Анализ мультимедийных технологий, влияющих на формирование интереса у дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 26.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании 5
1.1. Понятие и сущность мультимедийных технологий 5
1.2. Особенности использования и виды мультимедийных технологий в дошкольном образовании 10
Глава 2. Прикладные аспекты мультимедийных технологий как средства познавательного интереса дошкольников 16
2.1. Педагогические условия использования средств мультимедиа в воспитательном процессе 16
2.2. Опытно-экспериментальная работа по использованию мультимедийных технологий в дошкольном образовании 18
Глава 3. Рекомендации для педагогов по проведению занятий с использованием мультимедийных технологий в ДОУ 23
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Результаты контрольного этапа представлены на рисунке 2.Рисунок 2 – Результаты контрольного этапаРезультаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что уровень познавательного интереса детей дошкольного возраста после проведения формирующей работы повысился.Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы представлен на рисунке 3.Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этаповВ результате проведения опытно-экспериментальной работы был отмечен значительный рост показателей развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Такимобразом, была подтверждена эффективность использования мультимедийных технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.Глава 3.Рекомендации для педагогов по проведению занятий с использованием мультимедийных технологий в ДОУПри организации работы ребенка с мультимедиа технологиями необходимо учитывать множество факторов. Мультимедийные технологии развивают много интеллектуальных навыков, но нельзя забывать и о норме.Мультимедийные игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Поэтому предпочтение следует отдавать малообъемным играм, или играм, предполагающим выполнение задания на определенных этапах с последующим сохранением результатов.Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом уроке, потому что при подготовке и организации таких занятий от воспитателя, как и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычном обучении. Кроме того, в связи с частым использованием мультимедийных технологийдети теряют особый интерес к такой деятельности.И каким бы позитивным, огромным потенциалом не обладали мультимедийные технологии, но заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.Важно соблюдать условия для сохранения здоровья ребенка:детям в возрасте до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Дети пяти-семи лет могут «общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю;желательно, чтобы монитор компьютера был жидкокристаллическим или плазменным;необходимо включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушений зрения и развитие зрительно-пространственных отношений;регулярные упражнения для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 минуты.в течение нескольких секунд также важно изменить активность во время занятия;для фронтальных занятий можно использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, должно составлять 2-2, 5 метра.Итак, использование мультимедийныхтехнологий в дошкольном образовательном процессе приводит к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, обладает наглядностью, обладает стимулом познавательной деятельности, облегчает работу воспитателя.Использование мультимедийныхтехнологийв воспитательном процессе детского сада поставило перед врачами и педагогами ряд проблем. Многие из них уже решены. Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с использованием мультимедийныхтехнологийдля дошкольников:продолжительность занятий с использованием обучающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут, а для детей 6 лет-10 минут;занятия по компьютерной игре в дошкольных учреждениях должны проводиться не чаще двух раз в неделю;после занятий следует проводить гимнастику для глаз;стул, сиденье и подставка для ног индивидуального сиденья дошкольника должны быть отрегулированы и установлены таким образом, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.Использование мультимедийныхтехнологий, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.Итак, мультимедийныхтехнологиймогут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.Рекомендации воспитателям по использованию мультимедийных презентаций на занятиях:Презентация редко бывает без средств наглядности. Их задача – придать действию убедительность. Правильное использование этих инструментов позволит значительно оживить презентацию и закрепить материал в памяти.Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить влияние высказывания.При показе слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В связи с тем, что мы читаем слева направо, ученики сначала смотрят на преподавателя, а затем смотрят направо на экране, где представлена более подробная информация.Воспитатель будет выглядеть естественно, если расположен под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более «сильную» позицию, полностью повернувшись лицом к дошкольникам.Быстро взглянув на изображение (предмет), вы можете жестикулировать левой рукой, чтобы привлечь внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем вы должны повернуться и обратиться к аудитории.Если вы временно выключили проекционное оборудование или приостановили показ слайдов, то желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.Если вы больше не намерены пользоваться наглядными пособиями, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить урок.Не нужно говорить спиной к детям и закрывать отображаемое изображение во время демонстрации мультимедийной презентации.Таким образом, применениемультимедийных технологий в деятельности воспитателядает возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, совершенствовать каждое звено управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к мультимедийным ресурсам.ЗаключениеМультимедийными технологияминазывают совокупность различных средств аудио, теле, визуальных и виртуальных коммуникаций, применяемых в ходе организации, планирования и управления разных типов деятельности.Мультимедиа средства – это комплекс аппаратно-программных средств, которые позволяют пользователю «общаться» с компьютером, используя при этом различные типы представления информации: текст, графику, анимацию, аудио, видео.Мультимедийные средства располагают огромным непрерывно формирующимся креативным ресурсом, дающим возможность выискивать самые многообразные и действенные виды и способы самореализации.Оказание интерактивности – главное достоинство мультимедиа технологии.Мультимедиа является достаточно эффективной образовательной технологией, которой присущи качества интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации.В дошкольном учреждении мультимедийные технологии могут быть использованы в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 индивидуальные занятия на компьютере проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю продолжительностью не более 15 минут.Мультимедийная наглядность также помогает в предоставлении информации о правилах безопасного поведения в быту, на улице, с окружающей средой. Развлекательно-игровые функции мультимедийных технологий также способствуют формированию культурно-досуговых навыков дошкольников. Интерес дошкольников к мультимедийным технологиям создает дополнительный мотивационный фактор, позволяет заинтересовать и активизировать их внимание и познавательный интерес.Педагогические условия применения мультимедийных технологий понимаются как совокупность взаимосвязанных условий с использованием современных информационных технологий, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса.Для обследования уровня развития познавательного интереса детей дошкольного возраста была применена стандартизованная анкета В.С. Юркевич, Ю.А. Барановой, направленная на определение познавательной потребности дошкольников.Диагностикапозволила установить, что низкий уровень познавательной потребности выявлен у 2 детей (10%).Средний уровень развития познавательной потребности выявлен у 16 детей (80%).Высокий уровень познавательной потребности выражен у 2 детей (10%).На формирующем этапе эксперименты была использована мультимедийная презентация. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что уровень познавательного интереса детей дошкольного возраста после проведения формирующей работы повысился. Таким образом, была подтверждена эффективность использования мультимедийных технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.Таким образом, цель, поставленная в работе, выполнена, все задачи решены.Список литературыАбалакова О.В. Мультимедийные технологии в библиотечно-информационном образовании / О.В. Абалакова, М.Г. Ли // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №2. – С.242-250.Арсёнова М. А., Попова Ю. С. Использование мультимедийных презентаций в организации досуга старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3121–3125.Борисов А.Л. Основы мультимедиа-технологий / А.Л. Борисов, И.И. Емельянова: учебное пособие. – Тверь, 2011. – 223с. Волкова Е. А. Мультимедиа технологии: Учебно-методическое пособие / Е. А. Волкова. – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2016 – 100 с.Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн. – Москва : Просвещение, 2013.Гутова Л.К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л.К. Гутова, О.Л. Гизатулина // Перспективы развития информационных технологий. – 2015. – №26 – С. 101–105.Деникин, А. А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям. / А. А. Деникин // Художественная культура. – 2013. – №1. – С. 6.Дусева Н.Ю. Типизация мультимедийных технологий в обучении / Н.Ю. Дусева, С.В. Петракова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №4. – С.185.Епифанов С.В. Роль мультимедиа-технологий в современном обществе / Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С.31-33.Жуйкова Т.П. Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, Е.С. Заярко // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – №22 – С. 32–37.Комаров А. Е. Мультимедиа-технология: учебное пособие. – Изд-во Лаборатория книги, 2012. – 77 с.Кулагин В.П. Проблемы мультимедийного образования / Перспективы науки и образования. – 2013. – №5. – С.81-84.Курманалиев К.А. Формирование нового подхода в работе с мультимедийной технологией / Политические институты и процессы. – 2016. – №1. –С.13-18.Новикова А.В. Понятие «мультимедийные технологии» в современной науке / Вестник магистратуры. – 2015. – №2-2. – С.13-15.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. – № 1155.Решетникова О.В. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 15.05.2013. – № 26.Сейдаметова З.Н. Дидактические свойства и функции средств мультимедийных технологий / Ученые записки Крымской инженерно-педагогического университета. – 2016. – №1. – С.148- 152.Симбирцева Н.А. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности / Политическая лингвистика. – 2013. – № 4.Стариков Д.А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе // Научные исследования в образовании. 2011. №2. Томсон С. Осваиваем мультимедиа / С. Томсон, К. Элшир. – Москва : Восточная книжная компания, 2007.Уинн Л. Рош, Библия мультимедиа /Уинн Л. Рош – Киев :ДиаСофт, 2008.Цаплина О. В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Гаудеамус. 2013. №2 (22). Юнусова С.С. Виртуальные сервисы создания мультимедиа технологий // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. 2014. №1. Юнусова С.С. Мультимедиа технология / С.С Юнусова: учебное пособие. – Челябинск, 2014. – 334с.Приложение

1. Абалакова О.В. Мультимедийные технологии в библиотечно-информационном образовании / О.В. Абалакова, М.Г. Ли // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №2. – С.242-250.
2. Арсёнова М. А., Попова Ю. С. Использование мультимедийных презентаций в организации досуга старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3121–3125.
3. Борисов А.Л. Основы мультимедиа-технологий / А.Л. Борисов, И.И. Емельянова: учебное пособие. – Тверь, 2011. – 223с.
4. Волкова Е. А. Мультимедиа технологии: Учебно-методическое пособие / Е. А. Волкова. – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2016 – 100 с.
5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн. – Москва : Просвещение, 2013.
6. Гутова Л.К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л.К. Гутова, О.Л. Гизатулина // Перспективы развития информационных технологий. – 2015. – №26 – С. 101–105.
7. Деникин, А. А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям. / А. А. Деникин // Художественная культура. – 2013. – №1. – С. 6.
8. Дусева Н.Ю. Типизация мультимедийных технологий в обучении / Н.Ю. Дусева, С.В. Петракова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №4. – С.185.
9. Епифанов С.В. Роль мультимедиа-технологий в современном обществе / Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С.31-33.
10. Жуйкова Т.П. Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, Е.С. Заярко // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – №22 – С. 32–37.
11. Комаров А. Е. Мультимедиа-технология: учебное пособие. – Изд-во Лаборатория книги, 2012. – 77 с.
12. Кулагин В.П. Проблемы мультимедийного образования / Перспективы науки и образования. – 2013. – №5. – С.81-84.
13. Курманалиев К.А. Формирование нового подхода в работе с мультимедийной технологией / Политические институты и процессы. – 2016. – №1. –С.13-18.
14. Новикова А.В. Понятие «мультимедийные технологии» в современной науке / Вестник магистратуры. – 2015. – №2-2. – С.13-15.
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. – № 1155.
16. Решетникова О.В. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.
17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 15.05.2013. – № 26.
18. Сейдаметова З.Н. Дидактические свойства и функции средств мультимедийных технологий / Ученые записки Крымской инженерно-педагогического университета. – 2016. – №1. – С.148- 152.
19. Симбирцева Н.А. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности / Политическая лингвистика. – 2013. – № 4.
20. Стариков Д.А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе // Научные исследования в образовании. 2011. №2.
21. Томсон С. Осваиваем мультимедиа / С. Томсон, К. Элшир. – Москва : Восточная книжная компания, 2007.
22. Уинн Л. Рош, Библия мультимедиа /Уинн Л. Рош – Киев : ДиаСофт, 2008.
23. Цаплина О. В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Гаудеамус. 2013. №2 (22).
24. Юнусова С.С. Виртуальные сервисы создания мультимедиа технологий // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. 2014. №1.
25. Юнусова С.С. Мультимедиа технология / С.С Юнусова: учебное пособие. – Челябинск, 2014. – 334с.

Вопрос-ответ:

Какие мультимедийные технологии используются в дошкольном образовании?

В дошкольном образовании широко используются различные мультимедийные технологии, такие как мультимедийные презентации, интерактивные доски, компьютерные игры, аудио- и видеоматериалы, а также различные программы для обучения и развития детей.

Что такое мультимедийные технологии?

Мультимедийные технологии - это средства, позволяющие передавать информацию с использованием различных видов контента, таких как текст, изображения, аудио и видео. Они позволяют создавать интерактивные и привлекательные образовательные материалы для детей.

Какие эффекты оказывают мультимедийные технологии на формирование интереса у дошкольников?

Мультимедийные технологии могут оказывать положительное влияние на формирование интереса у дошкольников. Использование интерактивных и привлекательных материалов может помочь привить детям любознательность и желание учиться. Кроме того, мультимедийные технологии могут сделать обучение более доступным и понятным для детей разных возрастных групп.

Какие педагогические условия необходимы для эффективного использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании?

Для эффективного использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании необходимо создать подходящую образовательную среду, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, строить уроки и задания с использованием мультимедийных материалов, обеспечивать постоянный контроль и обратную связь со стороны педагога.

Что можно сказать о использовании мультимедийных технологий в дошкольном образовании?

Использование мультимедийных технологий в дошкольном образовании имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, они позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, помогают развивать навыки работы с компьютером и цифровыми технологиями. Однако, с другой стороны, слишком большая зависимость от компьютера и отсутствие реальных контактов между детьми могут иметь негативные последствия для их развития.

Какие особенности есть у мультимедийных технологий, которые влияют на интерес детей дошкольного возраста?

Мультимедийные технологии имеют особенности, которые способствуют формированию интереса у дошкольников. Это, например, использование различных медиа (текст, изображения, звук, видео), интерактивность, возможность самостоятельного исследования и экспериментирования. Все эти факторы делают обучение более привлекательным и увлекательным для детей.

Какие виды мультимедийных технологий используются в дошкольном образовании?

В дошкольном образовании применяются различные виды мультимедийных технологий, такие как компьютеры, интерактивные доски, планшеты, проекторы и др. С их помощью дети могут просматривать видео, слушать аудиозаписи, играть в интерактивные обучающие игры и многое другое. Эти технологии помогают детям активнее учиться и участвовать в образовательном процессе.

Какие педагогические условия важны для эффективного использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании?

Для эффективного использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании необходимо создать определенные педагогические условия. Важно, чтобы педагог был хорошо подготовлен к использованию этих технологий, чтобы он умел выбирать и применять подходящие образовательные программы и приложения. Также важно создавать разнообразные ситуации взаимодействия детей с мультимедийными технологиями, чтобы они могли развивать свои навыки и интересы.

Как мультимедийные технологии влияют на познавательный интерес детей дошкольного возраста?

Мультимедийные технологии способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Благодаря разнообразным видам мультимедийных материалов (текст, изображения, звук, видео) дети получают больше информации и могут углубить свои знания в разных областях. Интерактивные возможности мультимедийных технологий позволяют детям активно взаимодействовать с обучающим материалом, что делает обучение более увлекательным и захватывающим.

Какие мультимедийные технологии могут быть использованы в дошкольном образовании?

В дошкольном образовании могут быть использованы различные мультимедийные технологии, такие как интерактивные игры, мультфильмы, компьютерные программы, электронные книги и т.д.