применение закона спроса и закона предложения в бизнес-планировании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Бизнес-планирование
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 26.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Спрос и предложение – элементы рыночного механизма 5
1.1. Логические предпосылки в спросе и предложении 5
1.2. Роль экономических законов в повышении качества и эффективности управленческих решений 11
2. Взаимодействие спроса и предложения на рынке 19
2.1. План спроса и план продаж 19
2.2. Взаимодействие спроса и предложения 21
Заключение 27
Список использованных источников 29





Фрагмент для ознакомления

Связь между количеством покупаемого товара и ценой на него является устойчивой и имеет определенную направленность. Исходя из этого, можно выделить закон спроса, который сформулирован следующим образом: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса[2, с.105]. Снижение цены на товар приводит к увеличению покупательской способности потребителя, вследствие чего, он может купить большее количество данного товара. Повышение цены приводит к обратному результату. В этом проявляется и эффект замещения – при более низкой цене у потребителя возникает желание приобрести более дешевый товар среди аналогичных. Такую обратную зависимость можно изобразить в виде графика кривой (рис.7)Рис. 7. Кривая спросаГрафик показывает зависимость между ценой и количеством покупаемого товара в данный момент времени при прочих равных условиях. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество продукта[3, с.99]. Каждая точка на кривой показывает конкретную цену и соответствующее ей количество товара, за которое потребитель готов заплатить. Однако такое влияние возможно лишь в рамках идеального рынка. На практике происходит влияние совокупности факторов, которые также приводят к перемещению кривой спроса, их называют неценовыми, т.е. они не зависят от цены товара в настоящий момент времени. Если они оказывают отрицательное воздействие – кривая перемещается влево, если положительное – вправо. К таким факторам относятся: 1. Потребительские предпочтения. Данная категория включает в себя изменение отдельных потребностей покупателей, рекламу, моду и т.д. 2. Число потенциальных покупателей. Чем больше потребителей данных товаров и услуг, тем больше будет спрос на них. 3. Ожидание изменение цены. Ожидания покупателей относительно возможного повышения цены в будущем могут побудить их приобрести товар в данный момент времени, что, в свою очередь, поднимет спрос. 4. Денежные ресурсы потребителей. Рост доходов приводит к смещению кривой спроса вправо, ввиду появления дополнительных денежных средств, которые покупатели готовы потратить на конкретный продукт или услугу. Снижение доходов приведет к обратному эффекту. Степень изменения спроса под влиянием каких-либо факторов характеризует коэффициент эластичности спроса. Он показывает изменение спроса в зависимости от изменения единицы фактора. На практике, с помощью данных коэффициентов, возможно, рассчитать совокупное воздействие факторов на величину спроса. Потребителям на рынке противостоят продавцы, которые являются стороной, производящей товары и услуги. Под предложением понимается количество продукта, которое производитель желает и может произвести, а также предложить для продажи на рынке по конкретной цене в данный момент времени. В условиях существования современного рынка, производитель создает товар не для собственного потребления, а для продажи за определенную цену, которая компенсирует затраты на привлечение ресурсов[4, с.187]. В зависимости от условий производства, производитель может предлагать разное количество товара для продажи. Переход от одного количества к другому влечет за собой изменение затрат на производство единицы продукции. Цена, по которой будет реализован товар, должна возмещать все затраты на его производство. При росте цены, производителю поступает все больше денег от продажи, а значит, создаются условия, и растет заинтересованность в производстве продукта. Такжесуществует закон предложения, который сформулирован следующим образом: количество товара, предлагаемого к продаже, напрямую зависит от цены за его единицу. Кривая линия на графике предложения представляет собой совокупность точек, каждая из которых соответствует конкретной цене и характерной для нее величине предложения (рис.8). Изменение цены перемещает линию вправо или влево, тем самым уменьшая или увеличивая величину предложения.Рис. 8. Кривая предложения Среди неценовых факторов, влияющих на предложение, выделяются: 1. Цена на используемые ресурсы 2. Технология производства 3. Число продавцов на рынке 4. Государственная экономическая политика и др. Взаимосвязь величины предложения и факторов, под действием которых она изменяется, отражает эластичностью предложения.Рис. 9. Равновесная ценаМеханизм, сводящий вместе покупателей и продавцов, называется рынок. Величина спроса или предложения зависит от цены на товар. При избыточном предложении, цена на товар падает. При дефиците товара, цена растет, ввиду избыточного спроса на него. Данные изменения в конечном итоге приводят к установлению такой цены, при которой и спрос, и предложение совпадают. Цена единицы продукции, при которой спрос равен предложению, принято называть равновесной ценой[5, с.206]. Это единственная цена из всех возможных, при которой отсутствует избыточный спрос и предложение. При построении графика, точка пересечения кривой спроса и кривой предложения и будет равновесной ценой (рис. 3). Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения, поэтому любые изменения одной из них, приведут к смещению точки равновесия: При увеличении спроса, кривая спроса переместится вправо, и равновесная цена возрастет, при уменьшении – снизится. При увеличении предложения кривая сместится вправо, что приведет к снижению равновесной цены. При уменьшении предложения кривая предложения сместится влево, равновесная цена увеличится. Рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляя производителя в конечном итоге действовать в пользу потребителя. Действие этого механизма основано на естественном стремлении человека к благосостоянию. Согласно первой теории благосостояния по В. Парето можно конкретизировать следующее: если участникам сделки удается максимизировать свою полезность, то достигается эффективное распределение ресурсов, что позволяет максимизировать общее благосостояние людей. [6, с.129]Таким образом, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем уравновешивания спроса и предложения, тем самым достигая точки равновесия. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения величины спроса или предложения. Взаимодействие данных элементов определяет направления деятельности субъектов хозяйствования и контролирует обеспеченность населения товарами и услугами, в которых оно нуждается.ЗаключениеЗаконы спроса и предложения, а также принципы формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы. 1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: продавцы могут увеличить и сократить производство в зависимости от изменения спроса, т.е. они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под влиянием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения функционировать не сможет. 2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям. Исходя из вышеизложенного, выделим несколько способов поддержания стабильного спроса на товары и услуги: 1. На основе проводимых маркетинговых анализов в области предпочтений покупателя, обращать внимание на текущую динамику и тенденцию покупательских предпочтений. В результате, если потребитель в дальнейшем изъявит желание купить товар или услугу с определенными параметрами, то предприятию на основе данногоанализа, будет гораздо проще выстроить свою производственную систему таким образом, чтобы спрос конкретной категории покупателей был полностью удовлетворен. 2. Диверсификация производства и выпуска продукции. Благодаря проведению диверсификации производства продукции повысится спрос определенным образом на продукцию предприятия, тем самым снизятся удельные затраты на выпуск продукции. Данный результат положительным образом отразится на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном плане развития предприятия в рыночных условиях. Таким образом, взаимосвязь между спросом и предложением выражается в том, что формирование нужд со стороны покупателей, а значит и спроса вызывает изменения в предложении товаров, а товарное предложение, в свою очередь, влияет на формирование потребностей и спроса. Рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих их продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, но любая из них находится во власти своего ограничивающего фактора: покупатели ограничены бюджетом, а поставщики – технологическими возможностями.Список использованных источниковАникина Е.А. А67 Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413с. Акбашева А.А. Основные факторы повышения эффективности производственной деятельности предприятия / Акбашева А.А. // В кн.: Повышение качества образования и воспитания в современном образовательном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Черкесск, 22 апреля 2016г.). – М.: Издательство «Спутник +», 2017. — 233 с. С.218 — 221Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: Дело и сервис, 2014. - 416 c. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник. - Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК Модус, 2014. - 416сБатурина, И. Потребности и спрос в условиях рыночной экономики [Текст] // М.: РЭЖ. – 2003. – № 2. – С. 131-141. Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с. Голохвастова А.И., Куваева Е.Н. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. научно-практическая конференция № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 11.10.2019).Гусев В.В., Осипов Р.А. Спрос, предложение и цена как базовые экономические категории в анализе экономических систем и процессов // Известия Саратовского университета. – 2017. – Т. 17. – № 1. – С. 18 – 25. Делиньян А.В., Авраменко Е.П. Современные подходы в теории спроса и предложения // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-2. – С. 82 – 85Искусство решения проблем / Р. Акофф – М.: Книга по требованию, 2012. – 221 с. С.7Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2006. – 248 с. Кобзева Т. Я., Ястин М. Д. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С.397-402. Кузнецова Н. В. Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике: к вопросу выбора оптимального метода // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 425-433. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/131/36505/Микроэкономика : учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 439 с. Мыльников Б.В. Законы спроса и предложения: иллюзия или реальность? Постановка проблемы и объект исследования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4Сагадетдинов Р.Э., Смоленская С.В. Критерии и индикаторы общего благосостояния. – Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции. Международная заочная научнопрактическая конференция. Сборник научных трудов, 2014. Том 1, 248с

Список использованных источников

1. Аникина Е.А. А67 Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413с.
2. Акбашева А.А. Основные факторы повышения эффективности производственной деятельности предприятия / Акбашева А.А. // В кн.: Повышение качества образования и воспитания в современном образовательном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Черкесск, 22 апреля 2016г.). – М.: Издательство «Спутник +», 2017. — 233 с. С.218 — 221
3. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: Дело и сервис, 2014. - 416 c.
4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник. - Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК Модус, 2014. - 416с
5. Батурина, И. Потребности и спрос в условиях рыночной экономики [Текст] // М.: РЭЖ. – 2003. – № 2. – С. 131-141.
6. Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
7. Голохвастова А.И., Куваева Е.Н. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. научно-практическая конференция № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 11.10.2019).
8. Гусев В.В., Осипов Р.А. Спрос, предложение и цена как базовые экономические категории в анализе экономических систем и процессов // Известия Саратовского университета. – 2017. – Т. 17. – № 1. – С. 18 – 25.
9. Делиньян А.В., Авраменко Е.П. Современные подходы в теории спроса и предложения // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-2. – С. 82 – 85
10. Искусство решения проблем / Р. Акофф – М.: Книга по требованию, 2012. – 221 с. С.7
11. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2006. – 248 с.
12. Кобзева Т. Я., Ястин М. Д. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С.397-402.
13. Кузнецова Н. В. Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике: к вопросу выбора оптимального метода // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 425-433. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/131/36505/
14. Микроэкономика : учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 439 с.
15. Мыльников Б.В. Законы спроса и предложения: иллюзия или реальность? Постановка проблемы и объект исследования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4
16. Сагадетдинов Р.Э., Смоленская С.В. Критерии и индикаторы общего благосостояния. – Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции. Международная заочная научнопрактическая конференция. Сборник научных трудов, 2014. Том 1, 248с