- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1 Историческая ретроспектива создания и развития театра «Ромэн» 5
2. Цыганская музыка: культурологический аспект 10
3 Театр «Ромэн» и цыганская культура: музыкальный образ 13
Заключение 17
Литература 19
Фрагмент для ознакомления
Пожалуй, ни одно другое национальное меньшинство не имело в начале 30-х годов прошлого века такой широкой творческой популярности. Театр был просто вынужден откликаться на ожидания зрителей, как в Москве, так и во время гастролей.Дополнительной причиной опоры на фольклор стала поначалу неверная установка на цыганский язык спектаклей. Произнося непонятные зрителю слова, артисты, вынуждены были удерживать внимание зала яркими костюмами, пением и танцами.Уже при становлении «Ромэн» возник вопрос о том, в какой степени он должен опираться на народные (в том числе фольклорные) традиции цыган. Здесь можно выделить три линии: музыкальную, костюм и соответствие народным обычаям. Начнем с последних. Следует признать то, что «Ромэн» ни на одном этапе своего существования не ставил себе задачей показать цыганский народ достоверно этнографически. Например, почти не уделялось внимания такому существенному моменту, как религиозность. Режиссеры игнорировали важнейший социальный институт – цыганский суд. Вопреки реальности акцент делался на тирании «вожаков»; (в популярной и художественной литературе их всевластие всегда было общим местом). Между тем, вопреки распространенному мнению в России у цыган очень сильны эгалитарные традиции. Институт цыганских «вожаков» (так называемых «цыганских баронов») в развитой форме существует только у котляров. Однако и у них фигура «барона» скорее для внешнего представительства. Все серьезные внутренние конфликты котляры решают через цыганский суд.Драматургия, написанная для «Ромэн» в прошлом веке опиралась на конфликт между тираном цыганским вожаком и таборной беднотой. Изредка в сюжеты пьес проникали откровенно невозможные вещи, как состязания женихов или феодальные пережитки «право первой ночи». Не случайно цыганский журналист, бывший фронтовик Василий Бурлуцкий с горечью писал в 1966 году: «Каждый ищет в цыганском несчастье прежде всего романтику... На потребу обывателям. Так было в прошлом. Так есть и теперь. На ум пришли спектакли московского театра «Ромэн», ничего общего не имеющие с сегодняшними проблемами цыган»25. Разумеется, в театре были (и есть) режиссеры, которые пытаются избежать искажений этнопсихологии. Но при том драматургическом материале, который приходится брать за основу, возможны лишь частные улучшения. За многие десятилетия худсовет так и не привлек к сотрудничеству авторов, знакомых с подлинными цыганскими традициями.На любом этапе эволюции театра зрители получали вместо знаний о таборных обычаях (или цыганском образе мыслей) тот или иной миф. В советские годы цыганский народ подавался романтично и с симпатией, а последние 20 лет набирает силу негативизм и пессимизм.Справедливости ради заметим, что вся постсоветская культура совершила крен в сторону повышенного внимания к пороку. Поздние спектакли «Ромэн» - лишь частный случай этой тенденции. Судя по тому, что нам известно о настроении творческого состава, можно ожидать позитивных изменений, как только театр получит качественно иные сценарии.Подлинной основой успеха всегда были у «Ромэна» цыганский вокал и хореография. С первых дней в составе труппы были кадры, воспитанные хорами и эстрадой. Заведующий музыкальной частью С. Бугачевский обладал хорошим вкусом, и его трепетное отношение к фольклору самым благотворным образом сказалось на качестве постановок. Поскольку работа в столичном театре была престижной, коллектив многие десятилетия пополнялся талантливой молодежью, обладающей народной манерой пения и пляски. Без всяких сомнений, «Ромэн» сыграл колоссальную роль в популяризации цыганского музыкального искусства. Не случайно значительная часть рецензий и отзывов посвящена именно исполнительскому мастерству.Рассматривая раннюю историю «Ромэн», исследователю надо абстрагироваться от своих знаний. Нам известно, что более полувека театр был обязан своей популярностью, прежде всего, опоре на фольклорную составляющую.Напрашивающийся выбор между концепциями драматического и фольклорного музыкального театра, к сожалению, не сделан до сих пор. Вполне возможно, руководство «Ромэн» посмотрит критически на собственный творческий опыт и станет последовательно развивать направление, которое прежде давало наибольший успех. Вернуть аншлаги можно за счет постепенной коррекции репертуара. Основной упор следовало бы сделать на повышение качества аккомпанемента, а также на рост вокального и хореографического мастерства.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать неутешительный вывод. За свою многолетнюю историю театр так и не определился с концепцией воплощения цыганской музыкальной традиции. Подтверждением затянувшегося творческого кризиса, особенно в последние 25-30 лет служит отсутствие интереса театральных критиков, а также откровенно слабая наполняемость зала. Возможная причина здесь кроется не столько в таланте актерского состава, сколько в отсутствии внятной концепции театра. Вероятнее всего неверный выбор драматического направления в противовес музыкального стал камнем преткновения. Традиционно от цыганского исполнения публика ожидает отнюдь не тонких психологических нюансов, а именно национальной экзотики. И Большой театр, и Театр оперетты в своей творческой работе всё-таки опирается на вкусовые предпочтения зрительской аудитории. Вполне возможно нынешние трудности театра «Ромэн» связаны именно с попытками работать не в своем жанре. Посмотрим какие спектакли цыганского театра пользуются наибольшей популярностью. Анализ существующих постановок явственно демонстрирует успех представлений, отличающихся минимумом текста и максимумом вокала с хореографией.Довоенный спектакль-концерт «Вечер цыганской песни и пляски» пользовался огромным успехом у зрителей. В настоящее время, пожалуй, только легендарный спектакль «Мы – цыгане», идущий последние 30 лет собирает аншлаги и является визитной карточкой театра. Именно в нем реплики актеров существуют лишь для дополнительной связи, а основной упор сделан на зрелищность и музыку.Исследуя текущий репертуар театра «Ромэн» можно сделать следующие выводы. Театр «Ромэн» обладает всем, что позволило привлечь искушенную публику. Его труппа достаточно профессиональна, в ней есть немало талантливых актеров. Есть и режиссеры с высоким творческим потенциалом. Рост популярности возможен без дополнительных финансовых вложений.Требуется опора на зрительские ожидания, направление которых прослеживается в течение всей истории театра. Проанализировав причины удач и провалов, худсовет мог бы в кратчайшие сроки провести назревшие реформы. Опираясь на пьесы компетентных авторов (которые проявили себя в цыганской теме в последние годы), а также пересмотрев отношение к костюмам, вокалу и хореографии, театр «Ромэн» способен совершить творческий прорыв.В культурологическом аспекте следует сделать возможно несколько неутешительный вывод. Достаточно давно театр не отражает в полной мере существовавшую и существующую цыганскую культуру. Использует только некоторые ее элементы, но в глобальном смысле это просто красивая музыкальная картинка – шоу-бизнес. Однако все можно легко вернуть, обратившись к истокам национальной цыганской музыкальной культуры, что безусловно сделает культурную популяризацию и ретрансляцию успешной и плодотворной.ЛитератураБессонов Н. В. Четыре развилки на творческом пути театра «Ромэн» //Культура и искусство. – 2013. – №. 4. – С. 453-464.Джанджугазова Е. А., Пятнов П. В. Мир цыган—параллельный мир //Современные проблемы сервиса и туризма. – 2012. – №. 4.Друскин М. К вопросу об изучении «цыганщины» (По поводу работы Б. Штейнпресса «К истории" цыганского пения" в России») //Советская музыка. – 1985.Друц Е., Гесслер А. Фольклор русских цыган. – Изд-во" Наука," Глав. ред. восточной лит-ры, 1987.Мазова Е. В. Ярусное построение композиции как прием структурирования театрального и изобразительного пространства в искусстве Александра Тышлера //Манускрипт. – 2018. – №. 4 (90).Мароши В. В. «Цыганский «Вакхический" Миф врусской литературе XIX В. И Неодионисийский Миф Вяч. Иванова //Культура И Текст. – 2019. – №. 2 (37).Махотина И. Ю. Песни литературного происхождения и жестокий романс в репертуаре русских цыган //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2011. – Т. 11. – №. 3.Махотина И. Ю. Цыгане и русская культура: литература и фольклор. – 2012.Ром-Лебедев И. И. От цыганского хорак театру" Ромэн": записки московского цыгана. – Искусство, 1990.Смирнова-Сеславинская М. В. Текстовые источники изучения языка и культуры цыган России-краткий обзор публикаций //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2012. – Т. 15. – №. 4.Цыганская песня: от «Яра» до Парижа. – Litres, 2018.Черенков Л. Н. Цыгане-диаспора? //Диаспоры. – 2009. – №. 1. – С. 239-256.Шаповал B. В. Цыганские элементы в русском воровском арго?(размышления над статьей акад. АП Баранникова 1931 г.) //Вопросы языкознания. – 2007. – №. 5. – С. 108-128.Штейнпресс Б. С. К истории" цыганского пения" в России. – Гос. музыкальное изд-во, 1934.
Литература
1. Бессонов Н. В. Четыре развилки на творческом пути театра «Ромэн» //Культура и искусство. – 2013. – №. 4. – С. 453-464.
2. Джанджугазова Е. А., Пятнов П. В. Мир цыган—параллельный мир //Современные проблемы сервиса и туризма. – 2012. – №. 4.
3. Друскин М. К вопросу об изучении «цыганщины» (По поводу работы Б. Штейнпресса «К истории" цыганского пения" в России») //Советская музыка. – 1985.
4. Друц Е., Гесслер А. Фольклор русских цыган. – Изд-во" Наука," Глав. ред. восточной лит-ры, 1987.
5. Мазова Е. В. Ярусное построение композиции как прием структурирования театрального и изобразительного пространства в искусстве Александра Тышлера //Манускрипт. – 2018. – №. 4 (90).
6. Мароши В. В. «Цыганский «Вакхический" Миф в русской литературе XIX В. И Неодионисийский Миф Вяч. Иванова //Культура И Текст. – 2019. – №. 2 (37).
7. Махотина И. Ю. Песни литературного происхождения и жестокий романс в репертуаре русских цыган //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2011. – Т. 11. – №. 3.
8. Махотина И. Ю. Цыгане и русская культура: литература и фольклор. – 2012.
9. Ром-Лебедев И. И. От цыганского хора к театру" Ромэн": записки московского цыгана. – Искусство, 1990.
10. Смирнова-Сеславинская М. В. Текстовые источники изучения языка и культуры цыган России-краткий обзор публикаций //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2012. – Т. 15. – №. 4.
11. Цыганская песня: от «Яра» до Парижа. – Litres, 2018.
12. Черенков Л. Н. Цыгане-диаспора? //Диаспоры. – 2009. – №. 1. – С. 239-256.
13. Шаповал B. В. Цыганские элементы в русском воровском арго? (размышления над статьей акад. АП Баранникова 1931 г.) //Вопросы языкознания. – 2007. – №. 5. – С. 108-128.
14. Штейнпресс Б. С. К истории" цыганского пения" в России. – Гос. музыкальное изд-во, 1934.
Вопрос-ответ:
Какова историческая ретроспектива создания и развития театра Ромэн?
Театр Ромэн был создан в начале 30-х годов прошлого века и достиг широкой популярности среди национального меньшинства. Команда театра активно выступала не только в Москве, но и в других городах во время гастролей. Они отзывались на ожидания зрителей и внимательно подбирали программу для каждого выступления.
Какой культурологический аспект освещает цыганская музыка?
Цыганская музыка ярко отражает культурологический аспект цыганской культуры. Ее мелодии, ритмы и инструментальное исполнение передают особенности и традиции этой национальности. Цыганская музыка стала интегральной частью идентичности и культуры цыганского народа.
Как связан театр Ромэн с цыганской культурой?
Театр Ромэн раскрывает цыганскую культуру через музыкальные образы. Они используют цыганские мелодии, танцы и костюмы, чтобы показать красоту и глубину этой культуры. Таким образом, театр Ромэн становится площадкой для трансляции цыганской культуры и привлечения внимания к ней.
Почему театр Ромэн считается феноменом цыганской культуры?
Театр Ромэн является феноменом цыганской культуры благодаря своей широкой популярности и популяризации этнической музыки и танцев. Он отражает и сохраняет традиции этого народа, привлекая внимание большого количества зрителей. Таким образом, театр Ромэн играет важную роль в сохранении и трансляции цыганской культуры.
Какие литературные источники рекомендуется изучить для более глубокого понимания театра Ромэн?
Для более глубокого понимания театра Ромэн рекомендуется изучить следующие литературные источники: [список литературы]. В этих книгах можно найти подробную информацию о истории создания и развития театра Ромэн, а также о его связи с цыганской культурой.
Какова историческая ретроспектива создания и развития театра Ромэн?
Театр Ромэн был создан в начале 30-х годов прошлого века и с тех пор прошел долгий путь развития. Он стал одним из самых популярных театров в Москве и во время гастролей. Сегодня он продолжает радовать зрителей своими постановками и сохранять традиции цыганской культуры.
Каков аспект цыганской музыки в контексте культурологии?
Цыганская музыка имеет особое место в культуре. Она является выразителем национальной идентичности и служит средством передачи традиций и ценностей цыганского народа. В контексте культурологии она исследуется как часть этнической культуры и привлекает внимание ученых и любителей искусства.
Как театр Ромэн связан с цыганской культурой и создает музыкальный образ?
Театр Ромэн является транслятором цыганской культуры через свои постановки. Он передает цыганские мотивы и традиции, создает атмосферу, в которой зрители могут погрузиться в мир цыганской музыки и танца. Таким образом, театр Ромэн создает музыкальный образ и поражает зрителей своей аутентичностью и красотой.