Использование наглядных средств обучения как основного мотивационного приема в формировании грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 64 64 страницы
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 25.11.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку в начальной школе с использованием наглядных средств обучения 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 6
1.2. Особенности обучения иноязычной грамматике 10
1.3. Сущность грамматического навыка и подходы к его формированию 15
1.4. Понятие наглядных средств обучения и специфика их использования при обучении иностранному языку 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку с использованием наглядных средств обучения 35
2.1. Исследование исходного уровня сформированности грамматических навыков младших школьников (констатирующий этап) 35
2.2. Разработка и апробация программы по формированию грамматических навыков младших школьников с использованием наглядных средств обучения (формирующий этап) 44
2.3. Проверка эффективности разработанной программы (контрольный этап) 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 63

Фрагмент для ознакомления

По результатам выяснилось, что достаточному уровню соответствует 2 человека (17%). 6 человек (50%) соответствует уровню близкому к достаточному. Эти обучающиеся допустили 2-3 ошибки. 4(33%) ученика имеют уровень недостаточный. Два ученика не справились с заданием совсем. Один ученик допустил 6 ошибок. Один ученик допустил 4 ошибки. Таким образом, после проверки сформированности грамматического навыка можно сделать вывод о том, что в данном классе 2 ученика имеют достаточный уровень (16%). 6 учеников имеют уровень близкий к достаточному (50%). 4 ученика недостаточный уровень (33%) (Рис. 2). Рисунок 2. Результаты проверки сформированности грамматического навыка Таким образом, после проведения всех методов исследования можно сделать вывод о том, что необходимо разработать программу по формированию грамматических навыков младших школьников с использованием наглядных средств обучения.2.2. Разработка и апробация программы по формированию грамматических навыков младших школьников с использованием наглядных средств обучения (формирующий этап)В ходе формирующего эксперимента мы использовали наглядные средства обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).С целью апробации описанной нами в предыдущем параграфе модели обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с использованием Интернет-ресурсов мы разработали электронный комплекс грамматических упражнений по ИЯ, направленный на формирование, совершенствование и контроль грамматических навыков. Разработанный нами электронный комплекс упражнений может быть использован как на уроках английского языка для формирования грамматических навыков, так и для самостоятельного домашнего изучения с помощью персонального компьютера. Данный комплекс грамматических упражнений разработан с помощью использования ресурсов личного кабинета на Google Диск и включает в себя три этапа изучения грамматики: презентация, практика, применение. Важно отметить, что все материалы строго аутентичные. Так, для примера письменного варианта предлагается литературное или фольклорное произведение. Что соответствует запросам нового образовательного стандарта. Для ознакомительного этапа работы с грамматическими конструкциями для учащихся предоставлены обучающие видео с объяснениями значений и форм данных времен в изолированном виде и в сравнении, от носителей языка для продвинутого уровня и на родном языке для базового. Также учащимся предлагается интерактивная презентация, выполненная в PowerPoint, где в письменной форме предоставляется более подробная информация о грамматическом явлении: изменении форм, случаях употребления, значениях. В качестве шпаргалки выложена основная информация по изучаемому материалу в виде схемы, которую удобно распечатать и использовать в качестве подсказки при выполнении ряда упражнений из тренировочного блока. Для тренировочного и закрепляющего этапа представлен многоуровневый блок упражнений, направленных на отработку письменного и устного употребления грамматического явления в речи. Заметим, что все упражнения проранжированы по степени сложности (от простого к сложному). Все упражнения достаточно разнообразны. Здесь выложены упражнения на соотнесение грамматического явления с картинкой, на вычленение грамматических явлений из записи (аудио и видео), на заполнение пропусков в тексте, на механическую отработку грамматического явления и т.д. Также предоставлено большое количество игровых упражнений: аркады, блиц-игры, викторины, кроссворды, тематические интерактивные настольные игры. Контрольный этап состоит из тестовых заданий, также разделенных по степени сложности и по характеру применения грамматики. Тестовый вид заданий помогает проверить знание грамматики быстро и эффективно, а наличие заданий с открытым ответом или с несколькими правильными ответа исключает элемент угадывания при их решении. Хотелось бы подчеркнуть, что на Google Диске можно видеть время и цель посещения вашего диска для мониторинга деятельности своих учащихся. Также еще одной полезной функцией обладает предоставление контрольных тестов в виде таблицы или диаграммы, что помогает педагогу получить общую картину усвоения данной темы. Разработанный нами комплекс грамматических упражнений по английскому языку для учащихся 4 классов состоит из 5 образовательных блоков: Глагол-связка tobe , Глагол havegot / hasgot , ThePresentSimple, ThePresentContinuous, ThePresentSimple и ThePresentContinuous. Каждый образовательный блок состоит из трех этапов работы с грамматическим явлением: Presentation, Practice, Production.На ознакомительном этапе работы с грамматическими конструкциями для учащихся предоставлены: - обучающие видео с объяснениями значений и форм данных времен от носителей языка для продвинутого уровня и на родном языке для базового; - интерактивная презентация, выполненная в PowerPoint, где в письменной форме излагается подробная информация о грамматическом явлении: изменении форм, случаях употребления, значениях; - таблица/схема с основной информацией по изучаемому материалу. На тренировочном и закрепляющем этапе представлен многоуровневый блок упражнений, направленных на отработку письменного и устного употребления грамматического явления в речи. Упражнения проранжированы по степени сложности: простой (Easy), средний (Think) и сложный (Smart) уровни. На контрольном этапе учащиеся проходят тестовые задания, разделенные по степени сложности и по характеру применения грамматики. Рассмотрим содержательный компонент комплекса грамматических упражнений: 1. Глагол-связка tobe. Здесь учащиеся изучают такие грамматические явления как: порядок слов, личные местоимения: he, she, it, I, you, we, they,отрицательная частица not, полная и краткая, утвердительная и отрицательная форма глагола tobe, существительные в единственном и множественном числе. Грамматический материал отрабатывается в рамках тем: «Семья», «Профессии», «Цвета» и «Животные». Примеры упражнений: а) выбрать необходимую форму глагола tobe (am/is/are) в зависимости от подлежащего: I … not a teacher. a) am; b) is; c) are; б) расставить слова в правильном порядке: blueballisThe. («SentenceMonkey» на информационнообучающемсайте Eslgamesplus.com). Задания простого уровня включают в себя викторины с выбором правильного ответа. К заданиям среднего уровня сложности относится игра «Кто хочет стать миллионером» на сайте LearningApps.com. Для уровня повышенной сложности предлагаются задания на заполнение пропусков с вводом текста с клавиатуры. 2. Глагол havegot/hasgot в значении иметь/обладать. Учащиеся учатся использовать нужную структуру в зависимости от подлежащего, полную и краткую, утвердительную или отрицательную форму глаголов. Грамматический материал отрабатывается в рамках тем: «Семья», «Животные», «Цифры», «Игрушки». Примеры заданий: а) игра «Скачки», где участникам нужно набрать определенное количество правильных ответов, чтобы прийти к финишу первым, возможно участие в парах/группах; б) «Пазл угадай-ка», где учащиеся в зависимости от подлежащего классифицируют предложения на «HAVE» или «HAS». Оба упражнения представлены на сайте LearningApps.com. 3. Время thePresentSimple. Учащиеся знакомятся с понятием глагольная форма, словами спутниками: usually, everyday, often, always, вспомогательными глаголами do и does, используемыми в отрицательных предложениях с частицей not, а также с особенностями написания и произношения окончания -s для существительных и местоимений в третьем лице единственном числе. Грамматический материал отрабатывается в рамках тем: «Семья», «Животные», «Игрушки», «Спорт и игры». 4. Время thePresentContinuous. Учащиеся изучают особенности употребления времени в сравнении со временем thePresentSimple, характерные слова-спутники:now, rightnow, atthemoment, особенностями написания суффикса -ing (playing, carrying, dancing, hopping, singing). Грамматический материал отрабатывается в рамках тем: «Семья», «Животные», «Игрушки», «Спорт и игры», «Увлечения». Разработку комплекса грамматический упражнений с применением наглядных средств обучения, в частности ИКТ, необходимо начинать с планирования, определения целей и задач. Основную роль при планировании обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы посредством ИКТ играют требования, заявленные в ПООП НОО, позволяющие оценить соответствие комплекса поставленным образовательным целям. Детальное поэтапное планирование комплекса упражнений позволяет обеспечить учащихся профицитом материалов, а также удовлетворить индивидуальные особенности обучающихся. Таким образом, мы разработали комплекс грамматических упражнений, основанных на использовании наглядных средств обучения, отдав предпочтение ИКТ. Следующим этапом нашего экспериментального исследования стало практическое применение разработанного нами комплекса. Мы считаем, что привлечение средств ИКТ в процесс обучения грамматике ИЯ предоставляет учащимся начальной школы возможность самореализации и укрепляют межпредметные связи, что, в свою очередь, влияет на повышение мотивации к изучению грамматики ИЯ. Помимо этого, отметим, что данная модель обучения позволяет создать условия для повышения ответственности учащихся за счет преобразования развлекательных целей в познавательные и образовательные посредством осуществления контроля над своей деятельностью в сети Интернет. При организации внеклассной деятельности посредством ИКТ у учащихся закладываются прочные основы системного иноязычного мышления. 2.3. Проверка эффективности разработанной программы (контрольный этап)На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент. Его целью являлось проследить динамику изменения уровня сформированности иноязычного грамматического навыка у обучающихся 4 «Б» класса.С целью выявить отношение учителя к проделанной работе, была проведена методика «Беседа с учителем». По результатам беседы выяснилось, что учитель считает разработанную программу эффективной. Использование наглядных средств в процессе обучения позволяет формировать навыки, входящие в языковую компетенцию. Учитель считает, что проделанная работа имела продуктивный характер. Педагог также отметил повышение мотивации учеников и возрастание их интереса к предмету. По его словам, те дети, которые ранее на уроках были вялыми и безучастными, во время формирующего эксперимента заметно оживились, говорили, что уроки стали интересными и спрашивали, будет ли так же в следующий раз. Учитель планирует и в дальнейшем применять средства наглядности на своих уроках, но в основном предпочтение будет отдавать традиционным методам и приемам. Также на контрольном этапе мы использовали аналогичное констатирующему этапу тестовое задание. Неправильно выбранный вариант ответа считался за ошибку. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов, которые можно было получить за тестирование – 15 баллов. При достаточном уровне учащийся должен выполнить задание без ошибок, либо допускалась 1 ошибка, при уровне близком к достаточному учащийся может допустить до 3 ошибок, при недостаточном уровне более 4 ошибок. Задание представлено ниже:1. She ____ going to go camping. a) is b) are c)am2. He ______ going to go to Spain.a) is b) are C) am 3. It ______sunny in London tomorrow. a) will be b) would is 4. _____ is he? a) who b) when 5. _____ are you going to stay? a) who b)where6. He ______a video. a) will watch b) watch 7. Ann _____ visit his cousin. a) won’t b) will 8. ______ did they buy? a) who b)what9. I am_____ to go to a party. a) go b) going 10. I _____ go shopping . It’s too late. a) will b) won’t 11. Will you help me, please? Yes, I ____. a) won’t b) will 12. She will be late for work. No, she _____. a) will b)won’t13. What____ you going to do? a) is b)are14. Will he _____ to school tomorrow? a) go b) went 15. ______ are you going to go on holiday? a) whob) whereПри проведении заданий у учеников проверялись грамматические навыки. Уровни и критерии оценки несколько отличались от констатирующего эксперимента, в связи с тем, что грамматический навык формировался на новом грамматическом материале. «Достаточный» - ученики должны: распознавать и употреблять в речи основные типы предложений (повествовательное, вопросительное, отрицательное); распознавать в тексте и употреблять в речи: существительные в единственном и множественном числе; распознавать в тексте и употреблять в речи формы будущего времени (FutureSimple, begoingto), соблюдают правильный порядок слов при составлении специальных вопросов. «Близкий к достаточному уровень» - ученики затрудняются: при распознавании и употреблении в речи основных типов предложений (повествовательное, вопросительное, отрицательное); при употреблении в речи: существительных в единственном и множественном числе; имеют некоторые сложности при распознавании в тексте и употреблении в речи формы будущего времени (FutureSimple, begoingto), не всегда соблюдают правильный порядок слов при составлении специальных вопросов. «Недостаточный уровень»: ученики не умеют распознавать и употреблять в речи основные типы предложений (повествовательное, вопросительное, отрицательное); употреблять в речи: существительные в единственном и множественном числе; не определяют в тексте и не употребляют в речи формы будущего времени (FutureSimple, begoingto), не соблюдают правильный порядок слов при составлении специальных вопросов. Ученикам раздали бланки с заданиями. На выполнение этих заданий учащимся отводилось 40 минут (1 урок). Перед выполнением теста ученики получили инструкцию по выполнению. Было обращено внимание на трудности, с которыми можно встретиться во время выполнения. Во время работы каждый ученик работал самостоятельно, им не разрешалось задавать вопросы учителю. Все работы собирались по завершении урока. Если ученик заканчивал работу раньше времени, ему давалось время для проверки. При достаточном уровне учащийся должен выполнить задание без ошибок, либо допускалась 1 ошибка, при уровне близком к достаточному учащийся может допустить до 3 ошибок, при недостаточном уровне более 4 ошибок. Таким образом, после проверки сформированности грамматического навыка, можно сделать вывод о том, что в данном классе 5 (41%) учеников находятся на достаточном уровне это на (25%) больше чем при проведении констатирующего эксперимента. Число обучающихся соответствующих уровню близкому к достаточному составляет 5 (41%)учеников. Число обучающихся соответствующих уровню недостаточному, сократилось на два человека и стало 2 (17%) ученика (Рис. 3). Рисунок 3. Результаты проверки сформированности грамматического навыка после контрольных диагностических заданий После проведения всех методов, целью которых было проследить динамику изменения уровня сформированности языковой компетенции, было выяснено, что количество учащихся, соответствующих достаточному уровню увеличилось на 3 человека (на 25%), количество учащихся, соответствующих близкому к достаточному уровню сократилось на 1 человека (на 8%). В то же время число учащихся, соответствующих недостаточному уровню сократилось на 2 человека (17%) (Рис. 4). Рисунок 4. Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод, что применение разработанной программы по формированию грамматических навыков учащихся с использованием средств наглядности способствовало повышению уровня сформированности грамматических навыков младших школьников.Выводы по главе 2После проведения констатирующего эксперимента, который был направлен на выявление уровня сформированности грамматического навыка у учащихся 4 класса, при проведении тестирования выяснили, что, на достаточном уровне находится 2ученика (16%), на близком к достаточному уровне находятся 6 учеников (50%), на недостаточном 4 человека (33%). На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа, основанная на использовании наглядных средств обучения для формирования грамматических навыков учащихся. В ходе формирующего эксперимента мы использовали видеоролики, фильмы, интерактивную доску.По результатам контрольного эксперимента было выяснено, что на достаточном уровне количество учеников увеличилось на 3 человека (на 25%), количество обучающихся, соответствующих близкому к достаточному уровню сократилось на одного человека (на 8%). В то же время число учащихся, соответствующих недостаточному уровню сократилось на 2 человека (17%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная программа способствовала повышению эффективности формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся начальной ступени обучения. ЗаключениеТаким образом, цель настоящей работы заключалась в том, чтобы определить эффективность наглядных средств обучения в процессе формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка на начальной ступени обучения.В ходе анализа теоретических источников по проблеме исследования, мы выяснили, что изучение грамматики имеет практическое и образовательно-воспитательное значение и играет первостепенную роль в процессе обучения иностранному языку. Изучение иностранного языка и овладение им на коммуникативном уровне невозможно без знания грамматики и особенностей строения предложения.Выделяют четыре основных этапа работы над грамматическим материалом:- этап презентации грамматических явлений, восприятия структуры и создания основы для дальнейшего формирования навыков; - формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устном вещании;- включение навыков в разные виды вещания, зарождается механизм самостоятельного вызова структуры; - развитие речевых умений. Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности, и потому они отличаются в зависимости от вида речевой коммуникации. Изучая грамматику, мы систематизируем наши знания. Вместе с тем грамматические правила необходимо осознавать, такой принцип образует привычку и использование правил постепенно становится автоматическим. Следовательно, оптимальный результат в учебном процессе будет достигнут только, сочетая механическое запоминание правил-формул и осознанное использование соответствующих грамматических форм в определенных ситуациях. Решение данной проблемы требует новых подходов к организации процесса учебы, совершенствования его форм и методов. Вот почему при изучении грамматике, коммуникативный подход учебы способен обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом. В последние годы наблюдается усиление практической направленности в обучении грамматике. Это находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, в частой тренировке с помощью целеустремленных упражнений, в применении технических средств обучения.Младший школьный возраст характеризуется сменой ведущей деятельности с игровой на учебную и появлением нового статуса ученика. Однако, в этом возрасте игра все еще продолжает иметь важное значение в жизни ребенка. Его внимание еще преимущественно непроизвольное, т.е. спровоцированное интересом. Для удержания произвольного внимания большинству младших школьников, особенно первоклассников, требуются значительные усилия. С этой точки зрения использование средств наглядности является возможным решением проблемы, как вызвать и сохранить интерес ребенка к изучению иностранного языка, в частности – способствовать формированию грамматического навыка.Опытно-экспериментальная работа была направлена непосредственно на определение эффективности использования наглядных средств обучения в формировании грамматических навыков младших школьников.После проведения констатирующего эксперимента, который был направлен на выявление уровня сформированности грамматического навыка у учащихся 4 класса, при проведении тестирования выяснили, что, на достаточном уровне находится 2 ученика (16%), на близком к достаточному уровне находятся 6 учеников (50%), на недостаточном 4 человека (33%). На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа, основанная на использовании наглядных средств обучения для формирования грамматических навыков учащихся. В ходе формирующего эксперимента мы использовали видеоролики, фильмы, интерактивную доску.По результатам контрольного эксперимента было выяснено, что на достаточном уровне количество учеников увеличилось на 3 человека (на 25%), количество обучающихся, соответствующих близкому к достаточному уровню сократилось на одного человека (на 8%). В то же время число учащихся, соответствующих недостаточному уровню сократилось на 2 человека (17%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная программа способствовала повышению эффективности формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся начальной ступени обучения. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в ходе теоретического и эмпирического исследования.Список литературыБелякова, С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. – 2013. − № 6. – С.25-28. Бачаров, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения [Текст] / Л.Н. Бачаров // Иностранные языки в школе. − 2000. − № 3. − С. 66 - 68. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5 - С. 31-33.Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н.Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 6-9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.язвысш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. − М.: Академия, 2006. − 336 с. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2009.Гарза Г.Д. Лекич М.Д. Лучше раз увидеть? Видео в обучении иностранным языкам // Русский язык за рубежом. - 2009. - № 3. - С. 44-53. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5 - С. 32. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. − М.: Высшая школа, 1982. − 373 с. Григорьева, М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка [Текст] / М.Б. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2011. − № 10. – С.47-50. Громова О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения. - М., 2008.Грузинская, И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе [Текст] / И.А. Грузинская, − изд. 5-е – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. – 223с. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. − 2007. − № 4. − С. 26 - 27. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие [Текст] / И.И. Зимняя. − М.: Просвещение, 1991. − 221с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. − М.: Логос, 2003. − 384 с. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке [Текст] / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. − 2008. − №4. − С. 52-57. Копытко В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи [Текст] / В.Н. Копытко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. − 2017. − №11. − С. 208-212. Лабушева Т.М. Геймификация как средство повышения мотивации студентов [Текст] / Т.М. Лабушева, Т.Н. Ямских, Н.Н. Слепченко// Грамота. − 2017. − № 8. – С.188-190. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2011. – 360 с. Леонтьев, А.А. Принцип коммуникативности сегодня [Текст] / А.А. Леонтьев// Иностранные языки в школе. – 2009. – №2. – С.30-32. Мильруд Р.П. Методика преподавания иностранным языкам. EnglishTeachingMethodology [Текст] / Р.П. Мильруд. – М., 2005. – 400 с. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник Толковый словарь терминов методики обучения языкам [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев − М.: Стелла, 1996. − 144с. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях [Текст] / А.А. Миролюбов. – М.: Академия, 2003. – 373с. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие [Текст] / Е.А. Маслынко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. − 5-е изд., стереотип. − Мн.: Высшая школа, 2004. −522с. Орлова О.В. Геймификация как способ организации обучения [Текст] / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник ТГПУ. − 2015. − № 9. − С. 60-63. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. − М.: Феникс, 2010. – 640с. Петричук, И.И. Еще раз об игре [Текст] / И.И. Петричук // Иностранные языки в школе. − 2008. − №2. − С.37-42. Пассов Е.И. Формирование лексических навыков : учеб. пособие [Текст] / под. ред. Е.И. Пассова, Е.С.Кузнецовой. − Воронеж.: Альтернатива, 2002. − 142 с. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. − М.: Просвещение, 1991. − 287с. Рожкова Ф.М. Kинофильмы на уроках английского языка. - М., 2008. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий // Одинцовские чтения [Текст] / Г.К. Селевко. − М.: 2005. – 556с. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. − 4-е изд. − М.: Просвещение, 2006. −239 с. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка [Текст] / Дж. Стайнберг. − М.: Астрель, 2003. −124 с. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (Из опыта работы) [Текст] / М.Ф. Стронин. − М.: Просвещение, 1984. − 112 с. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков : теория и практика : учеб. – метод. пособие [Текст] / С.Н. Татарницева. − Тольятти: ТГУ, 2008. − 246 с. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. − М. 2004. − 221 с. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М., 2006. – 256 с. Эльконин, Д. Б. Психология игры. − 2-е изд. [Текст] /Д.Б. Эльконин. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. − 360с. Яценко Т. В. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. – 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.86mmcnyagan.edusite.ru/ (датаобращения: 20.10.2019). Carlson, S. and C. T. Gadio Teacher Professional Development in the Use of Technology // in Haddad, W. and A. Drexler (eds) // Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects. – Washington DC: Academy for Educational Development and Paris: UNESCO. – 2002. – 8 p. Craig G. Human Development / G. Craig, D. Baucum. 8 ed. Upper Saddle River. – NJ: Prentice Hall, 1999. – 696 p. Evans, V. English. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: ExpressPublishing, 2011 − 144p. Evans, V. English. Teacher’s book. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: ExpressPublishing, 2011 − 144p. Evans, V. English. Workbook Spotlight / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: ExpressPublishing, 2011 − 144p. Harmer, J. The practice of English language teaching: 3rd edition [Текст] / J. Harmer: Longman, 2001. − 384 p. Kail R. Children and their development / R. Kail. 3rd ed. Upper Saddle River. – NJ: Prentice Hall, 2004. – 537 p. Porter L. Developing an online curriculum: Technologies and Techniques/ L. Porter. // Embry-Riddle Aeronautical University, USA, Information Science Publishing, 2004. – 341 p. Rogova, G.V/ Methods of Teaching [Текст] /G.V. Rogova. − М.: Prosveshchenie,1983. − 365p. Teaching On-Line Communication Skills: an Activity Using Aspects II English Journal. – 1998. Vol. 87. – N 1. – P. 63–66. Thornbury, S. How to teach Grammar [Текст] / S. Thornbury: Longman, 2002. − 182 p.Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance / R. Tinker // NASSP Bulletin. – 2001. –N. 85 (628). – P. 36–46. Web-teaching: a guide for designing interactive teaching for the World Wide Web / D. Brooks, D. Nolan, S. Gallagher. 2nd ed. – New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2001. – 331 pПриложениеПротокол беседы с учителем английского языка Вопрос №1: Как Вы считаете, важно ли формирование иноязычных грамматических навыков у школьников? Ответ: Да, это основная задача. Вопрос №2: Какие методы и приемы Вы используете на уроке для формирования грамматических навыков? Ответ: Разнообразные методы и приемы. Работа с иллюстрациями, работа в группах, песенки, сравнения, игры, рифмовки, поиск правильного ответа. Вопрос №3: Как Вы считаете, способствуют ли современные учебники формированию грамматических навыков у школьников? Ответ: Способствуют, так как современные учебники предлагают разнообразные виды работы для отработки изученного материала. Вопрос №4: Как Вы считаете, является ли важным для ученика правильно сформированные грамматические навыки? Ответ: Да, конечно. Вопрос №5: Какие задания вы считаете наиболее эффективными для формирования грамматических навыков? Ответ: Имитативные, подстановочные, творческие (креативные) Вопрос №6: Скакими трудностями Вы сталкиваетесь на уроках английского языка, формируя грамматические навыки? Как их можно устранить? Ответ: Учебники. Заменить учебники. Вопрос №7: Как Вы оцениваете уровень сформированности грамматического навыка у школьников? Ответ: Низкий уровень. Вопрос №8: Пользуетесь ли Вы дополнительными источниками для формирования данного навыка? Ответ: Да, пользуюсь материалами из евро-учебников. Вопрос №9: Используете ли вы наглядные средства на своих уроках? Ответ: Да, в основном в начальных классах. Вопрос №10: Считаете ли вы использование наглядных средств эффективными для формирования грамматических навыков? Ответ: Да


1. Белякова, С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. – 2013. − № 6. – С.25-28.
2. Бачаров, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения [Текст] / Л.Н. Бачаров // Иностранные языки в школе. − 2000. − № 3. − С. 66 - 68.
3. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5 - С. 31-33.
4. Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н. Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 6-9.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. − М.: Академия, 2006. − 336 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2009.
7. Гарза Г.Д. Лекич М.Д. Лучше раз увидеть? Видео в обучении иностранным языкам // Русский язык за рубежом. - 2009. - № 3. - С. 44-53.
8. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5 - С. 32.
9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. − М.: Высшая школа, 1982. − 373 с.
10. Григорьева, М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка [Текст] / М.Б. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2011. − № 10. – С.47-50.
11. Громова О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения. - М., 2008.
12. Грузинская, И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе [Текст] / И.А. Грузинская, − изд. 5-е – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. – 223с.
13. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. − 2007. − № 4. − С. 26 - 27.
14. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие [Текст] / И.И. Зимняя. − М.: Просвещение, 1991. − 221с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. − М.: Логос, 2003. − 384 с.
16. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке [Текст] / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. − 2008. − №4. − С. 52-57.
17. Копытко В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи [Текст] / В.Н. Копытко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. − 2017. − №11. − С. 208-212.
18. Лабушева Т.М. Геймификация как средство повышения мотивации студентов [Текст] / Т.М. Лабушева, Т.Н. Ямских, Н.Н. Слепченко// Грамота. − 2017. − № 8. – С.188-190.
19. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2011. – 360 с.
20. Леонтьев, А.А. Принцип коммуникативности сегодня [Текст] / А.А. Леонтьев// Иностранные языки в школе. – 2009. – №2. – С.30-32.
21. Мильруд Р.П. Методика преподавания иностранным языкам. English Teaching Methodology [Текст] / Р.П. Мильруд. – М., 2005. – 400 с.
22. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник Толковый словарь терминов методики обучения языкам [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев − М.: Стелла, 1996. − 144с.
23. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях [Текст] / А.А. Миролюбов. – М.: Академия, 2003. – 373с.
24. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие [Текст] / Е.А. Маслынко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. − 5-е изд., стереотип. − Мн.: Высшая школа, 2004. −522 с.
25. Орлова О.В. Геймификация как способ организации обучения [Текст] / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник ТГПУ. − 2015. − № 9. − С. 60-63.
26. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. − М.: Феникс, 2010. – 640 с.
27. Петричук, И.И. Еще раз об игре [Текст] / И.И. Петричук // Иностранные языки в школе. − 2008. − №2. − С.37-42.
28. Пассов Е.И. Формирование лексических навыков : учеб. пособие [Текст] / под. ред. Е.И. Пассова, Е.С.Кузнецовой. − Воронеж.: Альтернатива, 2002. − 142 с.
29. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. − М.: Просвещение, 1991. − 287с.
30. Рожкова Ф.М. Kинофильмы на уроках английского языка. - М., 2008.
31. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий // Одинцовские чтения [Текст] / Г.К. Селевко. − М.: 2005. – 556 с.
32. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. − 4-е изд. − М.: Просвещение, 2006. −239 с.
33. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка [Текст] / Дж. Стайнберг. − М.: Астрель, 2003. −124 с.
34. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (Из опыта работы) [Текст] / М.Ф. Стронин. − М.: Просвещение, 1984. − 112 с.
35. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков : теория и практика : учеб. – метод. пособие [Текст] / С.Н. Татарницева. − Тольятти: ТГУ, 2008. − 246 с.
36. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. − М. 2004. − 221 с.
37. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М., 2006. – 256 с.
38. Эльконин, Д. Б. Психология игры. − 2-е изд. [Текст] /Д.Б. Эльконин. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. − 360с.
39. Яценко Т. В. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. – 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.86mmcnyagan.edusite.ru/ (дата обращения: 20.10.2019).
40. Carlson, S. and C. T. Gadio Teacher Professional Development in the Use of Technology // in Haddad, W. and A. Drexler (eds) // Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects. – Washington DC: Academy for Educational Development and Paris: UNESCO. – 2002. – 8 p.
41. Craig G. Human Development / G. Craig, D. Baucum. 8 ed. Upper Saddle River. – NJ: Prentice Hall, 1999. – 696 p.
42. Evans, V. English. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: Express Publishing, 2011 − 144p.
43. Evans, V. English. Teacher’s book. Spotlight [Текст] / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: Express Publishing, 2011 − 144p.
44. Evans, V. English. Workbook Spotlight / V. Evans, J. Dooley, O. Podolyako, J. Vaulina. − М.: Express Publishing, 2011 − 144p.
45. Harmer, J. The practice of English language teaching: 3rd edition [Текст] / J. Harmer: Longman, 2001. − 384 p.
46. Kail R. Children and their development / R. Kail. 3rd ed. Upper Saddle River. – NJ: Prentice Hall, 2004. – 537 p.
47. Porter L. Developing an online curriculum: Technologies and Techniques/ L. Porter. // Embry-Riddle Aeronautical University, USA, Information Science Publishing, 2004. – 341 p.
48. Rogova, G.V/ Methods of Teaching [Текст] /G.V. Rogova. − М.: Prosveshchenie,1983. − 365p.
49. Teaching On-Line Communication Skills: an Activity Using Aspects II English Journal. – 1998. Vol. 87. – N 1. – P. 63–66.
50. Thornbury, S. How to teach Grammar [Текст] / S. Thornbury: Longman, 2002. − 182 p.
51. Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance / R. Tinker // NASSP Bulletin. – 2001. –N. 85 (628). – P. 36–46.
52. Web-teaching: a guide for designing interactive teaching for the World Wide Web / D. Brooks, D. Nolan, S. Gallagher. 2nd ed. – New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2001. – 331 p

Вопрос-ответ:

Какие методы мотивации используются в обучении грамматическим навыкам на начальном этапе изучения иностранного языка?

На начальном этапе обучения иностранному языку используются различные методы мотивации, включая использование наглядных средств обучения. Это позволяет создать интерес к изучению грамматики и способствует активному усвоению материала. Наглядные средства, такие как иллюстрации, картинки, мультимедийные материалы, игры и т.д., помогают визуализировать грамматические правила и закрепить их в памяти учащихся.

Какие педагогические характеристики имеют младшие школьники?

Младшие школьники, включая начальную школу, характеризуются особенностями психолого-педагогического развития. Они находятся на стадии начальных формирований мышления, проявляют интерес к новым знаниям и легко воспринимают информацию, через наглядные средства обучения. Они обладают высокой познавательной активностью, имеют небольшой запас словарного состава, поэтому использование наглядных средств обучения помогает им освоить и запомнить грамматические навыки.

В чем заключается сущность грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе?

Грамматический навык в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе заключается в умении правильно использовать грамматические правила и структуры языка. Он позволяет учащимся строить правильные предложения, понимать и правильно использовать грамматические конструкции. Формирование грамматического навыка происходит через систематическое обучение и практику.

Какие особенности обучения иноязычной грамматике на начальном уровне?

Обучение иноязычной грамматике на начальном уровне имеет свои особенности. В этом возрасте учащиеся только начинают знакомиться с иностранным языком, поэтому важно использовать простые и понятные грамматические конструкции. Также необходимо использовать наглядные материалы, чтобы учащиеся могли визуально представить грамматические правила и закрепить их в памяти.

Зачем использовать наглядные средства обучения при формировании грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку?

Использование наглядных средств обучения на начальных этапах обучения иностранному языку помогает стимулировать интерес и мотивацию учащихся. Визуальные материалы помогают объяснить грамматические правила более наглядно и понятно, что способствует лучшему усвоению материала и создает благоприятную атмосферу в классе.

Какие педагогические и психологические особенности младших школьников влияют на формирование грамматических навыков?

Младшие школьники обладают ограниченной памятью и вниманием, поэтому использование наглядных средств обучения помогает им лучше запомнить и понять грамматические правила. Они также хорошо воспринимают визуальные материалы, поэтому использование наглядных средств помогает учащимся легче усвоить грамматический материал.

В чем заключаются особенности обучения иноязычной грамматике на начальном этапе обучения?

Обучение иноязычной грамматике на начальном этапе требует учитывать особенности усвоения языка детьми. Важно использовать наглядные средства обучения, которые помогут детям лучше понять и запомнить грамматические правила. Также необходимо создавать интересные и разнообразные задания, чтобы поддерживать мотивацию учащихся и развивать их навыки коммуникации на иностранном языке.

Какова сущность грамматического навыка при изучении иностранного языка на начальном этапе?

Грамматический навык при изучении иностранного языка на начальном этапе заключается в умении правильно применять грамматические правила при общении на иностранном языке. Это включает использование правильных форм глаголов, артиклей, местоимений и других грамматических элементов. Формирование этого навыка требует практики и использования наглядных материалов, чтобы дети лучше понимали и применяли грамматические правила в речи.

Какие наглядные средства обучения можно использовать для формирования грамматических навыков на начальном этапе изучения иностранного языка?

На начальном этапе изучения иностранного языка можно использовать различные наглядные средства обучения, такие как иллюстрации, карточки с словами и предложениями, магнитные буквы, игры с языковыми моделями и другие интерактивные материалы. Эти средства помогут обучающимся лучше запоминать грамматические правила и закреплять их в практическом использовании.

Какая психолого-педагогическая характеристика младших школьников влияет на использование наглядных средств обучения в формировании грамматических навыков?

Младшие школьники обладают особенностями в когнитивном, эмоциональном и моторном развитии, что имеет важное значение при использовании наглядных средств обучения. Они более восприимчивы к визуальным материалам и пользуются образным мышлением. Использование наглядных средств обучения позволяет активизировать их участие в уроке, повышает интерес к изучаемому материалу и способствует лучшему усвоению грамматических навыков.

Какую роль выполняет грамматический навык в процессе обучения иностранному языку в начальной школе?

Грамматический навык является одним из ключевых компонентов при изучении иностранного языка в начальной школе. Он позволяет обучающимся правильно строить предложения, использовать грамматические правила и закономерности языка. Формирование грамматического навыка на начальном этапе обучения обеспечивает качественное освоение базовых языковых структур и является основой для дальнейшего успешного изучения языка.