частный театр А.Корша
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 19.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Исторический период в России 5
1.1.Культура в России во второй половине XIX века 5
1.2.Частные столичные театры в России в XIX веке 9
Глава 2. Частный театр Ф.А. Корша 16
2.1. Корш Ф.А. создатель театра 16
2.2. Анализ постановок в театре Ф.А. Корша 21
Заключение 29
Список источников и литературы 31
К сожалению, все декорации и костюмы были переданы во временно пользование и исчезли безвозвратно.Декоратором в то время был Кузнецов, который перешел к Коршу из театра Миниатюр. Он писал декорации по эскизам настоящих художников, внимательно. Кор заметил одаренность Кузнецова и устроил его в вечерний класс Строгановского училища. Кузнецов поднимался от помощника декоратора, к декоратору, а затем и сам стал художником. Позже в вихре революционных событий он сменил кисть на винтовку, стал красным бойцом.Во втором сезоне Театр также давал благотворительные вечера в пользу бедных студентов, гувернанток, учительниц, женских педагогических курсов и др.Сезон 1884-1885 гг. начался 15 августа 1884 года драмой А.Н. Островского «Доходное место», в которой с большим успехом в качестве дебютанта выступил П.Ф Солонин, продолжавший свою службу в театре до 1891 года.Опять сменился почти полностью состав труппы.Центральным событием этого сезона стало празднование 15 декабря 1984 года пятидесятилетия артистической деятельности И.В. Самарина. Театр Корша послал в Малый театр депутацию для поднесения юбиляру венка и устроил у себя юбилейный спектакль по драме юбиляра «Перемелется – мука будет». В заключении было прочитано стихотворение Ф.А. Корша, посвященное юбиляру.Сезон 1884-85 года стал последним в старом театре, в Газетном Переулке. Крупные затраты и долги, оставшиеся от прошлого сезона, преимущественно по постановке «Царя Василия Шуйского» настолько истощили средства дирекции, что закрытие театра казалось неизбежным. Артисты поддержали дирекцию, сезон был завершен блестяще, симпатии публики к театру возрасли и окрепли. Однако это не помешало передать театр дирекции частной оперы под фирмой Н.С. Кроткова, со всеми декорациями, костюмами и обстановкой.Сезон 1885-86 года открылся в новом театре, в пятницу, 30 августа необыкновенно оживленно. Ровно в 7.30 оркестр под управлением нового дирижера П.П. Золотаренко заиграл народный гимн, который был повторен много раз по требованию публики, наполнившей зрительный зал сверху донизу и стоявшей даже в коридорах. После исполнения коронационного марша П.И. Чайковского, занавес взвился и перед глазами публики предстала живая картина «Новоселье», поставленная К.Ф. Вальцем с присущим ему изяществом и талантом. На первом плане, утопая в зелени, стояли бюсты: Пушкина, Островского, Гоголя, окруженные артистами в костюмах персонажей, созданных этими авторами: у бюста Гоголя – герои «Ревизора», у бюста Островского – персонажи «Доходного места», у бюста Пушкина – персонажи из «Бориса Годунова»; за этим группами возвышался экран с портретами Грибоедова, Фонвизина, Волкова, Сумарокова,Княжина, Капниста, Озерова, Щепкина, Самарина и других деятелей русской драматургии и сцены; за экраном всю эту картину венчали фигуры Мельпомены, Талии и Бессмертия, а надо всем этим ослепительно горел лучистый ореол. Первые шумные овации выпали на дою И.П. Киселевского, прочитавшего «пролог на открытие театра Корша», написанный драматургом В.А. Крыловым:…Печатные оттиски этого пролога раздавались публике бесплатно. Спектакль был составлен из 2-го акта «Горе от ума», 4-го акта «Доходного места» и 3-го акта «Ревизора». Горячо и шумно приветствовала публика артистов-исполнителей, особенно старых своих любимцев – Бороздину, Красовскую, Мартынову, Кудрину, Рыбчинскую, Киселевского и Солонина.Театр в новом своем обличии не изменил правилу давать благотворительные вечера. Снова проводились литературно-музыкальные вечера в пользу учеников и студентов, попавших в затруднительное положение писателей и поэтов, а также для сбора пожертвований на постановку памятников выдающимся культурным деятелям России.Выдающимся событием в следующем сезоне 1886-87 года стала постановка «горе от ума». Главных героев сыграли лучшие актеры России: Давыдов и Киселевский и др. Дирекция решила поставить это великое произведение со всевозможной тщательностью. Несколько месяцев прошло в собирании материалов, прежде чем приступили к репетициям. Было собрано все, что только возможно для сценического воспроизведения эпохи 20-х годов: модные журналы: CostumesParisiens, Paris 1823-24, Дамский журнал. Для выполнения декораций были разысканы наброски зданий того времени.Собирателям стало известно, что Фамусов жил в доме, где ныне помещались казначейство и казенная палата, на Воздвиженке, а боскетная комната сохранилась со времен Грибоедова в доме барона Боде, на Поварской, в котором Грибоедов часто бывал. Тогда художник-декоратор А.С. Янов снял с натуры лестницу в первом доме и боскетную во втором, и эти эскизы послужили основанием для выполнения декораций, поражающих естественностью и верностью эпохи до мельчайших деталей. Так, например, мебель, люстры, бра, ковры – все это разыскивалось по чердакам, у скупщиков и антикваров. При постановке принимались во внимание критические статьи, письмо Грибоедова к Катенину, где писатель, защищаясь от нападок Катенина, дал яркую характеристику главных действующих лиц. Спектакль вышел очень торжественным, в фойе была устроена выставка материалов, легших в основание постановки: старинных модных журналов, чертежей, собственноручного письма А.С. Грибоедова, вставленного в изящную витрину с его портретом, а также всех изданий «Горе от ума» ((из коллекции театральной библиотеки Е.Н. Разсохиной) и несколько редких рукописных экземпляров.Возобновленная бессмертная комедия в первый же сезон выдержала 20 представлений, а в следующем сезоне прошла более 50 раз.Спектакли следующим сезонов шли также с успехом, те из них которые первоначально публика принимала без интереса, Корш переписывал и на спектакль уже шли с бо̀льшим интересом.Театр даже посещали их Императорские величества со своими семьями и оставляли положительные отзывы.С 1888 года в театр ежегодно праздновал день рождения государыни Императрицы. В этот день бесплатно приглашались воспитанницы учреждений Ведомства Императрицы Марии и других учебных заведений Москвы.В начале 1890-х в репертуаре театра появляются переводные современные пьесы, новинки европейской драмы: «Тётка Чарлея» и «Мадам Сен-Жен» В. Сарду и Э. Моро, «Раб наживы» О. Мирбо, «Контролёр спальных вагонов» А. Биссона. Корш с ассистентами посещал модные премьеры в театрах Европы, стенографировал и затем переводил текст спектакля — и бывало, что европейская пьеса ставилась в России, ещё не будучи опубликованной на родине.Сезоном 1892 года закончилась десятилетняя деятельность театра, начавшего одиннадцатый сезон своего существования комедией островского «Не в свои сани не садись».Появление в 1898 году МХТ пошатнуло позиции Театра Корша: серьёзные пьесы публика предпочла смотреть у Станиславского.В 1900 году Корш пригласил в театр режиссёра Н.Н. Синельникова, который привёл в труппутеатраКоршевского, Л.М. Леонидова, А.А.Остужева, М.М. Блюменталь-Тамарину, Н.М. Радинаи др. Синельников отмечал, что в то время в театре совершенно отсутствовала дисциплина. Трупа состояла из прежних артистов, были очень даровитые: А. Яковлев, Н. Светлов. Отсутствие дисциплины выражалось в полном игнорировании требований режиссера, опаздываниях, отсутствии фиксации режиссерских указаний, замечаний и в незнании ролей.Корш подчинился требованиям Синельникова, так как другого выбора у него не было. Он сам обвинил себя в слабости и легкомыслии, сказал труппе, что дело идет к закрытию театра и чтобы этого избежать все должны бесприкословно подчиняться режиссеру. Кто не согласен может уволиться из театра.Первой постановкой Синельникова стала «Наемницы» Брие. Спектакль прошел с успехом. Вторая постановка – «Педагоги» также высоко была оценена публикой.Для следующей постановки «Дети Ванюшина» Найденова режиссер подобрал блестящи состав: Блюменталь-Тамарина, Светлов, Остужев, Леонидов. На роли девочек взял молодых актрис обладавших непосредственностью и неопытностью. Совместными усилиями пьеса была сыграна прекрасно. Исполнение в данном составе стало образцовым, классическим.Корш требовал непременно новую пьесу по пятницам. Синельников репетировал днем и ночью, во время спектакля с актерами, не занятыми в идущей пьесе. Для тех, у кого не получалось, режиссер выкраивал немного времени и занимался индивидуально. Так он добивался желательных результатов.До 1905 года Корш оплачивал все расходы на постановки, на гонорары новых артистов. Успехи последних замечали другие театры и переманивали самых известных: Леонидова – Художественный театр, Остужева – Малый, Петровского – Александринский.Трупа театра Корша тоже обновлялась, но в нее приходили как правило, молодые актеры, в которых приходилось вкладывать много сил и терпения.Калейдоскоп постановок по словам Синельникова «угнетали всех нас, работавших в театре Корша». Основной успех постановок держался теперь в основном на двух-трех талантливых актерах. Не смотря на все противоречия, которые существовали межу Коршем и Синельниковым на протяжении 10 лет совместной работы, театр приносил хорошие доходы. В основном из-за «соблюдения традиций», которые тщательно соблюдал Корш, его упрямства и бережливости.Театр Корша был лучшей антрепризой того времени, театр считался первой ступенью к успеху актера. Именно отсюда актеры попадали в самые известные столичные театры: Малый, Художественный. Актеры напрягали все усилия, чтобы обратить на себя внимание публики и дирекций театров.В 1910 году Синельников перешел работать в Харьковский театр.Таким образом, мы можем сделать вывод, что при создании театра организаторами ставились следующие цели:- дать московскому обществу сцену, которая бы удовлетворяла его возраставшим театрально-эстетическим потребностям.- предоставить возможность наиболее талантливым провинциальным артистам работать и совершенствоваться в условиях более благоприятных и нормальных, чем в провинции.- способствовать процветанию драматической литературы путем постановок на сцене произведений начинающих драматургов.- сделать лучшие драматические произведения великих отечественных и иностранных авторов как можно доступнее наибольшему количеству публики и подрастающему молодому поколению путем постановки этих произведений по минимальным ценам или даже бесплатно.ЗаключениеКак видим, деятельность театра развивалась в данном направлении и поставленные цели были достигнуты. - театр просуществовал 40 лет, каждое десятилетие случались события, которые приводили его к закрытию и кардинальной смене состава. Однако театр имел шансы на дальнейшее существование, - и все это – только благодаря сочувствия к нему публики, являвшейся единственной основой материального и нравственного достояния, так как ни субсидий, ни посторонних финансовых поддержек театр не имел.- многие артисты, пришедшие служить в театр из провинции, или начавшие в нем свою артистическую деятельность, совершенствовались на сене театра Корша, достигли в нем известности и служили позже украшением казенных и частных сцен.- из числа драматургов, начавших свою деятельность в этом театре, выдвинулись: Чехов, Мясницкий, Щеглов, Карпов, Разсохин, Н. Николаев, Н. Семенов. Давались новые произведения драматургов: Шпажинского, Невежина, Чаева, Крылова, Тихонова, Федотова, Сумбатова, Немировича-Данченко, Ладыженского, Назаревой и др.- московская публика в этом театре впервые ознакомилась в переводах с новыми пьесами лучших современных иностранных драматургов того времени: французских - А. Дюма, А. Додэ, Ж. Онэ, Пальерона и Бека, немецких – Зудермана, Вильденбруха, Блюменталя, Мозера и Шентана, польских – Фредро, Болуцкого, Пржебыльского, испанского – Эчегерая и норвежского Ибсена.- наиболее удачно достигнута последняя цель. Много труда было положено на то, чтобы привить утренние спектакли, они явились в некоторой степени нововведением, а всякое новшество прививалось в Москве туго. Но зато последствия превзошли все самые смелые ожидания и «утренники» эти составляли справедливую гордость театра: сотни тысяч небогатой публики и учащейся молодежи перебывало на них за эти десять лет, наслаждаясь произведениями Островского, Гоголя, Грибоедова, Фонвизина, Шекспира, Шиллера и Мольера. Более 120 000 билетов было разослано бесплатно воспитанникам учебных заведений, преимущественно на те спектакли, в которых исполнялись драматические произведения, вошедшие в курс преподавания русской и иностранной литературы. Начиная с театра Кора, утренние спектакли стали даваться почти во всех театрах России. Воспитательное значение этих спектаклей по достоинству оценено и родителями, и педагогами, удостоившими дирекцию многими благодарственными письмами, адресами и постановлениями педагогических советов.Список источников и литературыАнчиполовский З. Я. Люди русского театра / З. Я. Анчиполовский; Художник А. В. Старилов. – Воронеж: Центр – Чернозем.кн. изд-во, 1983.Берлина П.А. Отечественная война и Русское общество. Том V. // Отечественная война и русское общество. М., 1912. Электронный ресурс http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Sitin/book5_05.htmlВульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. — М., 1962. – 270 с.История театра в России. М.: Эксмо. 2011. – С. 297. - 477 с.Корш Ф.А. Краткий очерк десятилетней деятельности русского драматического театра Корша в Москве. Москва. Типо-лит. Высоч. Утв. Т-ва И.Н. Кушнерев и К. 1892.– С. 9. Электронный ресурс https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_v19_rc_1569675/viewer/?page=5Павлова Т. Вопросы театра. Часть: Давыдовские сезоны у Корша. — М.: Московский наблюдатель № 7-8, 1972.Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. // «Полное собрании сочинений». В 19 томах. Электронный ресурс http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=35Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. / Редакция и вступит.ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана, примеч. Л. И. Гительмана и А. А. Штейнман. Л.; М.: Искусство, 1963. Т. 1. 659 с. («Театральные мемуары»).Catherine A. Schuler, Women in Russian Theatre: The Actress in the Silver Age (London: Routledge, 1996). Schuler dates the ”’golden age” of Russian actresses’ from the 1870s to 1910 (p. 2).Murray Frame, School for Citizens: Theatre and Civil Society in Imperial Russia (New Haven: Yale University Press, 2006), p. 8.
1. Анчиполовский З. Я. Люди русского театра / З. Я. Анчиполовский; Художник А. В. Старилов. – Воронеж: Центр – Чернозем. кн. изд-во, 1983.
2. Берлина П.А. Отечественная война и Русское общество. Том V. // Отечественная война и русское общество. М., 1912. Электронный ресурс http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Sitin/book5_05.html
3. Вульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. — М., 1962. – 270 с.
4. История театра в России. М.: Эксмо. 2011. – С. 297. - 477 с.
5. Корш Ф.А. Краткий очерк десятилетней деятельности русского драматического театра Корша в Москве. Москва. Типо-лит. Высоч. Утв. Т-ва И.Н. Кушнерев и К. 1892.– С. 9. Электронный ресурс https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_v19_rc_1569675/viewer/?page=5
6. Павлова Т. Вопросы театра. Часть: Давыдовские сезоны у Корша. — М.: Московский наблюдатель № 7-8, 1972.
7. Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. // «Полное собрании сочинений». В 19 томах. Электронный ресурс http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=35
8. Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. / Редакция и вступит. ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана, примеч. Л. И. Гительмана и А. А. Штейнман. Л.; М.: Искусство, 1963. Т. 1. 659 с. («Театральные мемуары»).
9. Catherine A. Schuler, Women in Russian Theatre: The Actress in the Silver Age (London: Routledge, 1996). Schuler dates the ”’golden age” of Russian actresses’ from the 1870s to 1910 (p. 2).
10. Murray Frame, School for Citizens: Theatre and Civil Society in Imperial Russia (New Haven: Yale University Press, 2006), p. 8.