Анализ дидактических игр по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 27.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования………………….6
1.1. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..6
1.2. Дидактические игры и их роль в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста………………………………………..9
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования…………………..12
2.1. Характеристика и описание базы для проведения эксперимента………12
2.2. Практический эксперимент и диагностика уровня сформированности познавательных способностей у детей старшей группы «Умнички»……….14
2.3. Результаты эксперимента и проведенной диагностики…………………19
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….29
Правильно сосчитал количество предметов на карточке с заданием. Прекрасно ориентируется в цветовом отношении, верно назвал все узоры чашечек правильно описал их. Соотнес ручки с чашками, не совершив ни одной ошибки. Общее время – 7 минут.Правильно назвал вид геометрической фигуры, назвал предметы, которые находятся в группе, имеющие в основе круг. Правильно и быстро ответил, что углов круг не имеет. Толя отличается ярким воображением и ясной логикой мышления (получились рисунки – колесо, шина, арбуз, мяч, солнце). Задание выполнил правильно, без подсказок педагога.Довольно быстро справился с шарами – правильно разложил их по размеру от самого маленького к самому большому, правильно назвал цвета шаров и посчитал их. Намного быстрее справился с заданием на расклад палочек по свойству. Ребенок справился с заданием без помощи педагога.Ламинцев Анатолий (6 лет)Справился с заданием без помощи педагога. Правильно сосчитал количество предметов на карточке с заданием. Прекрасно ориентируется в цветовом отношении, верно назвал все узоры чашечек правильно описал их. Соотнес ручки с чашками, не совершив ни одной ошибки. Общее время – 7 минут.Правильно назвал вид геометрической фигуры, назвал предметы, которые находятся в группе, имеющие в основе круг. Правильно и быстро ответил, что углов круг не имеет. Толя отличается ярким воображением и ясной логикой мышления (получились рисунки – солнце, шар воздушный, клоун, мордочка зверя, колесо от машины). Задание выполнил правильно, без подсказок педагога.Довольно быстро справился с шарами – правильно разложил их по размеру от самого маленького к самому большому, правильно назвал цвета шаров и посчитал их. Намного быстрее справился с заданием на расклад палочек по свойству. Ребенок справился с заданием без помощи педагога.Любимова Олеся (6 лет)Девочка справилась с дидактической игрой за сравнительно короткий период времени. С игрой ребенок справился самостоятельно, помощь педагога в плане объяснения процесса выполнения не понадобилась.Олеся правильно назвала имеющиеся геометрические фигуры. Задание было выполнено без подсказок воспитателя.Девочка выполнила условие дидактической игры – грамотно и верно разложила шары по величине – от большого маленькому и от маленького к большому. Олеся произвела верный счет предметов, назвала точно каждую особенность шара и что их отличает друг от друга. Останюк Виктория (5 лет)Девочка выполнила условие дидактической игры без помощи и подсказок педагога.В условиях первой игры Вика справилась с заданием счета представленных предметов. Девочка правильно описала узоры каждого предмета. Потратив на дидактическую игру 6 минут, девочка правильно соотнесла части предметов по их узорам.Виктория правильно назвала имеющиеся геометрические фигуры. Задание было выполнено без подсказок воспитателя.Девочка выполнила условие дидактической игры – грамотно и верно разложила шары по величине – от большого маленькому и от маленького к большому. Вика произвела верный счет предметов, назвала точно каждую особенность шара и что их отличает друг от друга. Фозельцин Захар (5 лет)Мальчик выполнял все задания игры самостоятельно, но допустил ошибки в соотнесении основных элементов чашек.Выполнил счет предметов с помощью воспитателя. Каждый узор чашки мальчик правильно описал, описал подробно каждую деталь.Мальчику понадобилось 14 минут, чтобы справиться со всеми заданиями дидактической игры.Захар также назвал круг другим названием – «шарик», но отметил сразу, что углов у «шарика не бывает». Задание дидактической игры выполнено полностью, но с небольшой помощью воспитателя.Мальчик выполнил условия игры с непосредственным участием воспитателя. Захар справился с заданием выбора самого большого и самого маленького круга. Необходимо продолжить работу с ребенком по развитию познавательных способностей. Таким образом, можно сделать общий вывод по проведенному эксперименту: дети в старшей группе отличаются высоким уровнем сформированности познавательных интересов. Дидактические игры часто применяются воспитателем для развития познавательных способностей дошкольников, так как это прекрасное средство заинтересовать ребят и активизировать их интеллектуальную и мыслительную деятельность.В зависимости от индивидуальных особенностей развития дошкольников данной возрастной группы познавательные способности ребят разные. Применение дидактических игр в работе с детьми позволяет развивать не только их мышление, но и всесторонне развиваться самой личности.ЗаключениеНа основе изучения психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы.Роль дидактической игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение); воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; развивает все виды способностей; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения, навыки.Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.В практической части настоящего исследования мы привели анализ дидактических игр, подобранных нами для индивидуальных занятий с детьми старшей группы. Индивидуальные занятия посредством обращения к дидактическим играм способствуют интеллектуальному и логическому развитию ребенка, формированию познавательных интересов и развитие способностей детей.В результате эксперимента мы пришли к следующим выводам: дети в старшей группе отличаются высоким уровнем сформированности познавательных интересов. Дидактические игры часто применяются воспитателем для развития познавательных способностей дошкольников, так как это прекрасное средство заинтересовать ребят и активизировать их интеллектуальную и мыслительную деятельность.Список используемой литературы:Нормативные документы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.Энциуклопедии и справочники:Некипелов, А. Д. – Москва: Энциклопедия, 2011. – 480 с.: ил.Научные источники:Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: учебное пособие/ В. Н. Аванесова. – М.: Изд-во Просвещение,1972. – 215 с.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Изд. Центр «Академия»,1998.– 365 с.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Б. Г. Ананьев. – М.: Изд-во Наука, 2000. – 351с.Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н. Б. Аникеева. – М.: Изд-во Просвещение, 2005. – 144 с.Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: пособие для воспитателей / Л. В. Артемова. – М.: Изд-во Наука, – 1992. – 150 с.Беккер, О. В. Дидактические игры: пособие для воспитателей детского сада / О. В. Беккер. – М.: Просвещение, 1987. – 74 с.Беляева, Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Л. А. Беляева. – Урал. гос. Пед. ин-т. Екатеринбург, – 1993. – 112с.Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С.35 - 41.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 520 с.Бокшиц, Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студ. высш. и средн. учебн. заведений / Е. А. Бокшиц. – СПб. Питер.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2009. – 246 с.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: учебное пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 102с.Брунев, Дж. Исследование развития познавательной деятельности: книга для практического психолога / Дж. Брунев. – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений /. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика - Синтез, 2008. — 112 с.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду пособие для воспитателей / Н. А Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.Выготский, Л.С. Мышление и речь: Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский; – Москва: Учебно-методический центр «Психология», 2001. –212с.Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной организации: учебно - методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина,С. Е. Анфисова; под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015, – 304с.Зубкова, П. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / П. И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя детского сада /. Н. Я. Михайленко, Н. В. Короткова. – М.:Просвещение,1990.– 78 с.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Энциуклопедии и справочники:
3. Некипелов, А. Д. – Москва: Энциклопедия, 2011. – 480 с.: ил.
Научные источники:
4. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: учебное пособие/ В. Н. Аванесова. – М.: Изд-во Просвещение,1972. – 215 с.
5. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 365 с.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Б. Г. Ананьев. – М.: Изд-во Наука, 2000. – 351с.
7. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н. Б. Аникеева. – М.: Изд-во Просвещение, 2005. – 144 с.
8. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: пособие для воспитателей / Л. В. Артемова. – М.: Изд-во Наука, – 1992. – 150 с.
9. Беккер, О. В. Дидактические игры: пособие для воспитателей детского сада / О. В. Беккер. – М.: Просвещение, 1987. – 74 с.
10. Беляева, Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Л. А. Беляева. – Урал. гос. Пед. ин-т. Екатеринбург, – 1993. – 112с.
11. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С.35 - 41.
12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 520 с.
13. Бокшиц, Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студ. высш. и средн. учебн. заведений / Е. А. Бокшиц. – СПб. Питер.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2009. – 246 с.
14. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: учебное пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 102с.
15. Брунев, Дж. Исследование развития познавательной деятельности: книга для практического психолога / Дж. Брунев. – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.
16. Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений /. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика - Синтез, 2008. — 112 с.
17. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду пособие для воспитателей / Н. А Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский; – Москва: Учебно-методический центр «Психология», 2001. –212с.
19. Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной организации: учебно - методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, С. Е. Анфисова; под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015, – 304с.
20. Зубкова, П. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / П. И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.
21. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя детского сада /. Н. Я. Михайленко, Н. В. Короткова. – М.: Просвещение, 1990. – 78 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста описаны в главе 1?
В главе 1 описаны особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Дети в этом возрасте активно интересуются окружающим миром, имеют возможность абстрактного и логического мышления, осваивают математические и лингвистические навыки.
Какую роль игры играют в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Игры играют важную роль в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь и другие когнитивные функции. Дидактические игры специально созданы для развития этих способностей у детей.
Какую информацию о содержании работы можно найти в главе 2?
В главе 2 представлена практическая информация о содержании работы. В ней описываются характеристики дидактических игр по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. Это важная информация для педагогов и родителей, которым интересно узнать, какие игры можно использовать для развития познавательных навыков у детей.
Какие именно навыки развиваются с помощью дидактических игр?
Дидактические игры помогают развивать различные навыки у детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, пространственного мышления, математических навыков и др. Каждая игра имеет свои особенности и направленность, поэтому можно выбирать игры, которые развивают определенные навыки в зависимости от потребностей и интересов ребенка.
Какова цель данного исследования?
Цель данного исследования заключается в анализе дидактических игр по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. Исследование выполняется с целью выявления особенностей этих игр, их роли в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Это позволит определить эффективность игр и их применимость в практике работы с детьми.
Какие особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста включают увеличение объема знаний, развитие логического мышления, улучшение внимания и памяти, формирование представлений о пространстве и времени.
Какую роль игры играют в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Дидактические игры являются важным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развивать у детей навыки наблюдения, анализа, сравнения, классификации, абстрагирования, логического и алгоритмического мышления.
Какие примеры дидактических игр помогают развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста?
Примеры дидактических игр для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста включают игры на сравнение и классификацию предметов, игры на развитие воображения и конструирования, игры на различение форм, цветов и размеров, игры на развитие внимания и памяти.
Как дидактические игры влияют на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Дидактические игры способствуют развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем активного использования интеллектуальных возможностей, формирования логического мышления, улучшения внимания и памяти, развития наблюдательности и аналитических навыков.
Какую практическую пользу можно получить от применения дидактических игр для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста?
Применение дидактических игр для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста позволяет улучшить познавательные навыки детей, развить их логическое мышление, формировать у них представления о различных аспектах окружающего мира, развивать внимание и память.
Какие особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять более сложные формы познавательной активности, такие как абстрактное мышление, решение проблем, анализ и синтез информации. Они становятся более самостоятельными и имеют больше интереса к овладению новыми знаниями и умениями.
Какую роль игры играют в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развить логическое мышление, критическое мышление, воображение, внимание, память и другие когнитивные навыки. Игры также помогают развить социальные навыки, такие как коммуникация и сотрудничество.