41. Роль семьи в процессе обучения младших школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 27.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
33
1 Теоретические основы изучения влияния семьи на процесс обучения младших школьников
55
1.1 Семья как один из факторов формирования личности ребенка
55
1.2 Изучение стиля семейного воспитания
88
1.3 Особенности учебной деятельности младших школьников
114
2 Эмпирическое изучениевлияния семьи на процесс обучения младших школьников
115
2.1 Организация исследования
115
2.2 Программа для повышения значимости педагогического влияния семьи на процесс обучения младших школьников
225
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
329
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
331
Приложения
333
Фрагмент для ознакомления

Результаты опроса оценивались так: отношение родителей к ребенку мы разделили на два уровня: - 1 уровень – высокий, где непосредственно родители занимаются воспитанием собственных детей, а также знают их проблемы; - 2 уровень –это низкий уровень, где родители в силу разных причин совсем мало интересуются делами ребенка. Помимо этого, второй уровень мы подели на две части: 2.1 - это семьи с низким финансовым достатком, а 2.2 - это семьи с высокой занятостью родителей на работе, где во многих семьях воспитанием ребенка занимается няня или бабушка.Для обнаружения степени участия родителей в жизни ребенка, нами было проведено тестирование родителей детей (см. приложение А). Данный тест содержит в себе 6 вопросов на тему «Мое участие в жизни ребенка».На выполнения этого задания, родителям учащихся исследуемых детей, отводится 2 минуты. По истечению данного времени, работы собираются, и выводятся результаты каждого родителя и родителей классов в целом.Оценивание происходило по трем уровням – высокая степень, средняя степень и низкая степень участия в жизни ребенка.Нами приобретены следующие результаты исследования: - 16 семей имеют высокий уровень, где родители занимаются воспитанием своих детей и знают их проблемы. Это составляет 53,3%. - низкий уровень имеют: уровень 2.1 - 7 семей с низким материальным достатком (23,3%), уровень 2.2 также имеют 7 семей (23,3%) с высокой занятостью родителей на работе.Если проводить наиболее подробныйразбор результатов исследования, то можно проследить некую взаимосвязь между стратегией семейного воспитания, отношением родителей к детям и успешностью обучения детей в школе. Нами были получены такие результаты: - при авторитетной (демократической) стратегии семейного воспитания и при высоком уровне отношения к ребенку успеваемость детей является высокой - 33,3%(10 детей) учатся на «хорошо» и «отлично». В случае, когда стратегией семейного воспитания избирается авторитарный стиль, но при высоком уровне отношения к ребенку - 10% (3 ребенка) учатся на «хорошо» и «отлично». Также нам удалось выявить6,6% детей (2 человека), которые в свою очередь учатся на «хорошо» и «отлично» - в семье присутствует либеральная стратегия семейного воспитания при высоком уровне отношения к ребенку. Следует отметить, что с индифферентным стилем при высоком уровне отношения к ребенку обнаружено 0%. Таким образом, опираясь на полученные результаты разработаем программу для повышения значимости влияния семьи на обучение детей младшего школьного возраста.2.2 Программа для повышения значимости педагогического влияния семьи на процесс обучения младших школьниковЗадачи данной программы:-Познакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста;-Расширить знания родителей о психологии отношений в семье;-Установить и развить дружеские и партнерские отношения между родителями и детьми;-Укрепить семейные связи родителей, бабушек, дедушек и детей;-Сформировать коммуникацию у родителей при разрешении конфликта с ребенком.-Научить родителей грамотно выходить из конфликтной ситуации;-Информировать родителей о важности осуществления детьми своих школьных и домашних обязанностей;-Осуществить обратную связь о значимости проведения подобных мероприятий.Условия реализации данной программы.-Приглашение родителей принять участие в подобной программе;-Мотивирование законных представителей на собраниях (информирование по реализации данной программы);-Проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей;-Осуществление анализа эффективности проведения подобных мероприятий.На вводном собрании необходимо провести следующую подготовку, чтобы заинтересовать родителей необходимо: информировать родителей о значимости проведения подобных мероприятий, ознакомить родителей с последними современными литературными источниками о педагогике, осуществить самостоятельное нахождение родителями значимых примеров из жизни семьи.На втором собрании родителям был задан вопрос «Как вы думаете, какие функции должна осуществлять семья в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста? Для все семей характерны такие функции?». Ответы на данные вопросы стали отправной точкой в беседе с родителями, которая вывела родителей на вопросы понимания того, какие различные функции должна осуществлять семья в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Перед третьим собранием детям и их родителям предварительно дается инструктаж о следующем этапе, где родителям и детям необходимо составить свой творческий совместный проект или рисунок на тему «Дом милый дом». На третьем собрании присутствуют как родители, так и дети, участники данного процесса делятся впечатлениями о совместной деятельности, так же рассказывают о положительных и отрицательных моментах во время создания своего проекта.Четвертая встреча осуществляется в парке перед школой, на свежем воздухе. Участники процесса принимают участие в акции «День семьи» и осуществляют подготовку плаката с названием акции и девизом с использованием материалов для творчества (маркеры, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы).Пятое собрание включает в себя информирование о стилях педагогического общения родителей с детьми. Также проводится психологический тренинг, где родители выполняют задания по карточкам. В данных карточках описаны конфликтные ситуации ребенка и родителей, задача родителей продемонстрировать каждую роль (ребенок-родитель) и в конце занятия подвести итог, какой стиль лучше использовать в процессе коммуникации ребенка и родителей.Шестое собрание проводится с информировать родителей о важности осуществления детьми своих школьных и домашних обязанностей. Родителям предоставляется возможность составить собственную карточку домашних и школьных обязанностей своего ребенка.Седьмая встреча является заключительным собранием родителей. На данной встрече родители делятся своими впечатлениями о проделанной работе, рассказывают, что получилось осуществить, и что не получилось. Обсуждают вопросы, которые могли появиться во время данной работы и высказывают свои пожелания для следующих тем родительского собрания.Таким образом, были выполнены задачи данной программы. Родители учащихся были ознакомлены с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, расширили знания о психологии отношений в семье, установили и развили дружеские и партнерские отношения, укрепили семейные связи, сформировали общение при разрешении конфликта с ребенком, научились грамотно выходить из конфликтной ситуации. Мы отметили, что на данных встречах была создана дружелюбная атмосфера, которая способствовала достижению цели и решению основных задач данной программы.Вывод по второй главе: Таким образом, в ходе исследования нами было обнаружено, если в семье наблюдается высокий уровень отношения к ребенку и авторитетный (демократический) стиль семейного воспитания, где родители в свою очередь интересуются проблемами ребенка, в курсе всех событий в жизни детей и в школе, и также вне ее, то у таких детей высокий уровень успеваемости. В семьях же с преобладанием низкого уровня отношения родителей к ребенку (2.1 и 2.2) успеваемость детей будет слабая – троечники и только несколько детей, которые учатся на «хорошо». В этой категории детей успевающих на «отлично» не было выявлено. Следовательно, после анализа полученных результатов, мы с уверенностью можем сказать, что отношения родителей и ребенка, стратегия семейного воспитания воздействуют на уровень его успеваемости в школе, его успешности обучения. Все же, проведенное нами исследование является начальным этапом более глубокого и детального изучения, потому необходимо его последующее проведение.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в ходе исследования роли семьи в процессе обучения младших школьников мы пришли к выводам:Во-первых влияние семьи на воспитание детей сложно недооценить. Семья –важнейший инструмент социализации. Развитие личности ребенка устраивается непосредственно в семье под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей и семейных традиций. Ребенок имитирует то, что слышит и наблюдает непосредственно в семье. И данное выступает ключом к развитию личности. Семья основывает для ребенка модель жизни, в которую она вовлечена. Воздействие родителей на своих детей обеспечивает физическое совершенство и нравственную чистоту. Во-вторых воздействие разных типов семей на воспитание детей огромно. В зависимости от семьи, стиля воспитания, в которой ребенок растет и развивается, его личность определяется и развивается. В-третьих младший школьный возраст имеет свои особенности: у ребенка непроизвольная память;работоспособность ребенка 10-15 минут; познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны;неустойчивость поведения. В данном возрасте происходит смена деятельности, ведущей становится учебная.Проведя исследование мы пришли к выводам: в случае если в семье отмечается высокий уровень отношения к ребенку и авторитетный стиль семейного воспитания, то у таких детей высокий уровень успеваемости. В семьях же с преобладанием низкого уровня отношения родителей к ребенку успеваемость детей будет соответственно слабая – троечники и только несколько детей, которые учатся на «хорошо». Здесь детей успевающих на «отлично» не было выявлено. Следовательно, после анализа полученных результатов, мы с твердостьюконстатируем тот факт, что отношения родителей и ребенка, стратегия семейного воспитания воздействуют на уровень его успеваемости в школе, его успешности обучения. Все же, проведенное нами исследование является начальным этапом более глубокого и детального изучения, потому необходимо его последующее проведение. В заключение нужно добавить, что родители обязаны принимать активное участие в жизни ребенка, все же стараться находить время для общения с ребенком и проведения развлекательных мероприятий, проявлять интерес к школьной жизнью ребенка, помогать раскрывать свои способности и умения, развивать самостоятельность и активность в жизни.Таким образом, цель исследования реализована, задачи решены. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАникина Р.В. Особенности взаимодействия между родителем и ребенком / Р.В. Аникина//Молодой ученый.- 2014-№1.-С.620-622Берестов Н.И., Кулик Л.А. Семейное воспитание. // М.: Просвещение, 2014.-189 с. Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127.Божович Л.И. Формирование личности в детском возрасте. // М.: Просвещение ,2013. – 386 с.Васильченко Л.В. Воспитание и развитие младших школьников / Л.В. Васильченко – М, 2016 – 250 с.Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Воспитание школьника в семье// Нач.шк.- 2015. №3.С.8-14Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием . М.: Педагогика, 2014.- 282 с.Дружинин В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин – 3-е изд.- СПб: Питер, 2009. – 176 с.Есипов Б.П. Семья и школа. – М.: Знание,- 2011г. – 24 с.Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы воспитания. – М.: Учпедгиз, 2010.- 29 с.Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи.- М.: Знание, 2014.- 96 с.Колосова А. А. Роль семьи в воспитании младшего школьника [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2426–2430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53488.htm. (дата обращения 24.10.2019).Кривобок Е. В. Учебная деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2014. - 140 c.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 232 с.Курочкина И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. - 242 c.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 2014.- 478 с.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- М.: Просвещение. 2015.- 272 с.Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.- М.: Педагогика 2016.- 179 с.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности .- М.: Мысль, 2014.- 352 с.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.-М.: Академия, 2014- 362 с.Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у детей // Вопросы психологии.- 2010.- №3. С.30-35ПРИЛОЖЕНИЕПриложение АМое участие в жизни ребенкаТест № 1 «Мое участие в жизни ребенка»1.Можете ли Вы в любой момент оставить свои важные дела и заняться ребенком?А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу2.Можете ли Вы выделить ребенку один день в месяц, когда он может делать то, что пожелает и не вмешиваться в этот день в его дела?А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу3.Можете ли Вы отказаться от посещения гостей, если ребенок не хочет идти туда?А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу4.Можете ли Вы пообещать ребенку дорогой подарок в конце учебного года при условии, если он хорошо его закончит?А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу5.Можете ли Вы отвозить ребенка на его любимый кружок, даже если он находится очень далеко?А) Да, всегда так делаю Б) Иногда В) Нет, не могу6.Можете ли Вы разрешить ребенку пригласить его друзей к себе домой?А) Да, всегда так делаюБ) ИногдаВ) Нет, не могуТаблица А.1 - Результаты#123456А222222Б111111В0,50,50,50,50,50,5Приложение А – продолжениеA.10,5 до 12 баллов – Вы именно тот родитель, о котором мечтают дети! Вы всегда готовы помочь ребенку и оставить все свои дела. Ваш ребенок – это Ваша единственная ценность в жизни. Вы всегда стараетесь поддерживать ребенка, иметь с ним хорошие взаимоотношения.B.7,5 до 9 баллов – Вы внимательно следите за жизнью ребенка. Стараетесь быть хорошим родителем, но на практике у Вас не всегда получается создать благоприятные отношения с Вашим ребенком. Порой Вы бываете строги, а в других случаях наоборот, очень мягки.C.4,5 до 6 баллов – К сожалению, у Вас не всегда получается уделить внимание своему ребенку. Между вами часто возникают конфликтные ситуации, которые разрешаются не так быстро, как хотелось бы. РекомендуемВам почитать педагогическую литературу и найти те методы и подходы, которые наладят Ваши взаимоотношения с ребенком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аникина Р.В. Особенности взаимодействия между родителем и ребенком / Р.В. Аникина//Молодой ученый.- 2014-№1.-С.620-622
2.Берестов Н.И., Кулик Л.А. Семейное воспитание. // М.: Просвещение, 2014.-189 с.
3.Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127.
4.Божович Л.И. Формирование личности в детском возрасте. // М.: Просвещение ,2013. – 386 с.
5.Васильченко Л.В. Воспитание и развитие младших школьников / Л.В. Васильченко – М, 2016 – 250 с.
6.Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Воспитание школьника в семье// Нач.шк.- 2015. №3.С.8-14
7.Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием . М.: Педагогика, 2014.- 282 с.
8.Дружинин В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин – 3-е изд.- СПб: Питер, 2009. – 176 с.
9.Есипов Б.П. Семья и школа. – М.: Знание,- 2011г. – 24 с.
10.Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы воспитания. – М.: Учпедгиз, 2010.- 29 с.
11.Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи.- М.: Знание, 2014.- 96 с.
12.Колосова А. А. Роль семьи в воспитании младшего школьника [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2426–2430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53488.htm. (дата обращения 24.10.2019).
13.Кривобок Е. В. Учебная деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2014. - 140 c.
14.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 232 с.
15.Курочкина И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. - 242 c.
16.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 2014.- 478 с.
17.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- М.: Просвещение. 2015.- 272 с.
18.Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.- М.: Педагогика 2016.- 179 с.
19.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности .- М.: Мысль, 2014.- 352 с.
20.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.-М.: Академия, 2014- 362 с.
21.Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у детей // Вопросы психологии.- 2010.- №3. С.30-35

Вопрос-ответ:

Какова роль семьи в обучении младших школьников?

Семья играет ключевую роль в обучении младших школьников. Она создает условия для развития ребенка, обеспечивает поддержку и помощь, способствует формированию личности.

Почему семья является одним из факторов формирования личности ребенка?

Семья является первичной социальной средой для ребенка. Воспитание, образцы поведения, ценности передаются от родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя недооценивать.

Как изучается стиль семейного воспитания?

Стиль семейного воспитания изучается через анализ способов взаимодействия родителей с ребенком, их ролей, стратегий и методов воспитания. Исследования основаны на наблюдениях и анкетировании родителей.

Какие особенности учебной деятельности младших школьников?

У младших школьников происходит активное развитие мышления, формирование умений и навыков. Они активно учатся исследовать и познавать мир, развивают навыки самостоятельной работы и сотрудничества.

Каким было организация исследования влияния семьи на процесс обучения младших школьников?

Для исследования была использована программа, которая направлена на повышение значимости педагогического влияния семьи. Проводились наблюдения за взаимодействием родителей и ребенка, а также проводились анкетирования родителей для выявления особенностей семейного воспитания.

Какую роль играет семья в процессе обучения младших школьников?

Семья играет важную роль в обучении младших школьников. Она формирует основы личности ребенка, влияет на его стиль воспитания и оказывает влияние на учебную деятельность.

Почему семья является фактором формирования личности ребенка?

Семья является первым и основным социальным окружением, в котором ребенок растет. Влияние семьи на формирование личности ребенка проявляется через модели поведения, ценностные ориентации, стили взаимодействия.

Как можно изучить стиль семейного воспитания?

Изучение стиля семейного воспитания может проводиться с помощью анкетирования и наблюдения за взаимодействием родителей и детей. Можно анализировать приоритеты и ценности семьи, а также способы решения конфликтов.

Какие особенности учебной деятельности младших школьников?

Особенности учебной деятельности младших школьников включают в себя формирование начальных навыков чтения, письма и математики, развитие памяти и внимания, а также освоение норм поведения в школе.

Как было организовано исследование влияния семьи на процесс обучения младших школьников?

Исследование проводилось с помощью анкетирования родителей и учителей, а также наблюдения за взаимодействием родителей и детей. Были использованы различные методы сбора и анализа данных для получения полной картины влияния семьи на обучение младших школьников.

Какую роль играет семья в процессе обучения младших школьников?

Семья играет важную роль в обучении младших школьников, так как является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Роль семьи заключается в создании условий для развития и образования ребенка, поддержке его интересов и мотивации, а также в формировании стиля семейного воспитания, который также влияет на успехи в учебной деятельности.

Каким образом семейный воспитание влияет на процесс обучения младших школьников?

Семейное воспитание оказывает значимое влияние на процесс обучения младших школьников. Стиль семейного воспитания, который формируется в семье, может способствовать развитию или ограничивать обучение ребенка. Например, в семьях с высоким уровнем поддержки, где ребенка мотивируют и помогают ему развиваться, дети часто показывают лучшие результаты в учебе. В то же время, в семьях с низким уровнем поддержки или с агрессивным стилем воспитания, у младших школьников может возникнуть негативное отношение к обучению и у них могут возникать проблемы в учебной деятельности.