // Материалы Ⅵ Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 257 – 262.Гильмутдинова Г.Р. Формирование навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр. [Текст] / Г.Р. Гильмутдинова. – URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 05.12.2018). Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений. [Текст] / О.А. Санькова. – URL: https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=ANL&P21DBN=ANL&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=%2F%D0%A1%2018-564589 (дата обращения 12.02.2019).ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.01.2019).
2. Акулова Ю.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов [Текст] / Ю.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2012. – 205 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева. М.: Академия, 2013. – 448 с.
4. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. [Текст] / А.Г. Арушанова. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
5. Белкина В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО. [Текст] / В.Н. Белкина. М.: Юрайт, 2019. – 170 с.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / С.С. Бычкова. М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
7. Веракса Е.Н., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». [Текст] / Е.Н. Веракса., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 325 с.
8. Выготский Л.С. Детская психология. [Текст]:Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. /Л.С. Выготский. М.: Говорящая книга, 2012. – 106 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
10. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник для академического бакалавриата. [Текст]/ Д.П. Гавра. М.: Юрайт, 2019. – 231с.
11. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. [Текст]/ Л.Н. Галигузова. М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
12. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. [Текст]/ Г.Н. Гришина. М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
13. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. [Текст] /А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 2011. – 352 с.
14. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. [Текст]/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.
15. Как работать по программе «Детство». [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 160 с.
16. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 160 с.
17. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников: монография. [Текст]/ М.Г. Копытина. Ростов на Дону: БАРО-пресс, 2004. – 208 с.
18. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / А. А. Леонтьев. М.: Академия, 2008. – 368 с.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2010. – 216 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
21. Луковцева А.К. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов. [Текст] / А.К. Луковцева. М.: КДУ, 2008. – 192 с.
22. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений ВПО. [Текст] / А.В.Мудрик. М.: Академия, 2013. – 240 с.
23. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. [Текст] / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с.
24. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 384 с.
25. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. – 576 с.
26. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
27. Психология дошкольного возраста. Часть 1. [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Юрайт, 2019. – 222 с.
28. Развитие диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями. [Текст]: монография. / Под ред. Л.Г. Соловьева. – Архангельск: Поморский университет, 2006. – 164 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
30. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. [Текст]/ Л.М. Семенюк. М: МПСИ, 2010. – 304 с.
31. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. М.: Владос, 2005. – 158 с.
32. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Е.О. Смирнова. М.: Академия, 2000. – 160 с.
33. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. [Текст] / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
34. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / Л.В. Чернецкая. Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 256 с.
35. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). [Текст]/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.
36. Эльконин Б.Д. Детская психология. [Текст]/ Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2011. – 384 с.
37. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. [Текст] / А.А. Когут // Человек и образование. – 2012. - № 4. – С. 161 – 164
38. Макарова В.Н. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников. [Текст] / В.Н. Макарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 10. С. 131 -135
39. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений дошкольников в сюжетно -ролевых играх. [Текст] / А.А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. - № 2.– С. 11-14.
40. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. [Текст]// Сборник статей по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. М.: Интернаука. – 2016. - № 9. – С.54.
41. Новоселова С.Л. О новой классификации игр. [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 13.
42. Чувашова Н.Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. [Текст]/ Н.Я Чувашова. // Материалы Ⅵ Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 257 – 262.
43. Гильмутдинова Г.Р. Формирование навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр. [Текст] / Г.Р. Гильмутдинова. – URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 05.12.2018).
44. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений. [Текст] / О.А. Санькова. – URL: https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=ANL&P21DBN=ANL&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=%2F%D0%A1%2018-564589 (дата обращения 12.02.2019).

Вопрос-ответ:

Какую роль играет дидактическая игра в коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра является эффективным средством коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Она способствует развитию речи, социализации, эмоциональной сферы и познавательной активности детей.

Какие возможности игры влияют на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста?

Игра позволяет детям развивать навыки общения, улучшать речь, учиться слушать и выражать свои мысли. Она также способствует развитию социальных навыков, сотрудничеству и установлению контактов с другими детьми.

Что подразумевается под коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста?

Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста означает их способность эффективно и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, умение общаться на родном языке и использовать различные способы коммуникации.

Какие виды коммуникативного развития существуют у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста можно выделить такие виды коммуникативного развития, как общение на родном языке, развитие речи, навыки эмоциональной коммуникации и умение общаться в социальных группах.

Какие педагогические характеристики относятся к старшему дошкольному возрасту?

К старшему дошкольному возрасту относятся такие педагогические характеристики, как формирование самостоятельности и личности, развитие социализации и общения с другими детьми, усвоение основных знаний и навыков.

Какие есть теоретические основания использования дидактической игры для коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста?

Основаниями для использования дидактической игры как средства коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются психолого-педагогическая характеристика этого возраста, понятие и виды коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, а также возможности игры в этом контексте.

Почему старший дошкольный возраст является периодом активного коммуникативного развития?

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием речевых и коммуникативных навыков у детей. В этот период они становятся более самостоятельными и начинают активно взаимодействовать с окружающими. Они учатся общаться, выражать свои мысли и чувства, использовать слова, жесты и мимику для передачи информации.

Какие возможности предоставляет игра для коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста?

Игра в этом возрасте дает детям возможность учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать навыки коммуникации и взаимодействия. Они могут играть вместе, обмениваться информацией, рассказывать истории, выражать свои мысли и чувства, а также учиться слушать и понимать других.

Какие виды коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста существуют?

Существуют различные виды коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, включая развитие речи, развитие навыков общения и взаимодействия, развитие навыков слушания и понимания других, развитие умения выражать свои мысли и чувства.

Какие особенности характеризуют старший дошкольный возраст?

Старший дошкольный возраст характеризуется формированием личности ребенка, активным развитием познавательных, общеинтеллектуальных, эмоциональных и социально-коммуникативных способностей. В этом возрасте дети уже обладают достаточно развитой речью и начинают активно использовать ее во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Чем характеризуется старший дошкольный возраст?

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастными особенностями: развитием речи и познавательных функций, формированием личности, социально-эмоциональным развитием, развитием моторики, воображения и творчества.