методические основы развития грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 28.11.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста 8
1.3. Программное содержание деятельности педагога по развитию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 14
1.4. Выводы 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ СИСТЕМА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Исследовательская диагностика степени сформированности грамматического строя речи у детей 18
2.2. Комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей 23
2.3. Выводы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
Фрагмент для ознакомления

Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но отличаются неустойчивостью. В этой связи, в средней группе детского сада необходимо регулярное повторение занятий.
Работа проводилась систематично. Упражнения применялись в игровой форме, поскольку игры, как было отмечено в Главе 1, являются ведущим видом деятельности дошкольника. Помимо этого, игра – важнейший метод активного обучения детей, который способствует развитию всех познавательных процессов. Под действием игры у ребенка закладываются усложненные виды зрительного, звукового анализа и синтеза. Степень сформированности данных видов играет важную роль для полноценного формирования грамматического строя речи.
Предложенный автором настоящей работы комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) представлен в Таблице 2.

Таблица 2 - Комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
№ Название игры Цель Форма работы 1 1) «Заготовки на зиму»
2) «Угадай, чего не стало?» сформировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа индивидуальная,
групповая (индивидуально коллективная),
фронтальная (со всей группой) 2 1) «Подбери признак»
2) «Опиши любимую вещь» сформировать умение образовывать согласование между именем существительным и именем прилагательным индивидуальная,
групповая (индивидуально коллективная),
фронтальная (со всей группой) 3 1) «Исправь ошибку Незнайки»
2) «В мире животных» сформировать умение самостоятельно подбирать слова-действия (глаголы) индивидуальная,
групповая (индивидуально коллективная),
фронтальная (со всей группой)
Комплекс упражнений включает в себя 6 заданий, 3 из которых были использованы ранее для диагностики развития грамматического строя речи детей (подробное описание см. выше Глава 2, пп. 2.1). Вышеприведенные задания, в рамках практического применения, были дополнены следующими игровыми упражнениями:
Игра «Заготовки на зиму». Цель игры заключалась в том, чтобы сформировать у детей умение образовывать форму родительного падежа множественного числа.
В процессе игры, как и в случае упражнения «Угадай, чего не стало?», использовался дополнительный материал (картинки овощей, фруктов). Педагог рассказывает, что на зиму можно заготавливать варенье, компоты, повидло, джемы и прочее. Затем дети получают задания: составить предложения, что можно приготовить на зиму, используя предложенные картинки. Например, из яблок – яблочный сок, из вишен – вишневое варенье и т.д.
Игра «Опиши любимую вещь» по своему принципу аналогична упражнению «Подбери признак». Цель игры: сформировать умение образовывать согласование между именем существительным и именем прилагательным.
Ребенок называет свою любимую вещь (игрушку), а затем, по просьбе педагога, пытается ее описать, охарактеризовать. Например, кукла – красивая; медвежонок – коричневый, мягкий; машинка – быстрая, и т.д.
Игра «В мире животных» позволяет реализовать задачу: сформировать умение ребенка самостоятельно подбирать слова-действия (глаголы).
В качестве дополнительного материала используются картинки с изображениями различных животных и насекомых. Ребенок берет первую попавшуюся карточку и называет действия, которые совершает то или иное животное. Например, ворона – каркает, корова – мычит, лягушка – квакает. В данной игре нет четких рамок, приветствуются различные варианты ответов, что позволяет развивать ребенку фантазию и творческий подход (дополнительно к основной задаче игры). Например, «собака лает, грызет кость, охраняет дом», «комар звенит, кусает» и т.д.
Весь комплекс упражнений не только проводился с детьми индивидуально, но и носил групповую и фронтальную формы работы.
Следует добавить, что повседневная жизнь и работа с детьми позволяет упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм, фиксировать типичные ошибки и устранять их, посредством предоставления ребенку образца правильной речи.
На практическом этапе данного исследования, в различных аспектах образовательной деятельности - сборы на прогулку, непосредственно прогулка, организация дежурства по столовой, умывание и проч. – незаметно для детей проводились упражнения в правильном (самостоятельном) подборе слов-действий (глаголов), а также в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, в образовании согласования между существительными и прилагательными. Например, в столовой дети отрабатывали навык образования существительных множественного числа в родительном падеже: «на столе нет ложек, нет стаканов».
Иными словами, формирование грамматического строя речи детей 4-5 лет проводилось не только в рамках игровых упражнений и отведенного времени для занятий, но и среди дня, в процессе повседневной деятельности.


2.3 Выводы

Во второй главе настоящей работы представлен практический этап проведенного исследования. Диагностическая работа проведена на базе МАДОУ д/с №34 (Ревдинский городской округ). В исследовании, целью которого являлось изучение качественных особенностей состояния грамматического строя речи, приняли участие 23 ребенка. Были получены следующие результаты:
отмечены показатели степени сформированности грамматического строя речи детей 4-5 лет, которые включают в себя:
-умение образовывать согласование между именами существительными и прилагательными;
-умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
-умение правильно подбирать слова-действия (глаголы) по смыслу.
2) разработаны уровни проявления данных показателей – оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к);
3) на основании данных критериев проведен диагностический срез, который показал, что у большинства опрошенных детей выявлен оптимальный уровень показателей, и дети в достаточной мере владеют проводимыми на диагностике грамматическими умениями;
4) предложен и разработан комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей 4-5 лет. Данные упражнения проводились с детьми регулярно не только в игровой форме, но и в повседневной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральная задача воспитания ребенка - формирование речи в дошкольном возрасте, поскольку данный процесс становления закладывает фундамент для последующего усвоения родного языка, в частности, и для успеха в дальнейшей жизни в целом. Речевая функция человека способствует творческому и психическому развитие ребенка, позволяет проявляться его способности к познанию, построению своего внутреннего «Я», и как следствие, формированию себя как Личности.
Важнейшую роль в процессе овладения речью играет грамматика. Грамотно поставленная речь позволяет ребенку развивать мышление, логично и четко излагать свои мысли, что обеспечивают ему плавный и легкий переход во взрослую жизнь. Более того, ребенок с развитым грамматическим строем речи здоров эмоционально и, следовательно, физически.
Все правила языка познаются детьми в живой речи. Поэтому особенно важно (для родителей и воспитателей) быть примером и понимать, что и как говорить, объяснять ребенку, особенно среднего дошкольного возраста.
В наш век высоких технологий проблема развития правильной, грамматически выстроенной речи у ребенка актуальна, поскольку книги заменены планшетами, а игры с детьми на площадках – компьютерными играми.
Задачи развития грамматического строя реализуются в определенных программах, которые применяются в рамках ДОУ. Такие программы разработаны с целью обеспечения полноценного и всестороннего развития ребенка. Они содержат определенный объем необходимых требований к речи детей различных возрастных категорий.
В процессе выполнения данной работы были выделены показатели степени сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста, определены три уровня проявления (оптимальный, допустимый и критичный). В результате анализа результатов проведенной диагностика сделан вывод, что необходимо при работе с детьми не только увеличивать их запас слов, но формировать точное понимание их значения и осмысленного употребления. Для достижения наилучших результатов и повышения культуры населения, по мнению автора, необходимо: предоставление образцов грамотной речи; обучение детей тем грамматическим формам, которые вызывают особые трудности; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; корректное исправление грамматических ошибок.
И в качестве заключения, хотелось бы добавить слова Ф.А. Сохина: «Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью». Зная задачи, методические подходы и обогатив предметную пространственную среду, мы формируем грамматический строй речи детей, что, по мнению автора, представляет особую ценность и вполне способно определить будущее ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-5 лет /О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.
Алексеева, М.М. Речевое развитие детей: учеб. пособие для студентов /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 158 с.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. - 400 с.
Арушанова, А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи /А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 58-59.
Арушанова, А.Г. Грамматические игры и упражнения /А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 23-24.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Академия, 1981. - 227 с.
Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие /Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.
Веракса, Н.Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнулова. - М.: Форум, 2012. - 256 с.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
11. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /А.Н. Гвоздев, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 2000. - 378 с.
12. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: методическое пособие для воспитателей /В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет /В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2010. - 187 с.
14. Гризик, Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада /Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 198 с.
15. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет /Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 2007. - 211с.
16. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа (от 4 до 5 лет): методическое пособие для воспитателей детского сада /Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 с.
17. Калмыкова, Л. Работа по формированию грамматического строя речи /Л. Калмыкова // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 1. - С. 4-9.
18. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет: лексические темы /С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 с.
19. Кибанова, А.Я. Психология и педагогика: адаптивный курс для бакалавров /А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
20. Конина, М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2000. – С. 283-290.
21. Конышева, Н.М. Ступеньки детства: программа-концепция для педагогов и родителей /Н.М. Конышева. - М.: Ассоциация XXI век, 2007. -192 с.
22. Лебедева, Л.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средний возраст): учебно-методическое пособие / Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева; под ред. И.В. Козиной. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 144 с.
23. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь: конспекты занятий /О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
24. Лямина, Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких /Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 8. - С. 23-27.
25. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок /А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
26. Маханева, М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет: методические рекомендации для воспитателей детского сада /М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева. - М.: Сфера, 2010. - 199 с.
27. Негнивицкая, Е.И. Язык и дети /Е.И. Негнивицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Просвещение, 1981. - С. 37-55.
28. Новиковская, О. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников /О. Новиковская. - М.: АСТ, 2010. - 154 с.
29. Орлова, Е.А. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Л.В. Мардахаев, Д.И. Чемоданова; под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Юрайт, 2012. - 447 с.
30. Парамонова, Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева. - М.: Сфера, 2011. - 168 с.
31. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи /Л.Г. Парамонова. - М.: АСТ, 2012. - 208 с.








2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-5 лет /О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.
2.Алексеева, М.М. Речевое развитие детей: учеб. пособие для студентов /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 158 с.
3.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. - 400 с.
4.Арушанова, А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи /А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 58-59.
5.Арушанова, А.Г. Грамматические игры и упражнения /А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 23-24.
6.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Академия, 1981. - 227 с.
7.Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие /Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.
8.Веракса, Н.Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
9.Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнулова. - М.: Форум, 2012. - 256 с.
10.Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
11. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /А.Н. Гвоздев, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 2000. - 378 с.
12. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: методическое пособие для воспитателей /В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет /В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2010. - 187 с.
14. Гризик, Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада /Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 198 с.
15. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет /Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 2007. - 211с.
16. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа (от 4 до 5 лет): методическое пособие для воспитателей детского сада /Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 с.
17. Калмыкова, Л. Работа по формированию грамматического строя речи /Л. Калмыкова // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 1. - С. 4-9.
18. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет: лексические темы /С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 с.
19. Кибанова, А.Я. Психология и педагогика: адаптивный курс для бакалавров /А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
20. Конина, М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2000. – С. 283-290.
21. Конышева, Н.М. Ступеньки детства: программа-концепция для педагогов и родителей /Н.М. Конышева. - М.: Ассоциация XXI век, 2007. -192 с.
22. Лебедева, Л.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средний возраст): учебно-методическое пособие / Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева; под ред. И.В. Козиной. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 144 с.
23. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь: конспекты занятий /О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
24. Лямина, Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких /Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 8. - С. 23-27.
25. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок /А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
26. Маханева, М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет: методические рекомендации для воспитателей детского сада /М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева. - М.: Сфера, 2010. - 199 с.
27. Негнивицкая, Е.И. Язык и дети /Е.И. Негнивицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Просвещение, 1981. - С. 37-55.
28. Новиковская, О. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников /О. Новиковская. - М.: АСТ, 2010. - 154 с.
29. Орлова, Е.А. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Л.В. Мардахаев, Д.И. Чемоданова; под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Юрайт, 2012. - 447 с.
30. Парамонова, Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева. - М.: Сфера, 2011. - 168 с.
31. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи /Л.Г. Парамонова. - М.: АСТ, 2012. - 208 с.