Изучение родного языка коренными малочисленными народами в школе: правовое обеспечение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 40 40 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 24.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………….5
1.1. Право на родной язык: история закрепления права и его содержания….6
1.2. Особенности реализации права на родной язык в некоторых субъектах РФ………………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………….23
2.1. Опыт Якутии в сфере сохранения языков коренных малочисленных народов в системе начального образования…………………………………..23
2.2. Опыт ХМАО-Югры сфере сохранения языков коренных малочисленных народов в системе начального образования…………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..34


Фрагмент для ознакомления

Законодательную базу направленную на изучение и сохранение языка коренных народов составляют следующие нормативные акт: Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (2001 год); Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (2013 год); Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О размерах пособий малообеспеченным гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования» (2011 год); Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О научно-координационном совете по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (2011 год); Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О денежном поощрении обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проявивших выдающиеся способности в учебной деятельности» (2013 год).Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Концепция) разработана в соответствии с целевыми ориентирами, заданными в программных документах федерального и регионального уровней.В ней определены пути и способы реализации в долгосрочной перспективе (2009 - 2020 годы) приоритетов развития образования автономного округа, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами. Концепция определяет ведущую роль системы образования в качестве основы динамичного экономического роста и социального развития Югры.Концепция развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры служит основой для разработки окружных и муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и соответствующих законодательных инициатив.Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности.Доступность школьного образования по показателю охвата в автономном округе выше, чем в среднем по России, и соответствует среднему показателю по сопоставимой группе регионов. Это свидетельствует о том, что практически все дети Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вовлечены в систему общего образования.В начальной школе будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов России и всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. В системе непрерывного образования широкое распространение получит дистанционная форма обучения.Увеличится возможность выбора образовательных ресурсов, будет обеспечена широкая вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Изменятся используемые педагогом образовательных технологий, Расширится спектр ролей учителя. Он будет выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.В системе общего образования созданы специальные школы для младших школьников, подростков и юношей. Школьное образование ориентировано на формирование у учащихся компетентностей: практических навыков, способностей применять знания и реализовывать собственные проекты Еще в 2005 г. началась разработка программы «Языковое гнездо», направленной на сохранение и развитие хантыйского и мансийского языков в Ханты-Мансийском автономном округе. Данная программа предполагает непрерывность получения основ родной культуры, традиций и национального языка, начиная с семейного воспитания. Основная трудность заключается в том, что на стойбищах Югры трудно найти семьи, которые бы в совершенстве владели родным языком. Принимаются активные меры, чтобы не допустить вымирания древней культуры. Сейчас в 33 школах округа изучаются языки ханты и манси, открыты специализированные группы в детских садах и факультеты на базе Югорского государственного университета. Однако отмечается множество проблем в деле сохранения этнокультурной самобытности коренных народов.Прежде всего, это потребность в улучшении материально-технической базы национальных школ, комплектации учреждений учебно-методической литературой.Необходимо отметить, что именно система образования является единственным эффективным инструментом воспроизводства и реальной поддержки знания языков коренных малочисленных народов крайнего севера. Как уже отмечалось, согласно результатам социологических исследований, знание родных языков сохраняют преимущественно представители старших возрастных групп, в то время как дети и молодежь уже не владеют языком своих предков, в семьях на этнических языках почти не общаются.Итак, одним из способов, с помощью которого находящийся под угрозой язык национального меньшинства может быть передан ребенку в ситуации, когда это невозможно сделать в семье, является «языковое гнездо». Этот способ позволяет активизировать роли семьи и сообщества и выступает в качестве мостика, по которому ребенку передаются язык и культура. Язык при этом является не объектом изучения, а средством общения и познания родной культуры.ЗаключениеЗаконодательство о праве язык начало формироваться еще во времена Российской империи и прошло длинный исторический путь, меняя периодически вектора развития и переживая несколько переломных периодов. Самый крупный переломный момент – это исчезновение Российской империи, второй – распад СССР. Современный этап конституционно-правового регулирования использования языков в России начался в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века и основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, и международных договорах РФ. Однако в юридической литературе наблюдается явная недостаточная изученность вопроса правового регулирования языковых отношений в РФ.В Российской Федерации наделение республик в составе федерации правом устанавливать государственный статус в отношении своих национальных языков, закрепленным в ч. 2 ст. 68 Конституции РФ, представляет собой уникальную модель правового регулирования права на язык: в нашей стране 34 языка имеют статус государственного, подобных аналогов в мире не существует.На сегодняшний день образовательная модель Якутии в области сохранения родного языка стала примером для многих национальных регионов Российской Федерации. Среди якутов распространено двуязычие - 96,1% якутского населения республики владеет родным языком, 90% свободно владеет русским. В Республике Саха (Якутия) обучение и воспитание детей в начальной школе ведется на двух государственных языках, русском и якутском, кроме этого, существует пять официальных языков республики, которые изучаются в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (эвенкийский, эвенский, долганский, юкагирский, чукотский). Основными принципами языкового образования являются, принцип интеграции разных уровней языкового образования, языковой суверенитет личности, доступность разнообразия содержания, видов и методов в соответствии с потребностями ученика.Современное состояние языкового законодательства в России характеризуется несистемностью, разрозненностью и неоднородностью. Необходима проработанная система изменений норм и институтов российского права, позволяющая составить четкое представление о том, что такое государственный язык, каковы его взаимоотношения с иными видами языков. Требуется совершенствование стандартов и методик преподавания русского языка в образовательных организациях субъектов Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей.Еще один способ обучению языку реализован в Ханты-Мансийском автономном округе это «языковые гнезда». С их помощью находящийся под угрозой язык национального меньшинства может быть передан ребенку в ситуации, когда это невозможно сделать в семье, является «языковое гнездо». Этот способ позволяет активизировать роли семьи и сообщества и выступает в качестве мостика, по которому ребенку передаются язык и культура. Язык при этом является не объектом изучения, а средством общения и познания родной культуры.Список литературыКонституция Российской Федерации [Текст]: Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М., 2019. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.«Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993«Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» (Принята в г. Нью-Йорке 13.09.2007 на 107-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // «СПС Консультант плюс»Конвенция N 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Заключена в г. Женеве 27.06.1989) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2193 - 2207.Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.04.2000, N 14, ст. 1493.Декларация ВС РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1808/1-1 «О языках народов России» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1742.Декрет ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» // СПС «Консультант плюс».Декрет СНК РСФСР от 26.12.1919 «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.» // СПС «Консультант плюс».Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, N 50, ст. 1740.Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2965Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, N 18, ст. 2208Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.Закон Республики Калмыкия от 27 октября 1999 г. N 30-11-З «О языках народов Республики Калмыкия» // СПС «КонсультантПлюс: Региональное законодательство».Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2012 г. N 3-П «По делу о проверке соответствия Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) пунктов 2 и 3 Приказа Управления образования окружной администрации города Якутска от 2 марта 2012 года N 01-10/121 «О закреплении территорий за муниципальными общеобразовательными учреждениями городского округа «Город Якутск».Государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005-2007 гг. // http://www.sakha.gov.ru/node/18834 (дата обращения 24.10.2019).Государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005-2007 гг. // http://www.sakha.gov.ru/node/18834 (дата обращения 24.10.2019).Государственная программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.» // http://www.sakha.gov.ru/node/64232 (дата обращения 24.10.2019).Концепция школьного языкового образования РС (Я) / Минист-во образования РС (Я); НИИ нац. школ РС (Я). Рук.: С.П. Васильева, С.М. Брызгалова. – Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2001. 28 с.Андриченко Л.В. Проблемы правового обеспечения сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов: международный и национальный аспекты // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. N 4. С. 17 - 32. Андреева Т. Е., Стручков К. Н. Функционирование эвенкийского литературного языка, Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №7-2(49). С. 20-23.Арефьев А.Л. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. М., 2014. С. 437.Борисова Л.П. Стратегия языкового образования в Республике Саха (Якутия) // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»): мат. IV Межд. науч. конф.»Гуманитарные науки и современность», Рига – Москва, 2012, №3 (19). с. 274Васильева Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 157.Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 55.Василевич Г. М. Эвенки // Историко-этнографические очерки (XVIII – началоXX в.). – Л.: Наука, 1969 г. – 304 с.Винников А. Ю. Декларация о языках народов России 1991 года как реализация права народов на самоопределение // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29 (283), Право. Вып. 33. С. 5–13.Влахов А. В. Рабочая программа дисциплины «Языковая политика в области государственного языка в СССР и в современной России» // https://www.hse.ru/data/2018/10/08/1150105095/program-2223083751-TFYlhThZQf.pdf (24.10.2019)Воронецкий, П. М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений // Журн. рос. права. 2007. № 11. С. 40–48.Воронецкий П.М. Конституционно-правовые проблемы статуса государственных языков республик в составе Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009.Воронецкий П.М. Юридическая природа и статус государственного языка республики в составе России // Политика и право. 2008. N 4. С. 47.Гарипов Р.Ш. Право на использование и охрану родного языка у коренных малочисленных народов России // Российский юридический журнал. 2012. N 4. С. 157 - 167. Доровских Е.М. Правовые аспекты национально-языковой политики в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 11. С. 53 - 69. Заметина Т.В. Региональная национальная политика: проблемы правовой формализации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. N 12. С. 29 - 34.Кряжков В. А., Гарипов Р. Ш. «Конвенция МОТ 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах» // «Государство и право, 2019, № 9, с. 52–64.Кряжков В.А. Государственный язык республики в контексте карельской ситуации: конституционно-правовые вопросы // Государство и право. 2018. N 5. С. 52 - 59.Куклина М.В. Проблемы самоопределения конституционно правового статуса республик в Российской Федерации // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: Сб. ст. Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. 2016. С. 63 - 65.Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? – Соч., XVII, 179 – 181 // 24, 293 – 295.Мурашко О. Ратификация Конвенции N 169 - назревшая необходимость и гарантия будущего коренных малочисленных народов России // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2003. N 13. С. 38. Обычное право народов (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы). М., 1997. Полный свод законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 38Права человека и народов: Учебное пособие / Под ред. О.О. Миронова. М.; Саратов, 2006. Постников А.Е., Андриченко Л.В., Помазанский А.Е. и др. Конституционные основы разграничения полномочий между органами публичной власти: Монография. ИЗиСП. М.: ИНФРА-М, 2015. 237 с.Пустогачева А.Ф. Современное состояние обучения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации // История и педагогика естествознания. 2014. N 2. С. 41 - 46.Реформатский А.А. Введение в языкознание / Науч. ред. В.А. Виноградов. М., 1996. Соколовский С.В. Категория «коренные народы» в российской политике, законодательстве и науке // Kennan Occasional Papers. Washington, 1999.Харючи А.С. Права коренных малочисленных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации // Права коренных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.А.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М., 2019.
2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
3. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993
5. «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» (Принята в г. Нью-Йорке 13.09.2007 на 107-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // «СПС Консультант плюс»
6. Конвенция N 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Заключена в г. Женеве 27.06.1989) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2193 - 2207.
7. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.04.2000, N 14, ст. 1493.
8. Декларация ВС РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1808/1-1 «О языках народов России» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1742.
9. Декрет ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» // СПС «Консультант плюс».
10. Декрет СНК РСФСР от 26.12.1919 «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.» // СПС «Консультант плюс».
11. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, N 50, ст. 1740.
12. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2965
13. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, N 18, ст. 2208
14. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
16. Закон Республики Калмыкия от 27 октября 1999 г. N 30-11-З «О языках народов Республики Калмыкия» // СПС «КонсультантПлюс: Региональное законодательство».
17. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2012 г. N 3-П «По делу о проверке соответствия Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) пунктов 2 и 3 Приказа Управления образования окружной администрации города Якутска от 2 марта 2012 года N 01-10/121 «О закреплении территорий за муниципальными общеобразовательными учреждениями городского округа «Город Якутск».
18. Государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005-2007 гг. // http://www.sakha.gov.ru/node/18834 (дата обращения 24.10.2019).
19. Государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005-2007 гг. // http://www.sakha.gov.ru/node/18834 (дата обращения 24.10.2019).
20. Государственная программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.» // http://www.sakha.gov.ru/node/64232 (дата обращения 24.10.2019).
21. Концепция школьного языкового образования РС (Я) / Минист-во образования РС (Я); НИИ нац. школ РС (Я). Рук.: С.П. Васильева, С.М. Брызгалова. – Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2001. 28 с.
22. Андриченко Л.В. Проблемы правового обеспечения сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов: международный и национальный аспекты // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. N 4. С. 17 - 32.
23. Андреева Т. Е., Стручков К. Н. Функционирование эвенкийского литературного языка, Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №7-2(49). С. 20-23.
24. Арефьев А.Л. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. М., 2014. С. 437.
25. Борисова Л.П. Стратегия языкового образования в Республике Саха (Якутия) // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»): мат. IV Межд. науч. конф.»Гуманитарные науки и современность», Рига – Москва, 2012, №3 (19). с. 274
26. Васильева Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 157.
27. Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 55.
28. Василевич Г. М. Эвенки // Историко-этнографические очерки (XVIII – началоXX в.). – Л.: Наука, 1969 г. – 304 с.
29. Винников А. Ю. Декларация о языках народов России 1991 года как реализация права народов на самоопределение // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29 (283), Право. Вып. 33. С. 5–13.
30. Влахов А. В. Рабочая программа дисциплины «Языковая политика в области государственного языка в СССР и в современной России» // https://www.hse.ru/data/2018/10/08/1150105095/program-2223083751-TFYlhThZQf.pdf (24.10.2019)
31. Воронецкий, П. М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений // Журн. рос. права. 2007. № 11. С. 40–48.
32. Воронецкий П.М. Конституционно-правовые проблемы статуса государственных языков республик в составе Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009.
33. Воронецкий П.М. Юридическая природа и статус государственного языка республики в составе России // Политика и право. 2008. N 4. С. 47.
34. Гарипов Р.Ш. Право на использование и охрану родного языка у коренных малочисленных народов России // Российский юридический журнал. 2012. N 4. С. 157 - 167.
35. Доровских Е.М. Правовые аспекты национально-языковой политики в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 11. С. 53 - 69.
36. Заметина Т.В. Региональная национальная политика: проблемы правовой формализации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. N 12. С. 29 - 34.
37. Кряжков В. А., Гарипов Р. Ш. «Конвенция МОТ 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах» // «Государство и право, 2019, № 9, с. 52–64.
38. Кряжков В.А. Государственный язык республики в контексте карельской ситуации: конституционно-правовые вопросы // Государство и право. 2018. N 5. С. 52 - 59.
39. Куклина М.В. Проблемы самоопределения конституционно правового статуса республик в Российской Федерации // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: Сб. ст. Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. 2016. С. 63 - 65.
40. Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? – Соч., XVII, 179 – 181 // 24, 293 – 295.
41. Мурашко О. Ратификация Конвенции N 169 - назревшая необходимость и гарантия будущего коренных малочисленных народов России // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2003. N 13. С. 38.
42. Обычное право народов (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы). М., 1997.
43. Полный свод законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 38
44. Права человека и народов: Учебное пособие / Под ред. О.О. Миронова. М.; Саратов, 2006.
45. Постников А.Е., Андриченко Л.В., Помазанский А.Е. и др. Конституционные основы разграничения полномочий между органами публичной власти: Монография. ИЗиСП. М.: ИНФРА-М, 2015. 237 с.
46. Пустогачева А.Ф. Современное состояние обучения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации // История и педагогика естествознания. 2014. N 2. С. 41 - 46.
47. Реформатский А.А. Введение в языкознание / Науч. ред. В.А. Виноградов. М., 1996.
48. Соколовский С.В. Категория «коренные народы» в российской политике, законодательстве и науке // Kennan Occasional Papers. Washington, 1999.
49. Харючи А.С. Права коренных малочисленных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации // Права коренных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.А.

Вопрос-ответ:

Какое историческое значение имеет закрепление права на родной язык?

Закрепление права на родной язык имеет историческое значение, так как язык является неотъемлемой частью культуры и идентичности народа. Восстановление и сохранение родного языка способствует сохранению исторического наследия и укреплению позиции коренных малочисленных народов в современном обществе.

Какие особенности реализации права на родной язык можно выделить в некоторых субъектах РФ?

В некоторых субъектах РФ особенности реализации права на родной язык связаны с различиями в официальном статусе языков. Например, в Якутии существует официальное признание саха (якутского) языка, в Корякском автономном округе -- корякского языка. Также выделяются особенности в организации образовательного процесса, включая создание специализированных школ и классов с преподаванием на родном языке.

Какие проблемы связаны с сохранением языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?

С сохранением языков коренных малочисленных народов связаны различные проблемы. Одной из них является утрата исторической языковой памяти и уменьшение численности носителей родного языка. Также проблемой является недостаток квалифицированных преподавателей, отсутствие учебных материалов и недостаточное финансирование для организации образовательных программ на родном языке.

Каково историческое значение родного языка для коренных малочисленных народов?

Родной язык имеет огромное историческое значение для коренных малочисленных народов. Он является не только средством коммуникации, но и носителем культурного наследия, традиций и идентичности народа. Родной язык способствует сохранению и передаче уникальных знаний, мировоззрения и образа жизни поколений.

Что означает право на родной язык?

Право на родной язык означает, что каждый человек имеет право обращаться к своему родному языку, использовать его в общении, образовании и культурной сфере.

Какое историческое значение закреплено за правом на родной язык?

Исторически, право на родной язык было одним из ключевых элементов борьбы за самоопределение и сохранение культуры коренных малочисленных народов. Оно является инструментом сохранения и развития их лингвистического и культурного наследия.

Какие особенности реализации права на родной язык можно наблюдать в некоторых субъектах РФ?

В некоторых субъектах РФ существуют специальные нормативные акты, которые регулируют вопросы использования и изучения родного языка коренными малочисленными народами. Также в некоторых регионах созданы специальные школы или классы, где коренные малочисленные народы имеют возможность изучать свой родной язык.

Какие проблемы возникают при сохранении языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?

Возникают такие проблемы, как недостаток учебных программ и учебников на родном языке, отсутствие квалифицированных учителей и недостаточное финансирование образовательных программ. В результате, многие языки коренных малочисленных народов находятся под угрозой исчезновения.

Какие законы закрепляют право на родной язык для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?

Для закрепления права на родной язык для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока были приняты ряд законодательных актов, включая Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" и Закон РФ "Об образовании". Эти законы обеспечивают правовую основу для изучения и сохранения родных языков в системе современного образования.

Каково историческое закрепление права на родной язык?

Исторически право на родной язык было закреплено в различных актах, в том числе международных: декларацией прав человека, конвенциями МОТ, рядом федеральных законов и документов конституционного уровня. В этих актах содержатся положения о праве каждого человека на свободное использование своего родного языка, его изучение и развитие.

Какие особенности реализации права на родной язык можно наблюдать в некоторых субъектах РФ?

В некоторых регионах РФ, где проживают коренные малочисленные народы, право на родной язык реализуется на разных уровнях. В некоторых субъектах можно выделить политику двуязычного образования, где родной язык народа используется в качестве одного из основных языков обучения. В других субъектах можно наблюдать создание и развитие языковых школ или центров, где активно изучаются и сохраняются родные языки.

Какие проблемы с сохранением родных языков существуют у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?

У коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока существуют ряд проблем с сохранением родных языков. Одной из них является сокращение численности носителей языка из-за перехода на русский язык и культуру. Также существуют проблемы со сбережением и передачей языковых знаний, так как многие языки не систематизированы и не освоены в учебных программах. Недостаточное финансирование программ по сохранению и развитию родных языков также создает трудности в реализации права на родной язык.