Организация и совершенствование коммерческой деятельности предприятия розничной торговли на примере ООО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 48 48 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.11.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли 6
1.1 Коммерческая деятельность в розничной торговле и особенности ее организации 6
1.2 Методы совершенствования коммерческой деятельности предприятия розничной торговли 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 17
2.1 Общая характеристика ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» 17
2.2 Анализ коммерческой деятельности ТЦ «МЕТРО Кэш энд Керри» 20
2.4. Ассортиментная политика ООО «Метро Кэш энд Керри» 31
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» 33
3.1. Выявление возможностей эффективного формирования ассортимента предприятия 33
3.2. Планирование товарного ассортимента предприятия оптовой (розничной) торговли на плановый период 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Фрагмент для ознакомления

Показатели оборачиваемости и рентабельности товарных запасов ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» приведены в таблицах 14 и 15 соответственно.Таблица 13 – Структура товарных запасов предприятия ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» за 2016 – 2018 гг. в тыс. руб.Наименование показателя2016 г.2017 г.2018 г.2017 к 20162018 к 2017Абс. откл., тыс. руб.Тпр, %Абс. откл., тыс. руб.Тпр, %Запасы191017692545-141-7,477643,9Продовольственные товары382354484-28-7,413036,7Кондитерская продукция134103109-31-23,165,8Свежемороженые продукты1141341202017,9-14-10,7Хлебобулочные изделия4642141-3-7,499232,1Молочная продукция и яйцо8670100-16-18,63042,9Прочие2414280,610247,4Промышленные товары152814152061-113-7,464645,7Бытовая химия10709911443-79-7,445245,7Текстиль153142186-11-7,44431,1Хозяйственные товары61853092438,9224264,2Посуда21816983-49-22,6-86-51,1Прочие262941311,51241,4Таблица 14 – Показатели оборачиваемости товарных запасов ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» за 2016 – 2018 гг. в ед.Наименование показателя2016 г.2017 г.2018 г.Абс. отклонение2017 к 20162018 к 2017Оборачиваемость товарных запасов, в том числе, по товарным группам:4,383,411,94-0,97-1,47Продовольственные товары21,9017,0610,19-4,84-6,87Кондитерская продукция62,4358,6445,23-3,79-13,41Свежемороженые продукты73,3945,0741,08-28,32-3,99Хлебобулочные изделия181,87143,8134,96-38,06-108,85Молочная продукция и яйцо97,2886,2949,30-10,99-36,99Прочие4183,001510,00352,14-2673-1157,86Промышленные товары5,484,272,39-1,21-1,88Бытовая химия7,826,093,42-1,73-2,67Текстиль54,6842,5426,51-12,14-16,03Хозяйственные товары137,1571,0615,95-66,09-55,11Посуда38,3835,7459,40-2,6423,66Прочие321,77208,28120,24-113,49-88,04Динамика показателей рентабельности товарных запасов по товарным группам приведена в таблице 15.Таблица 15 – Показатели рентабельности товарных запасов ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» за 2016 – 2018 гг. в %Наименование показателя2016 г.2017 г.2018 г.Абс. отклонение2017 к 20162018 к 2017Рентабельность товарных запасов, в том числе, по товарным группам:11,798,884,87-2,91-4,01Продовольственные товары61,9844,3525,62-17,63-18,73Кондитерская продукция275,23152,43113,76-122,8-38,67Свежемороженые продукты250,00117,16103,33-132,84-13,83Хлебобулочные изделия212,77373,8187,94161,04-285,87Молочная продукция и яйцо300,00224,29124,00-75,71-100,29Прочие2142,863925,00885,711782,14-3039,29Промышленные товары14,5611,106,02-3,46-5,08Бытовая химия20,7915,848,59-4,95-7,25Текстиль161,29110,5666,67-50,73-43,89Хозяйственные товары97,09184,7140,1387,62-144,58Посуда361,4592,90149,40-268,5556,5Прочие731,71541,38302,44-190,33-238,94Данные таблиц 14 и 15 позволяют судить о снижении оборачиваемости и рентабельности товарных запасов по всем позициям, исключением отмечена только оборачиваемость посуды.Данные проведенного в п.3.2 исследования анализа позволили выделить проблемный аспект формирования товарного ассортимента – нерациональное структурирование затрат на закупки, отмечено затоваривание по следующим товарным позициям: хлебобулочные изделия (несмотря на то, что выручка на данную товарную позицию в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась, предприятие увеличило закупки (прирост на 40,7% или на 33 тыс. руб.)); хозяйственные товары (несмотря на то, что выручка на данную товарную позицию в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась, предприятие увеличило закупки (прирост на 92,1% или на 199 тыс. руб.)). Рентабельным является только оборот по товарной позиции «посуда».3.2. Планирование товарного ассортимента предприятия оптовой (розничной) торговли на плановый периодДля построения методики АВС-анализа необходимо структурировать запасы по ассортиментным позициям для того, чтобы оценить, каков вклад каждой группы товарных запасов в общей величине запасов. Структура запасов по ассортиментным позициям представлена в таблице 16.Таблица 16 – Структура товарных запасов предприятия ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» за 2016 – 2018 гг. в тыс. руб.Наименование показателяДинамика, в тыс. руб.Структура, в %2016 г.2017 г.2018 г.2016 г.2017 г.2018 г.Выручка836660404930100,0100,0100,0Продовольственные товары2510187293730,031,019,0Кондитерская продукция106588443912,714,68,9Свежемороженые продукты6205021657,48,33,3Хлебобулочные изделия3862881544,64,83,1Молочная продукция и яйцо2251241652,72,13,3Прочие21474142,61,20,3Промышленные товары58564168399370,069,081,0Бытовая химия30233226300136,153,460,9Текстиль88541243210,66,88,8Хозяйственные товары100329216512,04,83,3Посуда91222529610,93,76,0Прочие3313990,40,22,0В таблице 17 представлен накопительный вклад товарных групп в запасах (доля отдельных категорий товарных групп в структуре запасов накопительным итогом).Таблица 17 – Накопительный вклад товарных групп в запасах в 2018 годуНаименование товарной группыЗначение, в тыс. руб.Вклад, в %Накопительный вклад, в %ГруппаВыручка4930100,0--Бытовая химия300160,960,9АКондитерская продукция4398,969,8АТекстиль4328,878,6АПосуда2966,084,6АХозяйственные товары1653,387,9ВСвежемороженые продукты1653,391,2ВМолочная продукция и яйцо1653,394,5ВХлебобулочные изделия1543,197,6СПрочие промышленные товары992,199,7СПрочие продовольственные товары140,3100СВ соответствии со сведениями, представленными в таблице 18, целесообразно отметить, что согласно АВС методу по каждой позиции на основе столбца «Накопительный вклад» выделены группы:1 Группа А – самые важные товарные группы:бытовая химия;кондитерская продукция;текстиль;посуда.Таблица 18 – XYZ анализ для ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ»Наименование товарной группыВсегоЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьКоэффициент вариацииГруппаВыручка49304114004254264294214224154064084003674,0%-Бытовая химия300121225026424124024524624624124037220415,9%YКондитерская продукция43949354139352936342933384114,6%YТекстиль43236313535363940414440312414,5%YПосуда29625202020262525242431342216,6%YХозяйственные товары165814151515161614141415917,8%УСвежемороженые продукты1651415131791412121413151715,7%YМолочная продукция и яйцо16519151212141416131212101617,1%YХлебобулочные изделия15410101010111211131412103143,8%ZПрочие промышленные товары9987756979714101027,4%ZПрочие продовольственные товары1411111111141078,5%ZКритерии для классификации и характеристика групп (коэффициент вариации):«Х» - 0-10%– товары с самым устойчивым спросом.«Y» - 10-25% - товары с изменчивым объемом продаж.«Z» - от 25% - товары, имеющие случайный спрос.2 группа В – важные товарные группы:свежемороженые продукты;молочная продукция и яйцо.3 группа С – наименее важная группа в компании:хлебобулочные изделия;прочие промышленные товары;прочие продовольственные товары.Составим таблицу для XYZ анализа.Расчет столбцов «коэффициент вариации» и «группа» представлен в таблице 19.В таблице 19 представлена сопоставительная матрица АВС-XYZ анализа.Таблица 19. – Сопоставительная матрица АВС-XYZ анализаНаименование товарной группыГруппа по АВСГруппа по XYZСопоставительная матрица АВС-XYZ анализаВыручка---Бытовая химияАYAYКондитерская продукцияАYAYТекстильАYAYПосудаАYAYХозяйственные товарыВУBYСвежемороженые продуктыВYBYМолочная продукция и яйцоВYBYХлебобулочные изделияСZCZПрочие промышленные товарыСZCZПрочие продовольственные товарыСZCZВ группу «Х» попали товары, которые имеют самый устойчивый спрос (для ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» нет таких товарных групп, что свидетельствует о неэффективной ассортиментной политике, отсутствие контроля заее организацией). Запасы товаров из группы «Z» можно сократить (это, прежде всего, хлебобулочные изделия, которые, как выяснено, еще и характеризуются затовариванием). На основании использования АВС-анализа выявлен проблемный аспект деятельности – затоваривание по товарной позиции «складское оборудование и техника» (доля в структуре запасов в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 3%, в то время, как в структуре выручки данная товарная позиция снизилась на 1,5%). Указанная проблема вызвана недостаточно эффективной системой маркетинга, контроля ассортиментной политики на предприятии, необходимо обеспечить повышение эффективности контроля в отношении ассортиментной политики.ЗАКЛЮЧЕНИЕБольшое влияние на развитие экономики и рыночных процессов в РФ в современных условиях оказывает торговля. Именно торговля обуславливает улучшение жизни населения и содействует удовлетворению покупательского спроса.Процесс кругооборота средств, вложенных в производство, завершается в розничных торговых организациях посредством:превращения товара в денежную форму;создания экономической основы для возобновления производства товаров;создания стартовых возможностей для нового цикла производства. Торговля является источником поступления денежных средств в виде налогов, взносов в государственные фонды и пр., тем самым формируя основы финансовой стабильности нашей страны.Российская экономика в современных условиях рынка предполагает постоянную эволюцию торговых предприятий ввиду постоянно изменяющегося покупательского спроса. Рынок насыщен товарами ввиду чего конкурентная борьба между предприятиями розничной торговли достигла своего апогея. Все это свидетельствует об исключительной роли совершенствования организации коммерческой деятельности розничных торговых организаций. Вследствие чего главной задачей любого предприятия розничной торговли становится нахождение идеального баланса между пожеланиями покупателя и возможностями предприятия.В данной курсовой работе изыскивались пути совершенствования коммерческой деятельности торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри», расположенного в г. Омске по адресу проспект Королёва, 15/1.«МЕТРО Кэш энд Керри» является одной из наиболее крупных управляющих компаний международного бизнес-формата «cash&carry» (мелкооптовая торговля) торгового холдинга «МЕТРО ГРУП», основанного в 1996 году в процессе слияния таких организаций как «МЕТРОCash&Carry», «AskoDeutscheKaufhaus AG» и «KaufhofHolding AG». В настоящее время компания «МЕТРО Кэш энд Керри» имеет свои филиалы в 25 странах мира и представлена более чем 750 торговыми центрами.Основным видом деятельности анализируемой торговой сети является:осуществление различной торговли продовольственными инепродовольственные товарами;организация оптовой торговли, посреднической и коммерческойдеятельности;организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.Рассматриваемый торговый центр расположен вблизи крупной магистрали и остановок общественного транспорта. Имеет фирменное название, оформление экстерьера магазина, расположен в отдельно стоящем здании. В нем применяется линейная структура управления. Выручка анализируемого торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри» в 2017 году составила 55528 тыс. руб. и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 40,3% (+15949 тыс. руб.). Однако ввиду того, что темпы роста себестоимости реализованной продукции в 2017 году превысили темпы роста выручки от реализации, валовая прибыль магазина сократилась на 1,1% (-113 тыс. руб.) и составила 10652 тыс. руб. В целом прибыль анализируемого магазина в 2017 году составила 5626 тыс. руб. и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 13,2% (+656 тыс. руб.). Данному факту способствовало увеличение операционных и внереализационных доходов предприятия более чем в 3 раза в 2017 году. Однако нестабильность расходов и доходов магазина отрицательно влияет на динамику рентабельности его деятельности. Так, рентабельность предприятия сокращается на протяжении рассматриваемого периода. В связи с этим очевидным становится разработка мероприятий, направленных на совершенствование коммерческой деятельности анализируемого торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри».Рассматриваемый торговый центр выполнил план товарооборота только феврале, апреле, июне, июле и декабре месяце, в остальные месяцы план товарооборота выполнен не был. Максимальное недовыполнение товарооборота отмечено в сентябре 2017 года – минус 3,1% (-142,5 тыс. руб.). Ввиду неравномерности розничного товарооборота в магазине «Метро» в динамике произошло изменение его ассортиментной структуры в долевом соотношении по отдельным группам товаров к общему объему товарооборота. Например, удельный вес таких групп товаров как рыба, колбасные изделия, молочные продукты, кондитерские изделия, алкогольные напитки, хлебобулочные изделия увеличился в 2017 году по сравнению с предыдущим годом, как следствие удельный вес других групп товаров в общем объеме товарооборота сократился.Среднегодовые товарные запасы торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри» в 2017 году увеличились на 33,3% по сравнению с предыдущим годом. Оборачиваемость товаров в 2017 году ускорилась на 0,6 дня по сравнению с 2016 годом, что позволило предприятию высвободить средства, вложенные в товарные запасы в сумме 92,5 тыс. руб. Скорость обращения товаров в 2017 году составила 32,9 оборотов и по сравнению с 2016 годом увеличилась на 1,7 оборотаПосредством проведенного исследования удовлетворенности покупателей деятельностью торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри» были выявлены такие неудовлетворительные по мнению покупателей моменты в работе магазина как:недостаточная выкладка товаров в торговом зале;низкая скорость обслуживания;навигация в торговом зале;несоответствие ценников товарам на полках оборудования.В большинстве своем данные негативные отзывы о работе анализируемого магазина связаны с профессионализмом торгового персонала, отсутствием его мотивации к более качественной работе, ориентированной на нужды потребителя. В связи с чем рекомендуется руководству предприятия рекомендуется:разработать систему мотивации персонала торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри» посредством системы анализа психотипа (метод MBTI);регулярно проводить опросы покупателей с целью удовлетворенности работой персонала торгового зала;использовать программу контрольных покупок «mysteryshopping», по результатам которого вводить депремирование за нарушение стандартов качественного обслуживания;ввести аттестацию продавцов торгового зала и дифференцировать оклады сотрудников в соответствии с присвоенной категорией.Помимо данного направления совершенствования коммерческой деятельности торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри» его руководству рекомендуется совершать попытки атаки конкурентов, не имеющих навыков в области маркетинга.С целью привлечения новых покупателей и повышения степени доверия к магазину постоянных клиентов рекомендуется проведение акции «Ревизорро» не реже 1 раза в квартал;Таким образом, при организации своей коммерческой деятельности магазину «Метро» рекомендуется ориентироваться на покупателя, анализировать степень его удовлетворенности работой предприятия и на его основе совершенствовать свою дальнейшую деятельность. Такой подход позволит повысить конкурентоспособность магазина и эффективность его коммерческой деятельности в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные документыГражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: (часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть 4 от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ; в последней редакции от 11 февраля 2013 г.)– Режим доступа: система «Консультант Плюс».ГОСТ 51773-2009 Услуги розничной торговли. Классификация предприятий торговли. – Введ.: 2011-01-01. – М.: Стандаринформ, 2010. – 18 с.ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. – Введ.: 2014-0-01. – М.: Стандартинформ, 2014. – 36 с.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 273-ФЗ). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».ЛитератураБогданова, Ю.Н. Организация коммерческой деятельности предприятия:учебное пособие / Ю. Н. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ,2014. – 138 с.Гуськова, Ю.А. Специфика коммерческих операций на предприятиях розничной торговли / Ю.А. Гуськова, Т.А. Пантелеева // Экономика и социум. – 2016. – № 5-1 (24). – С. 502-505.Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник / Л.П.Дашков, О.В.Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 688 с.Иванов, Г.Г. Управление торговой организацией: учебник / Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. – М.: Форум, 2014. – 368 с.Кольган, М.В. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле / М.В. Кольган, Ю.Ю. Медведева // Практический маркетинг. – 2017. – № 3 (241). – С. 15-23.Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. –М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.Основы коммерции[Электронный ресурс]: учебное пособие гриф-УМО/ Г.А. Яковлев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 224 с.Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник гриф-МО / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. –М.: Дашков и Ко, 2012. – 500 с.Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник гриф-МО / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 246 с.Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия: учеб.пособие для студентов / Ю.В Богатин. – М.: Стандартов, 2010. – 400 с.Интернет-ресурсыВиноградова, Н.И. Перспективные направления повышения доходов и улучшения финансовых результатов деятельности современной организации розничной торговли / Н.И. Виноградова // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Материалы VI Международной научно-практической конференции. Научный редактор И.А. Рудакова. – 2016. – С. 106-110.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28111889_86211831.pdf.Кожевникова, С.Ю. Эффективные инновационные механизмы коммерческой деятельности для обеспечения клиентоориентированности розничной торговли и общественного питания / С.Ю. Кожевникова, Е.В. Чернорез // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2016. – № 38. – С. 148-154. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_25512232_77877328.pdf.Максимова, К.А. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной (оптовой) торговли / К.А. Максимова, В.Н. Дудко // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2015. – № 8. – С. 99-102. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_25220267_93942086.pdf.Федорова, М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления / М.А. Федорова // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9. – № 10. – С. 110-114. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost-torgovogo-predpriyatiya-suschnost-i-osnovnye-napravleniya.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: (часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть 4 от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ; в последней редакции от 11 февраля 2013 г.) – Режим доступа: система «Консультант Плюс».
2. ГОСТ 51773-2009 Услуги розничной торговли. Классификация предприятий торговли. – Введ.: 2011-01-01. – М.: Стандаринформ, 2010. – 18 с.
3. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. – Введ.: 2014-0-01. – М.: Стандартинформ, 2014. – 36 с.
4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 273-ФЗ). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Литература
5. Богданова, Ю.Н. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие / Ю. Н. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 138 с.
6. Гуськова, Ю.А. Специфика коммерческих операций на предприятиях розничной торговли / Ю.А. Гуськова, Т.А. Пантелеева // Экономика и социум. – 2016. – № 5-1 (24). – С. 502-505.
7. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 688 с.
8. Иванов, Г.Г. Управление торговой организацией: учебник / Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. – М.: Форум, 2014. – 368 с.
9. Кольган, М.В. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле / М.В. Кольган, Ю.Ю. Медведева // Практический маркетинг. – 2017. – № 3 (241). – С. 15-23.
10. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.
11. Основы коммерции [Электронный ресурс]: учебное пособие гриф-УМО / Г.А. Яковлев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 224 с.
12. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник гриф-МО / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 500 с.
13. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник гриф-МО / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 246 с.
14. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия: учеб. пособие для студентов / Ю.В Богатин. – М.: Стандартов, 2010. – 400 с.
Интернет-ресурсы
15. Виноградова, Н.И. Перспективные направления повышения доходов и улучшения финансовых результатов деятельности современной организации розничной торговли / Н.И. Виноградова // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Материалы VI Международной научно-практической конференции. Научный редактор И.А. Рудакова. – 2016. – С. 106-110. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28111889_86211831.pdf.
16. Кожевникова, С.Ю. Эффективные инновационные механизмы коммерческой деятельности для обеспечения клиентоориентированности розничной торговли и общественного питания / С.Ю. Кожевникова, Е.В. Чернорез // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2016. – № 38. – С. 148-154. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25512232_77877328.pdf.
17. Максимова, К.А. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной (оптовой) торговли / К.А. Максимова, В.Н. Дудко // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2015. – № 8. – С. 99-102. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25220267_93942086.pdf.
18. Федорова, М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления / М.А. Федорова // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9. – № 10. – С. 110-114. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost-torgovogo-predpriyatiya-suschnost-i-osnovnye-napravleniya.